УДК 37.014.31 ББК 67.9
Ишембитова Зулфия Биктемировна соискатель г. Челябинск Ishembitova Zulphia Biktemirovna
The competitor Chelyabinsk
Модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе The Model of Professional Training of To-Be Teachers under Conditions of Educational Integration in a University Complex
В статье рассматривается модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе, особенностью которой является интеграция целевого, содержательного, технологического, функционального, результативного блоков и блока педагогического управления.
The article deals with the model of professional training of future teachers under conditions of educational integration in a university complex, the main peculiarity of which is integration of target, substantial, technological, functional, pedagogical management and productive blocks.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих педагогов, интеграция образования, университетский комплекс, профессиональная готовность будущего педагога, целостность системы непрерывного профессионального образования.
Keywords: professional training of future teachers, educational integration, a university complex, professional competence of future teacher, integrity of system of continuous professional training.
В современных условиях заметно меняются парадигмальные основы образования: основной проблемой становится не усвоение огромного объема знаний, не умение ориентироваться во все возрастающем потоке информации, а получение знания в соответствии с возникающими потребностями. Вестник ЧГПУ 9'2008 64
Разрабатывая проблему профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе, мы руководствуемся идеями о приоритетах российского профессионального образования, выделенными А. М. Новиковым: гуманизация профессионального образования; демократизация профессионального образования; опережающее профессиональное образование; идея непрерывного образования, т. е. переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь» [5].
В соответствии с теоретическими положениями подготовки специалистов профессиональную подготовку будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе мы понимаем как преемственный процесс усвоения студентами организаторских, проектировочных и исследовательских знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств педагога, позволяющих им в кратчайший срок адаптироваться к профессиональной деятельности.
Подготовка современного специалиста зависит от результатов изменения системы обучения, понимания того, чему, сколько, как, для чего нужно учить студентов, чтобы они решали возникающие проблемы образования. Для этого нужна модель профессиональной подготовки будущего специалиста, т. е. состав, структура и характеристика профессиональной деятельности.
Опираясь на научные труды по проблемам профессиональной подготовки (Э. Ф. Зеер [1], А. К. Маркова [4] и др.), в соответствии с социальным заказом государства и общества, выраженным в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., мы разработали структурно-функциональную модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе (рис. 1).
Высшее профессиональное образование
Высококвалифицированный специалист (бакалавр, магистр)
Содержательный блок
Организационно-воспитательный компонент
Учебно-методический компонент
Исследовательский компонент
Технологический блок
Функции модели
Качество профессиональной подготовки педагога
Профессиональные знания педагога
Формы обучения
Методы обучения
Средства обучения
Профессиональные умения и навыки педагога
Профессионально-значимые качества педагога
Трудоустройство по специальности с продолжением образования в форме заочного обучения в вузе
Очное обучение в вузе
Среднее профессиональное образование
>
Трудоустройство выпускников по специальности
Квалифицированный конкурентоспособный специалист
Очное обучение
Компетенции
Экстернат(получение второй специальности)
Общекультурная Информационная Социально-трудовая
Среднее(полное) общее образование
§ а
со рэ
й о
1 «
3 о
Я К
Я о
сс а
^ я
а о 13:
Я о
Рис. 1. Модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе
При построении структурно-функциональной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в универ-
ситетском комплексе мы руководствовались тем, что модель должна отражать требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих педагогов; организацию целостного педагогического процесса обучения будущих педагогов; содержание подготовки в виде знаний, умений и навыков; основные показатели уровней профессиональной готовности будущего специалиста. В соответствии с этим мы включаем в модель следующие блоки: целеполагания, содержательный, технологический, функциональный, управляющий.
Блок целеполагания. Целевая установка нашей модели направлена на содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций специалиста в реальных условиях профессиональной деятельности.
Оценивая интеграцию образования как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в университетском комплексе, мы обозначили задачи профессиональной подготовки будущих педагогов (рис. 2).
Рис. 2. Блок целеполагания модели профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции обучения в университетском комплексе
Содержательный блок. Социальный заказ на непрерывное педагогическое образование исходит из специфических особенностей профессиональной подготовки специалистов в различных системах непрерывного образования, где актуальным является создание интегрированных форм образования, а именно, оптимальных форм интеграции ступеней непрерывного педагогического образования, обеспечивающих создание единого образовательного пространства педколледжа и педвуза.
Исходя из анализа социально заказа к непрерывному педагогическому образованию, мы выделяем два признака эффективности интеграции педагогического образования в университетском комплексе, рассматриваемых в качестве основания построения модели: целостность системы непрерывного педагогического образования в университетском комплексе; качество профессиональной подготовки будущих педагогов.
Целостность и качество профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе обеспечиваются на основе следующих принципов (Э. Ф. Зеер, А. М. Новиков):
1. Принцип самоактуализации. В каждой личности существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление субъектов педагогического процесса к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности студента, уникальности коллектива университетского комплекса - это главное направление развития студенческого сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности личности студента, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип социальной адекватности образования. Требует соответствия содержания и средств образования социальной ситуации.
4. Принцип социализации. Предполагает включение студентов в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия
социума, выработки определенного способов этого преодоления, социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Целостность системы непрерывного педагогического образования в университетском комплексе также рассматривается нами в качестве признака интеграции образования. В концепции непрерывного образования подчеркивается особая роль упорядочения множества образовательных структур, их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению. Выделяется значимость обеспечения отношений взаимосодействия между ними, что позволяет превратить всю совокупность образовательной структуры в единую систему [2, с. 3-4].
Целостность непрерывного образования обеспечивается единством целей непрерывного образования как системы и задач каждого ее звена. В соответствии с этими целями осуществляется вертикальная сквозная интеграция ступеней образования, обеспечивающая поступательность процесса развития личности и преемственности ее общего и профессионального образования, и горизонтальная координация различных образовательных структур, создающая предпосылки всестороннего развития на любые ступени и уровни образования, снимающие проблемные вопросы на стыках различных образовательных структур и звеньев.
Из сказанного следует, что интегративные характеристики университетского комплекса являются показателем целостности системы непрерывного педагогического образования. А. М. Новиков интеграцию в системе непрерывного образования понимает как координацию деятельности образовательного учреждения, направленную на установление преемственности всех подсистем и процессов образования [5, с. 12].
Технологический блок. Идея интегративного подхода к процессу обучения определяет необходимость учитывать органическую связь и взаимообусловленность всех уровней профессиональной подготовки студента, следовательно, необходим поиск закономерных сочетаний форм, методов и средств обучения, обеспечивающих осуществление студентом деятельности в соответствии с требованиями каждого уровня и развития системы зависимостей.
Овладение операциональными сторонами деятельности педагога, педагогическими технологиями, методами и процедурами осуществляется в процессе аудиторных занятий, при изучении теоретических курсов и практических занятий (рис. 3).
Формы организации:
- лекция
- семинар
- экскурсия
- конференция
- дискуссия
- олимпиада
- деловая игра
- тренинг
- диспут
Методы организации:
- проблемно-поисковые
- логические
- практические
- методы педагогического стимулирования
- методы решения творческих задач
Средства организации:
- наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- информационные и коммуникационные технологии;
- мультимедиа-технологии
Рис. 3. Технологический блок модели профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе
Модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе выполняет следующие функции:
• развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности студента, поддержку процессов самовыражения способностей учащихся и педагогов, обеспечение развития педагогического и студенческого коллективов;
• интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных образовательных воздействий;
• регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности студента, студенческого и педагогического коллективов;
• мобилизационную, актуализирующую желания и потребности студентов к педагогическому самовыражению на этапе профессионального старта;
• защитную, направленную на повышение уровня социальной защищен-
ности студентов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность студента;
• компенсирующую, предполагающую создание условий в колледже для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности студента, раскрытии и развитии его профессиональных способностей;
• корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения студента с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Блок педагогического управления. Педагогическое управление - это взаимодействие педагога и обучающихся через особым образом организованную сферу деятельности, направленное на достижение запланированного результата. Цель педагогического управления - индивидуально-личностное и профессиональное развитие обучаемых, она непосредственно связана с конкретной целью образовательного процесса. Следовательно, педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе, на наш взгляд, должно включать в себя следующие компоненты:
1) специально сформированные технологии обучения, работающие на развитие профессиональной компетентности;
2) методы обучения, которые явились основным ядром в специально созданной технологии в зависимости от ее конкретной целевой направленности;
3) педагогический анализ как специфический интегративный вид анализа личностного развития.
Важнейшим компонентом управления является педагогический анализ, который осуществляется в процессе педагогического мониторинга. Этот вид анализа представляет собой комплекс целенаправленных действий преподавателя, основанный на диагностике и выявляющий педагогические возможности, которые обеспечивают усвоение содержания образования и развитие конкретно-определенных индивидуально-личностных качеств обучаемых.
Характеризуя результат профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе, мы используем понятие профессиональной компетентности будущего педагога. Отразив специфику профессиональной подготовки будущего педагога в условиях интеграции образования в университетском комплексе, под профессиональной компетентностью будущего педагога мы понимаем интегративное качество специалиста, представляющее собой совокупность организаторских, проектировочных и исследовательских знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств педагога.
Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе направлена на повышение уровня профессиональной компетентности будущего педагога и позволяет организовать преемственный процесс усвоения студентами организаторских, проектировочных и исследовательских знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств педагога, позволяющих им в кратчайший срок адаптироваться к профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000. - 210 с.
2. Концепция непрерывного образования [Текст] // Народное образование. - 1989. - № 10. - С. 3-12.
3. Куликова, Л. Г. Преемственность педколледжа и педвуза в процессе организации проблемного обучения [Текст] / Л. Г. Куликова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 3. - С. 17-18.
4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова.
- М.: МГФ «Знание», 1996. - 308 с.
5. Новиков, А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования [Текст] / А. М. Новиков // Педагогика. - 1998.
- № 3. - С. 11-17.
6. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования [Текст] / К. К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.
7. Шевченко, И. И. О качестве высшего образования в России. Вертикаль-
ная интеграция предприятий и вузов [Текст] / И. И. Шевченко // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - C. 22-25.
Bibliography
1. Zeer, E. F. Psychology of Professional Training: Manual. [Text] / E. F. Zeer.
- Ekaterinburg, 2000. - 210 p.
2. The Concept of Continuous Education [Text] // National Education. - 1989.
- № 10. P. 3-12.
3. Kulikova, L. G. Continuity of Pedagogical College and Pedagogical University While Problem Training Organization [Text] / L. G. Kulikova // Average Professional Education. - 2007. - № 3. - P. 17-18.
4. Markova, A. K. Psychology of Professionalism [Text] / A. K. Markova. - М.: MSF «Knowledge», 1996. - 308 p.
5. Novikov, A. M. Principles of Continuous Professional Educational System Construction [Text] / A. M. Novikov // Pedagogics. - 1998. - № 3. - P. 11-17.
6. Platonov, K. K. Brief Dictionary of Psychological Concepts System: Manual. [Text] / K. K. Platonov. - М., 1984. - 174 p.
7. Shevchenko, I. I. About Quality of Higher Education in Russia. Vertical Integration of the Enterprises and Higher Schools [Text] / I. I. Shevchenko // Higher Education Today. - 2007. - № 9. - P. 22-25.