УДК 316.356.2
Модели и детерминирующие факторы отцовства в современном российском обществе
Нуруллина Э.Р.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета, руководитель образовательной программы «Социология»
В статье рассматриваются существующие модели отцовства в современном российском обществе. Представлена авторская классификация типов отцовства. Показаны параметры, характеризующие современные тип отцовства. В статье выявлены, классифицированы и проанализированы ведущие факторы, оказывающие влияние на феномен отцовства в современной семье. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражены особенности модели поведения современных отцов.
Ключевые слова: отцовство, материнство, дети, родительские установки отца и матери, психобиологические качества отца, внешние и внутренние факторы влияния, фактор ребенка, модели отцовства.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодня отцовство, являясь объектом ряда смежных гуманитарных наук, не выступает в качестве объекта социологической науки, недостаточно выражен социологический подход к осмыслению ролей и функций, выполняемых отцами по отношению к детям в современной семье, особенностей отношения отцов к детям, факторов влияния на процесс семейной социализации детей, места отцов в этом процессе, проблем воспитания детей отцами в современных семьях.
Исследователи выделяют модели отцовства по различным основаниям, таким, например, как вовлеченность отцов в воспитательный процесс. Среди всевозможных типологий мы осуществили классификацию на позитивные и негативные типы. Итак, к позитивным типам отцовства мы относим: близкий отец, ответственный, обучающий, сотрудничающий, честолюбивый, доверяющий, альтруистичный, воспитывающий, отец-партнер, новый отец, отец-кормилец, семейный отец, практический, активный отец, уникальный отец, отец-друг, отец-психотерапевт, поощряющий тип.
К негативным типам относятся: отчужденный, доминирующий, властный, традиционный, незаинтересованный, сфокусированный на работе отец, недобросовестный, физически присутствующий, но 292
функционально отсутствующий отец, «отец-тиран», «отсутствующий отец», осведомлённый, присутствующий (самоустранение отца от процесса выращивания и воспитания детей), отец-судья, отец-«нет дома», эмоционально-отвергающий тип, гиперопе-кающий тип, игнорирующий тип, попустительский, потворствующий тип, гипоопекающий тип.
Современный тип отцовства О.А. Карабанова характеризует следующими параметрами: доступность (присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему); включенность в совместную деятельность (прямые контакты, уход за ребенком, совместная деятельность); ответственность (финансовое и материальное обеспечение, организация образовательно-воспитательной среды, общение с учителем); мониторинг (информированность о занятиях ребенка, его местонахождении, интересах, желаниях, потребностях) [1].
На феномен отцовства влияет большое количество факторов. Мы предложили следующую классификацию факторов: родительские установки отца, психобиологические качества отца, родительские установки матери, внешние факторы, внутренние факторы, фактор ребенка.
По нашему мнению, фактор ребенка предполагает его отношения и ожидания по отношению к отцу,
формируемые в данной социальной среде, а также особенности его развития; пол ребенка, возраст ребенка, порядок, в котором родились дети; персональные факторы - темперамент ребенка, здоровье и возможности развития.
К родительским установкам отца мы относим: мотивацию мужчины иметь детей; убеждения, связанные с отцовством; взаимоотношения с семьей, в которой вырос; место отцовства в структуре мужской идентичности; ценности отцовства;ответственность (стремление к благополучию детей, организации образовательно-воспитательной сферы ребенка, знание и исполнение их потребностей); обязательства (степень, в которой родитель осознает необходимость контакта и взаимодействия с детьми в заботе, игре, проведении досуга) [2], представления об отцовстве, т.е. знаний функций отца в семье и его роли в воспитании ребенка; оценку собственной готовности стать отцом; восприятие отцом воспитания матери; все аспекты личности, предполагающие выполнение возложенных обязанностей и принятых обязательств; социальные стереотипы маскулинности и отцовства [3].
К психобиологическим качествам отца относятся: возраст отца и возраст, когда стал отцом; темперамент; уверенность в себе; опыт межличностного общения; эмпатия и сензитивность; вовлеченность в религиозные общества; физическое и душевное здоровье, интеллект, рассудок, его умения, навыки, знания; эмоциональная стабильность отца [2].
Родительскими установками матери, на наш взгляд, являются: отношения и ожидания матери по отношению к отцу своего ребенка, формируемые в том числе и средовыми влияниями; степень занятости; поддержка отца; эмоциональная стабильность матери; социальные стереотипы феминности и материнства.
Среди внешних факторов, оказывающих влияние на отцовство, мы выделяем: религию; экономические условия; широкий социальный контекст данной культуры и общества; взаимоотношения с родственниками, соседями, друзьями; взаимоотношения с коллегами по работе; этничность, культуру, субкультуру, этнические и культурные стереотипы; идеологию отцовства и маскулинности, диктующие разные модели доступности и присутствия; социальную поддержку ближайшего окружения, на которую влияют как история взаимоотношений с собственными родителями, так и качество и природа семейных отношений; историю и характер взаимоотношений с матерью ребенка; жизненный путь мужчины и его экономические возможности; культурное мировоззрение; различия в жизненной среде и исполняемых отцом ролях [4].
К внутренним факторам, влияющим на отцовство, на наш взгляд, относятся: тип семьи, характерный для данного общества; институциональные
практики; социальный статус, роль и положение отца в семье; специфика взаимоотношений матери с отцом (брачный статус, личные взаимоотношения, конфликты супружеской диады, развод); взаимоотношения матери и ребёнка; взаимоотношения отца и ребёнка; взаимоотношения отец-мать-ребёнок; взаимодействие (непосредственный контакт отца и ребенка один на один, совместное проведение свободного времени); доступность (теоретическая возможность ответа на просьбы ребенка при одновременной занятости в другой деятельности); включенность в совместную деятельность с ребенком [2].
В рамках государственной поддержки неправительственных некоммерческих организаций на территории Республики Татарстан в 2013-2014 гг. был реализован социально-значимый проект «Статус детей в современной семье: теория и практики формирования (на материалах конкретно-социологического исследования в Республике Татарстан)». При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом Института социально-экономических и политических исследований [5].
На вопрос о факторах, влияющих на положение детей в обществе и семье, также наблюдается разница в зависимости от пола респондентов. Согласно данным исследования, матери чаще, чем мужчины считают, что социально-психологический климат (65,5 % и 62,3 % соответственно), взаимоотношение между родителями и детьми (71,7 % и 66,6 % соответственно), воспитательные цели и стратегии (29,5 % и 27,1 % соответственно), способность к сопереживанию (6,0 % и 4,6 % соответственно) влияют на положение детей в современном обществе и семье. Мужчины чаще, чем женщины, считают, что наиболее важным фактором является отношение к детям (49,6 % и 42,5 % соответственно). Это говорит о том, что матери относятся к детям более эмоционально, сопереживающее, чем мужчины.
Мужчины считают, что родители должны отказываться от задуманных целей, чаще, чем женщины (71,4 % и 63,6 % соответственно). А женщины чаще считают, что они не должны отказываться от них (24,2 % и 19,3 % соответственно). Полученные данные радуют, поскольку мы видим высокую степень ответственности мужчин. Что касается женщин, вероятно, они ответили таким образом на этот вопрос, так как им в жизни от многого приходилось отказываться, о чем они впоследствии пожалели. Поэтому они заявляют о том, что они не должны этого делать.
Мужчины меньше времени уделяют своим детям, чем женщины (30,3 % и 21,7 % соответственно). Это можно объяснить тем, что мужчины больше заняты на работе и не могут уделять детям должное время.
Женщины более серьезнее относятся к взаимоотношениям между родителями и детьми, стараются больше времени заниматься с детьми.
Мужчины реже, чем женщины задумываются о ребенке, его делах, здоровье и т.п. В женщине материнские чувства оказывают влияние на заботливость, переживание за детей, озабоченность детскими проблемами. Мужчин же в меньшей степени волнуют детские дела, поскольку они сдержаны в чувствах и переживаниях, меньше участвуют в воспитании детей.
Несомненно, дисциплина по отношению к ребенку необходима. С этим согласилась почти половина опрошенных мужчин (47,1 %). Женщины согласны с утверждением чуть меньше, но не намного (41,2 %). Мужчины строже относятся к детям, чем женщины, и это подтверждается в исследовании. В свою очередь, женщины, которые согласны с этим утверждением, скорее всего, одинокие мамы, которые сами воспитывают своих детей.
С суждением «Ребенок, когда вырастет, будет благодарить за строгое воспитание» согласилось 44,4 % мужчин и 41,8 % женщин. Мужчины строже воспитывают детей, нежели женщины и больше уверены в том, что когда ребенок вырастет, то будет благодарить за строгое воспитание.
Мужчины (40,4 %) в большей степени, чем женщины (35,3 %) считают, что дети должны все делать так, как говорят родители, и тогда они будут на правильном пути. Можно сделать вывод, что женщины предоставляют детям больше самостоятельности, чем мужчины.
С суждением «Нельзя позволять детям носить тату, делать пирсинги и прочие супермодные вещи безнаказанно» согласилось больше мужчин (55,3 %), чем женщин (48,4 %). Из этого можно сделать вывод, что мужчины чаще не приемлют несоблюдение своих установок в отношении к молодежной моде и в случае непослушания применяют метод.
Мужчины (33,8 %) в большей степени считают, что детей можно наказывать разными способами, нежели чем женщины (27,1 %). Это свидетельству -
Социология
ет о том, что мужчины более строги в воспитании детей и разного рода наказания считают нормой.
Таким образом, среди мужчин больше согласных, что ребенок во всем и всегда слушается, даже если не согласен с мнением родителей, чем среди женщин. Это связано с тем, что еще издавна сильная половина человечества - это глава семьи, имеет некий авторитет. Дети всегда тянутся к отцу, поэтому они стремятся их слушаться. Это связано также и с тем, что отцы строже воспитывают своих детей, в связи с этим получают ответную реакцию - послушание.
Литература:
1. Чикирева Э.Ю. Психологический анализ условий и факторов формирования и реализации отцовской позиции. - URL: http://mir.mskobr.ru/ poleznaya_informaciya/specialistam/ (дата обращения: 12.02.2016 г.).
2. Горбачева В.И., Мальцева Д.В. Методологические основания теоретического изучения отцовства // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - № 3. - 2011. - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/metodologicheskie-osnovaniya-teoreticheskogo-izucheniya-ottsovstva (дата обращения: 01.12.2015 г.).
3. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с. - URL: http://scibook.net/psihologiya-semeynaya/ psihologicheskaya-gotovnost-ottsovstvu-19176. html (дата обращения: 04.11.2015 г.).
4. Полевая Е.В. Отцовство в XXI веке. - URL: http://www.otcovstvo.info/otcovstvo-v-xxi-veke/ (дата обращения: 04.03.2013 г.).
5. Материалы Открытой факто-графической базы знаний 67-ми социальных проектов НКО по конкурсу грантов Президента 2013-2014 гг. - URL: http://dialog.pronko.org/websites (дата обращения: 12.11.2014 г.).
Models and Determining Paternity Factors in Modern Russian Society
E.R. Nurullina Ihe Kazan State Power University
The article deals with the existing model of fatherhood in modern Russian society. The author classifies the types ofpaternity andpresents the parameters characterizing the modern type ofpaternity. The paper identifies, classifies and analyzes the major factors that influence the phenomenon of fatherhood in the modern family. The results of empirical studies, which reflect the particular behaviors of modern fathers, are presented.
Key words: fatherhood, motherhood, children, parental or family offather and mother, father psychobiological quality external and internal factors influence the child factor model offatherhood.