УДК 338.121
\ Лл.'
V к
Э. А. БАЛЬЧИК
Аспирант Высшей школы управления и бизнеса ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург Область научных интересов: управление инновациями, стратегия развития предприятия.
E-mail:
О. В. КАЛИНИНА
Доктор экон. наук, профессор Высшей школы управления и бизнеса ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». Область научных интересов: управление человеческим капиталом, инновационный менеджмент. E-mail:
ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
АННОТАЦИЯ
Р й
ассмотрены вопросы совершенствования теоретического подхода экономики знаний к разработке стратегии промышленных предприятий на основе логистической методологии. Представлено определение стратегии и стратегического планирования применительно к экономике знаний. Охарактеризован процесс разработки стратегии и предложен алгоритм стратегического планирования промышленного предприятия с учетом экономики знаний.
КЛЮЧЕВЫЕ ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, СТРАТЕГИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, СЛОВА СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН.
С позиции научной теории проблематика развития предприятия может рассматриваться в контексте изменений, происходящих в социально-экономических системах различного масштаба. Интересно сравнение динамики развития компании и скорость угасания с динамикой развития крупных социально-экономических систем, например городов [Уэст Д., 2018, с. 36]. Действительно, изменения в компании (в первую очередь, управленческие инновации) и адаптация к колебаниям внешней среды становятся для компаний все более затруднительными, особенно с учетом непрерывного изменения социально-экономического окружения. Соответственно, необходимо постоянное переосмысление изменений условий функционирования предприятий. По мере роста города становятся все более многомерными и значительно отличаются от большинства компаний разнообразием, которое зависит от численности разных экономических агентов и позволяет адаптироваться к изменениям окружающей действительности. Подобное сравнение привлекает интерес в контексте исследования подходов к разработке стратегии развития промышленных предприятий в условиях экономики знаний. Следует отметить, что сравнение Д. Уэста дает справедливое представление о сходстве динамики развития экономических агентов с процессами жизнедеятельности организмов в природе, а также о различиях в развитии компаний и городов. Однако, по нашему мнению, исследование потоков финансовых ресурсов, материальных ценностей и потоков сведений
С. Е. БАРЫКИН
Доктор экон. наук, доцент, профессор кафедры Международных экономических отношений, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Область научных интересов: инновационный менеджмент, методология экономической науки.
E-mail: [email protected]
стратегические
решени'
е рис я м
№ 3 (108) 2018
енеджмент
формирует представление о характеристиках рассматриваемой социально-экономической системы. Единую схему потоков можно рассматривать на основе логистической методологии, позволяющей учитывать установки на получение объективно-истинных знаний об окружающей действительности на основе исследований уникальных исторически развивающихся систем, с позиции исследования движения ресурсов, на основе гуманистических ориентиров стратегии научного поиска.
В 1960-х годах социально-экономическая система развитых стран перешла к постиндустриальной стадии эволюции на основе экономики, использующей знания, или экономики знаний. Повсеместное распространение информационных технологий, систем обработки информационных ресурсов, выделение знаний в качестве главного конкурентного преимущества требуют совершенствования теоретической базы разработки стратегии в соответствии с реалиями. В самом общем виде задача методологии научного познания представляет собой построение методов создания научных теорий, предмет методологии логистики составляет внутреннее строение научно-исследовательской деятельности с позиции движения потоков различных видов ресурсов, рассматриваемой со стороны как содержания (исследование сущности потоков), так и организации (совокупности подходов к изучению динамически развивающихся объектов).
Логистическая методология позволит рассматривать актуальную проблематику обеспечения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий, развитие которых по-прежнему обеспечивается за счет использования большего количества ресурсов, т.е. экстенсивного, а не интенсивного развития. Внедрение инноваций в производственные процессы, продолжающаяся автоматизация производства и другие сопутствующие экономике знаний изменения повышают роль информации и ее обработки в обеспечении конкурентных преимуществ. Собственные научно-исследовательские поиски и опытно-конструкторские разработки позволяют промышленным предприятиям удерживать имеющиеся рыночные ниши и находить новые ниши, лидировать в своем сегменте рынка.
В условиях экономики знаний формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий, отсутствие разработки соответствующей стратегии не позволит достичь целей развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Существует много научных работ в области разработки стратегии, как в целом, так и для промышленных предприятий в частности. Данная тематика рассмотрена в работах А. Д. Воробьева, К. Н. Го -женко, диссертациях М. А. Пе-ступнова, Ю. В. Рагулиной и И. Г. Силенко и др., основная масса используемых теоретических концепций была разра-
ботана в конце ХХ века на базе исследований зарубежных авторов. Тем не менее вопросы организации данного процесса для промышленного производства в условиях развития экономики знаний исследованы недостаточно. В данной статье исследование проблематики развития компаний с позиции логистической методологии позволяет изучить процессы, обеспечивающие развитие фирмы, вовлечение когнитивных технологий на базе обмена знаниями, способствующего организации потоков информации, финансов и материальных ресурсов.
Объект исследования: процессы обеспечения развития промышленных предприятий в условиях перехода к экономике знаний.
Предмет исследования: анализ направлений совершенствования теоретического подхода экономики знаний к разработке стратегии промышленного предприятия.
Научная новизна исследования:
• Применение логистической методологии предполагает совершенствование понятийного аппарата, включающего термины «стратегия», «стратегическое планирование», «стратегический анализ», «стратегический план» в условиях экономики знаний с позиции исследования потоковых процессов, обеспечивающих развитие социально-экномической системы.
• Логистическая теория позволяет учитывать особенности экономики знаний в процессе стратегического планирования деятельности промышленного предприятия.
• Логистическая методология позволяет совершенствовать процесс разработки стратегии промышленного предприятия.
Термин «экономика знаний» был впервые введен в научный оборот в 1962 году в США [Абрамов А. Н., 2010]. В развитых странах переход к экономике знаний приурочен к 1960-м годам, а в России процесс начался в 1990-х годах или лишь в XXI веке [Белова, Н. Е., 2013]. Более позднее начало перехода к экономике знаний и сохраняющаяся ориентация на ресурсный подход в ущерб инновационному развитию напрямую отражается на показателях инновационного развития нашей страны. Подтверждением служит Международный инновационный индекс: в 2015-2016 годах наша страна находилась на 43-м месте, ее показатель
Рис. 1. Распределение новых передовых производственных технологий в обрабатывающих отраслях в целом по России в 2010-2017 годах [Технологическое развитие, [б.г.]]
был более чем в два раза ниже, чем у лидеров: Швейцарии, Швеции, Нидерландов, США.
Предложена «новая концепция организации как структуры, производящей и использующей знание как конкурентное преимущество, в противоположность концепции, определяющей предприятие как договорную структуру, существующую для согласования намерений и предотвращения конфликтов» [Рагулина Ю. В., 2009]. Только немногочисленные инновационные предприятия развивают собственную систему управления по принципам экономики знаний, большинство промышленных предприятий занимаются только выпуском продукции, причем не ставят перед собой задачу преобразовывать необходимые для этого знания в формализованный вид.
Число передовых разработок в промышленности увеличивается медленно, причем в 2017 году зафиксировано даже сокращение (рис. 1). На государственном уровне заявлено о необходимости перейти от стимулирования инноваций к развитию на их основе [Распоряжение, 2008]. Фактически переход неосуществим как минимум в среднесрочной перспективе, так как статистические данные отражают отсутствие поступательного развития инфраструктуры экономики знаний в российской промышленности. Причиной является несоответствие теоретического подхода к организации условиям модели экономики знаний. Необходимо корректное понимание основных терминов экономики знаний специалистами промышленных предприятий, разработка стратегии как способа действий организации в условиях экономики знаний.
В настоящее время стратегию организации принято понимать как систематизацию действий на внутриорганизаци-онном уровне с учетом влияния внешней и внутренней среды в целях обеспечения сбалансированного роста. Направление развития организации, тактика действий в рамках стратегии и сам тип стратегии определяются целой совокупностью факторов, среди которых - хозяйственная специализация, цель и задачи развития, стадия жизненного цикла, текущий уровень конкурентоспособности и т. п. С учетом применения модели экономики знаний мы предлагаем трактовать стратегию как систему мероприятий по достижению целей организации в течение определенного периода времени с применением конкретного инструментария, принятием процедур и решений. Данное понимание стратегии требует соответствующей модернизации процесса ее разработки.
Разработка стратегии осуществляется в рамках стратегического управления. Формирование инновационной модели стратегического управления промышленным предприятием на основе модели управления знаниями осуществляется эволюционным путем. Предполагается последовательный переход от стратегического поведения к стратегическому планированию, а затем к переходной унифицированной модели (по терминологии И. Ансоффа) [Ансофф И., 2012].
Стратегическое поведение подразумевает, что предприятие выбирает вариант, как действовать на рынке, в соответствии с предполагаемыми ответными действиями конкурентов. Как правило, данная модель стратегического управления характерна для малых предприятий, стремящихся снизить расход ресурсов, в том числе на стратегическое планирование.
В литературе нет единого мнения и по поводу процесса стратегического планирования. В целом, стратегическое планирование рассматривают как процесс разработки и реализации стратегии организации.
Одним из проблемных вопросов методологии является соотнесения понятий «стратегическое планирование» и «планирование стратегии». Некоторые авторы допускают отождествление понятий «планирование стратегии» и «стратегическое планирование», полагая, что планирование стратегии организации является подсистемой стратегического управления и одновременно представляет сущностную основу процесса стратегического планирования,
Рис. 2. Процесс стратегического планирования
Ouenha контроль и гFi-'t -:г:-" СГ|ЯТЪШМ 1И и ItOpiElfTHpODn LTfHTC rmCLhH L■
_-jt^t.'t-t V.HOCHH
f
¿гол iq внутренне м
среды
L )
Я
Оперативка ynpa wetiie
Г \
к юл а внешне"i среды
ч.
t
i
Форм Upon HIK ееджвтов
Г >
Формул нрэвга иеле м
J
i
Про веде Kift zrpf KTf рны> кэше нении
s— —
Плвннрэовнне
стратегии
ч J
Разработка планов
Постанови задач
стратегические
решени'
е рис я м
№ 3 (108) 2018
енеджмент
включающего этапы реализации с последующей оценкой стратегии [Абрамов А. Н., 2010; Гаврильева К. Н., 2016; Гоженко К. Н., 2012б]. Отождествление понятий стратегического планирования и планирования стратегии является обоснованным, так как целью стратегического планирования является разработка стратегии, как и для планирования стратегии. В целом, стратегическое планирование представляет собой потоковый процесс, в который вовлечены потоки ресурсов информации, материалов и денег. Анализ этапов данных процессов также показывает идентичность составных элементов и последовательно решаемых задач, что позволяет сделать вывод об идентичности процессов планирования стратегии и стратегического планирования (рис. 2).
Применительно к промышленному предприятию мы будем рассматривать стратегическое планирование как процесс реализации системы мероприятий по достижению целей организации в течение определенного периода времени с учетом конкретного инструментария, процедур и решений и в зависимости от внешней и внутренней среды функционирования данной системы на заданный момент времени.
«Эффективно интегрировать модели стратегического управления и модель управления знаниями можно только при едином (унифицированном) подходе к модели стратегического управления» [Воробьев А. Д., 2018]. Унифицированный подход к разработке стратегии в рамках модели управления знаниями предусматривает постоянный учет новейших разработок в области методологии стратегического планирования, инструментария и т.д. Также необходим учет опыта конкретного промышленного предприятия как необходимая основа информационно-аналитического
Рис. 3. Алгоритм стратегического планирования промышленного предприятия
Комплексная оценка устойчивости развития промышленного предприятия на основе абсолютных и относительных показателей
экспертной оценки
Оценка сложности взаимосвязей потоков ресурсов, обеспечивающих развитиепр омышл енн ого пр едпр иятия
Стратегический анализ внешней и внутренней среды
Разработка стратегии и плана перехода из текущего состояния в
желаемое
Финансовое прогнозирование итогов реализации стр атегии
обеспечения процесса разработки стратегии. Унифицированный подход к разработке стратегии позволяет включать в методологию стратегического анализа экспертные оценки, что значительно увеличивает, например, потенциал оценок социально-экономических аспектов производственной деятельности промышленных предприятий. Оценки деятельности персонала, организации кадровых потоков (научной организации человеческих ресурсов, уровня мотивации персонала и т.п.) следует рассматривать в качестве актуальных компонент при ориентации стратегического планирования предприятия на совершенствование потоковых процессов системы управления.
Мы предлагаем понимать стратегический анализ как средство преобразования неформализованных знаний о внутренней и внешней среде предприятия в стратегический план организации, что подразумевает непрерывный обмен знаниями, опытом, умениями, данными.
Независимо от конкретной методологии центральным звеном процесса разработки стратегии является стратегический анализ. В рамках экономики знаний стратегический анализ для промышленного предприятия претерпевает значительные изменения: расширяется применяемый инструментарий оценки инновационных решений, внедряются индивидуальные методы управления человеческим капиталом, и в процесс планирования включаются процедуры всесторонней оценки. Прежде всего, это обусловлено накоплением собственного опыта организации, спецификой производственно-технологического процесса, влиянием внешней среды на деятельность хозяйствующего субъекта и т.п. Подобный опыт позволяет корректировать методологию разработки стратегии путем отбора инструментария, оптимально соответствующего условиям деятельности конкретного промышленного предприятия.
В рамках подхода экономики знаний при разработке унифицированной методологии стратегии можно учитывать возможное влияние кризисных условий, которые имеют высокую значимость для промышленных предприятий. Сложившиеся методологические подходы к разработке стратегии, как правило, учитывают фактор влияния внешней среды, но не оценивают устойчивость развития организации. Последний термин понимают не только как устойчивость в текущий момент времени, но и как ее поддержание в течение определенного промежутка времени, т.е. рассматривается способность системы противодействовать внешним воздействиям. Стратегическая устойчивость промышленного предприятия представляет собой способность поддерживать и сохранять в течение длительного времени определенный способ функционирования пред-
приятия на основе оптимизации социально-экономических процессов и учета факторов внешней среды.
Анализ стратегической устойчивости нужно включать в процесс стратегического планирования как элемент интеграции с экономикой знаний в целях достижения синер-гетического эффекта разработки стратегии. Алгоритм стратегического планирования промышленного предприятия с использованием принципов экономики знаний представлен на рис. 3.
Анализ и оценка устойчивости промышленного предприятия обязательно должны учитывать предыдущий опыт функционирования организации, чтобы сформировать шкалу оценки устойчивости для экспертной оценки текущего уровня. Использование внутриорганизационной шкалы устойчивости вместо сравнения с другими организациями позволит дать более точную оценку и сформировать варианты прогноза стратегической устойчивости промышленного предприятия. В современных условиях информационно-аналитические системы других хозяйствующих субъектов, особенно конкурирующих, как правило, закрыты для исследования. Максимальное использование данных управленческого учета и автоматизированных систем управления промышленным предприятием позволит максимально повысить точность финансово-экономических оценок текущего состояния и перспектив развития.
Итогом разработки стратегии является формирование стратегического плана промышленного предприятия. В экономике знаний стратегический план промышленного предприятия корректируется на основе экспертных оценок, эмпирических данных о динамике развития компании. Стратегический план является динамичным, подлежащим оперативной корректировке согласно текущему состоянию социально-экономической и производственной сферы промышленного предприятия.
В условиях значительного расширения возможностей использования информационно-аналитических систем, массового внедрения управленческого учета инструментарий разработки стратегии на всех этапах процесса стратегического управления претерпевает изменения, которые главным образом затрагивают анализ и оценку внешней и внутренней среды, финансовое планирование. В рамках экономики знаний можно представить разработку стратегии в виде непрерывного обмена знаниями применительно к конкретным хозяйствующим субъектам и тем самым повысить эффективность стратегического управления организацией в целом. При разработке стратегии промышленного предприятия руководство должно использовать предыдущий опыт оценки основных финансово-экономических показателей, предложения экспертов компании как по специфике производственного процесса, так и в области кадровой работы, логистики и т.п.
В рамках данной работы предложено авторское понимание стратегии как системы мероприятий по достижению целей организации на определенный период времени с учетом конкретного инструментария, процедур и решений. Стратегическое планирование трактуется как организация потока ресурсов на основе обмена знаниями в системе мероприятий по достижению целей организации в течение определенного периода времени с учетом конкретного ин-
струментария, процедур и решений, внешней и внутренней среды функционирования данной системы. Планирование стратегии является одним из этапов стратегического планирования. Предложен алгоритм стратегического планирования с учетом комплексной оценки стратегической устойчивости, знаний о предыдущих состояниях компании.
Использование модели экономики знаний при разработке стратегии промышленных предприятий требует высокой квалификации персонала, наличия системы управленческого учета, автоматизированной системы управления, так как индивидуализация методологии стратегического планирования в рамках данного подхода требует значительных объемов информационно-аналитических данных в динамике и соответствующих компетенций для их систематизации, обработки и анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов А. Н. (2010) Генезис и эволюция понятия «экономика знания» («общество знания») // Организационные структуры «экономики знаний» Сб. науч. тр./Отв. ред. С. М. Пястолов; Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям. М. С. 9-18. (Сер. «Методологические проблемы развития науки и техники»).
2. Ансофф И. (2012) Стратегический менеджмент: Учебник. СПб.: Питер. 344 с.
3. Белова Н. Е. (2013) Стратегическое планирование предпринимательской деятельности инвестиционно-строительных компаний: Автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб. 26 с.
4. Ветрова О. Б. (2014) Новая стратегия управления компанией при переходе к экономике знаний // Известия высших учебных заведений. Сер. Экономика, финансы и управление производством. № 1 (19). С. 77-81.
5. Воробьев А. Д. (2018) Стратегическое управление в экономике знаний // Управленческие науки. Т. 8, № 1. С. 32-41.
6. Гаврильева К. Н. (2016) Правильный выбор стратегии - путь к развитию организации // Образование и наука в современных условиях. № 2-2 (7). С. 169-172.
7. Гоженко К. Н. (2012а) Экономика знания как результат системной трансформации высокотехнологичных секторов // Управление экономическими системами. № 4 (40). С. 39.
8. Гоженко К. Н. (2012б) Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // ТеггаЕсопотюш. Т. 10. № 1-2. С. 37-39.
9. Голубков Е. П. (2000) Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. № 3. С. 23-28.
10. Гольдштейн Г. Я. (2011) Стратегический менеджмент. Таганрог: ТРТУ. 245с.
11. Гран Р. (2011) Современный стратегический анализ. СПб.: Питер. 560 с.
12. Кряклина Т. Ф. (2014) Компетенции, востребованные экономикой знания: особенности и специфика формирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. № 3 (35). С. 9-12.
стратегически зк- № 3 (108) 2018
решени
енеджмент
13. Рагулина Ю. В. (2009) Стратегия управления промышленным производством в условиях функционирования экономики знаний и превращения их в основной фактор производства: Дис. ... д-ра экон. наук / Институт экономики и социальных отношений. М. 261 с.
14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_82134 /28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa2 7e527/.
15. Ситнова И. А., Салихова З.М., Ишназаров Д. У. (2015) Экономика, основанная на знаниях: необходимость, предпосылки и последствия // Вестник Башкирского университета. Т. 20. № 3. С. 918-921.
16. Технологическое развитие отраслей экономики ([б.г.]) // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации // http://www.gks.ru/wps /wcm / connect /rosstat_main / rosstat / ru /statistics / economydevel opment / #.
17. Уэст Д. (2018) Масштаб. Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний. М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус. 512 с.
18. Филатов С. А., Сухорукова Н. Г. (2017) Экономика, основанная на знаниях: динамический аспект исследования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. Т. 7. № 6A. С. 13-21.
19. Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации: Материалы IX Международной научно-практической конференции (2017) / Отв. ред.: В. В. Ермоленко, М. Р. Закарян. М.: Кубанский гос. ун-т. 313 с.