Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

302
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / молодёжь / государственная молодёжная политика / трансформация / Russia / youth / state youth policy / transformation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексей Алексеевич Кулинич

В статье анализируются основные изменения в государственной молодёжной политике, реализуемой в Российской Федерации со времени демонтажа Советского Союза. Автором выделяются несколько основных направлений, в рамках которых происходит трансформация. Первое — это государственные институты, отвечающие за развитие и реализацию государственной молодёжной политики в РФ. Второе направление — смысловое и идеологическое наполнение государственной молодёжной политики и те изменения, которые были реализованы. К третьему относятся новые инструменты и механизмы, применяемые в ходе реализации государственной молодёжной политики. Ключевыми выводами автора является необходимость постепенного включения самой молодёжи в подготовку и реализацию инициатив в области государственной молодёжной политики, а также использование новых инструментов вовлечения молодёжи в социально-политическое развитие государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алексей Алексеевич Кулинич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN POST‑SOVIET RUSSIA

The article analyzes the main changes in the state youth policy implemented in the Russian Federation since the dismantling of the Soviet Union. The author identifies several main tracks in which the transformation takes place. The first one is the government institutions responsible for the development and implementation of state youth policy in the Russian Federation. The second track is the semantic and ideological content of the state youth policy and the changes that have been implemented. The third direction includes new tools and mechanisms used in the implementation of the state youth policy. The key author’s conclusions are the need for gradual inclusion of young people in the preparation and implementation of initiatives in the field of state youth policy, as well as the use of new tools for involving young people in the socio-political development of the state.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ»

УДК 323

DOI 10.24411/9999-056А-2020-10041

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Алексей Алексеевич Кулинич,

кандидат политических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток. E-mail: kulinich.aa@dvfu.ru

В статье анализируются основные изменения в государственной молодёжной политике, реализуемой в Российской Федерации со времени демонтажа Советского Союза. Автором выделяются несколько основных направлений, в рамках которых происходит трансформация. Первое — это государственные институты, отвечающие за развитие и реализацию государственной молодёжной политики в РФ. Второе направление — смысловое и идеологическое наполнение государственной молодёжной политики и те изменения, которые были реализованы. К третьему относятся новые инструменты и механизмы, применяемые в ходе реализации государственной молодёжной политики. Ключевыми выводами автора является необходимость постепенного включения самой молодёжи в подготовку и реализацию инициатив в области государственной молодёжной политики, а также использование новых инструментов вовлечения молодёжи в социально-политическое развитие государства. Ключевые слова: Россия, молодёжь, государственная молодёжная политика, трансформация.

TRANSFORMATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN POST- SOVIET RUSSIA

Alexey Kulinich, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: kulinich.aa@dvfu.ru

The article analyzes the main changes in the state youth policy implemented in the Russian Federation since the dismantling of the Soviet Union. The author identifies several main tracks in which the transformation takes place. The first one is the government institutions responsible for the development and implementation of state youth policy in the Russian Federation. The second track is the semantic and ideological content of the state youth policy and the changes that have been

implemented. The third direction includes new tools and mechanisms used in the implementation of the state youth policy. The key author's conclusions are the need for gradual inclusion of young people in the preparation and implementation of initiatives in the field of state youth policy, as well as the use of new tools for involving young people in the socio-political development of the state. Keywords: Russia, youth, state youth policy, transformation.

В настоящее время будет справедливым утверждать, что государственная молодёжная политика занимает одно из ключевых мест в системе политического регулирования любого современного развитого или развивающегося государства. Это обусловлено целым рядом особенностей той социальной группы, на которую она направлена. Молодёжь сегодня — это основной драйвер внутриполитических изменений эволюционного или, иногда, революционного типа. Это та возрастная группа, которая формирует новые сегменты экономики, создавая новые механизмы, принципы и инструменты взаимодействия внутри этой сферы жизни общества. Кроме того, молодёжь — это та общность, под влиянием которой формируется современное культурное сообщество, макро-, мезо-, и микрокультурная среда. В этой связи встаёт закономерный вопрос о том, кто и как влияет на саму молодёжь, какие практики и инструменты при этом используются.

Если говорить о принятом в отечественной науке определении молодёжи, то это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определённых нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, — до 35 (и более) лет, имеющих постоянное место жительства в России или за рубежом (граждане РФ и соотечественники) [12].

Для России вопрос реализации государственной молодёжной политики является одним из ключевых по ряду причин. Особенностью России является разрыв в историческом опыте молодёжной политики, который имел место в 1990-е гг.: после распада СССР октябрятские, пионерские и комсомольские организации прекратили существование, а замены им реформаторы не нашли. Во многом это связано с отсутствием целостного представления о государственной молодёжной политике (ГМП) в советское время. К вопросу создания комплексной государственной молодёжной политики в СССР пришли только в 1991 г., свидетельством чего стало появление закона СССР № 2114-1 «Об общих началах государственной

молодёжной политики в СССР» [1] и создание 30 июля 1991 г. Государственного комитета РСФСР по молодёжной политике [3, с. 4].

В процессе деконструкции советской социально-политической системы традиционные организационно-политические институты были упразднены. Отказ реформаторов от разработки идеологической составляющей в реализации государственной политики в этот период сопровождался отрицанием прежних принципов, механизмов и инструментов ГМП. Более того, обострившаяся борьба за власть внутри нового государства делала из молодёжи перспективный электорат, за который можно и нужно было бороться. В этот же период, с 1992 по 1993 гг., был подписан ряд знаковых для государственной молодёжной политики документов (Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» [14], Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1, утвердившее «Основные направления государственной молодёжной политики в РФ» [8]; Распоряжение Президента РФ от 24.06.1993 № 459-рп «О праздновании Дня молодёжи» [13].

В это же время начинают появляться негосударственные общественные институты, влияющие и во многом определяющие государственную молодёжную политику в России. Ключевым из них стала Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений России», которая существует до сих пор.

Можно констатировать, что в 1990-е гг. ГМП в России в большей степени носила декларативный и ситуативный характер, правительство в основном ориентировалось на прямые социальные меры поддержки молодёжи. Начиная с 1994 г. на федеральном уровне с определённой периодичностью принимались новые правовые акты в отношении ГМП, в том числе федеральные программы «Молодёжь России» 1994—1997, 1998—2000 и 2000— 2005 гг. [15; 10; 11], но содержательных изменений не происходило. В вышеупомянутых программах «Молодёжь России» отсутствует определение целевой социальной группы, на которую эти программы распространяются, то есть отсутствует определение молодёжи как таковой. Стоит отметить, что использование принципов целевого программного финансирования позволило в некотором смысле структурировать и унифицировать те усилия, которые прилагались в отношении ГМП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако принимаемые реформаторами программы не отвечали запросам времени. Даже создание в 1994 г. Совета по делам молодёжи при Президенте РФ, в функционал которого входило целепола-гание в рамках ГМП, коренным образом не изменило ситуацию, этот орган по разным причинам оказался малоэффективен и был упразднён в 2000 г.

В контексте анализа опыта формирования государственных институтов, отвечающих за молодёжную политику после 2000 г., следует отметить Правительственную комиссию по делам молодёжи, которую возглавляла В. Матвиенко. Комиссия осуществляла деятельность координационного органа для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Центра и регионов по формированию и реализации ГМП. Работа данной структуры оказалась неэффективна в силу объединения в её функционале целеполагания и достижения обозначенных целей.

В ходе формирования нового состава правительства в 2004 г. было учреждено Министерство образования и науки РФ, в структуре которого создали Департамент по государственной молодёжной политике, воспитанию и социальной защите детей. Появилось также Федеральное агентство по образованию и в его структуре — Управление по делам молодёжи. Государственный комитет РФ по делам молодёжи был образован 24 сентября 2007 г., а 12 мая 2008 г. создано Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ, Государственный комитет РФ по делам молодёжи преобразован в Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), подведомственное до 2012 г. Минспорттуризму России. С 2012 по 2018 гг. Федеральное агентство по делам молодёжи находилось в подчинении Министерства образования и науки РФ, а с 2018 г. — в прямом подчинении Правительства РФ, что говорит о роли и статусе данного агентства. В настоящее время оно является главным государственным институтом, реализующим федеральную повестку в отношении ГМП в России.

Если говорить о нормативной составляющей, то попытки сформировать целостное представление о развитии государственной молодёжной политики в стране послужили причиной разработки и презентации в 2004 г. «Доктрины государственной молодёжной политики РФ» [3, с. 19]. В ней были сформулированы цели, задачи, основные направления, меры и механизмы реализации ГМП. Предполагалось, что она станет базовым документом в этой области на длительное время. Однако результаты работы в виде доктрины приняты не были. Тем не менее они во многом получили отражение в другом важном документе 2006 г. — «Стратегии государственной молодёжной политики до 2016 г.» [3, с. 20].

Существенный вклад в развитие концептуального видения ГМП внесла подготовка Госсовета по молодёжной политике, которая завершилась представлением в июле 2009 г. специального доклада рабочей группы (её возглавлял нынешний губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко). По результатам доклада рабочей группы был сформирован обширный перечень поручений Президента РФ [3, с. 20]. Поручения правительству РФ включали

разработку и принятие федеральной целевой программы «Молодёжь России 2011—2015 гг.», где необходимо было предусмотреть комплексные меры по реализации инновационного потенциала молодёжи. Поручения Администрации Президента предполагали включение в ФЦП «Молодёжь России на 2011—2015 гг.» предложений о целесообразности принятия федерального закона об основах молодёжной политики в РФ [3, с. 21]. Однако мировой финансовый кризис вновь отодвинул молодёжную проблематику из центра внимания на периферию. Тем не менее 27 декабря 2013 г. заместителем министра образования и науки РФ В. Кагановым и руководителем Федерального агентства по делам молодёжи (ФАДМ) С. Белоконевым был представлен проект «Стратегии развития молодёжи на период до 2025 года». 2 декабря 2014 г. по итогам обсуждения в федеральных университетах, Общественной палате России, общественных объединениях и на молодёжных форумах России с активным участием руководителя ФАДМ С. Поспелова и зам. руководителя С. Чуева председатель правительства России Д. Медведев утвердил «Основы государственной молодёжной политики до 2025 года» (Распоряжение от 29 ноября 2014 года № 2403-р) [12]. В рамках данного документа был разработан план мероприятий по реализации основ государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 г., утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 2570-р. В настоящее время эти документы являются основными при реализации ГМП в России.

Изменения в отношении государственной молодёжной политики можно наблюдать начиная с 2000 г. Во-первых, на государственном уровне появляется чёткое представление о том, что в разработке и реализации программ, посвящённых ГМП, должна участвовать сама молодёжь. Во-вторых, получив такую возможность, крупнейшие молодёжные общественные организации страны, например, Российский союз молодёжи или Национальный Совет молодёжных и детских объединений, проявляют инициативу в проведении общественной экспертизы по данному вопросу. В-третьих, государство заинтересовано в изменении ключевых показателей эффективности ГМП, вернее, в переходе от преимущественно количественных показателей (охват молодёжи, количество мероприятий и т.д.) к качественным оценкам.

С 1990-х гг. в России осуществляются попытки привлечения молодёжи в политическую и околополитическую деятельность на различных уровнях. Отражением этой тенденции стало формирование и развитие институтов молодёжных парламентов и молодёжных правительств России. Политолог Л.С. Пастухова выделяет три основных этапа развития молодёжного парламентаризма в России: 1) его хаотичное развитие в регионах (начало 1990-х — 2002 гг.); 2) его развитие на федеральном уровне (2002—2006 гг.);

3) его развитие на основе обновлённого подхода в области ГМП (с 2006 г. по настоящее время) [5]. Сейчас данный институт имеет трёхуровневую структуру. На федеральном уровне свою деятельность осуществляет Молодёжный парламент при Государственной Думе и Палата молодых законодателей при Совете Федерации. Региональный уровень представляют молодёжные парламенты при государственных органах субъектов РФ. На третьем уровне работают молодёжные парламентские структуры при муниципалитетах, в том числе при школах, клубах и прочих организациях. Основной целью данной институциональной структуры в России является содействие деятельности законодательных органов власти в области регулирования прав и законных интересов молодёжи, основными задачами выступают приобщение молодёжи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодёжи [9].

В отличие от системы молодёжного парламентаризма, система молодёжных правительств имеет меньшую историю. Первое молодёжное правительство в России появилось в Ярославской области в 1998 г. [4]. С тех пор этот институт стал набирать популярность и на сегодняшний день представлен в 72 субъектах РФ. Структура молодёжных правительств имеет четыре уровня. На федеральном уровне действует Ассоциация молодёжных правительств России. Далее следует окружной уровень, в рамках которого действует аппарат координатора по округу. Следующим уровнем является молодёжное правительство региона, и на нижнем уровне функционируют молодёжные администрации муниципалитетов [16, с. 67]. В настоящее время и молодёжные парламенты, и молодёжные правительства собирают вокруг себя наиболее активную молодёжь, стремящуюся приобщиться к деятельности государственных органов власти и влиять на ГМП в России.

Идеологический вакуум, возникший после демонтажа СССР, молодёжь России 1990-х гг. начала заполнять различного рода деструктивными практиками, связанными с употреблением наркотических и алкогольных веществ, «бандитской лирикой» и прочими пагубными явлениями. Потребность в формировании новых идеологических ориентиров для молодёжи на уровне федеральных органов власти представлялась очевидной. Помимо выработки самих ориентиров требовалось разработать инструменты их трансляции и интеграции в массовую молодёжную культуру. Во многом таковыми ориентирами стали патриотизм с акцентом на поддержку политического режима суверенной демократии.

Для трансляции этих идей в молодёжной среде стали появляться созданные при поддержке Администрации Президента молодёжные организации и движения. Самым известным примером стала российская межре-

гиональная молодёжная организация «Идущие вместе», которая формально просуществовала с 2000 по 2007 г. [6]. В 2005 г. актив организации перешёл в состав Общероссийской общественной организации содействия развитию суверенной демократии «Наши», которая также была создана при поддержке Администрации Президента и просуществовала до 2013 г. [2]. Ведущую роль в работе этих организаций играл В.Г. Якименко, который, в свою очередь, занимал должность руководителя Федерального агентства по делам молодёжи с начала его существования до 2012 г.

Организации, подобные вышеупомянутым, консолидировали вокруг себя активную молодёжь, так называемых лидеров общественного мнения, которые транслировали воспринятые ценности далее, в молодёжную среду. Эти организации стали использовать новые форматы взаимодействия с активной молодёжью, в том числе Всероссийские молодёжные форумы, самым известным из которых является форум «Селигер», проводившийся с 2005 по 2014 г. на берегах одноимённого озера. С 2005 по 2008 г. этот форум использовался как закрытая площадка для активистов и комиссаров движения «Наши». С 2009 г. он стал открытым, сюда приезжала молодёжь со всей России. Всего за 10 лет существования форума «Селигер» его посетило около 100 тыс. чел. Доминирующим нарративом, вне зависимости от тематики смены, был патриотизм и поддержка суверенной демократии в России. Этот формат продемонстрировал свою эффективность, и вскоре форумы окружного уровня появились во всех округах РФ, а на смену «Селигеру» пришёл форум «Территория смыслов», несколько изменивший ценностные ориентиры, но по-прежнему собиравший молодёжь со всей территории РФ.

Начиная с 2012 г. в сфере государственной молодёжной политики РФ начал реализовываться новый инструмент, призванный поддержать участие активной молодёжи в социальных изменениях страны. Таким инструментом стали целевые средства на реализацию молодёжных проектов от государства (или гранты). Главным оператором грантовых средств для молодёжи выступило Федеральное агентство по делам молодёжи. Подобная практика оказалась эффективной для вовлечения молодёжи в социальное развитие, и в настоящее время грантовые средства на поддержку молодёжных инициатив закладываются в ежегодные бюджеты не только федерального, но и регионального, а в случае с крупными муниципалитетами — и муниципального уровня [7].

Таким образом, трансформация государственной молодёжной политики в РФ в постсоветский период проходит по трём основным направлениям — в рамках 1) формирования нормативно-правовой базы,

2) институциональной эволюции государственных органов, отвечающих за её реализацию, 3) содержательно-инструментальных изменений, ориентированных на вовлечение молодёжи в деятельность по развитию российского общества.

В рамках нормативно-правовой базы было принято уже упомянутое распоряжение правительства «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», которое, в свою очередь, определило стратегию реализации ГМП в России вплоть до обозначенного года. На федеральном уровне был образовано Федеральное агентство по делам молодёжи, которое в настоящее время является ключевым институтом в РФ, отвечающим за реализацию молодёжной политики. Наконец, на сегодняшний день в нашей стране интенсивно развивается механизм государственной поддержки социальных инициатив молодёжи. По самым скромным подсчётам, только из государственных средств ежегодно на это выделяется 2 млрд руб. Можно с уверенностью констатировать, что государственная молодёжная политика в РФ продолжает свою трансформацию, и изменения, происходящие в ней, носят позитивный оттенок.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-I «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req = doc&base=ESU&n=5091#026221305675397133 (дата обращения: 09.06.2020).

2. Кремль готовит новый молодёжный проект на замену «Идущим вместе». URL: https://www.newsru.com/russia/21feb2005/kremlin.html (дата обращения: 10.06.2020).

3. Молодёжь России 2000—2025: развитие человеческого капитала. М., 2013. 187 с.

4. Официальный сайт Ассоциации молодёжных правительств России. URL: http:// www.molprav.ru/ (дата обращения: 11.06.2020).

5. Официальный сайт Всероссийского молодёжного парламентского движения России. URL: http://newparlament.ru/workspaces/stat/1 (дата обращения: 10.06.2020).

6. Официальный сайт Общероссийской общественной организации содействия воспитанию молодёжи «Идущие вместе» (Архив). URL: https://web.archive.org/ web/20021019010503/http://idushieru/rus/ about/index.php (дата обращения: 10.06.2020).

7. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2020).

8. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2138/ (дата обращения: 08.06.2020).

9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.03.2011 № 4987-5 ГД «О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об Общественной молодёжной палате при Государственной Думе Федерального Собрания РФ»». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/archive/2011/04/26/ (дата обращения: 8.06.2020).

10. Постановление правительства РФ от 18.06.1997 № 746 «О федеральной целевой программе «Молодёжь России (1998—2000 гг.)»». URL: http://base.garant. ru/10100423/ (дата обращения: 3.06.2020).

11. Постановление правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001—2005 гг.)»» (с изм. на 6.09.2004). URL: http://base.garant.ru/1584755/ (дата обращения: 3.06.2020).

12. Распоряжение правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года». URL: http://base.garant. ru/70813498/ (дата обращения: 3.06.2020).

13. Распоряжение Президента РФ от 24.06.1993 № 459-рп «О праздновании Дня молодёжи». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/3884 (дата обращения: 4.06.2020).

14. Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» (ред. от 12.04.1999 № 456). URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/2028 (дата обращения: 4.06.2020).

15. Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодёжь России». URL: http://base.garant.ru/6301433/ (дата обращения: 08.06.2020).

16. Шмагельский A.A. Студенческая молодёжь в условиях реформирования современного российского общества: дис. ... канд. ист. наук. Кострома, 2011. 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.