Научная статья на тему 'Аальный этикет как благодатная почва духовно-нравственного формирования личности'

Аальный этикет как благодатная почва духовно-нравственного формирования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AAL''S ETIQUETTE / AAL''S TERRITORY / ЭТИКЕТ / ААЛ / ААЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ / ААЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДУХОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ETIQUETTE / AAL / CONSCIENTIOUS ATTITUDE / SPIRITUAL OBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундуй Г. Д.

В настоящей статье вводится в научный оборот понятие аальный этикет, понимаемый как подсистема кочевой культуры, структурообразующими компонентами которой выступают нравственная регуляция поведения, добросовестные отношения и нравственное сознание. В систему нравственной регуляции поведения входят ценности (человек, земля, совесть); норма (правила, совестливые установки, предписания, мера); идеал совершеннного человека. Аальный этикет обеспечивает добросовестное отношение человека к себе и другим людям, природе, труду, предметам внешнего мира, культуре, обществу. Духовный потенциал аального этикета это, прежде всего, конкретные духовные ценности, нормы и установки, в которых наличествует единство личностного и общественного сознания, сказывающее на благополучие семьи и общества. Проанализированный материал открывает перспективу дальнейшего его изучения как благодатной почвы духовно-нравственного формирования детей в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AAL''S ETIGUETTE AS A FERTILE GROUND OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF A PERSONALITY

The present article introduces a concept of a scientific revolution "aal's etiquette', understood as a subsystem of nomadic culture, structure-forming components that are the moral regulation of behavior, conscientious attitude and moral consciousness. The system of moral regulation of behavior consists of values (the people, the earth and conscience), norms (rules, conscientious installation instruction and measure), the ideal of the perfect man. The aal's etiquette provides conscientious attitude to themselves and others, to nature, to work, to objects of the external world, to culture, and society. The author describes the spiritual potential of the aal's etiquette as primarily a specific moral value, norms and installations, which are present in the unity of personal and social consciousness and affect the welfare of the family and society. The analyzed material opens up the prospect of further study of the object of the research as a fertile ground of spiritual and moral formation of children in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Аальный этикет как благодатная почва духовно-нравственного формирования личности»

- созданию проектов и программ, способствующих организации эффективной творческой, социально активной деятельности обучающихся.

Таким образом, применение в воспитательной работе раз-

Библиографический список

нообразных методов, форм музейной педагогики, создание определенных организационно-педагогических условий позволило обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотиче-ского воспитания в школе.

1. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Этапы развития категории «свобода» в отечественной педагогике и образовании. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2012; 3.

2. Ромаева Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России (середина XIX-XXВВ. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2003.

3. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация. Педагогическое образование и наука. 2006; 5.

4. Склюева Е.С. Свободный выбор как условие формирования самостоятельности младших школьников в трудах Л.Н. Толстого. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).

5. Музейная педагогика. Музееведение. Музеи исторического профиля. Москва,1988.

6. Музей и образование: Обзорная информация. Москва, 1989.

References

1. Romaeva N.B., Romaev A.P. 'Etapy razvitiya kategorii «svoboda» v otechestvennoj pedagogike i obrazovanii. Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 3.

2. Romaeva N.B. Razvitie gumanisticheskoj pedagogiki Rossii (seredina XIX-XX VV. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2003.

3. Romaeva N.B., Romaev A.P. Gumanisticheskaya pedagogika Rossii: tipologiya i periodizaciya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006; 5.

4. Sklyueva E.S. Svobodnyj vybor kak uslovie formirovaniya samostoyatel'nosti mladshih shkol'nikov v trudah L.N. Tolstogo. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).

5. Muzejnaya pedagogika. Muzeevedenie. Muzei istoricheskogo proilya. Moskva,1988.

6. Muzej i obrazovanie: Obzornaya informaciya. Moskva, 1989.

Статья поступила в редакцию 19. 01.15

УДК 371 (571.72)

Sunduy G.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading researcher, Laboratory of Ethnopedagogycal Research of Ministry

of Education and Science of Tuva Republic (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

THE AAL'S ETIGUETTE AS A FERTILE GROUND OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF A PERSONALITY. The

present article introduces a concept of a scientific revolution "aal's etiquette', understood as a subsystem of nomadic culture, structure-forming components that are the moral regulation of behavior, conscientious attitude and moral consciousness. The system of moral regulation of behavior consists of values (the people, the earth and conscience), norms (rules, conscientious installation instruction and measure), the ideal of the perfect man. The aal's etiquette provides conscientious attitude to themselves and others, to nature, to work, to objects of the external world, to culture, and society. The author describes the spiritual potential of the aal's etiquette as primarily a specific moral value, norms and installations, which are present in the unity of personal and social consciousness and affect the welfare of the family and society. The analyzed material opens up the prospect of further study of the object of the research as a fertile ground of spiritual and moral formation of children in modern conditions.

Key words: etiquette, aal, aal's etiquette, aal's territory, conscientious attitude, spiritual objects.

Г.Д. Сундуй, канд. пед. наук, вед. науч сотрудник лаборатории этнопедагогических исследований Министерства

образования и науки Республики Тыва, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ААЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ КАК БЛАГОДАТНАЯ ПОЧВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В настоящей статье вводится в научный оборот понятие аальный этикет, понимаемый как подсистема кочевой культуры, структурообразующими компонентами которой выступают нравственная регуляция поведения, добросовестные отношения и нравственное сознание. В систему нравственной регуляции поведения входят ценности (человек, земля, совесть); норма (правила, совестливые установки, предписания, мера); идеал совершеннного человека. Аальный этикет обеспечивает добросовестное отношение человека к себе и другим людям, природе, труду, предметам внешнего мира, культуре, обществу. Духовный потенциал аального этикета - это, прежде всего, конкретные духовные ценности, нормы и установки, в которых наличествует единство личностного и общественного сознания, сказывающее на благополучие семьи и общества. Проанализированный материал открывает перспективу дальнейшего его изучения как благодатной почвы духовно-нравственного формирования детей в современных условиях.

Ключевые слова: этикет, аал, аальный этикет, аальная территория, добросовестные отношения, духовные объекты.

При всей очевидности глобальной потери совести в современном обществе, носящей массовый характер, возникает острая необходимость поиска ценностно-смыслового ядра воспитания детей [1, с. 10]. Духовно-нравственное формирование личности в образовательном учреждении протекает эффек-

тивно, если в его основу заложен онтологический подход, опирающийся на целостный бытийный и бытовой опыт. Одним из возможных путей преодоления духовно-нравственного кризиса в современных условиях является обращение к опыту воспитательных народных традиций, в частности -этноэтикету.

Как известно, этикет имеет свою давнюю историю и обычно представляется как совокупность правил поведения согласно установленным нормам и стандартам. Этикет, будучи элементом общей культуры человеческого общества, представляет собственную структуру соответственно системе ценностей. Он вменяет в себя формирование человеческого в человеке, тем самым выполняет, регулирующую поведение, функцию.

Изучением этноэтикета, в основном, занимаются этнологи. Его определяют как «правила нравственного поведения» (В.И. Бакштановский); «систему моральных предписаний ритуализированного общения» (Б.Х. Бгажноков); «правила ритуализированного поведения» (Т. Цивьян); «свод неписаных законов и обычаев» (М. Монгуш) [2, с. 39; 3, с. 4; 5, с. 144; 5, с. 54].

Вопросы тувинского этикета затрагивались в работах В.А. Адрианова, Г. Гржимайло, Л.П. Потапова и др. [6; 7; 8]. Большой вклад в исследование этикета тувинцев внесли этнологи М.Б. Кенин-Лопсан и М.В. Монгуш [9, 5]. В частности М.Б. Ке-нин-Лопсан использует термин ужурлар по отношению к неписаным законам, обычаям и традициям, установкам, запретам в совокупности, что стало основой введения нами термина ааль-ный этикет [10, с. 14].

Характерная черта современного этапа развития педагогики - трансфер потенциала этнокультуры в систему образования, что предусматривается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В этом контексте ценность представляет исследование А.С. Шаалы, посвященное этнопедагогической подготовке учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета. Автор рассматривает этноэтикет как результат духовно-нравственной деятельности этноса в определенных социокультурных условиях. Этикет отражает систему характерных для этноса традиционных форм и правил поведения, стандартизованного общения [11, с. 35].

Аальный этикет тувинцев (аа1 uzhurlary) - это не просто свод правил поведения человека, а понятие, имеющее широкое мировоззренческое значение. Основным и информативным источником настоящего исследования являются материалы полевых записей автора, территориальные рамки которые охватывают все кожууны (районы) Республики Тыва, также Западную Монголию (Ховдский и Баян^лэгэйский аймаки) и Китай (Синьцян-Уйгур-ский автономный район), где компактно проживают дисперсные группы тувинцев. Этнопедагогические экспедиции, проведенные Институтом развития национальной школы совместно с преподавателями Ховдского университета Монголии и педагогического колледжа г. Урумчи КНР, позволяют говорить о функционировании аального этикета в современном обществе номадов, ведущих как круглогодичный кочевой, так и полукочевой образ жизни (2001 - 2014 гг.). Методика полевого исследования базировалась на непосредственном наблюдении и опросе в рамках программы «Изучение традиционной формы воспитания детей у народов Центральной Азии».

Как известно, основной формой организации жизнедеятельности номадов выступает аальная община, представляющая собой объединение всего хозяйства и основанная на родственных или дружественных связях. Аалы представляют собой, как правило, селение из 3 до 9 юрт. Как показывают результаты полевых исследований, аальный этикет проявляет себя как подсистема кочевой культуры и реализуется в условиях взаимосвязанных между собой этнических доминантов. Это:

• этнический доминант аальной территории, на которой соблюдаются определенные этикетные установки, в том числе по отношению к земле и её ресурсам (водоёмы, пастбища, обрядовые места, растительный и животный мир);

• этнический доминант выбора места юрты, соответственно приписываемой культурой экологическим традициям;

• этнический доминант архитектуры и установки юрты;

• этнический доминант местоположения хозяйственных сооружений, в том числе имеющих духовный смысл (коновязь, стойло для скота, детская игровая площадка, обрядовое место «sang»);

• этнический доминант месторасположения мебели и утвари в юрте, также духовных атрибутов (очаг, колыбель, амулеты, изображения богов);

Собственно аальный этикет включает в себя следующие правила:

• правила поведения на аальной территории (aal khaia-zynyhg uzhurlary);

• правила поведения в юрте (ög uzhurlary);

• правила благословения Тенгри (Deer-Denggerge chal-baryyr uzhurlar);

• пастушьи правила (kadarchy kizhining uzhurlary);

• правила общения (chugaa uzhurlary): внутрисемейный, межаальный, внутриродовой родовой; гостевой, межличностный, межнациональный, тендерный, возрастной, детский;

• правила обращения к скоту ( mal uzhurlary);

• правила обращения к одежде ( khep-syn uzhurlary);

• правила обращения к духовным атрибутам (ydyktyg edilel uzhurlary);

• правила застольного этикета (shailaarynyng uzhurlary): (ежедневный, праздничный, гостевой, траурный);

• правила игрового этикета (oiun uzhurlary);

• правила свадебного этикета (kuda uzhurlary).

Нетрудно заметить, что вышеназванные виды правил - это

не что иное, как отражение добросовестных отношений не только к другим людям, но и природе, скоту, предметам внешнего мира. Однако эти отношения в сознании человека рассматриваются не сами по себе, а в контексте общей кочевой культуры. Например, аальные этикетные установки по отношению к родной земле, жилищу призваны формировать у людей чувство ответственности и патриотизма.

Структурообразующими компонентами аального этикета выступают нравственная регуляция поведения, добросовестные отношения и нравственное сознание. В систему нравственной регуляции поведения входят ценности (человек, земля, совесть); норма (правила, совестливые установки, предписания, мера); идеал совершеннного человека - ак сагыштыг кижи (ac sagyshtyg kizhi). Нравственная регуляция поведения подчиняется общепринятым постулатам, распростространяющуюся на всю сферу аальной жизнедеятельности. Она напрямую связана с добросовестным отношением человека к себе и другим, родной земле, природе, обычаям, традициям, обществу. Святая обязанность человека - любить свой дом, быть ответственным за его чистоту и порядок, отвечать за безопасность. Считается, что любящий свой дом, способен любить родную землю и страну. Следовательно, аальный этиет «взращивает» человека в родную землю, тем самым учит обозреть весь мир и быть с ним доброжелательных отношениях. В духовном потенциале аального этикета (это, прежде всего, конкретные духовные ценности, нормы и установки), наличествует единство личностного и общественного сознания, сказывающее на благополучие семьи и общества.

Научный интерес представляет межаальный этикет. Как известно, совместное или сопредельное проживание людей, семей, родов (племен, народов, государств) всегда и везде многозначно. Порой эти отношения становятся не только доброжелательными, но и противоречивыми даже враждебными. Установки добрососедских отношений в обществе номадов чрезвычайно важный факт, доказывающий возможность мирного сосуществования людей, не объединенных родственными узами, также общностью происхождения, языка и культуры, территориальной целостности. Иначе говоря, этикет добрососедских отношений соотносится со знанием определенных правил поведения, общения, также обычаев и традиций людей (группы людей) близкого окружения. Например, тувинский аальный этикет исторически обязывает соседей делиться гостинцами, помогать в страдную пору и в трудных жизненных ситуациях.

К одной из самых значимых особенностей аального этикета относится добросовестное отношение к периоду детства. Например, обычной социальной нормой является наличие возле каждой юрты детской игровой площадки - священного места аала. Там дети играют в сайзанак (saizanak), состязаются борьбой XYреш (khuresh) - в ходе которой соблюдаются почти все этикетные нормы поведения. Такие площадки располагались также на стыке пастбищных пространств: там дети играли соседних аалов. Дети играли, трудясь (наблюдая за скотом, младшими братьями и сестрами и т.д.). Игре сайзанак прививали с раннего детства, обычно с 3 - 4 лет с учётом времени и пространства; взрослые помогали выполнять различные социальные роли, при этом соблюдать правила и нормы поведения; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; относиться к партнёрам по игре уважительно, доброжелательно. В процессе игры вырабатываются опыт общения с разными людьми. Например, «хозяева» встречают на территории аала путника (шамана, сказителя, знаменитого борца или исполнителя горлового пения и др.), ведут с ним специфический для него диалог, привязывают его лошадь, приглашают в юрту, рассаживают, подают чай и т.п. В

игровой деятельности роли распределяются самими детьми. Мальчики замещают роль отца (охотника, пастуха, брата, соседа, путника, шамана, борца, сказителя), имитируя труд, выражают своё отношение, например, к хорошему/плохому коню, ленивому (трудолюбивому) сыну/ дочери при этом они познают всю прелесть/сложность отношений, тем самым вырабатывают опыт доброжелательного отношения к окружающему миру и людям. Как показывают результаты непосредственного наблюдения, за игрой «сайзанак», современные тувинские дети играют вплоть до 10 - 11 лет.

Как видим, аальный этикет состоит из разных изолированных друг от друга областей, в каждой из них существуют свои собственные правила и своего рода собственные кодексы чести и совести. Однако эти правила, и кодексы соотносятся общими правилами, заданными самим обществом. Человек поступает не как нечто самоценное, а как узел частных правил и обязательств, вытекающих из принадлежности к семье, родовому сообществу, племени, народу. Аальный этикет реализуется в системе самых разных отношений и взаимоотношений: «Я и другие», «Я и мой дом», «Я и мои вещи», «Я и природа», «Я и мой труд» и т.д. Например, у тувинцев сохранилось своеобразное отношение к тополю [12, с. 22].

Духовно-нравственное формирование детей осуществляется в рамках традиции «CYЗYктээр» (букв. одухотворять) понимаемой нами как процесс непрерывного воспитания со своей специфической структурой, правилами построения и развития, которые поддаются моделированию соответственно системе ценностей культуры. Главная цель традиции - формирование добросовестных отношений к окружающему миру [13, с. 74-89]. Этикет традиционного общения обязывают старших членов семь

Библиографический список

воспитать детей так, чтобы они относились к себе и другим уважительно, поддерживать с людьми доброжелательные отношения независимо от их возраста, социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Кроме того, аальное воспитание учит детей мыслить нравственно, поступать нравственно, тем самым стремиться к высшему критерию воспитания - «ак сагыштыг кижи» - (человек с чистой совестью). Этикет позволяет выражать любовь, уважение к родным и близким, защищать честь и достоинство предков и соплеменников, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку соседям в разных жизненных ситуациях: при трауре, на свадьбе, в трудовых начинаниях и т.д.

Следует отметить, что где бы ни была наша экспедиция (в Туве, Монголии и Китае), мы зафиксировали одну и ту же неизменную духовную суть тувинского аального этикета: сохранение человеческого в человеке. Разве что возросло количество «множественности» в условиях совместного и сопредельного проживания с представителями разных национальностей российского, монгольского и китайского государств.

Таким образом, аальный этикет можно представить как свод правил добросовестных отношений человека, соблюдаемый на аальной территории согласно принятым обществом этническим доминантам (территориальный, экологический, мировоззренческий, духовный, календарный). В структуру аального этикета входят нравственное поведение, добросовестные отношения и нравственное сознание. Однако характеристика аального этикета ещё остаётся требующей раскрытия, дополнений и уточнений в контексте междисциплинарных исследований.

Проанализированный материал открывает перспективу дальнейшего его изучения как благодатной почвы духовно-нравственного формирования детей в современных условиях.

1. Волков Г.Н. Педагогика любви. Москва, 2002.

2. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. Москва, 1979.

3. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1988.

4. Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета. Труды по знаковым системам. Тарту, 1965; Т.2.

5. Монгуш М.В. Основы тувинского этикета. Башкы, 1993; 3.

6. Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенные в 1881 г. Записки Русского географического общества. Санкт-Петербург, 1888; T.XI.

7. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Санкт-Петербург, 1914-1926; Т. 1-3.

8. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва, 1969.

9. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев. Кызыл, 1994.

10. Сундуй, Г.Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1993.

11. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

12. Монгуш О.С. Отношение тувинского народа к тополю как одно из проявлений общей культуры и традиций. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6.

13. Сундуй Г.Д. Педагогика совести. Кызыл, 2013.

References

1. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Moskva, 2002.

2. Bakshtanovskij V.I. Kul'tura nravstvennogo soznaniya ipovedeniya lichnosti. Moskva, 1979.

3. Bgazhnokov B.H. Adygskij 'etiket. Nal'chik, 1988.

4. Civ'yan T.V. K nekotorym voprosam postroeniya yazyka 'etiketa. Trudypo znakovym sistemam. Tartu, 1965; T.2.

5. Mongush M.V. Osnovy tuvinskogo 'etiketa. Bashky, 1993; 3.

6. Adrianov A.V. Puteshestvie na Altaj i za Sayany, sovershennye v 1881 g. ZapiskiRusskogo geograicheskogo obschestva. Sankt-Peterburg, 1888; T.XI.

7. Grumm-Grzhimajlo G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryanhajskij kraj. Sankt-Peterburg, 1914-1926; T. 1-3.

8. Potapov L.P. Ocherki narodnogo byta tuvincev. Moskva, 1969.

9. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya 'etika tuvincev. Kyzyl, 1994.

10. Sunduj, G.D. Progressivnye idei i opyt narodnoj pedagogiki v nravstvennom vospitanii mladshih podrostkov (na materiale sel'skih shkol Tuvy). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.

11. Shaaly A.S. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu uchaschihsya tuvinskoj shkoly na tradiciyah narodnogo 'etiketa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

12. Mongush O.S. Otnoshenie tuvinskogo naroda k topolyu kak odno iz proyavlenij obschej kul'tury i tradicij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6.

13. Sunduj G.D. Pedagogika sovesti. Kyzyl, 2013.

Статья поступила в редакцию 19.01.15

УДК 376.1

Telmanova A.S., senior lecturer, Department of Economy of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.