Научная статья на тему 'Алгоритм формирования и корректировки стратегического плана транспортно-экспедиторской компании'

Алгоритм формирования и корректировки стратегического плана транспортно-экспедиторской компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЧАСТНАЯ СТРАТЕГИЯ / БЛОК-СХЕМА ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / FORWARDING SERVICES / GENERAL STRATEGY OF DEVELOPMENT / PARTICULAR STRATEGY / BLOCK-SCHEME OF THE PROCESS OF STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Мария Борисовна

Процесс стратегического планирования необходим для транспортных компаний, работающих в конкурентной среде. В данной статье рассмотрена история развития стратегического планирования и стратегического менеджмента. Мы также проанализировали различные модели процесса стратегического планирования. В данной статье мы предложили блок-схему процесса стратегического менеджмента для применения в транспортно-экспедиторской деятельности. Этот метод базируется на разделении стратегий на генеральные и частные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of strategic planning is necessary for transport companies working in competitive environment. The history of strategic planning and management is examined in this article. We have analyzed different models of strategic planning process. In this article we have offered block-scheme of the process of strategic management to use in forwarding activity. This method is based on division strategies into general and particular.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования и корректировки стратегического плана транспортно-экспедиторской компании»

УДК 338.47:656.615.073 М. Б. Иванова,

канд. экон. наук, ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова»

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ

SCHEME OF ORGANIZING AND CORRECTION OF STRATEGIC PLAN

OF FORWARDING COMPANY

Процесс стратегического планирования необходим для транспортных компаний, работающих в конкурентной среде. В данной статье рассмотрена история развития стратегического планирования и стратегического менеджмента. Мы также проанализировали различные модели процесса стратегического планирования.

В данной статье мы предложили блок-схему процесса стратегического менеджмента для применения в транспортно-экспедиторской деятельности. Этот метод базируется на разделении стратегий на генеральные и частные.

Process of strategic planning is necessary for transport companies working in competitive environment. The history of strategic planning and management is examined in this article. We have analyzed different models of strategic planning process.

In this article we have offered block-scheme of the process of strategic management to use in forwarding activity. This method is based on division strategies into general and particular.

Ключевые слова: транспортно-экспедиторские услуги, генеральная стратегия развития, частная стратегия, блок-схема процесса стратегического менеджмента.

Key words: forwarding services, general strategy of development, particular strategy, block-scheme of the process of strategic management.

m

106]

Н

АЧИНАЯ с 1970-х гг. внешняя ситуация на мировых и национальных рынках, степень развития коммерческих организаций привели к необходимости применения в теории и практике экономической деятельности новой концепции планирования и управления предприятием — концепции стратегического менеджмента. Усложнение комплекса предоставляемых услуг транспортно-экспедиторских компаний, динамичность развития транспортного рынка привели к необходимости применения стратегического менеджмента в транспортно-экспедиторской деятельности.

Целью данной статьи является построение общей схемы процесса стратегического управления в транспортно-экспедиторской компании.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

— рассмотреть историю развития теории и практики стратегического планирования и стратегического менеджмента;

— рассмотреть классификацию различных школ стратегического планирования;

— изучить модели и алгоритмы процесса стратегического управления, представленные в российской и зарубежной экономической литературе;

— рассмотреть эволюцию управления транспортным процессом с точки зрения экспедиторской компании;

— предложить модель процесса стратегического менеджмента для транспортно-экспедиторского предприятия.

История развития стратегического планирования, а затем и стратегического менеджмента неразрывно связана с развитием мировой торговли, повышением интенсивности конкурен-

ции на рынках различных товаров и услуг, увеличением непредсказуемости факторов внешней среды.

Исторически первой формой научного планирования было краткосрочное планирование, которое носило форму бюджетирования и контроля. Эта форма планирования охватывает период с конца 1950-х — начала 1960-х гг. [7, с. 10]. М. Б. Шифрин называет этот период финансовым, так как основной задачей менеджмента в этот период было управление издержками предприятия [9, с. 18]. В данный период внешняя деловая среда была относительно стабильна, как и потребность в основных ресурсах компании. В связи с этим планирование рассматривалось как составление годового бюджета компании.

Некоторые авторы не выделяют этот период отдельно, а сразу акцентируют внимание на следующем этапе — долгосрочном планировании [2, с. 40]. Внешняя среда организации стала менее стабильной. Это сопровождалось быстрым экономическим ростом компаний, увеличением количества ресурсов. Основной метод планирования 1960-х гг. — экстраполяция прошлых тенденций на будущее развитие организации.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. окружающая среда предприятия стала еще более нестабильной. И планирование сконцентрировалось на прогнозировании изменений ситуации во внешнем окружении предприятия. План развития предприятия стал представлять собой набор альтернативных вариантов. Данное направление получило название «стратегическое планирование». Главная черта такого планирования — постоянный мониторинг внешней среды, стратегический анализ и выработка адекватных реакций в соответствии с целями организации.

Сложность прогнозирования изменений середины 1970-х гг. потребовала изменения концепции планирования. Планирование перестало быть программированием. Важная черта нового этапа, по мнению Г. Минцберга [7, с. 13], — стратегическое видение, которое требует, помимо стройной стратегии развития, эрудиции и интуиции менеджера, а также творческого подхода, так как большинство изменений внешней среды стали внезапны и непредсказуемы. В данном случае необходим мониторинг окружения в режиме реального времени. Начиная с 1972 г. стратегический менеджмент стали практиковать “General Electric”, “IBM”, “Coca-cola”. В 1973 г. в США была проведена I Международная конференция по стратегическому менеджменту, и этот год считают годом рождения стратегического менеджмента [2, с. 42].

Большой вклад в развитие стратегического менеджмента привнесли работы М. Портера. Им были сформулированы базовые стратегии развития предприятия, исследованы конкурентные преимущества фирмы.

В 1990-е гг. получила развитие теория ключевых компетенций. Ее авторы К. Прахалад и Г. Хэмел дают следующее определение стержневых (ключевых) компетенций. Стержневые компетенции являются коллективным знанием организации, направленным на координирование разнотипных производственных навыков и связывание воедино множественных технологических потоков.

Далее кратко рассмотрена история стратегического планирования в России. В нашей стране научное отношение к управлению зародилось на рубеже XIX-XX вв. В основном это отношение касалось научной организации труда. 1920-е гг. стали периодом развития менеджмента, когда отечественная наука управления создала теоретические и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. В 1931 г. был создан Центральный институт производства и управления промышленностью Наркомтяжпрома [8, с. 121-140]. В данном институте исследовались проблемы организации массового и поточного производства, диспетчерского обеспечения управления и другие проблемы.

В конце 1950-х гг. происходит усложнение структуры народного хозяйства СССР. В связи с этим управлению производством стало уделяться больше внимания. В 1960-е гг. завоевывает позиции правовая теория управления. Управление реализуется через властно-организационные функции. В начале 1970-х гг. возникла идея комплексного подхода к проблеме управления производством.

Выпуск 1

В 1990-х гг. отечественная наука управления вступает в новый этап развития, связанный с проведением рыночных преобразований. Первыми работами в области стратегического планирования, изданными в нашей стране в 1992 г., стали работы А. Н. Петрова и Ю. В. Гусева. Этой проблемой в России занимаются также О. С. Виханский, Р. А. Фатхутдинов, А. Т. Зуб, В. С. Катькало и др.

Далее рассмотрим отдельные направления развития науки о стратегиях. Генри Минтцбер-гом они были систематизированы в десять школ. Основные постулаты отдельных школ представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные постулаты школ стратегического планирования

№ п/п Направление Основные моменты

1 Школа дизайна Стратегия рождается в результате тщательного мыслительного процесса. Оценка деятельности фирмы производится в результате SWOT-анализа, после которого определяются стратегические альтернативы. Они оцениваются высшим руководством компании и выбирается наилучшая стратегия

2 Школа планирования Формирование стратегии представляет собой рациональный процесс, разделяемый на конкретные шаги, каждый из которых сопровождается аналитической работой. После соединения компонентов получаем «правильную» стратегию

3 Школа позиционирования Для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий. Стратегии формируются на основе аналитических расчетов, исходя определенной рыночной позиции по отношению к остальным участникам рынка

4 Школа предпринимательства Выбор стратегии основан на интуиции, а успешность выбора зависит от таланта менеджера

5 Когнитивная школа Минтцберг говорит о том, что такая школа должна была бы существовать. Основная идея — исследовать, каким образом разум обрабатывает информацию и формирует стратегию

6 Школа обучения Формирование стратегии рассматривается как последовательный, постоянно развивающийся процесс. Стратегии могут появляться на всех уровнях производства

7 Школа власти Минцберг различает два направления: первое — когда влиятельные индивиды используют политические средства для достижения своих целей; второе — когда компании используют политическое влияние на организации во внешней среде для достижения своих целей

8 Школа культуры Процесс принятия стратегического решения сводится к следующему: общепринятые традиции, история и культура создают ожидания, которые, в свою очередь, влияют на поведение и процесс принятия стратегических решений

9 Школа окружающей среды Внешние обстоятельства диктуют стратегию

10 Школа конфигурации Процесс формирования стратегии определяется временем или обстоятельствами. Любой метод может подойти в определенной ситуации. Это зависит от размера и зрелости компании, от конкретного окружения организации, от фазы жизненного цикла товара

Анализ данной классификации, которую провел в своей работе А. Н. Петров [7, с. 11], позволил автору сделать ряд заключений:

— выделение ряда школ представляется несколько надуманным. Это касается в первую очередь когнитивной школы;

— в классификации присутствует взаимное пересечение постулатов и посылок различных

школ;

— ни одна из школ не описывает процесс формирования стратегии полностью, обращая внимание на какой-либо важный аспект.

На наш взгляд, данные замечания являются существенными. Кроме того, данная классификация, по сути, проводится по разным основаниям. Первые три школы, а также школа обучения различаются по алгоритму процесса формирования стратегии, применяемым методам, основным источникам формирования стратегии.

Школы власти, предпринимательства, культуры, окружающей среды, конфигурации различаются по основным моментам, которые ставятся во главу угла при формировании стратегии. Так, в школе предпринимательства основным моментом выступает интуиция руководства, в школе власти — политические мотивы, в школе культуры — культурные ценности, в школе окружающей среды — внешняя среда функционирования предприятия, в школе конфигурации — внутреннее состояние дел на предприятии.

Тем не менее, несмотря на указанные выше недостатки, данная классификация обладает неоспоримым достоинством. Ее автором были рассмотрены и проанализированы большое количество источников по проблеме стратегического планирования и менеджмента и выявлены основные черты различных концепций данных школ. Данная информация может быть полезна при формировании стратегии для транспортных компаний.

В работах известных экономистов содержится также множество вариантов представления процесса стратегического менеджмента в виде контуров, блок-схем алгоритмов, описания процесса принятия стратегических решений. Ниже рассмотрим некоторые из этих моделей.

В работе [7, с. 13-17] А. Н. Петров выделяет три основные модификации процесса стратегического планирования, которые приведены в виде контуров (табл. 2).

Таблица 2

Основные особенности основных контуров стратегического планирования

Модель стратегического планирования Основные особенности

Модель Гарвардской школы Процесс формирования стратегического плана представляет собой точку пересечения возможностей и угроз внешней окружающей среды (ключевые факторы успеха) и сильных и слабых сторон компании

Модель И. Ансоффа Реакцией на внешние сигналы является определение целей развития предприятия. Далее осуществляется оценка ресурсного потенциала предприятия и окружающей среды. Учет системного эффекта от всех составляющих элементов организационной системы предприятия. На основании вышеприведенного разрабатываются стратегии развития компании. Существенное отличие — наличие обратной связи, обеспечивающей непрерывность процесса стратегического планирования

Модель Г. Стейнера Попытка объединить рассмотренные выше модели. Основное отличие — указана связь между стратегическим, среднесрочным и тактическим планированием

(109

Далее в своей работе А. Н. Петров предлагает использовать контур стратегического планирования, разработанный им самим. Основные особенности его состоят в следующем. Процесс формирования стратегического плана начинается с этапа анализа. Далее следует формулировка целей — представление о желаемом состоянии предприятия. Основное отличие данного контура стратегического планирования заложено на этапе выбора стратегии. Здесь использован принцип

Выпуск 1

иерархичности стратегии. Одновременно с базовой (корпоративной) стратегией разрабатываются стратегии для каждого структурного подразделения предприятия.

Далее рассмотрен алгоритм разработки стратегии, предлагаемый М. Б. Шифриным в работе [9, с. 20]. Данный процесс стратегического менеджмента представлен на рис. 1.

Разработка стратегии

Внесение изменений, коррективы

Рис. 1. Процесс стратегического менеджмента, по М. Б. Шифрину

ш

Автор данного алгоритма считает, что для эффективной разработки стратегии фирмы прежде всего необходима ясная концепция бизнеса — видение, то есть представление менеджеров относительно позиции компании на рынке и долгосрочного курса развития.

После выбора основополагающей общей стратегии автор алгоритма М. Б. Шифрин полагает, что в дальнейшем необходимо разрабатывать тактику, политику, процедуры и правила. Политика подразумевает принятие внутрифирменного кодекса законов, процедуры — это действия при часто повторяющихся ситуациях, правила определяют, что должно быть сделано в конкретной ситуации. По поводу этого автор данной статьи считает, что политика в компании должна быть принята независимо от стратегии, а процедуры и правила должны быть частью тактики. На наш взгляд, целесообразнее делить стратегический процесс и сами стратегии на генеральные (общие) и частные. Генеральная стратегия — направление развития компании в каждой стратегической зоне хозяйствования. Частная стратегия — комплекс конкретных действий по реализации общей стратегии для достижения целей организации.

Несомненным положительным моментом работы М. Б. Шифрина является лаконичное определение понятия «стратегический менеджмент». Звучит оно так. Стратегический менеджмент — это стратегическое планирование с обратной связью. В процессе стратегического менеджмента ничто не является окончательным и претерпевает изменения в зависимости от организационной среды предприятия. Внешние и внутренние факторы в определенный момент времени вынуждают пересматривать цели компании и стратегию ее развития.

Далее рассмотрим процесс разработки и реализации конкурентных стратегий, предложенный в работе Н. В Боровских [1, с. 41-44]. Данный процесс включает следующие этапы:

— анализ внешней окружающей среды;

— исследование внутренней среды;

— определение стратегической конкурентной цели и постановку задач;

— анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии;

— реализация стратегических решений.

Как видно из вышеперечисленных алгоритмов, все они похожи и различаются в деталях. Одно из отличий — какой этап идет первым? Оценка внешней и внутренней среды или формулировка целей развития?

В данной методике сначала идет анализ окружающей среды, и мы с этим согласны, так как речь идет о конкретных целях развития, на первом этапе необходимо определить положение дел на самом предприятии, ситуацию на рынке, влияние других внешних факторов.

В данной методике отсутствуют два этапа: оценка реализации стратегии и контроль. Следовательно, здесь идет речь о стратегическом планировании. Однако в настоящее время, на наш взгляд, без этих двух этапов уже не обойтись, особенно в транспортно-экспедиторской деятельности.

На наш взгляд, положительным моментом методики Н. В. Боровских является тот факт, что в качестве основного показателя внутренней среды принят показатель конкурентоспособности предприятия. При этом он оценивается по ряду критериев: наличие и обеспеченность производственными ресурсами, наличие и обеспеченность материально-техническими ресурсами, обеспеченность кадрами, финансовое состояние и конкурентоспособность продукции. В нашем случае также оценивалась конкурентоспособность услуг по схожим критериям (монография).

Также Н. И. Боровских для оценки рынка предлагает использовать идею М. Портера о стратегических группах конкурентов. Напомним, что рынок транспортно-экспедиторских услуг также можно разделить на сектора в зависимости от рода обслуживаемого груза и спектра оказываемых услуг.

В нашей статье мы хотели применить знания о процессе стратегического менеджмента к транспортно-экспедиторским компаниям. Для этого целесообразно рассмотреть эволюцию управления транспортным процессом с точки зрения экспедиторской компании, а также обосновать необходимость применения стратегического менеджмента в экспедиторской деятельности.

В истории развития транспортной и экспедиторской деятельности можно выделить несколько этапов.

1. Изначально функции по экспедированию выполнялись торговцем-грузовладельцем. Средневековый купец сам сопровождал свой товар при его транспортировке покупателю. Вместе с судовладельцем он заботился в порту отправления о размещении товара на судне и о выгрузке его в порту захода.

2. В ХУ11-ХУ111 вв. происходит отделение мореплавания от торговли. Появляются посредники-представители, выполняющие услуги по погрузке, выгрузке и хранению товара в портах захода.

3. Затем по мере развития международной торговли происходит отделение экспедиторских функций и возникновение транспортно-экспедиторских компаний. Изначально эти компании выполняли функции, дополняющие основной транспортный процесс. Но со временем при усложнении транспортно-технологических схем организации транспортного процесса взяли на себя функцию организации и управления транспортировкой груза.

4. В 1960-е гг. появились новые участники транспортировки груза — операторы мультимодальной перевозки.

В России были свои особенности в организации экспедиторского дела. В советский период экспедиторские компании разделялись на экспедиторов при внешнеторговых перевозках и при внутренних сообщениях. Для организации внешнеторговых перевозок в 1922 г. была создана государственная экспедиторская организация Всесоюзное объединение «Союзвнештранс». В портах были созданы портовые конторы Союзвнештранса, которые занимались состыковкой работы различных видов транспорта, оформлением транспортных документов. Во внутренних перевозках экспедиторы находились в подчинении транспортных ведомств, то есть перевозчиков. Таким образом, существовали экспедиторские конторы на морском, автомобильном, железнодорожном транспорте. При внутренних перевозках экспедитор не мог заниматься состыковкой различных видов транспорта, так как подчинялся своему ведомству.

До 1960-х гг. под транспортно-экспедиторским обслуживанием во внутренних перевозках понимался комплекс работ, связанных с отправкой, перевалкой или получением груза, которые включали операции по подготовке груза к транспортировке, оформлению документов и другие вспомогательные функции.

Выпуск 1

В настоящее время в России спектр предоставляемых транспортно-экспедиторских услуг во внешней и внутренней торговле значительно расширился. Сейчас можно выделить следующие этапы ТЭО грузов:

— выбор оптимальной схемы доставки и технологии перевозки;

—внешнее экспедирование (организация перевозки) — подбор компаний-участников транспортного процесса, разработка и согласование с ними условий договоров, подготовка грузов к перевозке;

— внутрипортовое экспедирование — заключение договора на перевалку грузов в порту, оформление транспортных и таможенных документов, организация хранения груза, обеспечение предоставления судну причала, погрузка/выгрузка в пределах сталийного времени и др.

Кроме того, сформировался рынок транспортно-экспедиторских компаний, так как вместо контор В/О «Союзвнештранса» появилось большое количество частных экспедиторских компаний. Также многие транспортные предприятия имеют свои отделы транспортно-экспедиторского обслуживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Основной причиной необходимости применения методов стратегического менеджмента в транспортном экспедировании является усложнение функций экспедиторской компании (большой спектр услуг), а также динамичность и изменчивость внешней окружающей среды.

Рассмотрев историю развития стратегического менеджмента, многообразие школ стратегического планирования, изучив модели и алгоритмы процесса стратегического управления, обосновав необходимость применения их в транспортном экспедировании, мы предлагаем алгоритм формирования и корректировки стратегического плана транспортно-экспедиторского предприятия на рис. 2.

Данная блок-схема применима для использования в каждой зоне хозяйствования. Итак, сначала мы определяем и вводим показатели рыночного состояния сектора и конкурентоспособность компании по анализируемой СЗХ. Вводится значение шага к, который определяется руководством организации и означает промежуток времени, через который будет осуществляться мониторинг состояния дел компании. Чем динамичнее развивается внешняя среда и быстрее происходят изменения в самой компании, тем короче должен быть шаг к.

Далее необходимо сформулировать цель развития предприятия с учетом имеющихся ресурсов и миссии компании. Цель описывается как ожидаемое положение транспортно-экспедиторской компании в данном секторе рынка.

Затем происходит выбор генеральной стратегии в данной СЗХ и формулируются частные стратегии, то есть конкретные действия по реализации общей стратегии для достижения целей организации.

Здесь также вводятся числовые значения показателей для оценки эффективности реализации стратегии.

Далее после начала реализации стратегии через промежуток времени к производится контроль эффективности стратегии. Фактические показатели эффективности реализации стратегии сравниваются со значениями, заданными на предыдущем этапе.

Если фактические показатели удовлетворяют заданным, то намеченная стратегия продолжает выполняться, или если достигнуты цели планирования, то данный алгоритм считается завершенным и в данной СЗХ необходимо формировать новый.

Если фактические показатели не удовлетворяют заданным, то происходит пересмотр внешних и внутренних характеристик компании. При этом если имеются значительные отклонения в характеристиках компании, то на адекватность проверяется генеральная стратегия. Если отклонения незначительны, то проверяется частная стратегия.

Здесь также вводятся числовые значения показателей для оценки эффективности реализации стратегии.

Далее после начала реализации стратегии через промежуток времени к производится контроль эффективности стратегии. Фактические показатели эффективности реализации стратегии сравниваются со значениями, заданными на предыдущем этапе.

Незначительные

отклонения

Рис. 2. Блок-схема формирования и корректировки стратегического плана

Выпуск 1

Автором данной статьи были разработаны показатели, характеризующие внешнее окружение, а именно привлекательность секторов рынка транспортно-экспедиторских услуг: количество компаний в секторе, объем грузооборота сектора, трехдольный индекс концентрации и другие [4, с. 151-159]. В качестве основных показателей внутреннего состояния компании выступает комплексный показатель конкурентоспособности, в основе которого лежат показатели конкурентоспособности услуг, финансовой устойчивости, производительности труда и рентабельности услуг [3, с. 78-90]. Также автором рассматривались методики выбора генеральной стратегии развития транспортно-экспедиторской компании в статье «Формирование стратегических альтернатив и выбор генеральной стратегии развития транспортно-экспедиторской компании» [5, с. 201-207].

Темой дальнейших разработок должны стать: формирование частных стратегий транспортно-экспедиторских предприятий, выбор показателей для оценки эффективности стратегии развития, а также оценка рисков компании при реализации стратегического плана.

Список литературы

1. Боровских Н. В. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития / Н. В. Боровских // Маркетинг. — 2005. — № 2 (81). — С. 37-48.

2. Долгов А. И. Стратегический менеджмент / А. И. Долгов, Е. А. Прокопенко. — М.: Флинта МПСИ, 2011. — 277 с.

3. Иванова М. Б. Методические основы оценки уровня конкурентоспособности транспортноэкспедиторской компании: моногр. / М. Б. Иванова. — Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2008. — 96 с.

4. Иванова М. Б. Критерии и методы оценки привлекательности рынка транспортных услуг / М. Б. Иванова // Журнал университета водных коммуникаций. — 2011. — № 9. — С. 149-159.

5. Иванова М. Б. Формирование стратегических альтернатив и выбор генеральной стратегии развития транспортно-экспедиторской компании / М. Б. Иванова // Журнал университета водных коммуникаций. — 2012. — № 14. — С. 198-207.

6. Материалы сайта http://www.stplan.ru

7. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.

8. Шевчук Д. А. История менеджмента: учеб. пособие / Д. А. Шевчук. — М.: Эксмо, 2008. —

190 с.

9. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент / М. Б. Шифрин. — СПб.: Питер, 2009. —

320 с.

2

00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.