УДК 371 (571.72)
© Г.Д. Сундуй
Роль народных совестливых установок в духовно-нравственном формировании личности
В статье поднимается проблема воспитания совести, ее актуальность в условиях духовно-нравственного кризиса общества. Рассматривается опыт воспитания совести в рамках традиции <^зуктээр» тувинского народа. Ключевые слова: совесть, духовность, нравственность, личность, традиция, воспитание
G.D. Sundui
The role of folk conscientious settings in spiritual and moral formation of personality
The article raises the problem of conscience upbringing, its actuality under the spiritual and moral crisis of society. It reviews the experience of conscience upbringing within the «suzukteer» tradition of the Tuvan people.
Keywords: conscience, spirituality, morals, personality, tradition, upbringing.
Совесть - неотъемлемая часть образа жизни человека, культуры любого отдельно взятого общества и человечества в целом. Сегодня сфера совести переживает серьезный методологический кризис и имеет репутацию наиболее проблематичного вида научного знания. Проблемы воспитания совести становятся актуальными для всего современного мира, причем многие из них в России стоят значительно острее, а отсутству... ющий до сих пор целенаправленный процесс воспитания совести в системе образования зна... чительно препятствует преодолению духовнонравственного кризиса в целом. Сказанным и объясняется необходимость развертывания педагогических исследований в направлении ново. го поиска методологических подходов и средств, усиливающих процесс воспитания совести. Одним из возможных путей преодоления кризиса в сфере совести является обращение к опыту воспитательных народных традиций, в которых присутствует целая система совестливых установок.
Методологической основой данного иссле... дования послужили идеи известных ученых, в частности. К. Юнга о превосходстве совести над моралью, Ф. Ницше об историчности совести, также теория отношений В.Н. Мясищева [6; 2;
3]. В свете современной парадигмы этнокультурного содержания образования основополагающим ориентиром в методологическом плане являются этнопедагогическая пансофия Г.Н. Волкова и принцип этнокультурной коннотации образования, разработанный А.Б. Панькиным [1;
4].
Целью работы является выявление совест... ливых установок в культуре тувинского народа, задачами - описание и характеристика совестливых установок, раскрытие воспитательного потенциала совестливых установок в духовнонравственном формировании личности в совре... менных условиях.
Как показывает историко-педагогический анализ литературы и полевых материалов, со. вестливые установки тувинского народа в своем развитии прошли длительный процесс, начали свое формирование уже на уровне мифологиче.. ской культуры и их содержание обусловлено спецификой мировоззрения, видов хозяйствова.. ния, фольклора, религиозных представлений и народной педагогики. В статье совестливые установки представлены в рамках традиции ««CYЗYктээр» тувинского народа [5]. Их специ. альное изучение в рамках истории педагогики дает обширную научную информацию, позволяет выявить основополагающие ориентиры про. цесса воспитания совести.
Основным и информативным источником являются материалы полевых записей автора. Территориальные рамки охватывают все 17 ко. жууны (районы) Республики Тыва, также Мон. голию и Китай, где компактно проживают груп. пы тувинцев. В общей сложности количество опрошенных составляет 672 человека, в том числе в Республике Тыва - 600, Монголии - 57, Китайской Народной Республике - 15. Методика полевого исследования базировалась на непосредственном, включенном наблюдении и опросе на основе разработанной программы.
Анализ полевых материалов показал, что тра. диционные представления тувинского народа о совестливых установках богаты по содержанию и разнообразны по своей структуре. Привитие со. вестливых установок осуществляется с помощью традиции «CYЗYктээр» (букв. одухотворять), по. нимаемой нами как процесс воспитания со своей специфической структурой, правилами построения и развития, которые поддаются моделированию соответственно системе ценностей культуры. Главной целью традиции является формирование добросовестных отношений ребенка к себе и дру. гим людям, природе, предметам внешнего мира, культуре, обществу, миру.
Программа совестливых установок традиции «сузуктээр» содержит 15 разделов и выглядит следующим образом:
1. Древние совестливые установки по отношению человека к себе и другим людям. Каж... дый человек обязан помнить, что он является лишь частью (дитем) природы, наделенной сознанием. Человек должен относиться к себе и другим людям уважительно, поддерживать с ними доброжелательные отношения независимо от их возраста, социального положения, национальности, религиозной принадлежности; забо... титься о своем здоровье и здоровье других; мыслить нравственно, поступать нравственно, тем самым стремиться к высшему критерию воспитания - «ак сагыштыг кижи» (человек с чистой совестью). Члены общества должны от... кликнуться на зов помощи других народов в чрезвычайных ситуациях.
2. Древние совестливые установки по отношению к жилищу - юрте. Каждый должен знать мировоззренческий образ юрты; порядок расстановки внутреннего убранства юрты; уметь установить, разбивать и складывать юрту; со... блюдать правила и нормы поведения в юрте, чистоту и порядок; относиться к ней бережно и трепетно.
3. Древние совестливые установки по отношению к родине. Каждый должен проявлять готовность к защите родины в традиционном понимании: матери (материнская утроба как первая родина), место рождения (вторая родина), место проживания в детстве (третья роди. на), место проживания во взрослом состоянии (четвертая родина), место упокоения (пятая родина); готовность к защите земли предков и оте... чества.
4. Древние совестливые установки по отношению к членам семьи и рода. Каждый дол... жен испытывать любовь, уважение к родным и близким, защищать честь и достоинство предков и соплеменников. Кроме того, необходимо все... гда проявлять взаимопомощь и взаимовыручку в разных жизненных ситуациях: при трауре, на свадьбе, в трудовых начинаниях и т.д.
5. Древние совестливые установки по отношению к соседям. Каждая семья обязана поддерживать благие отношения со своими соседя. ми; помогать им в страдную пору (обработка земли, уборка урожая, обработка шерсти и т.д.), оказывать помощь в трудных жизненных ситуа... циях.
6. Древние совестливые установки по отношению к детским, подростковым играм. Каждый взрослый член семьи должен научить ребенка играть в индивидуальные и групповые
игры соответственно его возрасту и полу с уче. том времени и пространства; обучить выполнять в игре различные социальные роли; соблюдать в игре правила и нормы; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, возникшие в про. цессе игры и т.д.
7. Древние совестливые установки по отношению к народному искусству. Каждый взрослый член семьи, рода и народа обязан передать детям шедевры устного народного твор. чества (миниатюрные жанры, песни, горловое пение, сказки, навыки искусства резьбы) и научить относиться к ним уважительно, соблю. дать правила (ритуал, запреты).
8. Древние совестливые установки по отношению к знаниям. Каждый член общества обязан относиться к знаниям уважительно, пользо. ваться всеми возможностями по их усвоению, сохранению и развитию. Каждый должен владеть родным языком (при желании и необходи. мости изучать и другие языки); знать основы астрологии, математики и музыки, разобраться в животном и растительном мире; уметь разбираться в тонкостях скотоводства, охоты и соби. рательства; быть осведомленным в вопросах обычного права, религии и общественной жиз. ни; соблюдать обычаи и традиции; совершать духовные обряды; оказывать первую медицинскую помощь.
9. Совестливые установки по отношению к отдельным людям. Каждый член общества дол. жен относиться особо уважительно и бережно к беременной женщине; ребенку до 12 лет (особо ответственно к ребенку-сироте, к одаренному ребенку); к шаману, сказителю, борцу, хеемейжи (исполнителю горлового пения); кузнецу и камнерезу, представителям власти и дру. гих национальностей.
10. Совестливые установки по отношению к отдельным видам домашних и диких животных. Каждый член семьи и общества должен знать и защищать вожака стада (табуна), хоро. шего коня; особь с детенышем; синюю волчицу, парных птиц (журавлей, лебедей), орла.
11. Совестливые установки по отношению к духовно-материальным объектам. Каждый человек должен пожизненно почитать и защищать родной очаг, историческую родину, род. ную природу, памятники культуры и истории.
12. Совестливые установки по отношению к природе и окружающей среде. Каждый чело. век обязан соблюдать чистоту и порядок места постоянного проживания, места временного проживания и нахождения, рекреационных зон, рабочего места, духовных объектов природы (перевалы, родники, особые растения).
13. Совестливые установки по отношению к труду. Каждый человек обязан:
а) трудиться и выполнять работу по совести; б) добросовестно относиться к домашнему и общественному труду; в) бережно пользоваться орудиями труда; г) правильно распределять и организовать рабочее время; д) довести начатую работу до логического завершения; е) уметь обращаться за помощью и предлагать свою по... мощь; е) уметь ценить собственный и чужой труд; ж) уметь поддерживать чистоту и порядок рабочего места.
14. Этикетная культура номадов. Каждый человек обязан соблюдать общепринятый этикет и использовать различные формы общения. Понятие этикета включает следующие компонен... ты: аальный этикет; родительский этикет; этикет родственных отношений; общепринятый социальный этикет; сословный этикет; государ... ственный протокол; женский этикет; мужской этикет; ритуальный (обрядовый) этикет; детский этикет; региональный этикет; межнациональный этикет; шаманский этикет; этикет сказителя; охотничий этикет; этикет путников; любовный этикет; этикет соседей и т.д. Формы общения: приветствие-диалог; извинение; просьба; сообщение; сожаление; соболезнование; намек; бла... гопожелание; прощание и т.д.
15. Совестливые установки по отношению к духовным объектам природы. Каждый член семьи, общества обязан почитать духовные объекты, знать и соблюдать правила обрядовой практики, произносить мысленно и устно благо. пожелания (восхваления), просить прощение, обращаться за помощью к Тенгри, небесным светилам, земле-матери, духам местностей, духам предков, духу огня, духам растений.
Следует отметить, что в качестве универ... сальных совестливых установок выступают и народные пословицы и поговорки, т.е. система советов, наставлений, заповедей, намеков и упреков, восхвалений. Их можно свести в сле... дующие группы:
пословицы-заповеди: ыракка ыянчыг болба, чоокка чованчыг болба (вдали стыд не теряй, поблизости совесть не теряй); даг кербейн эдээц азынма, суг кербейн идииц ужулба (не увидев горы, полы не откидывай, не увидев воды, обувь не снимай); ийи кижи аразынга сес октава, ийи ыт аразынга сеек октава (не бросай слово между двумя людьми, не бросай кость между двумя собаками);
пословицы-упреки: уулгедииц бузурба,
нууруц чидирбе (содеянное не скрывай, совесть не теряй); баък кадай кеште даараныр (плохая хозяйка шьет во время кочевки), арга билбес
алдаар, суме билбес шуудээр (незнание к ошибке, непослушание к мытарству);
пословицы-намеки: дус чокта амдан чок, тура чокта куш чок (без соли нет вкуса, без воли нет силы); чугаа кевудеди, аскак хой ыра... ды(пока болтали, хромая овца удалилась); кус... кун кара -даа болза, телунге ынак (черный ворон и то любит свое дитя);
пословицы-наставления: даг дег караны до... вук дег ак базар (черную размером с горы душу подавляет светлая душа размером с ноготок), кац сугга кадар, кижи бергээ дадыгар (сталь за... каляется в воде, человек в беде);
пословицы-одобрения: эртежи кижиге эзер... лиг аът таваржыр (рано вставшему сам конь навстречу идет), кижи езер, кидис шейлур (че... ловек растет, войлок растягивается), аът болуру кунундан, кижи болуру чажындан (конем становится с жеребьячего возраста, человеком стано... вятся с малого возраста);
пословицы-предупреждения: едурээн
чассыцза-даа, хелуц часпа (не попадешь в утку, попади в озеро), «хат чок болза, сиген бажы ха... дывас» (без ветра трава не шелохнется); далаш... кан куске сутке дужер (торопливая мышь в мо... локе тонет).
Вышеперечисленные совестливые установки позволяют судить о степени развития традиции CYЗYктээр, охватывающей почти все стороны жизни, отношения и взаимоотношения ре... альных субъектов и объектов. В связи с этим необходимо подчеркнуть то, что в традицион... ном обществе номадов существовала четкая государственная политика воспитания совести с едиными стандартами и общественный меха. низм ее реализации через системно разъясни. тельную работу среди населения. Освоение совестливых установок имело относительную за... вершенность до 12 лет (период детства).
Таким образом, практика воспитания сове... сти своими корнями уходит в глубинные пласты культуры общества и каждая историческая эпо... ха вносила в нее свою лепту, и, возможно, именно это обстоятельство способствовало ду... ховно-нравственному формированию личности. Яркой особенностью совестливых установок является их множественность, выражаемая в сети отношений и взаимоотношений, состоящих из отдельных автономий: к себе и другим, при... роде, предметам, культуре, обществу. В свою очередь, в каждой из них действуют свои дета. лизированные установки и правила. Однако они исходят из общей системы духовнонравственных ценностей, норм и правил.
В контексте сказанного основной задачей воспитания совести является трансфер этнопе...
дагогического опыта в воспитывающую дидак. тическую систему образовательного учреждения на основе принципа этнокультурной коннотации образования [4]. Однако воспитание совести в современных условиях требует кардинального пересмотра, в связи с этим предмет его исследо.. вания мыслится в будущем значительно шире, должен затрагивать многообразные проявления отношений и взаимоотношений в жизнедеятельности детей, а также теорию и методику духов.. но-нравственного формирования личности в условиях современной социокультурной ситуации. В данном контексте первоочередным становится устранение противоречия между возросшими требованиями обновляющегося обще. ства к профессиональной подготовке педагога и неопределенностью теоретико-
методологических подходов к исследованию
проблемы процесса воспитания совести с уче... том особенностей региона.
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. -Элиста: Изд-во Калмык. гос. ун-та, 2009. - 576 с.
2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Избранные произведения: в 2 кн. - М.: Сирин, 1991. -Кн. 2. - 445 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 158 с.
4. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. - Элиста, 2009. - 380 с.
5. Сундуй Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2009. - 167 с.
6. Юнг К.Г. Совесть с психологической точки зрения //Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М.: Мартис, 1995. - С. 80-99.
Сундуй Галина Донгаковна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва. E-mail: sundui@inbox. ru.
Sundui Galina Dongakovna. candidate of pedagogical sciences, head of the laboratory of ethnic pedagogic studies. Institute of National School Development. Ministry of Education of the Republic of Tuva. E-mail: sundui@inbox. ru.
УДК 378.016:81 © Я.В. Тараскина
К вопросу о содержании иноязычного вузовского образования на современном этапе
В статье рассматривается содержание иноязычного вузовского образования на современном этапе. Автором выявляются основные компоненты, входящие в состав анализируемой категории. Уточняется содержание образования с учетом компетентностного и межкультурного подходов.
Ключевые слова: содержание обучения, навыки и умения, тематика, тексты, способы деятельности, ключевые компетенции.
Ya.V. Taraskina To the issue of the content of foreign language teaching in higher education institutions at modern stage
The article deals with the content of foreign language teaching at modern stage. The author determines the main components of this category. The teaching content is specified taking into account the competent and intercultural approach.
Keywords: content of teaching, habits and skills, topics, texts, learning methods, key competences.
В отечественной и зарубежной дидактике и методике в содержании обучения иностранным языкам (ИЯ) традиционно отражался ответ на вопрос «Чему учить?». В некоторых работах анализируемая категория иногда обозначается термином «содержание учебного предмета». По мнению Б.А. Лапидуса (1970), в общих чертах содержание обучения практическому владению неродным языком можно определить как совокупность того, что обучащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изу-
чаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения.
Какие же компоненты входят в содержание обучения иностранным языкам? Этот вопрос в советской методике был дискуссионным. Пер. воначально методисты полагали, что под содержанием обучения следует понимать только язы. ковой материал (лексический, грамматический и фонетический), который изучается обучающи... мися и на основе которого формируются навыки и умения. В дальнейшем стали включать рече...