Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение суворовцев, склонных к девиантному поведению'

Психолого-педагогическое сопровождение суворовцев, склонных к девиантному поведению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВОРОВЦЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Шкирков Владимир Федорович, Кириллова Ольга Васильевна

В статье выявлены особенности образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению. Разработаны пути совершенствования образовательного процесса таких учащихся в системе профессионально-ориентированного обучения: включение в образовательный процесс системы психолого-педагогического сопровождения, применение психолого-педагогических средств и создание педагогических условий его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Шкирков Владимир Федорович, Кириллова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение суворовцев, склонных к девиантному поведению»

УДК 159.922.7:316.624

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СУВОРОВЦЕВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOUR

Т. В. Кириллова1, В. Ф. Шкирков2, О. В. Кириллова3 T. V. Kirillova1, V. F. Shkirkov2, O. V. Kirillova3

гБОУДПО(ПК)С «Чувашскийреспубликанский институт образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики», г. Чебоксары,

2ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», г. Ульяновск,

3ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. В статье выявлены особенности образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению. Разработаны пути совершенствования образовательного процесса таких учащихся в системе профессионально-ориентированного обучения: включение в образовательный процесс системы психолого-педагогического сопровождения, применение пси-холого-педагогических средств и создание педагогических условий его совершенствования.

Abstract. The article reveals the peculiarities of educational process for Suvorov Military School students prone to deviant behaviour. The ways of development of educational process for the mentioned students are designed in the system of professional oriented education: including the system of psychological and pedagogical accompaniment into educational process, implementing psychological and pedagogical facilities and creating pedagogical conditions of its development.

Ключевые слова: суворовцы, психологическое сопровождение, система обучения, девиантное поведение.

Keywords: Suvorov Military School students, psychological accompaniment, system of education, deviant behaviour.

Актуальность исследуемой проблемы. Полноценная реализация стоящих перед Министерством обороны Российской Федерации задач невозможна без высококвалифицированных специалистов. Одна из самых важных линий современных преобразований -создание оптимальных условий развития талантливой и высокопрофессиональной молодежи, воспитанной в лучших традициях служения Отечеству, профессионального долга и офицерской чести. Колоссальная роль в этом принадлежит ведомственному образованию. В систему довузовского военного образования входят общеобразовательные и дошкольные учреждения Минобороны России. Суворовские военные, нахимовские военно-

морские училища, кадетские (морские кадетские) корпуса призваны внести свой вклад в создание и функционирование многоуровневой системы подготовки грамотных и высококвалифицированных кадров для вооруженных сил Российской Федерации, способных обеспечить и защитить жизненно важные интересы личности, общества и государства под руководством Министерства обороны РФ. В этом понимании суворовские, нахимовские военно-морские училища, кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту СВУ, НВМУ, КК МО РФ) выступают первичным специализированным звеном в формировании профессионально-ориентированной личности будущего служителя Отечеству. Контингент поступающих в СВУ, НВМУ, КК весьма разнообразен. Так, согласно Приказу министра обороны Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 265 «Об утверждении Порядка приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к льготной категории и зачисляются в училище по результатам собеседования.

На сегодняшний день у поступающих в СВУ, НВМУ, КК МО РФ наблюдается устойчивый рост показателей, связанных с оценкой склонности к девиантному поведению, что и обозначило актуальность проблемы исследования. Более того, существенно снизился возрастной порог детей, имеющих опыт того или иного вида отклоняющегося поведения. Именно поэтому в настоящее время целесообразно говорить об особой организации образовательного пространства учащихся вышеназванных учебных заведений, склонных к девиантному поведению.

Возникает насущная потребность в теоретико-методологическом обосновании особой организации образовательного процесса девиантных подростков в суворовском военном училище и наличии конкретных методических разработок для использования в педагогическом процессе.

Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначить цель нашего исследования: создание действенной модели организации образовательного процесса учащихся, склонных к девиантному поведению, в системе профессионально-ориентированного обучения в суворовском военном училище. Психологопедагогическое сопровождение суворовцев, склонных к девиантному поведению, является одним из педагогических условий эффективности внедрения вышеназванной модели.

Материал и методика исследований. База исследования: основные исследовательские и экспериментальные задачи решались педагогическим коллективом под руководством авторов в рамках комплексной научно-исследовательской программы в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище. Базой сравнительного анализа стало Уссурийское суворовское военное училище. Всего в эксперименте задействовано более трехсот учащихся.

Был использован комплекс теоретических (анализ научно-методической, психоло-го-педагогической, специальной литературы и документов по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, проектирование, сравнительно-сопоставительный анализ; описательное и графическое моделирование), эмпирических (изучение результатов деятельности, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, качественный анализ, констатирующий и формирующий эксперименты) методов и статистико-математические методы по обработке экспериментальных данных, позволившие получить показатели, отражающие результаты проводимых измерений.

Результаты исследований и их обсуждение. Проблема девиации (отклоняющегося поведения) является одной из центральных в современной психологии, социологии, подростковой педагогике, политологии, криминологии (в различных ее направлениях). Опираясь на принцип системности, мы постараемся рассмотреть данный объект системно - то есть с учетом всех его взаимосвязей и динамики, плюс к тому - под разными углами зрения, что позволит нам наиболее глубоко понять сущность изучаемого явления.

Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании девиантное поведение будет рассматриваться как область междисциплинарных исследований, а не предмет какой-то особой науки. Однако глубинно изучать мы его будем непосредственно в психологопедагогическом ракурсе.

Анализ литературы показал, что на сегодняшний день нет единого понимания термина «девиантное (отклоняющееся) поведение». Множество различных трактовок позволяет лишь обозначить его общие границы. Так, одни исследователи считают, что отклоняющееся поведение есть любое поведенческое отклонение от социально одобряемых норм, другая группа ученых полагает, что в это понятие входит лишь отклонение от нормы в юридически значимом контексте, третья группа предлагает отнести сюда социальные поведенческие патологии, для четвертой группы отклоняющееся поведение - это различное социальное творчество [1], [4], [6], [8]. Объединяющей идеей всех этих подходов выступает понимание, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [5].

Часто наряду с понятием «девиантное поведение» используются понятия «патологическое поведение», «аморальное поведение» «асоциальное поведение», «незаконное поведение». При этом одни авторы не усматривают в приведенных понятиях большой разницы, другие (например, В. И. Ковалев [5]) вкладывают в них различный смысл. В связи с этим понятие «девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых и психически больных людей, то сужается до социально-психологического, характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц. Следовательно, для изучения данной проблемы прежде всего необходимо уточнить терминологию и содержание понятий, характеризующих нарушения поведения.

В общем смысле в отечественной литературе под девиантным поведением понимается следующее:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (такое понимание предмета присуще общей и возрастной психологии, педагогике, психиатрии) [7, 39].

2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям (преимущественно является предметом социологии, права и социальной психологии) [2, 7].

В интересующем нас аспекте в настоящее время термин используется в обоих значениях. В данной же работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение главным образом в первом аспекте - как проявление индивидуальной активности.

Определив понятие девиантного поведения, считаем необходимым разграничить его с другими близкими терминами. Нам близка точка зрения Ю. А. Клейберга, который приводит следующее важное замечание: «Наряду с термином “девиантное поведение” исследователями часто употребляются синонимы “делинквентное поведение”, “аддик-тивное поведение”, “дезадаптивное поведение”, “асоциальное поведение”, “неадекватное поведение”, “деструктивное поведение”, “акцентуированное поведение”, “агрессивное поведение”, “конфликтное поведение” и др., что является, с нашей точки зрения, методологически неверным» [3, 38].

В ходе нашего исследования осуществлялись внедрение структурнофункциональной модели, а также системы психолого-педагогического сопровождения суворовцев, склонных к девиантному поведению, в условиях профессиональноориентированного обучения в СВУ; организация промежуточных и завершающих измерений изучаемого явления для определения результативности проделанной экспериментальной работы; работа по изучению и оценке степени склонности к девиантному поведению суворовцев в экспериментальной и контрольной группах.

Практическим результатом стали выявление особенностей и описание исходного состояния образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению; разработка путей совершенствования образовательного процесса таких учащихся в системе профессионально-ориентированного обучения; их реализация с помощью включения в образовательный процесс системы психолого-педагогического сопровождения, применения психолого-педагогических средств и создания педагогических условий его совершенствования.

Обучение и воспитание суворовцев, склонных к девиантному поведению, в системе профессионально-ориентированного образования будет более эффективным при реализации модели организации образовательного процесса, включающей комплекс мероприятий, согласовывающих деятельность всех должностных лиц, и содержащей:

- психолого-педагогический прогноз склонности к девиантному поведению подростка, прибывшего на обучение в СВУ;

- определение логики и структуры в работе по реализации системы мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению суворовцев, склонных к девиантному поведению;

- включение суворовцев в активную социально-значимую деятельность в качестве субъектов учебного и воспитательного процессов СВУ;

- повышение уровня профессионально-педагогической подготовки педагогического состава суворовского военного училища в контексте проблемы исследования;

- внедрение наиболее эффективных форм обучения и воспитания, педагогических технологий для обеспечения педагогической профилактики и коррекции склонности к девиантному поведению суворовцев;

- мониторинг динамики склонности к девиантному поведению суворовцев.

В ходе экспериментальной работы нами были созданы две группы суворовцев: контрольная и экспериментальная. По результатам констатирующего эксперимента склонность к девиантному поведению в этих группах имела практически равное значение. В ходе формирующего эксперимента положительная динамика в экспериментальной группе достигнута за счет реализации разработанных на основе предложенной структурно-функциональной модели индивидуальных программ. Каждая из них учитывала общие

тенденции психолого-педагогического педагогического воздействия на девиантных подростков с учетом выявленных возрастных и личностных особенностей. Так, воздействие было направлено на формирование у суворовцев, склонных к девиантному поведению, навыков оценочной дифференциации своих и чужих поступков, общественных явлений и т. п.; формирование адекватного уровня самооценки, развитие чувства собственного достоинства, снятие чувства вины (особенно эффективным оказалось формирование ситуаций «успеха» в ходе учебных занятий, спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятий). Параллельно в ходе тренинговых занятий вырабатывались навыки адаптивного поведения, конструктивного и позитивного общения со взрослыми и со сверстниками (однокурсниками), навыки принятия ответственных решений, конструктивного отстаивания своего мнения. Путем информирования происходило накопление знаний о последствиях аддиктивного и делинквентного поведения, возможных способах поведения в ситуациях риска. Также в ходе реализации различных индивидуальных и групповых форм психолого-педагогической работы происходило формирование адекватного восприятия своих чувств, эмоций, настроения, вырабатывались навыки поведенческого и эмоционального самоконтроля.

На основе анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе снизилось проявление физической агрессии, уменьшились подозрительность и невербальная агрессия, раздражение; к концу периода интенсивного психолого-педагогического сопровождения отмечена сформирован-ность умений контролировать свои эмоциональные проявления (по сравнению с начальным периодом, характеризующимся большой амплитудой колебаний от неудержимого восторга до глубокой печали по внешне незначительным поводам). Подростки стали более адекватно оценивать внешние обстоятельства, окружающих людей, себя в привычных условиях жизнедеятельности. Изменились показатели, характеризующие склонность к отклоняющемуся поведению в положительную сторону, после реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения наблюдалось значительное уменьшение склонности к агрессивному и насильственному поведению.

Таким образом, сравнение полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах до начала экспериментальной работы и после ее окончания позволяет сделать вывод о положительной динамике показателей, отражающих снижение склонности к девиантному поведению.

Мы пришли к выводу, что сущностью данного процесса становится определенное психолого-педагогическое вмешательство в личностные структуры подростка, заключающееся в реализации комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, направленных на обеспечение полноценного развития и функционирования индивида в рамках социально одобряемых форм поведения в обществе в целом и в суворовском военном училище в частности. Именно поэтому деятельность по организации такого процесса должна строиться с учетом особенностей образовательной среды суворовского военного училища, психологических особенностей разных возрастных групп суворовцев, а также индивидуальных особенностей обучающихся.

Эффективная организация профессионально-ориентированного образовательного процесса данной категории суворовцев возможна только при соблюдении принципа системности. Организационно, в целях обеспечения системности, такая деятельность складывается из следующих этапов: педагогический прогноз склонности суворовца к деви-

антному поведению; определение логики и структуры психолого-педагогического сопровождения каждого отдельного суворовца, попавшего в группу динамического наблюдения на каждом этапе его обучения и воспитания; включение суворовца в активную социально-значимую деятельность в зависимости от направленности девиации в качестве субъекта профессионально-ориентированного образовательного процесса (особую роль здесь играет квазипрофессиональная служебная деятельность, спортивно-массовая и культурно-досуговая работа); повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогического коллектива СВУ; внедрение наиболее эффективных форм педагогической коррекции, педагогических технологий; контроль и анализ динамики склонности к девиантному поведению учащихся СВУ.

Основные положения и выводы исследования обсуждались на ученых советах, заседаниях кафедр психологии (и педагогики), гуманитарных и социально-экономических наук Ульяновского военно-технического института, педагогических советах Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. Результаты также докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации в 2010 и 2011 гг. Практические результаты внедрены в учебно-воспитательный процесс Ульяновского гвардейского суворовского военного училища и Уссурийского суворовского военного училища.

Резюме. В результате проведенной экспериментальной работы была доказана эффективность разработанной авторами модели организации образовательного процесса учащихся, склонных к девиантному поведению, в системе профессиональноориентированного обучения в суворовском военном училище. Психолого-педагогическое сопровождение суворовцев, склонных к девиантному поведению, явилось основополагающим педагогическим условием ее эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гилинский, Я. И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы / Я. И. Ги-линский // Бюллетень защиты прав ребенка. - СПб. : Питер, 1994. - С. 7-12.

2. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения : учебное пособие / Я. И. Гилинский, В. Г. Афанасьев. - СПб. : СПб. филиал ИС РАН, 1993. - 272 с.

3. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. -М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.

4. Клейберг, Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю. А. Клейберг. - Кемерово : Кузбассвузиздат., 1996. - 133 с.

5. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. - М. : Наука, 1988. - 192 с.

6. Кон, И. С. Психология / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1982. - 207 с.

7. Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.

8. Львова, М. В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / М. В. Львова. - Тверь, 2000. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.