Научная статья на тему 'Экспертиза молодёжных проектов в России: постановка проблемы'

Экспертиза молодёжных проектов в России: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1037
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE YOUTH POLICY (GMP) / YOUTH INITIATIVE / PROJECT / SOCIAL DESIGN / EXPERTISE / EXPERT / EXPERT WORK / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА (ГМП) / МОЛОДЁЖНАЯ ИНИЦИАТИВА / ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ / ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова С. Ю., Пронина Е. В.

Статья посвящена анализу существующей в России экспертной оценке молодёжных проектов. Система грантовой поддержки молодёжных проектов существует сравнительно недавно, поэтому и практика экспертизы жизнеспособности проектов достаточно молода. Авторы дают обзор экспертной деятельности и её функций, рассуждают о принципах отбора экспертов, приводят пример существующих критериев оценки молодёжных проектов социальной направленности, разработанных Федеральным агентством по делам молодёжи РФ. Молодёжные инициативы и их грантовая поддержка доказывает важность системной работы с молодёжью, помогает обосновать комплексный подход в воспитании молодого человека, профессиональное развитие личности, социальную активность подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Попова С. Ю., Пронина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERTISE OF YOUTH PROJECTS IN RUSSIA: PROBLEM STATEMENT

The article is dedicated to an analysis of the expert evaluation of youth projects existing in Russia. The system of grant support for youth projects exists relatively recently, and therefore the practice of examining the viability of projects is quite young. The authors give an overview of expert activities and their functions, discuss principles for the selection of experts, give an example of existing criteria for evaluating youth projects of a social orientation, developed by the Federal Agency for Youth Affairs of the Russian Federation. Youth initiatives and their grant support proves the importance of systematic work with young people, helps substantiate a comprehensive approach in educating a young person, professional development of the personality, and social activity of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Экспертиза молодёжных проектов в России: постановка проблемы»

Выводы исследования. С теоретической точки зрения рассмотрены удовлетворённость своим телом как психологическом феномен. Взаимосвязь между особенностями телесного сознания, а также представлениями человека относительно образа собственного физического «Я» устанавливалась в работах исследователей-психотерапевтов [3, с. 20], а также в рамках телесно-ориентированной терапии [4]. В работах учёных была выделена наиболее значимая роль представлений относительно схемы тела, о её функциях в развитии физического образа «Я». Так, О.Н. Молчанова отмечает наличие связи между физическим образом «Я» и самооценкой человека. Отмечается, что степень принятия своего физического образа «Я» оказывает непосредственное влияние на самооценку личности подростков [5]. В.Н. Никитин говорит о том, что характер поведения человека может оказывать влияние на механизмы компенсации реальной или воображаемой ущербности тела [4].

В ходе эмпирического исследования было определено следующее:

В результате проведенного эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:

Библиографический список

1. Удовлетворённость своим телом взаимосвязана с самоуверенностью, самоценностью и самопринятием - чем выше удовлетворённость телом, тем выше самоуверенность, самоценность и самопринятие.

2. Удовлетворённость своим телом взаимосвязана с такими стратегиями самопредъявления, как самопродвижение и вариативность - чем выше удовлетворённость своим телом, тем более выражены стратегии самопродвижения и вариативности.

3. Удовлетворённость своим телом и положительной оценкой своих поступков, общим фоном настроения и удовлетворённостью жизнью - чем выше удовлетворённость своим телом, тем выше положительная оценка своих поступков, общий фон настроения и удовлетворённость жизнью.

4. Неудовлетворённость своим телом связана с внутренней конфликтностью, самообвинением и демонстрацией слабости - чем более выражена неудовлетворённость своим телом, тем выше внутренняя конфликтность, самообвинение и чаще используется стратегия самопредъявления, демонстрации слабости.

Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась.

1. Ананьев Б.Г Избранные труды по психологии: в 2 томах. Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007; 1.

2. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

4. Никитин В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд. Москва: Когито-Центр, 2006.

5. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Москва: Флинта: Наука, 2010.

References

1. Anan'ev B.G. Izbrannye trudy po psihologii: v 2 tomah. Izdatel'stvo: Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2007; 1.

2. Rybalko E.F. Vozrastnaya idifferencial'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1990.

3. Krechmer 'E. Stroenie tela iharakter. Moskva: 'EKSMO-Press, 2000.

4. Nikitin V.N. Ontologiya telesnosti: Smysly, paradoksy, absurd. Moskva: Kogito-Centr, 2006.

5. Molchanova O.N. Samoocenka: Teoreticheskieproblemy i 'empiricheskie issledovaniya. Moskva: Flinta: Nauka, 2010.

Статья поступила в редакцию 08.11.18

УДК 3016.662

Popova S.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Pronina E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia),

E-mail: [email protected]

EXPERTISE OF YOUTH PROJECTS IN RUSSIA: PROBLEM STATEMENT. The article is dedicated to an analysis of the expert evaluation of youth projects existing in Russia. The system of grant support for youth projects exists relatively recently, and therefore the practice of examining the viability of projects is quite young. The authors give an overview of expert activities and their functions, discuss principles for the selection of experts, give an example of existing criteria for evaluating youth projects of a social orientation, developed by the Federal Agency for Youth Affairs of the Russian Federation. Youth initiatives and their grant support proves the importance of systematic work with young people, helps substantiate a comprehensive approach in educating a young person, professional development of the personality, and social activity of the younger generation.

Key words: state youth policy (GMP), youth initiative, project, social design, expertise, expert, expert work.

С.Ю. Попова, канд. психол. наук, доц., Московский государственный педагогический университет, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Е.В. Пронина, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: [email protected]

ЭКСПЕРТИЗА МОЛОДЁЖНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена анализу существующей в России экспертной оценке молодёжных проектов. Система грантовой поддержки молодёжных проектов существует сравнительно недавно, поэтому и практика экспертизы жизнеспособности проектов достаточно молода. Авторы дают обзор экспертной деятельности и её функций, рассуждают о принципах отбора экспертов, приводят пример существующих критериев оценки молодёжных проектов социальной направленности, разработанных Федеральным агентством по делам молодёжи РФ.

Молодёжные инициативы и их грантовая поддержка доказывает важность системной работы с молодёжью, помогает обосновать комплексный подход в воспитании молодого человека, профессиональное развитие личности, социальную активность подрастающего поколения.

Ключевые слова: государственная молодёжная политика (ГМП), молодёжная инициатива, проект, социальное проектирование, экспертиза, эксперт, экспертная работа.

В условиях динамичного развития общества, активного включения молодёжи в модернизационные процессы, актуальным является вопрос научного осмысления системной работы с молодёжью, осуществляемое государством. Формируются актуальные направления молодёжной политики, складывающиеся в приоритеты работы государства с молодёжью, развивается нормативно-правовая база ГМП, продолжается работа над структурой исполнительных органов власти, реализующих молодёжную политику.

В связи с этим в Российской Федерации в 2014 году был разработан документ «Основы государственной молодёжной политики России до 2025 года»,

который определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодёжной политики» [1].

В этом документе государственная молодёжная политика определена как «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспита-

ние молодёжи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышение уровня её потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения её лидерских позиций на мировой арене» [1].

В современных реалиях проблема формирования и реализации молодёжной политики в России приобретает исключительное научно-теоретическое и практическое значение и разработка её социально-психологических основ ждёт своего развития.

Необходимо заметить, что большинство современных отечественных учёных, исследующих молодёжь как социально-демографическую группу, имеющую особенные психолого-педагогические характеристики (С.С. Гиль, И.Д. Демакова, И.А. Зимняя, Ю.А. Зубок, Е.А. Леванова, Т.Э. Петрова, С.Ю. Попова, Е.В. Пронина, М.В. Рейзвих, Т.К. Ростовская, Н.Ю. Синягина, Н.Л. Смакотина, С.В. Те-терский, С.М. Фомина, С.В. Чуев, В.И. Чупров, Ю.И. Щербаков), подчёркивают важность комплексного подхода в воспитании молодого поколения. Используя психолого-акмеологический и личностно-ориентированный подходы, они разрабатывают программы профессионального развития личности, развития лидерского потенциала, формирования социальной активности [2].

Перед специалистами сферы работы с молодёжью ставятся задачи создавать новые оригинальные приёмы или целостные подходы в профессиональной деятельности, ориентированные на активизацию творческого отношения молодёжи к жизнедеятельности, формирование социальной активности, развитие систем поддержки молодёжных социально значимых инициатив.

Под социальной активностью личности мы понимаем осознанную и целенаправленную деятельность человека по преобразованию различных сфер жизни общества, соотнесённую с личностными интересами и общечеловеческими ценностями, обусловленную внутренними психологическими и внешними социальными факторами. В результате субъект-объектных и субъект-субъектных связей происходит реализация социальной сущности человека, происходит изменение как конкретных структурных единиц социума, так и самой личности в результате взаимодействия с этим социумом [3].

В этой связи, молодёжная политика должна быть адекватной современному положению и перспективам развития российского государства и его роли в международном сообществе [4].

В России молодёжная политика активно развивается: ценность молодёжи как ресурса общества, определяющего будущее страны, очевидна. Этот тезис подтверждается тем вниманием, которое государство оказывает молодёжи разработкой стратегий, создающих условия для реализации подрастающего поколения, увеличивающимися объёмами финансирования молодёжных инициатив, расширением охвата различных категорий молодёжи при внедрении социально ориентированных государственных программ, привлечением молодых специалистов во все отрасли жизнедеятельности общества в качестве полноправных партнёров.

Отношение к молодёжной политике в современной России сформулировал Президент РФ В.В. Путин: «Когда мы говорим о молодёжной политике, то имеем в виду целый комплекс экономических, социальных вопросов, проблем демографии, науки, образования, жилищной политики... Это продолжение нашей стратегической линии на инвестиции в человеческий капитал. Об этом мы заявили в Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года. Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития России, укрепления гражданского общества. Молодёжь - наиболее динамичная и, в то же время, наиболее уязвимая часть общества. С одной стороны, она способна на многое. Может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но требует поддержки, поощрения, создания здоровой жизненной среды и надёжных социальных гарантий. Необходимо снять все барьеры для роста карьерного продвижения молодёжи в бизнесе, системе госуправления, в науке, предоставить ей широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации» [5].

Предлагаемые новые элементы ГМП, механизмы её реализации должны носить системный характер, иметь научную основу, учитывать положительный региональный опыт работы с молодёжью, соответствовать специфике условий современных исторических и политических вызовов.

Необходимо подчеркнуть, что особенности развития государственной молодёжной политики в РФ обусловлены динамичностью внутриполитических процессов современного российского общества, включённого в процессы глобализации, потребностью со стороны государственных институтов в оптимизации управления молодёжной политикой на федеральном и региональном уровнях, новой ролью и миссией молодёжи, её влиянием на социально-политические и экономические процессы в стране.

Становление ГМП как отдельной сферы по-прежнему требует совершенствования нормативно-правового обеспечения. Открытым остаётся вопрос о принятии Федерального закона «О молодёжи и государственной молодёжной политике в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Специалисты сферы работы с молодёжью, представители научного мира активно обсуждают вопрос: сможет ли Федеральный закон не только установить правовой статус молодёжи, цели, принципы и основные направления государственной молодёжной политики Российской Федерации, но и стать мерой, ко-

торая позволит осуществить политический и содержательный прорыв в сфере государственной молодёжной политики.

Имея нормативно-правовую базу ГМП, необходимо развивать механизмы и технологии реализации молодёжной политики.

Следует заметить, что анализ функционирования механизмов реализации молодёжной политики позволит определить критерии эффективности реализации ГМП.

Некоторые исследователи под механизмами реализации государственной молодёжной политики представляют следующие блоки: программный, информационный, организационный, политический, экономический механизмы [6].

Однако, на наш взгляд, в предлагаемых моделях не учтён кадровый механизм, т. е. образовательный блок. Пренебрегать этим фактором чрезвычайно опасно: мы видим серьёзные негативные последствия, когда непрофессионалы занимаются молодёжью. Вопрос о подготовке кадров сферы работы с молодёжью по-прежнему актуален.

На современном этапе реализации государственной молодёжной политики активно развивается система поддержки молодёжных инициатив.

Одним из самых эффективных механизмов поддержки молодёжи является грантовая поддержка - безвозмездное целевое финансирование молодёжных проектов.

Система грантовой поддержки функционирует недавно, но стала чрезвычайно действенным способом вовлечения молодёжи в социальную практику, способствует повышению её гражданской активности.

Особым видом поддержки молодёжи является грант — безвозмездная субсидия организациям и физическим лицам в денежной форме для целенаправленной и системной поддержки молодёжных программ и проектов, направленных на исполнение принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодёжной политики, с последующим отчетом об их использовании [7].

Грант является одним из видов целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определённому организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.

Для признания суммы как целевого поступления необходимо одновременно выполнение следующих условий:

- поступления являются безвозмездными, то есть не предполагают встречного обязательства по выполнению какой-либо работы, оказанию услуги, передачи товаров и т. п.;

- используются в интересах основной деятельности фонда (в соответствии с целями и задачами, прописанными в уставных документах);

- используются в соответствии с их назначением, определённым источником таких средств. Данное условие может быть исполнено посредством составления сметы расходования полученных средств и фактического их использования в соответствии с утвержденной сметой.

Условия предоставления и использования грантов (для целей налогообложения) также определены нормами 14 п. 1 ст. 251 НК РФ:

- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, НКО, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций [8], утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищённых категорий граждан;

- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением ему отчёта о целевом использовании гранта.

Система грантовой поддержки способствует вовлечению молодёжи в научно-исследовательскую, творческую деятельность, повышению гражданской активности и формированию здорового образа жизни.

В 2018 году государственная поддержка молодёжных инициатив стала доступнее за счёт значительного расширения охвата целевой аудитории участников (конкурс стал доступен для образовательных организаций высшего образования и молодёжных коллективов) и увеличения объёма финансирования до 2 525,35 млн. рублей (2017 год - 379 млн. рублей).

Рассмотрим систему грантовой поддержки Федерального агентства по делам молодёжи РФ (Росмолодёжь). В неё входят три основных конкурса:

1. Конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации (46,55 млн. руб.);

2. Всероссийский конкурс молодёжных проектов (2395 млн. руб.);

3. Конкурс молодёжных проектов Северо-Кавказского федерального округа (83,8 млн. руб.).

В 2018 году Всероссийский конкурс молодёжных проектов проходил для следующих категорий участников:

1. Всероссийский Интернет-отбор претендентов на получение грантовой поддержки среди физических лиц;

2. Молодёжные коллективы/клубы;

3. Творческие инициативы молодёжи;

4. Всероссийский Интернет-отбор претендентов на получение грантовой поддержки среды молодёжных и детских общественных объединений;

5. Вузы;

6. Конкурс проектов в рамках молодёжных форумов.

Организуя конкурсы молодёжных проектов в условиях очного (форумные кампании) и заочного (через АИС - Автоматизированная Информационная Система) форматов, возникает ряд проблем, связанных с квалифицированной оценкой молодёжных инициатив на предмет жизнеспособности проекта и его профессионального оформления. На основе анализа научной литературы и практического опыта реализации молодёжной политики выделены следующие проблемы в сфере проведения экспертизы молодёжных проектов экспертным сообществом:

- низкий уровень информирования молодёжи о предоставлении грантов Федеральным агентством по делам молодёжи;

- слабо отрегулированная система отбора профессиональных экспертных групп конкурсов молодёжных проектов на соискание грантовой поддержки;

- отсутствие утверждённой системы оценки молодёжных проектов федеральными экспертами в соответствии с критериями проектного менеджмента;

- невысокий уровень культуры социального проектирования молодёжи, участвующей в грантовых конкурсах;

- неэффективная система контроля требований к соискателям грантовой поддержки, заключающаяся в предоставлении отчётности за реализацию гранта;

- низкий уровень правовой и экономической грамотности участников конкурсов на соискание грантовой поддержки молодёжных инициатив;

- система заключения соглашений с победителями грантовых конкурсов на федеральном уровне не обеспечивает полноту выполнения взятых на себя обязательств в реализации проекта;

- отсутствие механизма системной демонстрации удачно реализованных проектов в целью популяризации опыта и прозрачности потраченных средств.

Данные направления были обсуждены в ходе экспертного опроса, проводимого в Федеральном агентстве по делам молодёжи в 2018 году и предоставлены руководителем грантового отдела Н.В. Орловой.

В настоящий момент идёт интенсивный процесс научного осознания имеющейся практики экспертиз. Определимся с категориальным аппаратом. Под экспертизой мы понимаем процедуры, проводимые специалистами (экспертами), включающие диагностику жизнеспособности проекта, установление достоверности информации о нём, прогнозирование его последующих изменений.

Целью экспертизы молодёжных проектов является установление соответствия предлагаемого проекта и его прогнозируемых результатов целям и задачам государственной молодёжной политики РФ.

Основные функции экспертизы:

- диагностическая (объективная оценка по 10-ти критериям),

- прогностическая (краткосрочные и долгосрочные сценарии развития проекта),

- информационно-контрольная (достоверность информации о проекте)

- проектировочная (выработка рекомендаций).

К экспертизе привлекаются специалисты, участвующие в реализации ГМП, имеющие достаточный опыт экспертной работы, сотрудничества с молодёжными организациями.

Перед экспертами стоят следующие задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценить проект по критериям актуальности и социальной значимости, логической связности и реализуемости, инновационности и уникальности;

- определить соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, реалистичность бюджета и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта;

- сделать вывод о масштабности реализации проекта, опыте успешной реализации проектов по соответствующему направлению деятельности, соответствии этого опыта и компетенций команды проекта, информационной открытости и публичности проектной деятельности;

- сопоставить собственный вклад заявителя и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта с запрашиваемой суммой гранта;

В ходе решения поставленных задач, эксперты дают аргументированное заключение о соответствии нормативно-правовым документам, положениям государственной молодёжной политики представляемого проекта, его реализуемости и целесообразности поддержки. В общем комментарии указываются имеющиеся недочёты и даются предложения по их устранению.

Остановимся на ключевых моментах, которые важны при принятии решения о поддержке проекта.

При оценке актуальности и социальной значимости проекта важно понять, насколько убедительно доказаны проблемы, на решение которых направлен проект, их описание аргументировано и подкреплено конкретными количественными и качественными показателями, использованы статистические данные, проведены самостоятельные исследования. Актуальность проблемы подтверждена представителями целевой аудитории, потенциальными благополучателями.

Мероприятия проекта полностью соответствуют грантовым направлениям. Заявитель обосновал проблематику с опорой на нормативно-правовые документы (распоряжения Правительства Российской Федерации).

Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам определяется наличием чёткой взаимосвязи в структуре проекта: конкретное, измеримое, достижимое, представленное во времени целеполагание (формулирование цели по технологии SMART), задачи в качестве этапов достижения цели, методы в качестве инструментов решения задач, количественные и качественные показатели. Эксперты должны обратить внимание, насколько логически взаимосвязаны разделы заявки, проверить структурированность и детализированность календарного плана, конкретность и разумность сроков.

Инновационность и уникальность проекта предполагает, что проект обладает новизной, направлен на внедрение новых или значительно улучшенных практик, методов деятельности организации проекта.

Под критерием эффективности понимается соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, измеримость и достижимость этих результатов. Перед экспертами стоит вопрос: «Насколько соразмерны расходы на реализацию проекта запрошенному объёму финансирования, в том числе в расчёте на одного благополучателя».

Обоснованность бюджета предполагает, что бюджет проекта содержит только те статьи расходов, которые необходимы для реализации проекта, в нём предусмотрено финансовое обеспечение всех мероприятий проекта и отсутствуют расходы, которые непосредственно не связаны с мероприятиями проекта, даны комментарии по всем предполагаемым расходам за счёт гранта. Следует обратить внимание на собственный вклад и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, наличие софинансирования в объёме не менее 10% от объёма заявки.

При оценке масштаба реализации проекта учитывается оправданность территориального охвата, реальные возможности участника Конкурса и адекватность по отношению к тем проблемам, на решение которых направлен проект, а также точно рассчитанное количество участников, благополучателей проекта и количество субъектов Российской Федерации при реализации межрегиональных проектов.

Опыт успешной реализации проектов соискателя гранта по соответствующему направлению деятельности должен быть подтверждён, в заявке представлено описание с указанием конкретных программ или мероприятий, имеются сведения о результативности. При оценке следующего критерия - соответствия опыта и компетенций проектной команды планируемой деятельности - эксперт обращает внимание на то, что проект полностью обеспечен опытными, квалифицированными специалистами по всем необходимым для реализации проекта профилям.

Важным показателем для высокой оценки проекта является его информационная открытость и публичность. Эксперт оценивает насколько деятельность участника конкурса освещается в средствах массовой информации, имеет ли участник действующий обновляемый сайт (страницу в социальных сетях), где представлены подробные отчёты о его деятельности, размещена актуальная информация о реализованных проектах, а также продуманный план действий о ходе информационной поддержки проекта.

От эксперта, каким бы образованием и опытом он не обладал, постоянно требуется совершенствование и актуализация знаний в области государственной молодёжной политики и социального проектирования.

Этот тезис можно подтвердить утверждённой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где говорится о необходимости в преобразовании направлений и содержания подготовки специалистов для обеспечения кадрового потенциала ГМП.

В качестве отдельной проблемы необходимо заявить о такой кадровой потребности, как наличие профессионального сообщества экспертов молодёжных проектов, а также научного определения условий, при которых возможно создание авторитетного пула экспертов.

Многолетний опыт работы авторов статьи в качестве экспертов Федерального агентства по делам молодёжи РФ позволяет сделать следующие выводы.

1. В настоящий момент актуальным является вопрос научного осмысления системной работы с молодёжью, разработка её социально-психологических основ.

2. Активно развивается система поддержки молодёжных социально значимых инициатив посредством грантовых конкурсов - способа вовлечения молодёжи в социальную практику, способствующую повышению её гражданской активности.

3. Организация экспертизы молодёжных проектов требует унификации и научного обоснования установления объективного соответствия предлагаемого проекта и его прогнозируемых результатов целям и задачам ГМП РФ.

4. Необходимо разработать процедуру определения экспертного сообщества, способного качественно оценить социальную значимость молодёжного проекта, его жизнеспособность, соответствие государственному запросу и разработанного согласно законам проектного менеджмента.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2015 года». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/

2. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации: подготовка кадров. Образование личности. 2017; 3: 34 - 42.

3. Попова С.Ю., Селезнева А.В. Социальная активность молодёжи: состояние проблемы и перспективы развития. Образование личности. 2018; 2: 96 - 103.

4. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы. Москва: Наука, 2004: 43.

5. В.В. Путин о молодёжной политике. Available at: http://pokolenie2025.com/v-v-putin-o-molodezhnoy-politike/

6. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура). Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2001; 10 (141): 47.

7. Сайт Федерального агентства по делам молодёжи. Available at: https://fadm.gov.ru/

8. О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов. Постановление Правительства РФ от 28.06.2008 № 485 (ред. от 2.08.2010). Available at: http://base.garant.ru/12161143/

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 noyabrya 2014 goda № 2403-r «Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/

2. Popova S.Yu., Pronina E.V. Realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: podgotovka kadrov. Obrazovanie lichnosti. 2017; 3: 34 - 42.

3. Popova S.Yu., Selezneva A.V. Social'naya aktivnost' molodezhi: sostoyanie problemy i perspektivy razvitiya. Obrazovanie lichnosti. 2018; 2: 96 - 103.

4. Rakovskaya O.A. Social'nye orientiry molodezhi: tendencii, problemy, perspektivy. Moskva: Nauka, 2004: 43.

5. V. V. Putin o molodezhnojpolitike. Available at: http://pokolenie2025.com/v-v-putin-o-molodezhnoy-politike/

6. Problemy razvitiya chelovecheskogo potenciala v deyatel'nosti Soveta Federacii (nauka, obrazovanie, kul'tura). Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. 2001; 10 (141): 47.

7. Sajt Federal'nogo agentstva po delam molodezhi. Available at: https://fadm.gov.ru/

8. O perechne Mezhdunarodnyh i inostrannyh organizacij, poluchaemye nalogoplatel'schikami granty (bezvozmezdnaya pomosch) kotoryh ne podlezhat nalogooblozheniyu i ne uchityvayutsya v celyah nalogooblozheniya v dohodah rossijskih organizacij - poluchatelej grantov. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.06.2008 № 485 (red. ot 2.08.2010). Available at: http://base.garant.ru/12161143/

Статья поступила в редакцию 08.11.18

УДК 159.942

Sungurova N.L., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow,

Russia), E-mail: [email protected]

Pejic Indiana, MA Student, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

A COMPARATIVE ANALYSIS OF COGNITIVE REGULATION OF EMOTIONS AND CULTURAL INTELLIGENCE OF RUSSIAN AND NIGERIAN STUDENTS IN TERMS OF INTERNATIONAL COMMUNICATION. In terms of educational activities in an international university, it is important to know and take into account cultural differences in the manifestation and regulation of emotions that can become a barrier to positive intercultural understanding. The article presents the results of a theoretical and empirical study of cognitive regulation of emotions and cultural intelligence on the example of a comparative analysis on a sample of Russian and Nigerian students. The results show the differences in the manifestation of cultural intelligence and strategies of cognitive regulation of emotions in Russian and Nigerian students. It has been revealed that there is the relationship of the components of cultural intelligence with the strategies of cognitive regulation of emotions. Russian students exhibit more flexible verbal and non-verbal behavior in the process of intercultural communication. They often attribute the events to the global scale, tend to exaggerate the negative consequences of the incident. In the process of regulation of emotional state Russian students focus on the interpretation of the meaning of the event, focus on their own negative role, prone to self-blame. Nigerian students are distinguished by a more pronounced awareness of themselves as subjects included in a foreign cultural environment and they are more motivated to interact with people of other nationalities in a foreign country. They do not tend to disastrous life events, they accept and cope with stressful and negative events easier, trying to analyze them in a positive light, from the standpoint of religious beliefs.

Key words: cognitive regulation of emotions, cultural intelligence, intercultural and interethnic communication.

Н.Л. Сунгурова, канд. психол. наук, доц., доц. каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва,

E-mail: [email protected]

И. Пеич, магистрант каф. психологии и педагогики РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ И КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОССИЙСКИХ И НИГЕРИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Исследование реализовано при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06-00834-ОГН «Интеллектуальные основания распознавания эмоций представителями разных культур».

В условиях осуществления образовательной деятельности в международном вузе важно знать и учитывать культурные различия в проявлении и регуляции эмоций, которые могут стать барьером на пути к позитивному межкультурному взаимопониманию. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта на примере сравнительного анализа выборки российских и нигерийских студентов. Результаты проведённого нами исследования показали различия в проявлении культурного интеллекта и стратегиях когнитивной регуляции эмоций у российских и нигерийских студентов, выявили взаимосвязь компонентов культурного интеллекта со стратегиями когнитивной регуляции эмоций. Российские студенты проявляют более гибкое вербальное и невербальное поведение в процессе межкультурной коммуникации. Они чаще приписывают произошедшим событиям глобальный масштаб, склонны преувеличивать негативные последствия случившегося. Российские студенты при регуляции эмоционального состояния сосредоточиваются на интерпретации значения события, фокусируются на собственной негативной роли, склонны к самообвинению. Нигерийские студенты отличаются более выраженным осознанием себя как субъектов, включённых в чужую культурную среду, мотивационной готовностью к взаимодействию с людьми других национальностей в чужой для них стране. Они не склонны катастрофизировать жизненные события, легче принимают и справляются со стрессовыми и негативными событиями, которые стараются анализировать в позитивном ракурсе, с позиции религиозных убеждений.

Ключевые слова: когнитивная регуляция эмоций, культурный интеллект, межкультурная и межнациональная коммуникация.

В современном обществе благодаря возможностям путешествовать, обучаться или работать за границей, возрастает частота межкультурных контактов, что делает необходимым умение взаимодействовать с представителями других культур. В условиях расширяющихся международных контактов могут возникнуть

трудности, связанные с психологическими особенностями межкультурной коммуникации.

У каждого народа есть свои культурно обусловленные правила и нормы проявления и регуляции эмоций, подразумевающие разную эмоциональную ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.