Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ИНКЛЮЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

Цель исследования - осуществить моделирование методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка. В результате обоснованы методологические подходы методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников; определены принципы организации учебного процесса и отбора содержания методической подготовки; сформулировано содержание целевого, методологического, процессуально-деятельностного и аналитико-результативного блоков модели. Основываясь на предложенной модели методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников становится возможным осуществить перенос части организационных форм обучения на базу университетского технопарка, что значительно повышает эффективность процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE METHODOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE INCLUSION OF SCHOOLCHILDREN

The purpose of the study is to simulate the methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren on the basis of a university technopark. As a result, methodological approaches to the methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren are substantiated; the principles of organization of the educational process and the selection of the content of methodological training are determined; the content of the target, methodological, procedural-activity and analytical-resultative blocks of the model is formulated. Based on the proposed model of methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren, it becomes possible to transfer part of the organizational forms of education to the base of the university technopark, which significantly increases the efficiency of the process.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ»

MODELING THE METHODOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE INCLUSION OF SCHOOLCHILDREN

Kozyreva Olga Anatolevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd

The purpose of the study is to simulate the methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren on the basis of a university technopark. As a result, methodological approaches to the methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren are substantiated; the principles of organization of the educational process and the selection of the content of methodological training are determined; the content of the target, methodological, procedural-activity and analytical-resultative blocks of the model is formulated. Based on the proposed model of methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren, it becomes possible to transfer part of the organizational forms ofeduca tion to the base of the university technopark, which significantly increases the efficiency of the process.

Keywords: model; methodical training; future teachers; inclusion.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.44

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования - осуществить моделирование методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка. В результате обоснованы методологические подходы методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников; определены принципы организации учебного процесса и отбора содержания методической подготовки; сформулировано содержание целевого, методологического, процессуально-деятельностного и аналитико-результативного блоков модели. Основываясь на предложенной модели методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников становится возможным осуществить перенос части организационных форм обучения на базу университетского технопарка, что значительно повышает эффективность процесса.

Ключевые слова: модель; методическая подготовка; будущие педагоги; инклюзия.

УДК 378

ВАК РФ 5.8.7/13,00.08 Ф Козырева О.А., 2022

КОЗЫРЕВА Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социаль-но-педагогический университет, Волгоград

Введен ие

Актуальность темы исследования определяется стремительным увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями [1;4;6; 10]. Это закономерно привело к необходимости обновления подходов к организации методической подготовки будущих педагогов-предметников [2; 3; 6]. Вектор внимания принадлежит опережающей, инклюзивно ориентированной методической подготовке [9; 10; 12]. Университетский технопарк как структурное подразделение вуза обеспечивают высокотехнологическое образовательное поле, является его цифровой зоной [5, 4]. Это опорная площадка университета для общественно-профессиональной экспертизы, полигон для формирования готовности будущих педагогов к инклюзии школьников, трансфер внедрения инклюзивных и ассистивных технологий.

Обобщенное представление о процессе методической подготовки в вузе будущих педагогов к инклюзии школьников удобнее всего получить средствами моделирования. Выбор моделирования в качестве основного метода изучения исследуемого процесса позволяет структурировать компоненты; выстроить их иерархию; внутренние и внешние связи во всем их многообразии; выразить принципы его организации, этапы реализации и их последовательность; спрогнозировать результат; изобразить процесс графически, При моделировании методической подготовки в вузе будущих педагогов к инклюзии школьников на базу университетского технопарка обратимся к анализу базовых понятий.

О.В. Павлова понимает под моделированием как сам процесс разработки объекта/системы/модели, так и изучение его характеристик. Автор отмечает необходи мость своевременного учета возможности репорта основных свойств объекта на модель [8]. формулируя функции моделирования, О.В. Павлова выделяет особую рольописания, объяснения и прогнозирования [8, 122]. В другой авторской научной позиции анализируется модель как искусственный ил и естественный аналог объекта, в целом ему соответствующий и замещающий его на любом этапе исследования [7, 42]. Принципиально значимым для моделирования методической подготовки в вузе будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка считаем определение В.А. Штоффа; "Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способная замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте" [11, 19]. Она характеризуется законченностью,обязательным наличием результата, адаптивностью, отражением основных функций и свойств, эскизностью и соразмерностью [11].

Таким образом, при моделировании методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка необходимо обратить внимание на то, что модель - это динамическая структура, раскрывающая способ связи состояний процесса, определяющая последовательность этапов процесса, обеспечивающая количественные и качественные изменения свойств личности, причем переход от одной части к другой осуществляетсяблагодаряусложнению целей процесса и используемых форм, методов и средств обучения.

Для реализации цели исследования, нами были сформулированы следующие требующие незамедлительного решения задачи, 1) разработать структурно-педагогическую модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка; 2) для каждого компонента методической подготовки определить свои формы, методы, виды профессиональной деятельности; 3) сформулировать организационно-педагогические условия методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка.

Теоретической базой послужили научные исследования ученых в рамках следующие ме-

тодологические подходы: системный, компе-тентностныйиличностно-деятельностный.Они позволили выявить сущностные отличия и необходимость изменения процесса методической подготовки будущих педагогов-предметников и ориентация ее именно на инклюзию школьников. Эта идея нашла свою реализацию в модели методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка.

Практическая значимость исследования состоит в возможности смоделировать процесс методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка, что будет способствовать формированию их готовности к будущей профессиональной деятельности в инклюзивном формате.

Основная часть

Целевой блок модели методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников представлен целью: методическая подготовка будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка, Структурно методологический блок содержит методологические подходы (системный, компетентностный, личностно- деятель-ностный); принципы организации учебного процесса (мотивации деятельности, моделирования будущей профессиональнойдеятель-ности, мобильности, интегративности, результативности); принципы отбора содержания методической подготовки (отбора содержания, модульности, профессиональной направленности, адаптивности, поэтапности методической подготовки.

Процессуально-деятельностный блок мо-дельметодическойподготовки будущих педагогов к инклюзии школьников определяют организационно-педагогические условия методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников; описания самого процесса методической подготовка будущих педагогов к инклюзии школьников (покомпонентного описания содержание методической подготовки через организационные формы, используемые методы, средства обучения и виды профессиональной деятельности).

Рассмотриморганизацион но-педа готические условия методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников Условия-предпосылки (ресурсы вуза): кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-справочные, ресурсы университетского технопарка. Условия-обста-новка: университетский технопарк; методи-

ческое сопровождение будущих педагогов. Условия-требования: содержательно-педаго-гические (программа учебной дисциплины "Обучение лиц с ОВЗ"}; процессуально-педа-гогические: производственная [технологическая в системе инклюзивного образования] практика.

Рассмотрим подробнее весь спектр форм организации методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка. Так, для организационно-предметного компонента используются: мастерская-педагогическая проба; коллаборации межпредметных групп; семина-ры-практикумы; мастер-классы; открытые инклюзивные уроки; онлайн-курсы; консультации. Для проектно-практического компонента: проектная мастерская; производственная [технологическая в системе инклюзивного образования] практика); контролируемая и управляемая самостоятельная работа студентов. Ресурсно-сетевой компонент раскрывается через: сетевое образовательное взаимодействие; дистанционные формы взаимодействия; переговорные площадки; исследовательские проекты; гранты; исследовательская работа студентов; авторские образовательные программы; участие в сетевых студенческих олимпиадах по проблемам инклюзивного образования; конкурсах; экспертиза сетевыми партнерами новых образовательных услуг и продуктов.

Методы обучения также различаются для каждого из указанных компонентов содержания методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка. Так, организационно-предметный компонент реализуется через лекторий; практические заня-тия;анализ педагогических ситуаций; решение профессиональных задач; кейс-метод; профессиональные пробы и др. Для проектно-практи-

ч ее ко го компонента отобраны следующие методы: метод проектов; конструирование и реализация проектов технологических карт инклюзивных уроков; экспорт инклюзивных, ассистивных технологий и др. Для ресурсно-сетевого компонента характерны следующие методы: активизации познавательной деятельности; проблемный; исследовательский.

Виды профессиональной деятельности также разделены по компонентам содержания методической подготовки. Для организа-ционно-предметного компонента характерны педагогическая и методическая виды деятельности. Для проектно-практического -проектная и сопровождения. Для ресурсно-сетевого компонента - организационно-уп-равленческая и культурно-просветительская.

|8з цепь: Методическая подготовка ьудущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка

£ Методологические подколы

а г к Системный Компетенгностны й Личностно-деятел ьностн ый

Принципы

Организации учебного процесса: Отбора содержания! методической подготовки:

Г £ Мотивации деятельности, моделирования будущей профессиональная деятельности, мобильности, интенсивности, результативности Отбора, содержания, модульности, профессиональной направленности, адаптивности, поэтапности методической подготовки

л

Орпиигациомно-педагогиче скив условия

Условия-предпосылки (ресурсы еуэа}: кадровые. материально- технические, учевнь-методические. информационно-справочные, ресурсы Технопарка ВГСПУ Усповия-обстаноеха Технопарк ВГСПУ; методическое сопровождение будущих педагогов Условия-требования содержател ьно-педа го гичес ки е (програ мма учебной дисциплины «Обучение лиц с ОВЗ»); п роцессуально-педагогмческие: производственная [технологическая в системе инклюзивного образования] практика

Процесс методической подготовка будущих педагогов к инклюзии школьников

Содержание методической подготовки

Организационно-предметный компонент Проемтно-прашический компонент Р&сурсно-сетбвой компонент

О С ш 3 х о о X л 5 Р щ ш с£ О X -0 5 * и и § о а Формы г 1. мастерская-педагогическая проба. 2. коллаборации межпредметных групп; 3. семинары-практикумы, 4. мастер-классы. 5. открытые уроки; 6. онпайн-курсы; 7. консультации. Формы г 1. проектная мастерская; 2 производственная [технологическая в системе инклюзивного образования) практика); 3.. контролируемая и управляемая самостоятельная работа. Формы: 1 сетевое образовательное взаимодействие; 2.дистанционные формы взаимодействия: 3 Переговорные площадки 4.исследовательские проекты. 5. фанты; 6. исследовательская работа студентов; 7. авторские образовательные програ ммы; £ участие в сетевых студенческих олимпиадах по проблемам инклюзивного образования, конкурсах; 9 экспертиза сетевыми партнерами новых образовательных услуг и продуктов

Методы: 1. лекторий; 2. практические занятия. 3.анализ педагогических ситуаций; 4. решение профессиональных задач; 5. кейс-метод; 6. профессиональны пробы и ДР Методы: 1 проектов; 2 конструирование и реализация проектов технологических карг уроков; Ь экспорт инклюзивных, ассистивных технологий и др. Методы: 1 .активизации познавательной деятельности; 2 проблемный, исследовательский.

Виды профессиональной деятельности

- педагогическая; - методическая. - проектная; ■ сопровождения - организационно-управленческая; - культурно-лросветительская

Средства: мультимедийное, технические (компьютерное и др.) оборудование; программное обеспечение учебно-методические материалы к дисциплине «Обучение лице ОВЗ», фонды оценочных средств дисциплины/праетики (тесты, профессиональные задачи, кейсы).

Рисунок - Организационно-педагогическая модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка

Средствами методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка являются мультимедийное, технические (компьютерное и др.) оборудование; программное обеспечение; учебно-методические материалы к дисциплине "Обучение лиц с ОВЗ", фонды оценочных средств дисциплины/практики (тесты, профессиональные задачи, кейсы).

Аналитико-результативный блок является завершающим структурным элементом модели методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников и представлен указанием на результат моделируемого процесса: сформированность целостных методических знаний в области инклюзии, компетенций и опыта будущей профессиональной деятельности (рис, см. выше).

Заключение

Учеными выявлены риски особого рода, которые локализованы в сфере кадрового обеспечения педагогами инклюзивного образования, Изучение научной литературы по проблеме, большой опыт педагогической деятельности в вузах позволили нам сузить указанное проблемное поле до организации методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе университетского технопарка. Именно такая четко сфокусированная методическая работа направлена на формирование готовности к профессиональной деятельности в новых, изменившихся условиях - в инклюзивном формате.

Технопарк универсальных метапредмет-ных педагогических компетенций является единой образовательной средой для будущих, начинающих и действующих педагогов региона, обеспечивает многомерность образовательного пространства [5, 15]. Приобретение опыта реализации междисциплинарных и ме-гапредметных проектов, организацию исследовательской работы,формирование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии позволяет осуществить университетский технопарк.

Таким образом, на образовательной площадке университетского технопарка будут формироваться целостные методические знания, компетенции и опыт будущей профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Литература:

1. Ахметшина И.А..Лосева A.A., Тимохина Т.Н. Подготовка педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде U Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2, -С 36-39.

2. Бородаева Л,Г. Проблема духовно-нравствен-ного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России // Грани познания. -2012, - N«3.-С 24-28.

3. Егупова М.В, Методическая подготовка студентов, будущих учителей математики, к созданию собственных образовательных продуктов // Наука и школа. - 2013. - №2. - С. 24-27.

4. Каменева Г.А., Бонда реп ко Т. А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов е современных условиях информатизации образования //Science for Education Today. - 2018. - T, 8, - №. 4. - С. 172-186.

5. Лурье E.A. Университетские технопарки: время признания//Инновации - 2013.-№5(175).-С.3-16.

6.Любимова Е.С. Подготовка бакалавра специального (дефектологического) образования к профессиональной деятельности П Школьный логопед. -2016.- № 1 (57).-С. 9-15.

7. Нови к И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк) / И. Б. Новик. - М., 1965. - 134 с.

8. Павлова О.В. Формирование профессиональ-н о-эти чес кой культуры студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2020. - 200 с.

9. Руднева И.А. Метод проектов в профессиональной подготовке будущих специалистов социаль-но-образовательной сферы : материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием (21-22 октября 2015 г., Тольятти) / отв. ред. АЮ Нагормова. - Ульяновск : Зебра, 2015.-С.529-533.

10. Хвастунова Е.П. Исследование слияния профессионального обучения на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта // Грани познания. - 2009. -■ № 2. - С. 24-28.

11. Штофф В.А. Моделирование и философия / 8.А. Штофф. - М.; Л.: Наука, 1966.-216 с.

12. Шумейко A.A. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе обучения в вузе // KANT. - 2021. - М- 2. - С 457-463.

CU

ftj О си

Q-<

X

0J 3-

р

235

IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF NATIVE SPEAKERS' VOLUNTEER WORK TO SUPPORT THE RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE ABROAD

Koltsov Ivan Anatol'evlch, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Kirichenko Yelena Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk

Altansuvd Maidarjav, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Khovd State University, Khovd, Mongolia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.