УДК 378.147 ББК Ч-4 81.22
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.08
О. Е. Кузовенко
Челябинск
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: моделирование; подготовка педагогов профессионального обучения; компетентности ориентированная подготовка.
АННОТАЦИЯ. Предлагается опыт моделирования компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения: теоретически обосновывается и описывается комплекс моделей, состоящий из компетентностной модели будущего педагога профессионального обучения, структурно-функциональной и процессной.
O. E. Kuzovenko
Chelyabinsk
MODELING OF COMPETENCE ORIENTED ECONOMIC PREPARATION OF FUTURE VOCATIONAL TRAINING TEACHERS
KEY WORDS: modeling; preparation of vocational training teachers; competence oriented training.
ABSTRACT. The article describes the experience of modeling competence oriented economic preparation of future vocational training teachers. It gives theoretical grounds and describes the complex of methods consisting of a competence model of future vocational training teachers, structural-and-functional and process ones.
От степени овладения экономическими знаниями, умениями, опытом и способами деятельности, профессионально значимыми качествами зависит не только их профессиональное и личностное развитие, успешность и конкурентоспособность на рынке труда будущих педагогов профессионального обучения, но и то, как они будут осуществлять свою профессионально-педагогическую деятельность в перспективе, как они смогут передавать знания и умения подрастающему поколению, формировать у них экономически значимые качества, профессиональную компетентность и многое другое.
Поэтому, исходя из идеи нашего исследования, мы предлагаем усовершенствовать процесс экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, который будет заключаться в овладении ими профессионально значимыми качествами, общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, а именно готовностью к формированию профессиональной компетентности у будущего специалиста, к анализу эффективности и организации экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях, способностью к постоянному самообразованию, а также овладению такими качествами, как социальная активность, креативность, мобильность, ответственность, толерантность, стрессоустойчивость, трудолюбие и др. Для реализации данного предположения мы считаем целесообразным разработку комплекса моделей компетент-ностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессио-
нального обучения. Проблемы подготовки педагогов профессионального обучения носят системообразующий характер для системы среднего профессионального образования, а инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании являются основой развития системы среднего профессионального образования. Организованный в соответствие с нашей идеей процесс компетентностно ориентированной экономической подготовки педагогов профессионального обучения будет способствовать формированию у них готовности к инновационному экономическому образованию будущих специалистов, повышению их конкурентоспособности, которая является основой устойчивого развития экономики.
Проектирование комплекса моделей строилось нами с использованием системного, личностно ориентированного и компе-тентностного подходов. Основанием для такого выбора стали существенные характеристики и содержание выделенных подходов. Рассмотрим значение каждого подхода для решения стоящей перед нами задачей.
Системный подход выступает общенаучной основой исследования проблемы; обеспечивает комплексное изучение компе-тентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения; позволяет спроектировать комплекс моделей компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, определить их взаимосвязь и взаимозависимость, а также структуру и функции блоков, компонентов внутри каж-
дой модели; представляет возможность для эффективной реализации подходов конкретно-научного уровня методологии.
Личностно ориентированный подход является теоретико-методологической стратегией и позволяет раскрыть основные характеристики взаимодействия преподавателя и студентов, определить предметное содержание, методы, формы и средства обучения и контроля в процессе компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Выступая практико-ориентированной тактикой, компетентностный подход позволяет определить процесс и результат компе-тентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения. В частности, он является доминирующим при определении компетенций, выступающих результатом данного процесса; при построении критериев, определяющих уровень готовности педагогов профессионального обучения к инновационному экономическому образованию будущих специалистов; при отборе содержания обучения; при выборе методов, средств, форм обучения и контроля.
Таким образом, в качестве теоретикометодологической основы будут выступать системный, личностно ориентированный и компетентностный подходы. Мы считаем, что сочетание названных подходов будет являться достаточной основой для разработки комплекса моделей компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Одним из методов научного познания является моделирование. Метод моделирования рассматривается в трудах многих отечественных ученых (С. И. Архангельский, В. В. Давыдов, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина и др.). Под моделированием будем понимать воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью [9. С. 289]. В свою очередь, модель — это «мысленно представленный и материально реализованный аналог, воспроизводящий изученный объект и способный заменить его так, что появляется возможность получить новую информацию об объекте [5. С. 45].
В философской и педагогической литературе существует множество классификаций моделей [1; 4; 5; 10 и др.]. Проанализировав различные классификации моделей, а также принимая во внимание, что исследуемая нами проблема предполагает подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности, мы сделали вывод, что наиболее продуктивным будет построение компетентностной, структурно-функцио-
нальной и процессной моделей, т. е. комплекса моделей.
Само понятие «комплекс» произошло от латинского слова «complexus», что дословно переводится связь, сочетание. Согласно словарю иностранных слов, под комплексом понимают совокупность предметов или явлений, дающую возможность образовать единое целое [8. С. 369].
При этом для обоснования необходимости проектирования комплекса моделей мы опирались на исследования В.Д. Могилевского [6], Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой [її] и др. Особую значимость для нас представляет следующее утверждение: «Изучение отдельных сторон исследуемого феномена более эффективно на языке конкретной модели, в то время как всестороннее его описание возможно лишь через комплекс частных моделей. Причем никакая отдельно взятая модель, даже очень сложная, не может дать адекватного преставления об изучаемом объекте... что приводит к необходимости построения комплекса моделей» [11. С. 126].
Аналогичного мнения придерживается и В.Д. Могилевский, справедливо подчеркивая: «При построении модели системы вначале создаются микромодели ее отдельных элементов или проявлений, чтобы в итоге прийти к макромодели. Для всестороннего изучения системы требуется множество моделей» [6. С. 53].
Существенной для нашего исследования является точка зрения В.В. Краевского, который видит взаимосвязь теоретической и нормативной моделей в педагогическом исследовании и их роль в реализации единства теории и практики. Он считает, что «нормативная модель сама по себе не составляет непосредственного проекта педагогической деятельности, будучи лишь впоследствии реализуемым прообразом таких проектов. теоретическая модель представляет собой некоторую четкую фиксированную связь элементов, предопределяет определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности» [Цит по: 3. С. 114].
На основе системного, личностно ориентированного и компетентностного подходов нами был спроектирован комплекс моделей компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, состоящий из компетентностной, структурно-функциональной и процессной моделей.
По терминологии В. В. Краевского, наша компетентностная модель, раскрывая в своем содержании характеристики статических явлений, выступает нормативной моделью, отражающей цель и результат компетентно-стно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессиональ-
ного обучения, а структурно-функциональная и процессная — теоретические модели, посредством которых реализуется компе-тентностная, они, в свою очередь, выступают динамическими моделями.
Построение структурно-функциональной модели компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения позволило раскрыть связи строения изучаемого объекта (целевой, содержательный, организационный и диагностико-результатив-ный блоки) с выполняемыми функциями (планово-прогностическая, мотивации, обучающая, поведенческая, организационная и контроля). Данный тип моделей предполагает обязательное представление структурного и функционального блоков и игнорирование всех остальных.
Исследуемая нами компетентностно ориентированная экономическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения является процессом, под которым в самом общем виде понимают последовательную смену состояний в развитии чего-либо [7. С. 627]. Опираясь на данное утверждение, была обоснована необходимость построения процессной модели. При этом выделение этапов компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения было основано на декомпозиции целей и на каждом этапе характеризовались целевые установки; содержание; методы, формы и средства; показатели эффективности и полученный результат.
Особенностью спроектированного комплекса моделей является его нацеленность на повышение уровня готовности педагогов профессионального обучения к инновационному экономическому образованию будущих специалистов в условиях информационно-насыщенного и рыночно-экономического пространства.
Графическое изображение комплекса моделей компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения представлено на рис. 1.
Остановимся на подробной характеристике каждой модели.
Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к
выполнению конкретных обязанностей [2].
При разработке компетентностной модели необходимо учитывать требования к специалисту «со стороны общества и государства, со стороны субъектов образования, со стороны сферы труда и со стороны самого специалиста» [11. С. 140]. На основании этого нами был разработан инструментарий опроса, представленный в виде номенклатуры вероятных компетентностей специалиста, и было проведено исследование среди преподавателей экономических дисциплин Профессионально-педагогического института ЧГПУ, осуществляющих подготовку студентов по специальности Профессиональное обучение (экономика и управление), директоров учреждений среднего профессионального образования г. Челябинска, а также студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования г. Челябинска (общая численность выборки свыше 250 чел.). Обобщая полученные в ходе исследования данные, нами была спроектирована компетентностная модель будущего педагога профессионального обучения (экономика и управление), состоящая из четырех блоков: профессионально значимых качеств, общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
Блок профессионально значимых качеств в компетентностной модели будущего педагога профессионального обучения (экономика и управление) определяет формирование таких качеств, как профессиональная активность, креативность, ответственность, стрессоустойчивость, работоспособность и трудолюбие, гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях и др.
Второй блок компетентностно модели — блок общекультурных компетенций. Общекультурные компетенции будущего педагога профессионального обучения имеют двойственную природу. С одной стороны, они не являются профессионально обусловленными, этими компетенциями должны обладать все современные специалисты независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, общекультурные компетенции профессионально значимы, поскольку они составляют основу для профессиональных и специальных компетенций, позволяют им более полноценно реализовываться. Примеры общекультурных компетенций:
1) осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека;
2) понимание философии как методологии деятельности человека и т. д.
Третьей составляющей компетентност-ной модели являются компетенции, которыми должен обладать педагог профессионального обучения (без учета отраслевой
направленности). Данный блок мы назвали блоком профессиональных компетенций, который включает в себя компетенции, необходимые для выполнения учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической деятельности и обучения по рабочей профессии. Например:
1) способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста);
2) способность организовывать учебноисследовательскую работу обучающихся;
3) готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов;
4) готовность к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня и др.
Компетентностная модель выпускника должна содержать компетенции, характеризующие его как работника определенной сферы производства, науки, культуры. Поэтому четвертым мы выделили блок специальных компетенций, включающий способность специалиста привлекать для решения профессиональных задач знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретной предметной области (экономика и управление), например:
1) знание и умение использовать особенности анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих состояние производства и управления;
2) способность осуществлять экономическое обоснование и экономический контроль технологического процесса в учебнопроизводственных мастерских и на производстве;
3) способность оценивать конкурентоспособность отрасли, предприятия, продукции (услуги, работы) и на основе полученных результатов предлагать меры по их совершенствованию и др.
Компетентностная модель, являясь статической, определяет цели и результаты подготовки будущего педагога профессиональное обучение (экономика и управление), задает ориентиры при проектировании содержания образования, его организации (методы, формы, средства), при выборе контрольно-оценочных процедур. Поэтому для реализации компетентностной модели нами были разработаны структурно-функциональная и процессная модели.
Структурно-функциональная модель компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения состоит из целевого, содержательного, организацион-
ного, диагностико-результативного блоков и выполняет планово-прогностическую, обучающую, поведенческую, организационную функции, а также функции мотивации и контроля.
Целевой блок структурно-функциональной модели определяется компетентно-стной моделью будущего педагога профессионального обучения (экономика и управление) и представлен целью и задачами компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Целью данной модели является повышение уровня готовности педагогов профессионального обучения к инновационному экономическому образованию будущих специалистов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- формирование и развитие учебной и профессиональной мотивации;
- овладение экономическими знаниями;
- овладение профессионально значимыми качествами, общекультурными, специальными и профессиональными компетенциями.
Целевой блок определяет назначение проектируемой модели, а также содержание и структурные связи остальных ее блоков. Данный блок выполняет планово-прогностическую функцию, которая заключается в планировании деятельности преподавателя вуза по компетентностно ориентированной экономической подготовке будущих педагогов профессионального обучения и прогнозировании этого процесса.
Целевой блок модели определяет содержание процесса компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, а также методы, формы и средства обучения и нацеливает на достижение определенного результата. Таким образом, целевой блок структурно-функциональной модели взаимосвязан с содержательным, организационным и диагностико-результативным блоками.
Содержательный блок модели определяется целевым блоком и раскрывает содержание образования студентов по специальности Профессиональное обучение (экономика и управление). Подготовка данных специалистов объединяет в себе педагогическую и экономическую составляющие. Данная интеграция может обеспечиваться посредством:
1) использования элементов педагогической практики в процессе изучения экономических дисциплин;
2) выделения модулей, объединяющих педагогические и экономические дисциплины и направленных на формирование общекультурных, профессиональных и специаль-
ных компетенций;
3) открытия дополнительной специальности «Мастер-класс в профессиональном образовании» для студентов 4—5 курсов и разработки и внедрения курса по выбору «Профессиональная компетентность будущего педагога».
Содержательный блок модели представлен совокупностью трех компонентов: мотивационно-эмоционального, когнитивнооперационного и деятельностного. Перечисленные компоненты взаимосвязаны и непосредственно влияют друг на друга.
Мотивационно-эмоциональный компонент направлен на формирование у будущих педагогов профессионального обучения ценности педагогической профессии, мотивации к осуществлению профессиональнопедагогической деятельности.
Когнитивно-операционный компонент включает педагогические и экономические знания, умения, способности, опыт деятельности, необходимые будущим педагогам профессионального обучения для эффективного осуществления инновационного экономического образования будущих специалистов.
В составе деятельностного компонента представлена имитация будущей профессионально-педагогической деятельности, в которой формируются и развиваются профессионально значимые качества, общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.
Описание мотивационно-эмоционального, когнитивно-операционного и деятельностного компонентов содержательного блока модели позволяет нам выделить функцию мотивации, обучающую и поведенческую функции. Реализация этих функций в рассматриваемом педагогическом процессе позволяет будущим педагогам профессионального обучения овладеть в равной степени педагогическими и отраслевыми аспектами профессиональной компетентности, педагогическими и экономическими знаниями, умениями, способностями, опытом деятельности, а также профессионально значимыми качествами.
Организационный блок модели отражает многообразие методов, форм и средств компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Поскольку компетентность проявляется и развивается в процессе деятельности, наиболее целесообразным будет применение активных и интерактивных методов обучения. В соответствии с теоретико-методологическими подходами нашего исследования при выборе форм работы мы ориентировались на индивидуальные и групповые, позволяющие поставить
в центр учебного процесса субъект деятельности учения с учетом личностных интересов. Помимо методов и форм организационный компонент включает средства обучения — идеальные и материальные. Данный блок выполняет организационную функцию.
Диагностико-результативный блок модели определяется целью, содержанием и организацией компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения и отражает эффективность реализации спроектированной модели.
Данный блок выполняет функцию контроля процесса компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения и представлен критериями, показателями, уровнями готовности к инновационному экономическому образованию будущих специалистов (высокий, средний и низкий), а также ожидаемыми результатами. Идеальным результатом функционирования модели является достижение педагогом профессионального обучения высокого уровня готовности к инновационному экономическому образованию будущих специалистов.
Структурно-функциональная модель предполагает обязательное представление структурного и функционального блоков и игнорирование всех остальных. Исследуемая нами компетентностно ориентированная экономическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения является процессом, что обосновывает необходимость построения процессной модели. При этом выделение этапов компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения было основано на декомпозиции целей и на каждом этапе характеризовались целевые установки; содержание; методы, формы и средства; показатели эффективности и полученный результат в соответствие со структурно-функциональной моделью.
Целью процессной модели является повышение уровня готовности педагогов профессионального обучения к инновационному экономическому образованию будущих специалистов. Достижение поставленной цели предполагает процесс, состоящий из трех этапов: 1) мотивационного; 2) когнитивного; з) поведенческого.
Целью мотивационного этапа является формирование и развитие учебной и профессиональной мотивации у будущих педагогов профессионального обучения, а его содержание определяется мотивационно-эмоциональным компонентом. На данном этапе используются такие методы, как лекция вдвоем, лекция-шоу, проблемная лекция, эвристическая беседа, мастер-класс,
метод примера, видео-метод, творческие практические занятия и др. Основными формами являются фронтальная работа (различные виды лекций, дискуссии, экскурсии, творческая деятельность и др.), выполнение групповых и индивидуальных творческих заданий. Наиболее эффективными, на наш взгляд, средствами обучения и контроля на данном этапе выступают видеофильмы, опорные конспекты, раздаточные материалы. Результат — готовность и стремление у будущих педагогов профессионального обучения к овладению экономическими знаниями.
Целью когнитивного этапа выступает овладение будущими педагогами профессионального обучения экономическими знаниями. Содержание определяется когнитивно-операционным компонентом. На данном этапе мы использовали такие методы обучения, как лекция вдвоем, практические задания, видео-метод, метод кейсов, дебаты, дискуссия, «круглый стол», деловые, ролевые и блиц игры, метод проектов, мастер-класс и др., которые одновременно являются и методами обучения, и методами контроля. Эффективными формами работы на данном этапе, на наш взгляд, выступают коллективная творческая деятельность, групповые и индивидуальные творческие работы, научно-практические конференции и др. В качестве основных средств обучения можно выделить специально разработанные листы рабочей тетради, опорные конспекты (разработанные как преподавателем, так и самими студентами), различные видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие теоретический материал, средства ИКТ. Результат — готовность и стремление у будущих педагогов профессионального обучения к овладению профессио-
нально значимыми качествами, общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями.
Цель поведенческого этапа — овладение будущими педагогами профессионального обучения профессионально значимыми качествами, общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями. Содержание определяется деятельностным компонентом. На данном этапе использовались такие методы, как ролевые, деловые и блиц игры, взаимообучение, самоанализ, самооценка, дискуссия, мозговой штурм, метод проектов, мастер-класс, работа с портфолио и др. Среди форм обучения на обобщающем этапе целесообразно использовать следующие: создание научнометодических и научно-исследовательских разработок, коллективная творческая деятельность, групповые и индивидуальные творческие задания, итоговая конференция. Эффективными средствами обучения на данном этапе являются видеоматериалы, раздаточный материал, научно-методические и научно-исследовательские разработки. Переход с одного этапа на другой обеспечивает результат процессной модели — готовность педагогов профессионального обучения к инновационному экономическому образованию будущих специалистов на более высоком уровне.
Таким образом, внедрение разработанных нами компетентностной, структурно-функциональной и процессной моделей компетентностно ориентированной экономической подготовки педагогов профессионального обучения обеспечивает комплексное достижение цели — повышение уровня готовности к инновационному экономическому образованию будущих специалистов.
1.
2.
3-
4-
5.
6.
7.
9.
10. 11.
ЛИТЕРАТУРА
АРХАНГЕЛЬСКИЙ С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М. : Высшая школа, 1976.
Болонский процесс в России — документы // Глоссарий [Сайт]. иКЬ://www.bologna.mgimo.ш/documents.php?cat_id=4&doc_id=373 (дата обращения: 25.20.10). ВВЕДЕНИЕ в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. ; под ред. В. И. Журавлева. М. : Просвещение, 1988.
ГОСТЕВ А. Г., НАЙН А. Я. Понятийный аппарат диссертационных исследований: каким ему быть: диссертации по педагогике / / Образование и наука. 2002. № 1(13).
ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И., АТАХАНОВ Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2001.
МОГИЛЕВСКИЙ В. Д. Методология систем: вербальный подход. М. : Экономика, 1999.
ОЖЕГОВ С. И., ШВЕДОВА Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений. М. : Азбуковник, 1997.
СЛОВАРЬ иностранных слов : в 2 т. Т. 1 : А—Л. М. : ТЕРРА : Книжный клуб, 2002.
ФИЛОСОФСКИЙ словарь / под ред. Фролова. М. : Политиздат, 1987.
ШТОФФ В. А. Проблемы методологии научного познания. М. : Высшая школа, 1978.
ЯКОВЛЕВ Е. В., ЯКОВЛЕВА Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : ВЛАДОС, 2006.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. Ф. Аменд