Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5 • 2015
Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы
УДК 371.14
Е.Г. Белова, О.В. Бондарева
Организация внутришкольной системы методической работы по повышению квалификации и профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности
Аннотация. Представлен опыт создания системы управления развитием практических компетенций для реализации требований ФГОС и Профессионального стандарта педагога на основе технологий деятельностного обучения посредством персонифицированных маршрутов в условиях сетевого взаимодействия научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона.
Ключевые слова:
развитие профессионального мастерства педагога, инновационное методическое пространство школы, профессиональные компетенции
Keywords:
development of professional skills of a teacher, innovative teaching environment of the school, professional competence
Abstract. The paper presents the experience of creation of system of management of development of practical skills to implement the requirements state Federal educational standard and Professional standard of the teacher to technology-based active learning through personalized routes in terms of networking research and education network innovation-active educational institutions of the Ural region.
В своем послании Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года Президент РФ В.В. Путин говорил о необходимости подготовки квалифицированных специалистов во всех отраслях. Образование, которое в настоящее время рассматривают как фактор социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, активной, свободной и ответственной личности, в первую очередь нуждается в высококвалифицированных профессиональных кадрах.
В ряде основных нормативно-правовых документов1, определяющих фундаментальные принципы стратегии модернизации и развития образования в РФ, постулируется готовность педагога к постоянному профессиональному росту, инновационной деятельности, развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал, пониманию сущности опережающих функций образования в современном обществе. Приказом Минтруда
1 Закон РФ «Об Образовании в РФ», Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
России от 18.10.2013 № 544н утвержден Профессиональный стандарт педагога, содержание концепции которого определяется необходимостью осмысления новых современных профессиональных ориентиров. Мобильность и постоянная готовность к изменениям, умение работать в команде, ответственность и самостоятельность в принятии решений, способность к нестандартным трудовым действиям — неотъемлемые профессиональные качества успешного современного работника педагогической сферы. Также в качестве необходимых условий успешности современного педагога выступает расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций и обновленные психолого-педагогические требования к квалификации учителя.
Очевидным фактом является то, что действующая система базовой подготовки учителя и его последующей реквалификации новым, стоящим перед школой задачам, не отвечает. Обостряет ситуацию сокращение методических центров и институтов повышения квалификации, которые в основном используют традиционные формы работы (преимущественно лекционные). Учитель — «профессия прикладная» (по словам Е.А. Ямбурга, одного из авторов Стандарта педагога),
Организация внутришкольной системы методической работы по повышению квалификации и профессиональной 29
компетентности учителя в процессе педагогической деятельности
предполагающая в первую очередь практическую направленность деятельности; в этом неотъемлемая специфика его труда. Очевидно, что развитие профессионального мастерства педагога происходит главным образом непосредственно на рабочем месте, в условиях естественной профессиональной среды через неформальное обучение и собственный практический опыт. Именно поэтому необходимой и актуальной для нас потребностью стало создание в образовательной организации инновационного методического пространства, призванного повысить профессиональную компетентность педагогов в процессе собственной педагогической деятельности. В настоящее время выявлены противоречия между
• уровнем базовой подготовки педагога традиционной школы и потребностью в подготовке педагога, способного работать в режиме мобильной инновационной деятельности;
• несоответствие уровня профессионально-педагогической подготовленности реального учителя, его личностного профессионального потенциала и требованиями, предъявляемыми к нему современными условиями;
• потребностью государства и общества в профессиональном становлении педагога, способного к введению ФГОС нового поколения, и недостаточной разработанностью соответствующих содержания и форм дополнительного профессионального образования;
• потребностью учреждений в практико-ориентированных рекомендациях по овладению педагогами новыми образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения и недостаточной их разработанностью в контексте данного процесса;
• осознанием педагогом необходимости преодоления индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления, и унифицированными образовательными программами, способами, формами дополнительного профессионального образования.
Идея изменений состоит в том, что овладение новыми профессиональными компетенциями, которые помогут педагогу адекватно ответить на новые вызовы, с которыми он уже сегодня сталкивается в своей повседневной практической деятельности, позволит реализовать требования ФГОС в части достижения нового качества образования, облегчит решение необычайно сложных задач обучения, воспитания и развития детей в изменившихся условиях.
Целью проекта является создание системы управления развитием практических компетенций для реализации требований ФГОС и Профессионального стандарта педагога на основе технологий деятельностного обучения посредством персонифицированных маршрутов в условиях сетевого взаимодействия научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона.
Задачи проекта:
- создать условия для развития инновационного методического пространства школы, основанного на свободном выборе форм и содержания обучения;
- выявить через работу МО школы (комплексное анкетирование) затруднения педагогов по реализации требований ФГОС и создать индивидуальные маршруты развития профессиональной компетентности;
- организовать методическое сопровождение по повышению профессионального уровня педагогов школы через деятельность творческих лабораторий Кадровой школы (мастер-классы, семинары, форумы, встречи с представителями научного и педагогического сообществ);
- развитие дискуссионного пространства школы, реализация творческого потенциала педагогических работников.
Концептуальные основания деятельности. В настоящее время в теории постдипломного образования проблема «содержания повышения квалификации» педагога как субъекта педагогического процесса вызывает большой интерес у ученых и практиков и рассматривается в разных аспектах:
- влияния системы повышения квалификации на психологическую перестройку кадров (И.В. Блауберг, А.Ю. Па-насюк, Э.Г. Юдин);
- формирования профессиональной компетентности (Т.Г. Браже, Н.В. Кузмина, Г.Н. Сериков);
- работы с педагогическими кадрами (В.И. Зверева, Т.И. Шамова);
- изучение опыта повышения квалификации педагогов и новых тенденций ее развития на Западе (В.Б. Гаргай, Е.Б. Лысова).
В.В. Краевский определяет содержание повышения квалификации как совокупность дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний, что отражает определенную профильность в образовании.
О.С. Анисимов, Л.К. Веретенникова, Б.С. Гершун-ский считают необходимым в содержании повышения квалификации переориентироваться с технократической подготовки педагога на развитие личности, с усвоения знаний, умений и навыков на овладение культурой и методологией педагогической работы, что проявляется в общепрофессиональном подходе к формированию содержания повышения квалификации.
Г.Н. Сериков определяет квалификацию специалистов с позиции системного подхода: «...квалификация специалистов является целостным внутренним свойством (интегративной способностью) личности, благодаря которому (которой) личность может осуществлять профессиональную деятельность на некотором уровне качества. «.
Проанализировав различные подходы [1,5,6,7] в исследовании считаем целесообразным понимать под содержанием повышения квалификации педагогов совокупность ключевых компетенций, ориентированных на развитие личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы), на развитие функций педагогической деятельности (гностическую, конструктивно-проектировочную, коммуникативную, организаторскую). При этом в содержании повышения квалификации актуализируются базовые (основные) и вариативные (дополнительные) компетенции. К ним в первую очередь относятся: познавательная,
30 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015
коммуникативная, профессионально-технологическая, конструктивно-проектировочная, исследовательская, социально-профессиональная, информационно-коммуникационная и рефлексивно-психологическая.
Под компетенциями понимаем совокупность знаний, умений и социального опыта, а также профессиональных полномочий, функций, которыми предстоит овладеть. Они создают необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе. Ключевыми компетенциями при этом нами понимаются те, которые носят доминирующий, системообразующий характер.
Развитие профессиональной компетентности — это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование, восприимчивость к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
В связи с этим возникает объективная потребность в такой системе повышения квалификации педагогов, которая могла бы адекватно изменять и развивать образовательную среду.
Разработанная в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона [2,3,4] модель повышения квалификации педагогов ориентирована на тенденции модернизации образования, специфику образовательной организации и конкретные профессиональные потребности педагогов школы, реализации их личностных качеств. Ведь именно сотрудники организации являются тем главным ресурсом, на основе которого возможно ее всестороннее развитие в современных условиях. В этом случае сама среда неформального длительного организационного обучения способствует развитию инициативы и самомотивации сотрудников.
Содержание методической работы Кадровой школы зависит от конкретных условий и строится на основе диагностирования проблем, которые испытывают педагогические работники во время образовательного процесса.
Изучив потенциальные возможности и проблемы каждого педагога (акетирование), адресно планируем и строим методическую работу конкретно, индивидуализировано и удобно для каждого педагога. А поскольку методическая работа ориентирована на достижение высокого качества образования в учреждении, она осуществляется в течение всего учебного года и органично вплетается в повседневную практику педагогов школы.
По масштабности охвата педагогов работа ведется на трех уровнях: системном, модульном локальном.
На системном уровне участвует весь педагогический коллектив. Участие педагогов в совместной работе ориентирует педагогический коллектив на достижение
высоких результатов в учебно-воспитательной и инновационной деятельности, помогает выработке единых ценностных ориентиров.
На модульном уровне деятельность осуществляется творческими лабораториями (система занятий под «заказ») по следующим направлениям:
• ИКТ — компетенции (модератор);
• психологическая компетенция (модератор);
• общедидактическая компетенция (модератор).
В основе работы лаборатории — деятельностный подход: 90% содержания составляют мастер-классы и семинары практической направленности. В ходе организации обучения педагогов в рамках данной модели предполагается использование современных образовательных технологий и инновационных активных и интерактивных форм обучения.
Обучение педагогов на локальном уровне — это индивидуальная форма повышения квалификации, которая подразумевает: работу педагога над темой самообразования, изучение новинок методической литературы; обмен опытом с коллегами в профессиональных сообществах педагогов, стажировку, наставничество, консультирование, прохождение процедуры аттестации педагогических работников. В своей организационной деятельности педагоги используют личный (индивидуальный) план самообразования, в котором отражаются различные направления и этапы его профессиональной педагогической деятельности. В конце учебного года каждый педагог предъявляет результат: «Мониторинговая карта» и «Папка личных достижений».
Планируемый результат изменений: обеспечение развития практических компетенций, обеспечивающих реализацию нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования.
Научная новизна исследования:
Предлагаемая модель Кадровой школы позволяет обеспечить условия для профессионального роста каждого педагога с учетом его уровня педагогического мастерства и в условиях выбора им соответствующего индивидуального образовательного маршрута (перемещение по творческим лабораториям при достижении соответствующего уровня педагогического мастерства во время всего цикла обучения).
В соответствии со степенью новизны проект является авторским, так как соответствует современным тенденциям развития образования (переходу от просветительской и репродуктивной к компетентностной парадигме образования).
Планируемый результат деятельности по проекту:
Формирование практических профессиональных компетенций педагогов:
- индивидуальные методические темы учителей как индивидуальный маршрут повышения профессиональной компетентности и отражение творческих интересов;
- участие в школьных мероприятиях как показатель активности в профессиональном развитии учителе;
- результаты экспертизы открытых уроков и внеурочных мероприятий как показатель профессиональной компетентности учителей.
Организация внутришкольной системы методической работы по повышению квалификации и профессиональной 31
компетентности учителя в процессе педагогической деятельности
Повышение качества образования:
- качество образования не ниже 60%;
- призовые места на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Экспериментальная и инновационная работа:
- использование учителями новых курсов и программ;
- овладение современными образовательными технологиями;
- участие в проектной деятельности (обязательное для каждого учителя).
Кадровый рост:
- повышение квалификационного уровня педагогического коллектива;
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
Материалы реализации проекта представлены в ходе всероссийского форума (с международным участием) «Образование в региональном социокультурном пространстве», 26-27 ноября 2014 года, IV Декабрьских чтений по правам человека «Личность, социум и мир»: Международный конвент «Гуманитарная дипломатия: Личность, социум, мир, права человека», 5-6 декабря 2014, ХХ городских Педагогических чтений «Развитие кадрового потенциала образовательных организаций Екатеринбурга: опыт и перспективы работы». (г. Екатеринбург).
Литература
1. Бочкарев В.И. и др. Концепция демократизации управления общим образованием в России. Изд. 2-е. — М: ИОСО РАО, 2013.— 53 с.
2. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети. // Образование и наука. 2013. № 7. с. 66-85
3. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Методологические основания управления ОУ в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. 2013. № 9. с. 13-21
4. Давыдова Н.Н. Развитие инновационного потенциала ОУ Уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № .1. с. 15-18
5. Дегтярев С.Н. Креативно ориентированное обучение: разработка стратегии и путей ее реализации // Образование и наука.— 2014- № 6 -С. 20-36
6. Фоменко С.Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетент-ностного подхода в образовании // Образование и наука. 2012. № 6. с. 65-73
7. Фоменко С.Л. Условия и детерминанты профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы // Образование и наука.2014. № 4 с. 43-55