Научная статья на тему 'Проектирование системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа'

Проектирование системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРИНЦИП / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. SPECIAL-PURPOSE PROGRAMME / PERSONALIZED TRAINING PROGRAMS / PROFESSIONAL COMPETENCE / TARGETED TRAINING PROGRAM FOR EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптелов Алексей Викторович, Маликова Наталья Сергеевна

К возможностям использования эффективных форм воспитания всегда существует особый интерес педагогов, которые повышают свою квалификацию. Сегодня одной из инновационных форм становится социально-моделирующая игра. Она позволяет либерально конструировать востребованные обществом варианты сотрудничества и взаимодействия. Такая игра становится искусственно созданной ситуацией для изучения процессов в образовательном учреждении и его ближайшем социальном пространстве. В модели, которую создают участники игры, отображаются происходящие явления и отрабатываются пути улучшения ситуации. По её результатам возможна быстрая синхронизация дальнейших действий всех участников образовательного процесса. Поэтому совершенствование навыков моделирования становится очень важным моментом в повышении квалификации. Сейчас для педагогов актуально моделирование способов спокойного внедрения новых требований в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коптелов Алексей Викторович, Маликова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING TRAINING SYSTEM IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF SPECIAL-PURPOSE PROGRAMME

Teachers who improve their qualification have always been interested in the possibilities to use effective forms of education. Today, one of innovative forms of education is social simulation game. It allows to design the forms of cooperation and interaction required by society. This game is an artificially created situation that allows to study processes in the educational institution and its social environment. The game participants create a situation model that shows occurring events and practice the ways to improve this situation. The results of the game allow to synchronize further actions of all educational process participants quickly. Therefore, improvement of modeling skills becomes very important in teachers training.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа»

Научные сообщения

УДК 378.091.398

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПРИНЦИПА

А. В. Коптелов, Н. С. Маликова

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения. На примере МОУ «СОШ № 10 имени В. П. Поляничко» г. Магнитогорска Челябинской области показано решение этой проблемы посредством проектирования системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа.

В статье дается обоснование необходимости применения программно-целевого принципа при разработке внутришкольной целевой программы повышения квалификации педагогических работников, а также персонифицированных программ повышения квалификации, которые являются неотъемлемой частью внутришкольной системы повышения квалификации.

В статье акцентируется внимание на том, что целевая программа повышения квалификации является нормативной моделью развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения.

Дается краткая характеристика направлений деятельности администрации образовательного учреждения по проектированию системы повышения квалификации педагогов.

This article describes the designing of training system in an educational institution on the basis of special-purpose programme. Case study: Secondary school №10 named after V.P. Polyanichko, Magnitogorsk, Chelyabinsk. The article presents justification of the need to use the special-purpose programme when designing intraschool targeted

training programs and personalized training programs which are an integral part of intra-school training system. The article focuses on the fact that special-purpose programme is a normative model of development of professional competence of teachers. We give a brief description of the activities of the educational institution administration aimed at designing of designing of training system.

Ключевые слова: программно-целевой принцип, персонифицированные программы повышения квалификации, профессиональная компетентность, целевая программа повышения квалификации образовательного учреждения.

Special-purpose programme, personalized training programs, professional competence, targeted training program for educational institution.

В последнее десятилетие в современном мире и в России происходят глубокие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Современная российская инновационная экономика формирует новую модель образования до 2020 года. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам...

Главные задачи современной школы -раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

[^.Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев образования, кото-

рое должно способствовать современному социально-экономическому развитию нашего государства. Одна из особенностей этого звена заключается в том, что в условиях школы огромная, определяющая роль в передаче подрастающему поколению знаний, социального и культурного опыта продолжает принадлежать непосредственно учителю. В 2010 году утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), где сформулированы должностные обязанности, требования к квалификации работников образовательных учреждений. В соответствии с данным нормативным документом требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам значительно повышаются, делая проблему развития профессиональной компетентности педагога крайне актуальной. Кроме того, достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимо создать условия для своевременного повышения квалификации в рамках соответствующих профессиональных стандартов. Кроме того, особое внимание уделяется необходимости развития профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что призвано обеспечить работникам повышение своей конкурентоспособности на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом. Эта позиция должна распространяться и на работников системы образования. В Концепции также отмечается, что предстоит разработать такие формы повышения квалификации на уровне конкретной организации, которые бы соотносились с образовательными запросами конкретных граждан - потребителей услуг непрерывного образования. Данное направление эффективно может решаться через формирование персонифицированных систем финансирования повышения квалифи-

кации, которые позволят организациям, в том числе образовательным, гибко ориентироваться в отношении многообразия потребностей граждан при получении социальных услуг [6]. Данные позиции являются актуальными с точки зрения рассматриваемого нами вопроса в данной статье. Значительное место в решении вопроса обеспечения высококвалифицированными кадрами сегодня должно отводиться непосредственно самому общеобразовательному учреждению, на уровне которого должна компетентно, с точки зрения теории менеджмента, выстраиваться система управления повышением квалификации кадров с использованием разнообразных современных форм обучения. Система повышения квалификации в образовательном учреждении должна обеспечить самоопределение и саморазвитие каждого педагогического работника, своевременное овладение им актуальных профессиональных компетенций необходимых для успешного решения задач, стоящих перед школой, эффективную помощь в преодолении профессиональных затруднений, а также реализацию потребностей в собственном профессиональном развитии. В Челябинской области поэтапно апробируется и вводится модель, при которой средства на повышение квалификации педагогических кадров передаются образовательным учреждениям. Это позволило управленческому и педагогическому составу МОУ «СОШ № 10 имени В. П. Поляничко» г. Магнитогорска самостоятельно выбирать учреждения или организации для прохождения курсов повышения квалификации. Но данные процессы деятельности образовательного учреждения не должны быть спонтанными и стихийными. Система персонифицированного повышения квалификации предполагает новые подходы к планированию и организации деятельности образовательного учреждения по развитию профессиональной компетентности его работников. В новых условиях сложно предварительно просчитать все риски, связанные с реализацией концепции современного повышения квалификации работников. Поэтому в школе № 10 получать качественные, доступные услуги в системе непрерывного, дополнительного профессионального образования станет возможным, если процесс повышения квалификации будет подчинен реализации задач школы, обеспечит ин-

дивидуальный рост профессиональной компетентности педагогических работников. Как отмечает И. М. Никитина, персонифицированная программа - это мощный стратегический инструмент профессионального образования взрослых, позволяющий мобилизовать творческую инициативу сотрудников, направить интеллектуальную и духовную энергию человеческих ресурсов на эффективную реализацию миссии образовательного учреждения [5, с. 71]. Основной задачей руководства школы стало формирование персонифицированных программ повышения квалификации для педагогов с учётом имеющихся ресурсных возможностей, в том числе финансово-экономических (доведение средств на повышение квалификации через нормативно-подушевое финансирование). Поставленная задача привела администрацию школы к необходимости разработки долгосрочной программы повышения квалификации. В качестве исходного условия проектирования системы повышения квалификации был определён программно-целевой принцип планирования на основе проектной технологии управления. На сегодняшний день программноцелевой принцип прочно вошёл в теорию и практику управления образованием как методологическое основание. Его применение является неотъемлемой частью системного подхода к решению различных проблем функционирования и развития образовательных систем, суть которого сводится к системному планированию и реализации стратегий преобразований как образовательной системы в целом, так и отдельных ее элементов. Характеризуя роль и значение программно-целевого принципа в создании системно-организованного образовательного пространства, Д. Ф. Ильясов и Г. Н. Сериков отмечают, что оно может формироваться посредством соответствующих программ развития образования. Кроме того, программно-целевой принцип позволяет обозначать специфические аспекты в деятельности участников образования. Ориентируясь в образовательном пространстве, участник образования имеет возможность искать и находить такие формы сотрудничества с партнёрами, которые соответствуют достигаемым ими целям [1, с. 234]. Ещё одним из важнейших аспектов программноцелевого принципа является наличие полной и достоверной информации об объекте управле-

ния, поскольку именно наличие необходимой информации позволяет правильно выявить имеющиеся проблемы, на основе которых формулируются цели и задачи, отражающие желаемый результат деятельности по решению выявленных проблем. Причём, программноцелевой принцип в управлении позволяет эффективно выстраивать систему управления по решению задач как функционирования, так и развития образовательных систем. Таким образом, программно-целевой принцип позволяет определять конкретные стратегии в отдельных направлениях деятельности образовательного учреждения, в частности в проектировании системы внутришкольного повышения квалификации педагогических работников. Целевая программа повышения квалификации, разработанная на основе программно-целевого принципа, становится нормативной моделью развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения, так как определяет:

- исходное состояние уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

- предполагает результаты в изменении уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

- состав и структуру деятельности работников образовательного учреждения по переходу от исходного состояния к предполагаемому.

Кроме того, чтобы программа эффективно работала на достижение спланированных результатов, должны учитываться необходимые качества ее успешной реализации, сформулированные В. С. Лазаревым, а именно: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям [5, с. 262-263].

Таким образом, руководитель образовательного учреждения посредством целевой программы проектирует процесс управления повышением квалификации педагогических кадров.

В основу разработки целевой программы повышения квалификации в школе № 10 был положен алгоритм, предложенный авторским коллективом методических рекомендаций

«Управление разработкой и реализацией пер-

сонифицированных программ повышения квалификации» [6].

При разработке программы были выполнены следующие мероприятия:

- диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагогов;

- разработка персонифицированных программ повышения квалификации;

- управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.

При проектировании программы повышения квалификации школ учитывались современные исследования, проведённые в системе дополнительного профессионального образования [2; 3].

В соответствии с этим был проведён отбор проблем повышения квалификации кадров по двум основаниям: проблемы, при решении которых будут использоваться ресурсы рынка образовательных услуг дополнительного образования, и проблемы, решение которых обеспечит школьная система повышения квалификации педагогических работников.

Цель такой работы - определение вопросов, которые включаются в персонифицированные программы повышения квалификации педагогических работников и в программу повышения квалификации школы. В ходе реализации программы должно быть обеспечено повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с задачами инновационного развития школы, преодолены профессиональные затруднения педагогов и удовлетворены по-

требности кадров в развитии профессиональной компетентности.

В ходе разработки программы была выполнена следующая работа:

- издан приказ о проведении маркетингового исследования, с указанием содержания, сроков и ответственных лиц;

- сформирована рабочая группа по разработке содержания и форм повышения квалификации в школе;

- изучены потребности педагогов в повышении квалификации;

- проведено собеседование с учителями, в ходе которого построены возможные (предварительные) индивидуальные образовательные траектории для каждого сотрудника;

- изучены источники возможного повышения квалификации педагогических работников в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Результаты проведённой работы были систематизированы в единую информационную карту педагогов МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко», с помощью которой, формируются индивидуальные траектории участия педагогов в системе повышения квалификации школы как педагогов-трансляторов лучшего опыта.

На основании выявленных затруднений формируются персонифицированные программы повышения квалификации педагогических работников.

В качестве примера приведён фрагмент информационной карты (таблица 1).

Таблица 1

нная карта

Ф.И.О. Рекомендации, данные в ходе аттестации и анализа педагогических затруднений (на основании диагностики и собеседования) Участие в методической работе и трансфере опыта Направления повышения квалификации кадров в школе Направления повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования

Обобщить опыт использования ИКТ в образовательном процессе, изучить возможные инновационные подходы к 1. Опыт работы в классах с профильной математической подготовкой с использованием дис- Работа в методическом объединении учителей математики, руководство творческой 1. Курсы «Использование ЭОР для учителя математики», 108 часов, институт «Айти», 2012 г.

формированию математических компетентностей выпускников 11 классов с профильной подготовкой.

Учитель желает получить дополнительную подготовку по совершенствованию навыков решения заданий ЕГЭ части «С», получить дополнительную подготовку по использованию ЭОР в деятельности учителя математики

танционного обучения в классноурочной и внеурочной деятельности.

2. Руководство методическим семинаром по теме «Особенности организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО»

группой учителей по теме «Особенности организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО», работа над темой самообразования «Систематизация знаний учащихся в условиях профильного обучения»

2. Курсы «Решение задач повышенной сложности», МаГУ, 36 часов.

Таким образом, на основании информационной карты формируется персонифицированные программы повышения квалификации и программа повышения квалификации школы. Построение программ обеспечивает преемственность подходов к проблемам повышения квалификации в школе.

На основании выявленных затруднений педагогических работников, концепции развития школы, основных образовательных программ общего образования, разработанных и реализуемых в школе, была определена миссия целевой программы повышения квалификации педагогических работников МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко», которая заключается в создании условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования к «компетентностной», сопровождение индивидуального повышения квалификации педагогических работников в режиме инновационной деятельности и развития.

Ключевой целью Программы является создание профессиональной поддержки педагогов для роста их педагогического мастерства, формирования современных педагогических компетенций.

Программа рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на интенсификацию методической работы с учителями, сетевого взаимодействия и поддержки всех её участников с учётом активного освоения новых, быстро меняющихся инновационных технологий в образовании.

Персонифицированные программы повышения квалификации педагогических работников МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко»

являются одним из структурных элементов целевой программы повышения квалификации МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко», которая разработана на основе программно-целевого принципа и рассчитана на пятилетний период её реализации.

Программа имеет следующую структуру :

- Паспорт программы.

- Раздел 1. Анализ состояния повышения квалификации кадров в школе.

Изучение профессиональных затруднений педагогических работников.

- Раздел 2. Концепция организации повышения квалификации.

- Раздел 3. Разработка, утверждение и реализация персонифицированных программ повышения квалификации педагогическими работниками школы.

- Раздел 4. Программные мероприятия реализации программы повышения квалификации в школе.

- Раздел 5. Обеспечение ресурсами.

- Раздел 6. Индикативные показатели программы.

Координация в реализации целевой программы повышения квалификации школы и персонифицированных программ повышения квалификации работников школы отвечают требованиям индивидуализированного подхода к повышению квалификации педагогических кадров, которая включает в себя:

- проектирование индивидуального образовательного маршрута для педагога и оказание помощи в его реализации; проектирование и реализация системы индивидуального сопровождения для педагога. Консультирование, наставничество, методическое содействие реализации

персонифицированных программ повышения квалификации педагогическими работниками;

- содействие педагогам, участвующим в конкурсах профессионального мастерства, проектах и грантах.

В Программе нами были выделены этапы реализации программы и сформулированы цели каждого этапа.

I этап - подготовительный (2011-2012 г.г.), целью которого стало создание нормативноправовой, материальной и научно-методической базы повышения квалификации в школе через разработку и реализацию персонифицированных программ повышения квалификации.

II этап - практический (2012-2013 гг.), в рамках которого осуществляется апробация форм и методов формирования новых профессиональных компетенций педагогических работников в условиях модернизации образования, а также разработка и реализация персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников и целевой программы повышения квалификации МОУ «СОШ № 10 имени В. П. Поляничко».

III этап - аналитико-корректирующий (2013-2015 гг.), на котором предполагается проведение таких мероприятий, как подведение итогов деятельности школы по реализации программных мероприятий, анализ результатов, обобщение опыта, выявление проблем для дальнейшего развития системы повышения квалификации школы.

Для того чтобы целевая программа повышения квалификации была реализована, необходимо обеспечить её необходимыми ресурсами, выработать критерии оценки результатов её реализации, эффективное управление процессами повышения квалификации, процедуры разработки и принятия персонифицированных программ, создать механизмы стимулирования деятельности педагогических работников по реализации персонифицированных программ. Финансовая поддержка целевой программы повышения квалификации и персонифицированных программ осуществляется за счет бюджетных средств, а также выделения средств, поступивших из внебюджетных источников. Общие объемы финансирования по персонифицированным программам на текущий календарный год определяются в школе № 1 0 директором школы и представительным органом го-

сударственно-общественного управления (попечительским советом). Следовательно, разработка и реализация стратегии управления ресурсами школы является важным направлением целевой программы повышения квалификации. Управление ресурсами включает планирование ресурсного обеспечения программы, анализ, оценку и прогнозирование ресурсов, необходимых для реализации целевой программы и персонифицированных программ повышения квалификации. Таким образом, управление программой повышения квалификации в школе требует принятия управленческих решений, обеспечивающих эффективное использование организационных, финансовых и правовых ресурсов.

Подводя итоги, необходимо отметить, что достижение современного уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, соответствующего требованиям квалификационных характеристик, возможно посредством проектирования системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа, неотъемлемой частью которой являются персонифицированные программы повышения квалификации.

Литература

1. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием : учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и рук. образоват. учреждений / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

2. Ильясов, Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д. Ф. Ильясов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2 (92). - С. 30-35.

3. Ильясов, Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова // Педагогическое образование и наука. - 2010. -№ 1. - С. 64-69.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/ пао8Ьа_поуауа_8Ько1а/.

5. Никитина, И. М. Персонифицированная программа как инструмент профессионального

образования / И. М. Никитина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1. - С.70-73.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции

долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года № 1662р. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://base.consu1tant.ru/cons/cgi/on1ine.cgi/ req=doc;base=LAW;n=90601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.