„сойЫсгвь
\
^^ Система повышения квалификации работников образования в условияхс внедрения 0ТОС ЧИППКРО
Система повышения квалификации работников образования
в условиях^ внедрения федеральныхс государственных
образовательньхстандартов общего образования
УДК 378.091.398
НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ
Баранова Ю.Ю., Ильина А.В.
Аннотация. В статье представлены базовые аспекты организации научно-методического сопровождения введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в Челябинской области. При этом научно-прикладной проект рассматривается как одна из форм такого сопровождения.
The basic aspects of the methodological and scientific support of federal state educational standards ' introduction and realizing in Chelyabinsk region are presented in the article. The applied scientific project is shown as one of this support's forms.
Ключевые слова: ФГОС, научно-методическое сопровождение, научно-прикладной проект, координация деятельности субъектов управления; консалтинговые услуги.
FSES, methodological and scientific support, applied scientific project, coordination of management activity agents, consulting services.
Для современной российской системы образования характерны стремительные изменение, обусловленные политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе и на рынке труда. В данных условиях особое внимание уделяется вкладу образования в реализацию социального заказа школе, что обуславливает необходимость внесения существенных изменений в структуру и содержание не только высшего профессионального образования, но и дополнительного профессионального образования [3; с. 5-б].
Одним из необходимых элементов модернизации системы образования в условиях введения новых образовательных стандартов является расширение образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного профессионального образования, связанных, прежде всего, с установлением устойчивого и продуктивного взаимодействия данных организаций с общеобразовательными учреждениями и ориентированных на удовлетворение профессиональных потребностей последних.
Одной из задач государственной политики в сфере образования, отраженной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, является модернизация системы общего образования, в том числе и через введение в образовательную сис -тему новых образовательных стандартов. Отметим, что с 2009 года Челябинская область работает в режиме апробации и внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2010-2011 учебном году в режиме апробации осваивали новые образовательные программы 4666 второклассников и третьеклассников, в режиме функционирования - 3791 первоклассник из 43 муниципалитетов. 374 педагога области на практике реализуют требования основной образовательной программы образовательного учреждения, создавая и транслируя свой передовой педагогический опыт.
В настоящее время в образовательной системе Челябинской области накоплен позитивный опыт управления введением федерального
Баранова Ю.Ю., ИльинаА.В.
Научно-прикладной проект как.форма взаимодействия...
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одним из примеров такого опыта является деятельность Регионального центра научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС общего образования) на территории Челябинской области, который создан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области как структурное подразделение Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Основной целью деятельности центра является обеспечение эффективного управления процессами введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в образовательных учреждениях региона.
Исходя из этого в полномочия центра входит определение общей стратегии научно-методического обеспечения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории региона, что обеспечивает, прежде всего, ком -плексное, проблемно-ориентированное управление процессами введения новых образовательных стандартов. Решение проблем организационного обеспечения перехода на новые стандарты образования осуществляется по следующим направлениям:
- координация методической деятельности муниципальных органов управления образованием, методических служб, образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС общего образования;
- проведение совещаний со специалистами управлений образования, представителями муниципальных методических служб и образовательных учреждений по проблемным аспектам введения ФГОС общего образования;
- изучение запросов работников образования о проведении тематических мероприятий научно-методического характера и своевременное реагирование на них;
- проведение на сайте тематических онлайн консультаций для работников образования, родителей, общественных организаций Челябинской области по вопросам введения образовательных стандартов;
ЧИППКРО
- осуществление оперативной информационной поддержки руководителей образовательных учреждений, педагогов, родителей Челябинской области по вопросам введения ФГОС общего образования с помощью сайтов Министерства образования и науки Челябинской области и института.
Содержательное обеспечение введения образовательных стандартов осуществляется по таким линиям, как:
- разработка содержания инновационных программ повышения квалификации в аспекте новых требований ФГОС общего образования;
- содержательно-технологическое наполнение образовательных программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
- повышение квалификации по модульно-накопительной системе для различных категорий работников общего образования Челябинской области по программам (направлениям) дополнительного профессионального образования в аспекте реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- обучение тьюторов с правом проведения от имени учреждения дополнительного образования модульных курсов для различных категорий работников образования по актуальным аспектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и организация их работы;
- проведение экспертизы материалов, подготовленных органами управления образованием и образовательными учреждениями по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- организация работы по формированию регионального банка передового педагогического опыта;
- разработка методических рекомендаций для различных категорий работников образования региона по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Особое значение в содержательном обеспечении введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования имеет реализация институтом совместно с образовательными учреждениями научно-
соД^сгв
/ А Ч
Система повышения квалификации работников образования в условиях внедрения 0ТОС
ЧИППКРО
прикладных проектов, отражающих проблематику и специфику новых стандартов образования. В этом случае научно-прикладной проект выступает в качестве одной из форм сотрудничества учреждения дополнительного профессионального образования и школы и представляет собой пример эффективного взаимодействия научных кадров и педагогов-практиков при решении сложных проблем реализации новых образовательных стандартов.
В настоящее время педагогическое проектирование приобретает широкое распространение [1, 2, 4, 8, 9, 10], так как дает возможность повышения эффективности образовательного процесса. Разделяя точку зрения В.С. Безруко-вой, мы рассматриваем педагогическое проектирование как «... предварительную разработку основных деталей предполагаемой деятельности...» [2; с. 95-96]. Фактически, педагогическое проектирование направлено на мысленное построение предполагаемой деятельности участников образовательного процесса по реализации задач, поставленных в научно-прикладном проекте.
Проведенный нами анализ научных исследований по проблемам системного управления образованием [5, 6, 7] позволил выделить основания, в соответствии с которыми может быть организована деятельность участников научно-прикладных проектов. К таким основаниям могут быть отнесены:
— общее согласие в том, что в практику деятельности образовательных учреждений региона при введении и реализации новых образовательных стандартов необходимо внедрять новейшие разработки в области научно-методического (методического) сопровождения данных процессов, способствующие достижению целей и реализации государственной политики в области общего образования;
— общее понимание необходимости взаимного содействия друг другу по вопросам научно-методического сопровождения введения и реализации новых стандартов образования;
— взаимная готовность к компромиссам, направленная на поиск наилучших вариантов удовлетворения профессиональных потребностей;
— способности считаться с фактами, проявляющимися во взаимодействии участников научно-прикладных проектов.
Исходя из этого работа над научно-прикладными проектами была организована таким образом, чтобы участники этого процесса смогли не только увидеть новые образовательные результаты, но и наметить пути их достижения, проанализировать существующую педагогическую практику, выявить затруднения и определить пути совершенствования своей профессиональной компетентности. В процессе осуществления проектировочной деятельности нами разработана технология организации взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования и общеобразовательного учреждения по реализации научно-прикладных проектов, которая состоит из трех этапов:
— аналитического,
— организационного,
— результативного.
Рассмотрим содержательные аспекты данных этапов.
Аналитический этап рассматриваемого организационного процесса связан с изучением запроса общеобразовательных учреждений региона к учреждению дополнительного профессионального образования по проблемам введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. На основе полученной информации формируется перечень тем научно-прикладных проектов, в которых особое значение отводится раскрытию инновационных особенностей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Отметим, что проблематика научно-прикладных проектов носит практико-ориентированный характер.
Организационный этап связан с разработкой концептуальных положений научно-прикладных проектов и организацией деятель -ности базовых площадок по реализации данных положений.
Отметим, что в настоящее время в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования реализуются 45 совместных научно-прикладных проектов по различным направлениям педагогического исследования проблем введения и реализации новых образовательных стандартов. При этом особое внимание обратим на специфику данных проектов, которые:
Баранова Ю.Ю., ИльинаА.В.
Научно-прикладной проект какформа взаимодействия...
- связаны с разработкой региональных моделей основной общеобразовательной программы дошкольного образования и воспитания ребенка, системы информационно-аналитического обеспечения управления образовательным процессом на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- направлены не только на разработку содержательных компонентов основной образовательной программы школы - как на ступени начального общего образования, так и основного общего образования, но и на разработку различных моделей управления реализацией различных аспектов данных программ;
- разрабатывают вопросы обеспечения преемственности при реализации образовательных стандартов разных ступеней обучения;
- акцентируют внимание на общих методологических подходах к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Анализ затруднений, возникших у руководящих и педагогических работников при введении и реализации новых образовательных стандартов, позволил определить образовательные учреждения, которые могли бы служить базовыми площадками реализации научно-прикладных проектов.
В целом на данном этапе образовательные учреждения осуществляют проектную деятель -ность согласно утвержденным техническим заданиям, получают консалтинговые услуги.
Результативный этап отражает такие аспекты деятельности образовательного учреждения, как анализ, систематизация и обработка полученных в ходе выполнения научно-прикладного проекта результатов с необходимой корректировкой рабочих гипотез. Необходимым элементом данного этапа является представление результатов широкому кругу участников образовательного процесса региона.
Особое значение в этом процессе отводится участию специалистов образовательных учреждений, осуществляющих реализацию проектов, в научно-практических конференциях, среди которых можно выделить следующие:
- «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров»;
- «Модернизация системы образования на основе регулируемого эволюционирования»;
- «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» и др.
Помимо разрешения противоречий, возникающих при введении и реализации ФГОС общего образования, опыт проектирования, накопленный участниками научно-прикладных проектов, отражается в региональном банке передового педагогического опыта, включающего методические рекомендации по актуальным вопросам введения и реализации новых образовательных стандартов для различных категорий работ -ников образования Челябинской области.
Таким образом, реализация научно-прикладных проектов, построенных на основе сотрудничества специалистов учреждения дополнительного профессионального образования и специалистов общеобразовательных учреждений региона не только обогащает практику управления введением и реализацией новых образовательных стандартов, но и дает возможность дессиминации передового опыта как на уровне региона, так и на федеральном уровне. В этом случае учреждение дополнительного профессионального образования осуществляет координирующую и консалтинговую деятель -ность, что позволяет сделать процесс введения и реализации новых стандартов образования эффективным.
Литература
1. Безрукова, В.С. Интеграция содержания образования [Текст] / В.С. Безрукова. - М.: Педагогика, 1993. - 162 с.
2. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] : учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
3. Занина, Л.В. Методология дополнительного профессионального образования в постиндустриальном обществе [Текст] / Л.В. Занина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ООО «Пронто», 2011. - № 1(6). - С. 5-11.
4. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине [Текст] : моногра-
_ 10Г1 Научное обеспечение систем
Яаучно-теоретическии журнал 129 ^
системы ов
соД^сгв
/ А Ч
Система повышения квалификации работников образования в условиях внедрения 0ТОС
ЧИППКРО
фия / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. - М.: Логос, 1994. - 208 с.
5. Ильясов, Д.Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников [Текст] / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ООО «Пронто», 2011. - № 2(7). - С. 5-12.
6. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. спец-тей и руководит. образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 344 с.
7. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие / Т.И.
Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2007. - 382 с.
8. Яворук, О. А. Теория и практика интегра-тивных курсов в системе школьного естественнонаучного образования [Текст] : монография / О.А. Яворук. - Челябинск: изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 185 с.
9. Яковлева, Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологический аспект [Текст] / Н.О. Яковлева. - М.: Просвещение, 2002. - 194 с.
10. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование [Текст] : учебно-практическое пособие / Н.О. Яковлева. - Челябинск: изд-во ЧГПУ «Факел», 2001. - 123 с.