УДК 371.1
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю. Ю. Баранова
Аннотация. В статье рассматриваются содержательные, технологические и компе-тентностные аспекты обновления профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Содержательные аспекты деятельности руководителя образовательного учреждения по формированию системы условий реализации основных образовательных программ общего образования. Представлено обоснование отбора критериев и показателей уровня сформиро-ванности кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических и информационно-методических условий введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Описана региональная модель мониторинга сформированности условий введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как нового механизма, обеспечивающего принятие руководителем образовательного учреждения эффективных управленческих решений (на основе комплексного подхода). В статье даны подходы к разработке модели управления созданием системы условий как компонента образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования. Предлагается технология формирования модели сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы на институциональном уровне.
The author considers the content, technology and competence aspects of the renovation professional activity of educational institution leaders in the conditions of introduction of the Federal state educational standards for general education.
Substantive aspects of activity of educational institution head on formation conditions of realization of the basic educational programs of general
education are stated. Selection of criteria and indexes of level of conditions formedness - personnel, psychological and pedagogical, financial and economical, material and technical, informational and methodic - conditions for implementation of Federal state educational standards for general education is justified. The regional model monitoring formedness of stated bellow conditions, as the new mechanism helps educational institution head make effective decisions (on the basis of integrated approach), is described. The author describes approaches to working out model of management of creation system of conditions as the component of educational system, providing modern quality of education. It is offered the technology of creation model of net schedule (“road map”) in formation system of conditions for implementation general educational program at institutional level.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, образовательная система, обеспечивающая современное качество образования, система условий реализации основных образовательных программ, дорожная карта формирования условий, комплексный подход к управлению образовательным учреждением.
Federal state educational standards for general education, educational system, providing modern quality of education, system of conditions for the implementation of educational programs, road map of conditions formation, integrated approach to the management of the educational institution.
В настоящее время государственная политика в сфере образования определяет в качестве приоритетного направления разработку и реализацию в образовательных учреждениях моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования [12]. При этом нормативную базу управления качеством образования на институциональном уровне составляют федеральные государствен-
ные образовательные стандарты общего образования:
- начального общего образования - утвержден и введен в действие с 01 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;
- основного общего образования - утвержден и введен в действие с 17 декабря 2010 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- среднего (полного) общего образования -утвержден и введен в действие с 17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [2].
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в себя требования к:
- структуре основной образовательной программы общего образования (включающей в зависимости от типа и вида образовательного учреждения основную образовательную программу начального общего образования и (или) основную образовательную программу основного общего образования и (или) основную образовательную программу среднего (полного) общего образования);
- условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям;
- результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является в деятельности руководителей образовательных учреждений сложным и многоплановым процессом. Важнейшими факторами, обеспечивающими его успешность в части создания условий являются:
- системность в создании условий;
- своевременность и полнота, на уровне образовательного учреждения, мониторинга сформированности условий введения новых стандартов;
- выявление проблем в создании условий введения и своевременность их решения на всех уровнях управления образовательным учреждением;
- эффективность принятия управленческих решений по результатам мониторинга.
В этой связи очевидна необходимость разработки, на уровне образовательного учреждения, мониторинга сформированности условий введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как структурного компонента общешкольного мониторинга оценки качества образования.
Данное направление является инновационным в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, поскольку носит комплексный характер и обеспечивает достижение показателей качества образования в соответствии с новыми требованиями.
При разработке модели мониторинга условий реализации основных образовательных программ очень важно определить критерии и показатели уровня их сформированности.
В качестве критериев сформированности условий введения в общеобразовательном учреждении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на институциональном уровне целесообразно выделить группы условий реализации основной образовательной программы образования, среди которых:
1) нормативно-правовое и финансовоэкономическое обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
2) кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
3) материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Важным, с точки зрения эффективности мониторинга сформированности условий, для образовательного учреждения является отбор показателей по каждой группе критериев, который может быть проведен в соответствии с
требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к каждой группе условий [7].
Результатом реализации в образовательном учреждении представленных требований может стать создание образовательной среды как совокупности условий:
- обеспечивающих достижение целей общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся;
- гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся.
- преемственных по отношению к предыдущей ступени образования и соответствующих специфике образовательного процесса на ступени общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.
Руководителям образовательных учреждений важно определить принцип отбора показателей мониторинга сформированности условий введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях. Перечень выделенных показателей по каждой группе критериев должен отражать содержательно-процессуальные элементы модели и носить номенклатурный характер. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит мобильное обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательных учреждений, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации [3]. В современной образовательной политике акцентируется внимание на государственно-общественном характере управления образованием, информационной открытости образовательного учреждения, эффективности использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной компетентности, а также на механизмы эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования [9].
Среди принципов отбора показателей мониторинга можно выделить:
- принцип вариативности;
- принцип преемственности на разных ступенях образования.
Выделенные критерии и показатели эффективности деятельности образовательных учреждений выполняют для руководителя образовательного учреждения функцию ориентира в создании целостной образовательной среды, необходимой для достижения требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования финансово-экономических, материально-технических, информационных, кадровых ресурсов конкретного образовательного учреждения [2]. Предлагаемые критерии и показатели могут быть уточнены и дополнены, исходя из специфики конкретного образовательного учреждения. Пример системы показателей, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, представлен ниже.
Критерии и показатели сформированности условий реализации основной образовательной программы начального общего образования:
1. Нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение:
- наличие в Уставе общеобразовательного учреждения изменений и дополнений с учетом требований стандарта;
- наличие приказа по образовательному учреждению об утверждении основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения;
- наличие приказа по образовательному учреждению об утверждении публичного отчета (доклада) общеобразовательного учреждения;
- наличие Положения(ий) о формах самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления разработкой и реализацией основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения;
- наличие Положения(ий) о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;
Научное обеспечение системы1 Научно-теоретический журнал 67 г -л
■' г у- повышения квалификации кадров
- наличие Положения о системе внутреннего мониторинга качества образования образовательного учреждения;
- наличие Положения о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся образовательного учреждения;
- наличие Положения о порядке ознакомления родителей (законных представителей) с ходом и содержанием образовательного процесса и оценками успеваемости обучающихся;
- наличие Положения о порядке разработки, утверждения и реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения;
- наличие приказа, утверждающего сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий реализации в общеобразовательном учреждении основной образовательной программы начального общего образования;
- наличие должностных инструкций работников образовательного учреждения, обеспечивающих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- наличие в локальном(ых) актах общеобразовательного учреждения информации о стимулирующих выплатах критериев и показателей результативности и качества, разработанных в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2. Кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения:
- обеспеченность общеобразовательного учреждения педагогическими и иными работниками с уровнем квалификации, соответствующим требованиям стандарта к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования [4];
- обеспеченность общеобразовательного учреждения педагогическими работниками, прошедшими в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования курсы повышения квалификации;
- наличие разработанной в общеобразовательном учреждении модели психолого-педа-гогического сопровождения участников образовательного процесса на старшей ступени об-
щего образования, обеспечивающей реализацию психолого-педагогических условий;
- наличие результатов анкетирования изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности.
3. Материально-техническое, информационно-методическое обеспечение:
- соответствие оснащения учебных помещений требованиям материально-технических, информационно-методических, учебно-методических и информационных условий реализации основной образовательной программы начального образования;
- соответствие оснащения информационнобиблиотечного центра требованиям информационно-методических и учебно-методических условий реализации основной образовательной программы начального образования;
- соответствие общешкольного оснащения требованиям информационно-методических и учебно-методических условий реализации основной образовательной программы начального образования [1].
Поскольку каждый из выделенных критериев сформированности условий имеет свое содержательное и процессуальное наполнение
- показатели, то по наличию или отсутствию представленных показателей руководитель образовательного учреждения может судить в дальнейшем об уровне сформированности в образовательном учреждении как отдельных критериев, так и их комплекса [15].
Оценка сформированности условий осуществляется по уровням соответствия требованиям: «в полном объеме соответствует требованиям», «не в полном объеме соответствует требованиям», «частично соответствует требованиям». С точки зрения эффективности принимаемых по результатам мониторинга управленческих решений, целесообразным является определение уровня сформированности условий введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по каждому критерию в отдельности, без учета общей суммы.
Проведение в образовательном учреждении мониторинга сформированности условий введения федеральных государственных образова-
тельных стандартов общего образования является для руководителя образовательного учреждения новым механизмом, обеспечивающим принятие им эффективных управленческих решений (на основе комплексного подхода) [13, 14]. Примером комплексного управленческого решения является разработка на основе
результатов мониторинга дорожной карты (сетевого графика) формирования условий, как локального нормативного акта, фиксирующего взаимодействие внешних и внутренних структур управления образовательным учреждениям процессами обеспечения требований стандартов (таблица 1).
Таблица 1
Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
Мероприятия Сроки реализации, структурное подразделение
Нормативное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1. Наличие решения органа государственно-общественного управления о введении в образовательном учреждении нового стандарта.
2. Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения.
3. Разработка на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования основной образовательной программы образовательного учреждения.
4. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения.
5. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям новых стандартов.
6. Приведение должностных инструкций работников образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифноквалификационными характеристиками.
7. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии со стандартом.
8. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса.
Финансовое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1. Определение объема расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.
2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них), регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.
Организационное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению нового стандарта.
2. Разработка модели организации образовательного процесса.
3. Разработка и реализация моделей взаимодействия учреждения общего образования и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.
4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности.
5. Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования.
Мероприятия Сроки реализации, структурное подразделение
Кадровое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации новых стандартов.
2. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения.
3. Разработка (корректировка) плана научно-методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [10].
Информационное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1. Размещение на сайте информационных материалов о введении нового стандарта.
2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.
3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в содержание основной образовательной программы основного общего образования.
4. Реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
5. Обеспечение публичной отчетности образовательного учреждения о ходе и результатах введения нового стандарта.
6. Разработка рекомендаций для педагогических работников.
Материально-техническое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации нового стандарта.
2. Обеспечение соответствия материально-технической базы образовательного учреждения требованиям.
3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям.
4. Обеспечение соответствия условий реализации основной образовательной программы противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям стандарта.
6. Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами.
7. Наличие доступа образовательного учреждения к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных базах данных.
8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.
Реализация системы мероприятий по формированию комплекса условий введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает освоение руководителем образовательного учреждения компетенций менеджера образования [8; 11]. Данное требование не случайно нашло отражение в квалификационных требованиях, предъявляемых к должности руководителя образовательного учреждения [16]. Формирование и реализация на институциональном уровне модели образовательной системы, обеспечивающей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования современное качество об-
разования, является содержательным, технологическим и компетентностным аспектами обновления профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения.
Литература
1. Абрамова, Т. В. Региональный подход к оценке готовности образовательных учреждений Челябинской области к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Т. В. Абрамова, Е. А. Тюрина, М. И. Солод-кова, А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова // Маїегіаіу шеЕІпаго^і vëdecko-praktickа ко^егепсе «Бпу vëdy - 2011». - Біі 16. Pedagogika. НЫЬа а
zivot: Praha. Publishing House «Education and science» s.r.o. - S. 35-40.
2. Баранова, Ю. Ю. Современные нормативно-правовые основы образования : учеб.-метод. пособие / Ю. Ю. Баранова, Т. А. Данель-ченко, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин. - Челябинск : ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011.
3. Баранова, Ю. Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения / Ю. Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - № 2(7), 2011. - С. 92.
4. Гуртовенко, Г. А. Когнитивный менеджмент в системе повышения квалификации кадров / Г. А. Гуртовенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -№ 1, 2009. - С. 74.
5. Жабреев, В. С. Проблемы и средства повышения квалификации кадров в области менеджмента / В. С. Жабреев, Н. Д. Давыдова, С. П. Буденный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : Фотохудожник. - № 2(11), 2012. - С. 41.
6. Ильина, А. В. Кадровое и методическое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : Фотохудожник. - № 1(6), 2011. - С. 120.
7. Иванова-Швец, Л. Н. Управление персоналом : учеб.-метод. комплекс / Л. Н. Иванова-Швец, А. А. Карсакова, С. Л. Тарасова. - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 200 с.
8. Ильясов, Д. Ф. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные го-
сударственные образовательные стандарты общего образования : метод. реком. / Д. Ф. Ильясов, А. А. Севрюкова. - Челябинск : изд-во ООО «ПРОНТО», 2011. - 96 с.
9. Коптелов, А. В. Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ОО / А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : Фотохудожник. - № 3(8), 2011. - С. 24.
10. Лепешова, Е. И. Управление персоналом в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / иКЬ: http://www.edu-personal.ru.
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / иКЬ: http://www.educom.ru/ru/ па-sha_novaya_shkola.
12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с.
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с.
14. Скрипова, Н. Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта / Н. Е. Скрипова, Л. В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : Фотохудожник. - № 1(6), 2011. -С. 107.
15. Шепель, В. М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель // Народное образование. - 1999. - 432 с.
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 71 г ^
J г у- vr повышения квалификации кадров