Научная статья на тему 'Разработка стратегии устойчивого развития региона с учетом рационального использования природных ресурсов'

Разработка стратегии устойчивого развития региона с учетом рационального использования природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОН / SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY / INDUSTRIAL ENTERPRISES / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна

В статье рассматривается различные стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона, а также разработан алгоритм стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона с учетом рационального использования природных ресурсов. Разработка экономической стратегии предполагает детальный анализ изменений во внешней среде, результаты которого сопоставляются с формируемым внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выявления дополнительных возможностей и проявляющихся угроз. Стратегия совершенствования деятельности промышленных предприятий объединяет стратегию в области технологического совершенствования, рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности управленческого труда в хозяйствующих субъектах Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A REGION TAKEN INTO ACCOUNT ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

The different strategies of sustainable of manufacturing enterprises of the region are considered in the article. The strategy algorithm of sustainable development of the regional manufacturing enterprises is worked out taken into account the rational use of natural resources. The design of economic strategy supposes the detailed analysis of environmental changes. The results of this analysis are compared with formed internal potential of an industrial organization aiming to expose auxiliary facilities and appeared risks. The strategy of perfecting of enterprise activities includes the strategy of technology perfection, rational use of natural resources and improvement of the effectiveness of management activity in business entities of the Rostov Region.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии устойчивого развития региона с учетом рационального использования природных ресурсов»

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА С УЧЕТОМ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

УДК 332.1

Виолетта Валерьевна Рокотянская,

ассистент кафедры «Организация производства и управления», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Эл. почта: [email protected]

В статье рассматривается различные стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона, а также разработан алгоритм стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона с учетом рационального использования природных ресурсов. Разработка экономической стратегии предполагает детальный анализ изменений во внешней среде, результаты которого сопоставляются с формируемым внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выявления дополнительных возможностей и проявляющихся угроз. Стратегия совершенствования деятельности промышленных предприятий объединяет стратегию в области технологического совершенствования, рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности управленческого труда в хозяйствующих субъектах Ростовской области.

Ключевые слова: стратегия устойчивого развития, промышленные предприятия, регион.

Violetta V. Rokotjanskaya,

Teaching assistant, the Department of Manufacture and Management Organization, South Russian State University of Economy and Service,

E-mail: [email protected]

DESIGN OF STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A REGION TAKEN INTO ACCOUNT ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

The different strategies of sustainable of manufacturing enterprises of the region are considered in the article. The strategy algorithm of sustainable development of the regional manufacturing enterprises is worked out taken into account the rational use of natural resources. The design of economic strategy supposes the detailed analysis of environmental changes. The results of this analysis are compared with formed internal potential of an industrial organization aiming to expose auxiliary facilities and appeared risks. The strategy of perfecting of enterprise activities includes the strategy of technology perfection, rational use of natural resources and improvement of the effectiveness of management activity in business entities of the Rostov Region.

Keywords: sustainable development strategy, industrial enterprises, region.

1. Введение

Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности промышленных предприятий региона невозможна без определения соответствия стратегическим целям развития Ростовской области. Стратегическая ориентация развития промышленности региона основывается на долгосрочном прогнозировании развития промышленности Ростовской области и предполагает выработку эффективных стратегий и программ достижения целевых ориентиров промышленного развития. [1], [2]

Общая тенденция к последовательному повышению уровня конкурентоспособности предприятий возможна только при условии эффективной ресурсосберегающей деятельности в области производства. Подобное положение определяется не столько действующим законодательством, сколько зависит от собственной политики предприятия, которая должна формироваться исходя из экономических принципов.

В силу того, что экономическая стратегия как отдельный документ пока ещё не имеет достаточного распространения на промышленных предприятиях, этапам формирования стратегии не уделено должного внимания в отечественной науке и практике.

2. Модель стратегического планирования Гарвардской школы бизнеса

Однако существует несколько базовых моделей стратегического планирования, позволяющих разработать как конечную цель, так и путь её достижения.

Одна из наиболее известных базовых моделей - модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), основывающаяся на широко известной процедуре SWOT-анализа и называемая «моделью школы проектирования», поскольку в её основе лежит вера, что формулирование стратегии как процесса основывается на нескольких базовых постулатах, обеспечивающих «проектирование стратегии». Принципиальная схема данной модели показана на рисунке 1.

Рис. 1. Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы)

Как следует из приведённой схемы, в самом общем виде процесс формирования стратегического плана представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выраженных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных, в свою очередь, в его отличительных способностях к развитию. Естественно, что возможности внешней среды должны быть востребованы за счёт использования сильных сторон ресурсного потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ресурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование стратегии, её оценку и выбор наилучшего варианта существенное влияние оказывают ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности. [2]

3. Модель формирования стратегического плана развития предприятия И. Ансоффа

Одновременно с разработками Гарвардской группы И. Ансофф предложил свою принципиально отличную модель формирования стратегического плана развития предприятия, использующую понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства, предлагаемых в модели Гарвардской группы и формирующую стратегический план как крайне формализованный процесс, доведённый до определённой блок-схемы. «Инженерный уклон» модели И. Ансоффа проявляется в том, что на каждом этапе формирования стратегического плана сотрудникам, занимающимся его разработкой, предлагаются подробно разработанные перечни факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия плановых решений. В этих перечнях факторы расставлены в приоритетном порядке с определёнными весовыми коэффициентами и дополняются различными диаграммами и правилами выбора той или иной альтернативы. На рисунке 2 предлагается укрупнённая модель стратегического плана И. Ансоффа.

Как видно из этой модели, реакцией на внешние сигналы является определение целей развития предприятия, причём, в соответствии с первоначально установленными целями развития, осу-

ществляется оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней, деловой окружающей среды. Цель такого анализа - выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификации производства.

Существенным отличием от модели Гарвардской школы бизнеса является введение И. Ансоффом обратной связи, обеспечивающей интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность процесса её реализации. [2]

4. Взгляд Томпсона и Стрикленда на стратегическое планирование

Интересен подход американских исследователей Томпсона и Стрикленда [3] к стратегическому управлению. Стратегия компании, по мнению данных авторов, представляет собой в концентрированном виде ответ менеджеров на ряд ключевых вопросов бизнеса: нужна ли диверсификация? обслуживать максимальное число потребителей или выбрать нишу рынка? расширять или сокращать ассортимент товаров? за счёт чего достигать конкурентного преимущества - снижения издержек, повышения качества товара или использования организационных возможностей?

Эти вопросы у каждой компании свои и зависят от положения и целей компании. В любом виде бизнеса усло-

вия рынка позволяют даже близким конкурентам избежать стратегий-близнецов, поэтому описание стратегии должно быть очень подробным, отражать специфику данной компании.

На рис. 3 представлен подход к разработке общей стратегии компании, где текущая стратегия - это комплекс запланированных мероприятий, новых и ответных действий; обычно у компании есть наготове специальные программы, которые вводятся в действие при наступлении определённых событий. Поскольку запланированные мероприятия, как и новые инициативы, проводятся открыто, внешние наблюдатели могут выделить ключевые элементы стратегии компании.

Традиционно стратегические альтернативы классифицируются с учётом ресурсной составляющей в стратегии предприятия. При этом рассматривается три разных подхода: пассивная стратегия, активная стратегия и комплиментарная, предполагающая сглаживание противоречий между экологией и экономикой. Далее проводится сравнительный анализ нескольких возможных вариантов стратегии и подготовка стратегической концепции на основе лучшей из них.

5. Разработка стратегии совершенствования деятельности промышленных предприятий

При выборе стратегии совершенствования деятельности промышлен-

Рис. 2. Укрупнённая модель формирования стратегического плана И. Ансоффа

ных предприятий учитывается ряд факторов, а именно: внешние и внутренние возможности и риски предприятия; реализуемую общую корпоративную стратегию; ценностные ориентации и предпочтения высшего менеджмента; наличие и возможность привлечения финансовых ресурсов; подготовленность персонала предприятия к предстоящим изменениям; данные предприятием обязательства. Особую роль при планировании рационального использования природных ресурсов играют экологические факторы.

Обобщённая модель системы управления, построенной с учётом требований, изложенных в стандартах серии ISO 14000, иллюстрирует развитие и совершенствование экологического менеджмента «по спирали» (рис. 4).

Предложенные в модели экологического менеджмента инструменты от-

Деят ельно сть ключ евых подр азд ел е ний: НИОКР. производство, сбыт, маркетинг. 1 финансы и пр.

Реализация новых возмоокностей. защипа от угроз

t

Создание стратегических альянсов и партнёрств

t Г"

Укрепление ресурсной базы и конкур ентных возможностей

ражают системный подход при формировании стратегии совершенствования деятельности промышленных предприятий Ростовской области с учётом рациональности использования ресурсов и экологической эффективности.

Состав и структура инструментов модели системы экологического менеджмента включают в себя последовательную, циклическую реализацию следующих шагов:

- разработку, утверждение и декларирование целей экологической политики, формирующих качественную и количественную составляющие перспективного состояния социально-экономической системы;

- планирование деятельности в соответствии с целями и принятой политикой, включающее в себя трансформацию цели в последовательность шагов, распределение ответственности,

Диверсификациядоходной о азы 1 и освоение новых направлений бизнеса

-1 I

Плановые _ конкурентные инициативы

I

Реакция _ на изменение внешней среды

Действия

И ПРИНЦИПЕ:].

определяющие стратегию

Изменение Слияние и пр но орете ние

география 1 кампаний для укрепления

рынков положения в отрасли

Рис. 3. Составляющие стратегии компании

Рис. 4. Обобщённая модель системы экологического менеджмента

формирование инвестиционного финансового потока;

- организацию и практическую реализацию запланированной деятельности в рамках сформированной для достижения данной конкретной цели команды участников;

- внутренний мониторинг осуществляемой деятельности как реализацию функции контроля на всех этапах с разработкой корректирующих действий в случае определения расхождения фактического состояния системы с плановыми показателями;

- независимую оценку результатов, анализ и пересмотр системы экологического менеджмента в случае необходимости как воплощение контроля вторым и третьим лицом;

- развитие и совершенствование системы управления предприятия на основе оценки эффективности управленческих решений, разработанных и реализованных в рамках совершенствования деятельности хозяйствующего субъекта.

Разумеется, приведённые шаги в данном, неадаптированном виде не могут использоваться в качестве этапов формирования стратегии совершенствования, однако они могут быть нормативной основой для указанной деятельности. Отличительной особенностью этого подхода является тот факт, что формирование системы стратегического управления носит непрерывный характер и имеет своей целью постоянное совершенствование и улучшение.

Значительно повышает эффективность стратегического планирования разработка в рамках генеральной стратегии полного набора функциональных стратегий: маркетинговой стратегии, финансовой стратегии, кадровой стратегии персонала и прочих, что позволяет интегрировать глобальные цели в функциональные стратегии предприятия. Поэтому для целей нашего исследования необходимо изменить приведённые этапы, включив в них процесс определения базовой стратегии.

Следовательно, процесс стратегического планирования являясь инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, может выглядеть следующим образом (рис. 5).

Процесс состоит из следующих этапов, составляющих замкнутую цепочку: выбор миссии предприятия, т.е. общей цели или чётко выраженной причины её существования; выбор цели, которая должна быть реальной и дости-

жимой, в том числе и для повышения эффективности хозяйственной деятельности (в нашем случае - экологически значимой); оценка и анализ внешней среды для выбора путей адаптации к ней. С экономической точки зрения внешняя среда определяется как сумма воздействия политических, социальных, экономических, технологических, конкурентных, рыночных, международных и природных факторов; выявление с помощью управленческих действий сильных и слабых сторон предприятия; анализ стратегических альтернатив; реализация стратегии; оценка стратегии с возможным пересмотром или необходимыми изменениями в миссии предприятия.

Предложенный вариант стратегического планирования может быть адаптирован для формирования стратегии как пространственной экономики, так и промышленного предприятия. Для этого необходимо к каждому этапу подходить с экономических позиций и уже изученные и известные приёмы интерпретировать с точки зрения эффективности производственной деятельности.

6. Алгоритм формирования экономической стратегии для промышленных предприятий

Алгоритм формирования экономической стратегии для промышленных предприятий представлен на рисунке 6.

Успех от внедрения ресурсосберегающих аспектов деятельности на предприятии зависит не только от самих мероприятий, но и от соответствующей мотивации. Не только руководители высшего звена, но и все работники предприятия должны быть убеждены в глубоком смысле новой политики. При необходимости проводится пересмотр принципов корпоративной политики; создание интегрированной системы подцелей и задач; формулирование адекватных актуальному состоянию стратегий; обеспечение внедрения рациональной компоненты во все аспекты деятельности предприятия; внедрение системы тотального контроля при планировании, организации и мотивации деятельности на предприятии.

В процессе разработки стратегии совершенствования деятельности предприятия, управляющие кадры должны придерживаться следующих приоритетных направлений:

- развитие профилактических мер -использование интегрированных технологий для снижения объёма привлекаемых природных ресурсов (ресурсос-

Рис. 5. Этапы стратегического планирования

Рис. 6. Алгоритм формирования экономической стратегии сбалансированного устойчивого развития пространственной экономической системы

бережение - лидерство по издержкам);

- разработка стратегий снижения -использование интегрированных технологий для повторного использования привлекаемых природных ресурсов (рекуперация - лидерство по издержкам);

- разработка стратегий переработ-

ки отходов - подведение материальных отходов к системе переработки, создания инновационной продукции на их основе и завоевание дополнительных целевых аудиторий (дифференциация);

- разработка стратегий интеграции - завоевание рынков, не связанных

с основной деятельностью предприятий лёгкой промышленности, и снижение рисков, присущих моноотраслевым корпоративным структурам (диверсификация).

Разработка экономической стратегии предполагает детальный анализ изменений во внешней среде, результаты которого сопоставляются с формируемым внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выявления дополнительных возможностей и проявляющихся угроз. Стратегия совершенствования деятельности промышленных предприятий объединяет стратегию в области технологического совершенствования, рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности управленческого труда в хозяйствующих субъектах Ростовской области.

7. Заключение

Таким образом, в соответствии с предложенным механизмом предприятие решает вопрос по величине расходов на привлечение природных ресур-

сов в оперативном периоде и привлечению денежных ресурсов в стратегической перспективе. В результате проведения описанных этапов конкретные предприятия получают определённые конкурентные преимущества, повышая конкурентоспособность пространственной социально-экономической системы и формируя экономический базис для устойчивого развития региона в целом.

Литература

1.Концепция промышленной политики Ростовской области до 2020 года. [Электронный документ]. URL: http:// www.donland.ru/ (дата обращения 01.10.2011).

2. Рокотянская В.В., Россинская М.В. Анализ влияния антропогенных факторов промышленного производства на окружающую среду (на материалах легкой промышленности) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2011. № 2.

3. Стратегический менеджмент / под

ред. АН. Петрова. СПБ.: Питер, 2007. 496 с.

4 Томпсон-мл., Артур, А., Стрик-ленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд.: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 928 с.

References

1. The concept of an industrial policy of the Rostov region till 2020. [The electronic document]. URL: http:// www.donland.ru (date of the reference of 10.1.2011).

2. Rockotyanskaya V.V., Rossinskаyа M.V. Analiz of influence of anthropoge-nous factors of industrial production on environment (on light industry materials)/ /the Bulletin of Adygea state university. A series "Economy". 2011. № 2.

3. Strategic management / under the editorship of A.N.Petrov. SPB.: Peter, 2007. 496 p.

4. Thompson-ml., Arthur, А, Striklend, А, J. Strategic management: concepts and situations for the analysis. 12: the lane with English М: Williams, 2006. 928 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.