Научная статья на тему 'Формирование адекватной самооценки воспитанников как фактор успешной адаптации к условиям обучения в Суворовском военном училище'

Формирование адекватной самооценки воспитанников как фактор успешной адаптации к условиям обучения в Суворовском военном училище Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация к военному училищу / самооценка / тревожность / психологическое сопровождение адаптации / воспитанники Суворовского училища
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелиспанская Эллада Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование адекватной самооценки воспитанников как фактор успешной адаптации к условиям обучения в Суворовском военном училище»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ВОСПИТАННИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В

СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

1 "2 Шелиспанская Э.В. , Юдина Ю.Ю.

1 Шелиспанская Эллада Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент;

2

Юдина Юлия Юрьевна - бакалавр, направление: психолого-педагогическое образование, кафедра психологии и педагогики, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет им.

Л.Н. Толстого, г. Тула

Ключевые слова: адаптация к военному училищу, самооценка, тревожность, психологическое сопровождение адаптации, воспитанники Суворовского училища.

В современных условиях в нашей стране активно развивается система суворовского образования. Суворовские военные училища сохраняют самые лучшие традиции Министерства обороны РФ и формируют систему, которая направлена на самореализацию, саморазвитие и жизненное самоопределение всех субъектов училища, ключевой целью которой является развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых, организаторских способностей и физической выносливости.

Обучение в Суворовском военном училище (СВУ) начинается с пятого класса и является начальной ступенью непрерывной, поэтапной подготовки будущих офицеров. Поступление в училище, адаптация к новым условиям образования и воспитания является сложным и ответственным этапом в жизни молодых людей, который проходит на фоне возрастных новообразований подросткового периода, момента, когда активно

формируются нравственные ориентиры, социальные установки, привычки, взгляды, убеждениях [4, с. 76].

Главными задачами военных училищ являются:

- подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения;

- получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений;

- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, получения ими среднего (полного) общего образования;

- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

- формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;

- развитие у обучающихся высоких морально -психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости [6].

К воспитанникам СВУ предъявляются дополнительные требования, которые обусловлены спецификой данных учебных учреждений. Подростки, поступающие в Суворовские военные училища Российской Федерации, переживают серьезнейшую эмоционально-психологическую нагрузку, погружаясь в жизнь военного учебного заведения. По сравнению с подростками общеобразовательных школ, перед суворовцами встает ряд дополнительных сложнейших задач, среди которых адаптация к новым учебным дисциплинам, учебным нагрузкам и педагогическому составу, а также адаптация к совершенно новым условиям жизни, пронизанным военной составляющей, требованиям

распорядка дня, новым видам деятельности и однополому ученическому коллективу [4, с. 177].

Трудности, которые могут возникнуть у воспитанника Суворовского военного училища в период адаптации, связаны с воздействием немалого количества как внешних, так и внутренних факторов. К внутренним факторам можно отнести: психологическую готовность подростка к обучению в военном училище, уровень здоровья и личностные особенности (его характер, темперамент), особенности семейного воспитания и др. К тому же очень многое зависит от личностной готовности к обучению в военном училище (наличие познавательных и социальных мотивов), сформированности логического мышления и мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы, саморегуляции поведения, внутреннего настроя воспитанника, предела физических возможностей и запаса нервно-психической устойчивости [5, с. 76].

Условия новизны для любого человека являются в некоторой степени тревожными, а для подростка особенно. Суворовцы испытывают эмоциональный дискомфорт в первую очередь из-за неопределенности представлений об условиях и специфики обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе сверстников. Смена привычных им условий жизни, домашней обстановки и появляющиеся трудности на начальном этапе обучения приводят к состоянию внутренней напряженности суворовцев, которая сопровождается снижением мотивации к обучению, успеваемости, повышению утомляемости, а также поведенческой неустойчивости [5, с. 77].

Актуальность изучения данной темы связана с необходимостью планирования и осуществления оптимального психолого-педагогического сопровождения воспитанников в адаптационный период, которое позволит компенсировать недостатки адаптационных возможностей подростков, поскольку успешная адаптация обеспечивает как равновесие личности в изменившихся условиях обучения и

воспитания, так и способствует дальнейшему личностному, социальному и психологическому развитию.

Формирование адекватной самооценки воспитанника СВУ в период адаптации напрямую поможет установлению межличностных отношений с преподавателями и воспитателям, поможет более легкому усвоению навыков ориентации в пространстве училища, способности взаимодействовать с товарищами, самостоятельно организовывать свое время при подготовке и выполнении домашних заданий, умений принимать и соблюдать правила жизни в училище, отношения к себе и позитивного отношения к училищу.

Самооценка представляет собой многоуровневое, иерархическое организованное образование, которое функционирует как система, обладающая специфическими характеристиками и закономерностями развития, системообразующим фактором которой являются ресурсы ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития субъекта деятельности самооценивания [2, с. 245].

Формирование самооценки подростков происходит в процессе развития интересов, представлениях о своих достижениях цели определенной сложности, укрепления своей уверенности в возможности осуществления определенного вида деятельности, обуславливающей фрустрационную устойчивость и готовность к преодолению возникающих трудностей.

Самооценка воспитанника СВУ влияет на то, насколько эффективно он умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей и товарищей себе выбирает. Младшие подростки, имеющие завышенный и низкий уровень, нуждаются в планомерной работе по формированию адекватной самооценки. Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому правильно подобранное психолого-педагогическое сопровождение может помочь обучающимся легче адаптироваться к условиям Суворовского военного училища,

способствует полноценному развитию их личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — это качества, свойственные подросткам с адекватной самооценкой [1, с. 208].

В своей работе психологу важно использовать групповые и индивидуальные формы работы: развивающие и коррекционные занятия с элементами тренинговых технологий, психологический час и диагностика, круглый стол, мастер-класс, беседы, психологические игры, неделя психологии и работа в проектах. Ключевым компонентом всех занятий является использование определенных психотехник, которые позволяют поддерживать благоприятный морально-психологический климат, способствующий сплочению и правильной организации деятельности в коллективе [5, с.78; 3, с. 114].

Для выявления исследуемых психологических параметров нами была продиагностирована экспериментальная группа респондентов - суворовцы первого курса в возрасте 10-11 лет.

Занятия по тренинговой программе формирования адекватной самооценки и успешной адаптации воспитанников первого курса к условиям Суворовского военного училища проводились в течение учебного года, рекомендуемая периодичность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 40-45 минут, состав группы - взвод в количестве 20 подростков. Также упражнения программы использовались в индивидуальных психологических беседах. В основу групповых занятий были включены игры и психотехнические упражнения, которые направлены на развитие навыков адекватного социального поведения, адекватного самовосприятия и эмоционально-волевой сферы воспитанников. Важным элементом всех занятий были упражнения, направленные на создание благоприятного социально-психологического климата. На занятиях широко применялись упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач. В программе использовались элементы

терапии творческого самовыражения, релаксационные методики.

В качестве психодиагностического инструментария использовались следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета «Оценка школьной мотивации» Н.В. Лускановой, исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, методика определения уровня самооценки А.В. Захарова, опросник изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой и методика «Социометрия» Дж. Морено.

Исследование состояло из двух этапов. Первичная диагностика исследуемых параметров в начале учебного года и проведение тренинговых занятий по программе, направленной на оказание психологической поддержки воспитанника и преодоление трудностей адаптационного периода. Повторная диагностика степени адаптации суворовцев и уровню самооценки по завершению учебного года.

В результате проведенного в конце учебного года мониторинга было обнаружено, что показатели по всем уровням тревожности и самооценки в экспериментальной группе значительно улучшились. Полученные нами данные дали подтверждение эффективности проведения программы психологического сопровождения адаптации воспитанников, с целью успешной адаптации подростков к условиям Суворовского военного училища, а также становления устойчивой самооценки. Требования, выдвигаемые училищем и трудности, появляющиеся в процессе обучения, не являются травмирующими для подростков и не препятствуют нормальному функционированию, развитию в процессе обучения, установлению дружеских контактов, взаимоотношений и формированию адекватной самооценки.

Таким образом, данную тренинговую программу целесообразно применять в работе с суворовцами младшего подросткового возраста в период адаптации к новым условиям воспитания, обучения и жизни в военно-учебном заведении.

Список литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 1995. С. 208.

2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Вып. (1), 1999. С. 245.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы // М.: Совершенство, 1997. С. 114.

4. Иванова М.В. «Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в Суворовском военном училище» // Педагогическое образование в России. № 1, 2016. С. 175-178.

5. Копылова Н.В., Анцибор Ю.А. Особенности психологического сопровождения воспитанников Суворовских военных училищ в период адаптации к учебной деятельности // Вестник ТвГУ, Серия «Педагогика и психология». № 3, 2015. С. 75-85.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. № 328 «Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно -морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах». I. Общие положения. П. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.