ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
Хохлова Е.А., Шкирков В.Ф.
Традиционно на суворовские училища возлагается функция воспитания и перевоспитания подростков со сложной судьбой. В документах указано, что воспитание в современном Су-ворском военном училище (СВУ) должно представлять собой процесс систематического целенаправленного, взаимообусловленного педагогического воздействия на сознание,чувства, волю суворовцев, морально-психологический климат коллективов в целях формирования у них научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, а также на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства [3]. Но с каждым годом реализовать этот процесс качественно становится все сложнее. Меняется контингент поступающих на обучение подростков, что напрямую связано с процессами, протекающими в обществе. Так, происходит “расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложения социальной базы девиаций. Наблюдается стремительный рост ненормативной активности и аддиктивных форм поведения молодежи, что разрушает физическое и психическое здоровье поколений будущего и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны” [1, с. 4].
В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в образовательном пространстве СВУ.
© Хохлова Е.А., Шкирков В.Ф., 2011
В контексте обозначенной проблемы девиантное поведение суворовцев рассматривается нами как негативно-про-являющееся поведенческое отклонение от принятых в суворовском училище норм и правил, вызывающее ответное неодобрение или санкции со стороны коллектива. Отметим, что в рамках нашего исследования не стоит вопрос о психической патологии в виде этиологической основы отклоняющегося поведения учащегося, поскольку на этапе поступления в училище абитуриенты проходят профессионально-психологический отбор, направленный, в том числе, на “отсеивание” кандидатов с органическими нарушениями психики. Исследование показало, что для учащихся СВУ наиболее характерны отклонения в виде асоциального поведения (склонность к преодолению норм и правил, склонность к самоповреждающему/саморазрушаю-щему поведению, склонность к делинквентному поведению).
Анализ источников по проблеме коррекции девиантного поведения подростков позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день возникает ключевая проблема: при достаточно большом количестве теоретических разработок существует острая потребность в эффективных апробированных технологиях профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
Предметное изучение руководящих документов и практики реализации образовательного процесса суворовского военного училища показало, что педагогическому коллективу и психологической службе весьма сложно воплотить в педагогическую реальность знания, полученные о девиации в рамках социологии,
культурологии, права, философии, этики. Иными словами, отсутствует качественное переходное звено между гуманитарной теорией и педагогической практикой.
В.Д. Гатальский разработал три группы педагогических технологий, в рамках которых возможна эффективная профилактика и коррекция подростковых девиаций: социально-культурные технологии формирования нормативных параметров личности; адаптированные к педагогике методы психотерапевтического диалога, ключевой позицией которых выступает “участная” позиция педагога (соучастие и сопереживание в коррекционно-профилактическом взаимодействии учащегося и педагога); технологии оптимизации воспитательного процесса в целях эффективной социализации и самореализации личности [1].
Следуя принципу системности, отметим, что наиболее эффективными вышеуказанные технологии будут лишь в том случае, если охватят все три направления в трансформированном с учетом специфики и задач суворовского училища виде. В этом контексте СВУ обладают огромным потенциалом, поскольку способны создать свой микроклимат, отвечающий педагогическим запросам в рамках профилактики и коррекции отклоняющегося поведения учащихся. Однако опыт показывает, что отдельные члены педагогического коллектива фрагментарно реализуют те или иные постулаты отдельно взятого направления. При внешней системности организационная интеграция в деятельности педагогов, психологов и воспитателей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения отсутствует. В то время как именно создание образовательного пространства СВУ, свободного от факторов, провоцирующих девиации, и насыщенного мероприятиями, реализующими воспитательную, компенсаторную, стимулирующую и корректирующую функции, становится главным условием успешной работы.
Эффективное решение сложной и ответственной задачи по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся СВУ во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их пе-
дагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов работы в указанном направлении. Однако исследование показало, что более 31% членов педагогического коллектива СВУ не обладают готовностью к работе с подростками девиантного поведения. В данном контексте под готовностью понимается желание и способность педагога осуществлять такого рода деятельность, наличие чувства ответственности за эту сферу воспитательной работы. Важно отметить, что большую часть от этих тридцати одного процента составляют учителя, значительно меньше среди них (менее 4%) офицеров-воспитателей, и нет ни одного представителя психологической службы. Проблема заключается в том, что учителя всецело заняты организацией учебной деятельности суворовцев, происходит упущение воспитательных задач. Деятельность по профилактике и коррекции девиантного поведения подменяется контролем внешней стороны поведения, дисциплины,а не мотивов ненормативных поступков. Императивно навязываются способы поведения на занятии, поступки учащегося оцениваются вне контекста его общего поведения. Таким образом, воспитательные задачи (не только в плане девиаций) отходят на второй план, каждая педагогическая задача воспринимается отдельно, нет связи с общепедагогическими задачами и сущностью воспитательного процесса всего училища - обучить и воспитать, дать путевку в жизнь детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, детям из неблагополучных семей. На практике в полной мере не реализуется системный подход в обучении и воспитании,в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения, нет комплексности. Многие преподаватели не готовы проявлять инициативу, не знают возрастных и индивидуальных особенностей детей, мероприятия проводят шаблонно; в воспитательной работе предпочтение отдается массовым формам работы, отдельным направлениям и эпизодическим вмешательствам в ущерб комплексному подходу.
Эффективная профилактика и коррекция девиантного поведения учащихся СВУ возможна в том случае, если лич-
ность подростка становится объектом неподдельного интереса каждого представителя педагогического коллектива училища от рядового психолога, воспитателя, преподавателя до директора. Активность педагогов должна быть направлена вскрытие глубинных причин, побудительных мотивов, обстоятельств и факторов, составляющих явные или скрытые механизмы асоциального поведения личности учащегося. Задача участников педагогического процесса создать в училище такую среду, которая сведет к нулю влияние первопричин асоциального поведения. Также необходим системный интегративный педагогический подход, включающий работу в личностной, социальной и психологической плоскостях. Опыт показывает, что усиленная коррекционная работа необходима в период адаптации новобранцев к условиям СВУ, так как именно в этот период ребята активно реализуют багаж знаний, навыков и умений, приобретенный до поступления в училище. В дальнейшем при успешности проведенной коррекции для основной массы учащихся необходима профилактическая работа, построенная на принципах минимизации социально-психологических факторов формирования отклоняющегося поведения путем оптимизации культурно-образовательной среды, которая для учащегося СВУ является основной сферой; компенсации психологических особенностей учащихся, определяющих предрасположенность к девиантному поведению; повышения общей психологической устойчивости к внешним воздействиям и защита от влияния внешних провоцирующих факторов; информирования учащихся о деструктивных воздействиях на личность всех форм аддикций и их возможных последствиях, формирование критического мышления по отношению к деструктивным, но престижным атрибутам современной жизни; развития умений и навыков здорового, продуктивного образа жизни; оснащения психологическими приемами и технологиями, помогающими справляться с возможными неудачами, отказами и постигающими разочарованиями; развития интеллектуальных потенциалов личности (ее рефлексивного компонента, духов-
но-нравственного и эмоционально-образного развития) и помощи в обретении эффективных способов разрешения актуальных личностных проблем; повышения коммуникативной культуры личности; освоения навыков оптимального общения со сверстниками и способов противостояния дурному влиянию с их стороны; выстраивания позитивных программ будущего, включающих продолжение обракомпонентовзования, создание семьи, ответственное отношение к себе и другим [1, с. 11].
Причины неэффективности существующих профилактических программ специалисты видят в рассогласовании установок и позиций у различных субъектов (специалистов, родителей, самих подростков), включенных в процесс реабилитации [2]. В большинстве случаев школьная среда для подростка не является референтной, часто полем для самовыражения, самоутверждения, признания становятся асоциально-направленные субкультуры. Таким образом, суворовское училище как совершенно иная структура обладает всеми составляющими, необходимыми для построения особого культурно-образовательного пространства. Воспитательный потенциал субъектов, составляющих образовательную среду СВУ, обеспечивается возможным слиянием их ресурсов - педагогов, психологов,офицеров-воспита-телей. Залог эффективности воспитания в среде суворовского училища - в его специфике: именно здесь возможно влияние через создание оптимальной социально-психологической и социальнокультурной среды,включение личности в различные виды социокультурной деятельности.
Литература
1. Гатальский В.Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи: Автореф. ... д-ра пед. наук (13.00.01). СПб., 2011.
2. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб., 2001.
3. 1Шр://тзуи. ейиотМ.ги (официальный сайт Московского суворовского военного училища)