Мы полагаем, что повышение уровня когнитивных процессов во многом связано с реализацией педагогических условий, сформированных самими педагогами. Сами педагоги также нуждаются в методических средствах, в обучении более эффективному методу подачи информации, что может быть достигнуто за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на активную работу по формированию у учащихся навыков учебной работы.
Литература
1. Аверин В.А. Психическое развитие
детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. СПб., 2000.
2. Викулова Н.О. Педагогические условия развития познавательной активности в старших классах средней общеобразовательной школы (организационный аспект): Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001,
3. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5 - 17.
4. Михайлова И.В. Мир сквозь призму самоатрибуции: Монография. Ульяновск, 2011.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М., 1988.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СУВОРОВЦЕВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Хохлова Е.А., Шкирков В.Ф.
Для решения разнообразных научных задач, изучения систем, объектов, явлений, процессов, получения новой информации в образовании все чаще используется метод моделирования. Модель - это упрощенное описание сложных объектов, которое включает в себя "подходящим образом выбранные существенные стороны физических объектов и ситуаций". Педагогические объекты отличаются особой сложностью. По мнению Н.В. Кузьминой, "педагогическая деятельность - это тот объект, который требует моделирования" [1].
В основу организации образовательного процесса учащихся СВУ, склонных к де-виантному поведению, заложена модель психолого-педагогического сопровождения, базирующаяся на личностно ориентированном подходе. Данный вид сопровождения отвечает новой парадигме образования - развитию субъектности и индивидуальности подростка.
© Хохлова Е.А., Шкирков В.Ф., 2011
Процесс реализации психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, в системе суворовского военного училища, имеет огромное преимущество, которого лишены другие учебные заведения: объединяет в одно время на одной территории основные институты социализации ребенка - семью, общеобразовательное учреждение и учреждения дополнительного образования. Более того, подросток находится в этом интегрированном пространстве практически непрерывно. У педагогического коллектива появляется уникальная возможность реализовать полное погружение личности подростка в особое образовательное пространство.
Психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья суворовцев, склонных к девиантному поведению, в
условиях профессионально ориентированного обучения в суворовском военном училище. Организация модели данного процесса интегрирует усилия управленцев, методистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в реализации образовательного процесса в суворовском военном училище.
Система психолого-педагогического сопровождения служит подсистемой системы образования, поэтому принципы, на которых она строится, - это конкретизация общеметодологических принципов, определяющих построение и функционирование системы образования в целом. Они общеизвестны, мы не будем останавливаться на них подробно.
К другой группе принципов относятся, во-первых, организационно-педагогические принципы (принцип стратегии, преемственности, открытости системы, приоритет профилактических мер психолого-педагогической поддержки, научная, методическая и технологическая обеспеченность субъектов психолого-педагогического сопровождения, входящих в систему и другие) и деятельностно-функциональ-ные принципы (реалистичность, многоас-пектность, комплексность, дифференци-рованность, последовательность, ранняя диагностика склонности к девиантному поведению, индивидуальный подход, учет гендерного аспекта, формирование и поддержка ориентации подростка на здоровый образ жизни, включая и духовное развитие) [2]. Помимо вышеперечисленных, в модель психолого-педагогического сопровождения заложены принципы системности, интегративности, приоритета особых потребностей суворовца, склонного к девиантному поведению, непрерывности. Все выделенные принципы взаимосвязаны между собой, поэтому игнорирование одного из них неизбежно повлечёт нарушение других принципов, что разрушит целостность системы.
Формами сопровождения могут быть индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организационная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению девиантных подростков в условиях СВУ реализуется в несколько этапов.
Первый этап - диагностико-аналити-ческий, включающий диагностический и
аналитический компоненты. Диагностический компонент предполагает изучение социально-демографических характеристик суворовцев и их семей, входную диагностику мотивов выбора профессии, возможности и условия обучения, сбор начальных данных мониторинга личностного развития, выявление интересов и склонностей подростков, поступивших на обучение в СВУ.
Аналитический компонент предполагает анализ полученных в ходе диагностики данных, начало мониторинга критериев уровня склонности к различным видам де-виантного поведения учащихся СВУ.
Второй этап - мотивационно-целевой. Целевой компонент данного этапа включает в себя постановку основных целей (задач). Модель четко ориентирована на конкретную цель - создание в СВУ психолого-педагогических условий, благоприятных для максимально успешного обучения, воспитания и развития личности каждого суворовца, изменение девиантных, деза-даптивных форм поведения на адаптивные, социально приемлемые. Заданная цель определяющим образом влияет на мотивацию, содержание, выбор методов и форм и в результате - на процесс и результат социализации.
Мотивационная составляющая модели объединяет в себе две точки приложения усилий - мотивационную сферу представителей педагогического коллектива и мо-тивационную сферу подростка.
Третий этап (содержательно-процессуальный) содержит набор практических действий по осуществлению процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников СВУ, склонных к деви-антному поведению. Во временном отношении этот блок самый продолжительный.
Первым структурным компонентом данного этапа является ориентировочная составляющая. Здесь определяются смысл и содержание предстоящей работы, вырабатывается общий подход, определяются роли и профессиональные позиции относительно конкретного суворовца, происходит распределение функциональных обязанностей между субъектами образовательного процесса, имеющими непосредственное отношение к данному обучающемуся. Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровожде-
ния, конкретизируются требования к социальной среде в условиях СБУ.
Содержательный компонент включает конкретное содержание психолого-педагогического содействия по наиболее важным аспектам - военно-профессиональному, общественному, коммуникативному, личностному. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения относительно конкретной ситуации. На практике данный этап реализуется при помощи соответствующей программы психолого-педагогического сопровождения, разработанной для конкретного вос-питуемого.
Б процессуальном компоненте третьего этапа нами выделено два направления: создание особой образовательной среды и реализация содержания психолого-педагогического сопровождения.
Под особой образовательной средой училища нами понимается специально созданная сообразно с целями сложная и неоднозначная совокупность макро- и микроусловий организации жизнедеятельности суворовцев, склонных к девиан-тному поведению, направленная на успешную развитие полноценной личности. Особая образовательная среда, по нашему мнению, - это среда, обеспечивающая устойчивое чувство комфорта и удовлетворенности от результатов взаимодействия учащегося СБУ с профессионально-ориентированным образовательным пространством и его субъектами в процессе жизнедеятельности в училище.
Четвертый этап (результативно-оценочный) завершает процесс психолого-педагогического сопровождения. Он позволяет сделать выводы о достижении ожидаемых результатов деятельности педагогического коллектива училища. Данный блок включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Подведение итогов может послужить основой для последующей работы.
Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков в условиях СБУ:
1. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса СБУ по проблеме девиантного поведения
воспитанников - система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию, обучению, развитию со стороны педагогов и родителей.
2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием - система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности ребенка; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности дополнительных образовательных программ, уровня развития и социально-психологической компетентности учащихся.
3. Психолого-педагогическое проектирование - система мероприятий, связанных с реализацией психологической составляющей в образовательном проектировании, которая призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье участников образовательного процесса, обеспечить обучение, воспитание и развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям.
4. Психолого-педагогическая экспертиза - система мероприятий, предусматривающих оценку соответствия образовательной среды СБУ (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности специалистов СБУ в контексте проблемы девиантного поведения.
5. Оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса (психологическое просвещение и консультирование, психологическая профилактика, диагностика, коррекция и развитие, профессиональная ориентация).
Предложенная нами модель является открытой и подвержена влиянию как внешних, так и внутренних преобразований.
Развитие психолого-педагогической науки дает педагогическому коллективу суворовского военного училища новые возможности и перспективы работы в данном направлении.
Литература
1. Кузьмина Н.В. Понятие "педагогическая система" и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. С. 34 - 41.
2. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для вузов / Л.Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М., 2002.
3. Семикин В.В. Взаимодействие науки и практики как фактор развития службы сопровождения // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы российско-фламандской конференции. СПб., 2001. С. 13 - 21.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕХНИКУМА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Штанов С.Н.
Острая нехватка специалистов рабочих профессий на предприятиях нашей страны приводит к необходимости поиска новых подходов в организации процесса их профессиональной подготовки в стенах образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В настоящее время в управлении образовательными учреждениями среднего профессионального образования (СПО) следует выделить несколько отрицательных моментов. Системы управления развитием образовательным учреждением СПО слабо реагируют на изменившиеся условия в период становления компетент-ностного подхода и перехода к новым па-радигмальным установкам. На практике преобладает оперативное управление и, соответственно, отсутствует ориентация управления на разработку и реализацию стратегий развития (проектов развития). Происходят значительные изменения во внешней по отношению к образовательным учреждениям среде: изменяется характер связи образовательного учреждения с социальными партнерами; потенциальные работодатели предъявляют все более жесткие требования к выпускнику образовательным учреждением СПО; традиционная система управления развитием образовательного учреждения СПО рассчитана в основном на решение внутрен-
них задач, а не на активную связь с внешними партнерами.
Готовность образовательного учреждения СПО в целом к деятельности в компе-тентностном подходе можно выразить с помощью понятия "компетентность образовательного учреждения". Как отметили А.Г. Асмолов и его коллеги в [1, с. 6], этот уровень во многом определяется активностью руководителя образовательного учреждения и его умением организовать деятельность всего педагогического коллектива и привлечь нужных специалистов.
С позиций системного подхода, задача руководителя ОУ СПО - выявить, описать многочисленные связи в образовательной системе и понять, какие из этих связей в большей степени будут влиять на процессы развития, а какие из них будут их тормозить. Все эти связи в совокупности представляют собой условия, в которых осуществляется управление. Итак, в качестве цели управления выступают развитие системы управления как совокупности управляющей и управляемой систем, их перевод в качественно новое, более совершенное состояние с учетом особенностей реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении СПО.
Можно выделить общие для образовательных учреждений СПО особенности организации управления в условиях компетентностного подхода: необходимость пе-
© Штанов С.Н., 2011