УДК 371.14 ББК Ч49
Усольцева Ирина Владимировна
аспирант
кафедра теории и методики профобразования Сургутский государственный университет г.Сургут Usoltseva Irina Vladimirovna Post-graduate Chair of theory and methods professional education Surgut State University Surgut [email protected] Научно -методическое сопровождение процесса совершенствования методической компетенции учителя в период введения новых стандартов Scientific-methodological support of the process of the improvement competence of the teacher in the period of introduction of new standards
В статье рассматривается вопрос научно - методического сопровождения процесса совершенствования методической компетенции педагога в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
The article examines approaches to scientific-methodological support of the process of the improvement of the teacher 's competence in conditions of the implementation of the Federal state educational standards.
Ключевые слова: методическая компетенция, научно - методическое сопровождение, совершенствование методической компетенции учителя, Федеральные государственные образовательные стандарты
Key words: methodological competence, scientific-methodological support, improvement of the teacher 's competence, Federal state educational standards.
Достижение целей современного образования во многом связано с новой
профессиональностью педагога, готового и способного оптимально и с высокой долей эффективности реализовывать требования новой образовательной парадигмы.
Эффективное развитие современной инновационной среды невозможно без инновационного наполнения всех направлений деятельности педагога.
Совершенствование учительского корпуса и подготовка учителя «нового формата» актуальна как для НОИ «Наша новая школа», так и для успешного перехода на введение и реализацию новых ФГОС, которые предполагают полу-
чение качественно новых образовательных результатов.
Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.
В своей статье «Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога» [3] я уже освещала вопрос трактовки понятия «компетенция» в научной литературе. А.А.Хван в своей статье «Какой учитель нам нужен?»[4] также указывает о том, то единства мнений по столь сложному вопросу отсутствует, «очевидно, и не должно быть в науке».
Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В.А Сластениным, Н.М. Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей.
И.Д Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, базовые определяют специфику некоторой предметной или надпредметной области.
Большинство исследователей отмечают методическую компетенцию для педагога как основополагающую. Основные трактовки понятия «методическая компетенция» приведены в таблице 1 [1].
Таблица 1
Дефиниции понятия «методическая компетенция»
Автор Определение
Красикова Е. Методическая компетенция формируется как синтез знаний (психолого-педагогических, социальных, общеобразовательных),
умений (профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных), навыков творческой педагогической деятельности необходимых преподавателю для проектирования собственной технологии обучения учеников, конструирования логики учебного и воспитательного процесса, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, генерирования идей, нестандартного мышления.
Языкова Н. В. Методическая компетенция - это интегративное свойство личности учителя, определяющее его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции, образованием, воспитанием и развитием учащихся.
К методической компетенции также относятся умение самостоятельно выбирать, применять, перепроверять и усовершенствовать методы, способы работы, стратегии принятия решений и учебные стратегии. Методическая компетенция охватывает аналитические способности, критическое мышление, кроме того, креативный подход к оформлению, представлению результатов деятельности (например, презентации) и оценке результатов, а также включает организаторские способности и тайм-менеджмент.
С одной стороны, методическая компетенция может быть определена как владение методическими приемами, с другой стороны, методическая компетенция — это система сформированных теоретических знаний в области методики преподавания отдельно взятого предмета или предметной области.
Методическая компетенция обозначает способность и готовность к целенаправленному, планомерному образу действия при выполнении профессиональных заданий и решении проблем (например, при планировании рабочих шагов). При этом самостоятельно выбираются, применяются, а при необходимости усовершенствуются изученные методы мышления и способы работы или стратегии решения для преодоления рабочих заданий и проблем. Методическая
работа охватывает самостоятельную организацию и оценку; это требует собственной инициативы и творчества [2].
Поэтому, одно из важнейших качеств, которое характеризует методическую компетентность- инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.
Еще одним немаловажным составляющим компонентом методической компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.
Процесс совершенствования методической компетенции педагога в период введения новых федеральных государственных образовательных стандартов нуждается в научно-методическом сопровождении, которое, в свою очередь, может быть формальным (официальным, специально организованным работодателем) и неформальным (т.е. организованном и спланированном личностью самого педагога, независимо от образовательной организации, в которой он работает).
Любая образовательная организация, которая погружается в процесс введения и реализации новых ФГОС, обязательно включает в свою «дорожную карту» методическое направление деятельности, сопровождающееся администрацией или определенным приказом ОУ проектной группой педагогов.
Научно-методическое сопровождение - процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов системного продукта после передачи в эксплуатацию.
В ходе сопровождения в программу деятельности вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и не-
доработки, а также для добавления новой функциональности с целью повысить эффективность использования.
Важно также сориентировать систему сопровождения на ключевые особенности ФГОС и реальные возможности системы образования.
Методическое сопровождение и его модели, разработанные образовательным учреждением, включают как общетеоретические блоки в виде лектория (семинаров, совещаний и т.д.), так и интерактивные блоки: мастер-классы, педагогические марафоны, проектные мастерские и др.
Сопровождение, таким образом, позволяет поэтапно минимизировать риски, которые неизбежно возникают в процессе трансформации системы образования как результата введения ФГОС, а также повысить эффективность деятельности образовательного учреждения за счет роста профессионализма учительского корпуса.
Таким образом, реализуется формальное (официальное) научно-методическое сопровождение процесса совершенствования методической компетенции педагогов.
Однако, есть смысл рассмотреть и второй путь сопровождения процесса совершенствования методической компетенции педагогов - неформальный.
Участие в профессиональных сетевых сообществах способствует профессиональному росту педагога. Цель сетевого сообщества - организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Сетевые сообщества помогают решить следующие профессиональные задачи:
- создание базы данных по электронным образовательным ресурсам, используемым в учебном процессе; в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности;
- методическая поддержка педагогов современным программным обеспечением, методическими материалами;
- внедрение в образовательный процесс ИТК, методов дистанционного обучения;
- организация и проведение сетевых конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад;
- организация «обратной связи» [5].
Профессиональных сетевых сообществ на просторах сети Интернет множество. Вот некоторые из них: Сеть творческих учителей (http://www.it-п.ги/); сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/); Letopisi.ru (http://letopisi.ru); ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/); «СоцОбраз»
( http://www.socobraz.ru); Методисты (http://metodisty.ru/); Учительский портал ( http://www.uchportal.ru/); Школа успешного учителя (http://edu-lider.ru); педагогическое сообщество учителей г. Сургута (ХМАО - Югра) «СурВики» (http://www.surwiki.ru/); педагогическое сообщество учителей ХМАО - Югра «Школлеги» (http://shkollegi.ru/).
Существующие Интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, а также, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web-конференций, форумов и чатов.
Работа творческих групп сообществ предполагает обучение и помощь учителю, в первую очередь в освоении и использовании ИКТ в своей педагогической деятельности. Взаимодействие учителей-профессионалов позволяет выстроить систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста.
Достижение образовательных результатов, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, непосредственно зависит от методической компетенции педагогов, их реализующих.
Трудно определить приоритет той или иной формы сопровождения. Поскольку формальное (официальное) научно - методическое сопровождение профессионального роста педагога позволяет обозначить основные векторы его развития, а неформальное (индивидуальное) сопровождение вышеназванного процесса позволит определить персональную знаниевую и временную траекторию совершенствования собственной методической компетенции.
Автор считает, что разумное совмещение формального и неформального научно-методического сопровождения процесса совершенствования методической компетенции педагогов, опираясь на инициативу и взаимное сотрудничество педагогов в своем профессиональном сообществе, позволит добиться работодателю желаемого результата профессионального роста учителя в период введения новых стандартов.
Библиографический список
1. Капаева А.Е. Комплекс профессионально-развивающих задач как средство формирования методической компетенции бакалавров педагогического образования // СевероВосточный государственный университет. II Международная научно-практическая Интернет-конференция "Непрерывное обучение иностранным языкам: проблемы, решения, перспективы"
2. Уматалиева К. Т. Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения // Молодой ученый. 2012. №3. С. 419-423.
3. Усольцева И.В. Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2013. №3.C.182-185.
4. Хван А.А. Какой учитель нам нужен? // Народное образование. 2013. №8. C.51.
5. Якушина Е.В. Сетевые технологии как средства для профессионального роста современного учителя // Школьные технологии. 2014. №1.C.27.
Bibliography
1. Kapaeva A.E. Complex professional-developmental problems as a means of forming the methodical competence of undergraduate teacher education // Northeastern State University. II International Scientific and Practical Internet Conference "Lifelong learning foreign languages: problems, solutions and perspectives".
2. Umatalieva K.T. Development of professional competence of the teacher and teaching college in the training with the use of modern learning technologies// Young scientist.2012. №3. P.419-423.
3. Usoltseva I.V. Information literacy as a component of the methodological competence of the teacher// Kostroma University State Review N.A.Nekrasov name. 2013. №3.P.182-185.
4. Hvan A.A. What Teacher Do We Need? // National education. 2013. №8. P.51.
5. Yakushina E.V. Network Technology as the means of professional growth for the modern Teacher // School technology. 2014. №1.P.27.