Научная статья на тему 'Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения'

Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6328
801
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / THE METHODS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT’S MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION STAFF / THE PERSONALIZED PROGRAM OF PEDAGOGICAL STAFF''S ADVANCED TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА / STAFF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна

В статье актуализирована проблема управления профессиональным развитием персонала образовательного учреждения. В ней представлены некоторые теоретические подходы к описанию данных аспектов. При этом профессиональное развитие персонала рассматривается в качестве фактора эффективного функционирования конкретного образовательного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Basis of Management of Professional Development of Pedagogical Staff

The problem of professional development management of an educational institution staff is actualized in this article. Some theoretical approaches to the description of these aspects are shown here and staff professional development regards as a factor of operating benefits of a concrete educational institution.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения»

Исследования молодьхученьх

УДК 371.14 ББК 74.738.8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Баранова Ю.Ю.

Аннотация. В статье актуализирована проблема управления профессиональным развитием персонала образовательного учреждения. В ней представлены некоторые теоретические подходы к описанию данных аспектов. При этом профессиональное развитие персонала рассматривается в качестве фактора эффективного функционирования конкретного образовательного.

The problem of professional development management of an educational institution staff is actualized in this article. Some theoretical approaches to the description of these aspects are shown here and staff professional development regards as a factor of operating benefits of a concrete educational institution.

Ключевые слова: педагогический персонал образовательного учреждения, профессиональное развитие педагогического персонала, методы управления развитием педагогического персонала образовательного учреждения, персонифицированная программа повышения квалификации педагогического персонала.

Pedagogical staff of an educational institution; staff professional development; the methods of professional development’s management of an educational institution staff; the personalized program of pedagogical staffs advanced training.

Среди современных проблем, стоящих перед образовательными учреждениями в условиях новых государственно-общественных требований к образованию, одной из ключевых является проблема управления профессиональным развитием педагогического персонала. В ее основе лежат противоречия:

- между необходимостью достижения школой новых образовательных результатов и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов по их формированию;

- между традиционными для образовательного учреждения подходами к управлению педагогическими кадрами и объективной необходимостью изменения этих подходов через определение субъекта образовательной деятельности, его уточнение через категории «пер -сонал», «педагогический персонал»;

- между необходимостью создания на институциональном уровне условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции педагогов и отсутствием системы работы в этом направлении в деятельности руководителей образовательного учреждения;

- между необходимостью персонифика-ции процесса повышения квалификации и неразработанностью индивидуальных программ повышения квалификации персонала внутри образовательного учреждения;

- между существующими формальными подходами к мотивации и стимулированию труда педагогов и потребностью в индивидуализации методов управления профессиональным развитием педагогического персонала внутри образовательного учреждения, определения их ресурсного обеспечения, показателей и критериев оценки результативности.

Определение теоретических подходов к управлению профессиональным развитием педагогического персонала образовательного уч -реждения, описание научно-методических основ формирования персонифицированных программ повышения их квалификации в образовательном учреждении являются, таким образом, актуальными направлениями исследования научных основ управления профессиональным развитием педагогического персонала в современной школе.

Современный уровень разработки теории управления развитием педагогическим персоналом образовательного учреждения определяется рядом научных идей, среди которых наиболее значимыми являются идеи: управления

Баранова Ю.Ю.

Теоретические основы управления профессиональным развитием ...

педагогическим персоналом как развивающимся объектом, открытой системой, полисубъект-ной структурой; построения внутриорганиза-ционной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов [7].

Управление персоналом как устойчивый термин менеджмента, активно используется современной педагогической наукой и практикой применительно к задачам профессионального развития педагогов [4] и требует особого анализа, поскольку работники организации -один из наиболее значимых ее ресурсов. В полной мере это положение относится и к образовательным учреждениям.

Успешная деятельность образовательного учреждения зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров, эффективности управления ими. Эффективность управления кадрами зависит от того, насколько администрация образовательного учреждения уделяет внимание профессиональному развитию педагогов, ведь именно они подразумеваются под термином «педагогический персонал образовательного учреждения» [3].

Профессиональное развитие педагогического персонала образовательного учреждения осуществляется двумя взаимосвязанными способами: самообразованием педагогов и правильно организованной, планомерной, персонифицированной методической (научнометодической) работой. При этом методическая работа складывается из комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетентностей учителя, который вправе сам выбирать оптимальное для него содержание, формы и методы.

Профессиональное развитие работника при работе на определенной должности может считаться состоявшимся только при условии его полного удовлетворения своим трудом, так как в противном случае работник не может в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к нему организацией. Следовательно, управление профессиональным развитием педагогического персонала - это процесс целенаправленной реализации в образовательном учреждении стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов [1].

Управление профессиональным развитием педагогического персонала представляет собой

систему, основными подсистемами которой являются: деловая карьера; обучение персонала; мотивация и стимулирование; работа с резервом; мониторинг развития и аттестация; ресурсное обеспечение профессионального развития; управление саморазвитием работника [2].

Основная цель профессионального развития педагогического персонала, с точки зрения интересов образовательного учреждения, - повышение эффективности результатов использования возможностей каждого педагога посредством реализации поставленных школой целей, повышения профессионального уровня коллектива. С позиции отдельного педагога как субъекта организации, профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей. Значит, профессиональное развитие педагогического персонала есть результат взаимодействия потребностей и требований образовательного учреждения с характеристиками и интересами конкретного педагога - только в этом случае этот процесс будет эффективным. Управление профессиональным развитием педагогического персонала включает ряд этапов, среди которых можно выделить следующие:

1. Привлечение, подбор, отбор, оформление на работу педагогического персонала.

2. Анкетирование новых (в том числе молодых специалистов) с целью ознакомления всех работников и оценки социальнопсихологического климата, выработки предложений по оптимизации организационной культуры.

3. Аттестация педагогического персонала каждые 5 лет с целью определения степени соответствия компетенций и личностных характеристик педагогов выполняемой работе и интенсивности рабочей нагрузки и формирование плана обучения педагогического персонала по приоритетным направлениям профессионального развития.

4. Включение отдельных педагогов в кадровый резерв по разным видам деятельности и времени [5].

5. Психологическая диагностика с целью характеристики личностных качеств педагогов.

„ „ Научное обеспечение системы

Научно-теоретическии журнал 93 у г Л

у г повышения квалификации кадров

Исследования молддъхученых. ЧИППКРО

6. Планирование персонифицированного профессионального развития педагогов в рамках разработанной в образовательном учреждении модели внутриорганизационного повышения квалификации педагогического персонала.

7. Организация обучения педагогического персонала работников согласно разработанным персонифицированным программам.

Для образовательного учреждения управление профессиональным развитием педагогов означает координацию достижения каждым из них соответствующих требований, предъявляемых школой к уровням достижения профессиональных компетенций и личностных характеристик.

Развитие педагогического персонала осуществляется посредством ряда общих методов управления, среди которых к наиболее эффективным относят: планирование профессионального роста, замещение должностей, ротацию внутри организации, профессиональное и социально-психологическое обучение, участие в проектных группах, инновационных разработках, конкурсах профессионального мастерства [11].

Говоря об особенностях управления разви -тием педагогического персонала в образовательном учреждении, нужно отметить, что в этом процессе традиционно сильны и некоторые специфические, присущие только системе образования, методы: периодические курсы повышения квалификации, система наставничества, привлечение педагогов к работе профессиональных методических объединений, формирование кадрового резерва на замещение руководящих должностей.

Специфическим методом развития для педагогов может выступать индивидуальная (групповая) работа с психологом по проработке возникающих профессиональных затруднений.

Одним из наиболее важных методов управления развитием педагогического персонала образовательного учреждения является внутриор-ганизационное обучение, которое играет объединяющую роль в достижении школой основ -ных стратегических целей. Обучение - это процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения «разрыва» (отсутствия) между наличными (имеющимися) знаниями, навыками сотрудника и теми, которыми он должен обладать согласно требовани-

ям предполагаемой работы в настоящий момент, в ближайшем будущем, или для освоения другой [8, 9].

Концептуальная идея теории управления развитием педагогическим персоналом образовательного учреждения - построение внутриор-ганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов -означает, что профессиональное развитие должно основываться на активной субъектной позиции самого педагога, его интенсивной практико-ориентированной методической (научно-методической) деятельности и завершаться конкретным продуктом (результатом), разработанным педагогом в ходе внутришкольно-го повышения квалификации.

При этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных педагогом знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной педагогической ситуации. Такой подход подразумевает сопровождение педагога в практической деятельности и отслеживание результативности реализации данного продукта в реальной образовательной практике.

Принципы, на которых основываются процессы внутриорганизационной практикоориентированной системы повышения квалификации образовательного учреждения, включают в себя:

- принцип разделения функций заказа на повышение квалификации и исполнения этого заказа;

- принцип ориентации содержания повышения квалификации на обеспечение перспективных потребностей образовательного учреждения, с одной стороны, и решения конкретных проблем его педагогического персона -ла - с другой;

- принцип сочетания двух механизмов мониторинга результатов обучения: объективированных технологий и защиты проектных разработок персонала;

- принцип командного обучения (обучение команд педагогов внутри одного образовательного учреждения, объединенных общей системой деятельности);

- принцип открытости системы повышения квалификации, предполагающий возможность персонала осваивать различные модули повышения квалификации в разных образова-

Баранова Ю.Ю.

Теоретические основы управления профессиональным развитием ...

тельных институтах в зависимости от собственных потребностей, потребностей образовательного учреждения и оценки уровня качества реализации учебных программ в том или ином месте;

- принцип выбора педагогом, руководителем или командой содержания и форм повышения квалификации;

- принцип тьюторского и проектного сопровождения деятельности педагогов, проектных групп в после- и межпроектный период.

В систему внутриорганизационного повышения квалификации включаются не только образовательные программы курсовой подготовки, проводимой в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования на, но и программы внутришколь-ного сопровождения образовательной деятель -ности педагогического персонала, реализуемые в соответствии с персонифицированными программами профессионального развития на основе его образовательного заказа.

Образовательный заказ - это особое сформированное видение педагога образовательного пространства (школы, региона, страны, мировой культуры, наконец), то есть деятельностное видение образовательных ресурсов и умение ими воспользоваться. Изучение образовательных потребностей и формирование образовательного заказа педагога осуществляется на основе выявления области его проблем и профессиональных затруднений, а также поля его профессиональных возможностей. Результатом формирования образовательного заказа в системе внутриорга-низационного повышения квалификации должны стать персонифицированные программы и проекты по актуальным направлениям профессионального роста конкретного педагога. Задача управления развитием педагогического персонала образовательного учреждения заключается в том, чтобы сделать практику удовлетворения образовательных потребностей учителя ресурсом единого методического пространства школы. Результаты деятельности работы с персоналом зависят от того, насколько правильно выстроены приоритеты, глубоко разработан и реализуется образовательный заказ.

В целом, образовательный заказ можно рассматривать и как основание персонифицированной программы деятельности учителя по повышению профессиональной компетентности, а

также как итог специально организованной управленческой деятельности образовательного по решению проблемы профессионального развития педагогического персонала [10].

Новые государственно-общественные требования к профессионализму педагога фактически отражают портрет педагога будущего. Современный учитель - это педагог-технолог: организатор, управленец, навигатор, тьютор, модератор, эксперт, консультант и только потом - информатор. Все эти функции должны сочетаться с личностными качествами, главное из которых - готовность к непрерывному профессиональному развитию.

В настоящее время образовательные учреждения обладают достаточным потенциалом для предоставления педагогическому персоналу возможности выбора и выстраивания своего профессионального пути; возможности влияния на содержание, технологии и все элементы образования; возможности приобретать современные компетентности, адекватные задачам инновационного развития страны.

Современные теоретические подходы к управлению профессиональным развитием педагогического персонала ориентирует образовательные учреждения на деятельность в едином, постоянно изменяющемся научнометодическом пространстве системы образования, необходимость строить персонифицированные программы, отражающие индивидуальную траекторию профессионального развития педагога.

Литература

1. Борытко, Н. М. Профессиональнопедагогическая компетентность педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. eidos .ги.

2. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения [Текст] / П. Друкер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

3. Иванова-Швец, Л. Н. Управление персоналом [Текст] : учебно-методический комплекс / Л. Н. Иванова-Швец, А. А. Карсакова, С. Л. Тарасова. - М.: изд. центр ЕАОИ, 2008.

4. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / К. Камерон, Р. Куин. - СПб.: Питер, 2001.

„ „ Научное обеспечение системы

Научно-теоретическии журнал 95 у г Л

у г повышения квалификации кадров

Исследования молодыхученых

5. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [Текст] / Ю.Д. Красовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Кириллова, И. О. Руководство профессиональным ростом педагогов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu-personal.ru.

7. Лепешова, Е. И. Управление персоналом в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. edu-personal .ru.

S. Непогодина, А. Н. Практика применения компетентностного подхода для оценки качества внутрифирменного обучения персо-

нала [Текст] / А.Н. Непогодина // Образование и наука. - 2008. - № 4.- С. 43-59.

9. Поташник, М. М. Содержание работы с педагогическими кадрами [Текст] / М. М. Поташник // Народное образование. - 2009. -№ 1. - С. 111-119.

10. Удина, Т. Н. Оценка персонала образовательного учреждения [Текст] / Т. Н. Удина // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 44- 51.

11. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец-ти «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / под ред. П. Э. Шлендера. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.