Научная статья на тему 'Использование метода мозгового штурма для получения новых знаний об информальном образовании'

Использование метода мозгового штурма для получения новых знаний об информальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОЖЕСТВЕННЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРИАДА / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ / MULTIPLE BRAINSTORMING / EDUCATIONAL TRIAD / FORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / INFORMATION EDUCATION / INFORMATION EDUCATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желязкова-Тея Таня Кунчева

Статья посвящена современному пониманию информального образования как неотъемлемой части образовательной триады вместе с формальным и неформальным образованием. Показано, как можно использовать множественный мозговой штурм для открытия новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using The Brainstorming Method To Gain New Knowledge About Informal Education

The article is devoted to the modern understanding of informal education as an integral part of the educational triad along with formal and non-formal education. It is shown how multiple brainstorming can be used to discover new knowledge.

Текст научной работы на тему «Использование метода мозгового штурма для получения новых знаний об информальном образовании»

УДК: 374.7

\

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ОБ ИНФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Желязкова-Тея Таня Кунчева,

доктор теории познания в Болгарии, аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА СОВРЕМЕННОМУ ПОНИМАНИЮ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРИАДЫ ВМЕСТЕ С ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ. ПОКАЗАНО, КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МНОЖЕСТВЕННЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

• множественный мозговой штурм • образовательная триада • формальное образование

• неформальное образование • информальное образование • информальные педагоги

Основная цель этой статьи — продемонстрировать применение множественного мозгового штурма, с помощью которого выявляется сущность и содержание инфор-мального образования.

Исторически информальное образование является наиболее давним видом образовательной деятельности, благодаря которому возникли все следующие, известные сегодня виды образовательной деятельности — формальное и неформальное образование. Очень часто формальное, неформальное и информальное образование сосуществуют в одном и том же месте, но в разное время и в разных направлениях, и их трудно понять вследствие незнания их специфики и критериев дифференциации.

Для целей исследования ещё в 2010 г. автор статьи объединила названия трёх основных категорий образовательной деятельности — формальное, неформальное и информальное образование — в одно — «образовательная триада» [1]. Существуют разные определения составных частей образовательной триады. В этой статье используются определения, данные в Международной стандартной классификации образования (ISCED 2011), принятой на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 г.

Формальное образование является «институционализированным, целенаправленным и спланированным при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций», «в совокупности составляет систему формального образования страны» [2, с. 80].

Неформальное образование. Оно также является «институционализированным и целенаправленным», «спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг». Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формального образования в обучении в течение всей жизни индивидуума. «Неформальное образование доступно людям всех возрастов, но оно не обязательно имеет направленную структуру... Неформальное образование чаще всего ведёт к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образования или эквивалентами формального образования... либо квалификации совсем не присваиваются» [2, с. 81].

Информальное обучение. «Формы обучения, которые являются целенаправленными или тщательно спланированными, но не институционализированными. Следовательно,

они менее организованные и структурированные, чем формальное или неформальное образование. Информальное обучение может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни, и направленность его определяется самостоятельно, семьёй или социумом» [2, с. 80].

С точки зрения дифференциации специфики информального образования, здесь используется следующее определение: неин-ституционализированное, неорганизованное и неструктурированное накопление знаний, развитие умений и формирование компетентности в процессе жизни людей всех возрастов. (Подробнее о составляющих образовательной триады можно узнать из другой нашей публикации [3].)

К сожалению, в России не только недостаточно популярен термин «информальное образование», но и недооценены его значение и содержание. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, термин «информальное образование» вошёл не в простую публикацию, а в междисциплинарный словарь терминологии об образовании взрослых в России, изданный ещё в 1995 г. [4], задолго до появления Меморандума непрерывного образования ЕС 2000 [5], где даны определения формального, неформального и инфор-мального образования в качестве трёх основных категорий образовательной деятельности. Другими словами, с 1995 г. нельзя сказать, что этот термин неизвестен российским педагогам. Во-вторых, термин «информальное образование» включён в паспорт специальности «13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования» (ВАК), это означает, что его следует изучать и развивать в педагогической теории и применять в педагогической практике. Но, к сожалению, этот термин отсутствует в законодательстве Российской Федерации, что, на наш взгляд, является основным препятствием для его популярности. Так было в Республике Болгария до 2015 г., когда термин «информальное научение» был включён в три болгарских закона. «...Если система установится на уровне государства, то интеграция трёх видов образования (формального, неформального и информального) войдёт в привычную практику каждого индивида», — считает А.В. Оке-решко [6, с. 91]. И в практику системы образования в целом.

Один из способов преодолеть отсутствие знакомства с термином «информальное образование» в педагогической практике как систематической части образовательной триады — сделать его узнаваемым среди нынешних и будущих учителей школ и преподавателей университетов. Для этого использовалась модификация метода мозгового штурма.

Метод мозговой штурм, также известный как брейнсторминг (от англ. Ьпа^опгнпд), используется для творческого мышления и коллективного генерирования новых идей. Впервые он был использован в 1930-х гг. Алексом Осборном в качестве технологии в созданном им американском рекламном агентстве. В 1942 г. он представил метод в книге «Как находить решения». Но фактически метод получил своё рождение в 1953 г. в книге Осборна «Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы». «Метод специально разработан для получения максимального количества предложений при создании моделей». Это «качественный метод моделирования систем» [7, с. 68]. Сегодня известно множество модификаций этого метода: обратный мозговой штурм; теневой мозговой штурм; комбинированный мозговой штурм; индивидуальный мозговой штурм; челночный мозговой штурм; метод «635»; мозговой штурм на доске; мозговой штурм в стиле «соло»; визуальный мозговой штурм; мозговой штурм по-японски, брейнрайтинг [8, с. 62-72].

Классический мозговой штурм подчиняется принципу коллективной творческой деятельности (КТД) не менее 5 и не более 10-15 участников. Метод осуществляется в два этапа:

1) процесс генерирования идеи;

2) процесс обсуждения предложенных идей (критика и аналитика, оценка и выбор, ранжирование).

Для достижения хорошего результата соблюдаются строгие правила.

На первом этапе:

• для представления идей используются ключевые слова, а не целые предложения;

• нет «плохих идей» — принимаются все идеи без обсуждения;

Внедрение и пршшш

• запрещается критиковать предложенные идеи;

• все предложения без исключения записываются;

• цель состоит в том, чтобы предложить как можно больше идей;

• процесс генерации идей не прерывается до тех пор, пока все варианты не будут исчерпаны в данный момент, но продолжается не более 30 минут.

На втором этапе:

• критический анализ сделанных предложений от всех участников;

• коллективная оценка для принятия или отказа предложений;

• ранжирование и объединение предложений в несколько более общих тематических групп, которые фактически формируют основные идеи, достигнутые методом мозгового штурма.

Метод мозгового штурма используется в первую очередь в бизнесе, где за короткое время принимают решение или находят хорошую идею для максимизации прибыли. Он также широко применяется в различных видах неформального образования: на курсах, тренингах, семинарах, мастер-классах. К сожалению, мозговой штурм не такой популярный метод в системе формального образования, хотя он входит в список инновационных педагогических технологий [8]. Вероятной причиной является тот факт, что это КТД, чтобы проиллюстрировать полученные знания, но оценка в формальном образовании является индивидуальной, а не коллективной. Тогда в каких ситуациях мы можем использовать мозговой штурм в качестве педагогической технологии в школе и в университете?

Наша гипотеза была: метод мозгового штурма можно использовать не только для генерации новых идей, но и для открытия новых знаний.

В качестве подтверждения этой гипотезы мы использовали мозговой штурм, чтобы обнаружить различия между формальным, неформальным и информальным образованием. Для этого мы не могли применять классическую модель мозгового штурма из-за замены генерации новых идей ответами на заранее заданные и специально

созданные, тематически связанные вопросы. То же самое относится и к другим модификациям мозгового штурма, упомянутым выше. Необходимо было применить новую модификацию мозгового штурма, которая могла бы происходить по-разному в большом курсе (первый вариант) и в небольшой группе учащихся (второй вариант). В обоих вариантах использовался множественный мозговой штурм в поисках новых знаний. Множественный мозговой штурм так же имеет 2 этапа:

1) процесс поиска множества ответов на 10 тематически связанных вопросов;

2) процесс совместного обсуждения ответов на 10 вопросов с точки зрения основных характеристик формального, неформального и информального образования.

Для процесса поиска множества ответов, связанных с базовыми характеристиками трёх основных категорий образовательной деятельности — формального, неформального и информального образования, — были созданы и заданы 10 вопросов, которые были использованы для проведения 10 последовательных мозговых штурмов (множественный мозговой штурм) в поисках ответов. В значительной степени вопросы направлены на раскрытие сущности информального образования как наименее известной части образовательной триады. Эти вопросы использовались в педагогической практике исследователя в качестве аспиранта перед различными аудиториями на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Алгоритм первого варианта множественного мозгового штурма

В первом варианте использования множественного мозгового штурма занятия состоялись с большой группой студентов-бакалавров (более 70).

1. Сначала была представлена теоретическая часть темы «Школа информального образования». Во время презентации студенты быстро сориентировались в сущности и характеристиках информального образования в сопоставлении с формальным и неформальным образованием.

2. Во второй, практической, части студенты были разделены на 10 групп по 7-8 человек. Каждая группа получила лист с одним из 10 предварительно созданных тематически связанных вопросов. Задача каждой группы была: в течение 15 минут ответить на поставленный вопрос в письменной форме методом мозгового штурма. Студенты должны были полагаться на свои умения «как системы психических и практических действий, основанных на ранее приобретённых знаниях и навыках, способствующей целесообразной регуляции деятельности, протекающей в новых (вариативных) условиях» [9, с. 66].

3. В третьей части занятия каждая группа транслировала докладчика, который представил результаты работы группы всем студентам. Участники обсуждали предложения и вместе искали существенные особенности информального образования.

4. Ответы вписывали в заранее подготовленную преподавателем-исследователем презентацию с иллюстрациями на тему «Школа информального образования. Дорога жизни».

5. В конце занятий студенты уверенно и с лёгкостью могли интерпретировать основные характеристики информального образования. Это происходило как часть стратегии самоопределения студентов в учебной деятельности. «Необходимым условием успешного самоопределения студента является освоение новых для него способов учебной деятельности в вузе» [10, 144].

Первый вариант множественного мозгового штурма был использован для раскрытия характеристик информального образования. Этот вариант подходит для работы со многими учащимися одновременно: большой класс учеников в школе или большая группа студентов в университете, которые можно разделить на подгруппы из 5-10 участников. Достигнутый педагогический результат — это открытие новых знаний путём коллективной творческой деятельности.

Алгоритм второго варианта множественного мозгового штурма

Во втором варианте использования множественного мозгового штурма занятие состо-

ялось с небольшой группой (9 чел.) студентов-магистров для раскрытия характеристик информального образования, дифференцируя его от двух других составляющих образовательной триады — формального и неформального образования.

1. В начале вся группа последовательно выполнила первый этап множественного мозгового штурма: процесс поиска множества ответов на 10 тематически связанных вопросов.

2. В результате были заполнены 10 плакатов с ответами на 10 вопросов — всего 114 ответов.

3. Затем исследователь-аспирант представил краткие определения формального, неформального и информального образования.

4. На втором этапе множественного мозгового штурма последовательно обсуждались все предложения по 10 вопросам через призму их связи с формальным, неформальным или информальным образованием или с тремя видами образовательной деятельности одновременно.

5. Таким образом, наглядно были проиллюстрированы дифференциация и интеграция формального, неформального и ин-формального образования.

Во втором варианте множественного мозгового штурма студенты узнали, как описать основные характеристики каждой образовательной деятельности (формальная, неформальная и информальная) и определить её место в образовательной деятельности отдельного человека, в социальных и культурных сообществах через «самоактуализацию как способа воплощения собственных индивидуальных творческих интересов» [11, с. 150]. В то же время им удалось продемонстрировать информаль-ное образование и его потенциал для обучения и формирования умений и компетенций на протяжении всей жизни и в любом контексте.

Ниже указано общее количество ответов (а) участников второго варианта множественного мозгового штурма и характерных приоритетов информального образования (б).

Внедрение и нрпмш

1. Перечислите все возможные источники знаний. а — 11, б — 5. (Все возможные источники знаний превосходят те, которые традиционно используются в формальном и неформальном образовании.)

2. Укажите все типы сайтов в сети: а — 14, б — 9. (Все типы сайтов являются ресурсами для информального образования, но не все подходят для формального и неформального образования.)

3. Как научиться? Перечислите все возможные способы: а — 11, б — 5. (Все возможные способы научения применимы к ин-формальному образованию, но не все могут реально использоваться в формальном и неформальном образовании.)

4. Подумайте и укажите все виды знаний и умений, которые вы приобрели за пределами школы или университета: а — 10, б —

5. (Этот вопрос чётко указывает на место для приобретения знаний и умений за пределами формальной системы образования. Это может быть частично связано с неформальной системой образования, но характерно, как правило, для информального образования.)

5. Укажите те виды умений, которые необходимы на каждом рабочем месте: а — 10, б — 3. (Вопрос указывает на так называемые переносимые или мягкие умения, которые необходимы для любого рабочего места, например мотивация, общение, стремление к успеху. Эти умения не являются особым предметом изучения формального образования, проводятся тренинги по развитию этих умений в неформальном образовании, но многие люди приобретают их на практике в результате саморазвития посредством информального образования.)

6. Вы впервые приезжаете в Москву. Какие знания и умения вам нужны, чтобы выжить в мегаполисе? а — 10, б — 5. (В Интернете можно найти книги и советы психологов по выживанию в большом городе. Но реальное обучение происходит на месте, в городах с миллионами жителей. И это часть информального образования через реальную практику и личный опыт.)

7. Вы пошли в поход в горы и планируете провести там два дня. Аккумулятор вашего

телефона разряжен, и зарядить его негде. Какие знания и умения вам нужны, чтобы выжить на природе? а — 9, б — 4. (Как и в вопросе 6, важно информальное образование через реальную практику и личный опыт.)

8. Кто может научить вас жить? Перечислите все варианты: а — 21, б — 7. (Этот вопрос стимулирует для максимального расширения круга учителей, тюторов,репетиторов, педагогов, психологов, педагогических консультантов, социальных педагогов, арттера-певтов, модераторов, т.е. людей, которые так или иначе связаны с формальным и неформальным образованием. Все варианты означают участие и людей, которых можно отнести к информальным педагогам: напут-свенников, аниматоров, коучев, членов семьи, родственников, друзей, случайно встреченных людей. «педагог — не только учитель, преподаватель, воспитатель и т.д., но любой человек, который учит, воспитывает, развивает» [12, с. 155]. Информаль-ные педагоги — это люди, которые не имеют специальной, профессиональной подготовки и квалификации для обучения других, но делают это на пути передачи своего опыта и знаний, полученных в ходе информального образования на протяжении всей жизни.)

9. Где вы можете учиться? Подумайте и перечислите все возможности: 1 — 10, 2 — 4. (Вопрос предполагает подвести к выводу

0 том, что можно учиться где угодно, а это — существенная характеристика ин-формального образования.)

10. Когда мы можем учиться? Подумайте и перечислите все возможные варианты:

1 — 8, 2 — 3. (Вопрос предполагает исчерпание всех вариантов и заключение, что мы учимся всегда и когда-либо, и это — специфика информального образования.)

Эти 10 вопросов составлены таким образом, что их ответы раскрывают как можно больше основных характеристик инфор-мального образования и формируют его модель в отличие от формального и неформального образования.

1. Источники знаний — все возможные.

2. Ресурсы информального образования — все возможные типы сайтов в сети,

которые отражают все возможные источники знаний из реального и виртуального мира.

3. Способы научения — неограниченные.

4. Место для приобретения знаний и умений — за пределами формальной системы образования.

5. Виды умений (мягкие) — многие люди приобретают их на практике посредством информального образования.

6 и 7. Примеры информального образования — через реальную практику и личный опыт.

8. Учителя — информальные педагоги.

9. Место обучения — можно учиться где угодно.

10. Время обучения — всегда и когда-либо.

Ниже в таблице приведены ответы на 10 вопросов из второго варианта использования множественного мозгового штурма. Ответы разделены на три колонки, соответствующие трём основным категориям образовательной деятельности: формальному, неформальному и информальному образованию. В результате второго этапа множественного

№ Вопрос Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

1 Назовите источники знаний Учебники, учебные пособия, сборники Семинары, тренинги, мастер-классы Печатные материалы, СМИ, справочники, направляющие, опыт

2 Перечислите все типы сайтов Образовательные, разработки образовательных тем, адаптация литературы Обучение иностранным языкам, серьёзные игры Знакомства, игры, хобби, музыка, спорт, культура, еда, лечение, консультации

3 Как научиться? Уроки, домашнее задание, правильные ответы Обучение через практику, кружки, поиск ответов Самообразование, опыт, метод проб и ошибок, ставить и задавать вопросы

4 Назовите все виды знаний и умений, которые приобрели за пределами школы или университета Чтение, написание, исчисление Танцы, фотографирование Любить, быть другом, заботиться о себе, заботиться о других, коллекционирование

5 Перечислите виды умений на каждом рабочем месте Готовность учиться, привычки писать, искать информацию Командная работа, сотрудничество, общение Мотивация, ответственность, стремление к успеху

6 Какие необходимы знания и умения, чтобы выжить в мегаполисе? География, история, экономика Городская школа выживания, курсы развития умений Пользование транспортом, магазинами, услугами, картами; знание правил сообщества

7 Какие необходимы знания и умения, чтобы выжить на природе? Биология, химия, физика Школа выживания на природе, экстремальные виды спорта Как обеспечить огнём, водой, едой, местом для сна

8 Кто может научить жить? Педагог — учитель, преподаватель, воспитатель Наставник, тютор, репетитор, руководитель, модератор, психолог, педагогический консультант, социальный педагог, арттерапевт Члены семьи, родственники, друзья, соседи, спутники, аниматоры, коучи

9 Где можем учиться? Школа, университет Дом культуры, торговый центр, клубы, кружки Повсюду: дома, на улице, на природе, в общественных местах

10 Когда можем учиться? Ограниченные школьные часы и школьные годы Короткие периоды вне работы, школы, университета Постоянно, всегда, на протяжении всей жизни

Внедрение и прпмш

мозгового штурма студенты сами выясняют, к какой категории образовательной деятельности относится ответ. Они понимают, что часть ответов может относиться к трём категориям образовательной деятельности и иллюстрирует их интеграцию. Но в то же время существуют ответы, специфичные для одной из категорий образовательной деятельности, и показывают дифференциацию формального, неформального и информального образования.

В заключение можно сделать вывод, что второй вариант применения множественного мозгового штурма по своей сути является творческим применением мозгового штурма для многократного поиска предложений в ответы на 10 тематически связанных вопросов, направленных на общую когнитивную цель и достижение скрытых педагогических задач: приобретение новых знаний посредством активного участия самих учащихся, что подтверждает нашу гипотезу. Когнитивная цель была направлена на создание модели ин-формального образования через максимальное количество предложений к системе вопросов, которые раскрывают его сущность. Это авторский вклад не только в применение инновационных педагогических технологий, но и в углубление исследовательской работы по выявлению критериев дифференциации формального, неформального и информаль-ного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Множественный мозговой штурм может быть успешно применён в процессе обучения, который предполагает наличие знаний и умений учащихся, приобретённых до этого, через три основные категории образовательной деятельности: формальное, неформальное и информальное образование. Он может быть использован учителями в школе и на факультете в университете, а также научными работниками в их исследовательской работе. Множественный мозговой штурм подходит для поиска различий в структурах одного порядка и для выявления природы сложных объектов и явлений. □

Литература

1. Желязкова (Тея) Т. Информалното образование като значим елемент от об-разователната триада // Стратегии на образователната и научната политика. — 2010. — Бр. 2. — С. 164-180.

2. International Standard Classification of Education ISCED 2011. — UNESCO Institute for Statistics, 2012. — P. 85. — URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000219109 (дата обращения: 30.07.2019).

3. Желязкова-Тея Т.К. Модели дифференциации формального, неформального и информального образования // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 4. — С. 20-36. — URL: http:// mpgu.su/wp-content/uploads/2019/01/ Pedagogika-4-2018g.pdf (дата обращения: 30.07.2019).

4. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995. — 232 с.

5. A Memorandum on Lifelong Learning. Commission of the European Communities. — Brussels, 2000. — P. 36.

6. Окерешко А.В. Системная интеграция формального, неформального и инфор-мального образования: спираль целостного цикла образовательной жизни человека // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития: сборник статей I Международной научно-практической конференции. — 2016. — Т. 1. — № 1. — С. 86-94.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. — М.: Либроком, 2013. — 208 с.

8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2009. — 192 с.

9. Соловьёва Н.В., Гагарин А.В. «Умение»: реальная представленность в «умении учиться» (Понятийно-терминологический экскурс) // Акмеология. — 2019. — № 1 (69). — С. 65-69.

10. Подымова Л.С., ДолинскаяЛ.А., Лю Шо-увэнь. Стратегии самоутверждения студентов в учебной деятельности // Проблемы современного образования. — 2018. — № 3. — С. 142-150.

11. Серякова С.Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования подрастающих поколений // Психолого-педагогические проблемы современного социума: монография / К.А. Абульханова, Я.А. Баскакова, Н.П. Болотова [и др.]. — М.: МПГУ, 2018. — С. 139-150.

12. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. — М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.

Literatura

1. Zhelyazkova (Teya) T. Informalnoto obra-zovanie kato znachim element ot obrazo-vatelnata triada // Strategii na obrazovatel-nata i nauchnata politika. — 2010. — Br. 2. — S. 164-180.

2. International Standard Classification of Education ISCED 2011. — UNESCO Institute for Statistics, 2012. — P. 85. — URL: https://unesdoc.unesco.org/arkY48223/ pf000021 91 09 (data obrashcheniya: 30.07.2019).

3. Zhelyazkova-Teya T.K. Modeli differentsiat-sii formal'nogo, neformal'nogo i informal'no-go obrazovaniya // Pedagogika i psikholo-giya obrazovaniya. — 2018. — № 4. — S. 20-36. — URL: http://mpgu.su/wp-con-tent/uploads/2019/01/Pedagogika-4-2018g. pdf (data obrashcheniya: 30.07.2019).

4. Onushkin V.G., Ogarev Ye.I. Obrazovaniye vzroslykh: mezhdistsiplinarnyy slovar' termi-nologii. — SPb.; Voronezh, 1995. — 232 s.

5. A Memorandum on Lifelong Learning. Commission of the European Communities. — Brussels, 2000. — P. 36.

6. Okereshko A.V. Sistemnaya integratsiya formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya: spiral' tselostnogo tsikla ob-razovatel'noy zhizni cheloveka // Sovre-mennyy mir: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: sbornik statey I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — 2016. — T. 1. — № 1. — S. 86-94.

7. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya: Slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy. — M.: Librokom, 2013. — 208 s.

8. Panfilova A.P. Innovatsionnyye pedagogi-cheskiye tekhnologii. Aktivnoye obucheni-ye: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. — M.: Akademiya, 2009. — 192 s.

9. Solo^yova N.V., Gagarin A.V. «Umeniye»: real'naya predstavlennost' v «umenii uchit'sya» (Ponyatiyno-terminologicheskiy ekskurs) // Akmeologiya. — 2019. — № 1 (69). — S. 65-69.

10. Podymova L.S., Dolinskaya L.A., Lyu Shouven'. Strategii samoutverzhdeniya studentov v uchebnoy deyatel'nosti // Pro-blemy sovremennogo obrazovaniya. — 2018. — № 3. — S. 142-150.

11. Seryakova S.B. Vospitatel'nyy potentsial dopolnitel'nogo obrazovaniya podrastayu-shchikh pokoleniy // Psikhologo-pedagogi-cheskiye problemy sovremennogo sotsiu-ma: monografiya / K.A. Abul'khanova, Ya.A. Baskakova, N.P. Bolotova [i dr.]. — M.: MPGU, 2018. — S. 139-150.

12. Novikov A.M. Pedagogika. Slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy. — M.: Izdatel'skiy tsentr IET, 2013. — 268 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.