Научная статья на тему 'Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире'

Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1376
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / BUDDHISM / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТЕРПИМОСТЬ / PATIENCE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ДИАЛОГ / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уланов Мерген Санджиевич, Бадмаев Валерий Николаевич

Обосновывается значимость толерантности во всех сферах социальной жизни в условиях глобализации современного мира. В данной работе проблема толерантности рассматривается на примере буддизма, который получает все более широкое распространение на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buddhist Values and the Issue of Tolerance in Today’s World

The importance of tolerance in all spheres of social life in the conditions of globalization of the modern word is substantiated. This article considers the problem concerning Buddhism which is becoming more widespread in the West.

Текст научной работы на тему «Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире»

4. Архивный отдел администрации города Сочи (далее - ГАКС). Ф.Р. 137. Оп. 3. Д. 774. Л. 218; Ф.Р. 1519. Оп. 2. Д. 574. Л. 31.

5. ГАКС. Ф.Р. 137. Оп. 3. Ед.х. 215. Л. 20.

6. ГАКС. Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 850. Л. 3; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 918. Л. 1-2; Ф.Р. 160. Оп. 1. Ед.х. 953. Л. 4; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 830. Л. 122; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 876. Л. 2; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 918. Л. 2; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 393. Л. 2-32; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 389. Л. 8-30; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 347. Л. 5-27; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 93. Л. 3-5.

7. ГАКС. Ф.Р. 137. О. 3. Ед.х. 215. Л. 11, 20.

8. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М.: Научный эксперт, 2009. 232 с. С. 15.

9. Полевые материалы автора, интервью с о. Иу-рениушем, 21 октября 2012 г., Сочи.

10. Полевые материалы автора, интервью с заместителем имама г. Сочи М.А. Амировым, 12 августа 2012 г., Сочи.

21 августа 2013 г.

УДК 294.3

БУДДИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

М.С. Уланов, В.Н. Бадмаев

В условиях глобализации современного мира значимость толерантности в обществе и интерес к ней постоянно возрастает. Обострение глобальных проблем требует от мирового сообщества перехода к диалогу и взаимопониманию не только между странами, политическими блоками и цивилизациями, но и между конфессиями.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть буддийские ценности в контексте проблемы толерантности в современном мире, поскольку обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности и этики ненасилия в буддизме с направлениями развития современного мира, на наш взгляд, может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем.

Среди работ отечественных исследователей, затрагивавших данную тему, можно отметить статьи С.Ю. Лепехова [1], С.П. Не-стеркина [2], Г.И. Юсуповой [3] и др. В то же время остается принципиальная необходимость дальнейшего изучения этой проблемы,

Уланов Мерген Санджиевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23542;

Бадмаев Валерий Николаевич - доктор философских наук, заведующий той же кафедрой, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23542.

особенно в контексте процессов глобализации и активного распространения буддизма на Западе.

Известно, что буддизм, даже на самой ранней стадии своего существования, отличался редкой для "молодых" религий толерантностью. В силу своей терпимости и пацифизма буддизму удалось избежать войн против других религий. По сути, Будда первым в мировой истории провозгласил принцип веротерпимости, согласно которому никому нельзя навязывать религиозные идеи, какими бы возвышенными и благородными они ни казались. Согласно учению Будды, каждый человек сам должен дорасти до духовных исканий и прийти за сокровенным знанием к наставнику. Ищущий смысл жизни сам вправе выбрать то или иное учение, или же искать истинную духовность самостоятельно. Задача же насильно "спасать" или "выправлять" людей в религии никогда не ставилась ни Буддой, ни его истинными последователями [4].

Буддийская терпимость к инакомыслию, на наш взгляд, основывается и на идеи "двух

Mergen Ulanov - Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Cultural Studies at the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)23542;

Valery Badmaev - Doctor of Philosophy, Head of the Same Department, e-mail: [email protected], ph. +7(84722)23542.

истин". Понимание того, что относительная истина множественна, неизбежно вело к мысли о существовании множества путей к просветлению, т.е. к абсолютной истине. Кроме того, буддийские вселенские соборы в отличие от христианских не провели жесткую грань между истиной и ересью, тем самым, предоставив человеку свободу творческого духовного поиска.

Для буддизма исторически не была характерна склонность к миссионерству. В этом смысле "навязывание" идей с позиций буддийских догматов оценивалось как преступление и насилие над личностью. Принципы свободного индивидуального спроса и выбора, т.е. свободного "рынка религий" в определенном смысле были и остаются отличительной особенностью буддизма. На Западе же идея религиозного плюрализма восторжествовала значительно позже. Как отмечает Ю. Хабер-мас, лишь конфессиональный раскол и секуляризация общества привели европейцев к пониманию необходимости отказа от насилия в религиозных вопросах. "Только этот когнитивный сдвиг и сделал возможным религиозную терпимость..." [5].

Сегодня буддизм позволяет представителям других культур, не порывая полностью с этноконфессиональной традицией, изучать и практиковать учение Будды. Известно, что Далай-лама, посещая западные страны, постоянно подчеркивает, что для того чтобы практиковать буддийское учение, совсем не обязательно отказываться от христианства или иудаизма. Далай-лама рекомендует европейцам и американцам перенимать из буддизма только отдельные элементы медитации и философии, которые не противоречат христианскими или иудейским воззрениями. В результате на Западе появилось немало христиан и иудеев, занимающихся буддийской практикой, зачастую имеющих двойную религиозную идентичность. Так, известная буддийская наставница из США Сильвия Бурстайн, одновременно считает себя правоверной иудейкой [6]. Подобные примеры можно наблюдать и среди американских христиан. "Обычно, по воскресеньям, я утром иду в церковь, а после обеда - в буддийский центр", - говорит Бетти Леви, практикующая католичка, живущая в Вайтхаус Стейшн. Леви считает, что благодаря изучению буддизма она стала хорошей христианкой. "В Евангелие Иисус учит нас правильно жить, - объясня-

ется Леви, - а буддизм дал мне инструменты этой правильной жизни: ставить на первое место других, контролировать гнев, проявлять сострадание" [7].

Мировая история человечества вплоть до сегодняшнего дня полна примеров зла, творимого в силу ложно понятой "религиозной праведности". Море крови пролито в религиозных войнах, когда ревнивые сторонники той или иной системы культовых воззрений насильно навязывают их другим. К сожалению, отличия в культе и догматике нередко становятся непреодолимой преградой между конфессиями.

В данной связи толерантный подход, выработанный буддизмом, также может быть очень полезен. Как отмечает Его Святейшество Далай-лама XIV: "Все многообразие религий мира нужно для того, чтобы обогатить человеческий опыт и мировую цивилизацию. Ум человеческий, многообразный по своей широте и склонностям, требует и разных подходов к миру и счастью. Это буквально как с пищей. Одни люди находят более привлекательным христианство, другие предпочитают буддизм... Идея, таким образом, ясна: человечеству нужны все религии мира, отвечающие образу жизни, различным духовным потребностям и унаследованным национальным традициям отдельных людей" [8].

Далай-лама постоянно отмечает духовную близость всех основных религий, которых роднит призыв к любви и состраданию, стремление освободить людей от страданий и дать им счастье. "Мы можем легко отнести внешние отличия догматов и терминов на счет различий времен, мест, культур, языков и т.д..." - отмечает духовный лидер буддистов[9: 90]. Интересно, что данная позиция очень близка взглядам выдающегося отечественного мыслителя Н.Н. Моисеева, отмечавшего, что "сердцевина всех мировых религий, именно религий, а не культов и сект, одна и та же" [10].

Таким образом, буддизм обладает значительным потенциалом толерантности, что является одной причин его широкого распространения на Западе. Симпатии к буддизму в современном мире вызывают его толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу, при этом имидж альтернативной духовности, создан-

44

2013

№ 3

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

ный по контрасту с ценностным строем современного секулярного Запада, прекрасно вписывается в атмосферу плюралистической глобальности. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают не только возможность межкультурного диалога, но и возможность осуществления на практике основных гражданских прав и свобод.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лепехов С.Ю. Буддизм в контексте межкультурного и межконфессионального диалога // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. № 1. С. 177-184.

2. Нестеркин С.П. Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма махаяны) // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 42-45.

3. Юсупова Г.И. Духовная традиция дзэн и современность. К истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2007. № 28. С. 93-96.

4. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М.: Восточная литература, 2001. 508 с. С. 29.

5. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Весь Мир, 2008. 192 с. С. 16.

6. Бурстайн С. Десять совершенств традиционного буддизма. М.: ООО "Издательство АСТ": ОАО "ВЗОИ", 2004. 221 с. С. 11.

7. Чадвик Д. В США растет интерес к буддизму // Сохраним Тибет [Электронный ресурс]. URL: http://www.savetibet.ru/1131361980.html

8. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. М.: Нартанг; Рига: Угунс, 1991. 103 с. С. 72-73.

9. Далай-лама XIV. Ответственность и добросердечие. СПб.: Нартанг, 2004. 176 с. С. 90.

10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 228 с. С. 99.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-03-00047 "Буддизм на Западе (социально-философский анализ)"

17 июля 2013 г.

УДК 294.3

МОДЕЛИ СОВЕСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

ЕВРАЗИЙСКИХ НАРОДОВ

Г.Д Сундуй, Ц.А. Бадмаева

Проблема воспитания совести актуализируется недостаточной изученностью сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, в частности, славянских и тюрко-монгольских. Попытаемся выявить общие представления народов о совести, анализируя существующие модели совести и их духовный потенциал, способный содействовать духовно-нравственному формированию личности школьников в современных условиях.

Сундуй Галина Донгаковна - кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва, 667000 , г.Кызыл, ул. Калинина, 1 б, e-mail: sundui@ inbox.ru, т. 8(394 22)62632;

Бадмаева Цаган Аркадьевна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(847-22)23542.

Важным методологическим ориентиром настоящего исследования послужили работы известных философов и ученых-гуманитариев - представителей разных научных дисциплин. В частности, особый интерес представляют следующие взгляды Л. Леви-Брюля о типах мышления [1], Э.О. Дюркгей-ма о коллективном сознании [2], К. Юнга о превосходстве совести над моралью [3], Ф. Ницше об историчности совести [4], Н.А. Бердяева и Л.С. Соловейчика о бо-

Galina Sundui - Ph.D. of Pedagogy,the Leading Scientific Employee of the Laboratory Ethnic Pedagogic Studies of the Institute of the Developmentat the National School of the Republic of Tyva, 1b Kalinina Steet, Kyzyl, 667000, e-mail: [email protected], tel. +7(394 22)62632;

Tsagan Badmaeva - Ph.D. of Philosophy, assistant of the Philosophy and Cultural Studies Department at the Kalmyk State University, 11, Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail:[email protected], tel.+7 (847-22)23542;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.