Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 37.08
Моделирование научно-методического сопровождения введения федерального
государственного образовательного стандарта общего образования на основе процессного подхода
Н. Н. Пантюхина
Федеральный институт развития образования, г. Москва
А.НН°ТаЦия. В статье рассматривается проблема моделирования
научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, актуальность которого обусловлена необходимостью создания совокупности условий, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания обучающихся общеобразовательных школ. В качестве методологической основы разработки модели выбран процессный подход в образовании. Характеризуются основные компоненты процессной модели научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта: цель, субъекты, входы, выходы, ресурсы, владельцы.
Ключевые
слова: федеральный государственный образовательный стан-
дарт общего образования, общеобразовательная школа, научно-методическое сопровождение, процессный подход, процессная модель.
Введение и поэтапная реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС общего образования, ФГОС ОО) осуществляются в соответствии с принципами преемственности и развития, детерминирующими личностные ориентиры - портреты выпускника соответствующего уровня общеобразовательной школы [6-8]. Данные принципы представлены в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ - ведущем и системообразующем компоненте стандарта, предполагающем переход от освоения обязательного минимума содержания образования к до-
стижению обучающимся индивидуального максимума результатов. Цели образования, сформированные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» как социальный заказ, трансформируются в федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) в требования к результатам каждого уровня общего образования, а затем в рамках учебно-воспитательного процесса осуществляется их конкретизация и опера-ционализация в планируемые результаты обучения и воспитания.
Анализ процесса и результатов введения в штатном режиме с 1 сентября 2011 года ФГОС начального общего образования (далее - НОО) и с 1 сентября 2015 года - ФГОС основного общего образования (далее - ООО) показывает, что соблюдение данных принципов, самостоятельность и ответственность за результаты обучения всех субъектов образования (администрации школ, учителей, обучающихся и их родителей, социальных партнёров) обусловливают качество разработки образовательных программ и эффективность создания организационно-педагогических, кадровых, технологических, информационных условий для их реализации. Вместе с тем явно обозначились проблемы реализации ФГОС ОО на всех уровнях общего образования, необходимость решения которых обостряется в связи с тем, что начата экспериментальная работа по внедрению ФГОС среднего общего образования (далее - СОО). Это, в частности, проблемы:
- недостаточной разработанности образовательных программ в части формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся (далее - УУД) и обеспечения преемственности этого процесса на ступенях начальной, основной и старшей школы;
- организации образовательного процесса в соответствии с принципом преемственности деятельности педагогов всех уровней общего образования - от дошкольного до среднего общего образования;
- несформированности у многих педагогов мотивации и готовности к конструированию структурных компонентов основной образовательной программы и использованию новых педагогических технологий с учётом их преемственности и адаптации к конкретным условиям обучения;
- неразработанности механизмов, методик диагностики и оценки достижений обучающихся во взаимосвязи личностных, метапредметных и предметных результатов с учётом преемственности требований ФГОС ОО;
- косности системы дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, ориентированной преимущественно на теоретическую подготовку учителей-предметников и не предполагающей посткурсовое сопровождение педагогов как коллективного субъекта реализации ФГОС всех уровней общего образования;
- нарушения оптимального равновесия между традициями и новациями; внедрение новаций, обусловленных введением и реализацией ФГОС ОО, без обеспечения требуемого уровня научно-методической подготовки руководящих и педагогических работников;
- обеспечения преемственности содержания образования, дидактических требований и методических условий его реализации, используемых воспитателями и учителями педагогических технологий.
Изучение и анализ практики решения обозначенных проблем свидетель-
ствует о необходимости создания научно-методической системы сопровождения введения и реализации ФГОС общего образования. Особая значимость научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО как непрерывного процесса обусловлена особенностями развития открытых образовательных систем, требующих от всех субъектов образования гибкого реагирования на меняющиеся ситуации реализации стандартов и возникающие в связи с этим различные научно-методические проблемы. Это делает необходимой целенаправленную деятельность как муниципальных методических служб, так и образовательных организаций. Соответственно, должны быть созданы и апробированы модели научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОО, не дублирующие федеральный и региональный уровень, учитывающие преемственность ФГОС НОО, ООО и СОО и построенные на основе современных подходов в управлении образованием, в частности процессного подхода.
Создание таких моделей является предметом нашего научного исследования, цель которого - разработка и апробация процессных моделей научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОО на уровнях муниципальной методической службы и общеобразовательной школы.
В настоящей статье представлены основные результаты теоретического этапа исследования, в задачи которого, в частности, входило:
- изучение и анализ теоретико-методологических аспектов научно-методического сопровождения в системе общего образования;
- определение структуры и сущностных характеристик взаимодействующих процессов научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО.
Необходимость научно-методической поддержки как фактора развития образования отражена в Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации», поскольку и реализация образовательных программ, и выполнение ФГОС, и другая деятельность образовательных организаций требуют адекватного ресурсного (в том числе научно-методического) обеспечения, которое относится как к компетенциям федеральных органов государственной власти, так и к компетенциям субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.
Анализ теоретико-методологических аспектов изучаемой проблемы показал, что исследователями (Е. В. Василевская [1], В. А. Горбунова [2], Е. И. Маркина [3], М. Н. Певзнер [4], В. И. Снегурова [5] и др.) выделяются такие характеристики современной научно-методической системы сопровождения процессов образования, как индивидуализированность, гибкость, научно обоснованная инструментовка, многоаспектность, непрерывность взаимодействия с субъектами сопровождения и мониторинга заданных параметров, использование широкого спектра диагностических и коррекционных процедур; опережающий характер мер по оптимизации образовательной деятельности и предупреждения возникающих проблем и затруднений.
Вместе с тем было выявлено, что в настоящее время отсутствует единство подходов к определению сущности научно-методического сопровождения в образовании. Так, данный педагогический феномен определяется как:
- научно-методическое обеспечение образовательной деятельности школ методическими службами различных типов и уровней;
- дополнительное профессиональное образование и консультирование ру-
ководящих и педагогических работников образовательных организаций;
- оказание помощи субъектам образования в решении психолого-педагогических, методических проблем;
- поддержка инновационной и экспериментальной деятельности образовательных организаций;
- совместная деятельность (взаимодействие) субъектов сопровождения и субъектов образования.
Как показал анализ документов и материалов общеобразовательных организаций, региональных методических служб, в отношении процесса введения ФГОС НОО, ООО, СОО используются такие термины, как: «научно-методическое обеспечение», «методическая поддержка», «научно-методическое сопровождение». Более того, и в нормативных документах, и в научно-педагогической литературе эти, хотя и близкие по смыслу, но в то же время различные по содержанию, термины используются, как правило, в качестве синонимов, поскольку названные ими соответствующие разделы программ, планов, дорожных карт введения ФГОС по своей сути ничем не отличаются. Между тем изучение этимологии термина «сопровождение» и функций научно-методического сопровождения убеждает в том, что это - самостоятельная сфера управленческой и педагогической деятельности, имеющей специфические отличия и от методического обеспечения, и от методической поддержки.
Как показало проведённое теоретическое исследование, именно многофункциональность сопровождения обусловила различные определения этого понятия. Его трактуют как систему действий, как метод оказания помощи, как организационную форму взаимодействия, как непрерывный целенаправленный процесс создания условий для самореализации субъектов образования. При этом как сущностные инвариантные признаки сопровождения выделяются помощь в принятии решений и взаимодействие. Рассмотрение сопровождения через призму помощи приводит нас к его пониманию как метода. В случае взаимодействия сопровождение целесообразно трактовать как организационную форму.
Поскольку метод и форма являются компонентами методической модели в структуре образовательной технологии, понятие «сопровождение» можно определять как технологию организации взаимодействия субъектов сопровождения и субъектов образовательного процесса, обеспечивающую благоприятные условия для личностного развития всех и профессионального мастерства педагогов в процессе реализации ФГОС ОО.
Сравнение различных подходов к определению понятия «сопровождение» позволяет заключить, что в педагогическом смысле сопровождение предполагает системную, непрерывную, заранее спланированную деятельность, направленную на предотвращение трудностей. В нашем случае - на преодоление трудностей и педагогических работников, и обучающихся, и родителей, и социальных партнёров в реализации ФГОС ОО. Причём анализ деятельности апробационных площадок и научно-методической литературы свидетельствует о том, что сегодня такое сопровождение всё чаще осуществляют тьюторы со специфическим набором функций.
Аккумулировав основные идеи и взгляды названных и многих других ис-
следователей, мы пришли к выводу, что сущность научно-методического сопровождения на современном этапе развития системы общего образования заключается в создании совокупности условий и организации взаимодействия, обеспечивающего становление и развитие нового типа деятельности всех субъектов образования, основанного на личностно-деятельностном и процессном подходах.
Сопоставительный анализ различных подходов к определению педагогического феномена научно-методического сопровождения позволил сформулировать следующее рабочее определение научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС общего образования.
Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС ОО представляет собой целостную систему, обеспечивающую условия для формирования и совершенствования компетентности всех субъектов образования в оптимальном решении проблем, возникающих в процессе разработки и реализации основных образовательных программ.
Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС ОО опирается на имеющийся у субъектов образования опыт (профессиональный, учебный, жизненный) и включает в себя: актуализацию и диагностику существа проблемы; информационный поиск возможного пути её решения; необходимую помощь на этапах конструирования плана действий, первичной его реализации и дальнейшей коррекции, анализа достигнутых результатов и прогнозирования дальнейшей работы.
Цель научно-методического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты образовательной деятельности школы, конкретными условиями деятельности образовательной организации, потребностями всех субъектов образования и заключается в создании условий для предупреждения и своевременного разрешения широкого спектра психолого-педагогических проблем, возникающих у них в процессе реализации ФГОС ОО.
Содержанием научно-методического сопровождения выступает освоение субъектами образования средств и методов управления процессами реализации ФГОС посредством актуализации мотивов их личностного и профессионального развития и формирования коллективного субъекта реализации ФГОС ОО, способного к проектированию и реализации стратегии и тактики решения возникающих проблем с учётом общих задач общего образования и преемственности его уровней.
Под субъектами научно-методического сопровождения понимаются руководящие и педагогические работники, различные службы школы, обучающиеся, родители и социальные партнёры, активно взаимодействующие в процессе реализации ФГОС в рамках достижения общей цели образовательной деятельности.
Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности; «зоны ближайшего развития»; стимулирования творческого роста личности; сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы; непрерывности и преемственности.
Используемые в научно-методическом сопровождении введения и реализации ФГОС ОО формы и методы могут быть классифицированы по различным основаниям:
- по степени традиционности: традиционные и инновационные;
- по охвату субъектов сопровождения: фронтальные, групповые, индивидуальные;
- по уровню предоставления: внутришкольные, муниципальные, районные, межшкольные, сетевые.
Поскольку модель научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО разрабатывалась нами на основе процессного подхода, в ходе теоретического исследования были выделены структурные компоненты данного процесса.
Структура процесса научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО представлена в следующем виде.
Входами процесса научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО являются:
- субъекты образования (обучающиеся и педагогические коллективы общеобразовательных школ, работники органов управления образованием, работники методических служб, родители);
- образовательные программы (основные и дополнительные);
- педагогические технологии;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- средства обучения.
Выходами процесса научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО являются ожидаемые результаты, ради которых оно осуществляется. В частности, выходом может быть: качество подготовки обучающихся (качество предоставляемых образовательных услуг); пакеты учебно-методических, научно-методических и нормативно-организационных документов и материалов; компетентность руководящих и педагогических работников; информационные ресурсы и пр.
Ресурсами научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО являются элементы, необходимые для реализации этого процесса и не изменяемые в ходе него. Такими ресурсами, согласно процессному подходу, будут ФГОС ОО; федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций; финансовые ресурсы; кадровые ресурсы общеобразовательных школ; научно-методические ресурсы научно-исследовательских организаций, вузов; инфраструктура муниципального образования, социально-культурная среда и пр.
Владельцами процесса научно-методического сопровождения введения ФГОС ОО являются специалисты (руководители органов управления, образовательных организаций и их структурных подразделений, методисты, научные работники, профессорско-преподавательский состав вузов и пр.), имеющие в своём распоряжении необходимое количество ресурсов и отвечающие за конечный результат (выход) процесса.
Поставщиками сопровождения введения ФГОС ОО являются физические и юридические лица, обеспечивающие его входные процессы.
Потребителями сопровождения введения ФГОС ОО являются физические и юридические лица, заинтересованные в получении выходных элементов.
Показатели сопровождения введения ФГОС ООО представляют собой набор количественных и/или качественных параметров, характеризующих данный процесс и его результат (выход).
Общие положения научно-методического сопровождения ФГОС ООО конкретизируются для условий общеобразовательной организации или муниципальной методической службы на основе теоретических моделей.
Список литературы
1. Василевская, Е. В. Электронное методическое сопровождение педагога - современное направление деятельности методической службы / Е. В. Василевская // Методист. - 2015. - № 4. - С. 19-24.
2. Горбунова, В. А. Сетевая модель как новая форма организации муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования / В. А. Горбунова, Е. В. Василевская // Методист. - 2008. - № 3. - С. 20-24.
3. Маркина, Е. И. Муниципальная модель методического сопровождения введения ФГОС ОО / Е. И. Маркина // Методист. - 2014. - № 2. - С. 23-27; № 3 - С. 18-22.
4. Певзнер, М. Н. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО / М. Н. Певзнер, Е. Е. Шестернинов // Завуч. - 2004. - № 5. - С. 11-18.
5. Снегурова, В. И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике / В. И. Снегурова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10. - С. 24-32.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 10.06.2017).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413. - URL : http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 04.07.2017).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070507/ (дата обращения: 06.07.2017).
Modeling the Scientific-Methodological Accompaniment of Implementing the State Educational Standard of General Education on the Basis of the Process
Approach
N. N. Pantjukhina
Federal Institute of Education Development, Moscow
Abstract. The article deals with the problem of modeling the scientific and methodological accompaniment of implementing the Federal state educational standard of general education, which is driven by the need to create conditions to ensure the effectiveness of the training and education of students at secondary school. The process approach in education is chosen as a methodological basis for creating the model. The author describes the main components of the process model of the scientific and methodological accompaniment of implementing the Federal state educational standard of general education: the aim, subjects, inputs, outputs, resources, and owners.
Keywords: Federal state educational standard of general education, secondary school, scientific-methodical support, process approach, process model.
Пантюхина Наталья Николаевна
научный консультант инновационных площадок
Федеральный институт развития образования
129319, г. Москва, ул. Черняховского, 9, стр.1 тел.: 8(499)1527341 e-mail: [email protected]
Pantjuhina Natalia Nikolaevna
Academic Adviser of the Innovative Institutions
Federal Institute of Education Development
9, b. 1 Chernyakhovsky St, Moscow, 129319
tel.: 8(499)1527341 e-mail: [email protected]