Научная статья на тему 'Разработка стратегии устойчивого развития региона с учетом рационального использования природных ресурсов'

Разработка стратегии устойчивого развития региона с учетом рационального использования природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОН / STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISES / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна

Рассматриваются различные стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона, а также раз-работан алгоритм стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона с учетом рационального использования природных ресурсов. Разработка экономической стратегии предполагает детальный анализ из-менений во внешней среде, результаты которого сопоставляются с формируемым внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выявления дополнительных возможностей и проявляющихся угроз. Стра-тегия совершенствования деятельности промышленных предприятий объединяет стратегию в области техноло-гического совершенствования, рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности управленческого труда в хозяйствующих субъектах Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION WITH REGARD TO THE RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

The article discusses different strategies for sustainable development of industrial enterprises in the region, as well as develops the algorithm of the strategy for sustainable development of industrial enterprises in the region, taking into ac-count rational use of natural resources. The development of an economic strategy includes a detailed analysis of chang-es in environment, whose results are compared with the formed inner potential of an industrial enterprise in order to iden-tify additional opportunities and emerging threats. The strategy for the improved activity of industrial enterprises com-bines the strategy in the field of technological improvement, rational use of natural resources and increase of efficiency of management in the economic entities of the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии устойчивого развития региона с учетом рационального использования природных ресурсов»

УДК 332.1

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА С УЧЕТОМ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

л

В.В.Рокотянская1

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, г. Шахты, Ростовской обл., ул. Шевченко,147.

Рассматриваются различные стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона, а также разработан алгоритм стратегии устойчивого развития промышленных предприятий региона с учетом рационального использования природных ресурсов. Разработка экономической стратегии предполагает детальный анализ изменений во внешней среде, результаты которого сопоставляются с формируемым внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выявления дополнительных возможностей и проявляющихся угроз. Стратегия совершенствования деятельности промышленных предприятий объединяет стратегию в области технологического совершенствования, рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности управленческого труда в хозяйствующих субъектах Ростовской области. Ил. 6. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: стратегия устойчивого развития; промышленные предприятия; регион.

DEVELOPMENT OF THE STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION WITH REGARD TO THE RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES V.V. Rokotyanskaya

South-Russian State University of Economics and Service, 147 Shevchenko St., Shakhty, Rostov Region, 346500.

The article discusses different strategies for sustainable development of industrial enterprises in the region, as well as develops the algorithm of the strategy for sustainable development of industrial enterprises in the region, taking into account rational use of natural resources. The development of an economic strategy includes a detailed analysis of changes in environment, whose results are compared with the formed inner potential of an industrial enterprise in order to identify additional opportunities and emerging threats. The strategy for the improved activity of industrial enterprises combines the strategy in the field of technological improvement, rational use of natural resources and increase of efficiency of management in the economic entities of the Rostov region. 6 figures. 4 sources.

Key words: strategy for sustainable development; industrial enterprises; region.

Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности промышленных предприятий региона невозможна без определения соответствия стратегическим целям развития Ростовской области. Стратегическая ориентация развития промышленности региона основывается на долгосрочном прогнозировании развития промышленности Ростовской области и предполагает выработку эффективных стратегий и программ достижения целевых ориентиров промышленного развития [1, 2].

Общая тенденция к последовательному повышению уровня конкурентоспособности предприятий возможна только при условии эффективной ресурсосберегающей деятельности в области производства. Подобное положение определяется не столько действующим законодательством, сколько зависит от собственной политики предприятия, которая должна формироваться исходя из экономических принципов.

В силу того что экономическая стратегия как отдельный документ пока ещё не имеет достаточного распространения на промышленных предприятиях, этапам формирования стратегии не уделено должного

внимания в отечественной науке и практике.

Однако существует несколько базовых моделей стратегического планирования, позволяющих разработать как конечную цель, так и путь её достижения.

Одна из наиболее известных базовых моделей -модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), основывающаяся на широко известной процедуре SWOT-анализа и называемая «моделью школы проектирования», поскольку в её основе лежит вера, что формулирование стратегии как процесса основывается на нескольких базовых постулатах, обеспечивающих «проектирование стратегии». Принципиальная схема данной модели показана на рис. 1.

Как следует из приведённой схемы, в самом общем виде процесс формирования стратегического плана представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выраженных в форме ключевых факторов успеха, сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, а также в его отличительных способностях к развитию. Естественно, что возможности внешней среды должны быть востребованы

1Рокотянская Виолетта Валерьевна, ассистент кафедры организации производства и управления, тел.: 892810б3б88, e-mail: [email protected]

Rokotyanskaya Violetta, Assistant Professor of the Department of Production Organization and Management, tel.: 89281063688, email: [email protected]

Оценка внешней деловой окружающей

Выявление возможностей

1 г

Ключевые факторы успеха

Оценка ресурсного потенциала (внутренних

Выявление сильных

г

Отличительные возможности к развитию

Формулирование стратегии

Оценка и выбор стратегии

Реализация стратегии

Рис. 1. Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы)

за счёт использования сильных сторон ресурсного потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ресурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование стратегии, её оценку и выбор наилучшего варианта существенное влияние оказывают ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности [2].

Одновременно с разработками Гарвардской группы И. Ансофф предложил свою принципиально отличную модель формирования стратегического плана развития предприятия, использующую понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства, предлагаемых в модели Гарвардской группы, и формирующую стратегический план как крайне формализованный процесс, доведённый до определённой блок-схемы. «Инженерный уклон» модели И. Ансоффа проявляется в том, что на каждом этапе формирования стратегического плана сотрудникам, занимающимся его разработкой, предлагаются подробно разработанные перечни факторов, которые необходимо учитывать в процессе

принятия плановых решений. В этих перечнях факторы расставлены в приоритетном порядке с определёнными весовыми коэффициентами и дополняются различными диаграммами и правилами выбора той или иной альтернативы. На рис. 2 предлагается укрупнённая модель стратегического плана И. Ансоффа.

Как видно из этой модели, реакцией на внешние сигналы является определение целей развития предприятия, причём, в соответствии с первоначально установленными целями развития, осуществляется оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Цель такого анализа - выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификации производства.

Существенным отличием от модели Гарвардской школы бизнеса является введение И. Ансоффом обратной связи, обеспечивающей интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность процесса её реализации [2].

Внешние сигналы

Оценка ресурсного потенциала

Оценка внешней среды

Рис. 2. Укрупнённая модель формирования стратегического плана И. Ансоффа

Интересен подход американских исследователей Томпсона и Стрикленда [3] к стратегическому управлению. Стратегия компании, по мнению данных авторов, представляет собой в концентрированном виде ответ менеджеров на ряд ключевых вопросов бизнеса: нужна ли диверсификация; обслуживать максимальное число потребителей или выбрать нишу рынка; расширять или сокращать ассортимент товаров; за счёт чего достигать конкурентного преимущества - за счет снижения издержек, повышения качества товара или использования организационных возможностей.

Эти вопросы у каждой компании свои и зависят от положения и целей компании. В любом виде бизнеса условия рынка позволяют даже близким конкурентам избежать стратегий-близнецов, поэтому описание стратегии должно быть очень подробным, отражать специфику данной компании.

На рис. 3 представлен подход к разработке общей стратегии компании, где текущая стратегия - это комплекс запланированных мероприятий, новых и ответных действий; обычно у компании есть наготове специальные программы, которые вводятся в действие при наступлении определённых событий. Поскольку запланированные мероприятия, как и новые инициативы, проводятся открыто, внешние наблюдатели могут выделить ключевые элементы стратегии компании.

Традиционно стратегические альтернативы классифицируются с учётом ресурсной составляющей в стратегии предприятия. При этом рассматривается

три разных подхода: пассивная стратегия, активная стратегия и комплиментарная, предполагающая сглаживание противоречий между экологией и экономикой. Далее проводится сравнительный анализ нескольких возможных вариантов стратегии и подготовка стратегической концепции на основе лучшей из них.

При выборе стратегии совершенствования деятельности промышленных предприятий учитывается ряд факторов, а именно: внешние и внутренние возможности и риски предприятия; реализуемая общая корпоративная стратегия; ценностные ориентации и предпочтения высшего менеджмента; наличие и возможность привлечения финансовых ресурсов; подготовленность персонала предприятия к предстоящим изменениям; данные предприятием обязательства. Особую роль при планировании рационального использования природных ресурсов играют экологические факторы.

Обобщённая модель системы управления, построенной с учётом требований, изложенных в стандартах серии ISO 14000, иллюстрирует развитие и совершенствование экологического менеджмента «по спирали» (рис. 4).

Предложенные в модели экологического менеджмента инструменты отражают системный подход при формировании стратегии совершенствования деятельности промышленных предприятий Ростовской области с учётом рациональности использования ресурсов и экологической эффективности.

Деятельность ключевых подразделений: НИОКР, производство, сбыт, маркетинг, финансы и пр.

Диверсификация доходной базы и освоение новых направлений бизнеса

\

I

Реализация новых возможностей, защита от угроз

Плановые конкурентные инициативы

\

Действия и принципы, определяющие стратегию

I

Создание стратегических альянсов и партнёрств

Реакция на изменение внешней среды

Укрепление ресурсной базы и конку- Изменение гео-

рентных < графии рынков

возможностей

Слияние и приобретение компаний для укрепления положения в отрасли

Рис. 3. Составляющие стратегии компании

Развитие и совершенствование системы экологического менеджмента

Независимая оценка результатов, анализ и пересмотр системы экологического менеджмента

Разработка, утверждение и декларирование экологической политики и целей

Внутренний мониторинг и контроль осуществляемой деятельности

Планирование деятельности в соответствии с принятой политикой и целями

Организация и практическая реализация запланированной деятельности с участием всего персонала

Рис. 4. Обобщённая модель системы экологического менеджмента

Состав и структура инструментов модели системы экологического менеджмента включают в себя последовательную, циклическую реализацию следующих шагов:

- разработку, утверждение и декларирование целей экологической политики, формирующих качественную и количественную составляющие перспективного состояния социально-экономической системы;

- планирование деятельности в соответствии с целями и принятой политикой, включающее в себя трансформацию цели в последовательность шагов, распределение ответственности, формирование ин-

вестиционного финансового потока;

- организацию и практическую реализацию запланированной деятельности в рамках сформированной для достижения данной конкретной цели команды участников;

- внутренний мониторинг осуществляемой деятельности как реализацию функции контроля на всех этапах с разработкой корректирующих действий в случае определения расхождения фактического состояния системы с плановыми показателями;

- независимую оценку результатов, анализ и пересмотр системы экологического менеджмента в случае

необходимости как воплощение контроля вторым и третьим лицом;

- развитие и совершенствование системы управления предприятия на основе оценки эффективности управленческих решений, разработанных и реализованных в рамках совершенствования деятельности хозяйствующего субъекта.

Разумеется, приведённые шаги в данном неадаптированном виде не могут использоваться в качестве этапов формирования стратегии совершенствования, однако они могут быть нормативной основой для указанной деятельности. Отличительной особенностью этого подхода является тот факт, что формирование системы стратегического управления носит непрерывный характер и имеет своей целью постоянное совершенствование и улучшение.

Значительно повышает эффективность стратегического планирования разработка в рамках генеральной стратегии полного набора функциональных стратегий: маркетинговой стратегии, финансовой стратегии, кадровой стратегии персонала и прочих, что позволяет интегрировать глобальные цели в функциональные стратегии предприятия. Поэтому для целей нашего исследования необходимо изменить приведённые этапы, включив в них процесс определения базовой стратегии.

Следовательно, процесс стратегического планирования, являясь инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, состоит из следующих этапов, составляющих замкнутую цепочку (рис. 5):

- выбор миссии предприятия, т.е. общей цели или чётко выраженной причины её существования;

- выбор цели, которая должна быть реальной и достижимой, в том числе и для повышения эффективности хозяйственной деятельности (в нашем случае -экологически значимой);

- оценка и анализ внешней среды для выбора путей адаптации к ней. С экономической точки зрения внешняя среда определяется как сумма воздействия политических, социальных, экономических, технологических, конкурентных, рыночных, международных и природных факторов;

- выявление с помощью управленческих действий сильных и слабых сторон предприятия;

- анализ стратегических альтернатив;

- реализация стратегии;

- оценка стратегии с возможным пересмотром или необходимыми изменениями в миссии предприя-

тия.

Предложенный вариант стратегического планирования может быть адаптирован для формирования стратегии как пространственной экономики, так и промышленного предприятия. Для этого необходимо к каждому этапу подходить с экономических позиций и уже изученные и известные приёмы интерпретировать с точки зрения эффективности производственной деятельности.

Алгоритм формирования экономической стратегии для промышленных предприятий представлен на рис. 6.

Успех от внедрения ресурсосберегающих аспектов деятельности на предприятии зависит не только от самих мероприятий, но и от соответствующей мотивации. Не только руководители высшего звена, но и все работники предприятия должны быть убеждены в глубоком смысле новой политики. При необходимости проводится пересмотр принципов корпоративной политики; создание интегрированной системы подцелей и задач; формулирование адекватных актуальному состоянию стратегий; обеспечение внедрения рациональной компоненты во все аспекты деятельности предприятия; внедрение системы тотального контроля при планировании, организации и мотивации деятельности на предприятии.

В процессе разработки стратегии совершенствования деятельности предприятия управляющие кадры должны придерживаться следующих приоритетных направлений:

- развитие профилактических мер - использование интегрированных технологий для снижения объёма привлекаемых природных ресурсов (ресурсосбережение - лидерство по издержкам);

- разработка стратегий снижения - использование интегрированных технологий для повторного использования привлекаемых природных ресурсов (рекуперация - лидерство по издержкам);

- разработка стратегий переработки отходов -подведение материальных отходов к системе переработки, создания инновационной продукции на их основе и завоевание дополнительных целевых аудиторий (дифференциация);

- разработка стратегий интеграции - завоевание рынков, не связанных с основной деятельностью предприятий лёгкой промышленности, и снижение рисков, присущих моноотраслевым корпоративным структурам (диверсификация).

Анализ стратегических альтернатив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Этапы стратегического планирования

Внешние источники данных:

- данные аналитических исследований;

- статистические данные; -данные внешнего аудита

Сбор и анализ информации

Определение уровня экономической устойчивости

Внутренние источники данных: бухгалтерская, экологическая и статистическая отчётность предприятий различных форм собственности

Оценка уровня устойчивого развития региона

Определение уровня социальной устойчивости

Определение уровня ресурсного обеспечения регио-

на

Анализ специфических факторов

Определить цели формирования сбалансированной устойчивой стратегии развития региона

Разработать акцентированные альтернативные стратегии устойчивого развития региона

Структуризация, определение ответственных, привлечение ресурсов для обеспечения реали-

Осуществить внедрение технологического и управленческого инструментария стратегии устойчивого развития региона

Установить систему контроля над реализацией экономической стратегии

Оценить результативность и эффективность внедряемой экономической стратегии устойчивого развития региона

Рис. 6. Алгоритм формирования экономической стратегии сбалансированного устойчивого развития пространственной экономической системы (Авторская разработка)

Разработка экономической стратегии предполагает детальный анализ изменений во внешней среде, результаты которого сопоставляются с формируемым внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выявления дополнительных возможностей и проявляющихся угроз. Стратегия совершенствования деятельности промышленных предприятий объединяет стратегию в области технологического

совершенствования, рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности управленческого труда в хозяйствующих субъектах Ростовской области.

Таким образом, в соответствии с предложенным механизмом предприятие решает вопрос о величине расходов на привлечение природных ресурсов в оперативном периоде и привлечении денежных ресурсов

в стратегической перспективе. В результате проведения описанных этапов конкретные предприятия получают определённые конкурентные преимущества, повышая конкурентоспособность пространственной со-

циально-экономической системы и формируя экономический базис для устойчивого развития региона в целом.

Библиографический список

1.Концепция промышленной политики Ростовской области до 2020 года. [Электронный документ]. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=100428#r5] (дата обращения 01.10.2011).

2. Рокотянская В.В., Россинская М.В. Анализ влияния антропогенных факторов промышленного производства на окружающую среду (на материалах легкой промышленности) //

Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2011. № 2.

3. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

4. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд III. А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Изд.12-е / пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 928 с.

УДК 65. 08.00.05

МЕСТО И РОЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА

В.Г.Сазонов1, С.Ю.Ракутько2

Дальневосточный Федеральный университет, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Интеграция в мировое образовательное пространство требует применения новых подходов управления качеством и конкурентоспособностью системы высшего образования. Показано, что действующий механизм управления российской системой высшего образования слабо стимулирует вузы для развития конкурентных преимуществ. Необходимы новые инструменты управления качеством образования. Отмечено, что наиболее эффективным рыночным инструментом является метод рейтинговой оценки. В мировой практике он стал одним из элементов обеспечения прозрачности, стимулирования и мотивации системы высшего образования. Переход к методу рейтинговой оценки связан с перестройкой всего механизма управления российским образованием, как со стороны государства, так и со стороны вузов. Ил. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инновационная экономика; система оценки качества образования; конкурентоспособность; рейтинговая оценка; модернизация; механизм управления.

PLACE AND ROLE OF RATING IN UNIVERSITY COMPETITIVENESS MANAGEMENT SYSTEM V.G. Sazonov, S.Yu. Rakut'ko

Far Eastern Federal University, 8 Sukhanov St., Vladivostok, 690950.

Integration into the global educational environment requires new approaches to the quality and competitiveness management of the higher education system. The current management mechanism of the Russian system of higher education has a weak incentive for the development of competitive advantages. There is need for new tools for education quality management. The most effective market-based tool is the method of rating. It became one of the elements of transparency, incentive and motivation of the higher education system in the world. Transition to the method of rating requires the state and universities to renovate the whole management mechanism of Russian education. 1 figure.5 sources.

Key words: innovative economy; assessment system of education quality; competitiveness; rating; modernization; management mechanism.

В условиях качественных изменений в мировой экономике, вызванных обострением конкурентной борьбы на всех ее уровнях, модернизация системы высшего образования становится залогом высокой

конкурентоспособности и существенным фактором экономического роста страны.

Условием обеспечения конкурентоспособности является формирование интеллектуального потенци-

1Сазонов Виктор Григорьевич, доктор экономических наук, профессор, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, тел.: (423) 2275504, e-mail: [email protected]

Sazonov Victor, Doctor of Economics, Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, tel.: (423) 2275504, e-mail: [email protected]

2Ракутько Светлана Юрьевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, тел.: 89089628198, e-mail: [email protected]

Rakut'ko Svetlana, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, tel.: 89089628198, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.