Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формальное образование / неформальное образование / информальное образование / непрерывное образование / модели взаимодействия формального и неформального образования / formal / non-formal education / lifelong learning / interaction models of formal and non-formal education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняева Н. В.

Проблема. В статье показано, в каких формах осуществляется взаимодействие формального и неформального образования старшеклассников, описаны эмпирические модели этого взаимодействия. Цель исследования: разработка моделей взаимодействия формального и неформального образования на основании анализа существующей практики образования. Методы исследования: анализ, сравнение, моделирование, синтез, а также беседы с работниками образования и учащимися, интервью, анкетирование. Результаты. Раскрыты понятия формального и неформального образования, перечислены их признаки, освещены особенности. Описано взаимодействие формального и неформального образования, выражающееся в их взаимном влиянии друг на друга. Рассмотрены модели взаимодействия формального и неформального образования: 1) взаимодействие формального и неформального образования осуществляется за счет форм образования, преимущественно созданных в школе; 2) взаимодействие формального и неформального образования происходит на основе взаимодействия образовательной организации с внешними образовательными и культурными организациями; 3) смешанная модель, в которой можно выделить признаки и первой, и второй модели; 4) модель, в которой взаимодействие формального и неформального образования изначально строится исходя из необходимости построения индивидуальных образовательных траекторий учеников. Заключение. Взаимодействие формального и неформального образования предполагает их взаимное влияние друг на друга. Направленность неформального образования зависит от того, какие существуют дефициты формального образования, в чем оно не удовлетворяет потребности учеников. Компенсируя дефициты формального образования, неформальное образование отвечает на индивидуальные образовательные запросы современного старшеклассника и делает формальное образование более качественным и совершенным, повышает мотивацию школьников, их уверенность в своих силах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION MODELS OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The article states the problem whether there is a relationship between formal and non-formal education and how non-formal pedagogical practices influence formal education and vice versa. Special attention is paid to the forms of interaction between formal and non-formal education to meet the individual learning needs of high school students through non-formal forms and provide learning trajectories. The purpose of this research study was to design interaction models between formal and non-formal education based on analysis of the current pedagogical practices in-school and out-of-school. Research Methods. The following methods were used: analysis of Russian and foreign academic literature on formal, non-formal, informal education; comparative analysis; synthesis; modelling; structured survey questionnaires and interviews with students and educators were given. Results. The notions of formal and non-formal education were revealed. The common features and characteristics of formal and non-formal education were considered thoroughly. We were studying the experience of state schools, private schools and the current non-formal pedagogical practices. The interaction of formal and non-formal education is viewed as a factor to overcome the gap between in-school learning and out-of-school learning and meet high school students’ individual learning needs. As a result, four major models based on the interaction between formal and non-formal learning were designed. Model I is based on in-school learning. The school offers a wide range of non-formal practices in-school context. Model II is based on the interaction between school and social institutions out-of-school (youth clubs, language schools, sport centers). Model III is viewed as a mixture model that combines features of both models I and II. Model IV is based on learning trajectories approach to meet students’ individual learning needs in-school. Conclusions. The paper concludes that the interaction of formal and non-formal education is supposed to be mutually influenced each other. The students’ needs on non-formal practices are determined by what deficits of formal learning exist. Non-formal education tends not only to compensate for deficits of formal education, meet high school students’ individual learning needs and improve their learning outcomes, but also improve formal education and make it more nearly complete.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.01

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Проблема. В статье показано, в каких формах осуществляется взаимодействие формального и неформального образования старшеклассников, описаны эмпирические модели этого взаимодействия.

Цель исследования: разработка моделей взаимодействия формального и неформального образования на основании анализа существующей практики образования.

Методы исследования: анализ, сравнение, моделирование, синтез, а также беседы с работниками образования и учащимися, интервью, анкетирование.

Результаты. Раскрыты понятия формального и неформального образования, перечислены их признаки, освещены особенности. Описано взаимодействие формального и неформального образования, выражающееся в их взаимном влиянии друг на друга. Рассмотрены модели взаимодействия формального и неформального образования: 1) взаимодействие формального и неформального образования осуществляется за счет форм образования, преимущественно созданных в школе; 2) взаимодействие формального и неформального образования происходит на основе взаимодействия образовательной организации с внешними образовательными и культурными организациями; 3) смешанная модель, в которой можно выделить признаки и первой, и второй модели; 4) модель, в которой взаимодействие формального и неформального образования изначально строится исходя из необходимости построения индивидуальных образовательных траекторий учеников.

Заключение. Взаимодействие формального и неформального образования предполагает их взаимное

Н. В. Черняева

Старший преподаватель кафедры лингвистики и лингво-дидактики, НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва E-mail: natavaska@mail.

Natalya V. Chernyaeva

Senior Lecturer, Chair of Linguistics and Linguodidactics, Moscow Socio-Pedagogical Institute Moscow, Russia

Как цитировать статью: Черняева Н.В. Модели взаимодействия формального и неформального образования старшеклассников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 3 (76). С. 37-50.

влияние друг на друга. Направленность неформального образования зависит от того, какие существуют дефициты формального образования, в чем оно не удовлетворяет потребности учеников. Компенсируя дефициты формального образования, неформальное образование отвечает на индивидуальные образовательные запросы современного старшеклассника и делает формальное образование более качественным и совершенным, повышает мотивацию школьников, их уверенность в своих силах.

Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, информальное образование, непрерывное образование, модели взаимодействия формального и неформального образования.

Введение

В настоящее время образование становится непрерывным, человеку приходится постоянно учиться и приобретать новые навыки. Раньше человек получал образование на всю жизнь, и достаточно было одного диплома, чтобы успешно реализовать знания и компетенции в приобретенной профессии, не было необходимости переучиваться, получать и осваивать новые компетенции и знания, человек мог совершенствоваться в одном профессиональном направлении на протяжении всей жизни. Сегодня ситуация на рынке труда кардинально изменилась, поэтому человеку приходится учиться и переучиваться всю жизнь, обновляя ранее приобретенные знания. Образование длиною в жизнь становится ключевой идеей в современном быстроменяющемся высокотехнологичном мире [7]. В России идеи непрерывного образования активно реализуются в практике, обсуждается взаимосвязь формального и неформального образования.

Целью проведенного исследования являлась разработка моделей взаимодействия формального и неформального образования на основании анализа существующей практики образования.

В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа, сравнения, абстрагирования, моделирования, синтеза, беседы с работниками образования и учащимися, интервью, анкетирование с целью выявления способов взаимодействия формального и неформального образования в общеобразовательных организациях, а также влияния указанного взаимодействия на формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Результаты исследования

Описание результатов предварим характеристикой основных по-

нятий исследования: формального, неформального и информального образования.

Формальное образование характеризуется тем, что знания обучающимися приобретаются организованно, упорядоченно, обучение осуществляется в соответствии с четко структурированной образовательной программой, по завершении образования выдается документ государственного образца [15]. Проанализировав работы Э. С. Бабаевой, Л. П. Владимировой, О. В. Ройтблат, М. Р. Илакавичус, А. Кедраята, Ф. Кумбса и М. Ахмеда, мы выделили особенности формального образования:

1. По окончании обучения обучающиеся получают документ об образовании государственного образца (аттестат, диплом, сертификат).

2. Длительный цикл обучения. Может осуществляться в течение нескольких лет, занятия проходят полный учебный день. Сроки обучения строго регламентированы и нормированы [2; 3; 5; 6; 14; 16].

3. Отличается формализованностью. В настоящее время среднее общее образование реализуется в рамках ФГОС, проектируется и осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебный материал распределен по учебным предметам, классам [13].

Неформальное образование осуществляется в образовательных учреждениях, а также вне их: в клубах, кружках, секциях, на онлайн-за-нятиях на различных платформах, во время индивидуальных занятий с репетитором. Главный признак неформального образования — оно не сопровождается выдачей документа об образовании государственного образца [12]. Неформальное образование ориентировано на интересы и увлечения обучающихся, осуществляется с целью расширения кругозора, а также приобретения новых знаний или компенсации дефицита знаний в интересующей области. Для неформального образования характерны следующие особенности:

1. Дискретность. Обучающийся может в любой момент приступить к обучению, изменить свой образовательный маршрут в соответствии с образовательным запросом или завершить обучение.

2. Индивидуализированность. Отбор содержания образования осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающегося.

3. Практическая направленность. Приобретение новых знаний, а также

восстановление дефицита знаний и навыков для решения обучающимися конкретных образовательных задач.

4. Гибкость. Обучающимся предлагают удобное время и место для обучения (для неформального образования характерно дистанционное или смешанное обучение, представляющее собой сочетание онлайн и офлайн обучения).

5. Результативность. В начале обучения выявляется образовательный запрос, ставится определенная цель, процесс обучения ориентирован на конечный результат.

6. Демократический стиль общения. Применяются интерактивные методы обучения, осуществляется неформальное взаимодействие педагога и обучающегося (например, создание чата для общения педагога с обучающимися).

В работах А. Г. Асмолова понятие неформального образования используется как синоним дополнительного и внешкольного образования [1].

В статье И. К. Бирюковой выявляются основные задачи неформального образования: «В настоящее время система неформального образования в России решает следующие задачи: компенсаторную (компенсирует дефициты знаний, помогает наверстать упущенное по каким-либо причинам, независимо от уровня образования, пола, возраста и т.д.); адаптирующую (постоянное приспособление индивидуума к новым общественным и экономическим условиям); развивающую (способствует развитию творческого потенциала личности и самореализации)» [4, с. 20]. Самыми распространенными формами неформального образования являются курсы, семинары, кружки, семинары-тренинги, интенсивы, онлайн-школы, репетиторство и т.д. Неформальное образование ориентировано на реализацию интересов и потребностей личности, справляется с задачами, которые не были решены в рамках формального образования, имеет ресурсы для создания ситуаций успеха ученика и повышения учебной мотивации.

Для полноты картины рассмотрим информальное образование, которое представляет собой индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую нашу повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер. Информальное образование — результат повседневной деятельности, связанной с работой, семьей или досугом. Информальное образование обычно не предполагает намерения учащегося достичь образовательных результатов, может иметь эпизодический

и случайный характер.

Перейдем к рассмотрению взаимодействия формального и неформального образования старшеклассников. В толковом словаре Д. Н. Ушакова понятие взаимодействие трактуется как взаимная обусловленность [10]. В словаре С. И. Ожегова понятие взаимодействие рассматривается как взаимная связь явлений [8]. Взаимодействие является одной из базисных философских категорий. В философских словарях выделяется ключевое звено взаимодействия — воздействие объектов друг на друга [11]. Взаимодействие предполагает взаимное влияние предметов друг на друга [9]. Раскроем аспекты взаимного влияния формального и неформального образования. От того, какие дефициты и проблемы выявлены в формальном образовании, какие образовательные потребности обучающихся не удовлетворяются, такие формы неформального образования будут востребованы. Неформальное образование делает качественнее формальное образование: у обучающихся повышается качество знаний, уверенность в собственных силах, учебная мотивация, удовлетворенность процессом обучения в школе. Взаимодействие формального и неформального образования позволяет обучающимся выстроить индивидуальные образовательные траектории.

В ходе исследования были изучены различные образовательные учреждения в разных регионах (г. Москва, Московская область, Брянская область), выявлены модели взаимодействия формального и неформального образования старшеклассников: 1) взаимодействие формального и неформального образования осуществляется за счет форм образования, преимущественно созданных в школе; 2) взаимодействие формального и неформального образования происходит на основе взаимодействия образовательной организации с внешними образовательными и культурными организациями; 3) смешанная модель, в которой можно выделить признаки и первой, и второй модели; 4) модель, в которой взаимодействие формального и неформального образования изначально строится исходя из необходимости построения индивидуальных образовательных траекторий учеников.

Данные модели являются эмпирическими, они устанавливают общее и специфическое в реальной практике взаимодействия формального и неформального образования, абстрагируясь от конкретных подробностей учебного процесса. В каждой модели при ее описании выявляются: 1) особенности формального образования (профильность, наличие

элективных курсов, спецкурсов), 2) реализация неформального образования (за счет дополнительного образования в школе, взаимодействия с социальными институтами), 3) специфика построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Охарактеризуем выявленные модели на примерах их реализации в общеобразовательных школах.

Первая модель взаимодействия формального и неформального образования реализуется за счет проектирования неформального образования преимущественно в школе. Примером такой модели является взаимодействие формального и неформального образования в общеобразовательной школе № 67 г. Москвы (директор А. Е. Козлов).

Особенностью формального образования в ней является профильное обучение, которое включает: предпрофильное обучение (8-9 класс); профильное обучение (10-11 класс).

Профильное обучение реализуется через:

- математический класс (углубленное изучение математики);

- физический класс (углубленный курс математики и физики), в котором осуществляется взаимодействие с механико-математическим факультетом МГУ;

- естественно-научный класс (с углубленным изучением биологии), в котором происходит взаимодействие с Институтом микробиологии Российской академии наук;

- гуманитарный класс (с углубленным изучением истории, английского языка, английской литературы);

- социально-экономический класс (с углубленным изучением математики, экономики, обществознания, географии, иностранного языка);

- класс с углубленным изучением информатики, робототехники и программирования;

- художественно-эстетический класс, в котором акцент делается на проектную деятельность.

Неформальное образование. В школе реализуется углубленное изучение иностранных языков в рамках дополнительного образования Language School 67. Создан свой авторизованный центр иностранных языков Cambridge Language Assessment (Exam preparation centre).

Школа № 67 является участником международной образовательной программы Cambridge English. Этот статус подтверждается каждый год. Лингвистический центр школы № 67 (в рамках программы до-

полнительного образования) предлагает подготовку к экзаменам для детей и взрослых по системе, разработанной центром тестирования по английскому языку Кембриджского университета (Cambridge English Language Assessment). Для школьников проводится подготовка к международным экзаменам YLE, KET, PET, FCE, а для взрослых — к FCE и CAE. Кембриджские экзамены разработаны на основе принципов международной системы определения уровня владения языком CEFR (Common European Framework of Reference for Languages). По итогам сдачи экзаменов ученики получают международные сертификаты, которые подтверждают владение языком на определенном уровне и признаются работодателями и учебными заведениями во всем мире. Подготовка к Кембриджским экзаменам осуществляется в школе с 1997 года. Ежегодно в лингвистическом центре обучаются более 3GG учеников.

Студия робототехники и программирования МеРоКод 67.Обучение школьников программированию и робототехнике в школе осуществляется со второго класса. Обучающиеся изучают следующие направления:

- МеРоКод: Международный Робототехнический Кодинг;

- робототехника: Lego WeDo 2.G (2-3 классы);

- Lego Ev3 (4-5 классы);

- программирование: Scratch (3-6 классы);

- Python (7-9 классы);

- создание 3D-игр: UDK/Unity (7-9 классы).

Ежегодно обучающиеся школы успешно участвуют в соревнованиях по программированию и робототехнике. На каждом занятии ученики «зарабатывают» виртуальную валюту, которую в конце года могут обменять на подарки. В каждой группе не более восьми учеников. Все курсы ведутся по авторским программам, разработанным преподавателями.

Центр детского и юношеского творчества. Входит в состав комплекса № 67. В центре создан клуб любителей картинга, есть гоночный круг. Обучающиеся 1-4 классов занимаются картингом. Во второй половине дня у школьников, находящихся в группе продленного дня, есть возможность выбрать по желанию занятия в кружках и студиях: изостудия, обучение игре на фортепиано, картинг. Обучающимся 8 класса, имеющим склонность к занятиям техникой, предлагается в качестве индивидуального проекта собрать карт самостоятельно. Обучающиеся начальной школы выступают в качестве экспертов и проверяют качество выполненной работы.

Летние школы (интенсивы). В июне школа организует летние интенсивы. Длительность летней школы обучения составляет 2-3 недели. Школа организует обучение по нескольким направлениям:

Математическая школа. В первой половине дня обучающимся предлагается семь уроков математики. Во второй половине дня обучающиеся занимаются музыкой с преподавателем, доцентом консерватории. Занятия проводятся бесплатно для учеников школы № 67.

Language school интенсив. Занятия в ходе языкового интенсива проходят в неформальной обстановке. Обучающимся предлагают просмотр и обсуждение фильмов на английском языке. Вместе с педагогами дети ставят спектакли на английском языке. Школа приглашает носителей языка для работы в языковом лагере.

Школа космического программирования. Обучение в школе космического программирования проводит старший научный сотрудник Института космических исследований РАН. Каждый день обучающиеся работают над исследовательскими проектами. Обучение проводится бесплатно.

Вторая модель взаимодействия формального и неформального образования рассматривается нами на примере средней общеобразовательной школы № 2 г. Озеры Московской области (директор С. М. Гускина). Взаимодействие осуществляется на основе интеграции формального образовательного процесса с неформальным в образовательных и культурных организациях вне школы.

Предпрофессиональное обучение. Обучающимся 10-11классов в расписании предлагается один час в неделю на профессиональную подготовку.

Цель — освоение программы начального профессионального обучения по профессии «тракторист категории С». После сдачи квалификационного экзамена по вождению старшеклассники получают водительские права. Старшеклассники изучают дисциплину «Основы сельскохозяйственной техники», стажировка осуществляется на базе шефского предприятия совхоза «Озеры». В 10 классе обучающиеся изучают конструкцию трактора, его механизмы, устройства, электрооборудование. В 11 классе изучают правила дорожного движения и готовятся к экзамену на получение водительских прав категории С. Совхоз «Озеры» оказывает шефскую поддержку школе. В летний период обучающиеся с 14 лет работают в трудовом лагере «Росинка».

Взаимодействие с социальными институтами. Взаимодействие осуществляется с Центром детского творчества, который реализует

программы дополнительного образования, включающие работу спортивных кружков, секций, творческих кружков.

Кроме того, во взаимодействии со школой участвует Дворец культуры: дети занимаются в танцевальных коллективах (профессиональное обучение танцам), духовом оркестре, театральном коллективе.

Школьники занимаются вокалом, хореографией, изобразительным искусством в детской Школе искусств, а также различными видами спорта в спортивных секциях физкультурно-оздоровительного комплекса г. Озеры. В рамках образовательного туризма сотрудники Краеведческого музея организуют туристические походы для обучающихся.

Итак, мы видим, что взаимосвязь формального и неформального образования обеспечена тесным взаимодействием образовательного учреждения с социокультурными институтами города.

Третья модель — это смешанная модель взаимодействия формального и неформального образования, которая реализуется в средней общеобразовательной школе № 9 им. М. И. Неделина в г. Одинцово Московской области; средней общеобразовательной школе № 717 г. Москвы; средней общеобразовательной школе № 4 г. Новозыбкова Брянской области.

Рассмотрим эту модель на примере средней общеобразовательной школы № 9 им. М. И. Неделина (директор З. Л. Кушко). Профильное обучение реализуется в зависимости от запросов детей и родителей. Создаются: гуманитарный класс (профильные предметы: русский язык, иностранный язык, обществознание, право); универсальный класс (профильные предметы: математика, право, экономика). Выстраивается рейтинг обучающихся по среднему баллу аттестата и результатам ОГЭ. Выпускники, окончившие курс основной школы с отличием или на «4» и «5», автоматически зачисляются в профильный класс.

Неформальное образование. В рамках неформального образования школа предлагает спектр направлений: расширенное обучение предметам по выбору для старшеклассников; обучение логике; ораторское мастерство; обучение риторике; английский язык (разговорный курс); спортивные секции.

Школа осуществляет взаимодействие с вузами г. Москвы и Московской области (МГИМО МИД России, МГПУ, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», ГБОУ ВО МО «Академия социального управления») по развитию научно-исследовательской деятельности

обучающихся; организации и участию в совместных мероприятиях.

Обратим внимание, что во всех трех моделях взаимодействие формального и неформального образования строится как создание для обучающихся пространства возможностей углубления и расширения формального образования, удовлетворения их познавательных потребностей. Задача выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащихся не ставится, индивидуализация обучения в этих моделях выступает побочным результатом структурирования образовательного пространства.

Логично было предположить, что должна существовать четвертая модель взаимодействия формального и неформального образования, изначально специально конструируемая для индивидуализации обучения.

Найти такую модель удалось в негосударственной «Новой гуманитарной школе» (директор В. Г. Богин). Старшая школа в ней — это 9-11 классы. В старшей школе в формальном образовании выделяются группы учащихся по учебным целям: первая группа — учащиеся, которые планируют продолжить обучение за границей; вторая группа — учащиеся, которые будут поступать в престижные российские вузы (часть учащихся — по результатам всероссийских предметных олимпиад); третья группа — учащиеся, которые еще не определились. Обучение в старшей школе организуется на основе индивидуальных учебных планов, которые составляются самими учащимися с помощью тьюторов.

Отметим, в «Новой гуманитарной школе» индивидуальному осознанному выбору учащихся обучают и начинают это делать с шестого класса, когда школьникам предлагается обогатить свое расписание дополнительными модулями, которые представляют собой разновидности неформального образования. Учащийся вместе с тьютором и родителями осуществляет выбор дополнительных модулей, причем обосновывает свой выбор письменно, выделяя два момента: 1) для чего ему нужно изучать модуль; 2) предоставляя точный расчет планируемого времени для занятий, чтобы показать, что времени хватит на основные и дополнительные занятия.

С каждым годом количество модулей растет — в старшей школе их предлагается около пятидесяти. В качестве примера назовем мышление, анализ текста, риторика, стиховедение, журналистика, теория литературы, олимпиадная математика, фундаментальная лингвистика, изостудия,

вокал, танцы, театр, дебаты, бридж и другие.

Многообразие предложений в неформальном образовании в стенах школы, создание условий для неформальных «проб» помогает обучающимся с самоопределением, а также позволяет осуществлять выбор модулей в неформальном образовании и самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в стенах школы в соответствии с образовательными запросами. Школа осуществляет тью-торское сопровождение начиная с восьмого класса. Один раз в неделю в расписании обучающихся старшей школы есть тьюторский час.

Для поступления в старшую школу ученик пишет эссе, в котором поясняет свои ожидания от старшей школы, а также отмечает, чем он может быть полезен ей. Приведем фрагмент эссе Егора С.: «Помимо возможности и дальше общаться и дружить с ценными для меня людьми, старшая школа для меня — это шанс максимально точно формулировать свои желания относительно процесса обучения и с помощью школы претворять их в жизнь. Я считаю, что уже могу сформулировать свой план развития на следующий год, и примерно представляю тот курс, который идеально подойдет под этот план: на следующий год я хочу углубленный курс в гуманитарные науки, при этом без сильного олимпиадного уклона, так как я убежден, что конкретно в этом направлении в классе я не имею возможности для дальнейшего развития. Контентом данного курса я вижу углубленное изучение таких предметов, как русский язык, литература, история, обществознание, философия, МХК, социология, а моя цель — получить широкий кругозор и эрудицию в большинстве наук, чтобы в дальнейшем лучше понимать, какое направление могло бы стать для меня профильным» (орфография и пунктуация текста эссе учащегося сохранены).

Поступающий в старшую школу письменно отвечает на ряд вопросов:

- Что ты лично готов делать как член сообщества Новой гуманитарной школы?

- Как ты думаешь, какие ожидания у старшей школы к твоим умениям (компетенциям)?

- Какие личностные качества ты хочешь «прокачивать»?

- Как будет организована проектная деятельность?

Ученик, его родители, школа заключают трехсторонний договор, в котором четко прописаны их права и обязанности. Далее ученик составляет индивидуальное расписание, в которое включены не только

основные предметы (количество часов при этом варьируется для каждого ученика), но и дополнительные модули. Кроме того, отмечаются занятия ученика вне школы, которые он посещает в течение учебного дня. Приветствуется освоение различных массовых открытых онлайн-курсов.

В старшей школе большое внимание уделяется профориентации, тайм-менеджменту, целеполаганию, есть «университетские дни», которые ученик посвящает своим индивидуальным учебным потребностям: волонтерство, профессиональная стажировка, самообразование, внешкольное обучение.

Рассмотренная модель реализуется за счет тесного взаимодействия формального и неформального образования в школе и вне школы в целях построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Это перспективная модель, которая может быть актуализирована в практике общего образования.

Заключение

Взаимодействие формального и неформального образования предполагает их взаимное влияние друг на друга. Компенсируя дефициты формального образования, неформальное образование отвечает сегодня на индивидуальные образовательные запросы современного старшеклассника и делает формальное образование более качественным и совершенным. Однако индивидуализация образования, которая представляется в настоящее время ведущим трендом, в большинстве образовательных учреждений становится побочным продуктом взаимодействия формального и неформального образования. Учащиеся не учатся делать осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории и нести за него ответственность. Необходимо расширение практики построения взаимодействия формального и неформального образования, исходя из необходимости индивидуализации образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 2-6.

2. Бабаева Э. С. Теория проектирования интегрированных программ обучения: монография. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 173 с.

3. Бабаева Э. С., Минзер И. В. Проектирование программ профессионального обучения на основе интеграции формального и неформального образования // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 200-202.

4. Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (74).С. 18-20.

5. Владимирова Л. П. Проблемы интеграции формального и неформального образования в условиях единой информационно-образовательной среды // Открытое образование. 2013. № 5 (100). С. 140-142.

6. Илакавичус М. Р. Теоретические основы взаимодействие формального и неформального образования взрослых: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. М., 2018.С. 384.

7. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. // Общество «Знание России» [Электронный ресурс].URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 30.05.2020).

8. Ожегов С. И., ШведоваН. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

9. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996. С. 1.

10. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 10.11.2020).

11. Философский энциклопедический словарь/ под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 81.

12. Черняева Н. В. Зарубежный опыт неформального образования // Социальная педагогика в России. 2020. № 1. С. 50-56.

13. Черняева Н. В. Формальное и неформальное образование в современном мире // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 4 (67). C. 11-16.

14. Coombs Р. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help. Baltimore: John Hopkins Press, 1974. 148 р.

15. International Standard Classification of Education-ISCED-2011 [Электронный ресурс] URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-standard-classification-of-education-isced-2011-en.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

16. Kedrayate А. Non-Formal Education: Is It Relevant or Obsolete? // International Journal of Business, Humanities and Technology. 2012. Vol. 2. P. 11-15.

INTERACTION MODELS OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Abstract. The article states the problem whether there is a relationship between formal and non-formal education and how non-formal pedagogical practices influence formal education and vice versa. Special attention is paid to the forms of interaction between formal and non-formal education to meet the individual learning needs of high school students through non-formal forms and provide learning trajectories.

The purpose of this research study was to design interaction models between formal and non-formal education based on analysis of the current pedagogical practices in-school and out-of-school.

Research Methods. The following methods were used: analysis of Russian and foreign academic literature on formal, non-formal, informal education; comparative analysis; synthesis; modelling; structured survey questionnaires and interviews with students and educators were given.

Results.The notions of formal and non-formal education were revealed. The common features and characteristics of formal and non-formal education were considered thoroughly. We were studying the experience of state schools, private schools and the current non-formal pedagogical practices. The interaction of formal and non-formal education is viewed as a factor to overcome the gap between in-school learning and out-of-school learning and meet high school students' individual learning needs. As a result, four major models based on the inter-

action between formal and non-formal learning were designed. Model I is based on in-school learning. The school offers a wide range of non-formal practices in-school context. Model II is based on the interaction between school and social institutions out-of-school (youth clubs, language schools, sport centers). Model III is viewed as a mixture model that combines features of both models I and II. Model IV is based on learning trajectories approach to meet students' individual learning needs in-school.

Conclusions. The paper concludes that the interaction of formal and non-formal education is supposed to be mutually influenced each other. The students' needs on non-formal practices are determined by what deficits of formal learning exist. Non-formal education tends not only to compensate for deficits of formal education, meet high school students' individual learning needs and improve their learning outcomes, but also improve formal education and make it more nearly complete.

Keywords: formal, non-formal education, lifelong learning, interaction models of formal and non-formal education.

References

• Asmolov A. G. Dopolnitel'noe personal'noe obrazovanie v epohu peremen: sotrudnichestvo, sot-vorchestvo, samotvorenie // Obrazovatel'naya politika. 2014. № 2. S. 2-6. [In Rus].

• Babaeva E. S. Teoriya proektirovaniya integrirovannyh programm obucheniya: monografiya. M.; Berlin: Direkt-Media, 2017. 173 s. [In Rus].

• Babaeva E. S., MinzerI. V. Proektirovanie programm professional'nogo obucheniya na osnove in-tegracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012. № 4. S. 200-202. [In Rus].

• Biryukova I. K. Neformal'noe obrazovanie: ponyatie i sushchnost' // Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 10 (74). S. 18-20. [In Rus].

• Chernyaeva N. V. Formal'noe i neformal'noe obrazovanie v sovremennom mire // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. 2019. № 4 (67). S. 11-16. [In Rus].

• Chernyaeva N. V. Zarubezhnyj opyt neformal'nogo obrazovaniya // Social'naya pedagogika v Rossii. 2020. № 1. S. 50-56. [In Rus].

• Coombs R. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help. Baltimore: John Hopkins Press, 1974. 148 p.

• Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'/ pod red. L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovaljov, V. G. Panov. M.; Sovetskaja jenciklopedija, 1983. S. 81. [In Rus].

• Ilakavichus M. R. Teoreticheskie osnovy vzaimodejstvie formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya vz-roslyh: dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.01. M., 2018. S. 384. [In Rus].

• International Standard Classification of Education-ISCED-2011 [Elektronnyj resurs]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-standard-classification-of-educa-tion-isced-2011-en.pdf (data obrashcheniya: 30.05.2020).

• Kedrayate A. Non-Formal Education: Is It Relevant or Obsolete? // International Journal of Business, Humanities and Technology. 2012. Vol. 2. P. 11-15.

• Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya ES 2000 g. // Obshchestvo «Znanie Rossii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (data obrashcheniya: 30.05.2020). [In Rus].

• Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyr-azhenij. M.: Azbukovnik, 1997. 944 s. [In Rus].

• Sovremennyj filosofskij slovar' / pod red. V. E. Kemerova. M.; Bishkek; Ekaterinburg, 1996. S. 1. [In Rus].

• UshakovD. N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: http://usha-kovdictionary.ru (data obrashcheniya: 10.11.2020). [In Rus].

• Vladimirova L. P. Problemy integracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya v usloviyah edinoj informacionno-obrazovatel'noj sredy // Otkrytoe obrazovanie. 2013. № 5 (100). S. 140-142. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.