Современная школа
УДК 378.091.398
ФОРМИРОВАНИТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА УГЛУБЛЁННОГО УРОВНЯ
Е. А. Солодкова
Аннотация. В статье обозначена проблема осознания учителем его деятельности в условиях модернизации образования, а именно перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; рассмотрены вопросы определения таких понятий, как «профессионализм» и «компетентность» педагога, сущность базовых компетентностей педагога.
Установлена взаимосвязь некоторых стратегически важных документов и деятельности учителя в процессе освоения некоторых компетенций при разработке программ по отдельным предметам, курсам углублённого уровня.
Определены форма работы и этапы, включённые в неё, для педагогического коллектива, а так же цели и задачи в разработке программного обеспечения реализуемого профиля в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования программы по отдельному предмету, курсу, в результате которых педагог приобретает новые компетентности.
The article indicated the problem of teacher awareness of his activities in the conditions of the education modernization, namely the transition to the Federal State Educational Standard of General Education. In the article are considered the definitions of concepts such as "professionalism" and "competence" of a teacher, the essence of the teachers basic competence.
Author establishes link between some important documents and teacher activities in the process of mastering some skills in developing particular school subject, advanced level course. Author indicates the form of work for teaching staff and work phases, the goals and objectives in developing advanced level course program in the conditions of the transition of the particular sub-
ject program to the Federal State Educational Standard of (Complete) General Education, as a result a teacher acquires new competence.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования; системнодеятельностный подход, профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность, научно-прикладной проект, образовательная программа общеобразовательного учреждения, программа по отдельному предмету, курсу.
Federal State Educational Standard of (Complete) General Education, Systemic activity based approach, professionalism, competence, professional competence, applied science project, educational program of the educational institution, particular subject (course) program.
В настоящее время невозможно найти руководителя общеобразовательного учреждения или учителя, которые не слышали о Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». С первых страниц этого документа можно понять, что современная школа -школа 21 века - обладает иными характеристиками, связанными, прежде всего, с модернизацией образования.
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет» [3]. Но словосочетание «новые учителя» до сих пор смущает и вызывает бурную реакцию у многих педагогов. Действительно, а каким, в сущности, должен быть учитель «новой школы», каких вершин ему нужно достичь, в чём совершенствоваться и что именно ему в этом поможет. Не стоит забывать, что учитель пропускает через себя множество поколений, непохожих друг на друга. Эта «непохожесть» естественна, так
как запросы в обществе и уровень жизни изменяются, то есть само общество претерпевает процесс модернизации, который неизбежен для всех сфер его деятельности. А учителю, между тем, необходимо продолжать быть скульптором, «ваятелем душ новых поколений» [10].
Необратимые и отличные от другого времени изменения в характере образования на современном этапе выражены в его целях, направленности, содержании и новом методологическом подходе. Эти аккумулированные изменения нашли своё отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а также Федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) общего образования. Изучив документы, становится понятным, что суть образования, его «механизмы» обучения нацелены на свободно мыслящего, деятельного и познающего человека, на творческую предприимчивость, конкурентоспособность и самостоятельность обучаемых, мобильность будущих специалистов. Не стоит забывать и про планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные), суть которых раскрыта во ФГОС общего образования.
Примечательно, что независимо от того, какие бы изменения не происходили в сфере образования, в конце концов, они замыкаются на определённом человеке, а именно на учителе школы. И это логично: именно он является деятелем при исполнении на практике основных преобразований. А для благополучного внедрения в практику разнообразных инноваций, для реализации поставленных перед ним задач в современных обновленных условиях, учителю необходимо обладать соответствующим уровнем профессиональной компетентности и профессионализмом [2]. Именно в профессионально компетентных и конкурентоспособных учителях нуждаются не только государство и работодатели, но и непосредственные участники образовательного процесса - обучающиеся.
Что же следует понимать под такими понятиями, как «профессионализм», «компетентность» и, как следствие, «профессиональная компетентность»?
Для приобретения профессионализма нужны соответствующие желание, способности,
возможности, при этом не стоит исключать и характер, готовность постоянно самообучаться и самосовершенствоваться в своём деле. Поэтому под профессионализмом можно понимать «особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях» [2].
В. Д. Шадриков понимает «компетентность» как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [9].
Важным слагаемым профессионализма является профессиональная компетентность. Существует множество различных точек зрения как зарубежных, так и отечественных учёных по трактовке данного понятия.
О. В. Тихомирова в своей статье «Содержание профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании» сгруппировала рассмотренные составляющие профессиональной компетентности следующим образом [6] :
1) профессиональная деятельность (операциональная, деятельностная, дифференциально-психологическая, специальная компетентность и прочие компетентности);
2) профессиональные знания и умения (информационная, профессионально-образовательная, психолого-педагогическая, знаниевая, методическая и другие компетентности);
3) профессиональное общение (коммуникативная, социально - психологическая компетентности);
4) личность профессионала (регулятивная, профессионально-личностная, аутопсихологическая, рефлексивная и др.).
В. П. Пугачев данное понятие рассматривает и определяет «как характеристику качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности» [2].
Такие исследователи, как Г. Н. Бойченко и Л. И. Гуревич, считают, что профессиональная компетентность выражена качеством человека, завершившего образование определённого уровня. А само качество, по их мнению, заключается
Современная школа ЧИППКРО
«в готовности на его основе к успешной деятельности с учётом её социальной значимости и рисков, которые могут быть с ней связаны» [1, с. 48].
Несомненно, и профессионализм, и профессиональная компетентность находятся в тесной взаимосвязи между собой и с требованиями, которые предъявляет общество; говоря
о профессионализме, часто подразумевают профессиональную компетентность специалиста.
Примечательно, что данные понятия, применительно к системе образования, прежде всего, должны быть ориентированы на новые требования в работе педагогических работников, а именно на внедрение в деятельность учителя федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В. Д. Шадриков определяет несколько ба-зовых компетентностей педагога, включенных в профессиональный стандарт педагогической деятельности. Последний есть «система минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности» [9]. Стоит отметить, что по предложенным этим учёным базовым компетентностям составлена модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов, представленная в Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Данная модель включает шесть блоков базовых компетентностей [5, с. 298-305]:
1. Личностные качества.
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Информационная компетентность.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
6. Компетенции в организации учебной деятельности.
Каждая базовая компетентность определена показателями оценки компетентности, то есть умениями, знаниями, задачами, которые педагог должен реализовывать в своей профессиональной деятельности.
В подтверждение этого в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть статьи, чётко определяющие обязанности, ответственность и правовой статус педагогических работников. И в каждой из них заложены выделенные ранее компетентности педагога. Например, статья 47 [8, с. 47]:
«3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ».
Или статья 48 пункт 1 [8, с. 50]:
«1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания»...
Выделенные статьи можно отнести к такому блоку компетентностей, как разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений. И действительно, для того чтобы педагог действовал как профессионал, реализуя в своей деятельности определённую программу по предмету, курсу, обоснованно выбирая учебно-методические комплексы, ему необходимо понимать и, прежде всего, научиться разрабатывать в соответствии с требованиями ФГОС общего образования эту самую программу. Особенно остро эта проблема вырисовывается на среднем (полном) уровне общего образования. ФГОС среднего (полного) общего образования (далее ФГОС С(П)ОО) определяет два уровня изучения предмета: базовый и углублённый, и вместе с этим «учебный
план профиля должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углублённом уровне.» [7, с. 48]. Это достаточно трудная задача, с которой в одиночку учителю не справиться.
Общеобразовательным учреждениям целесообразно создавать рабочие группы, в которые будут входить учителя, предметы которых включены в профильную направленность общеобразовательного учреждения.
Но и здесь коллективу, скорее всего, понадоби тся научно-методическая поддержка в разработке программ отдельных учебных предметов, курсов углублённого уровня.
Одной из активных форм включения педагогов по данной работе для приобретения новых компетентностей можно считать научноприкладной проект.
Такие проекты возможно проводить совместно с квалифицированными сотрудниками государственных образовательных учреждений дополнительного образования.
Актуальность научно-прикладного проекта по разработке программ отдельных учебных предметов, курсов углублённого уровня обусловлена, во-первых, переходом на ФГОС С(П)ОО, что требует от учителя владения новыми механизмами профессиональной деятельности; во-вторых, необходимостью использования технологий педагогического проектирования при разработке программ отдельных учебных предметов, курсов углублённого уровня реализуемого профиля обучения.
Исходя из выше сказанного, чётко вырисовываются цель и задачи научно-прикладного проекта.
Цель - оказать учителям, работающим в общеобразовательном учреждении, теоретическую и практическую помощь: в понимании структуры и содержания ФГОС С(П)ОО; в разработке и реализации программ отдельных учебных предметов курсов определённого профиля обучения в соответствии с ФГОС С(П)ОО и требованиями, предъявляемыми к структуре основной образовательной программы С(П)ОО (далее - ООП С(П)ОО).
Задачи:
1. Изучение теоретико-методологических основ ФГОС С(П)ОО.
2. Определение подходов к разработке ООП, как локального нормативного документа, обеспечивающего реализацию ФГОС.
3. Проектирование разделов ООП, содержательно обеспечивающих реализацию выбранного профиля обучения.
4. Определение подходов к разработке УП, реализующего профиль, и плана внеурочной деятельности.
5. Проектирование учебного плана и плана внеурочной деятельности, организационно обеспечивающих реализацию профильного обучения.
6. Определение подходов к разработке программ отдельных учебных предметов курсов профиля.
7. Проектирование программ:
- отдельных учебных предметов на углублённом уровне, входящих в профиль;
- внеурочной деятельности в рамках реализуемого профиля.
8. Организация проведения апробации программных элементов.
9. Анализ результатов апробации программных элементов.
1 0. Обобщение и распространение эффективного опыта разработки программ учебных предметов выбранной предметной области реализуемого профиля на уровне среднего общего образования.
Таким образом, для рабочей группы педагогов объектом исследования будет являться программное обеспечение определённого профиля в реализации ФГОС С(П)ОО. Предметом исследования в данном случае станет являться разработка программ учебных предметов на углубленном уровне выбранной педагогами предметной области, например, «Естественные науки» естественно-научного профиля на уровне среднего общего образования.
Педагогам необходимо понимать, а что же именно будет являться результатом их работы в данном направлении, поэтому важно определить гипотезу научно-прикладного проекта.
В данном случае её можно сформулировать следующим образом: освоение выпускниками средней школы планируемых (предметных и метапредметных) результатов освоения ООП С(П)ОО в части предметной области на профильном уровне возможно при условии разработки программного обеспечения реализуемого профиля.
Если ещё раз взглянуть на задачи, приведённые выше, видно, что работа по данному
Современная школа ЧИППКРО
научно-прикладному проекту не является лёгкой и кратковременной, именно поэтому целесообразно вести поэтапную деятельность. И, логичнее всего начинать с этапа, на котором учителя будут изучать теоретико-методологические основы ФГОС С(П)ОО и средства реализации требований к структуре основной образовательной программы, а именно:
- особенности, назначение и функции ФГОС С(П)ОО;
- цели и задачи среднего полного общего образования;
- особенности примерной основной образовательной программы С(П)ОО;
- значение и содержание универсальных учебных действий, формируемых в среднем (полном) общем образовании.
Данный этап можно охарактеризовать как организационно-методологический.
Показателем оценки профессиональной компетентности на данном этапе научноприкладного проекта будет являться знание ФЗ «Закон об образовании в РФ», ФГОС С(П)ОО и примерных образовательных программ. Именно два первых документа станут нормативным основанием разработки программ отдельных учебных курсов.
В результате аналитической работы с документами педагоги должны понять что методологическим основанием научно-прикладного проекта и всей их дальнейшей педагогической деятельности будет являться системнодеятельностный подход.
Именно он поможет творчески подойти к образовательному процессу с учётом таких особенностей учащихся, как возраст, физиологические и психологические особенности.
Второй этап - не менее важный, так как на нём учителя начинают заниматься непосредственно проектированием программ отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности по реализуемому профилю обучения. Задачи данного этапа:
- освоить особенности содержания на углублённом уровне предметов выбранной предметной области;.
На данном этапе будет реализован комплекс мероприятий по разработке программ отдельных учебных предметов реализуемого профиля и программы внеурочной деятельности в рамках данного профиля.
Третий этап, заключительный, можно обозначить как обобщение и распространение эффективного опыта разработки программ учеб -ных предметов углублённого уровня реализуемого профиля среднего общего образования.
Комплекс мероприятий, возможный для реализации на данном этапе :
1. По распространению эффективного инновационного опыта введения и реализации ФГОС общего образования в части:
а) организации участия педагогов и педагогических коллективов в конкурсах научнометодических материалов и разработок муниципального, регионального, всероссийского уровней;
б) организации участия педагогов и педагогических коллективов в научно-практических конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровней апробации региональной модели оценки качества общего образования;
в) открытия и реализации совместных с государственными организациями дополнительного профессионального образования научноприкладных проектов по актуальным для образовательных учреждений проблемам введения ФГОС общего образования.
2. По апробации программных элементов:
а) создания организационных и методических условий апробации;
б) анализа результатов апробации.
Каждый из этапов реализации научноприкладного проекта направлен на получение педагогом возможности объединить в систему компетенций профессиональные знания теоретического характера, практические умения, применённые в опыте, а также непосредственно свои личностные качества (творческий подход, самостоятельность, саморазвитие, способность принимать решения, коммуникабельность и др.), что и будет составлять основу профессиональной компетентности учителя.
Важно отметить, что данная форма включения педагога в разработку программы от -дельного учебного предмета, курса углублённого уровня реализуемого профиля является одним из шагов в профессиональном становлении учителя, способного работать в меняющихся информационно-технологических, социальных и экономических условиях, анализировать результативность педагогической деятель-
ности и получать эффективные результаты при её проведении.
Взглянув на сегодняшнюю систему образования с происходящими в ней изменениями, становится понятным, что качественное образование может осуществляться педагогом, профессионально компетентным, осознающим задачи и требования, предъявляемые в современном обществе, мотивированным на достижение, а также на обеспечение планируемых результатов.
Литература
1. Бойченко, Г. Н. Профессиональный менталитет учителя в иерархии целей педагогического образования / Г. Н. Бойченко,
Л. И. Гуревич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научнотеоретический журнал. - Челябинск : Фотохудожник, 2010. - № 1 (3). - С. 46-51.
2. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-
публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк, 2005. - В 8. - С. 2б-44.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // [Электронный ресурс]. URL : минобрнауки.рф / Документы / 1450 (дата обращения: 24.05.13 г.).
4. Оценка уровня профессиональной компетентности педагога (презентация) [Электронный ресурс]. URL : portal.ivedu.ru/dep/mouosavi no/DocLib1/ Зонина М. С. / 11.ppt (дата обращения 25.05.2013 г.).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с.
6. Тихомирова, О. В. Содержание профессиональной компетентности педагога в пред-школьном образовании [Электронный ресурс]. URL:http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/4б. pdf (дата обращения 23.05.13 г.).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2013. - б3 с.