Научная статья на тему 'Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов педагогического колледжа'

Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1530
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / NOTION / PROFESSIONAL NOTION / STRUCTURE OF PROFESSIONAL NOTION / EDUCATIONAL SPHERE OF INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Е. А.

В статье даются определения понятий «профессиональное представление», «структура профессионального представления». Раскрываются особенности профессиональных представлений студентов педагогического колледжа. Обозначены пути формирования адекватных представлений о профессии будущих специалистов в условиях среднего педагогического учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES AND FORMING OF PROFESSIONAL NOTIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE

In the article the definitions of notions «professional notions» and «structure of professional notions» are given. The peculiarities of professional notion of the students of pedagogical college are put on. The ways of forming of the given notions in the secondary pedagogical educational institution are marked.

Текст научной работы на тему «Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов педагогического колледжа»

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Е.А. Семенова (Иркутск)

Аннотация. В статье даются определения понятий «профессиональное представление», «структура профессионального представления». Раскрываются особенности профессиональных представлений студентов педагогического колледжа. Обозначены пути формирования адекватных представлений о профессии будущих специалистов в условиях среднего педагогического учебного заведения. Ключевые слова: представление, профессиональное представление, структура профессионального представления, образовательное пространство учебного заведения.

На современном этапе развития общества повышается роль подготовки компетентных специалистов, обладающих сформированными профессиональными знаниями и умениями. Становление личности профессионала успешно осуществляется лишь в том случае, если в процессе обучения формируется система адекватных профессиональных представлений, участвующих в формировании жизненных планов личности, организующих и направляющих ее активность, придающих ей качественное своеобразие, неповторимый индивидуальный и социальный облик. Степень сформированности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности.

Актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена необходимостью поиска эффективной системы подготовки будущего учителя в образовательном пространстве педагогического колледжа. В психологической науке имеется немало исследований, посвященных изучению профессиональных представлений, однако вопрос о их целенаправленном формировании глубоко не рассматривался. Стихийное развитие профессиональных представлений, не сопровождающееся их необходимой педагогической коррекцией, приводит к формированию узких, ограниченных моделей будущей профессии, что препятствует дальнейшему профессиональному росту. Следует также отметить, что возможности педагогического колледжа в профессиональном становлении студентов в целом и в формировании профессиональных представлений в частности не получили еще в психолого-педагогической литературе глубокого теоретического обоснования.

Цель исследования - изучить профессиональные представления студентов и определить пути их формирования в условиях педагогического колледжа.

Обзор литературы по теме исследования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К. Левин, С. Моско-вичи, С.Л. Рубинштейн, Г. Эббингауз и др.) показал, что, несмотря на длительность изучения проблемы представлений, она во многих аспектах остается еще недостаточно исследованной, что свидетельствует о ее сложности и значимости. Известно, что проблема представлений является междисциплинарной и традиционно рассматривается в философии, физиологии, когнитивной и социальной психологии. К её исследованию было при-

ковано пристальное внимание многих ученых: Ф. Галь-тона, В. Вундта, М. Вертгеймера, Э. Дюркгейма, А. Мейнонга, Ж. Пиаже, Ч.С. Шеррингтона, К.Г. Юнга. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли труды отечественных физиологов и психологов: Б.Г. Ананьева, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, И.М. Сеченова, С.Д. Смирнова, Б.М. Теплова и др. По мнению большинства авторов, представление - это сложное динамичное образование, обладающее рядом пространственных и временных характеристик: целостностью, обобщенностью, полнотой, яркостью, четкостью образа.

Б.Г. Ананьев считает: «Организация представлений в сознании человека имеет системный характер, определяемый сложными взаимодействиями между отдельными его компонентами, имеет свою структуру» [1, с. 47]. Структурной характеристикой представлений является единство информативных и смысловых составляющих как на уровне индивидуального, так и общественного сознания. Представления в виде первичного образа-цели управляют любой деятельностью, они составляют основное содержание знаний, умений и навыков, особенно тех, которые связаны с профессиональной деятельностью.

Особое значение в деятельности человека имеют профессиональные представления. Их роль в качестве регуляторов профессионального самоопределения рассматривалась А.И. Донцовым, Т.В. Кудрявцевым, Р.П. Мильрудом. В ряде работ (В.Г. Асеев [2], В.Д. Брагина [3], Л.А. Сергеева [9]) обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом собственных интересов, возможностей и способностей (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов). Некоторые предпосылки, позволяющие подойти к определению функций профессиональных представлений, имеются в работах В.Д. Брагиной [3], В.Н. Обносова [8] и др. Результаты исследования В.Д. Брагиной показали, что регуляторная функция представлений о профессии в процессе профессионального самоопределения выступает в трех аспектах: когнитивном («знаю и соответственно оцениваю»), эмоциональном («нравится - не

нравится») и поведенческом («намерен выбрать - выбрал», «в дальнейшем предполагаю работать по избранной профессии»). Представления о профессиях могут также выполнять мотивационную функцию, побуждая субъекта к ограничению выбора до одной профессии. «Представления о каждой из сторон профессии (уровень заработной платы, перспективы карьерного роста, социальный престиж, условия для творчества и т.д.) служат “основой оценивания” для субъекта, придают им личностный смысл» [3, с. 30].

Анализ различных подходов к пониманию и структуре профессионального представления (В.Д. Брагина [3], Н.Л. Кирт [4], В.Н. Обносов [8], Л.А. Сергеева [9]) позволил нам дать следующее его определение: профессиональное представление - это совокупность образов, обладающих отражающей, регулирующей, мотивирующей, оценочной, прогностической функциями и обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности. Такой подход позволил нам выделить в профессиональном представлении три взаимообусловленных структурных компонента: представление о профессии и личности профессионала (определенный социальный эталон профессионала, обобщенный образ той или иной специальности, отображенный субъектом и дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии); представление о себе как будущем профессионале (образ «Я», «идентифицированный» с данной специальностью и трансформированный на ее основе); представление о возможном профессиональном будущем (образ вероятного будущего, связанный с прогнозируемым социальным положением и возможностью личностно-профессионального роста). Выделение указанных компонентов достаточно условно, но оно позволяет определить основные направления изучения профессиональных представлений как психологической основы становления будущего профессионала.

Ряд психологов [3, 4, 8] предполагают, что уровни сформированности профессионального представления могут быть выражены в следующих градациях: 1) поверхностное фрагментарное представление; 2) поверхностное полное представление; 3) конкретное разностороннее представление; 4) обобщенное, включающее слитное знание общего и конкретного; 5) полное дифференцированное представление-знание (единство понятийного и конкретного содержания). Как подчеркивает Н.Л. Кирт, «каждый из перечисленных уровней включает в себя определенную иерархию мотивов, целей, их временную перспективу и зависит от особенностей самосознания» [4, с. 56].

На наш взгляд, развитие профессиональных представлений происходит в целостном образовательном пространстве профессионального учебного заведения. В последнее время в психолого-педагогической литературе понятия «образовательное пространство», «воспитательное пространство», «социокультурное пространство» используются достаточно часто. Ряд авторов

(Л.И. Колесникова [5], А.С. Косогова [6]) понимают образовательное пространство как существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных) по развитию индивида и его социализации.

В задачу констатирующего этапа исследования входило изучить особенности профессиональных представлений у студентов и выявить основные тенденции в развитии представлений о профессии на каждом этапе личностно-профессионального становления выпускника педкол-леджа. С этой целью мы использовали метод поперечных срезов, который позволил проследить изменения, происходящие со студентами на разных этапах обучения.

В качестве основных показателей, на основании которых изучались особенности представлений и их динамика, были следующие: 1) коэффициент сформиро-ванности представлений; 2) объем представлений о профессии; 3) яркость-четкость представлений; 4) особенности самопредставления; 5) выраженность качеств личности, характеризующих профессиональный образ. Коэффициент сформированности (X.) отражает полноту, целостность и обобщенность профессиональных представлений. Он рассчитывался по формуле, предложенной Л.А. Сергеевой [9], и позволял выразить общий уровень сформированности профессиональных представлений в баллах (9-10 баллов - высокий уровень, 7-

8 - уровень выше среднего, 5-6 - средний уровень, 34 - уровень ниже среднего, 1-2 - низкий уровень). Объем представлений о профессии выявлялся с помощью сочинения на тему «Каким должен быть идеальный учитель начальных классов». Текст студенческих сочинений обрабатывался методом контент-анализа, в ходе которого выявлялись смысловые единицы, характеризующие личность учителя, педагогическую деятельность и педагогическое общение. Показатель яркости-четкости представлений определялся на основе ответов студентов с помощью специального оценочного опросника, разработанного нами. При обработке данных выделялись три категории: образ учителя, образ ребенка, образ школы. Яркость-четкость этих образов оценивалась по пятибалльной шкале.

Для выявления особенностей самопредставления студентам предлагался «Тест двадцати утверждений на самоотношение», основанный на использовании нестан-дартизированного самоописания с последующим контент-анализом ответов. В качестве единиц анализа были выделены категории: социальные (выделение понятий типа «студентка», «будущий учитель» и т.д.), индивидуальные («добрая», «терпеливая» и т.д.), генерализованные («человек», «часть Вселенной» и т.д.). Категории качеств, характеризующих профессиональный образ, оценивались по десятибалльной шкале с помощью совокупности шкал для изучения самооценки. Испытуемому предлагалось оценить у себя развитие способности к педагогической деятельности, умение работать в

качестве учителя начальных классов и другие, что позволяло выявить уровень сформированности профессионально значимых качеств личности. При обработке данных выделялись три категории качеств: личностные, деятельностные, коммуникативные.

Как показали результаты исследования, профессиональные представления у обследованных студентов отличаются определенными особенностями в зависимости от этапа обучения в педагогическом колледже. Наблюдается положительная динамика объема представлений студентов о будущей профессии от первого этапа личностно-профессионального становления к третьему: общее количество смысловых единиц увеличивается с 81 на первом этапе до 119 - на третьем. Анализ полученных результатов показывает, что студенты всех курсов на первое место в профессии педагога ставят личность учителя, на второе - его деятельность и на третье - педагогическое общение.

Коэффициент сформированности профессиональных представлений, который отражает степень их полноты, обобщенности и целостности, имеет положительную динамику. Этот показатель от первого этапа (средний балл 1,68) к третьему (средний балл 5,42) резко возрастает. Качественный анализ также подтверждает эти данные: если на первом этапе представления студентов характеризуются фрагментарностью, отрывочностью, неполнотой, то к третьему они становятся более полными и объемными, однако в целом они еще не являются достаточно адекватными требованиям профессии. Результаты, полученные по оценочному опроснику, свидетельствуют, что на протяжении всех этапов обучения показатель яркости-четкости представлений постепенно возрастает: на первом курсе - 2,64 балла, на третьем - 3,19 балла, на пятом -3,83 балла. Качественный анализ яркости-четкости представлений о профессии по их отдельным компонентам (представления о личности и деятельности учителя, представления о ребенке, представления о школе) показал, что наиболее яркими являются представления о школе и об учителе. Представления же о ребенке младшего школьного возраста являются менее четкими.

Важным показателем представления о себе как о будущем профессионале является сформированность профессионального образа «Я - будущий педагог». Как показали результаты исследования, от первого к пятому курсу наблюдается некоторое снижение средних значений личностных категорий, характеризующих представления о себе как об учителе начальных классов. Самый высокий уровень зафиксирован у студентов первого курса - 8,56 балла. Затем следует снижение показателя у испытуемых пятого курса до уровня 7,14 балла. В процессе обучения с накоплением теоретических знаний и собственного практического опыта происходит незначительное повышение деятельностных категорий от первого курса (5,28 балла) к пятому (5,52 балла). Коммуникативные категории у студентов первого и третьего курсов выражены недостаточно (3,78 балла и соот-

ветственно 3,62 балла), и только к пятому курсу этот показатель повышается до уровня 4,86 балла.

Результаты изучения представлений студентов о возможном профессиональном будущем с помощью методики «Мои жизненные планы» Кроника-Головахи [7] показали, что на этапе первичной адаптации представления студентов о будущем ограничены ближайшей временной перспективой. Большинство испытуемых все ожидаемые нормативные события (достижение высокого уровня благосостояния, профессионального мастерства) планируют на ближайшие пять лет. Представления идеализированы, «утопичны», характеризуются «упрощенным» видением будущего и содержат небольшое количество ожидаемых событий. На этапе погружения в учебно-профессиональную деятельность в представлениях студентов о профессиональном будущем присутствуют установки на профессиональные достижения, однако они неопределенны и во многом нереалистичны. Уже в ближайшем будущем студенты видят себя состоявшимися профессионалами, но не указывают, какими путями они этого достигнут. У них сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. На этапе готовности к самостоятельной педагогической деятельности в представлениях студентов о своем будущем начинают проявляться положительные изменения: профессиональные планы начинают увязываться с дальнейшим обучением, студенты ориентируются на достижение профессионального мастерства, карьера рассматривается ими как повышение профессиональной компетентности и продвижение по служебной лестнице. Начало профессиональной деятельности студенты связывают с поиском работы, но содержание работы не конкретизируется и не указывается сфера профессиональной деятельности, наблюдается неадекватность жизненных целей.

Таким образом, на протяжении обучения в колледже у студентов происходят изменения в профессиональных представлениях: возрастает их объем, уровень сформи-рованности, яркость-четкость, самооценка профессиональных качеств постепенно повышается. Наблюдается профессионализация Я-образа, в его состав все в большей степени начинают входить компоненты, связанные с выбранной специальностью.

Вместе с тем полученные данные не выявили четких закономерностей в становлении профессиональных представлений. Это можно объяснить тем обстоятельством, что в рассматриваемой возрастной группе личностный рост прямо не связан с учебно-профессиональной деятельностью. Несомненно, важную роль в данном случае играет возрастно-половой состав обследованной выборки (девушки). В целом можно сделать вывод, что профессиональные представления студентов колледжа находятся на среднем уровне сформирован-ности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Они по своему содержанию

выше житейских представлений, но не достигают оптимального, научно-теоретического уровня. Это говорит о том, что без специальных психолого-педагогических воздействий процесс становления представлений идет замедленно, стихийно, что делает актуальной задачу разработки специальной системы педагогических воздействий, направленных на формирование профессиональных представлений у будущих педагогов.

Цель обучающего эксперимента заключалась в планомерном формировании у студентов профессиональных представлений путем специальной организации учебной, внеучебной и практической деятельности. В образовательном пространстве педагогического колледжа именно данные виды деятельности позволяют обеспечить такие условия, которые могут способствовать развитию у студентов полных и ярких профессиональных представлений, адекватных требованиям профессии.

Главное условие, которое мы пытались соблюсти в обучающем эксперименте, состояло в том, чтобы повысить психологическую компетентность студентов. В соответствии с этим при организации процесса обучения большое внимание уделялось углубленному изучению психологических дисциплин, усилению психологической направленности педагогической практики, психологическому сопровождению личностно-профессионального становления студентов. Работа по всем указанным направлениям осуществлялась одновременно.

В обучающем эксперименте, который проводился в течение полутора лет (7-9-й семестры), приняли участие 50 человек. Средний возраст испытуемых - 19 лет, пол - женский. Все они поступили в колледж после окончания основной общеобразовательной школы на базе

9 классов. Для контроля за ходом обучения были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная (каждая численностью по 25 человек). Психодиагностические срезы по всем использованным показателям проводились в контрольной и экспериментальной группах в начале 7-го и в конце 9-го семестров. Эксперимент проводился со студентами старших курсов, которые уже имели определенную базовую профессионально-педагогическую подготовку.

Исходя из определенной нами структуры профессиональных представлений, мы стремились создать такую систему работы по их развитию, которая бы отвечала данной структуре. При этом ставилась задача развить все три компонента профессиональных представлений. С этой целью создавались специальные ситуации, в которых у студентов должны были проявляться яркие образы, адекватные требованиям профессии, например, «ситуация предвосхищения педагогического действия», «ситуация рефлексирования», «занятия в школе будущего» и др.

Система работы по формированию профессиональных представлений строилась в соответствии со спецификой учебного заведения и включала в себя разумный баланс теоретических курсов и педагогической практики. В целях более глубокого усвоения теоретического

курса психологии выделялось дополнительное количество учебных часов, при этом использовались диалоговые, проблемные методы ведения учебных занятий, активные формы организации спецкурсов и практикумов (лекция-диалог, лекция-погружение, проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, тренинг).

Усиление психологической направленности производственной практики предполагало использование таких форм и методов, которые позволяли развивать у студентов способности к самопознанию, саморазвитию и педагогической рефлексии. К их числу относились психологический анализ пробного урока, проектирование, моделирование, учебное исследование и др. Важным условием реализации системы работы было также включение студентов в коллективное решение психологических задач (практических, исследовательских, проектировочных), реально возникающих в школе.

Организация внеучебной воспитательной работы со студентами была направлена на личностно-профессиональное самопознание и саморазвитие через такие формы, как социально-психологический тренинг, психологический клуб, часы общения. Тренинг по развитию профессиональных представлений был направлен на формирование у будущих учителей полного и целостного представления о предстоящей деятельности, развитие потребности в познании других людей, а также на развитие понимания самого себя как будущего профессионала. Программа тренинга состояла из трех блоков. Первый блок был направлен на развитие представлений студентов о деятельности и профессионально важных качествах личности учителя. Сюда вошли задания типа «актуализация представлений», «проигрывание типов взаимодействия» и др. Второй блок имел целью развить у студентов представления о себе как о будущем профессионале. Он включал в себя задания: «оживление приятных воспоминаний», «возвращение в свое “Я”». Третий блок тренинга был направлен на развитие представлений о профессиональном будущем и состоял из заданий: «мой профессиональный рост», «десять лет спустя» и т.д.

Сравнительный анализ данных показал, что средние баллы по всем показателям в экспериментальной и контрольной группах в начале 7-го семестра существенно не отличались. К концу 9-го семестра в контрольной группе произошли некоторые изменения, но они носят незначительный характер. Другая картина наблюдается у студентов экспериментальной группы. По всем компонентам профессиональных представлений к концу проведения эксперимента произошли существенные изменения, которые характеризуются высокой степенью статистической значимости. Наиболее значительные из них - по категории индивидуальных самопредставле-ний (р < 0,001), личностным и коммуникативным категориям профессионального образа (р < 0,01). У студентов экспериментальной группы наблюдается положительная динамика коэффициента X., отражающего уровень сформированности профессиональных представ-

лений. К концу девятого семестра его значение увеличилось на 2,94 единицы (р<0,01). Отмечается рост объема представлений о профессии (р < 0,05), увеличивается яркость-четкость профессиональных представлений (р < 0,05). Существенные изменения произошли также в представлениях студентов о ребенке (р < 0,05), школе (р < 0,05) и учителе (р < 0,05).

Проведенный обучающий эксперимент положительно сказался и на развитии каждой подструктуры профессиональных представлений. Произошедшие в этом плане изменения выразились в укреплении взаимосвязи между ними, что, в свою очередь, способствовало усилению их внутренней целостности и согласованности. Наблюдения за поведением и деятельностью студентов экспериментальной группы показали, что они овладели профессиональными умениями, стали более уверенными, научились осознанно планировать, контролировать и анализировать свое поведение и профессионально-педагогическую деятельность. Этот личностный и профессиональный рост студентов отметили все методисты педагогической практики и учителя базовых школ.

Таким образом, апробация предложенной системы работы по формированию профессиональных представлений показала достаточно высокую ее эффективность и позволила в значительной степени оптимизировать этот процесс.

Можно утверждать, что важнейшим средством развития и формирования профессиональных представлений у студентов педколледжа является специально организованная система педагогической работы, направленная на повышение психологической компетенции обучаемых. Наиболее благоприятные условия для формирования профессиональных представлений складываются в том случае, если в педагогической работе используются все составляющие образовательного пространства колледжа (теоретическое и практическое обучение, внеучебная деятельность). При этом процесс обучения должен отвечать принципам личностнодеятельностного подхода, учитывать субъектный опыт обучаемого и развивать взаимосвязи между всеми структурными компонентами профессиональных представлений.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. 361 с.

2. Асеев В.Г. Основные задачи психологии на рубеже веков // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий: Материалы

науч.-практич. конф. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. С. 3-7.

3. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодёжи: Дис. ... канд.

психол. наук. М., 1976. 187 с.

4. Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Дис. ...

канд. психол. наук. М., 2000. 158 с.

5. Колесников В.А., Колесникова Л.И., Петрова М.А. Основные положения концепции профессионального образования в Иркутском государ-

ственном педагогическом колледже № 1. Иркутск: ИПКРО, 2000. 35 с.

6. Косогова А.С. Целостное и непрерывное образовательное пространство как фактор становления современной личности // Образование

в 21-м веке: проблема целостности и непрерывности: Материалы региональной науч.-практич. конф. / Под ред. А.С. Косоговой. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. С. 5-8.

7. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. Т. 22, № 5. С. 27^0.

8. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. 1987. № 2. С. 25-28.

9. Сергеева Л.А. Формирование профессионального образа педагога у студентов университета: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1984. 144 с.

PECULIARITIES AND FORMING OF PROFESSIONAL NOTIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE E.A. Semyonova (Irkutsk)

Summary. In the article the definitions of notions «professional notions» and «structure of professional notions» are given. The peculiarities of professional notion of the students of pedagogical college are put on. The ways of forming of the given notions in the secondary pedagogical educational institution are marked.

Key words: notion, professional notion, structure of professional notion, educational sphere of institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.