Научная статья на тему 'Модели совести в традиционных представлениях евразийских народов'

Модели совести в традиционных представлениях евразийских народов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МОДЕЛЬ / MODEL / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сундуй Галина Донгаковна, Бадмаева Цаган Аркадьевна

В статье рассматривается формирование сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, перешедших со временем в их коллективное сознание. Приводится пять образных моделей совести: живое существо, сосуд (вместилище), отношение, иго, обычай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conscience in the Traditional Concepts of Eurasian Peoples

The authors of the article consider the term formation of conscience sphere in traditional representations of Eurasian nations that have fallen over time in their collective consciousness. We present five models of imaginary conscience, a living being, a vessel (container), attitude, yoke and custom.

Текст научной работы на тему «Модели совести в традиционных представлениях евразийских народов»

ныи по контрасту с ценностным строем современного секулярного Запада, прекрасно вписывается в атмосферу плюралистической глобальности. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают не только возможность межкультурного диалога, но и возможность осуществления на практике основных гражданских прав и свобод.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лепехов С.Ю. Буддизм в контексте межкультурного и межконфессионального диалога // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. № 1. С. 177-184.

2. Нестеркин С.П. Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма махаяны) // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 42-45.

3. Юсупова Г.И. Духовная традиция дзэн и современность. К истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2007. № 28. С. 93-96.

4. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М.: Восточная литература, 2001. 508 с. С. 29.

5. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Весь Мир, 2008. 192 с. С. 16.

6. Бурстайн С. Десять совершенств традиционного буддизма. М.: ООО "Издательство АСТ": ОАО "ВЗОИ", 2004. 221 с. С. 11.

7. Чадвик Д. В США растет интерес к буддизму // Сохраним Тибет [Электронный ресурс]. URL: http://www.savetibet.ru/1131361980.html

8. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. М.: Нартанг; Рига: Угунс, 1991. 103 с. С. 72-73.

9. Далай-лама XIV. Ответственность и добросердечие. СПб.: Нартанг, 2004. 176 с. С. 90.

10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 228 с. С. 99.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-03-00047 "Буддизм на Западе (социально-философский анализ)"

17 июля 2013 г.

УДК 294.3

МОДЕЛИ СОВЕСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

ЕВРАЗИЙСКИХ НАРОДОВ

Г.Д Сундуй, Ц.А. Бадмаева

Проблема воспитания совести актуализируется недостаточной изученностью сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, в частности, славянских и тюрко-монгольских. Попытаемся выявить общие представления народов о совести, анализируя существующие модели совести и их духовный потенциал, способный содействовать духовно-нравственному формированию личности школьников в современных условиях.

Сундуй Галина Донгаковна - кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва, 667000 , г.Кызыл, ул. Калинина, 1 б, e-mail: sundui@ inbox.ru, т. 8(394 22)62632;

Бадмаева Цаган Аркадьевна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: tsagana@badmaev.net, т. 8(847-22)23542.

Важным методологическим ориентиром настоящего исследования послужили работы известных философов и ученых-гуманитариев - представителей разных научных дисциплин. В частности, особый интерес представляют следующие взгляды Л. Леви-Брюля о типах мышления [1], Э.О. Дюркгей-ма о коллективном сознании [2], К. Юнга о превосходстве совести над моралью [3], Ф. Ницше об историчности совести [4], Н.А. Бердяева и Л.С. Соловейчика о бо-

Galina Sundui - Ph.D. of Pedagogy,the Leading Scientific Employee of the Laboratory Ethnic Pedagogic Studies of the Institute of the Developmentat the National School of the Republic of Tyva, 1b Kalinina Steet, Kyzyl, 667000, e-mail: sundui@inbox.ru, tel. +7(394 22)62632;

Tsagan Badmaeva - Ph.D. of Philosophy, assistant of the Philosophy and Cultural Studies Department at the Kalmyk State University, 11, Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail:tsagana@badmaev.net, tel.+7 (847-22)23542;

жественном происхождении совести [5]. В данном контексте актуальным сегодня звучит утверждение К. Юнга о том, что совесть не совпадает с моральным кодексом, скорее, предшествует ему и содержательно его превосходит. Ф. Ницше, называя совесть властью над собой, также противопоставлял ее морали, писал, что она имела уже позади долгую историю и изменение формы. Между тем Н.А. Бердяев и Л.С. Соловейчик, выражая ту же позицию, пришли к выводу, что совесть со временем приобретала искаженные социальные формы.

Если задаться вопросом, когда же возникла сфера совести, то выяснится, что в истории человечества она существовала всегда. Мы рассмотрим проблему совести с позиций традиционных представлений о ней евразийских народов: славянских и тюр-ко-монгольских. Специальное изучение совести в рамках истории педагогики дает обширную научную информацию, позволяет выявить основополагающие ориентиры духовно-нравственного воспитания и развития школьников в современных условиях.

Основным и информативным источником являются материалы полевых записей авторов. Территориальные рамки охватывают Сибирский федеральный округ, Монголию и Китай, в которых совместно проживают представители как славянских, так и тюрко-монгольских народов. Исследования проводились почти во всех районах Республики Тыва, в Аскизком районе Республики Хакасия, Ермаковском районе Красноярского края, Гу-синобродском районе Новосибирской области; Ховдском и Цэнгельском аймаках Монголии, в автономных районах Китая (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгур). В общей сложности количество опрошенных составляет 633 человек, в том числе в Республике Тыва -500, Красноярском крае - 35, Республике Хакасия - 15, Новосибирской области - 11, Монголии - 57, Китайской Народной Республике - 15 человек. Доля опрошенных сельских жителей составляет 73 %. Методика полевого исследования базировалась на непосредственном, включенном наблюдении и опросе на основе разработанной заранее программы, состоящей из 14 тематических разделов, посвященных этническим совестливым установкам через призму главного вопроса "Что такое совесть?".

Как известно, русское совесть, чешское Svedomi и польское Sumienie означают "со-

вместное знание, совместное мнение", а тюркское (тув"арын-нYYP", каз."арын-сактау") и монгольское (монг. ичих HYYP) представляют собой сложное слово, означающее лицо (арын) и сущность (нYYP). В своем смысловом значении последнее означает также совместность или совокупность отношений: поведения и внутренней сущности человека. В той и другой культурных традициях встречается немало устойчивых выражений типа "разбудить совесть" (арын - нYYP оттурар), призывать к совести (арын - нYYPже кыйгырар), расшевелить чью-то совесть (арын - нYYPYн шимчедир). Как видим, в традиционных представлениях евразийских народов совесть означает совместное действие внутреннего мира и внешнего поведения человека.

Изучение полевых материалов и литературы показало, что единую универсальную классификацию, которая учитывала бы все характерные свойства совести в традиционных представлениях каждого народа, построить очень сложно, однако нами выявлена некоторая модель совести, причем не одна единственная, а несколько. Самое видное место занимает модель некоего живого существа, у которого есть тело, сознание и голос. Как славянские, так и тюрко-монгольские народы, наделяют совесть биологическими органами: сердцем, железами и печенью: русские бессовестного человека называют без сердца, монголы без желез, тувинцы - с замерзшей печенью. Наряду с тем существо обладает способностью спать, просыпаться; быть чистой или грязной.

Совести-существу характерны насильственные действия по отношению к человеку. У славян совесть грызет и пожирает собственного хозяина, а у тюрков она может грызть и другого человека. Данное существо подвержено и к внешнему воздействию: усыпляется, сдирается, затаптывается и т.д. В традиционных представлениях тувинцев на совесть можно наложить толстую маску, даже сломать ей позвонок [6].

Пожалуй, самым высшим достижением евразийских народов является наделение этому существу сознания, выражающего свое отношение к мыслям и поведению собственного хозяина. Ему присуще чувствительность/ бесчувствие: радуется, печалится, тревожится, рыдает; молчит, таится.

Посредником между сознанием и поведением человека выступает голос совести. Особенно ярко он представлен в русских

народных сказках и исторических произведениях, связанных с войнами. В них голос совести предупреждает, подсказывает, стыдит, упрекает, требует, терзает человека. По голосу совести человек может совершить некоторые действия: идти за ним, оправдываться, прислушаться или же заглушить его, успокоить и подавить, сделать вид, что он не слышит или не понимает его.

Следующая модель, на которую следует обратить внимание - представление совести как сосуда (вместилища), имеющего стандартный размер. В данном контексте схожесть представляют термины гаекипвк sumaenia (слав. счет совести), аяа долган (тюрк.монг. переполнение пиалы). В случае увеличения счета и переполнения сосуда-совести начинаются карательные санкции (Бога или самой совести?) по отношению не только к самому свершителю бессовестных поступков, но и по отношению близких ему людей. Это значит, что совершение бессовестных поступок превзошло количество и качество, рассчитанного на одного человека. Такое утверждение характерно для всех евразийских народов.

Исключительный интерес представляет модель иго, отраженная в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть". Писатель мастерски изображает совесть как силу, способную захватить человека в плен и довести до состояния истерзанности. Однако иго может закончиться в связи с утратой совести. При этом человеку становится легче подставлять кого-то, удобнее льстить, пресмыкаться, наушничать; можно разбойничать и грабить, разорять. Салтыков-Щедрин, отражая всю сложность и неоднозначность положения утраченной совести, надеется, чтобы кто-то приобрел ее, хотя бы случайно. Он стремился показать эволюцию нравственного/безнравственного сознания, призывал, чтобы совесть человека не превратилась в тряпку, дудку, приживалку [7].

Выделение совести как отношения -по сути, является еще одним значимым достижением евразийских народов, пришедших к коллективному выводу о том, что основой духовной и нравственной сущности человека является именно совесть, которая выражает многочисленные отношения: к себе и другим, природе, предметам внешнего мира, животным, культуре, обществу. Эти отношения в значительной мере инициируются устным народным творчеством: поговорками и пословицами, мифами и легендами, сказками. Большое значение для раскрытия воспита-

тельного потенциала имеет провозглашение в них нравственной ответственности и воли у человека, например, перед самой природой, частью которой он сам является. Весьма значима в традиционных представлениях свобода выбора человека в строительстве каких-либо отношений со своей собственной совестью. Человек, с одной стороны, волен быть с ней в состоянии войны, разлада, компромисса, насилия. В благом состоянии - с другой стороны. Мы их видим в устойчивых выражениях "быть в разладе с совестью", "идти с совестью на компромисс"; "моя совесть чиста"; "моя совесть спокойна".

Наконец, весьма специфичным проявлением совести выступают обычаи и традиции евразийских народов, являющиеся одним из практическим выражением коллективного сознания. Более того, оно содержит в себе глубокие прогрессивные идеи и опыт, позволяющие понять природу и специфику совестливых установок, подлежащих к соблюдению. Пожалуй, самым примечательным в языческих представлениях характерно отсутствие страха перед богами, ибо люди жили по их законам. Славянские язычники совестились "при Омовлении-Омовении" [8, с. 92]. Подобное практикуется и у тюрко-монгольских народов: избавление от негативных мыслей и телесной болезни происходило на родниковых зонах летом, причем на длительное время (от 5 до 14 дней).

Уникальным фундаментом происхождения совестливых установок в славянском мировоззрении выступает мировое древо, посредством чего моделирована тройная вертикальная трехмерная структура мира: небо, земля и преисподняя. Для носителей тенгрианского верования также характерно триадная структура мира: верхний мир, средний и нижний миры. По мнению большинства ученых, данный символизм культуры славянских и тюрко-монгольских народов, безусловно, сыграл позитивное развитие совестливых установок по отношению к миру в целом [8, 9].

Таким образом, анализ существующих концепций и материалы новых исследований позволили нам определить пять моделей совести: 1) модель живого существа, обладающий сознанием, собственным телом и голосом; 2) модель сосуда или вместилища, имеющий соответствующую глубину и установленный размер; 3) модель иго, способный истерзать человека; 4) модель отношения, в котором развиваются деятельность и поведение человека; 5) модель обычая, включающий в себя нормативный свод этических правил и уста-

новок общества. Безусловно, подобная классификация моделей совести в традиционных представления евразийских народов может быть спорной и нуждается в дальнейшем уточнении и расширении.

Однако выявленные нами с помощью культурно-исторического метода исследования модели совести своеобразны. Их устойчивость определяется в соответствующей системе духовных и нравственных ценностей, отражаются в обыденной жизни, в устном народном творчестве, обычаях и традициях, языческой религии евразийских народов. И потому мы, вслед за В.Т. Лихачевым и А.Б. Панышиным, рассматриваем модели совести как важную составляющую коллективного культурного наследия человечества и как ориентир духовно-нравственного формирования личности современных школьников [10].

Таким образом, на наш взгляд, грамотно запущенный механизм изучения моделей совести в традиционных представлениях евразийских народов обеспечит не только профессиональный рост педагогов, но и позволит целостно развивать процесс воспитания совести в контексте духовно-нравственного воспитания и развития школьников. Тем самым к традиционным, хорошо известным функциям образования, -воспитание духовно-нравственных ценностей этнической культуры - добавляется еще одна его важная роль по актуализации процесса воспитания совести. И это существенно повышает профилактику сложностей вообще духовно-нрав-

ственного воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания совести.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Директ-Медиа, 2008. 1306 с.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Этюд об организации высших обществ. Одесса: Канон, 1996. 432 с.

3. Юнг К.-Г. Совесть с психологической точки зрения // Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995. С. 80-99. 320 с.

4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Избранные произведения: В 2 кн. Кн. 2. М.: Итало-советское изд-во "Сирин", 1991. 446 с.

5. См.: Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1994. 382 с. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989. 368 с.

6. Бегзин-оол А. Совесть // Улуг-Хем. 2011. № 5. 126 с. С. 65-66.

7. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч: В 20 т. Т. 16. М.: Худож. лит-ра, 1974. С. 532.

8. Русский народ / Состав. М. Забылин. М.: ЭКС-МО, 2003. 606 с.

9. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. 236 с.; Сай-шиал. Сказание о Чингисхане. Улан-Удэ: Респуб. типография, 2006. 548 с.; Бадмаева Ц.А. Фило-софско-культурологический анализ традиционной культуры калмыков. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2006. 148 с.

10. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 280 с.; Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. 380 с.

17 июля 2013 г.

УДК 316.74:37

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Е.В. Красавина

В 90-е годы ХХ в., российская система образования РФ, также как и экономические и политические организации, вошла в период рыночных реформ. Основные претензии, предъявляемые

Красавина Екатерина Валерьевна - кандитат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом Российского Государственного экономического университета им. Г.В. Плеханова г.Москва, ул.Смольного, 36, e-mail: krasavina_2905@mail.ru тел. +79268995882.

к образовательной деятельности школы и вузов, заключались в их идеологизированности и анахронизме, тогда как набирал ход процесс становления общества информационного типа.

Krasavina Ekaterina Valerjevna - a candidate sociological sciences, an associate professor of personnel management department of the State economical university name after G.V.Plekhanov; Smolney streat, 36, Moscow. e-mail: krasavina_2905@mail.ru t. +79268995882.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.