Научная статья на тему 'Совесть как духовно-нравственная основа личности в традиционных представлениях евразийских народов'

Совесть как духовно-нравственная основа личности в традиционных представлениях евразийских народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / CONSCIENCE / FORMATION / SPIRITUALITY / MORALS / PERSONALITY / MODEL / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панькин Аркадий Борисович, Сундуй Галина Донгаковна

В статье рассматривается формирование сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, перешедших со временем в их коллективное сознание. Приводится пять образных моделей совести: живое существо, сосуд (вместилище), отношение, иго, обычай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIENCE IN THE TRADITIONAL CONCEPTS OF EURASIAN PEOPLES

The authors of the article consider the term formation of conscience sphere in traditional representations of Eurasian nations that have fallen over time in their collective consciousness. We present five models of imaginary conscience, a living being, a vessel (container), attitude, yoke and custom.

Текст научной работы на тему «Совесть как духовно-нравственная основа личности в традиционных представлениях евразийских народов»

УДК 37.013.42:17.024.1

ББК Ч465(051)+Ч400.51(051)+Ч465(2Рос.Калм)

А.Б. Панькин, Г.Д. Сундуй

СОВЕСТЬ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЕВРАЗИЙСКИХ НАРОДОВ

Аннотация. В статье рассматривается формирование сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, перешедших со временем в их коллективное сознание. Приводится пять образных моделей совести: живое существо, сосуд (вместилище), отношение, иго, обычай.

Ключевые слова: совесть, формирование, духовность, нравственность, личность, модель, развитие.

A.B. Pankin, G.D. Sunduy

CONSCIENCE IN THE TRADITIONAL CONCEPTS OF EURASIAN PEOPLES

Annotation. The authors of the article consider the term formation ofconscience sphere in traditional representations of Eurasian nations that have fallen over time in their collective consciousness. We presentfive models of imaginary conscience, a living being, a vessel (container), attitude, yoke and custom.

Keywords: conscience, formation, spirituality, morals, personality, model, development.

Нравственность как социальный способ существования человека среди людей рассматривается как личностная характеристика, формирующаяся на основе морали и закреплённая в нравственной норме, норме морали. Моральные нормы у представителей большей части общества проявляются как совесть, «сама себя судящая моральная способность суждения» [6,196]. Ф. Ницше, называл совесть властью над собой [11]. Сторонники божественного и генетического происхождения совести, считали, что совесть со временем приобретает искажённые социальные формы [10, 246]. В данной статье совесть представлена с точки зрения традиционных представлений евразийских народов: славянских и тюрко-монгольских. Специальное изучение совести в рамках истории педагогики даёт обширную научную информацию, позволяет выявить основополагающие ориентиры духовно-нравственного воспитания и развития школьников в современных условиях.

Как известно, русское совесть, чешское Svedomi и польское Sumienie означают «совместное знание, совместное мнение», а тюркское (тув. «арын-нуур», каз. «арын-сактау») и монгольское (калм. «ичр», монг. «ичих нуур») представляют собой сложное слово, означающее лицо (арын) и сущность (нуур). В своем смысловом значении последнее означает также совместность или совокупность отношений: поведения и внутренней сущности человека. В той и другой культурных традициях встречается немало устойчивых выражений типа «разбудить совесть» (ичрэн сергэх, арын - нуур оттурар), «призывать к совести» (арын - нуурже кыйгырар), «расшевелить совесть» (ичрэн тохрах, арын - нуурун шимчедир). Как видим, в традиционных представлениях евразийских народов совесть означает совместное действие внутреннего мира и внешнего поведения человека.

В традиционных представлениях евразийских народов совесть имеет некоторую модель, причём не одну единственную, а несколько. В-первую очередь, совесть рассматривается как некое живое существо, у которого есть тело, сознание и голос. Как славянские, так и тюрко-монгольские народы наделяют совесть биологическими органами: сердцем, железами и печенью: русские бессовестного человека называют без сердца, монголы без желёз, тувинцы - с замёрзшей печенью. Наряду с тем существо обладает способностью спать, просыпаться; быть чистой или грязной.

Совести-существу характерны насильственные действия по отношению к человеку. У славян совесть грызёт и пожирает собственного хозяина, а у тюрков она может грызть и другого человека. Данное существо подвержено и к внешнему воздействию: усыпляется, сдирается, затаптывается и т.д. В традиционных представлениях тувинцев на совесть можно наложить толстую маску, даже сломать ей позвонок [2, С.65-66], а у калмыков на совесть можно постоянно наступать («ичрэн тавгтан наачк^»).

Пожалуй, самым высшим достижением евразийских народов является наделение этому существу сознания, выражающего своё отношение к мыслям и поведению собственного хозяина. Ему присуще чувствительность/бесчувствие: радуется, печалится, тревожится, рыдает; молчит, таится.

Посредником между сознанием и поведением человека выступает голос совести. Особенно ярко он представлен в русских народных сказках и исторических произведениях, связанных с войнами. В них голос совести предупреждает, подсказывает, стыдит, упрекает, требует, терзает человека. По голосу совести человек может совершить некоторые действия: идти за ним, оправдываться, прислушаться или же заглушить его, успокоить и подавить, сделать вид, что он не слышит и не понимает его.

Следующая модель, на которую следует обратить внимание - представление совести как сосуда (вместилища), имеющего стандартный размер. В данном контексте схожесть представляют термины гаЛипек Битаета (слав. счёт совести), аяа долган (тюрк., монг. переполнение пиалы). В случае увеличения счёта и переполнения сосуда-совести начинаются карательные санкции (Бога или самой совести?) по отношению не только к самому свершителю бессовестных поступков, но и по отношению близких ему людей. Это значит, что совершение бессовестных поступок превзошло количество и качество, рассчитанного на одного человека. Такое утверждение характерно для всех евразийских народов.

М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Пропала совесть» изображает совесть как силу, способную захватить человека в плен и довести до состояния истерзанности. Однако иго может закончиться в связи с утратой совести. При этом человеку становится легче подставлять кого-то, удобнее льстить, пресмыкаться, наушничать; можно разбойничать и грабить, разорять. Салтыков-Щедрин, отражая всю сложность и неоднозначность положения утраченной совести, надеется, чтобы кто-то приобрёл её, хотя бы случайно. Он стремился показать эволюцию нравственного/безнравственного сознания, призывал, чтобы совесть человека не превратилась в тряпку, дудку, приживалку [14, 532].

Выделение совести как отношения - по сути, является ещё одним значимым достижением евразийских народов, пришедших к коллективному выводу о том, что основой духовной и нравственной сущности человека является именно совесть, которая выражает многочисленные отношения: к себе и другим, природе, предметам внешнего мира, животным, культуре, обществу. Эти отношения в значительной мере инициируются устным народным творчеством: поговорками и пословицами, мифами и легендами, сказками. Большое значение для раскрытия воспитательного потенциала имеет провозглашение в них нравственной ответственности и воли у человека перед

самой природой, частью которой он сам является. Весьма значима в традиционных представлениях свобода выбора человека в строительстве каких-либо отношений со своей собственной совестью. Человек, с одной стороны, волен быть с ней в состоянии войны, разлада, компромисса, насилия. В благом состоянии - с другой стороны. Мы их видим в устойчивых выражениях «быть в разладе с совестью», «идти с совестью на компромисс»; «моя совесть чиста»; «моя совесть спокойна».

Наконец, весьма специфичным проявлением совести выступают обычаи и традиции евразийских народов, являющиеся одним из практическим выражением коллективного сознания. Более того, оно содержит в себе глубокие прогрессивные идеи и опыт, позволяющие понять природу и специфику совестливых установок, подлежащих к соблюдению. Пожалуй, самым примечательным в языческих представлениях характерно отсутствие страха перед богами, ибо люди жили по их законам. Славянские язычники совестились «при Омовлении-Омовении» [13, 92]. Подобное практикуется и у тюрко-монгольских народов: избавление от негативных мыслей и телесной болезни происходило на родниковых зонах в летнее время, причём на длительное время (от 5 до 14 дней). Уникальным фундаментом происхождения совестливых установок в славянском мировоззрении выступает мировое древо, посредством чего моделирована тройная вертикальная трёхмерная структура мира: небо, земля и преисподняя. Для носителей тенгерианского верования также характерно триадная структура мира: верхний мир, средний и нижний миры. Данный символизм культуры славянских и тюрко-монгольских народов, безусловно, сыграл позитивное развитие совестливых установок по отношению к миру в целом [13, 38].

«Разрушение совести приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме» [15].

Моральные нормы индивида представлены в той части личности, которая носит название суперэго или надличностного идеала (часть личности, с которой индивид наиболее полно себя идентифицирует). У Канта этот феномен обозначен как нравственный императив, как внутреннее, исходящее из совести повеление. Он выделил три аспекта нравственного императива: «всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех»1; «не делать другим ничего такого», что он «не хотел бы претерпеть со стороны других»2; человек не должен «рассматривать и использовать других людей как средство достижения собственных целей»3 [6,196]. Суперэго формируется после того, как оформится эго - часть личности, выполняющая функцию соотнесения собственных потребностей с возможностью их удовлетворения во внешнем мире.

Основополагающим качеством человека является его «духовность — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [16], свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов, стремление к неким высшим целям индивидуального и общественного развития в соответствии с нравственными

1 Данное требование, сформулированное И. Кантом, является основным требованием, предъявляемым к учителю.

2 «Золотое правило педагогики».

3 Т.е. не манипулировать людьми даже ради самых высоких и общественно-значимых целей.

нормами, позволяющими жить и оперировать вечными ценностями; взаимосвязана с одухотворенностью, т.е. состоянием вдохновения, творчества, высшее достояние человеческой души, сердце личности [17]. Духовность не мыслима без нравственности.

Отражение положительных нравственных качеств человека связано с представлением о душе как месте, где сосредоточены все чувства человека. И если духовной основой нравственных качеств человека является его «душа», то основой его духовного развития является «душа народа», его культура и традиции. «Нравственность не может не быть национальной», качества: честность, правдивость, трудолюбие, доброжелательность, - это общие схемы нравственной деятельности. Их содержание всегда наполняется национально» [8,122], причём у малочисленных народов разница в моральных системах отдельных слоев меньше выражена, чем у многочисленных.

У каждого народа есть духовная потребность в воспитании подрастающего поколения. Венцом воспитания, завершающим формирование личности, определяющим ее убеждения и поведение, является нравственное воспитание, обеспечивающее непрерывность развития этноса. По признанию Р.В. Виллиамса, «наилучшим образом служит человечеству тот, кто, будучи связан корнями со своим народом, развивает его духовные и нравственные потенции до такой высшей степени, что, поднявшись над ограниченностью собственной нации, он оказывается способным обогатить все человечество» [19,5].

Первоочередной задачей сегодня является воспитание нравственно состоятельной личности, включение нового поколения в материальную и духовную жизнь народа. «И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших его предков» [18, С. 557]. Это объективная закономерность, определяемая борьбой за «человеческие души», развернувшейся во всем мире.

Воспитание нравственности немыслимо без использования этнокультурных традиций, формирования политики духовно-нравственного воспитания детей, без образования, адекватного потребностям этноса и её отдельных индивидов. Это целенаправленное, преднамеренное формирование у учащихся морального сознания, развитие духовно-нравственных чувств и выработка навыков и привычек духовнонравственного поведения. Целенаправленное формирование духовно-нравственного сознания, выработка чувств, навыков и привычек духовно-нравственного поведения учащихся, требует такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности, условия жизни обучаемого, а также влияние окружающего этносоциума.

Этнокультура носит синтетический характер, она включает в себя все те элементы материальной и духовной культуры, которые имеют отношение к духовному обогащению подрастающего поколения. Подлинно социальная сущность человека отчетливее всего проявляется в сознательном стремлении к духовному самосохранению в потомках и к продолжению самого себя в своих учениках по происхождению и воспитанию. Духовно-нравственная, идейная связь воспитания с жизнью народа является самой сущностью, внутренним содержанием педагогической культуры.

Духовная связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующим эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры невозможно, более того, немыслимо без соответствующего педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс

воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.

Человечество «не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений» [2, 6]. Традиционность культуры есть важнейший признак высокой этнокультуры народа. Чем больше прогрессивных древних традиций, чем внимательнее к ним народ, тем выше его культура. Всякий новый расцвет науки и просвещения возникает путем обращения к древности» [2, 6].

Нравственные проблемы, пронизывая нашу жизнь, переплетаются с традициями, обычаями, правом, религией, художественной культурой, политикой, а главное - отношениями между людьми. Внимательное отношение к нравственности, к ее наиболее актуальным и сложным проблемам - это прежде всего забота о человеке, стремление понять и попытка предпринять что-то для улучшения духовно-нравственного климата.

Перманентность, и необходимость воспитания подтверждается многочисленными памятниками духовной культуры народов. Одним из самых эффективных средств воздействия на детей всегда было устное народное творчество, подчеркивающее важность воспитания у молодежи волевых и моральных качеств.

Чрезвычайно важным в этом отношении представляется эпос как духовное сокровище этнокультуры

Эпос связывает с духом предков даже появление новой мысли, как бы подчеркивая тем самым жизненную необходимость опоры героя на опыт прошедших поколений, при этом видят в духовно-нравственной связи героя с прошлым источник его непобедимости и могущества.

Сказки, один из жанров устного народного творчества, представляют собой сложную сумму воздействий на психику воспитуемого. Сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания» (А.С. Пушкин).

Песня - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы, отличающаяся необыкновенной образностью. Это целый поэтический и философский мир. В них - душа народа. Песни содействуют нравственному воспитанию и непосредственно, и опосредованно (раскрытием задач и значения той или иной составной части воспитания в общем процессе развития и формирования личности).

Пословицы - «цвет народного ума» (В.И. Даль), удовлетворяли многие духовные потребности: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др. «Мудростью старых чехов» называл Я.А. Коменский пословицы родного народа, оберегающие нравственность. Это выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка всех случаев жизни, отражение нравственной культуры этноса. В народных изречениях заключены непреходящие духовные ценности, проверенные на практике сотен и тысяч поколений.

Пословицы и поговорки главной своей целью имеют формирование нравственного облика подрастающего поколения, формирования у них моральных представлений, выработки нравственных привычек и поведения. Главное в пословицах - забота о нравственном воспитании, и почти все подчинено этой задаче. Стремления к

знаниям и обогащению ума новыми сведениями о природе и людях рассматриваются в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого, забота о здоровье своем и других объявляется моральною обязанностью, а трудолюбие - лучшей характеристикой морального облика. Как в загадках основное и главное сводится к уму и почти все строится с расчетом на умственные качества, так и в пословицах главное - это обращение к нравственности и нравственным качествам молодежи. Если в загадках ум

- цель и сущность, а прекрасное - средство и форма, то в пословицах нравственность

- цель и сущность, а прекрасное - опять средство и форма. В поговорках и пословицах нравственность, ум и прекрасное оказываются как бы на особенном положении.

Простое произнесение какой-либо пословицы в связи с определенным случаем уже представляет собой упражнение в нравственных поступках.

Основная цель загадок - умственное воспитание. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности, призывают к совершенствованию своих нравственных качеств, оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание [4].

Важнейшим из путей повышения духовно-нравственного потенциала обучения и воспитания детей в школе является развитие этнокультурной основы образования, направленной на приобщение учащихся к традициям, ценностям этнокультуры, имеющих целостный характер и представляющих собой сложную систему взаимосвязанных нравственных норм.

В современных условиях единственным каналом передачи, воспроизводства и развития этнокультурной основы становится этнокультурная коннотация [1, С. 203] содержания образования, формирование этнической картины мира через содержание образования.

Неотъемлемой частью этнической картины мира, согласно концепции «центральной зоны культуры», является стержень этнической культуры — центральная культурная тема этноса, представляющая собой систему этнических констант [20]. Функцией образования становится сохранение и развитие этнических констант центральной темы культуры этноса через их систематическое использование в повседневной педагогической практике. Это обеспечивает эмоциональное развитие личности в условиях многоязычия и поликультурности, включение в действие глубинных процессов, генетически связанных с особенностями психологии народа и выведением этих процессов на современный уровень, содержание образования выстраивается в систему выхода из духовного кризиса.

Содержание образования формируется в виде систематически присутствующей в учебном процессе сквозной этнокультурной темы — однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из важнейших сфер этнокультурного опыта, к какой-либо из этнических констант, проходящей через все учебные темы.

Для формирования этнокультурного содержания образования, в соответствии с учебным планом, этнические константы центральной темы культуры этноса, конно-тируются в программы, учебники, электронные учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради и другие материалы. Важнейшей задачей становится отбор, выявление принципов и разработка рекомендаций по эффективной организации содержания образования как сквозной этнокультурной темы.

Так, педагогический анализ позволил обозначить пять образных моделей совести в традиционных представлениях евразийских народов: живое существо, сосуд (вместилище), отношение, иго, обычай. В отдельности их можно представить следующим

образом: 1) совесть как живое существо, обладающее сознанием, собственным телом и голосом; 2) совесть как сосуд или вместилище, имеющее соответствующую глубину и установленный размер; 3) совесть как иго, способное истерзать человека; 4) совесть как отношение, в котором развиваются деятельность и поведение человека; 5) совесть как обычай, включающий в себя нормативный свод этических правил и установок общества.

Вышеназванные модели совести, их своеобразие и устойчивость определяются в соответствующей системе духовных и нравственных ценностей, отражённых в устном народном творчестве, обычаях и традициях, традиционных верованиях и потому их следует рассматривать как важной составляющей части коллективного культурного наследия человечества. Именно в них мы находим основополагающие совестливые идеалы, нормы и установки, которые, несмотря на многочисленные трансформации, с течением времени перешли в традиционное коллективное мировоззрение народов.

Опираясь на вышеизложенные тезисы, традиционные представления евразийских народов можно представить следующим образом:

- Формирование совести в традиционных представлениях происходило в процессе развития самих евразийских народов и со временем перешло в их коллективное сознание [7, 14; 9, 7-8].

- Концептуальную роль в развитии сферы совести играют коллективные духовно-нравственные ценности, в ряде которых совесть выступает как высшая ценность человеческого общества. Они представляются устным народным творчеством, традиционным хозяйствованием, мировоззрением, языческой религией, обычаями и традициями евразийских народов.

- Сущность совести в традиционных представлениях евразийских народов рассматривается в качестве совместной деятельности внутренней сущности человека и его поведения и поступков. В славянской этнической картине совесть означает совместное знание (русс. совесть; чеш.svedomi поль.Б1т1ете), тюрко-монгольской -нравственное событьё внутренней сущности и лица в значении поведения человека (тув. арын-нуур; каз. арын сактау, калм. ичр, монг. ичих нуур).

- Традиционные представления евразийских народов о совести должны стать объектом педагогических исследований. В этой связи особую значимость представляет система духовно-нравственного воспитания школьников в процессе интеграции фольклора как сквозной этнокультурной темы в содержание базового образования.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., КомКнига, 2007. - 71 с.

2. Бегзин-оол А. Совесть // Улуг-Хем. - 2011. - № 5. - 126 с. На тувинском языке.

3. Волков Г.Н. У колыбели науки. - М., 1971.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: Монография. - Элиста: 2009. - 576 с.

5. Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы). - М., 1997. 334 с.

6. Кант И. Религия в пределах только разума. - СПб. Издание В.И. Яковенко, 1908. - 214 с.

7. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл: Тув.кн.изд-во, 2006. - 235 с.

8. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. - СПб, Петербургское Востоковедение, 2006. - 624 с.

9. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1306 с.

10. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995. - 280 с.

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Кн.2. - М.: Итало-советское изд-во «Сирин», 1990. - 415 с.

12. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования [Текст]: Монография / А.Б. Панькин. - Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009. - 380 с.

13. Русский народ // Составитель М.Забылин. - М., «ЭКСМО», 2003. - 606 с.

14. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр.соч в 20-и томах. - М.: Художественная литература, 1974. - Т. 16.

15. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.

16. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. - 848 с.

17. Орфографический словарь русского языка: Более 100 000 слов / Под ред. С.И. Ожегова. - Элиста: Джангар; М.: Локид-Пресс, 2004. - 912 с.

18. Ушинский К.Д. Собрание соч. Т. 2. - М.-Л., 1948.

19. Цит. по. «Литературной газете», 23 июня, 1971, № 26.

20. Shils E. Centre and Periphery // The Logic of Personal Knowledge: Essays / ed. by M. Polanyi. - London, 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.