4. Архивный отдел администрации города Сочи (далее - ГАКС). Ф.Р. 137. Оп. 3. Д. 774. Л. 218; Ф.Р. 1519. Оп. 2. Д. 574. Л. 31.
5. ГАКС. Ф.Р. 137. Оп. 3. Ед.х. 215. Л. 20.
6. ГАКС. Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 850. Л. 3; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 918. Л. 1-2; Ф.Р. 160. Оп. 1. Ед.х. 953. Л. 4; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 830. Л. 122; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 876. Л. 2; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 918. Л. 2; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 393. Л. 2-32; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 389. Л. 8-30; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 347. Л. 5-27; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 93. Л. 3-5.
7. ГАКС. Ф.Р. 137. О. 3. Ед.х. 215. Л. 11, 20.
8. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М.: Научный эксперт, 2009. 232 с. С. 15.
9. Полевые материалы автора, интервью с о. Иу-рениушем, 21 октября 2012 г., Сочи.
10. Полевые материалы автора, интервью с заместителем имама г. Сочи М.А. Амировым, 12 августа 2012 г., Сочи.
21 августа 2013 г.
УДК 294.3
БУДДИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
М.С. Уланов, В.Н. Бадмаев
В условиях глобализации современного мира значимость толерантности в обществе и интерес к ней постоянно возрастает. Обострение глобальных проблем требует от мирового сообщества перехода к диалогу и взаимопониманию не только между странами, политическими блоками и цивилизациями, но и между конфессиями.
В данной статье мы попытаемся рассмотреть буддийские ценности в контексте проблемы толерантности в современном мире, поскольку обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности и этики ненасилия в буддизме с направлениями развития современного мира, на наш взгляд, может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем.
Среди работ отечественных исследователей, затрагивавших данную тему, можно отметить статьи С.Ю. Лепехова [1], С.П. Не-стеркина [2], Г.И. Юсуповой [3] и др. В то же время остается принципиальная необходимость дальнейшего изучения этой проблемы,
Уланов Мерген Санджиевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23542;
Бадмаев Валерий Николаевич - доктор философских наук, заведующий той же кафедрой, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23542.
особенно в контексте процессов глобализации и активного распространения буддизма на Западе.
Известно, что буддизм, даже на самой ранней стадии своего существования, отличался редкой для "молодых" религий толерантностью. В силу своей терпимости и пацифизма буддизму удалось избежать войн против других религий. По сути, Будда первым в мировой истории провозгласил принцип веротерпимости, согласно которому никому нельзя навязывать религиозные идеи, какими бы возвышенными и благородными они ни казались. Согласно учению Будды, каждый человек сам должен дорасти до духовных исканий и прийти за сокровенным знанием к наставнику. Ищущий смысл жизни сам вправе выбрать то или иное учение, или же искать истинную духовность самостоятельно. Задача же насильно "спасать" или "выправлять" людей в религии никогда не ставилась ни Буддой, ни его истинными последователями [4].
Буддийская терпимость к инакомыслию, на наш взгляд, основывается и на идеи "двух
Mergen Ulanov - Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Cultural Studies at the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)23542;
Valery Badmaev - Doctor of Philosophy, Head of the Same Department, e-mail: [email protected], ph. +7(84722)23542.
истин". Понимание того, что относительная истина множественна, неизбежно вело к мысли о существовании множества путей к просветлению, т.е. к абсолютной истине. Кроме того, буддийские вселенские соборы в отличие от христианских не провели жесткую грань между истиной и ересью, тем самым, предоставив человеку свободу творческого духовного поиска.
Для буддизма исторически не была характерна склонность к миссионерству. В этом смысле "навязывание" идей с позиций буддийских догматов оценивалось как преступление и насилие над личностью. Принципы свободного индивидуального спроса и выбора, т.е. свободного "рынка религий" в определенном смысле были и остаются отличительной особенностью буддизма. На Западе же идея религиозного плюрализма восторжествовала значительно позже. Как отмечает Ю. Хабер-мас, лишь конфессиональный раскол и секуляризация общества привели европейцев к пониманию необходимости отказа от насилия в религиозных вопросах. "Только этот когнитивный сдвиг и сделал возможным религиозную терпимость..." [5].
Сегодня буддизм позволяет представителям других культур, не порывая полностью с этноконфессиональной традицией, изучать и практиковать учение Будды. Известно, что Далай-лама, посещая западные страны, постоянно подчеркивает, что для того чтобы практиковать буддийское учение, совсем не обязательно отказываться от христианства или иудаизма. Далай-лама рекомендует европейцам и американцам перенимать из буддизма только отдельные элементы медитации и философии, которые не противоречат христианскими или иудейским воззрениями. В результате на Западе появилось немало христиан и иудеев, занимающихся буддийской практикой, зачастую имеющих двойную религиозную идентичность. Так, известная буддийская наставница из США Сильвия Бурстайн, одновременно считает себя правоверной иудейкой [6]. Подобные примеры можно наблюдать и среди американских христиан. "Обычно, по воскресеньям, я утром иду в церковь, а после обеда - в буддийский центр", - говорит Бетти Леви, практикующая католичка, живущая в Вайтхаус Стейшн. Леви считает, что благодаря изучению буддизма она стала хорошей христианкой. "В Евангелие Иисус учит нас правильно жить, - объясня-
ется Леви, - а буддизм дал мне инструменты этой правильной жизни: ставить на первое место других, контролировать гнев, проявлять сострадание" [7].
Мировая история человечества вплоть до сегодняшнего дня полна примеров зла, творимого в силу ложно понятой "религиозной праведности". Море крови пролито в религиозных войнах, когда ревнивые сторонники той или иной системы культовых воззрений насильно навязывают их другим. К сожалению, отличия в культе и догматике нередко становятся непреодолимой преградой между конфессиями.
В данной связи толерантный подход, выработанный буддизмом, также может быть очень полезен. Как отмечает Его Святейшество Далай-лама XIV: "Все многообразие религий мира нужно для того, чтобы обогатить человеческий опыт и мировую цивилизацию. Ум человеческий, многообразный по своей широте и склонностям, требует и разных подходов к миру и счастью. Это буквально как с пищей. Одни люди находят более привлекательным христианство, другие предпочитают буддизм... Идея, таким образом, ясна: человечеству нужны все религии мира, отвечающие образу жизни, различным духовным потребностям и унаследованным национальным традициям отдельных людей" [8].
Далай-лама постоянно отмечает духовную близость всех основных религий, которых роднит призыв к любви и состраданию, стремление освободить людей от страданий и дать им счастье. "Мы можем легко отнести внешние отличия догматов и терминов на счет различий времен, мест, культур, языков и т.д..." - отмечает духовный лидер буддистов[9: 90]. Интересно, что данная позиция очень близка взглядам выдающегося отечественного мыслителя Н.Н. Моисеева, отмечавшего, что "сердцевина всех мировых религий, именно религий, а не культов и сект, одна и та же" [10].
Таким образом, буддизм обладает значительным потенциалом толерантности, что является одной причин его широкого распространения на Западе. Симпатии к буддизму в современном мире вызывают его толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу, при этом имидж альтернативной духовности, создан-
44
2013
№ 3
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
ный по контрасту с ценностным строем современного секулярного Запада, прекрасно вписывается в атмосферу плюралистической глобальности. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают не только возможность межкультурного диалога, но и возможность осуществления на практике основных гражданских прав и свобод.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лепехов С.Ю. Буддизм в контексте межкультурного и межконфессионального диалога // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. № 1. С. 177-184.
2. Нестеркин С.П. Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма махаяны) // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 42-45.
3. Юсупова Г.И. Духовная традиция дзэн и современность. К истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2007. № 28. С. 93-96.
4. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М.: Восточная литература, 2001. 508 с. С. 29.
5. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Весь Мир, 2008. 192 с. С. 16.
6. Бурстайн С. Десять совершенств традиционного буддизма. М.: ООО "Издательство АСТ": ОАО "ВЗОИ", 2004. 221 с. С. 11.
7. Чадвик Д. В США растет интерес к буддизму // Сохраним Тибет [Электронный ресурс]. URL: http://www.savetibet.ru/1131361980.html
8. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. М.: Нартанг; Рига: Угунс, 1991. 103 с. С. 72-73.
9. Далай-лама XIV. Ответственность и добросердечие. СПб.: Нартанг, 2004. 176 с. С. 90.
10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 228 с. С. 99.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-03-00047 "Буддизм на Западе (социально-философский анализ)"
17 июля 2013 г.
УДК 294.3
МОДЕЛИ СОВЕСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
ЕВРАЗИЙСКИХ НАРОДОВ
Г.Д Сундуй, Ц.А. Бадмаева
Проблема воспитания совести актуализируется недостаточной изученностью сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, в частности, славянских и тюрко-монгольских. Попытаемся выявить общие представления народов о совести, анализируя существующие модели совести и их духовный потенциал, способный содействовать духовно-нравственному формированию личности школьников в современных условиях.
Сундуй Галина Донгаковна - кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва, 667000 , г.Кызыл, ул. Калинина, 1 б, e-mail: sundui@ inbox.ru, т. 8(394 22)62632;
Бадмаева Цаган Аркадьевна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(847-22)23542.
Важным методологическим ориентиром настоящего исследования послужили работы известных философов и ученых-гуманитариев - представителей разных научных дисциплин. В частности, особый интерес представляют следующие взгляды Л. Леви-Брюля о типах мышления [1], Э.О. Дюркгей-ма о коллективном сознании [2], К. Юнга о превосходстве совести над моралью [3], Ф. Ницше об историчности совести [4], Н.А. Бердяева и Л.С. Соловейчика о бо-
Galina Sundui - Ph.D. of Pedagogy,the Leading Scientific Employee of the Laboratory Ethnic Pedagogic Studies of the Institute of the Developmentat the National School of the Republic of Tyva, 1b Kalinina Steet, Kyzyl, 667000, e-mail: [email protected], tel. +7(394 22)62632;
Tsagan Badmaeva - Ph.D. of Philosophy, assistant of the Philosophy and Cultural Studies Department at the Kalmyk State University, 11, Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail:[email protected], tel.+7 (847-22)23542;