Научная статья на тему 'Модели дифференциации формального, неформального и информального образования'

Модели дифференциации формального, неформального и информального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРИАДА / ИНФОРМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / FORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / EDUCATIONAL TRIAD / INFORMAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желязкова-Тея Т.К.

В статье рассматриваются актуальные вопросы дифференциации формального, неформального и информального образования как элементы образовательной триады. Для их теоретической дифференциации представлено семь моделей. С помощью этих моделей обобщается 40-летний опыт научного определения критериев сравнения и различия в области формального, неформального и информального образования в рамках единого образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation models of formal, non-formal and informal education

The article deals with the topical issues of differentiation of formal, non-formal and informal education as elements of the “Educational triad”. For their theoretical differentiation, seven models are presented. With the help of these models, the 40-year experience of the scientific community is generalized to determine the criteria for comparison and differentiation of formal, non-formal and informal education in a unified educational process.

Текст научной работы на тему «Модели дифференциации формального, неформального и информального образования»

Т.К. Желязкова-Тея

ь ^ га О 2 со го го т

* | Модели дифференциации формального, §6 неформального и информального образования

В статье рассматриваются актуальные вопросы дифференциации формального, неформального и информального образования как элементы образовательной триады. Для их теоретической дифференциации представлено семь моделей. С помощью этих моделей обобщается 40-летний опыт научного определения критериев сравнения и различия в области формального, неформального и информального образования в рамках единого образовательного процесса.

Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, информальное образование, образовательная триада, информальная педагогика.

Образование является единым, целостным и интегрированным процессом. Это, несомнено, так. Основными компонентами единого образовательного процесса являются три вида образовательной деятельности - формальное, неформальное и информальное образование. Для достижения целей их исследования в 2010 г. был введен для них общий термин «образовательная триада» [6].

К сожалению, не все элементы образовательной триады одинаково хорошо изучены. Наиболее часто встречается сравнение, дифференциация и противопоставление формального и неформального образования, о чем свидетельствуют сами термины. Так, неформальное отрицает формальное. Однако когда добавляется и третий компонент единого образовательного процесса, а именно - информальное образование, анализ становится более сложным и неоднозначным.

Цель этой статьи состоит в определении основных критериев для сравнения и различия формального, неформального и информального образования в русле реальной образовательной практики.

Первые совместные определения формального, неформального и информального образования как образовательной триады появляются в 2000 г. в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза [16, р. 8]. За пять лет до этого они уже были в российском междисциплинарном словаре обучения взрослых. Представляется, что эти

ранние определения крайне несовершенны, однако необходимы для Е проведения исследовательской работы: «Формальное образование - § со программа или курс, по завершении которых у лица возникает опре- g ° деленная совокупность законодательно установленных прав (право I 1 заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью по профи- | <g лю пройденного курса, занимать более высокую должность, поступать о § в учебные заведения более высокого ранга)»; «Неформальное образование - программа и курс, завершение которых не сопровождается с получением сертификата; обычно связано со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту и сфере личностного общения»; «Информальное образование - процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института в ходе повседневной жизнедеятельности человека. Не имеет атрибутов педагогической формы. Префикс "ин" употреблен в значении "без"» [11].

В словаре нашел отражение ряд актуальных вопросов по теории образования, представляющих интерес для исследователей, работающих в этой области, и для разработчиков образовательной политики.

Следует подчеркнуть, что понятие «информальное образование» так и не приобрело популярность в российской педагогике, как в теории, так и в практике. В частности, в фонде библиотеки Московского государственного педагогического университета находится только одна книга, касающаяся информального образования: «Технология сопровождения информального самообразования взрослого населения России: На примере формирования навыка активного чтения: Учебное пособие». При этом информальное образование присутствует в ней только по определению термина [13, с. 4]. Оно отсутствует как предмет исследования и в выпусках журнала «Педагогика и психология образования» за последние 10 лет.

Важно отметить, что в Москве не существует защищенной диссертации по информальному образованию. Докторская диссертация Д.Г. Сидорова на тему «Педагогическая интеграция формального, неформального и информального видов образования в процессе формирования здорового образа жизни студентов» была защищена в Нижнем Новгороде в 2013 г. [15]. В 2016 г. А.В. Окерешко защитила диссертацию на тему «Стимулирование педагогов к информальному образованию в процессе повышения их квалификации» в Великом Новгороде [10]. В 2017 г. Н.В. Сафин защитил диссертацию на тему «Информальное образование как средство формирования гражданской идентичности подростка в детском оздоровительном лагере» в Оренбурге [12].

1 ^ х Из справки в конце 2017 г. по источникам на русском языке с ключе-

2 2 о вым словом «информальн» в Российской государственной библиотеке

схз 'а а

^ ш ^ было выявлено, что оно присутствует в названиях только 100 источ-к к 'о ников. Остальные 560 содержит понятия «информальное образование» Л ^ в тексте. При этом следует принять во внимание паспорт специально-о и сти 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». В область исследований по этой специальности входит концепция взаимосвязи формального, неформального и информального образования, базового и дополнительного образования. Это означает, что эту концепцию следует изучать, теоретически разрабатывать и внедрять в реальную образовательную практику.

Для решения этой задачи в первую очередь важно понимать структуру и содержание самих понятий формального, неформального и инфор-мального образования. Это является чрезвычайно сложной задачей из-за отсутствия научного консенсуса и корректности в использовании этих терминов. Это выявлено нами посредством представления семи моделей для сравнения формального, неформального и информально-го образования как элементов образовательной триады. Модели представлены в хронологическом порядке и охватывают период 40 лет (1977-2017 гг.). Но и этого времени не хватило, чтобы исследователи из разных стран смогли достигнуть консенсуса в отношении дифференциации и интеграции составных элементов образовательной триады. Для представления и дополнения существующих моделей и для построения новых моделей были использованы следующие методы: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, движение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, моделирование.

Первая модель рассматривает только формальное и неформальное образование в международном развитии (табл. 1). Для того чтобы посмотреть, как она будет выглядеть в рамках образовательной триады, в таблице нами была добавлена третья колонка под названием «инфор-мальное образование».

По нашему мнению, позиция авторов доклада «Неформальность и формальность в обучении: отчет для Исследовательского центра обучения и навыков» является несостоятельной. Они утверждают, что «Обучение часто воспринимается как "формальное", "неформальное" или "информальное". ... они не являются дискретными категориями, ... и полагать, что они состоят в этом, означает неправильно понять природу обучения» [17]. Эти ученые принимают «формальность» и «неформальность» как «атрибуты, присутствующие во всех обстоятельствах обучения», и, по их мнению, «Приоритет для исследований заключается в том, чтобы определить эти атрибуты, изучить их отношения и определить их влияние на учащихся, учителей и учебную среду» [Там же].

Таблица 1 |

Модель № 1 о

_ § о

Формальное Неформальное Информальное

Цель Долгосрочные, общие Краткосрочные, конкретные Нет цели

На основе учетных данных Не основано на учетных данных

Расчет времени Длительный цикл Короткий цикл В любое время

Подготовительный Периодический

Полная рабочая неделя Неполная занятость

Содержание Фокус на вход Фокус на выход Определяется из потребностей человека

Стандартизированный Индивидуальный

Клиентура, определяемая требованиями входа Входные требования, определяемые клиентурой

Организованность На основе учреждения Связанные с окружающей средой Везде

Учитель-центрированность Учащийся-центрированность Индивидуаль- ность-центри- рованная

Изолированный от социальной среды Основанные на сообществах и ориентированные на действия В любой среде

Жесткие конструкции Гибкие конструкции Без конструкции

Ресурсоемкий Ресурсосберегающий Имеющиеся ресурсы

Контроль Внешний. Иерархический Самоуправление. Демократичный Самоконтроль

Б^ктБ (1977) [цит. по: 17, р. 28].

ra s к

I i 1 Однако информальное образование совершенно не связано с понятиями

^ 4- го

£2 Ё о ученика, учителя и учебной среды, потому что «развитие личности оказы-

шш^ вается ... не предметом формально-логических операций, разнообразных

с с ю

к g о приемов, навыков и умений, а прежде всего целого комплекса устремле-

Jf о ^ ний человека в определенном культурно-историческом контексте» [9, с. 7].

Тема контекстного образования была многогранно и глубоко разработана А.А. Вербицким. По его мнению, «контекст - это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Соответственно, внутренним контекстом являются индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешним - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует» [2, с. 43]. Вклад А.А. Вербицкого заключается в том, что он привносит контекстное образование в формальное образование, показывая, как через контекстное образование, присущее полностью и прежде всего информальному образованию, информальное образование само по себе может использоваться для реализации целей формального образования. А.А. Вербицкий утверждает, что «в контекстном образовании можно использовать любые формы, методы и процедуры, обоснованные в рамках других подходов» [3, с. 144-145].

Вторая модель включает только формальное и информальное образование (табл. 2).

Таблица 2

Модель № 2

Обучение

Формальное Неформальное Информальное

1 Одиночная сосредоточенность, например, познание Органический/целостный

2 Деконтекстуальное Контекстуальное

3 Пассивный зритель Активность и опыт

4 Самоцель Нет данных В зависимости от других видов деятельности

5 Стимулирование учителями/тренерами Активируется отдельными учащимися

6 Индивидуалистическое Часто совместные/ коллегиальные

Beckett, Hager (2002) [цит. по: 17, р. 28].

В этом случае отсутствие данных о неформальном образовании Е è

является правильным. В примечании после статьи на сайте ERIC § ®

(Институт педагогических наук) дано определение информально- g °

му образованию: «Случайное и непрерывное изучение жизненного I 1

опыта за пределами организованного формального или неформаль- | g

ного образования (Примечание: не путайте с "Нешкольными учебны- о §

ми программами" или "Неформальным образованием")» (https://eric. Svg

ed.gov/?ti=Informal+Education). с

Третья модель снова включает характеристики только формального и информального образования (табл. 3).

Таблица 3

Модель № 3

Характеристики формального обучения Критерии Характеристики информального обучения

Обучение Цель, намерение Решение проблемы

Педагогически организовано Педагогическая поддержка Неорганизовано

Направленное, возглавляемое снаружи Контроль Самонаправленное, самоуправляемое

Целенаправленность Содержание Целостность

Сознательное обучение Осознанность Частично осознанное, неосознанное

Теоретические знания Результаты обучения Экспериментальные знания

Континуум-модель Rohs (2007) [цит. по: 1, с. 216]

Здесь следует отметить одну очень важную особенность научной литературы на английском языке. Очень часто термины «неформальное» и «информальное» используются в качестве синонимов. Это крайне затрудняет научное общение, поскольку спор о сущности переходит к спору о терминах. Только тогда, когда в литературном источнике используются одновременно «non-formal» и «informal», мы можем быть уверены, что автор делает различия между ними.

Четвертая модель представляет обучающий микшер Кросса (табл. 4).

Общая педагогика, ^ история педагогики о^ и образования

Таблица 4

Модель № 4

Критерии Формальное обучение (Соответствует неформальному обучению) Информальное обучение

Контроль Происходит сверху, строгий, сильный В некоторых случаях самонаправлен Происходит снизу, свободный, взаимный

Организация Учебные курсы Рабочие группы Разговоры

Продолжительность Часы 15 мин Макс. 3 мин

Содержание Учебное содержание в соответствии с требованиями учебной программы Содержание курса и информация по потребностям учащихся Открытие, неструктурированная информация, в соответствии с потребностями учащегося

Время До или после работы В перерыве между работой Во время работы

Автор Дизайнер обучения - учитель Учащиеся

Время для планирования и организации Месяцы Дни Часы

J. Сгс« (2007) [Цит. по: 1, с. 217].

Таблица 5

Модель № 5

Критерии Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

Цели Долгосрочные Общие Краткосрочные Конкретные Нет цели

Время Длительный цикл Короткий цикл Неограниченное

Содержание Стандартизованное Индивидуальное Личное

Сосредоточено на вложенных ресурсов Сосредоточено на результатах Сосредоточено на развитии

Способ предложения Основан на учреждении Основан как на учреждении, так и на индивиде Основано на индивиде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изолированный от сообщества Часть сообщества Ннформапьные сообщества

Сильно структурированное Гибкое Неструктурированное

Сосредоточено вокруг учителя Направлено на ученика Сосредоточено на себя

Поглощающие ресурсы Экономия ресурсов Все может быть ресурсом

Контроль Внешний С амоу прав ление Внутренний

Иерархический Демократический Самоконтроль

Педагогика и психология Ю образования. 2018. №4 ^

ra s к

I i 1 В оригинальной версии модели между формальным и информальным

^ 4- го

образованием предоставлена только стрелка для перехода от одного

ш ^ cL к другому. Однако представляется, что характеристики, установленные

^ i iE там, соответствуют неформальному образованию, и именно поэтому

ю g нами было добавлено название.

О и

Для составления пятой модели (табл. 5) использована параллель между формальным и неформальным образованием на основании первых двух колонок таблицы в книге «Введение в неформальное образование» [4, с. 36-37]. Третья колонка таблицы «Информальное образование» дополнена для этой статьи.

Основная часть этой модели была создана в 2009 г., когда в Болгарии только начинало использование научного термина «информальное образование». В то время из-за документов ЕС он переводился неправильно: как самообучение. Вклад в распространения термина «инфор-мально образование» в Болгарии, в том числе на болгарском языке в Google Наука, принадлежит частично и автору данной статьи.

Для составления шестой модели использована параллель между формальным и неформальным образованием в рамках первых двух колонок таблицы, представленной Рене Кларийс в обзорной части в сборнике «Досуг и неформальное образование» [18, р. 32-33].

Третья колонка для информального образования добавлена для нашей диссертации «Понимание как философская проблема (в контексте информального образования)». Диссертация была защищена в Институте философских наук Болгарской академии наук, в 2010 г. ВАК Болгарии присудил докторскую степень по теории познания ее автору. Позже таблица была реструктурирована, были сформированы четыре тематические секции. Первая публикация структурированной таблицы на болгарском языке была в 2010 г. [7, с. 25-28]. Для достижения цели данной статьи модель 6 была переведена и адаптирована автором (табл. 6). По нашему мнению, в этой таблице наиболее полно и подробно представлены особенности формального, неформального и информального образования, указаны их теоретические и методологические различия.

По количеству критериев (44), эта модель является наиболее полной и структурированной. Любой дифференцирующий критерий может быть темой для самостоятельного изучения. Эта модель может служить основой для объединения всех моделей в одну базовую и полную модель образовательной триады.

Таблица 6 |

Модель № 6 85

5 ^

Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

Организация

1 Государство принимает решение для образования Выбор участников Личный выбор

2 Одинаково практически во всех странах Отличается в разных регионах Строго индивидуально

3 В специальных учебных заведениях В разных местах Повсюду

4 Отделяется от жизни Связано с повседневной жизнью Сама жизнь

5 Ограничение времени, завершенность Часть обучения на протяжении всей жизни Жизнь -это обучение

6 Обязательное Добровольное Своевольное

7 Полная занятость Частичная занятость Постоянная занятость

8 Подчиненные отношения Открытые и дружеские отношения Жизненные отношения

9 Самоутверждающая система: качество определяется самой системой (профессионалы, а не общество) Качество определяется участниками Качество - результат самооценки

10 Дорогое Дешевое Бесценное

11 Недемократическое Новое измерение власти Власть вытекает из субъекта

12 Центр - это учитель и школа Центром является стажер Центр - это Я

13 Один руководитель на 30 детей Один руководитель на 15 детей Руководитель сам себя

14 Большое количество немотивированных учащихся Мотивация участников, потому что образование получается по своей воле Личные мотивы

га ^ к

I 1 1 Продолжение табл. 6

Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

Образовательный процесс

15 Строгая обязательная система Гибкие системы Без системы (не всегда)

16 Строго и серьезно Приятно и без напряжения Принцип удовольствия

17 Заранее спланированная цель Открытый финал Непредсказуемый результат

18 Запланированная учебная программа Личное участие Нет плана

19 Цель: выполнение учебного плана + высокий процент успешных учащихся Цель: воспитание ответственных граждан Цель: саморазвитие и самовоспитание

20 Стресс-система Система создает защитный эффект Не система, а личность

21 Обучение в процессе умственной деятельности Обучение через практику Обучение через опыт

22 Приручение + дисциплина + повторение Свобода + самореализация + социальная трансформация Выбор + выражение + эксклюзивность

23 Образование -послушание Образование - участие Образование -быть

24 Управлять с помощью наказаний Управлять через любопытство Управлять через удовлетворение

25 Принцип красного карандаша Принцип стимула Принцип удовлетворенности

26 Образование - это повторение правильных ответов Образование - это поиск ответов Образование -это постановка вопросов

27 Один тип образования для всех участников Разнообразие типов Выбран личный тип

28 Основано главным образом на письменных материалах Использование разных материалов Все может быть учебным материалом

29 Селективность Возможность для выражения каждого Самовыражение

к

ее ^

Окончание табл. 6 ^ ^

Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

30 Индивидуальный подход Связи с семьей Личный подход

31 Индивидуальная конкурентоспособность Коллективное развитие и отдых Саморазвитие

32 Ориентация на результат Ориентация на процесс Ориентация на суть

33 Оценки от преподавателя/учителя Оценка со стороны сверстников Самооценка

Содержание образования

34 Традиционализм: адаптация к общественным ценностям Стремление к развитию Акцент на личных ценностях.

35 Сосредоточенность на будущем: «учитесь сегодня - используйте завтра» Фокус на сегодняшнем дне Учиться здесь и сейчас

36 Ориентированное только на когнитивный подход Совокупность подходов Возможность для любых подходов

37 Обучение через факты и цифры Приобрести привычки и компетенции Использовать знания, умения и привычки

38 Стандартные задачи Возможность выбора задач Отсутствие каких-либо задач

Результаты образовательного процесса

39 Сущность: знать и уметь воспроизводить Сущность: значимость Сущность: быть

40 Профессионально ориентированное образование Образование, ориентированное на развитие личности Образование, ориентированное на успешную жизнь

41 Ориентация на средний уровень Индивидуальный подход Критерий — это я

42 Они развивают вас Вы сами развиваетесь Вы есть развитие

43 Разделение Объединение Целостность

44 По окончании выдается социально значимый документ Иногда выдается сертификат Не выдается документ

О 2 rn го го чч,^ Ш Ф Q. с с

Последняя, седьмая российская модель образовательной триады, была создана в статье. Она полностью состоит из определений формального, неформального и информального образования, которые даны в «Допол-к ^ о нении» к «Энциклопедии профессионального образования» 2017 г. [5]. Л о ^ Интересным в этой таблице является нулевой критерий, который объединяет образовательную триаду как непрерывное образование.

Таблица 7

Модель № 7

Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

0 Составная часть непрерывного образования, которое направлено на получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных личностных потребностей

1 Образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации Ориентация на конкретные образовательные запросы Образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни человека: работы, семьи, средств массовой информации, друзей, книг и т.д.

2 Организованное формальными и преимущественно зарегистрированными организациями в учебных заведениях и учреждениях образования Организованность, дополнительность, систематичность получаемых знаний. Осуществляется «снизу вверх» Многоплановый процесс, структура которого совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека

3 Осуществляется по государственным учебным программам Разнообразие учебных программ. Добровольный характер участия и использование личностно ориентированных методов обучения Стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способов разрешения значимых проблем. Взаимообучение в ходе совместного выполнения задач

4 Регламентируется местом Не регламентировано местом получения

5 Регламентируется сроком обучения Не регламентировано сроком обучения

к

ее

Окончание табл. 7 ^

Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

6 Регламентируется мерами государственной аттестации Не регламентировано мерами государственной аттестации Результаты не получают официального признания со стороны других институтов общества

7 Высокий уровень активности обучающихся. Высокий личностный смысл обучения Учение методом проб и ошибок. Выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста

8 Завершается получением соответствующих документов об образовании Отсутствие нормативных требований и стандартов к результатам учебной деятельности. Самооценка Результаты не оформляются документально

Из этой модели видно, что определения компонентов образовательной триады [11] претерпели существенные изменения и дополнения. Эти изменения и дополнения более полно, точно и детально раскрывают характеристики трех типов образовательной деятельности. Это означает, что в российской педагогической науке есть достаточные предпосылки для успешного продолжения исследований информально-го образования как менее развитого вида образовательной деятельности в теоретико-методологических и практико-прикладных работах.

Наиболее распространенными критериями дифференциации формального, неформального и информального образования практически во всех моделях являются цель, организация, содержание, контроль и результаты. Только после дифференциации трех видов образовательной деятельности - формального, неформального и информального образования - для целей теоретического и методологического исследования, можно легко видеть их интеграцию в любой данный момент из континуума непрерывного образования.

В целях научной коммуникации и в рамках рассмотренных моделей предлагаются следующие определения трех видов образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формальное образование - структурированное образование, организованное и проводимое внутри официальной системы образования для получения квалификационной степени.

га ^ к

1 1 1 Неформальное образование - структурированное образование, орга-

2 2 о низованное и проводимое вне официальной системы образования для

га го го

ш ш & развития навыков.

Информальное образование - неорганизованное, неструктурирован-

^ сэ ное, несистемное, непреднамереннное накопление знаний, развитие

° ^ умений и формирование компетенций в процессе жизни людей разных возрастов [8, с. 417].

Авторы статьи «Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования» определяю компетентность как «интегральную характеристику, сложное личностное образование, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные знания и приобретенный практический опыт» [14, с. 78]. Применяя основные составляющие образовательной триады из всех представленных здесь моделей, можно обнаружить, что предлагаемое определение компетентности содержит в себе результаты всех трех видов образовательной деятельности. Другими словами, понятие «компетентность» относится к кругу образовательных реалий, которые доказывают интеграцию формального, неформального и информально-го образования, которые целенаправленно дифференцированы в настоящей статье.

Новые образовательные тенденции в начале XXI в. все чаще свидетельствуют о растущей роли информального образования в подготовке и воспитании людей всех возрастов в течение всей жизни. Это ставит перед педагогами вопрос о теоретическом понимании будущей инфор-мальной педагогики как части современной социальной педагогики, что заслуживает внимания многих теоретиков и практиков. Итак, можно сказать, что начало установлено.

Библиографический список

1. Божилова В. Формално, нформално и информално учене - същност, съдържателни параметри и взаимозависимости (Теоретико-аналитичен обзор) // Годишник на Софийския университет «Св. Климент Охридски». Факултет по педагогика. Педагогика. Т. 105. София, 2012. С. 203-226.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М., 1999.

3. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учеб. пособие. М., 2017.

4. Вълчев Р., Пилаваки А., Черна Л. Въведение в неформалното образование. София, 2009.

5. Дополнение к «Энциклопедии профессионального образования» / Сост. Е Аксенова М.А., Ломакина Т.Ю., Яковлева М.Б.; Под науч. ред. Т.Ю. Лома- g 0¿ киной. М., 2017. С. 366. g 5

6. Желязкова (Тея) Т. Информалното образование като значим елемент с от образователната триада // Стратегии на образователната и научната ^ 1 политика. 2010. Бр. 2. С. 164-180. | g

7. Желязкова-Тея Т. Образованието на новия век - виртуално и информал- 2 £3 но // е-Обр@зов@ние. 2010. Бр. 39. С. 18-32.

8. Желязкова-Тея Т.К. Непрерывное образование - единство формального, с неформального и информального образования // Методология профессионального образования: Сб. научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной научному вкладу академика РАО Александра Михайловича Новикова (30 января 2018 г.) / Сост. Аксенова М.А., Гудилина С.И., Яковлева М.Б.; Под науч. ред. Никитина М.В., Ломакиной Т.Ю. М., 2018. С. 415-420.

9. Лубков А.В. Личность. Образование и идентичность: развитие и структура // Личность. Время. Образование. М., 2017. С. 6-9.

10. Окерешко А.В. Стимулирование педагогов к информальному образованию в процессе повышения их квалификации: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2016.

11. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995.

12. Сафин Н.В. Информальное образование как средство формирования гражданской идентичности подростка в детском оздоровительном лагере: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2017.

13. Семенова Т.А. Технология сопровождения информального самообразования взрослого населения России: На примере формирования навыка активного чтения: Учеб. пособие. М., 2014.

14. Серякова С.Б., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В., Баскакова Я.А. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 76-84.

15. Сидоров Д.Г. Педагогическая интеграция формального, неформального и информального видов образования в процессе формирования здорового образа жизни студентов: Дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2013.

16. A Memorándum on Lifelong Leaming. Commission of the European Communities. Brussels. 30.10.2000. P. 36.

17. Colley H., Hodkinson P., Malcom J. Informality and formality in learning: a report for the Learning and Skills Research Centre. University of Leeds, 2003.

18. Clarijs R. Leisure and non-formal education. A European overview of after-and out-of-school education. 2008.

Желязкова-Тея Таня Кунчева - доктор теории познания (Республика Болгария); аспирант кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

E-mail: tanilend@gmail.com

T. Zhelyazkova-Teya

Differentiation models of formal, IÍ& non-formal and informal education

cc K o ro ^ ^

jí q The article deals with the topical issues of differentiation of formal, non-formal

O u and informal education as elements of the "Educational triad". For their theoretical differentiation, seven models are presented. With the help of these models, the 40-year experience of the scientific community is generalized to determine the criteria for comparison and differentiation of formal, non-formal and informal education in a unified educational process.

Key words: formal education, non-formal education, informal education, educational triad, informal pedagogy.

Zhelyazkova-Teya Tanya K. - PhD in Theory of Knowledge; postgraduate student at the Department of Social Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.