Научная статья на тему 'Модели стратегического управления и планирования'

Модели стратегического управления и планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5242
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / методологические принципы / стратегические решения. / strategic management / methodological principles / strategic decisions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диана Валериевна Терехова-Пушная

В статье рассмотрены базовые модели стратегического планирования, их методологические принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic management and planning models

The article considers the basic models of strategic planning, their methodological principles.

Текст научной работы на тему «Модели стратегического управления и планирования»

Модели стратегического управления и планирования Strategic management and planning models

Ь Û московский

■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК: 65.011 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19088 Диана Валериевна Терехова-Пушная,

к.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Образовательное частное учреждение высшего образования «Московская международная академия», г. Москва, email: pushnaya-dv@yandex.ru

Diana Valerievna Terekhova-Pushnaya, Ph.D., Associate Professor, Department of Economics, Management and Marketing, Educational private institution of higher education "Moscow International Academy", Moscow Аннотация: В статье рассмотрены базовые модели стратегического планирования, их методологические принципы.

Summary: The article considers the basic models of strategic planning, their methodological principles.

Ключевые слова: стратегическое управление, методологические принципы, стратегические решения.

Keywords: strategic management, methodological principles, strategic decisions.

Стратегическое управление представляет собой непрерывный процесс управления, опирающийся на человеческий потенциал как основу хозяйствующего субъекта, ориентированный на запросы потребителей и производственную деятельность, при этом своевременно реагирующий на любые внешние и внутренние изменения. Именно стратегическое управление, с его ориентацией на долгосрочную перспективу, лежит в основе достижения хозяйствующим субъектом конкурентных преимуществ и стратегических организационных целей.

Объекты стратегического управления — это сами организации, а также их стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны.

В качестве предмета стратегического управления необходимо рассматривать проблемы, напрямую связанные с ключевыми целями с организации; проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме; проблемы, связанные с внешними неконтролируемыми факторами. Одна из первых моделей стратегического управления была предложена американцами А. Томпсоном и А. Стриклендом в 80-х годах прошлого века, когда стратегическое управление прочно закрепилось в практике многих крупных компанией с мировым именем. В первоначальной модели А. Томпсона и А. Стрикленда стратегическое управление

представлялось в качестве процесса, состоящего из пяти этапов (рис. 1).

Этап 1

Определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок

Этап 2

Постановка стратегических целей и задач

Этап 3

Формулирование стратегии для достижения намеченных

целей и результатов

Этап 4

Реализация стратегического плана

Этап 5

Оценка результатов деятельности изменение стратегического плана и/или его реализации

Определение повторно при необходи мости Пересмотр при необходимости Переформули - роеание при необходимости Переработка при необходимости Возврат к этапам 1, 2, 3 или 4 при необходимости

Рис. 1. — «Модель стратегического управления А. Томпсона и А. Стрнкленда»

По словам авторов рассматриваемой модели, стратегическое управление - это непрерывный процесс: «ничто не является окончательным, и все предыдущие действия и решения подлежат будущей модификации». А. Томпсон и А. Стрикленд отмечали, что миссия и цели организации объединяются для того, чтобы определить, что такое бизнес и что будет в дальнейшем, а также для того, чтобы понять, какие действия необходимо совершить в настоящий момент для достижения целей организации. То, как будут достигнуты цели, относится к стратегии фирмы. В целом эта модель подчеркивает взаимосвязь между миссией организации, ее долгосрочными и краткосрочными целями и ее стратегией. Формулирование стратегии связано со стратегическим планированием.

Стратегическое планирование - это процесс, в котором руководители организаций определяют свое видение будущего, а также определяют свои цели и задачи для организации. Данный процесс также включает в себя установление последовательности, в

которой цели должны быть поставлены - это необходимо для того, чтобы организация смогла достичь своего заявленного видения.

Далее рассмотрим базовые модели стратегического планирования.

Модель Гарвардской группы (Гарвардской школы бизнеса). В основе модели Гарвардской группы лежит так называемое «экологическое сканирование», представляющее собой мониторинг, оценку и распространение информации от внешней и внутренней среды до ключевых людей внутри организации. Цель организации заключается в выявлении стратегических факторов, то есть тех внешних и внутренних элементов, которые будут определять ее будущее. Самый простой способ провести «экологическое сканирование» - воспользоваться SWOT-анализом. SWOT — это аббревиатура, используемая для описания конкретных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которые являются стратегическими факторами для конкретной компании. Внешняя среда состоит из переменных (возможностей и угроз), которые находятся за пределами организации и, как правило, не в рамках краткосрочного контроля высшего руководства. Они могут быть общими силами и тенденциями в природной или социальной среде или конкретными факторами, которые действуют в конкретной целевой среде организации, часто называемой ее отраслью.

Внутренняя среда корпорации состоит из переменных (сильных и слабых сторон), которые находятся внутри самой организации и обычно не находятся в краткосрочной перспективе контроля топ-менеджмента. Эти переменные включают в себя структуру, культуру и ресурсы корпорации. Ключевые сильные стороны формируют набор ключевых компетенций, которые корпорация может использовать для получения конкурентного преимущества. Таким образом, стратегический план в рамках рассматриваемой модели представляет собой некую точку пересечения выявленных в рамках анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, присущий конкретной компании (рис. 2).

Профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале Генри Минцберг называл рассматриваемую модель стратегического планирования «моделью школы проектирования».

Рис. 2 - «Модель Гарвардской группы (Гарвардской школы бизнеса)».

Методологические принципы модели Гарвардской группы (Гарвардской школы бизнеса). Первым и ключевым принципом рассматриваемой модели является контролируемость процесса формулирования стратегии. Это означает, что стратегия организации — это не интуитивное и не внезапное явление, а продукт мыслительного контролируемого процесса человека.

Второй принцип модели - возложение ответственности за процесс формирования стратегии на топ-менеджмент организации. При этом основным «проектировщиком» стратегии будет являться исполнительный директор, на которого необходимо возлагать обязанности по определению лиц, привлекаемых к процессу стратегического планирования.

Третий принцип — это простота и информативность формируемого стратегического плана.

Четвертый принцип анализируемой модели - уникальность разрабатываемых стратегий. Поскольку каждая организация индивидуальна, а стратегия — это процесс созидательного проектирования, то каждая организационная грамотно разработанная стратегия единственная в своем роде.

В основе пятого принципа лежит завершенный характер стратегии как результата процесса стратегического планирования. Процесс формулирования стратегии представляет собой конечный продукт, в связи с чем должна осуществляться оценка и анализ всех альтернативных вариантов и выбор наилучшего из них. Именно поэтому процесс оценки стратегий в одном из блоков рассматриваемой модели представляется как процесс принятия решения, в основе которого лежит выбор наилучшего варианта стратегии.

Шестой принцип заключается в простоте, лаконичности, ясности и четкости выражения стратегии. Стратегия направлена в первую очередь на облегчение деятельности организации и в силу этого должна быть понятна и воспринимаема на уровне обычных работников компании. Так, например, ключевой принцип стратегического планирования компании General Electric заключается в одной простой фразе: «хорошая стратегия должна быть описана не более чем на двух страницах. Если это невозможно сделать, то данная стратегия не является хорошей».

Модель И. Ансоффа. Параллельно с моделью Гарвардской группы (Гарвардской школы бизнеса) разрабатывались и другие модели стратегического планирования. Одну из таких моделей разработал американский математик и экономист российского происхождения Игорь Ансофф. В отличие от последователей Гарвардской группы, например, Ч.В. Хофер и Д. Шендель, принимающих узкую концепцию стратегии и рассматривающих постановку целей и формулирование стратегии как два различных, хотя и взаимосвязанных процесса, И. Ансофф рассматривал стратегию как «общую нить» между деятельностью организации и продуктами/рынками, определяющую существенный характер бизнеса, в котором организация была и планирует быть в будущем.

Второе отличие модели, предложенной И. Ансоффом, заключается в широте понятия стратегии. Здесь вопрос состоит в том, включает ли стратегия как цели и задачи, которые организация хочет достичь, так и средства, которые будут использоваться для их достижения (модель Гарвардской группы) или она включает только средства (взгляд И. Ансоффа).

По мнению И. Ансоффа, формирование стратегического плана возможно схематично представить в виде формализованного процесса, который доведен до определенной блок-схемы. При этом особенностью модели И. Ансоффа является то, что на каждом этапе формирования стратегического плана работники компании, занимающиеся его разработкой, ориентируются на детально проработанные перечни факторов, подлежащие обязательному учету в процессе принятия плановых решений. В таких перечнях факторы расставлены в порядке приоритета факторов для принятия решений с указанием весовых коэффициентов каждого фактора. Помимо этого, в перечни включаются диаграммы и правила выбора той или иной стратегической альтернативы. Ввиду того, что основная схема формирования стратегического плана слишком детализирована и трудна для восприятия (схема состоит из 57 блоков), то самим И. Ансоффом была разработана и укрупненная модель.

Рнс.З - «Этапы стратегического плана И. Ансоффа»

Как видно из рисунка 3, в качестве реакции на внешние сигналы происходит определение целей развития компании. Вместе с тем, в соответствии с первоначально установленными целями развития осуществляется оценка ресурсного потенциала организации, а также ее внешней, деловой окружающей среды.

Модель И. Ансоффа согласовывалась с матрицей И. Ансоффа, опубликованной в Harvard Business Review в 1957 году в статье под названием «Стратегии диверсификации». Это дало поколениям маркетологов и бизнес-лидеров быстрый и простой способ думать о рисках роста. Иногда матрицу называют сеткой расширения продукта/рынка. И. Ансофф представил матрицу, которая сосредоточена на настоящих и потенциальных будущих продуктах компании или областях взаимодействия. Матрица показывает, что практикующие специалисты рассматривают пути с четырьмя возможными комбинациями продуктов/рынков для развития бизнеса с помощью существующих и/или новых продуктов на существующих и/или новых рынках. Эта матрица позволяет компаниям определить два ключевых фактора для своих маркетинговых стратегий: что продается и кому это продается. Поэтому он относится только к продуктам и рынкам и дает компаниям четыре альтернативных курса действий при рассмотрении их маркетинговых целей.

Перед формированием стратегии диверсификации, по мнению И. Ансоффа, существует необходимость в принятии важного стратегического решения, связанного с обеспечением синергического (системного) эффекта от всех составляющих элементов организационной структуры компании. На основании указанных стратегических решений и разрабатываются весьма конкретные стратегии диверсификации и расширения рынков сбыта для тех товаров, которые уже присутствуют на рынке. В своей совокупности или по отдельности они и

отражают общую стратегию «продукт/рынок» для организации. Вместе с тем для того, чтобы отвечать принципу целостности, стратегический план должен содержать совокупности финансовой и административной стратегии.

Финансовая стратегия — это те правила и средства, которые обеспечивают прирост финансового потенциала компании. Такая стратегия в обязательном порядке должна включать в себя анализ движения денежных потоков, соотношение между накоплением и потреблением, а также дивидендный выход.

Административная стратегия в свою очередь представляет собой набор правил по организационному развитию компании. С одной стороны такая стратегия напрямую связана с конкретными стратегическими альтернативами, а с другой стороны - с синергическим эффектом как характеристикой целостности компании.

Модель стратегического плана Г. Стейнера. Более условной, но менее привязанной к конкретной практике выглядит модель стратегического плана Г. Стейнера.Указанная модель включает в себя несколько особенностей. Первой особенностью модели является всесторонний охват и полнота представления процесса планирования, а также жесткая регламентация последовательности этапов формирования и детализации результатов действия. Именно поэтому модель Г. Стейнера иногда рассматривается как попытка объединить модели Гарвардской группы и модель И. Ансоффа.

Второй особенностью модели является то, что в ней достаточно четко и однозначно прослеживается взаимосвязь долгосрочного стратегического планирования со среднесрочным и тактическим планированием. Указанное имеет принципиальное значение для моделирования процесса формирования стратегического плана.

Стратегические решения включают в себя множество взаимосвязанных решений, поэтому их принятие может занимать достаточное количество времени - от нескольких месяцев до нескольких лет.

Основные характеристики стратегических решений:

1) отражают точку зрения руководства компании (на что должна быть похожа организация и чем она должна заниматься);

2) призваны оказать содействие организации в обеспечении взаимодействия с внешней средой (организация вынуждена подстраиваться под постоянно изменяющуюся обстановку);

3) принимают во внимание собственные ресурсы организации и содействуют при этом обеспечению точных соответствий между деловой активностью и имеющимися ресурсами;

4) включают представление о большом изменении в системе работы организации;

5) чрезвычайно сложны, включают различные степени неопределенности; они подразумевают, что организация должна делать допущения о предстоящих событиях на основе не очень надежной информации;

6) требуют всестороннего подхода к управлению организацией; удачные стратегические решения предусматривают работу управляющих вне их функциональных зон, а также консультации с другими управляющими, которые, возможно, имеют другие взгляды на перспективную деятельность организации;

7) имеют дальний прицел; они подразумевают длительные перспективы и имеют долгосрочное значение;

8) причастны к оценкам и ожиданиям ключевых участников компании внутри организации; многие авторы убеждают, что стратегия организации является отражением отношений и мнений влиятельных внутренних участников компании;

9) серьезно воздействуют на ресурсы и оперативную деятельность; они оказывают влияние на ресурсную базу организации и вызывают волны организационных решений более низкого уровня.

Принятие стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов. Этот процесс проходит в условиях нестабильности внешней среды, что накладывает определенные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска.

Д. Хиксон и его коллеги разделили стратегические решения на три основные категории (таблица 1):

Таблица 1

Три категории стратегических решений Д. Хиксона

Внд категории Содержание категории

Сжатые * использование только доступных источников информации; ■ ограниченное участие представителей заинтересованных сторон: • отсутствие процесса продолжительных переговоров и многочисленных официальных совещаний: ■ принятие окончательных решений менеджерами среднего звена.

Спор ад ическне ■ многочисленные задержки и перерывы в принятии решений; ♦ привлечение экспертов; • неоднородность качества доступной информации: • неформальное взаимодействия и переговоры посредством личных контактов и привлечением высшего руководства на финальной стадии.

Ускоренные ■ незначительные задержки и перерывы в принятии решений: ♦ ограниченное участие экспертов; ■ неоднородность качества собранной информации: * многочисленные совещания; * большая политическая власть инициаторов изменений; ■ привлечение высшего руководства на финальной стадии: » отсутствие временных затрат на принятие окончательного решения.

В свою очередь, Г. Минцберг выделяет три этапа принятия стратегического решения: осознание; сбор соответствующей информации; сокращение перечня вариантов решения и совершение окончательного выбора.

Процесс выбора стратегического решения начинается с осознания необходимости принятия такого решения. Однако в дальнейшем последовательность действий не обязательно будет происходить согласно схеме. Например, после этапа осознания руководители могут получить информацию, которая может влиять на необходимость принять решение иного типа, и вернуться к этапу осознания. В отдельных случаях руководителям приходится неоднократно проходить все три этапа, прежде чем они совершат окончательный выбор.

Подводя итог необходимо отметить, что для организации стратегия является важнейшим инструментом стратегического управления и планирования. Именно стратегия определяет впоследствии организационную структуру. Таким образом, наилучшей организационной структурой будет структура, соответствующая размерам, динамизму, сложности и составу организации. По мере развития организаций и эволюции их целей меняются их стратегии и планы. Аналогичные изменения должны происходить и с организационными структурами таких организаций. При этом этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегии.

Разработка стратегии является сложным делом, а перестройка организации оказывается трудоемкой и сложной работой по форме и по существу.

Отсутствие или неполное понимание роли структуры в реализации стратегии обрекли многие эффективные и хорошо задуманные стратегии на неудачу.

Список литературы

1. Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика. - М., 2001.

2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. - М., 2002.

3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

4. Управление организацией/ Под ред. А. Г. Поршнева и др. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. - М., 2004.

6. Стратегическое планирование: Учебное пособие/под ред. А. Н. Петрова. - СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.