Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование педагогов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образовательного проекта "темп"'

Непрерывное профессиональное образование педагогов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образовательного проекта "темп" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА ПО ДОСТИЖЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Ирина Борисовна, Бегашева Ирина Станиславовна

Учитель главный организатор образовательной деятельности, его профессионализм ключевой фактор в достижении нового качества образования. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель является гарантом достижения нового качества образования. Развитию профессионализма педагогов способствуют программы повышения квалификации педагогических кадров, разработанные в связи с выявленными образовательными интересами и потребностями педагогов по вопросам естественно-математического и технологического образования, в том числе ориентированные на формирование мотивационной готовности педагогов к использованию и актуализации компонентов естественно-математического и технологического образования в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Ирина Борисовна, Бегашева Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование педагогов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образовательного проекта "темп"»

4. Ланка Я. Е. Биомеханика толкания ядра / Я. Е. Ланка, Ан. А. Шалманов. М.: Физкультура и спорт, 1982. 72 с.

5. Легкая атлетика: учебник / М. Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М. Е. Кобринского, Т. П. Юшкевича, А. Н. Конникова. 2-е изд. Минск: Тесей, 2011. 336 с.

6. Масловский Е. А. Биомеханика с позиции кинезиологии: учебное пособие / Е. А. Масловский, В. И. Загревский, В. И. Стадник. Пинск: ПолесГУ, 2012. 254 с.

7. Сотский Н. Б. Практикум по биомеханике / Н. Б. Сотский, В. Ю. Екимов, В. К. Пономаренко; Бел. гос. ун-т физ. культуры. Минск: БГУФК, 2010. 68 с.

Непрерывное профессиональное образование педагогов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образовательного проекта

«ТЕМП» Быкова И. Б.1, Бегашева И. С.2

1Быкова Ирина Борисовна /Bykova Irina Borisovna - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное общеобразовательное учреждение Каслинская средняя общеобразовательная школа № 27, г. Касли, Челябинская область;

2Бегашева Ирина Станиславовна / Begasheva Irina Stanislavovna - старший преподаватель, кафедра естественно-математических дисциплин, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,

г. Челябинск

Аннотация: учитель - главный организатор образовательной деятельности, его профессионализм - ключевой фактор в достижении нового качества образования. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель является гарантом достижения нового качества образования. Развитию профессионализма педагогов способствуют программы повышения квалификации педагогических кадров, разработанные в связи с выявленными образовательными интересами и потребностями педагогов по вопросам естественно-математического и технологического образования, в том числе ориентированные на формирование мотивационной готовности педагогов к использованию и актуализации компонентов естественно-математического и технологического образования в профессиональной деятельности. Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, школьная команда по достижению современного качества образования.

УДК 378.046.4

Современный этап развития общего образования характеризуется серьезными изменениями. Одним из направлений модернизации образования в Челябинской области становится достижение высокого качества естественно-математического и технологического образования.

Учитель - главный организатор образовательной деятельности, его профессионализм - ключевой фактор в достижении нового качества образования [7, с. 41].

Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов предполагает наличие у них сформированной профессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности, способности к осуществлению профессионального саморазвития и развитость рефлексивных умений. Анализ содержания профессиональной подготовки педагога, свидетельствует о том, что в нем отсутствует четко выраженная

направленность на профессиональное саморазвитие и недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального саморазвития [8, с. 238].

Одним из важнейших качеств любого специалиста является способность творчески подойти к решению профессиональных задач, найти оригинальное решение проблемы, нестандартный прием выполнения операции [5, с. 266]. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель является гарантом достижения нового качества образования [2, с. 248]. Развитию профессионализма педагогов способствуют программы повышения квалификации педагогических кадров, разработанные в связи с выявленными образовательными интересами и потребностями педагогов по вопросам естественно-математического и технологического образования, в том числе ориентированные на формирование мотивационной готовности педагогов к использованию и актуализации компонентов естественно-математического и технологического образования в профессиональной деятельности.

Развитие системы дополнительного образования взрослых на современном этапе осуществляется на новой технологической основе, которая позволяет реализовать непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно-воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования [6, с. 193].

В МОУ «Каслинская СОШ № 27» с 2014 года успешно работает школьная команда по достижению современного качества образования (далее - школьная команда). Школьная команда - представляет собой группу педагогов - лидеров образования школы, которые могут и готовы обменяться опытом по общим проблемам и задачам развития общеобразовательной организации в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС) общего образования и образовательного проекта «ТЕМП».

Состав школьной команды - 10 человек: заместитель директора по учебно -воспитательной работе, педагог-психолог, учителя-предметники - педагоги с высшей и первой квалификационными категориями, имеющие результативный опыт работы по достижению современного качества образования. Между членами команды четко распределены обязанности, установились тесные взаимосвязи и взаимопонимание, а также создан особый микроклимат.

В рамках школьной команды её члены играют разные командные роли: лидера, организатора, генератора идей, критика, практика, разведчика, командного игрока, контролёра. Командная работа способствует выдвижению новых идей и предложений, позволяет увидеть разные точки зрения на происходящее; в команде снижается риск принятия непродуманных решений.

Цель школьной команды - создание методических условий для обеспечения педагогическими работниками современного качества образования посредством непрерывного профессионального образования в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП».

Члены школьной команды осваивают профессиональные компетенции в области повышения квалификации по следующим видам деятельности: информационно -аналитическая, проектировочная, организационно-управленческая, методическая, осуществляют диагностику профессиональных затруднений педагогов, участвуют в разработке локальных актов общеобразовательной организации, регулирующих процесс повышения профессиональной компетентности педагогов, «дорожной карты» достижения современного качества образования на основе непрерывного профессионального развития педагогов в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», персонифицированных программ повышения квалификации педагогов, критериев результативности реализации модели

80

непрерывного профессионального образования педагогов, участвуют в процессе принятия управленческих решений в части определения тематики и форм повышения квалификации, реализации программы внутрифирменного обучения педагогов.

Методическими продуктами деятельности школьной команды являются рекомендации для педагогических работников по реализации требований ФГОС общего образования, организации образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разработке компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся в условиях реализации образовательного проекта «ТЕМП».

Члены школьной команды выступают в качестве тьюторов институционального уровня по вопросам: психологическое сопровождение реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования (далее - ООП НОО и ООП ООО) в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», планирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», методика формирования универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», организация образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», организация образовательной деятельности учащихся с высокой мотивацией к обучению в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», организация образовательной деятельности учащихся в рамках образовательного проекта «ТЕМП».

На основании задач Программы развития школы и в соответствии с образовательным запросом педагогов членами школьной команды - тьюторами организованы, разработаны и реализованы институциональные модульные курсы по темам «Методика достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», «Психологическое сопровождение реализации ООП НОО и ООП ООО в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», «Подходы к организации образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», «Подходы к организации образовательной деятельности учащихся с высокой мотивацией к обучению в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП», «Основы образовательной робототехники в условиях реализации ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП».

Перспективами работы школьной команды является стимулирование и реализация инновационных идей и начинаний; обеспечение развития общеобразовательной организации и творческого потенциала педагогических работников; обогащение проектного опыта; привлечения внимания общественности, способствование развитию позитивного имиджа общеобразовательной организации; приобретение новых полезных партнерских связей и контактов, развитие сетевого взаимодействия.

81

Школьная команда в своём развитии прошла стадии детства и отрочества (2014 -2015 гг.) и на сегодняшний день (2016 год) находится в стадии юности. Конфликты преодолены, члены школьной команды ориентированы на создание позитивных отношений и взаимопомощь, работают сообща, пытаются активизировать имеющиеся резервы, повышать свою квалификацию в интересах командной работы.

Литература

1. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «Темп» / сост. Е. А. Коузова, Е. А. Тюрина М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ф. А. Зуева, А. В. Ильина; под ред. В. Н. Кеспикова. Челяб. ин-т препод. и пов. квал. работ, образ. 2-е изд. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 88 с.

2. Пяткова О. Б., Гусева Т. В. К вопросу о подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации / О. Б. Пяткова, Т. В. Гусева // Инновационная наука, 2016. № 6-2. С. 247-250.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://минобрнауки.рфМоситеШз/938/ (дата обращения: 09.12.2016).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/543/ (дата обращения: 09.12.2016).

5. Уткина Т. В. Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественно-научного образования / Т. В. Уткина // Инновационная наука, 2016. № 6-2. С. 263-266.

6. Хафизова Н. Ю. Самостоятельная работа педагогов в условиях дополнительного профессионального образования / Н. Ю. Хафизова // Инновационная наука, 2016. № 8-2. С. 192-195.

7. Чечева Н. А. Модель мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога / Н. А. Чечева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2015. № 1 (22). С. 40-46.

8. Шайкина В. Н. Особенности построения жизненных стратегий студентами вуза / В. Н. Шайкина // Сборник: Наука. Южно-Уральский государственный университет материалы 65-й Научной конференции, 2013. С. 237-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.