Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжная политика / поддержка молодёжных инициатив / социальное проектирование / грантовые конкурсы / региональная молодёжная политика / youth policy / support of youth initiatives / social design / grant competitions / regional youth policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Мария Александровна

Актуальность. В настоящее время вопросы, связанные со спецификой реализации государственной молодёжной политики в различных субъектах Российской Федерации, становятся одной из приоритетных задач в контексте осуществления внутренней политики регионов. Это обусловлено не только социально-экономической спецификой субъектов, но и особенностью демографического и культурного портрета населения. В статье через анализ социального проектирования как социально-преобразующей деятельности представлены типы результатов процесса реализации государственной молодёжной политики и на основе данной типологии сформулирована и охарактеризована система инструментов сопровождения проектов, направленных на решение молодёжью социально значимых проблем, используемых преимущественно региональными и муниципальными органами исполнительной власти и бизнеса. Цель: проектирование и описание базовых моделей поддержки молодёжных социальных инициатив в контексте реализации молодёжной политики. Методы: контент-анализ, теоретические методы (анализ литературы по теме исследования, в том числе нормативно-правовой документации, синтез, классификация и обобщение). Алгоритм авторского моделирования форм поддержки молодёжных социальных инициатив в контексте государственной политики Российской Федерации в отношении молодёжи включает в себя следующие этапы: проектирование и обоснование возможных вариантов результата процесса социального проектирования в парадигме различных социологических подходов; анализ и обобщение различных технологий и инструментов поддержки социальных инициатив в базовые модели; определение исследуемых регионов на основе мониторинга эффективности реализации молодежной политики, проводимого Федеральным агентством по делам молодёжи; описание особенностей смоделированной типологии видов поддержки с учётом региональной специфики работы с молодёжью. Результаты: представлена авторская модель типов поддержки молодёжных социальных инициатив, а также рассмотрены их особенности и возможности использования для достижения результатов социального проектирования в молодёжной среде, определены дальнейшие траектории развития исследования с практическим внедрением разработанных моделей в деятельность муниципальных и региональных институтов молодёжной политики. Вывод: проектирование и практическое внедрение инструментов и технологий поддержки молодёжных инициатив предполагают ориентацию субъекта, оказывающего данную поддержку, на достижение молодым человеком определенных эффектов деятельности, сформированных в триаду результатов. Моделирование таких мер поддержки и их методологическое обоснование позволяют субъектам молодёжной политики достигать собственных целей и задач, определяемых по показателям эффективности деятельности, а также обеспечивать эффективность процесса социального проектирования и проектного менеджмента как социально-преобразующей деятельности для общества и конкретной личности исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF SUPPORTING YOUTH SOCIAL INITIATIVES IN THE CONTEXT OF YOUTH POLICY IMPLEMENTATION

Relevance. Currently, issues related to the specifics of the implementation of the state youth policy in various constituent entities of the Russian Federation are becoming one of the priority tasks in the context of the implementation of the internal policy of the regions. This is caused not only by the socio-economic specifics of the subjects, but also by the peculiarities of the demographic and cultural portrait of the population. In this article, through the analysis of social design as a socially transformative activity, the types of results of this process are described and, based on this typology of results, models for supporting youth social initiatives are formulated and described, which are used mainly by regional and municipal institutions of executive power and business. Purpose: design and description of basic models of support for youth social initiatives in the context of youth policy implementation. Methods: content analysis, theoretical research methods (literature analysis on the research topic, including legal documentation, synthesis, classification and generalization). The algorithm of the author's modeling of forms of support for youth social initiatives in the context of youth policy implementation of the Russian Federation includes the following stages: designing and substantiating possible options for the result of the social design in the paradigm of various sociological approaches; analysis and generalization of various technologies and tools for supporting social initiatives into basic models; determination of the studied regions based on the results of monitoring the effectiveness of the implementation of youth policy, conducted by the Federal Agency for Youth Affairs; description of the features of the modeled typology of types of support, taking into account the regional specifics of youth policy implementation. Results. The paper introduces the author's model of types of support for youth social initiatives, and considers their features and possibilities of their use to achieve the results of social projecting in the youth environment; further research development trajectories are identified with the practical implementation of the developed models in the activities of municipal and regional institutions of youth policy. Conclusion. The design and practical implementation of tools and technologies to support youth initiatives imply the orientation of the subject providing this support to the achievement of certain results by a young person, formed into a triad of results. The modeling of such support measures and their methodological justification makes it possible to keep in the field of influence of the subjects not only their own interest as a state or commercial institution, but also the effectiveness of social design and project management as a socially transformative activity for society and the specific personality of the performer.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 316.346.32-053.6:323.212:304

МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Мальцева Мария Александровна,

mariia.a.maltseva@tusur.ru

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40

Мальцева Мария Александровна, аспирант, старший преподаватель кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

Актуальность. В настоящее время вопросы, связанные со спецификой реализации государственной молодёжной политики в различных субъектах Российской Федерации, становятся одной из приоритетных задач в контексте осуществления внутренней политики регионов. Это обусловлено не только социально-экономической спецификой субъектов, но и особенностью демографического и культурного портрета населения. В статье через анализ социального проектирования как социально-преобразующей деятельности представлены типы результатов процесса реализации государственной молодёжной политики и на основе данной типологии сформулирована и охарактеризована система инструментов сопровождения проектов, направленных на решение молодёжью социально значимых проблем, используемых преимущественно региональными и муниципальными органами исполнительной власти и бизнеса. Цель: проектирование и описание базовых моделей поддержки молодёжных социальных инициатив в контексте реализации молодёжной политики. Методы: контент-анализ, теоретические методы (анализ литературы по теме исследования, в том числе нормативно-правовой документации, синтез, классификация и обобщение). Алгоритм авторского моделирования форм поддержки молодёжных социальных инициатив в контексте государственной политики Российской Федерации в отношении молодёжи включает в себя следующие этапы: проектирование и обоснование возможных вариантов результата процесса социального проектирования в парадигме различных социологических подходов; анализ и обобщение различных технологий и инструментов поддержки социальных инициатив в базовые модели; определение исследуемых регионов на основе мониторинга эффективности реализации молодежной политики, проводимого Федеральным агентством по делам молодёжи; описание особенностей смоделированной типологии видов поддержки с учётом региональной специфики работы с молодёжью. Результаты: представлена авторская модель типов поддержки молодёжных социальных инициатив, а также рассмотрены их особенности и возможности использования для достижения результатов социального проектирования в молодёжной среде, определены дальнейшие траектории развития исследования с практическим внедрением разработанных моделей в деятельность муниципальных и региональных институтов молодёжной политики. Вывод: проектирование и практическое внедрение инструментов и технологий поддержки молодёжных инициатив предполагают ориентацию субъекта, оказывающего данную поддержку, на достижение молодым человеком определенных эффектов деятельности, сформированных в триаду результатов. Моделирование таких мер поддержки и их методологическое обоснование позволяют субъектам молодёжной политики достигать собственных целей и задач, определяемых по показателям эффективности деятельности, а также обеспечивать эффективность процесса социального проектирования и проектного менеджмента как социально-преобразующей деятельности для общества и конкретной личности исполнителя.

Ключевые слова: молодёжная политика, поддержка молодёжных инициатив, социальное проектирование, грантовые конкурсы, региональная молодёжная политика.

169

БО! 10.18799/26584956/2023/3/1621

Одним из приоритетов государственной молодежной политики как элемента внутренней политики Российской Федерации является предоставление широкого спектра возможностей для самореализации молодёжи. А сама молодёжь, как социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 35 лет, представляет собой четвёртую часть населения страны. Проектирование и осуществление специальных мер поддержки данной категории позволяют не только создавать актуальные эффективные социальные лифты для молодёжи России, но и направлять профессиональный и личностный потенциал данной категории населения на решение проблем и задач, стоящих перед государством, в том числе через средства социального проектирования и проектного менеджмента.

Процесс социального проектирования представляет собой специфическую деятельность, требующую специальных навыков и компетенций по разработке методов, принципов и инструментов решения социальных проблем, проявляющихся в форме социальных явлений, процессов и феноменов [1]. Рассматривая данный процесс в контексте различных социологических подходов: объектно ориентированный (ГА. Антонюк, НА. Аитов, Ж.Т. Тощенко), проблемно ориентированный (T.M. Дридзе, Э.А. Орлова, O.E. Трущенко) и субъектно ориентированный (B.A. Луков), можно представить направленность данной деятельности через формируемый продукт [1-7]. Так, в качестве результата социального проектирования посредством объектно ориентированном подхода можно определить разработанный и оформленный документ, отражающий базовые элементы социального проекта: цель, задачи, описание проблемной ситуации, команду, бюджет и иные. Часто итоговый продукт процесса социального проектирования в данной концепции оформляют в виде грантовой заявки или иного документа, созданного по специальному шаблону. Проблемно ориентированный подход рассматривает продуктовый результат как разрабатываемое решение - социогуманитарную технологию. Данная технология, как набор инструментов и содержательно-организационных характеристик, позволяет достичь цели, поставленной в процессе проектирования и направленной на трансформацию социальной реальности, а также на решение проблемы целевой аудитории. И наконец, результатом субъектно ориентированного подхода, где ключевыми сторонами выступают субъекты и объекты социальных услуг и продуктов - разработчики и участники социального проекта, является, в том числе, образовательный эффект как процесс овладения личностью навыков и компетенций, связанных с процессом проектного менеджмента или участием в социально-конструированной деятельности.

Триада результатов процесса социального проектирования в обозначенных социологических подходах может быть достигнута как опосредованно - для каждого отдельного результата, так и комплексно, для чего необходима система дизайна, разработки и внедрения различных инструментов поддержки социальных проектов молодёжи. Анализ инструментов и механизмов такой поддержки на уровне трёх базовых секторов экономики - государственного, коммерческого и некоммерческого - позволяет спроектировать различные подходы к поддержке молодёжных социальных инициатив в контексте реализации молодёжной политики.

В качестве первой модели поддержки молодёжных социальных проектов и инициатив определена «прямая поддержка», сосредоточенная в первом и втором секторах экономики. В рамках данной формы юридические или физические лица в соответствии с запросом фандрайзеров выделяют денежные средства, материальные и иные виды ресурсов на реализацию социальных инициатив, направляя их напрямую представителям проекта. Одной из технологий, используемой в рамках прямой поддержки, выступает

«спонсоринг», в рамках которой юридические лица предоставляют в адрес организаторов денежные средства и различные категории продукции, чаще всего встраивая данную поддержку в контекст рекламной политики или программы корпоративной социальной ответственности. Также к модели прямой поддержки можно отнести практики волонтерского фандрайзинга, партнёрства, интеллектуального волонтёрства и краудфандинга.

Кроме того, «прямая поддержка» молодёжных социальных инициатив применяется и в практике региональной молодёжной политики. Чаще всего инструментом применения данной модели выступает конкурсный механизм, включающий в себя организацию цикла специальных мероприятий по предоставлению ресурсов - преимущественно из государственных фондов, федерального и регионального бюджетов и последующей системы мониторинга и контроля использования данных средств. Одним из инструментов, наиболее часто применяемых на уровне государственных и региональных институтов, выступает «конкурс грантов». При этом если инструменты поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций оформлены и повсеместно внедрены различными субъектами как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, то система поддержки физических лиц из числа молодёжи на уровне региональной системы молодёжной политики только формируется и обретает институциональные рамки на основе собственного опыта или использования методологии проведения Всероссийского конкурса молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи, реализуемого в рамках Федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» национального проекта «Образование» на основании постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1436 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов» [8, 9].

Подобная модель «прямой поддержки» на уровне региональной молодёжной политики, с небольшими содержательными особенностями, реализуется в Челябинской и Сахалинской областях, а также в Республике Татарстан и Ханты-Мансийском автономном округе [10-14]. Так, Челябинская область проводит конкурс среди физических лиц на предоставление грантов Губернатора Челябинской области [10]. Участниками данного конкурса могут стать дееспособные жители региона в возрасте от 14 лет, не проходящие процедуру банкротства и не получающие средства областного бюджета на цели, предусмотренные в рамках запланированного проекта. Максимальный размер гранта на один проект не может превышать 345 тыс. руб., при этом грантодатель не предъявляет особых требований к использованию грантовых средств, пользуясь общими правилами, принятыми крупными федеральными операторами [15]. В качестве мер контроля со стороны Фонда, в том числе с привлечением физических и юридических лиц, предусмотрены:

• мониторинг расчётного счета победителя конкурса на предмет целевого использования гранта;

• сбор отчетности для контроля соблюдения условий договора о предоставлении гранта.

Конкурс на предоставление физическим лицам грантов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, проводимый в Югре, также допускает участие молодёжи от 14 лет, при условии предоставления необходимого комплекта документов, разрешающих их участие в конкурсе и последующее осуществление проекта от родителей или законных представителей. В качестве максимальной суммы, возможной к получению автором проекта, - 500 тыс. руб., которые даже частично не могут быть запроше-

ны на оплату работы руководителя проекта. Среди механизмов контроля грантодатель обозначает получение и проверку отчетности, в том числе финансового отчета и копий платёжных документов, при этом в объявлении о конкурсе и положении о его реализации не обозначены меры поддержки исполнителей в ходе выполнения проекта. При этом созданный по инициативе Правительства ХМАО Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры», являющийся оператором данного конкурса, оказывает бесплатные консультационные услуги инициативным гражданам, в том числе в части грантового сопровождения проектов и обеспечения информационной поддержки проектов.

Грантовый конкурс для физических лиц, проводимый в Сахалинской области, ограничивает возраст участников наступлением возраста совершеннолетия, а также запрещает расходование запрашиваемых средств на оплату услуг по договорам гражданско-правового характера, превышающих 30 % от общей суммы гранта (максимальная сумма гранта - 500 тыс. руб.). При этом достаточно интересной формой контроля и сопровождения физических лиц в процессе реализации ими социальных проектов является информационный отчет, подразумевающий собой обязанность физического лица представлять организатору конкурса в электронном виде информацию о предстоящих мероприятиях проекта с указанием точной даты, места и времени проведения, кратким описанием содержательной части не позднее чем за десять дней до проведения мероприятия [12]. Конкурс по предоставлению грантов в форме субсидий из бюджета Республики Татарстан физическим лицам на практическое осуществление социально значимых проектов в сфере молодежной политики в 2023 г. не имеет особых требований к условиям расходования грантовых средств и формам контроля, являющихся критичными для оформления содержательных характеристик модели [13].

Таким образом, специфика «прямой поддержки» молодёжных социальных инициатив в контексте молодёжной политики может быть сформулирована через отличительные особенности:

• обширный инструментарий (спонсоринг, партнерство, краудфандинг, гранто-вые конкурсы и пр.);

• возможность вовлечения в данную практику большого числа субъектов, так как модель прямой поддержки не ограничивает их в размере, объеме и периодичности выделяемых ресурсов;

• слабые инструменты со стороны ресурсодающего субъекта;

• дефицит наставнических инструментов и отсутствие фокуса на триаде результатов процесса социального проектирования и проектного менеджмента.

Учитывая представленные особенности модели, можно предположить, что она не в полной мере обеспечивает сопровождение молодых людей в процессе достижения ими триады целей социального проектирования, так как личностное и профессиональное развитие автора проекта и команды проекта в процессе реализации социальной инициативы не обеспечено инструментами сопровождения, в связи с чем качество социального продукта и личное развитие строятся исключительно на внутренней мотивации личности.

В качестве второй модели поддержки молодёжных социальных инициатив в контексте молодёжной политики выделено «косвенное участие», проявляющееся в формате образовательных, информационных, организационных и иных нематериальных инструментов поддержки молодёжи - акторов социальных изменений. В большей степени такая форма работы применяется институтами системы образования, органами государственной власти, бюджетными учреждениями и подведомственными им организа-

циями, не использующими конкурсные инструменты. Подобные формы, внедренные в деятельность субъектов молодёжной политики, позволяют популяризировать практику социального проектирования и оказывать молодым людям нематериальную поддержку в процессе реализации инициативы. Так, на уровне регионального опыта построения и внедрения системы сопровождения молодёжных социальных инициатив можно выделить два инструментальных блока: «включённое финансирование» и «ресурсное обеспечение». Модель «включенного финансирования» косвенного участия применяется в практике региональной молодёжной политики, в том числе в Воронежской и Томской областях [14, 16]. Так, проводимые в данных субъектах Российской Федерации конкурсы проектов физических лиц не подразумевают прямую выдачу денежных средств физическому лицу - победителю конкурса. Вместо возможного «прямого финансирования проекта» победителям предлагается подписать многосторонний договор, который подразумевает передачу права сопровождения реализации проекта бюджетному учреждению или профильному подразделению администрации, в том числе совершения всех финансовых операций, или же включить проекты-победители в календарный план мероприятий в сфере государственной молодежной политики региона на предстоящий год. Модель ресурсного обеспечения косвенного участия подразумевает оказание поддержки молодым людям в процессе разработки и реализации ими социальных инициатив, в том числе в виде информационного, методического, материального, административного, кадрового и иного вида сопровождения. Чаще всего подобные виды поддержки оказываются на базе комплексных молодёжных ресурсных и проектных центров, созданных в качестве подведомственных организаций региональных органов исполнительной власти или муниципальных учреждений по работе с молодёжью.

Среди особенностей модели косвенной поддержки в контексте рамок молодёжной политики выделены следующие:

• узкий инструментарий, представляющий собой ограниченный набор форм работы, чаще всего строго соответствующих полномочиям, юрисдикции или функциональным обязанностям определённого ведомства или специалиста;

• ограниченное количество субъектов, использующих данную модель, связанное с чёткой иерархией и жесткой структурой подчинения бюджетных организаций (так, при запросе поддержки для реализации социальной инициативы данное обращение может быть переадресовано иному профильному учреждению или службе, которая при этом может отказать в поддержке в связи с отсутствием прямого распоряжения о необходимости оказания помощи);

• развитие «субъект-объектного» подхода по отношению к молодому человеку.

Таким образом, косвенная поддержка социальных молодёжных инициатив позволяет обеспечить достижение комплекса продуктовых целей социального проектирования с акцентом на его нормативные и продуктовые результаты, а также образовательный результат как получение личностью новых навыков и компетенций. При этом данная модель переводит молодого человека в позицию «объекта», когда учреждения молодежной политики становятся в «опекающую позицию», лишая молодого человека дееспособности как субъекта молодёжной политики, ограничивая его развитие в качестве менеджера социальных изменений, лидера молодёжных команд.

Таким образом, анализ инструментария поддержки социальных проектов позволил нам спроектировать и обосновать два типа поддержки молодёжных социальных инициатив, применяемых в региональной практике молодёжной политики. В качестве базового принципа моделирования автором заложен вид выделения ресурсов для проведения проекта - прямая или косвенная поддержка, - что отражено как в системе спе-

циальных инструментов работы, так и в самом наименовании данных моделей. «Прямая поддержка» молодёжных социальных инициатив может быть охарактеризована через обширный инструментарий выявления и поддержки, в том числе через спонсоринг как наиболее распространённую форму участия организаций коммерческого сектора в реализации социальных инициатив, а также грантовый конкурс, чаще используемый региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; возможности вовлечения в практику большого числа субъектов - как получателей ресурсов, так и «спонсоров»; а также имеющийся дефицит форм контроля и сопровождения всех целей проектной деятельности со стороны ресурсодающего субъекта «Косвенная поддержка» имеет при этом большую полноту инструментов нематериального сопровождения проекта и проектной команды, ограниченную при этом полномочиями или функциональным обязанностям ведомства или специалиста, вовлеченного в процесс взаимодействия с автором проекта, а также наличием «субъект-объектного» подхода по отношению к молодому человеку. Безусловно, описанные элементы моделей прямой и косвенной поддержки (инструменты, формы взаимодействия с субъектами, степень вовлеченности ресурсодателя в реализацию инициативы) могут быть скомпилированы и использованы субъектами молодежной политики в авторских вариациях, в том числе с учетом сильных сторон и нивелирования негативных особенностей базовых моделей. Анализу и теоретическому обоснованию региональной специфики построения и реализации системы поддержки молодёжных социальных инициатив в контексте работы с молодежью Томской области будут посвящены следующие научные работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тощенко Ж.Т. Тезаурус социологии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 487 с.

2. Антонюк Г. А. Социальное проектирование (теоретико-методологический аспект): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Минск, 1989. - 42 с.

3. Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. - М.: Мысль, 1982. - 254 с.

4. Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса / под ред. И.В. Бестужев-Лада, Т.М. Дрид-зе. - М.: ИСИ АН СССР, 1986. - 249 с.

5. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы / сост. Д.Б. Дондурей. -М.: НИИК, 1986. - 176 с.

6. Дридзе Т.М., Трущенко О.Е., Орлова Э.А. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1994. - 302 с.

7. Луков В. А. Социальное проектирование. - М.: Флинта, 2007. - 240 с.

8. Паспорт национального проекта «Образование» // Министерство просвещения России. URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национальн ого_проекта_Образование.pdf (дата обращения 03.06.2023).

9. Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов: постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1436 (ред. от 04.02.20221, 04.04.2021, 11.12.2021, 28.06.2022). URL: http://government.ru/docs/all/129844 (дата обращения 16.04.2023).

10. Фонд «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области». URL: https://грантыгубернатора74.рф (дата обращения 21.03.2023).

11. Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры». URL: https://грантгубернатора.рф (дата обращения 18.03.2023).

12. Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. URL: https://sakhalin.gov.ru/ (дата обращения 10.03.2023).

13. Министерство по делам молодёжи Республики Татарстан. URL: https://minmol.tatarstan.ru (дата обращения 22.03.2023).

14. Положение об организации и проведении областного конкурса молодёжных проектов «Твоя идея»: приложение к распоряжению Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту

Томской области // Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. URL: http://www.depms.ru/News/V-tomskoy-oblasti-startuet-oblastnoy-konkurs-proektov-tvoya-ideya-?ysclid=lk9yrg9vcv217504918 (дата обращения 22.03.2023).

15. Методические рекомендации по подготовке заявок на участие во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2023 г. // Фонд президентских грантов. URL: https://президентскиегранты.рф/public/home/documents?ysclid= lka0z79ik4955712705 (дата обращения 02.03.2023).

16. Центр поддержки и продвижения общественных, государственных и муниципальных инициатив Воронежской области: АНО «Образ будущего». URL: https://obraz36.ru (дата обращения 25.03.2023).

Поступила: 10.06.2023.

Принята после рецензирования: 27.08.2023.

UDC 316.346.32-053.6:323.212:304

MODELS OF SUPPORTING YOUTH SOCIAL INITIATIVES IN THE CONTEXT OF YOUTH POLICY IMPLEMENTATION

Maria A. Maltseva,

mariia.a.maltseva@tusur.ru

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 40, Lenin avenue, Tomsk, 634050, Russia

Maria A. Maltseva, postgraduate student, senior lecturer, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.

Relevance. Currently, issues related to the specifics of the implementation of the state youth policy in various constituent entities of the Russian Federation are becoming one of the priority tasks in the context of the implementation of the internal policy of the regions. This is caused not only by the socio-economic specifics of the subjects, but also by the peculiarities of the demographic and cultural portrait of the population. In this article, through the analysis of social design as a socially transformative activity, the types of results of this process are described and, based on this typology of results, models for supporting youth social initiatives are formulated and described, which are used mainly by regional and municipal institutions of executive power and business. Purpose: design and description of basic models of support for youth social initiatives in the context of youth policy implementation. Methods: content analysis, theoretical research methods (literature analysis on the research topic, including legal documentation, synthesis, classification and generalization). The algorithm of the author's modeling of forms of support for youth social initiatives in the context of youth policy implementation of the Russian Federation includes the following stages: designing and substantiating possible options for the result of the social design in the paradigm of various sociological approaches; analysis and generalization of various technologies and tools for supporting social initiatives into basic models; determination of the studied regions based on the results of monitoring the effectiveness of the implementation of youth policy, conducted by the Federal Agency for Youth Affairs; description of the features of the modeled typology of types of support, taking into account the regional specifics of youth policy implementation. Results. The paper introduces the author's model of types of support for youth social initiatives, and considers their features and possibilities of their use to achieve the results of social projecting in the youth environment; further research development trajectories are identified with the practical implementation of the developed models in the activities of municipal and regional institutions of youth policy. Conclusion. The design and practical implementation of tools and technologies to support youth initiatives imply the orientation of the subject providing this support to the achievement of certain results by a young person, formed into a triad of results. The modeling of such support measures and their methodological justification makes it possible to keep in the field of influence of the subjects not only their own interest as a state or commercial institution, but also the effectiveness of social design and project management as a socially transformative activity for society and the specific personality of the performer.

Key words: youth policy, support of youth initiatives, social design, grant competitions, regional youth policy.

REFERENSES

1. Toshchenko Zh.T. Tezaurus sotsiologii [Thesaurus of sociology]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2009. 487 p.

2. Antonyuk G.A. Sotsialnoe proektirovanie (teoretiko-metodologicheskiy aspekt). Avtoref. Dis. Dokt. nauk [Social design (theoretical and methodological aspect). Dr. Diss. Abstract]. Minsk, 1989. 42 p.

3. Toshchenko Zh.T., Aitov N.A., Lapin N.I. Sotsialnoe proektirovanie [Social design]. Moscow, Mysl Publ., 1982. 254 p.

4. Teoretiko-metodologicheskie problemy sotsialnogo prognozirovaniya i sotsialnogo proektirovaniya v usloviyakh uskoreniya nauchno-tekhnicheskogo progressa [Theoretical and methodological problems of social forecasting and social design in the conditions of accelerating scientific and technological progress]. Eds. I.V. Bestuzhev-Lada, T.M. Dridze. Moscow, ISI AN SSSR Publ., 1986. 249 p.

5. Sotsialnoe proektirovanie v sfere kultury: metodologicheskie problemy [Social design in the sphere of culture: methodological problems]. Comp. by D.B. Dondurey. Moscow, NIIK Publ., 1986. 176 p.

6. Dridze T.M., Trushchenko O.E., Orlova E.A. Prognoznoe sotsialnoe proektirovanie: teoretiko-metodologicheskie i metodicheskie problemy [Predictive social design: theoretical, methodological and methodological problems]. Moscow, Nauka Publ., 1994. 302 p.

7. Lukov V.A. Sotsialnoe proektirovanie [Social design]. Moscow, Flinta Publ., 2007. 240 p.

8. Pasport natsionalnogo proekta «Obrazovanie» [Passport of the national project «Education»]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossii. Available at: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/ na-tional_project/main/nacn0pT_Ha^0Ha^bH0ro_np0eKra_06pa30BaHHe.pdf (accessed 3 June 2023).

9. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya grantov v forme subsidiy iz federalnogo byudzheta pobeditelyam Vserossiyskogo konkursa molodezhnykh proyektov [On the approval of the Rules for the provision of grants in the form of subsidies from the federal budget to the winners of the All-Russian competition of youth projects]. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 15 sentyabrya 2020 goda № 1436 (red. ot 04.02.20221, 04.04.2021, 11.12.2021, 28.06.2022) [Decree of the Government of the Russian Federation of 15 September. 2020 No. 1436 (as amended on 02/04/2021, 04/04/2021, 12/11/2021, 06/28/2022)]. Available at: http://government.ru/docs/all/129844 (accessed 16 April 2023).

10. Fond «Tsentr podderzhki grazhdanskikh initsiativ i razvitiya nekommercheskogo sektora ekonomiki Che-lyabinskoy oblasti» [Foundation «Center for support of civil initiatives and development of the non-profit sector of the economy of the Chelyabinsk region»]. Available at: https://grantygubernatora74.rf (accessed 21 March 2023).

11. Fond «Tsentr grazhdanskikh i sotsialnykh initsiativ Yugry» [Foundation «Center for Civil and Social Initiatives of Ugra»]. Available at: https://rpamTy6epHaTOpa.p$ (accessed 18 March 2023).

12. Ofitsialny sayt Gubernatora i Pravitelstva Sakhalinskoy oblasti [Official site of the Governor and Government of the Sakhalin Region]. Available at: https://sakhalin.gov.ru/ (accessed 10 March 2023).

13. Ministerstvo po delam molodezhi Respubliki Tatarstan [Ministry of Youth Affairs of the Republic of Ta-tarstan]. Available at: https://minmol.tatarstan.ru (accessed 22 March 2023).

14. Polozhenie ob organizatsii i provedenii oblastnogo konkursa molodezhnykh proektov «Tvoya ideya»: prilozhenie k rasporyazheniyu Departamenta po molodezhnoy politike, fizicheskoy kulture i sportu Tomskoy oblasti [Regulations on the organization and holding of the regional competition of youth projects «Your Idea»: an application to the order of the Department for Youth Policy, Physical Culture and Sports of the Tomsk Region]. Departament po molodezhnoy politike, fizicheskoy kulture i sportu Tomskoy oblasti. Available at: http://www.depms.ru/News/V-tomskoy-oblasti-startuet-oblastnoy-konkurs-proektov-tvoya-ideya-?ysclid=lk9yrg9vcv217504918 (accessed 22 March 2023).

15. Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke zayavok na uchastie vo vtorom konkurse na predostavlenie grantov Prezidenta Rossiyskoy Federatsii na razvitie grazhdanskogo obshchestva v 2023 g. [Guidelines for preparing applications for participation in the second competition for grants from the President of the Russian Federation for the development of civil society in 2023]. Fond prezidentskikh grantov. Available at: https://prezidentskiyegranty.rf/public/home/documents?ysclid=lka0z79ik4955712705 (accessed 2 March 2023).

16. Tsentr podderzhki i prodvizheniya obshchestvennykh, gosudarstvennykh i munitsipalnykh initsiativ Voro-nezhskoy oblasti: ANO «Obraz budushchego» [Center for Support and Promotion of Public, State and Municipal Initiatives of the Voronezh Region: ANO «Image of the Future»]. Available at: https://obraz36.ru (accessed 25 March 2023).

Received: 10 June 2023.

Reviewed: 27 August 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.