УДК 378 ББК 74.580.22 Б 37
З.Б. Ишембитова
Основы профессиональной подготовки будущего педагога в условиях
университетского комплекса
(Рецензирована)
Аннотация:
Одной из главных задач образовательных учреждений является обеспечение качества образования. Автор статьи анализирует изменения в содержании профессиональной подготовки современного специалиста, которые предполагают развитие процесса профессионального самоопределения и саморазвития личности, а также овладение ими определенным уровнем профессиональных и личностных компетенций. Цели исследования: рассмотреть особенности профессиональной
подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе. Объект исследования: профессиональная подготовка будущих педагогов. Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе. Задачи: 1) раскрыть сущность профессиональной подготовки на основе системного, личностного ориентированного, компетентностного, процессного, маркетингового подходов; 2) показать особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе.
Ключевые слова:
Профессиональная подготовка выпускников, качество профессиональной подготовки, оценка качества, компетентность, мониторинг технология образования, система качества, инновация, интеграция образования, социальное партнерство
Осознание важности перемен, обусловливающих изменение заказа на подготовку педагогических кадров, способствует обеспечению нового качества профессиональной подготовки будущих учителей. В условиях отсутствия единого социального заказа на образование педагогические колледжи и вузы приобретают значительную степень самостоятельности. Государственным заказом определяются цели, обязательный минимум к содержанию и требования к результатам непрерывного образования. Удовлетворение образовательных потребностей, обеспечение качества образования является прерогативой образовательных учреждений, педагогических коллективов, реализующих профессиональный процесс. От этого зависит выбор способов передачи знаний, формирования педагогических умений и навыков, качество разработки программно-методических материалов, организации эффективной коммуникации, обеспечивающих воспитание и развитие личности будущего педагога.
Наиболее распространенная в педагогике трактовка понятия «профессиональная подготовка» как всесторонняя целенаправленная организация жизнедеятельности студента в течение всех лет обучения, программно обеспечивающая его профессиональную готовность приобретает иную характеристику. Сегодня это развернутый во времени и пространстве процесс профессионального самоопределения и саморазвития личности, предполагающий овладение определенным уровнем профессиональных и личностных компетенций. Теоретический анализ современных психолого-педагогических исследований О.А. Абдуллиной [1, с. 37], Э.Ф. Зеера [2, с. 43], И.М. Коджаспировой [3, с. 121], В.А. Сластенина [4, с. 80], Н.В. Кузьминой [5, с.
25], Н.М. Яковлевой [6, с.12] позволил определить современные подходы к качеству образования и связать со следующими профессиональными характеристиками: конкурентоспособность, личная и профессиональная мобильность, профессиональная культура, информационная компетентность, образованность. Все более востребованным на рынке образовательных услуг становится эмоциональноустойчивый, высококвалифицированный специалист, обладающий способностью к творчеству, рефлексии своей педагогической деятельности, специалист, для которого характерна готовность к непрерывному самосовершенствованию. Именно такой учитель сможет обеспечить эффективное и оптимальное развитие ученика в школе и будет иметь больше возможностей и перспектив на рынке труда. Ориентированность образования на усиление личностного аспекта в профессиональной подготовке будущих учителей обусловливает необходимость созданий условий для актуализации его потенциальных ресурсов, личностного и профессионального самосовершенствования. В этом направлении необходимо преодолеть противоречие между потребностью в модернизации профессиональной образовательной деятельности и преобладании традиционных методов образования и воспитания будущих учителей.
В рамках решения данной проблемы возникает необходимость четкого представления о сущности и содержании процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, что предполагает обращение к понятию «интеграция образования». В философском словаре интеграция рассматривается как «процесс или действие, имеющее своим результатом целостность, объединение, восстановление единства» [7, с. 322]. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяют определить сущность понятия «интеграция образования» и представить ее потенциальные возможности в профессиональной подготовке будущих педагогов в условиях университетского комплекса. Интеграция рассматривается в различных аспектах: интеграция как явление имеет двуединую природу и предстает как процесс и как его результат; интеграция как состояние целостности имеет такие качественные характеристики как взаимосвязанность, взаимопроникновение, взаимозависимость; интеграция как процесс - это слияние в единое целое ранее дифференцированных элементов, приводящее к новым качественным и потенциальным возможностям этой целостности; интеграция выступает в качестве функционального условия существования равновесия системы.
В системе педагогического образования динамично разворачиваются интеграционные процессы, которые на практике реализуют принципы непрерывного образования. Интеграция среднего и высшего педагогического образования является одним из рычагов повышения доступности и качества профессионального образования. Еще в 2001 году Программой «Основные направления и механизмы развития системы образования Республики Башкортостан до 2010 года» предусмотрено создание университетского комплекса на основе интеграции образовательных процессов педагогических колледжей и вузов. Новой организационной формой в системе непрерывного профессионального педагогического образования является учрежденная в 2005 году Ассоциация «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс», куда вошли ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, ГОУ ВПО Стерлитамакская государственная педагогическая академия и педагогические колледжи Республики Башкортостан в качестве самостоятельных юридических лиц. «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс» является основой научного, технологического, образовательного и культурного преобразования региона. По мнению ректора БГПУ им. М. Акмуллы Р.М. Асадуллина: «Создание отраслевых
образовательных комплексов, включающих в свою структуру учреждения различных уровней педагогического образования, является оптимальным вариантом сохранения лучших традиций педагогического образования. Интеграция материальных и кадровых ресурсов в подготовке будущего учителя позволяет создать гибкую систему, обеспечивающую гармоничное сочетание практической направленности педагогических колледжей с академизмом педагогических университетов» [8, с.212] .
В качестве основных принципов создания университетского комплекса в Республике Башкортостан целесообразно выделить следующие: организационное единство учебного и научного процессов между участниками инновационной деятельности; непрерывность и сквозной характер подготовки кадров на всех уровнях образования; опережающая подготовка кадров для обеспечения приоритетных направлений развития системы образования и науки Республики Башкортостан.
Студенты университетского комплекса развивают творческую инициативу и педагогическое мышление при реализации следующих интегрированных проектов: творческие конкурсы учащихся начальных классов коррекционно-развивающего образования, посвященные актуальным датам в жизни города и Республики Башкортостан; интернет-олимпиады для учащихся 9-11-х классов школ Республики Башкортостан; интернет-проект «My region on the map of Bashkortostan»; интернет-викторина по творчеству З. Биишевой; интернет-конкурс, посвященный Году семьи. Учебная фирма «Лингва» успешно сотрудничает со специалистами из Германии на ОАО «Салаватстекло».
Динамика в формировании профессиональной компетентности обеспечивается активным сотрудничеством с социальными партнерами с целью удовлетворения требований рынков труда и образовательных услуг. Субъектами социального партнерства выступают администрации городов и районов Республики Башкортостан, отделы образования, школы, учреждения дополнительного образования, общественные организации, детские и молодежные объединения. Наиболее эффективными направлениями социального взаимодействия с общеобразовательными учреждениями являются совместные исследовательские проекты, научно-практические конференции, методические семинары, форумы, практикумы, профильные лагеря.
Апробация концептуальных положений исследования на материале университетского комплекса позволила:
1. Сформулировать определение понятия «профессиональная подготовка» в условиях интеграции образования в университетском комплексе как процесс усвоения студентами организаторских, проектировочных и исследовательских знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств педагога, позволяющих им в кратчайший срок адаптироваться к профессиональной деятельности;
2. Создать систему вертикальных и горизонтальных интеграционных связей в процессе профессиональной подготовки специалиста;
3. Разработать комплекс условий, методов и средств, обеспечивающих преемственность различных этапов профессионального становления будущих педагогов;
4. Сконструировать структурно-функциональную модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе.
Примечания:
1. Абдуллина О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Вестник
образования в России. - 1998. - № 3. - С. 35-39.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
3. Коджаспирова И.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 175 с.
4. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. - 1991. - № 10. - С. 79-84.
5. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
6. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1987. - 68 с.
7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 560с.
8. Асадуллин Р.М. Взаимодействие учебной и педагогической деятельности студентов в образовательном процессе // Образование и наука. - 1999. - № 2. - С. 211218.