Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 1 (70). С. 69-75. THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2022. Vol. 1 (70). P. 69-75.
Научная статья
УДК 329.1/.6
doi: 10.54398/1818-510Х_2022_ 1_69
Основные направления реализации государственной молодёжной политики на территории Астраханской области в 1993-1998 гг.
Сяснев Виктор Александрович
Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-6909-3511
Аннотация. В статье представлен обзор основных направлений реализации государственной молодежной политики на территории Астраханской области в период с 1993 по 1998 г. Этот период характеризуется созданием большого количества детских и молодёжных общественных объединений различной направленности, которые нуждались в поддержке со стороны государства. Именно в это время к решению проблем молодёжной политики начали активно подключаться не только органы федеральной и региональной власти, но и местное самоуправление, социальные службы и организации сферы образования различного уровня. Цель работы состоит в изучении основных направлений государственной молодёжной политики, выявлении особенностей её реализации на территории Астраханской области в период с 1993 по 1998 г. Исторический анализ основных проблем в процессе осуществления молодёжной политики в исследуемый период на федеральном и региональном уровне необходим для построения эффективной системы реализации государственной молодёжной политики в России. Проведённый анализ исторической литературы, научных публикаций, нормативно-правовых и архивных материалов позволил отразить в статье основные предпосылки для формирования комплексной системы реализации молодёжной политики в 1990-е гг., которая охватила различные сферы деятельности молодёжи с учётом её индивидуальных потребностей, а также особенностей современного состояния региона.
Ключевые слова: государственная молодёжная политика, молодёжь, детские и молодёжные общественные объединения, федеральные программы, комитет по делам молодёжи администрации Астраханской области, социальная работа, органы власти, развитие личности молодого человека, молодёжь России, молодые семьи, молодёжная биржа труда, студенческая молодёжь
Для цитирования: Сяснев, В. А. Основные направления реализации государственной молодежной политики на территории Астраханской области в 1993-1998 гг. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 1 (70). С. 69-75. https://doi.org/10.54398/1818-510X_2022_1_69.
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Main directions of implementation of state youth policy in the territory of Astrakhan region in 1993-1998
Viktor A. Syasnev
Astrakhan State University, Astrakhan, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-6909-3511
Abstract. The article provides an overview of the main directions of the implementation of state youth policy on the territory of the Astrakhan region in the period from 1993 to 1998. This period is characterized by creation of a large number of children's and youth public associations of various orientations, which needed support from the state. It was at this time that not only federal and regional authorities, but also local government, social services and educational organizations of various levels began to actively participate in solving the problems of youth policy. The purpose of the work is to study the main directions of the state youth policy, to identify the features of its implementation on the territory of the Astrakhan region in the period from 1993 to 1998. A historical analysis
© Сяснев В. А., 2022
of the main problems in the implementation of youth policy in the period under study at the federal and regional levels is necessary to build an effective system for the implementation of state youth policy in Russia. The analysis of historical literature, scientific publications, regulatory and archival materials made it possible to reflect in this article the main prerequisites for the formation of an integrated system for the implementation of youth policy in the 1990s, which covered various areas of youth activity, taking into account their individual needs, as well as the characteristics of the present state of the region.
Keywords: state youth policy, youth, children's and youth public associations, federal programs, the Committee for Youth Affairs of the administration of the Astrakhan Region, social work, authorities, development of a young person's personality, youth of Russia, young families, youth labor exchange, student youth
For citation: Syasnev, V. A. Main directions of implementation of state youth policy in the territory of Astrakhan region in 1993-1998. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2022, no. 1 (70), pp. 69-75. https://doi.org/10.54398/1818-510X_2022_1_69.
@ (Э
This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.
Ведение
После распада СССР России пришлось пережить серьёзные реформы и потрясения, которые отразились на социальном, политическом, экономическом курсе страны.
Наиболее уязвимой частью общества в 1990-х гг. являлась молодёжь, которая фактически осталась без контроля и поддержки со стороны государства. С одной стороны, это давало полную свободу выбора жизненного пути для молодого поколения, возможность реализации культурных и социальных инициатив, свободу самовыражения и реализации своих амбиций в политике, культуре, профессиональной сфере. С другой стороны, бесконтрольность порождала такие негативные тренды, как формирование агрессивно настроенных молодёжных группировок, самовыражение через эпатаж и бунтарство, появление неформальных тусовок, всплеск преступности.
Таким образом, условия стремительно меняющегося российского общества привели к осознанию необходимости проведения целенаправленной государственной политики в отношении молодого поколения, приоритетными направлениями которой стали: создание экономических, организационных, правовых гарантий и условий для самореализации и всестороннего развития личности молодого человека, а также развитие и поддержка молодёжных инициатив и объединений [12, с. 211].
Цель статья заключается в изучении основных направлений государственной молодёжной политики, выявлении особенностей её реализации на территории Астраханской области в период с 1993 по 1998 г.
В статье отражены факты, характеризующие основные проблемы молодёжи в 1990-е гг., предпосылки для формирования продуманной молодёжной политики с учётом региональной специфики, объединяющей деятельность федеральных и муниципальных органов для решения важнейшей задачи гражданского становления и социальной самореализации молодёжи.
Основная часть
Всесоюзная перепись населения 1989 г. показала, что одним из самых социально-незащищенных и уязвимых слоев общества является молодёжь. Были выявлены огромные проблемы и с отсутствием правового просвещения молодёжи, пробелы в формировании системы ценностей у молодого поколения, отсутствие жилья и высокий процент безработицы. Более 50 % молодёжи имело проблемы со здоровьем и находилось за чертой прожиточного минимума. Зарегистрированные в тот период молодёжные и детские общественные объединения остро нуждались в государственной поддержке [8; 9, с. 8].
Правовое просвещение молодёжи, поддержка молодой семьи, гарантированная поддержка молодёжи в сфере занятости и труда, развитие творческого потенциала и талантов молодежи, деятельности общественных молодежных объединений, - всё это нашло отражение в постановлении Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации».
Федеральная программа «Молодёжь России», утверждённая в 1994 г., предусматривала разработку и осуществление ряда мер, направленных на развитие молодёжи, поддержку трудовой деятельности, творческой самореализации, социальную защиту. Реализация программы была рассчитана на 1994-1997 гг. [9, с. 3; 9].
Все мероприятия в области молодёжной политики, в частности правовое, методическое и кадровое обеспечение, были разработаны на федеральном уровне с целью последующей реализации субъектами Российской Федерации.
В основу Программы реализации государственной молодёжной политики на территории Астраханской области легло понимание, что наиболее сложные жизненные этапы приходятся именно на молодой возраст [5, с. 151].
Социальное самочувствие молодёжи, признанная ею система ценностей и избранная социальная роль признавалось важным условием формирования правильной государственной социальной политики [3, с. 85].
В Астраханской области сохранялась сложная социально-демографическая ситуация, на которую оказывали влияние целый ряд факторов. Признавалось, что молодёжь живёт на грани нищеты. В Астраханской области наблюдался рост безработицы среди молодёжи, уровень которой в 1998 г. составил 3,1 % по региону. В условиях экономической нестабильности проблема трудовой занятости становилась одной из ключевых для молодёжи. Невостребованными на рынке труда оказались 9,9 % выпускников вузов, 23,3 % выпускников ссузов, 23 % выпускников профтехучилищ. Сложности с трудоустройством связывались с рядом факторов, среди которых были экономический спад, остановка ряда предприятий, ориентированность работодателя на людей с опытом и стажем работы, недостаточная профессиональная квалификация выпускников.
Молодые семьи имели проблемы финансового характера. Остро стояла жилищная проблема: в регионе отсутствовал механизм её решения, в частности, молодых семей.
Ухудшалось физическое и психическое здоровье молодёжи. Наблюдалась тенденция к снижению массы тела при увеличении роста, ухудшались показатели жизненной ёмкости лёгких. Увеличивалось число случаев заболевания туберкулезом и сифилисом. Заметен рост количества наркотических больных: каждый десятый пробовал или являлся потребителем наркотиков.
Наблюдалось омоложение преступности. Росло число подростков без определённой деятельности и увлечений. В регионе увеличилось число мигрантов из других регионов. Обострились личные проблемы, среди которых преобладали одиночество, конфликты со сверстниками и родителями, суицид, насилие над личностью.
Становление молодёжи проходило в непростых условиях перестройки, когда наблюдалось недоверие к институтам власти, критическое отношение к ним.
На фоне экономического, социального и идеологического кризиса происходило становление межличностных и межпоколенческих отношений. Прослеживался кризис доверия к старшему поколению. В области росло число «неблагополучных» семей, количество детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перестройка и дальнейший ход развития страны внесли заметные изменения в оценку религии в молодёжной среде. В регионе наблюдалась высокая религиозная активность молодёжи. Традиционными вероисповеданиями являлись православное христианство и ислам, однако молодёжь проявляла интерес к разного рода прозападным и провосточным религиозным сообществам, так называемым сектам.
Отдельное внимание государства было нацелено на соблюдение прав молодёжи. Началась работа, направленная на совершенствование юридических аспектов государственной молодёжной политики путём внедрения программно-целевого подхода [9, с. 30].
В Астраханской области реализация основных задач в области молодёжной политики была возложена на комитет по делам молодёжи администрации региона, созданный распоряжением главы администрации области А. П. Гужвина от 20.03.1992 г. (№ 319-р «Об утверждении Положения о комитете по делам молодёжи администрации Астраханской области») [9, с. 25].
Для развития творческих способностей и гражданских качеств личности ребёнка, а также для воспитания твёрдой жизненной позиции настоящего патриота своей Родины ключевую роль играли детские и молодёжные общественные организации.
Е. А. Лукьяненко, председатель комитета по делам молодёжи, отмечала: «Задача государственных структур по работе с молодёжью - помочь общественным объединениям не потеряться, дать необходимую информацию, скоординировать их действия, осуществлять подготовку кадров и обучение. Очень важной задачей является и распространение информации о молодёжных и детских объединениях в обществе» [6, с. 2].
Во второй половине 1990-х гг. основной упор был сделан на формировании сети социальных государственных учреждений, занимающихся проблемами семьи, детства, молодёжными вопросами. Так, с целью решения проблемы роста безработицы среди молодёжи, была создана Астраханская молодёжная биржа труда, которая решала вопросы трудоустройства молодёжи. Кроме того, она занималась той категорией молодых людей, которые не попадали под закон о занятости. Это четырнадцати-пятнадцатилетние подростки, которые окончили 9 классов. Молодёжная биржа труда совместно с городским центром занятости и при помощи администрации Астрахани пыталась привлекать подростков к общественным работам по благоустройству территории города.
Для решения многочисленных проблем молодёжи была создана Областная социальная служба молодёжи, в которую вошли служба общения для инвалидов, центр по работе с трудными подростками, телефон доверия, а также комплекс консультативных центров по различным молодежным проблемам. Огромная работа проводилась в направлении информатизации молодежных вопросов. Целью созданного Молодёжного информационного центра являлось создание банка данных всей информации, которая могла бы заинтересовать молодых людей, начиная с того, где провести свой досуг, и заканчивая проблемами молодёжного бизнеса.
Одним из основных направлений деятельности областного комитета по делам молодёжи являлась работа с общественными молодёжными и детскими организациями. Начала внедряться грантовая поддержка программ и проектов общественных молодёжных объединений. Огромный упор делался на возрождение военно-патриотических и спортивных клубов, подростковых клубов по месту жительства.
Остро стояла проблема помощи молодым семьям. Однако в виду отсутствия финансирования работа в данном направлении не приносила заметных результатов.
Комитет активно включился в законотворческую деятельность, обсуждая проект и внося предложения в Государственную думу в проект закона «О поддержке общественных молодёжных и детских организаций». При главе областной администрации был создан совет, куда вошли представители молодёжных общественных организаций, местные органы власти. Совет решал общие вопросы работы с молодёжью, а также готовил ряд законодательных актов в области молодёжной политики [7, с. 2].
В тот период времени отмечался высокий уровень заинтересованности к объединению, причём как со стороны детей и молодёжи, так и со стороны взрослых, которые работали с детьми в рамках своей профессиональной деятельности. По информации начальника департамента общего и профессионального образования администрации Астраханской области В. А. Шитова, в регионе существовало порядка 74 детских и молодёжных общественных объединений [6, с. 1]. Их многообразие достигло такого уровня, что возникла необходимость создания областной Ассоциации детских и молодёжных организаций. В процесс обсуждения возможной перспективы создания Ассоциации включились не только органы власти, но и сами детские и молодёжные организации, которые почувствовали необходимость поддержки и координации своей деятельности на региональном и федеральном уровнях.
В 1998 г. было принято постановление «О поддержке детских и молодёжных общественных организаций Астраханской области», в котором была определена дальнейшая стратегия в отношении общественных организаций [6, с. 5]. Так, начал свою работу постоянно действовавший круглый стол детских и молодёжных общественных объединений. Начали активно проводиться семинары-совещания с руководителями общественных объединений, организовываться совместные мероприятия, фестивали и праздники, среди которых фестиваль «Золотая игла», летние школы, профильные лагеря по различным направлениям и другие.
Среди основных направлений можно выделить следующие:
1. Создание базы данных детских и молодёжных общественных организаций. Задачей было не только ежегодно формировать областной реестр, но и оказывать всестороннюю поддержку, в том числе финансовую, объединениям, включённым в реестр [6, с. 15].
2. Постоянное взаимодействие и обмен информацией, распространение среди общественных организаций информационных и методических материалов.
3. Совместная издательская деятельность.
4. Обучение активистов детских и молодёжных общественных объединений, организация обучающих семинаров, круглых столов, образовательных лагерей.
5. Совместное внесение предложений по совершенствованию взаимодействия с общественными объединениями.
6. Организация деятельности областной и районных ассоциаций детских и молодёжных организаций.
7. Организация постоянно действующего круглого стола детских и молодёжных общественных объединений при комитете по делам молодёжи [6, с. 6].
В области молодежной политики государство ставило одной из стратегических задач привлечение органов местного самоуправления для комплексной работы по реализации региональной молодёжной политики.
Главам органов муниципальных образований районов было рекомендовано выделить в структуре администраций самостоятельное структурное подразделение - отдел (комитет) по делам молодёжи, в бюджете выделить финансирование по разделу «Молодёжная политика», а также по возможности назначить ответственных штатных сотрудников для работы с молодёжью в администрациях муниципальных образований [1, с. 137]. Стоит отметить, что организация работы с молодёжью относится к вопросам местного значения и полномочия органов местного самоуправления в области реализации молодёжной политики были отражены в Законе Астраханской области от 13 августа 1996 г. «О местном самоуправлении в Астраханской области» и в уставах всех муниципальных образований региона [2].
В 1998 г. в структуре администраций муниципальных образований районов были созданы отделы (комитеты) по делам молодёжи. Органы местного самоуправления активно подключились к вопросу организации занятости молодёжи. Так, в 5 районах области были созданы и спешно функционировали филиалы государственного учреждения «Астраханская молодежная биржа труда». Ежегодно в районах области и Астрахани проводились ярмарки вакантных временных рабочих мест для детей и молодёжи. Органы местного самоуправления также активно включились в реализацию областной целевой программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Астраханской области» [1, с. 138].
Не осталась в стороне и система образования: к совместной работе по реализации молодежной политики в регионе были привлечены высшие, средне-специальные и средние образовательные организации. Возросли масштабы научно-методической работы по подготовке социальных педагогов, которым отводилась роль организаторов детских объединений. Активно развивались такие формы подготовки кадров для работы с детьми и молодёжью, как летние школы актива, центры подготовки лидеров, педагогические классы [6, с. 3].
В 1998 г. Комитет начал проводить целенаправленную работу со студентами высших и средних учебных заведений, сделав акцент на установлении взаимодействия с уже действующими на базе учебных заведений профсоюзными и студенческими организациями. Был проведён ряд встреч главы региона со студенческим активом, что привело к созданию совместных рабочих групп по наиболее актуальным проблемам студенческой молодёжи [4, с. 111].
Отдельно стоит отметить роль Областной социальной службы молодёжи, созданной в 1993 г., основной целью которой являлось решение задач, касающихся социально незащищённых граждан, неблагополучных молодых семей, лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Филиалы Областной социальной службы молодёжи были созданы в 6 районах Астраханской области: Приволжском, Икрянинском, Наримановском, Красноярском, Ахтубинском, г. Знаменске, что позволило оказывать социальную помощь молодёжи адресно и оперативно. Филиалы оказывали различные социальные услуги молодёжи: консультативную помощь, деятельность в рамках клубов «Молодая семья», «Телефоны». Активно велась работа с молодыми инвалидами [5, с. 151].
Выводы
1. В Астраханской области создались предпосылки для формирования комплексной системы реализации молодёжной политики.
2. Государственная молодёжная политика, реализуемая в Астраханской области в 1990-е гг., охватила различные сферы деятельности молодёжи с учётом её индивидуальных потребностей, интересов, особенностей современного состояния региона, а также смогла объединить муниципальные, региональные и федеральные органы для решения наиважнейшей задачи гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
Список литературы
1. Гордеев, А. И. Организация деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной молодёжной политики в Астраханской области / А. И. Гордеев // Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия : мат-лы науч. конф. - Астрахань : Астраханский гос. пед. ун-т, 2001. - С. 137-139.
2. Закон Астраханской области № 9 от 13 августа 1996 г. «О местном самоуправлении в Астраханской области». - URL: https://docs.cntd.ru/document/804900018 (дата обращения 23.06.2021).
3. Кузнецов, А. В. Социальное самочувствие, самооценка и ценностные ориентации молодежи: социологический анализ на примере Астраханской области / А. В. Кузнецов, Л. М. Кузнецова // Право и молодёжь : мат-лы науч.-практич. конф. - Астрахань : Астраханский гос. пед. ун-т, 2000. - С. 85-91.
4. Лукьяненко, Е. А. Проблемы обеспечения основных прав и гарантий молодёжи на современном этапе / Е. А. Лукьяненко // Право и молодёжь : мат-лы науч.-практич. конф. - Астрахань : Астраханский гос. пед. ун-т, 2000. - С. 104-112.
5. Лукьяненко, Е. А. Развитие социальных служб молодёжи: проблемы и перспективы / Е. А. Лукья-ненко // Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия : мат-лы науч. конф. - Астрахань : Астраханский гос. пед. ун-т, 2001. - С. 150-152.
6. Молодёжная политика. В помощь организаторам молодёжных и детских общественных объединений : инф. Бюлл. комитета по делам молодёжи администрации Астраханской области. - Астрахань : Молодёжное информационно-аналитическое агентство, 1998. - 73 с.
7. Пирожников, В. Г. Социализация студенческой молодёжи в условиях становления новой российской государственности / В. Г. Пирожников. - Астрахань : Астраханский гос. пед. ун-т, 2000. - 81 с.
8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации». -URL: http://base.garant.ru/181393/ (дата обращения 20.06.2021).
9. Сборник документов по реализации государственной молодёжной политики : инф. бюлл. комитета по делам молодёжи администрации Астраханской области. - Астрахань : Центр информации и документации для молодёжи администрации Астраханской области, 1995. - Вып. 1. - 40 с.
10. Трапезникова, К. Необходим областной закон о молодежи - интервью с К. А. Маркеловым / К. Трапезникова // Волга. - 1995. - 22 марта (№ 56 (22523). - С. 1-2.
11. Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 1994 г. № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России». - URL: http://docs.cntd.ru/document/901111877 (дата обращения 20.06.2021).
12. Шафигулина, С. Р. Государственная молодёжная политика в РФ (конституционно-правовая характеристика) / С. Р. Шафигулина // Право и молодёжь : мат-лы науч.-практич. конф. - Астрахань : Астраханский гос. пед. ун-т, 2000. - С. 211-212.
References
1. Gordeev, A. I. Organizatsiya deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya po realizatsii gosudar-stvennoy molodezhnoy politiki v Astrahanskoy oblasti [Organization of activities of local self-government bodies for the implementation of state youth policy in the Astrakhan region]. Rossiya i Vostok. Filosofskie problemy geopoliticheskikh protsessov: Kaspiyskiy region na rubezhe III tysyacheletiya [Russia and the East. Philosophical problems of geopolitical processes: the Caspian region at the turn of the III millennium]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University; 2001, рр. 137-139.
2. Zakon Astrahanskoy oblasti № 9 ot 13 avgusta 1996 goda "O mestnom samoupravlenii v Astrahanskoy oblasti" [Law of the Astrakhan region of August 13, 1996 No. 9 "On local self-government in the Astrakhan region"]. https://docs.cntd.ru/document/804900018/ (accessed 23 June 2021).
3. Kuznetsov, A. V., Kuznetsova, L. M. Sotsialnoe samochuvstvie, samootsenka i tsennostnye orientatsii molodezhi: sotsiologicheskiy analiz na primere Astrahanskoy oblasti [Social well-being, self-esteem and value orientations of young people: a sociological analysis on the example of the Astrakhan region]. Pravo i molodezh [Law and Youth]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University; 2000, рр. 85-91.
4. Lukyanenko, E. A. Problemy obespecheniya osnovnykh prav i garantiy molodezhi na sovremennom etape [Problems of ensuring the basic rights and guarantees of youth at the present stage]. Pravo i molodezh [Law and Youth]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University; 2000, рр. 104-112.
5. Lukyanenko, E. A. Razvitie sotsialnykh sluzhb molodezhi: problemy i perspektivy [Development of social services for youth: problems and prospects]. Rossiya i Vostok. Filosofskie problemy geopoliticheskikh protsessov: Kaspiyskiy region na rubezhe III tysyacheletiya [Russia and the East. Philosophical problems of geopolitical processes: the Caspian region at the turn of the III millennium]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University; 2001, рр. 150-152.
6. Molodezhnaya politika. V pomoshch organizatoram molodezhnykh i detskikh obshhestvennykh obedi-neniy [Youth policy. To help organizers of youth and children's public associations]. Аstrakhan: Youth Information and Analytical Agency; 1998, 73 р.
7. Pirozhnikov, V. G. Sotsializatsiya studencheskoy molodezhi v usloviyakh stanovleniya novoy ros-siyskoy gosudarstvennosti [Socialization of student youth in the context of the formation of a new Russian statehood]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University; 2000, 81 р.
8. Postanovlenie Verhovnogo Soveta Rossiyskoy Federatsii ot 3 iyunya 1993 goda № 5090-1 "Ob osnov-nykh napravleniyakh gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii" [Resolution of the Supreme Soviet of the Russian Federation of June 3, 1993 No. 5090-1 "On the main directions of state youth policy in the Russian Federation"]. http://base.garant.ru/181393/ (accessed 20 June 2021).
9. Sbornik dokumentov po realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki [Collection of documents on the implementation of state youth policy]. Astrakhan: Information and Documentation Center for Youth of the Administration of the Astrakhan Region; 1995, iss. 1, 40 р.
10. Trapeznikova, K. Neobkhodim oblastnoy zakon o molodezhi - intervyu s K. A. Markelovym [A regional law on youth is needed - an interview with K. A. Markelov]. Volga. 1995, March 22, no. 56 (22523), p. 1-2.
11. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 10 sentyabrya 1994 g. № 1922 "O federalnoy programme "Molodezh Rossii" [Decree of the President of the Russian Federation of September 10, 1994 No. 1922 "On the federal program" Youth of Russia"]. http://docs.cntd.ru/document/901111877/ (accessed 20 June 2021).
12. Shafigulina, S. R. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v RF (konstitutsionno-pravovaya kharak-teristika) [State youth policy in the Russian Federation (constitutional and legal characteristics)]. Pravo i mo-lodezh' [Law and Youth]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University; 2000, рр. 211-212.
Информация об авторе
Сяснев В. А. - аспирант.
Information about the author
Syasnev V. A. - postgraduate student.
Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 27.12.2021.
The article was submitted 17.11.2021; approved after reviewing 10.12.2021; accepted for publication 27.12.2021.