УДК 338.6.2: 339.5
НИ. Новиков, Г.В. Новикова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
По мере изменения практики стратегического планирования его теория проходит разные этапы формирования. Анализ этапов показывает, что стратегическое планирование начало успешно развиваться в первой четверти XX в. и к середине 70-х гг. XX столетия сложилось как самостоятельная область исследования и управленческой практики.
На первом этапе становления теории стратегического планирования, который в экономической литературе определен с 1925 по 1950 г. [1, 3], акцент был направлен на бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента, так, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в наши дни являются одним из самых распространенных методов планирования.
С 1950 г. начинается второй этап - долгосрочное планирование. Оно основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций в будущее. Этот подход стал наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства.
Конец 60-х и начало 70-х гг. XX в. - третий этап - стратегическое планирование. Оно основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на имеющиеся сильные и слабые стороны организации.
С середины 1970 г. и по настоящее время -четвертый этап. Он характерен стратегическим планированием в рамках стратегического менеджмента. Подобно стратегическому планированию стратегический менеджмент основывается на изучении динамики внешней среды организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и избегания угроз.
При таком, казалось бы, разностороннем развитии теории стратегического планирования оно не является совершенным и подвергается критическим замечаниям. Так, в работе «Стратегическое управление организацией» Э.В. Вер-гилес выделяет следующие недостатки стратегического планирования: стратегическое планирование не дает точной и детальной картины будущего; стратегическое планирование не дает описательной теории, что делать при решении определенных задач в конкретных ситуациях; стратегическое планирование требует высоких ресурсозатрат; резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. Особенно «трагическими» являются последствия неверного прогноза для предприятий, реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке; при реализации системы стратегического планирования на предприятиях основной упор делается на разработке стратегического плана, при этом слабое внимание уделяется его реализации [4].
В связи с этим полагаем целесообразным согласиться с точкой зрения И.Н. Устюжанинова,
выделяющего следующие причины ограниченности применения стратегического планирования в России: консерватизм управленческого мышления большого числа руководителей; преобладание во многих случаях «теневых», вне-производственных мотивов и целей в управлении предприятиями, когда научная теория в управлении не является необходимой; существующее среди руководителей мнение, что стратегия является их прерогативой и вмешательств «теоретиков» и консультантов не требуется.
Чтобы представить простой и понятный алгоритм стратегического планирования, необходимо на любом предприятии выбрать решение с минимальным риском его применения. Основы представления алгоритма, по нашему мнению, заключаются в следующем:
1) система управления стратегическим планированием базируется на разработке, совершенствовании и выполнении стратегического плана;
2) стратегическое планирование - это непрерывный итерационный процесс, техническую основу которого составляют программные продукты для бизнес-планирования, при котором:
- составляется по мере реализации и корректируется субъективное представление руководства о желаемом будущем предприятия;
- разрабатывается набор вариантов стратегий, каждая из которых ведет к желаемому будущему и состоит из последовательности промежуточных целей, «обсчитанных» по стоимости и затратам, имеющих ряд удовлетворительных стратегических альтернатив в пределах заданного стратегического набора;
- техника постоянных изменений на предприятии заключается в реализации, осмыслении и системной оценке результатов достижения ближних промежуточных стратегических целей, а при необходимости - в корректировке стратегии.
Поскольку стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления, то его процесс кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль ее реализации. Поэтому остановимся на анализе катего-
рий «стратегическое планирование», «стратегия» и «стратегическое управление».
Современная динамика процессов в экономике является настолько значимой, что, на наш взгляд, стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно дает топ-менеджерам основу для принятия решений с минимальными рисками и обеспечивает интеграцию целей и задач структурных подразделений предприятия.
Для стратегического планирования в черной металлургии, в отличие от других отраслей, характерны определенные особенности: стратегическое планирование должно дополняться текущим планированием; стратегические планы разрабатываются под руководством высших менеджеров предприятий; годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана.
Большинство западных специалистов считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован [2, 5].
На экономическую категорию «стратегическое планирование», относительно его сущности и содержания, существует множество точек зрения, но которые, на наш взгляд, в полной мере раскрывают ее. Ряд определений понятия «стратегическое планирование» приведены в табл. 1.
Анализ определений, приведенных в таблице, показывает, что в настоящее время большинство авторов рассматривают стратегическое планирование как циклический процесс, состоящий из ряда этапов: определение миссии и целей, анализ существующей стратегии, внешней и внутренней среды, разработка стратегии и ее реализация, но единого, устоявшегося мнения на состав процесса стратегического планирования и последовательность его этапов нет.
Большинство приведенных определений, на наш взгляд, имеют один недостаток: анализ должен быть первичным по отношению к остальным этапам стратегического планирования, поскольку на основании результатов анализа разрабатывается миссия, осуществляется постановка целей. Если предположить, что анализ не является первичной категорией, то
Таблица 1
Определения понятия «стратегическое планирование»
Авторы определений Характерные особенности определений
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Стратегическое планирование - это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей
У. Кинг, Д. Клилинд Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов
И. Ансофф Стратегическое планирование - это следующая ступень эволюции долгосрочного планирования. Автор полагает, что «главное различие между долгосрочным и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего», а также в том, что стратегическое планирование использует такие новые методы, как «построение сценариев, применение моделей для анализа портфеля капиталовложений, разработка планов на ситуационной основе, использование суждений опытных экспертов, построение матриц оценки различных вариантов хозяйственного поведения», в то время как долгосрочное планирование осуществляется на основе экстраполяции существующих тенденций, что в итоге может привести к значительному отклонению фактических результатов от запланированных
А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин Стратегическое планирование как процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Стратегическое планирование сводится к ответу на следующие вопросы: каково настоящее положение организации, какова стратегическая ситуация, в которой она находится? в каком положении руководство организации хочет видеть ее в будущем? какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? что и как нужно сделать, чтобы достичь целей руководства?
В.Р. Веснин Стратегическое планирование - это «определение миссии, постановка целей, формулирование стратегий и рассмотрение альтернатив, окончательный выбор и составление соответствующих планов»
М.И. Бухалков Стратегическое планирование - это процесс, состоящий из следующих этапов: определение долгосрочной стратегии, основных идеалов, целей и задач развития предприятия; создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии; обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка; осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического роста фирмы; разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции; выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач; контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации
Тоехиро Коно Стратегическое планирование - это процесс, состоящий из следующих стадий: формирование предпосылок - сбор информации об окружающей среде, деятельности отраслевых предприятий, конкурентах, составление прогнозов на будущее, оценка угрозы со стороны, сравнение результатов прошлой деятельности и текущего состояния фирмы; постановка проблем - определение темпов роста фирмы, прогноз результатов при условии сохранения действующей политики, определение уровня притязаний, сравнение, выявление разрывов, выработка стратегии по ликвидации разрывов; оформление среднесрочных планов - выдвижение среднесрочных проектов, привязка их к ресурсам, составление планов ассортимента продукции, подготовка планов развития (производственные мощности, персонал, прибыль)
В. Д. Шкардун Стратегическое планирование - это процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих состояний, которые желательны и которые не появятся сами собой без определенных усилий
А.Н. Азрилиян, О.М. Азрилиян, Е.В. Калашникова, О.В. Квардакова Стратегическое планирование - это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих перспективных целей
Спрос Оценка спроса Причина спроса и Планирование объема производства и реализации
Внешний Увеличение спроса. Потребление металла и Оперативное.
рынок (спрос) Стабильный спрос. Снижение спроса Среднесрочное. Долгосрочное
—> Конкурентоспособность и
Рис. 1. Существующая схема планирования производства и реализации металлопродукции
на металлургических предприятиях
неясным становится, что является основанием для разработки или корректировки миссии и целей. Поэтому анализ следует считать первичной категорией по отношению к стратегическому планированию. Этому выводу наиболее точно, по мнению авторов, соответствует подход, предложенный Т. Коно, в котором предложена модель стратегического планирования, имеющая следующие преимущества перед моделями других авторов: анализ является первичным по отношению к остальным этапам планирования, т. е. отсутствует недостаток, присущий большинству рассмотренных выше подходов; в наличии имеется ориентир (стратегическое видение) как основа (наряду с миссией) для постановки целей; в основе постановки целей лежит механизм определения стратегических разрывов, что позволяет производить переход от стратегического видения как конечного состояния социально-экономической системы, к которому она должна стремиться, к конкретному перечню шагов по достижению стратегических целей; в модели заложен переход от общего к частному, что является последним этапом планирования и конкретизацией разработанной стратегии на среднесрочную перспективу посредством реализации среднесрочных планов и проектов.
Отметим, что «стратегическое планирование» и «долгосрочное планирование» - разные понятия. Отличие между двумя разновидностями планирования выделил И. Ансофф, и состоит оно в трактовке будущего (долгосрочное планирование предполагает экстраполяцию существующих тенденций на будущие периоды, а стратегическое планирование опирается на анализ тенденций и перспектив, экспертные оценки) [2].
Стратегическое планирование основывается на рыночной среде, в которой действует предприятие. Существующая схема планирования производства и реализации продукции на предприятиях черной металлургии представлена на рис. 1.
По существующей схеме внимание уделяется ситуации на рынке, динамике конкурентоспособности и спросу. Предприятие при планировании стремится оценить ситуацию, а также предугадать изменения, которые могут иметь стратегические последствия.
Недостаток периодического планирования состоит в том, что потребность в стратегическом анализе и принятии соответствующих решений возникает постоянно. Внешняя среда, технологии могут меняться и их влияние может оказаться внезапным, поэтому жесткая привязка к циклу планирования приводит к потерям прибыли и дополнительным затратам.
Решение стратегических задач, обеспечивающих устойчивый спрос на металлопродукцию на внешнем и внутреннем рынках, на наш взгляд, кроется в четком сочетании стратегического и тактического планирования производства на металлургическом предприятии. В стратегический план включаются мероприятия, обеспечивающие повышение конкурентоспособности металлопродукции, которые в последующем детализируются (по срокам, объему, затратам и т. д.) в тактических планах. Процесс сочетания стратегического и тактического планирования осуществляется непрерывно с учетом возникающих потребностей в совершенствовании производства, техники и технологии, обеспечивающих повышение конкурентоспособности металлопродукции. Для решения вопросов сочетания стратегического
Рис. 2. Принципиальная схема сочетания стратегического и тактического планирования производства
и тактического планирования производства на металлургических предприятиях нами предложена принципиальная схема (рис. 2).
Из приведенных в табл. 2 определений стратегического планирования следует, что
оно неразрывно связано с понятием «стратегия». Рассмотрим определения понятия «стратегия» ряда зарубежных и российских исследователей, занимающихся этой проблемой (табл. 2).
Таблица 2
Определения понятия «стратегия»
Авторы определений Характерные особенности определений
А. Чандлер Стратегия - определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей (триада: цели - курсы действий (программы) - ресурсы)
И. Ансофф Стратегия - один из нескольких наборов правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности
Г. Минцберг Стратегия - единство «5Р»: план (plan), шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, (ploy). Стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией. Стратегия как шаблон, или образец, означает, что данное понятие должно учитывать особенности поведения высшего руководства организации. Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации, предприятия к внешней среде. Стратегия как перспектива - концепция бизнеса организации. Стратегия как проделка есть некоторый специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента
А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III Стратегия - это «комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей»
М. Мескон Стратегия - это «детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей»
А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей
Из приведенных в табл. 2 определений следует, что существует множество точек зрения на это понятие, но единого, устоявшегося термина «стратегия» нет. Попытку классифицировать имеющиеся определения понятия «стратегия» и ее сущности предпринял Г. Минцберг, который разделил подходы к определению стратегии на пять основных групп (пять «П» стратегии).
Существующие дефиниции стратегии, на наш взгляд, целесообразно разделить только на две группы. Полагаем, что к первой группе следует отнести дефиниции стратегии, авторы которых предлагают рассматривать стратегию как набор правил для принятия решений и методов, направленных на реализацию поставленных целей. К этой группе следует отнести определение, предлагаемое И. Ансоффом, А. Чандлером, О.А. Зайцевой, Н.И. Рогачевым, А.А. Томпсоном. По нашему мнению, их определение стратегии сужает сущность экономической категории и не отражает ее в полной мере.
Ко второй группе следует отнести дефиниции, авторы которых, отождествляют стратегию с планом. К ней мы относим определения стратегии, предложенные М. Месконом, Ф. Хедоури, А.Г. Поршневым, З.П. Румянцевой.
Большинство из дефиниций стратегии имеют недостаток - ограниченность, поскольку, на наш взгляд, это категория более широкая, чем совокупность правил для принятия решения или просто план. На основе анализа изложенных определений стратегии и практики разработки планов разного уровня на металлургических предприятиях Западно-Сибирского региона нами предлагается следующая дефиниция стратегии: «стратегия - это совокупность элементов для действия на перспективу - целей, долгосрочной политики и долгосрочной программы». Такое определение является, на наш взгляд, наиболее полным и в наибольшей степени раскрывает сущность стратегии как средства достижения конечного состояния, которое представляется субъекту управления «идеалом», конечной целью развития, включающим три важных составляющих: цели, политику и конкретную программу действий.
В 60-е гг. предыдущего столетия в экономике стала нарастать нестабильность, в связи с чем
возникла необходимость управлять развитием предприятий в долгосрочной перспективе, а с 70-х гг. ситуация менялась уже столь стремительно и непредсказуемо, что прежними методами эффективно управлять стало невозможно.
Для адаптации предприятия к быстро меняющейся среде стали использовать стратегический маркетинг и стратегическое управление.
Термин «стратегическое управление» стал использоваться на рубеже 1960-х и 1970-х гг., чтобы обозначить различия между управлением на низовом уровне (предприятие, цех), осуществлявшимся традиционными способами, и управлением на уровне фирмы.
Значительным прорывом в теории стратегического управления стала работа М. Портера «Конкурентные стратегии», где сформулированы общие стратегии конкуренции, которые считаются многими исследователями в области стратегического управления наиболее работоспособными инструментами для практической деятельности современных организаций.
И. Ансофф в своих работах поставил и решил задачу реализации и схематизации процедуры стратегического управления для процесса разработки стратегии роста крупных компаний.
В отечественной экономической литературе до 1990 г. проблемы стратегического управления рассматривались эпизодически, как опыт управления в капиталистических фирмах (работы Ю.П. Васильева, А.Л. Семенова). Следует отметить В.М. Архипова, который в 1984 г. в своей монографии «Проектирование производственного потенциала объединения» обосновал необходимость разработки стратегического плана на крупных промышленных предприятиях. В период плановой экономики этот тезис имел революционный характер, поскольку в природе не существует стратегии, единой для всех предприятий, как и отсутствует единое универсальное стратегическое управление. В то же время, по нашему мнению, имеется ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о существовании некоторых обобщенных принципов реализации стратегического управления и об обобщающей теории стратегического управления, знание которых помогает более эффективно управлять предприятием.
Таблица 3
Определения понятия «стратегическое управление»
Авторы определений Определения понятия
А. Роув Стратегический менеджмент - процесс принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой
У. Глук, Л. Джаух Стратегический менеджмент - направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей
Дж. Пирс и Р. Робертсон Стратегический менеджмент - набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации
Дж. Хиггенс Стратегическое управление - процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением
О.С. Виханский Стратегическое управление - такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей
Э.В. Вергилес Стратегическое управление - такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование
А. Томпсон-мл, А. Дж. Стрикленд Стратегический менеджмент - это процесс, состоящий из последовательного решения пяти следующих задач: формирование стратегического видения компании; постановка целей; разработка стратегии; реализация стратегии; оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей
А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач
В.Р. Веснин Стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке и реализации стратегии в масштабе реального времени
И. Ансофф Под стратегическим менеджментом автор понимает рассмотрение стратегического планирования и внедрение его в жизнь организации как единого целого. Стратегический менеджмент, по мнению автора, состоит из формулирования стратегий, развития деловых способностей компании, управления внедрением стратегий и развитием способностей
Анализ результатов поиска понятия, сущности и формулировки стратегического управления предприятием показал, что существует большое количество источников информации с различными их трактовками, что свидетельствует о неусто-
явшейся терминологии. Определения понятия «стратегическое управление» приведены в табл. 3.
Отметим недостатки, имеющие место в представленных определениях стратегического управления:
- отождествление стратегического менеджмента и стратегического планирования. По нашему мнению, стратегический менеджмент и стратегическое планирование не являются тождественными экономическими категориями, поскольку сущность стратегического планирования сводится к разработке и реализации стратегии, а стратегическое управление - это более широкая категория и стратегическое планирование носит по отношению к ней подчиненный характер;
- акцент на качественные характеристики стратегического управления отражается на стратегическом управлении, но не раскрываются его сущность и содержание;
- отождествление стратегического управления с инструментарием, с помощью которого осуществляется стратегическое планирование, по мнению авторов, упускает то, что стратегическое управление является процессом, а не статичной категорией и шире, чем совокупность методов и приемов.
Стратегическое управление организациями, по нашему мнению, основывается на следующих положениях:
- организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей: созданием организации для достижения определенной цели; наличием ресурсов и их преобразованием в материальные блага; соизмерением затрат на производство и использование товара с результатами деятельности; многокритериальностью задач управления; большей динамичностью протекающих процессов; невозможностью формализации ряда задач управления организациями;
- организации являются открытыми системами, на которые влияют многочисленные факторы внешней среды;
- стратегии организаций уникальны, поэтому универсальных решений, пригодных для их реализации, не существует. Отсутствуют и стандартные наборы правил и порядка решений стратегических задач.
Следует отметить, что управление предприятием как научное направление сформировалось в начале XX в. К началу 1900-х гг. относится появление новой системы управления, основ-
ное внимание в которой уделяется контролю над отклонениями от годового бюджета и управлению сложностью в производственном процессе. Изначально для разных отделов предприятия определяется годовой бюджет, а руководство предприятия анализирует все отклонения от него, выявляет их причины и при необходимости принимает решение о корректирующих воздействиях. Эта система строится на принципе, что будущее является продолжением прошлого.
К определению понятий «стратегическое планирование», «стратегия», и «стратегическое управление» научное сообщество шло долгим и порой противоречивым путем, где лидерами являются А. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ансофф и Р. Акофф. Анализ характерных особенностей определений и понятий «стратегическое планирование», «стратегия» и «стратегическое управление», позволяет отметить, что в настоящее время стратегическое планирование и стратегическое управление в России как наука и инструменты управления предприятием на практике находятся на стадии становления, поэтому для них, на наш взгляд, характерны следующие недостатки: неустоявшаяся терминология; эклектичность теоретических построений; разобщенность ученых и практиков, работающих в данной области.
Проанализировав категорию «стратегическое управление» и его важнейшую функцию -«стратегическое планирование», мы сведем их сравнительные характеристики в следующую таблицу (табл. 4).
Современные теория и практика позволяют сделать вывод о том, что основными принципами стратегического планирования являются: предположение о единстве предприятия и окружающей среды, используемое при постановке основных целей и задач, разработке стратегических планов и формировании программ их реализации; ориентация на реализацию прогноза и миссии предприятия с выработкой значимых качественных целей, направленных на достижение конкурентоспособности; учет при разработке стратегических планов и выборе стратегий особенностей рынков, исходя из которых эта стратегия будет реализовываться.
Таблица 4
Принципиальное различие понятий «стратегическое планирование» и «стратегическое управление»
Сравнительные признаки Стратегическое планирование Стратегическое управление
Цель Смоделировать движение организации к поставленной цели Обеспечить согласованное движение организации к поставленной цели
Задачи 1. Установить стратегические ориентиры. 2. Разработать принципы (модель) поведения организации по достижению поставленных стратегических ориентиров (стратегию организации). 3. Увязать стратегию организации с требуемыми ресурсами, временем реализации и ответственными подразделениями (спланировать реализацию стратегии). 4. Обеспечить ориентацию систем текущего и оперативного планирования на реализацию принятой стратегии. 5. Обеспечить своевременную и адекватную корректировку стратегических ориентиров, стратегии и стратегического плана 1. Установить стратегические ориентиры. 2. Разработать принципы (модель) поведения организации по достижению поставленных стратегических ориентиров (стратегии организации). 3. Увязать стратегию с требуемым организационно-экономическим механизмом реализации стратегии (механизмами планирования, организации, мотивации и контроля реализации стратегии). 4. Повести необходимые стратегические изменения, направленные на формирование адекватного механизма реализации стратегии. 5. Обеспечить реализацию стратегии в процессе текущего и оперативного управления организации. 6. Обеспечить своевременную и адекватную корректировку стратегических ориентиров, стратегии и механизма реализации стратегии
Функции Анализ. Прогнозирование. Целеполага-ние. Координация. Учет. Корректировка Анализ. Прогнозирование. Целеполагание. Координация. Организация. Стимулирование. Учет. Контроль. Регулирование
Этапы 1. Постановка стратегических ориентиров. 2. Стратегический анализ деятельности предприятия. 3. Разработка стратегии. 4. Планирование реализации стратегии. 5. Аудит системы стратегического планирования 1. Постановка стратегических ориентиров. 2. Стратегический анализ деятельности предприятия. 3. Разработка стратегии. 4. Формирование механизма реализации стратегии. 5. Реализация стратегии. 6. Аудит системы стратегического управления
Результаты 1. Прогнозы глобальных и конкурентных условий хозяйствования. 2. Стратегические ориентиры. 3. Стратегия. 4. Система планов реализации стратегии. 5. Система текущего оперативного планирования, нацеленная на реализацию стратегии. 6. Механизм аудита системы стратегического планирования 1. Прогнозы глобальных и конкурентных условий хозяйствования. 2. Стратегические ориентиры. 3. Стратегия. 4. Механизм реализации стратегии. 5. Система текущего и оперативного управления, нацеленная на реализацию стратегии. 6. Механизм аудита системы стратегического планирования
N5 N5
I
аз <
х
I
0
н 0) X
1
s
_с
ф
о
ш со £|
о
о
о
ч ^
0 =1 о\
I
=1 <
IV)
1
1\Э
м о
0)
0
1
о
I
»
Рис. 3. Модель процесса стратегического планирования на металлургическом предприятии
Объектом стратегического планирования является стратегический процесс, включающий: определение стратегических ориентиров; исследование внутренней и внешней среды предприятия; разработку стратегии; практическую деятельность по достижению поставленных целей; преобразование предприятия в новое состояние; оценку результатов реализации стратегии. На основе предложенных принципов нами представлена модель процесса стратегического планирования на металлургическом предприятии (рис. 3).
Модель состоит из пяти взаимосвязанных блоков, в которых объединены интегрированные действия менеджеров и специалистов, ответственных за планирование в процессе разра-
ботки планов: блок 1 - выработка стратегических ориентиров; блок 2 - стратегический анализ; блок 3 - разработка стратегии; блок 4 -формирование механизма реализации стратегии; блок 5 - оценка параметров на каждом этапе реализации стратегии с учетом динамики внешней и внутренней среды.
Имманентными для стратегического планирования являются следующие этапы: определение миссии предприятия; формулирование целей и задач функционирования предприятия; анализ и оценка внутренней среды предприятия; анализ и оценка внешней среды; разработка и анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Акмаева: - М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.
2. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст]: учеб. пособие : пер. с англ. / И. Ансофф; под ред. Ю.Н. Кантуревского. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.
3. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии [Текст]: учебник. - 3-е изд. - М.: Инфра-М, 2008. - 416 с.
4. Вергилес, Э.В. Стратегическое управление организаций [Текст] / Э.В. Вергилес. - М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - 17 с.
5. Виссена, Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания [Текст] : пер. с англ. / Х. Виссена. - М.: ФИНПРЕСС, 2000. - 272 с.