УДК 378.016:33+378.014.54 ББК Ч484(2)6
МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
О.Е. Кузовенко
Челябинский государственный педагогический университет
METHODOLOGY OF COMPETENCE-BASED ECONOMIC TRAINING OF PROFESSIONAL TRAINING TEACHERS TO BE
O. Kuzovenko Chelyabinsk State Pedagogical University
Существенным отличием разработанной методики компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения является интегративное использование методов, форм и средств обучения, обладающих большим потенциалом для развития профессионально значимых качеств, общекультурных, профессиональных и специальных компетенций. Представлен опыт разработки и внедрения методики в образовательный процесс вуза.
Ключевые слова: методика, экономическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения, компетентностно ориентированная подготовка.
Considerable difference of the worked out methodology of competence-based economic training of professional training teachers to be is integrative use of methods, forms and means of teaching which have a great potential for developing of professionally significant qualities, common and cultural, professional and special skills. The experience of designing and implementing of the methods into educational process is presented.
Keywords: methods, economic training of professional training teachers to be, competence-based training.
Рыночная экономика и информационное общество определяют необходимость владения экономическими знаниями и умениями, а также качествами экономической культуры работниками данной сферы и других областей деятельности. «Для российской педагогики проблема формирования экономической культуры, экономического мышления, социально и экономически ориентированной деятельности учащихся, безусловно, относится к числу важнейших задач подготовки будущих специалистов» [1].
Качественное удовлетворение образовательных потребностей во многом зависит от уровня экономической подготовки преподавателей учебных заведений, то есть педагогов профессионального обучения (ПО). Современные социальные условия предъявляют особые требования к подготовке будущих пе-
дагогов ПО. Необходимо, чтобы они в равной степени владели педагогическими и отраслевыми аспектами профессиональной компетентности, были готовы к формированию профессиональной компетентности у будущего рабочего (специалиста), к анализу эффективности и организации экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях, были способны к инновационной профессионально-педагогической деятельности, а также обладали профессионально значимыми качествами - профессиональной активностью, креативностью, гибкой адаптацией и др.
Отдавая должное существующим исследованиям, мы пришли к выводу, что решить данную задачу позволяет компетентностно ориентированная экономическая подготовка будущих педагогов ПО, под которой мы будем понимать
поэтапный процесс формирования и развития экономических, инновационных, психологопедагогических знаний, умений, профессионально значимых качеств, синтез которых составляет инновационную экономическую компетентность будущих педагогов ПО.
С опорой на теоретический и практический опыт нами была разработана методика компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов ПО. В нашем исследовании мы опирались на определение А.М. Столяренко: «Методика - это комплексное описание и использование совокупности форм, средств, методов, обеспечивающих эффективность решения определенных педагогических задач» [2, с. 292].
Целью методики компетентностно ориентированной экономической подготовки выступает повышение уровня инновационной экономической компетентности будущих педагогов ПО.
Для проверки эффективности методики компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов ПО на базе Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ) в 20092011 гг. было проведено исследование. В связи с тем, что большая часть общепрофессиональных дисциплин и дисциплин отраслевой подготовки начинает изучаться студентами с 3-го курса, наиболее целесообразно внедрять методику именно в этот период. На основании этого из числа студентов 3-го курса специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление)» были сформированы одна контрольная (КГ) и две экспериментальных группы (ЭГ-1 и ЭГ-2). Всего в исследовании приняли участие 72 студента.
Экспериментальная работа была организована следующим образом: в ЭГ-1 внедрение комплекса моделей и методики осуществлялось в процессе основного образовательного процесса при изучении дисциплин отраслевой подготовки и курса по выбору «Профессиональная компетентность будущего педагога». В ЭГ-2 комплекс моделей и методика реализовывались в рамках основного и дополнительного образования (курс «Мастер-класс в профессиональном образовании»). В КГ использовались определенные фрагменты методики.
Реализация в образовательном процессе вуза комплекса моделей и методики компе-тентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов ПО осуществлялась при изучении дисциплин «Экономика
отрасли» и «Организация производства на предприятиях отрасли», курса по выбору «Профессиональная компетентность будущего педагога» и дополнительного курса «Мастер-класс в профессиональном образовании».
Согласно разработанной методике процесс компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов ПО состоит из подготовительного, операционного и обобщающего этапов.
Основная цель подготовительного этапа заключалась в формировании учебных, профессиональных мотивов, экономических знаний и знаний по инноватике у будущих педагогов ПО. Для достижения данной цели было подобрано предметное содержание и разработаны задания, учитывающие специфику ком-петентностно ориентированной экономической подготовки. Наряду с использованием традиционных лекционно-семинарских методов и форм на этом этапе деятельность будущих педагогов профессионального обучения организовывалась при выполнении ими практических заданий «Типы рынка», «Сравнительная характеристика Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», «Производственный
потенциал промышленности», упражнений «Хорошо и плохо», «Экономическое буриме», «Куб», при решении кейсов «Отрасль и эффективность функционирования экономики», «Основные фонды и инвестиции в РФ» и др.
На операционном этапе осуществлялось формирование психолого-педагогических,
экономических и инновационных знаний, умений, развитие профессионально значимых качеств у будущих педагогов ПО. На этом этапе были проведены дискуссия «Долгосрочное социально-экономическое развитие РФ», дебаты «Роль государства в развитии малого бизнеса в РФ», круглый стол «Отрасль и эффективность функционирования экономики (на примере Челябинской области)», ролевые игры «Захватить рынок!», «Внешняя среда организации», деловая игра «Собственное производство» и др. Решение кейсов («Миссия организации», «Стиль руководства» и др.), разработка проектов будущими педагогами ПО способствовали повышению когнитивного и поведенческого критериев инновационной экономической компетентности.
Для формирования психолого-педагоги-ческих знаний и умений у будущих педагогов ПО на операционном этапе использовался ме-
Теория и методика профессионального образования
тод взаимообучения. Для этого в процессе компетентностно ориентированной экономической подготовки осуществлялась работа в подгруппах по изучению моделей дифференциации продукта, моделей ценообразования, ограничивающих вход на рынок, моделей олигополии и др. с последующей презентацией результатов. Также будущим педагогам ПО в рамках дисциплины «Организация производства на предприятиях отрасли» было предложено индивидуально или в группе разработать задание на проверку знаний по определенным темам. У всех участников экспериментальной работы наблюдалось явное стремление к осуществлению субъект-субъектного взаимодействия, применению деятельностно ориентированных методов и форм, при этом некоторые будущие педагоги профессионального обучения успешно реализовали эти методы и формы на практике. За время изучения данной дисциплины в соответствии с предложенным заданием будущими педагогами ПО были проведены игры «Дорожка знаний», «Игры разума», «Самые умные», «Ставки», «Экономический КВН», «За бортом» и др.; дебаты «Производство высокотехнологичной продукции в Челябинской области: за и против», «Борьба за место под солнцем: малые предприятия против крупных» и др.; дискуссии «Единичное производство как способ проявления моей индивидуальности», «Переход к инновационной экономике: начни с себя»; круглый стол «Тайм-менеджмент в моей жизни и бизнес-процессах» и др.
Обобщающий этап был нацелен на совершенствование психолого-педагогических, экономических и инновационных умений и профессионально значимых качеств у будущих педагогов профессионального обучения. Для
этого были внедрены в образовательный процесс вуза курс по выбору «Профессиональная компетентность будущего педагога», дополнительный курс «Мастер-класс в профессиональном образовании» на базе Института дополнительных творческих педагогических профессий ЧГПУ. В рамках данных курсов были проведены занятия по следующим темам: «Применение дискуссий в профессиональном образовании: за или против?», «Первая ступень к моей карьере», «Педагогический совет на тему “Роль педагога в инновационном учебном заведении”», «Как повысить конкурентоспособность выпускников ЧГПУ» и др. с использованием таких форм и методов, как ролевая игра, деловая игра, мозговой штурм. Большим потенциалом для повышения уровня инновационной экономической компетентности у будущих педагогов ПО обладает модуль «Мастер-класс по применению нетрадиционных методов, форм и средств обучения в профессиональном образовании». Каждое занятие строится по следующей схеме: сначала преподаватель дает теоретический материал по применению того или иного метода обучения, правилах, особенностях и этапов разработки и т. д. Затем проводится мастер-класс по применению данного метода обучения. В качестве домашнего задания будущим педагогам ПО необходимо разработать пример использования данного метода в процессе изучения экономических дисциплин.
Для наглядности представим сравнительный ряд эмпирических данных, полученных на нулевом, первом промежуточном (после подготовительного этапа разработанной методики), втором промежуточном (после операционного этапа) и итоговом (после обобщающего этапа) срезах (см. таблицу).
Динамика уровней сформированности инновационной экономической компетентности у будущих педагогов ПО
Группа Срезы Уровень сформированности инновационной экономической компетентности
Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ЭГ-1 Нулевой 0 0 5 15,1 28 84,9
1-й промежуточный 0 0 15 45,5 18 54,5
2-й промежуточный 10 30,3 16 48,5 7 21,2
Итоговый 14 42,4 15 45,5 4 12,1
ЭГ-2 Нулевой 0 0 3 15,8 16 84,2
1-й промежуточный 0 0 9 47,4 10 52,6
2-й промежуточный 6 31,5 9 47,4 4 21,1
Итоговый 10 52,6 8 42,1 1 5,3
КГ Нулевой 0 0 3 15 17 85
1-й промежуточный 0 0 8 40 12 60
2-й промежуточный 4 20 10 50 6 30
Итоговый 5 25 10 50 5 25
В заключение стоит отметить, что полученные в результате экспериментальной работы данные (см. таблицу) демонстрируют значительное повышение уровня сформиро-ванности инновационной экономической компетентности у будущих педагогов ПО в ЭГ-1 и ЭГ-2 по сравнению с данными КГ после каждого этапа разработанной нами методики. Исходя из этого можно сделать вывод об эффективности разработанной нами методики.
Литература
1. Кочетова, И. Экономическое образование и культура личности как факторы социально-экономического прогресса / И. Кочетова // Альма Матер. - 2006. - № 11. -С. 54-56.
2. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
Поступила в редакцию 11 января 2012 г