Научная статья на тему 'Этикет как социально-педагогический феномен'

Этикет как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаалы Алевтина Сугдуровна

Этикет выступает как форма социальной регуляции, и его регулятивная функция обусловлена нормативностью этикета, когда социальный опыт, устойчивые идеи и чувства признаны нормой, правилами и образцами. Этикет в условиях Тувы имеет особое значение в нравственном воспитании в силу малочисленности, компактности проживания и специфики трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Etiquette acts as the form of social regulation, and its regulative function is caused norms etiquette when the social experience, steady ideas and feelings are recognized by norm, rules and samples. The etiquette in the conditions of Tuva has special value in moral education owing to small number, compactness of residing and specificity of labor activity.

Текст научной работы на тему «Этикет как социально-педагогический феномен»

А. С. 111а алы

ЭТИКЕТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Этикет выступает как форма социальной регуляции, и его регулятивная функция обусловлена нормативностью этикета, когда социальный опыт, устойчивые идеи и чувства признаны нормой, правилами и образцами. Этикет в условиях Тувы имеет особое значение в нравственном воспитании в силу малочисленности, компактности проживания и специфики труцовой деятельности.

Etiquette acts as the form of social regulation, and its regulative function is caused norms etiquette when the social experience, steady ideas and feelings are recognized by norm, rules and samples. The etiquette in the conditions of Tuva has special value in moral education owing to small number, compactness of residing and specificity of labor activity.

Социально-этические нормы, основанные на традиционной кулыуре, принятые в своем социуме и усвоенные личностью, являются ориентиром деятельности человека, которые составляют основу нормативной позиции человека, характерные для данного этноса, как нравственная цель, вера, определяет общую направленность его поведения, систему его поступков и представляет эмоционального и рационального. В этом плане "правила этикета выражают способы конкретного осуществления этических знаний, умений и ценностных ориентаций в поведении... Этикет (как делать) - это правила нравственного поведения, регламентирующие форму проявления отношения личности к моральным ценностям" [1]. При таком подходе, когда принимается во внимание преимущественно аксиологические характеристики действий и их результатов, принято употреблять термин и понятие - поведение, точнее человеческое поведение [2]. Этический подход к поведению состоит в том, что все виды человеческой деятельности, любое поведение и поступок подлежат нравственной оценке и могут быть нравственно квалифицированы[3]. А значит этноэтикет как традиционная система человеческого поведения может быть рассмотрено как этикетное поведение.

По мнению Л. В. Волченко этикет является несомненным приобретением культуры, и с каких бы позиций не рассматривалась культура, в формировании и функционировании этикета действуют те же механизмы, что и в фунционировании культуры вообще: исторический опыт и память, отбор ценностей, наличие знаковых элементов и символов, воссоединение духовного и материального, возвышающее и одухотворяющее начало человеческих отношений, один из способов их ориентации и регуляции, ценностный результат освоения человеком мира природы, социума, а также и самого себя [3].

В традиционной тувинской культуре, как и в культуре других народов, этикет является непосредственной реализацией морально-

нравственных ценностей, важнейшим показателем культуры народа. В нем отражаются особенности народа, его обыденное сознание (психология), педагогические установки и религиозные верования (как закономерная историческая форма практического и духовно-нравственного освоения мира).

Этикет выступает как форма социальной регуляции, и его регулятивная функция обусловлена нормативностью этикета, когда социальный опыт, устойчивые идеи и чувства признаны нормой, правилами и образцами. Эти нормы человек не выбирает, а соблюдает, отступление от них осуждается. "Ужур ындыг" - "Правила такие", говорят тувинцы. И потому этикет является регулятивной единицей социальной культуры, которая понимается как совокупность культурных ценностей, которые превратились в реальные ценности жизни людей и определяет характер их сознания, поведения, деятельности и образа жизни.

Этикет в условиях Тувы имеет особое значение в нравственном воспитании в силу малочисленности, компактности проживания и специфики трудовой деятельности. Привычки кочевой жизни, веками складывавшийся хозяйственный уклад, древнеязыческие обряды, элементы шаманизма и ламаизма образовали традиционно-бытовую культуру общения народа, в содержании которой отражена его мудрость. В течение многих столетий складывалась самобытная нравственная культура тувинцев, формировались и обогащались пути, формы, методы и средства нравственного воспитания, в целом, выстроилась целостная система воспитания детей, охватывающая общечеловеческие нравственные ценности.

Нами проанализированы исследования исторические и этнографические материалы, содержащиеся в работах ученых и путешественников, произведения устного народного творчества, сведения и описания информаторов, полевые заметки и личные наблюдения автора.

В фундаментальном этнографическом исследовании Г. Е. Грумм-Гржимайло "Западная

Монголия и Урянхайский край" [4] собран и описан значительный материал о свадьбе (свадебный этикет); собиратель тувинского фольклора В. В. Радлов в "Наречиях урянхайцев (сойотов) абаканских татар и карагезов" выделил нравственные нормы молодых людей; В. Родевич в "Урянхайском крае и его обитателях" [5] заметил дружелюбие и гостеприимство тувинцев; в работах ученого филолога Д. С. Куулара обобщены истоки тувинской литературы - устное народное творчество с его богатейшим нравственным содержанием [6]; тувинские праздники с их элементами этикета описаны Г. Н. Курбатским [7] Значительный вклад в изучение традиционной культуры тувинцев, их нравственных представлений внесли Л. П. Потапов, С. И. Вайнштейн, В. П. Дьяконова [8, 9, 10] и др. Впервые этикет тувинцев по самым основным аспектам был изучен М. В. Монгуш, обосновавшей факторы, принципы возникновения и развития этикета, повседневный, застольный и траурный этикет и прием гостя. [11]. Работа данного автора расширила наши представления об этикете тувинцев и помогла извлечению из него воспитательных моментов и анализу эффективности использования в нравственном воспитании учащихся

Велика заслуга этнографа и историка М. Б. Кенина - Лопсана, систематизировавшего древнюю этическую культуру тувинцев. В особый ряд можно выделить научные изыскания Т. Т. Мунзук, К.Б. Салчака, Г. Д. Сундуй. Впервые в тувинской науке К. Б. Салчак осуществил детальную характеристику возрастной периодизации тувинцев [12], Т. Т. Мунзук обобщила традиционный опыт семейного воспитания, выявила оптимальные условия использования прогрессивных идей тувинской народной педагогики в нравственном воспитании детей в семье [13]. Г. Д. Сундуй составила и систематизировала кодекс нравственного поведения "Программу-максимум", куда был включен и аальный этикет[14].

Таким образом, в тувиноведческой литературе, в исследованиях ученых содержатся ценные этнографические, этнопедагогические материалы о нравственной культуре тувинского народа, отражен большой фактический материал. Однако следует отметить, что использование этикета как средства нравственного воспитания учащихся было изучено недостаточно.

Выявление и систематизация всего богатства этноэтикета, его принципов, структуры, нравственного потенциала имеет чрезвычайно важное значение в воспитании. В силу этого, руководствуясь принципами, разработанными Б. X. Бгажноковым, рекомендациями, предложенными А. К. Байбуриным, мы сделали попытку структурирования этикета тувинцев.

Тувинский этикет является составной частью свода неписаных законов (установок, предписаний и запретов), которые должны соблюдаться и которые вплоть до наших дней осуществляют регуляцию поведения в обыденной жизни тувинцев. В нем объединены в общую систему законы, этические нормы (ужурлар), правила (дурумнер), предписания (айтыышкыннар), регулирующие хозяйственную жизнь, кровнородственные связи, половозрастные отношения, семейные и народные календарно-трудовые праздники, религиозные обряды, нормы морали и прочее - все, что относится к социализации личности и определяет поведение людей. В данном случае социализация - это устойчивое и активное воспроизводство индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

На морально-нравственные нормы поведения тувинцев оказали влияние следующие факторы:

- повседневный жизненный опыт, относящийся к пракшчесшй деятельности, быту, бытовым отношениям;

- морально-этические ценности, унаследованные от древних тувинцев;

- связь каждого с микро- и макросредой социализации (семья, род, село, кожуун (район), город;

- факторы религиозного характера, их источники - шаманизм и буддизм;

- контакты с другими народами: русскими, монголами, хакасами, бурятами, алтайцами, киргизами и др.

Отличительными особенностями тувинского этикета являются: почтительное отношение к старшим, которое выражалось в культе предков, к женщине-матери (культ матери); чадолюбие (культ ребенка); привязанность к родной земле (культ родины), которая отражалась в почитании родословных гор, источников; высокоразвитое чувство взаимопомощи - бескорыстие; скромность; мягкость; толерантность и т.д.

Тувинский народ сохранил удивительно богатую этическую культуру, о чем свидетельствуют источники: "...а русские колонисты в один голос утверждали, что такого гостеприимства они не встречали нигде, кроме Тувы"; "народ этот весьма подвижный, необыкновенно легкий на подъем и быстрый в работе", "тоджинцы - чрезвычайно честный прямодушный народ"[9] и другие. Тувинский народ имеет, как и другие народы, богатое педагогическое наследие, выраженное в этикетных традициях. Оно непосредственно влияет на нравственное воспитание детей.

Для тувинца чрезвычайно важен его авторитет в обществе: "Ады =л\р\н\ё орнунга, боду =лгени дээре" - "Чем честь потерять, лучше самому

умереть", "Арные бодавайн, адыё бода" - "Не думай о лице, думай об имени" (значит, о роде). А авторитетным может быть только тот, кто обладает совокупностью качеств, отражающих высокие понятия народа о чести, долге и моральной чистоте, соблюдающий нормы приличия. Эти качества включают такие свойства как благородство, правдивость, честность, скромность, благодушие, щедрость, бескорыстие. А народ в таком человеке никогда не ошибется: "Чоннуё караа шолбан караа" - "Ум народа ясен, как утренняя звезда".

Если человек обладает совокупностью этих качеств и следует общепринятым нормам поведения и придерживается их, то о таком человеке говорят: "кижизиг", "м=з\л\г", "б\д\шт\г", "чурумнуг" - "человечный", "нравственный", "соблюдающий нормы и правила", значит этикет. Следовательно, о нем можно сказать: "Он следует во всем этикету". Когда человек нарушит правила этикетного поведения, о нем говорят: "ужур-д\р\м чок баар - не соблюдает правила и нормы".

Важнейшее место в народном этическом кодексе занимает такое понятие как почитание старших. Уважение к старшим внедряется в сознание как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. Улустун улуу чагышыг, В семье мудр старший, Уругнуё хеймери чассыг. А ласков младший. Улугнух\нд\лээр, Старшего уважай,

Уругну азыраар. Младшего воспитай.

Данные пословицы служат подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и этикетного поведения.

Существуют правила, которым должны следовать дети по отношению к старшим: перед старшим не проходи, вырастешь, никто уважать тебя не станет; не вмешивайся в разговоры старших и не подслушивай, выйди и не мешай; когда старший дает тебе что-то, бери двумя руками и др.

Старшие в свою очередь проявляли заботу о детях, любили их и уделяли им должное внимание, стараясь в непринужденной обстановке, в процессе общения с детьми передать свои знания. Без их участия не обходилось ни одно семейное торжество, к ним молодые люди обращаются за советами, их мнением дорожат, стараются обеспечить им спокойную старость.

Кроме них в народе заслуженным уважением пользуется женщина-мать. Многие источники свидетельствуют о том, что существует культ матери. В культе матери выражена педагогическая оценка ее "тысячелетней мудрости, понимающей, призывающей, использующей физическое,

педагогическое, нравственные силы отца, деда, бабушки" [15]. 'Человек, обидевший мать, не найдет места среди людей" - гласит тувинская пословица. Ни сын, ни дочь не то, что обижать, а называть по имени ее не должны были. Этикет предписывает исключительно бережное отношение к матери, сестре, дочери. Потому что женщина -хранительница семейного очага, опора мужа, мать своих детей, сестра, и потому на семейных торжествах по случаю рождения ребенка, стрижки родовых волос предпочтение отдается родственникам по линии матери. На таких праздниках на почетном месте сидит старший из родственников матери, он или она имеют право первым сказать слово.

Не менее заинтересованным человеком в воспитании детей является отец. Он кормит семью, закаляет физически детей, приучает их труду (особенно мальчиков), быть мужественными и сильными. "В мозгу отца - стратегия, в сердце матери - тактика. В руках отца - стальное зубило, в руках матери - серебряный резец, у отца - зубы, у матери - губы" [15]. Приведенная мудрость тувинского народа из уст Маржымала Ондара, отца многодетной семьи, учителя народной музыки, своим идейным содержанием близка тувинской пословице: "Ада кижи ыраксактыр, ындын бодаар, ие кижи чоок сактыр, х\н\н бодаар" - "Отец дальновиден (стратег) - думает о будущем, мать близорука (тактик) - думает о сегодняшнем". Мать учит быть чутким, тактичным, благородным (серебро у тувинцев считается благородным, чистым камнем, приносящем благо), а отец - твердым, стойким и мужественным, стойким и дальновидным.

Тонкий знаток народной психологии М. В. Вундт писал: "склонность человека к собрату, который сроден с ним и по языку, и по наружному виду, и по жизненным привычкам есть самое первое перенесение на окружающую среду того чувства, который человек имеет к себе самому: отсюда родовой (или племенной) союз, как результат этого первоначального социального чувства, является древнейшею формой жизненного общения" [16]. Эта древнейшая форма жизненного общения прочно закреплена в этикете тувинцев.

В первую очередь от отца и матери дети узнавали о своих близких родственниках. Обычно мать рассказывала своим детям (подробно дочери) о своей родословной: родственников по линии матери, а отец - по линии отца. Предков своих дети должны были знать до третьего колена по линии отца. Дети такой родословной ветви не вступали в брак. Им внушали с детства: не будешь знать свою родню - в

нужду попадешь, не будешь знать свою историю - в заблуждение попадешь.

Существует своего рода этикет обращения к родным и близким. Раньше по имени и отчеству не обращались, употребляли специальные слова, обозначающие степень родства, иногда дети не знали даже имени своего родственника. Мать по имени никогда не называли, отца - по имени его рода. Подростки и юноши хорошо должны были знать фамилию своего рода, места перекочевки предков, где они возделывали землю, чем они занимались и какими они были людьми и чем они славились в своем роду.

Тувинцы относились с особым уважением к своим предкам, и это отражается в почитании родословных гор, оваа, рек и источников, которые содержат в себе этикетные элементы, о чем подробнее остановимся далее. Не потеряли своей актуальности в этом смысле слова В. Г. Белинского: "Родство крови... еще далеко не составляет того, чем должно быть человеческая любовь. Из родства крови и плоти должно развиться родство духа, которое одно прочно, крепко, одно истинно и действительно, одно достойно высокой и благородной человеческой природы". Зная свою родословную, молодой человек мог свободно варьировать этикетными нормами, чувствуя при этом свое единство с семьей, родом, уважая и принимая ту систему нравственных предписаний, которые приняты в социальной среде.

Стройную, своеобразную систему нравственных правил поведения имеет этикет гостеприимства, который стал воплощением великодушия и щедрости тувинца. Традиционное гостеприимство, прививаемое с раннего детства, является значительным средством воспитания у детей уважительного отношения к соседям, родным и близким - вообще к людям знакомым и незнакомым. Гостеприимство - обычай, берущий свое начало с глубогой древности, выступает как определенный моральнснэтический гомплекс, а прием гостя развертывается как ритуализированное действие имеющее множество функций. В то же время гостеприимство есть особый социально-правовой институт, и у разных народов мира он существовал в достаточно сходной форме [17].

Проявление гостеприимства у тувинцев в высокой степени ритуализировано, но не является чем-то совершенно исключительным и находит множество параллелей, в частности, у тюрко-монгольских народов Центральной Азии [11]. Оно связано с традиционным хозяйственным укладом, природно-погодными условиями жизни тувинцев и основано на принципе взаимопомощи и является элементарной защитой от непогоды, "жажды". По наблюдениям

исследователей, у многих кочевых народов скотоводы не брали с собой запасы провизии, отправляясь в дальний путь. Они знали, что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь. Путник, странствующий по горам и лесам, по полям и долинам, нуждается в поддержке людей. И по этой причине юрта тывинцев всегда стояла на самом видном месте, куда мог бы прийти путник и отдохнуть. Хозяин или хозяйка, услышав, что кто-то подъехал к ним, непременно выходил навстречу гостью, помогал ему привязать лошадь к коновязи и приглашал в юрту. Дети в свою очередь придерживали собаку и открывали дверь юрты, приглашая войти. Гость, прежде чем зайти в юрту, должен снять любые предметы оружия, оставляли их снаружи, в знак мирного визита [9]. Нельзя было так же, чтобы приехавший посторонний человек зашел в юрту с плеткой, в противном случае хозяева могли обидеться на приехавшего. Хозяин всегда пропускает гостя вперед себя в юрту и приглашает пройти в почетное место "Д=р", если это пожилой человек, то на "Олбук" (ковер для гостя). Этикет приписывает гостю сесть в позу, предусмотренную обычаем. Для тувинца символом добросердечного отношения к людям было заваривание свежего чая с молоком. Желая подчеркнуть гостеприимство женщины, говорят: "Х=нээ куруг турбас" - "Чайник пустым никогда не бывает". Следует отметит, что до тех пор, пока гостя не напоят чаем, его не спрашивают о делах. Хозяйка заботится о гостье, готовит еду, стараясь достойно угостить его. Для него предназначалось все лучшее из того, что есть в юрте. Рачительная хозяйка всегда приберегает для неожиданного гостя что-нибудь. Это может быть толченный ячмень (далган), особое лакомство -ч=кпек - крученная черемуха в сметане, молочный напиток (apara). Почетному гостю обязательно резали барана и угощали горячим ханом - кровяной колбасой. Только после угощения, в неторопливой спокойной обстановке гости и хозяева могли поговорить о делах. Дети при этом не вмешивались. На завтра, или когда гость соберется в дорогу, его провожает вся семья. Гость на прощание гладит маленьким головки и нюхает их, вдыхая аромат земли, пропитавшийся в волосах детей, набирая этим самым энергию молодости.

Система взаимоотношений тувинцев проникнута глубокими корнями взаимопомощи, взаимодействия, взаимоподдержки. Они всегда помогали друг другу в выделке шкуры, в изготовлении войлока, юрты, уборке урожая, строительстве кошары. Такая помощь имела тоже свои этикетные нормы. Они отражены в сценариях семейно-бытовых праздников: "Д\к дою", "+г дою", "Тараа дою" и др. ("Пир шерсти", "Пир юрты", "Пир хлеба").

Культура межличностного общения каждого народа несет на себе печать национального

своеобразия, что обязательно должно быть учтено в процессе нравственного воспитания школьников. Они должны хорошо знать, что прилично, благонравно во взаимоотношениях людей, нравственно же то, что соответствует обязательным для всех нравственным нормам. Под благонравным поведением понимается преимущественно ход индивидуальной жизни, согласный с предписаниями обычая (нравов), оно ежедневно выражается отчасти в обращении с другими, всякая соответствующая этому форма обращения является составной частью благонравного поведения.

Приобщение к миру этикета - традиционной жизни с ее обычаями, ритуалами, всеми богатствами нравственных взаимоотношений и взаимодействий - все это познается в контакте с окружающейся действительностью, через институты социальной среды, созданной для социализации молодого человека.

Семья в этой системе социальных институтов является значимым концептом в подготовке

1. Бакштановский В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности/Под ред. В. И. Бакшгановского. -М.: Знание, 1979. - 64 с.

2. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. - 155 с.

3. Волченко J1. Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. - М.: МГУ, 1992. - 115 с.

4. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайскийкрай /Сост.Г. Е. Грумм-Гржимайло. Т 1-3,- Спб,-1914-1926.

5. Родевич В. Урянхайский край и его обитатели. - Изд. Импера-торского Русского геогр. об-ва., 1912, т X L VIII, с 129 - 189.

6. Куулар Д.С. Развитие тувинской поэзии: Дисс. ... канд. филол.наук. - М., - 1969. - 277 с.

7. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: Историко этнографический очерк. - Кызыл, 1974. - 263 с.

8. Потапов JI. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969,- 402с.

9. ВайнштейнС. И. Мир кочевников Центра Азии/АН СССР Ин-т этнологиии антропологииим Н. И. Миклухо-Маклая. Тув. НИИЯЛИ. - М.: Наука, 1992. - 294 с.

человека к предстоящей жизни, в ней закладывается основной эталон поведения, который переходит во внешние отношения растущего человека с миром природы, людей, общества. Социализирующую функцию при этом несет на себе нравственное воспитание. Основой нравственного воспитания в традиционной тувинской семье являются этические норы (ужурлар) - то, что "можно" и "нельзя" делать. Они составили целую нравственную систему ценностей благонравного человека.

Таким образом, этикет как наиболее насыщенная сфера любой культуры, отображает традиционную педагогическую культуру конкретного этноса и служит благоприятным средством нравственного воспитания детей. Он составляет основу, на которой строились взаимоотношения взрослых и детей в социуме, вырабатывая специфические, присущие только данной культуре их проявления, но близкие пониманию и усвоению его носителей. Социально-педагогическая сущность этнического этикета заключается в его нравственном содержании.

10. Дьяконова В. П. Материалы о одежде тувинцев (По полевым материалам 1958 г.) - / В сб: Труды Тувин. комп. арх-этногр. экспедиции. М,- Л: 1960. С. 238 - 266.

11. Монгуш М. В. Основы тувинского этикета // Башкы, 1993,-№3 - с. 54-66.

12. Салчак К. Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы: Дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Чебоксары - Кызыл, 1974. - 208 с.

13. Мунзук Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 1990.

14. Сундуй Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков: Дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1993. - 170 с.

15. Волков Г. Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашское книжн. изд., 1989. - 331 с.

16. Вундт В. М. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. Пер. с нем. Т I - 1887 - 284 е., Т II - 1888 -284 - 452 е.- Спб // Журнал "Русское богатство", 1887 - 1888.

17. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. - Л.: Наука. Лен. отд., 1990. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.