Научная статья на тему 'МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ'

МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА "ЕДИНОЕ ОКНО" / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МАТРИЦА / АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимова Фазилат Абдусобировна, Саидов Абдусобир Абдурахмонович, Донокулов Нодирбек Холмуродович

В статье рассмотрена задача реинжиниринга процесса организации таможенного контроля товаров и развития национальной таможенной системы «единое окно» Республики Узбекистан. Исследована методика информационного моделирования процесса управления рисками нетарифного регулирования внешней торговли с применением информационной матрицы. Предложена единая форма заявки на таможенное оформление товаров, направленная на обеспечение полноты сертификации товаров внешней торговли. Разработаны модели профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанные со странами или определенными территориями (районами) мира, с международными перевозчиками и с товарами внешней торговли. Представлен алгоритм управления рисками при контроле в пунктах пропуска через таможенную границу на базе таможенной информационной системы «единое окно». Предложено интегрировать таможенную информационную систему «единое окно» и систему управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хакимова Фазилат Абдусобировна, Саидов Абдусобир Абдурахмонович, Донокулов Нодирбек Холмуродович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS AND ALGORITHMS OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF NON-TARIFF REGULATION OF FOREIGN TRADE

The article considers the task of reengineering the process of organizing customs control of goods and the development of the national customs system “Single Window” of the Republic of Uzbekistan. The methodology of information modeling of the risk management process of non-tariff regulation of foreign trade with the use of an information matrix is investigated. A unified application form for customs clearance of goods is proposed, aimed at ensuring the completeness of certification of foreign trade goods. Models of risk profiles of non-tariff regulation of foreign trade related to countries or certain territories (regions) of the world, with international carriers and with foreign trade goods have been developed. The algorithm of risk management during control at customs border checkpoints on the basis of the customs information system “Single Window” is presented. It is proposed to integrate the customs information system “single window” and the risk management system.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 339.5

МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Ф. А. Хакимова1, А. А. Саидов1, Н. Х. Донокулов2

1 Таможенный институт Государственного таможенного комитета, Ташкент, Республика Узбекистан

2 Управление информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности Государственного таможенного комитета, Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация. В статье рассмотрена задача реинжиниринга процесса организации таможенного контроля товаров и развития национальной таможенной системы «единое окно» Республики Узбекистан. Исследована методика информационного моделирования процесса управления рисками нетарифного регулирования внешней торговли с применением информационной матрицы. Предложена единая форма заявки на таможенное оформление товаров, направленная на обеспечение полноты сертификации товаров внешней торговли. Разработаны модели профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанные со странами или определенными территориями (районами) мира, с международными перевозчиками и с товарами внешней торговли. Представлен алгоритм управления рисками при контроле в пунктах пропуска через таможенную границу на базе таможенной информационной системы «единое окно». Предложено интегрировать таможенную информационную систему «единое окно» и систему управления рисками.

Ключевые слова: таможенный контроль, нетарифное регулирование внешней торговли, таможенная система «единое окно», информационное моделирование, информационная матрица, алгоритм управления рисками.

MODELS AND ALGORITHMS OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF NON-TARIFF REGULATION OF FOREIGN TRADE

F. A. Khakimova1, A. A. Saidov1, N. H. Donokulov2

1 Customs Institute of the State Customs Committee, Tashkent, Republic of Uzbekistan

2 Department of Information and Communication Technologies and Cybersecurity of the State Customs Committee, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Abstract. The article considers the task of reengineering the process of organizing customs control of goods and the development of the national customs system "Single Window" of the Republic of Uzbekistan. The methodology of information modeling of the risk management process of non-tariff regulation of foreign trade with the use of an information matrix is investigated. A unified application form for customs clearance of goods is proposed, aimed at ensuring the completeness of certification of foreign trade goods. Models of risk profiles of non-tariff regulation of foreign trade related to countries or certain territories (regions) of the world, with international carriers and with foreign trade goods have been developed. The algorithm of risk management during control at customs border checkpoints on the basis of the customs information system "Single Window" is presented. It is proposed to integrate the customs information system "single window" and the risk management system.

Keywords: customs control, non-tariff regulation of foreign trade, customs system "Single Window", information modeling, information matrix, risk management algorithm.

© XaKHMOBa Q. A., CaagoB A. A., ^oMKyaoB H. X., 2022

ВВЕДЕНИЕ

Современная тенденция к увеличению пассажиропотока и мирового внешнеторгового оборота и введение ограничительных мер, связанных с пандемией, требуют совершенствования методов и средств контроля, заставляют искать оптимальные формы и механизмы осуществления контрольных функций.

Управление рисками при контроле в пунктах пропуска через таможенную границу является одним из важных и продолжительных по времени этапов организации таможенного контроля в процессе управления внешней торговлей. В данный процесс, наряду с таможенными органами, вовлечен ряд министерств и ведомств по транспортному, ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-эпидемиологическому контролю и другие подведомственные лаборатории и научно-исследовательские центры [1].

Технические барьеры внешней торговли в виде санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного, экологического и других видов контроля относятся к нетарифным методам регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Использование странами такой категории защитных мер в торговле, как нетарифные, не противоречит нормам и правилам Всемирной торговой организации [2].

Когда речь идет о выборочном контроле и управлении рисками, необходимо учесть, что риски в любой системе, прежде всего, должны быть идентифицированы. Основным требованием для управления рисками является полнота перечня возможных рисков. Например, для обеспечения полноты перечня возможных рисков санитарно-эпидемиологического контроля в работе [3] приведены девять видов рисков.

Однако технические барьеры нетарифных методов регулирования внешней торговли не ограничиваются санитарно-эпидемиологическим контролем. Согласно национальному законодательству Республики Узбекистан в данном процессе задействованы 18 уполномоченных органов и на них возложены 39 направлений контроля.

Проблема заключается в моделировании рисков нетарифного регулирования внешней торговли и разработке алгоритмов управления ими.

КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Концептуальным подходом для решения изложенной проблемы является реализация механизма «единое окно» таможенных органов и внедрение системы управления рисками нетарифного регулирования внешней торговли. Согласно Рекомендации № 33 Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) механизм «единое окно» -уникальный инструмент, который позволяет сторонам, участвующим во внешнеторговых операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого канала передачи данных [4]. Если информация имеет

электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз (рис. 1).

Вместе с тем для реализации механизма «единое окно» важным фактором является разработка единого пакета документов, единой формы заявки на таможенное оформление товаров и обеспечение полноты их сертификации.

Как известно, грузовая таможенная декларация содержит наиболее полную информацию о товаре, однако сертификация товаров осуществляется до подачи грузовой таможенной декларации в таможенные органы [5]. Поэтому обычно на практике используется информация о товаре, предоставленная с инвойсом или товаросопроводительным документом внешней торговли.

Следовательно, единая форма документа - заявка на таможенное оформление товаров - должна включать как минимум следующую информацию:

- уникальный номер заявки таможенного оформления товара;

- код товара;

- наименование товара;

- страна происхождения;

- страна отправления;

- торгующая страна;

- получатель товара;

- отправитель товара;

- количество товара;

- вес товара;

- стоимость товара;

- перевозчик;

- страна транзита;

- заявитель.

Шше

Транспортные компании Рис. 1. Механизм «единое окно» таможенных органов

Ввиду того, что в течение одного года в таможенные органы Республики Узбекистан поступает несколько миллионов заявок на таможенное оформление товаров, формализованные данные имеют вид многомерной матрицы, каждый элемент который является информационной переменной гпт1 и отражает значение одного параметра заявки (рис. 2).

-1 1 Ь/ 21.

2 =

1 1 1 1 2 1

г1 1 1 21 2 1 21 М1

г2 1 1 г2 2 1 г2 М1

г14 1 1 г14 2 1 г14 М1

1 м 1

Рис. 2. Информационная матрица, отражающая информацию заявки на таможенное оформление

В матрице:

L - общее количество заявок на таможенное оформление товаров, поступивших в течение одного календарного года;

М - количество элементов детализации каждого параметра заявки.

Каждый параметр заявки, в зависимости от уровня его детализации, имеет несколько элементов. Например, параметр г13т/ - страна транзита - может быть не один, т. е. маршрут прибытия в страну назначения внешнеторгового груза может пройти через территории нескольких стран. Приведем другой пример: г7т[ - получатель товара и его реквизиты, включая ИНН, может иметь следующую детализацию данных:

г7^ - ИНН получателя;

г7^ - наименование получателя;

2ш - почтовый индекс получателя;

- юридический адрес получателя;

г7^ - ИНН обслуживающего банка получателя;

г7^ - наименование обслуживающего банка получателя;

2ш - код МФО обслуживающего банка получателя;

- расчетный счет получателя;

2ш - валютный расчетный счет получателя.

Матрица (см. рис. 2) отражает информацию заявки на таможенное оформление товаров, представленных в течение одного года в таможенные органы, и является

информационной матрицей, т. е. каждый ее элемент представляет собой информационную переменную [6].

Данные матрицы (см. рис. 2) и механизм «единое окно» таможенных органов в совокупности составляют информационную модель процесса удаленной сертификации товаров и рассматриваются в качестве концептуальной платформы для решения проблемы внедрения системы управления рисками нетарифного регулирования внешней торговли в пунктах пропуска через таможенную границу.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Методология реализации вышеприведенной концептуальной платформы основана на формировании профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли. Проведенное исследование показало, что они в основном связаны:

- со странами или определенными территориями (районами) мира;

- с международными перевозчиками;

- с товарами, подлежащими соответствующей сертификации [6, 7].

Модели профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных со странами или определенными территориями (районами) мира. При исследовании профилей риска санитарно-эпидемиологического благополучия в работе [7] получена модель в виде следующей информационной матрицы:

Rc=

' i N

'249 N

(1)

где ri°i - цифровой код страны в соответствии международным стандартом ISO 3166. По данному стандарту 249 стран и территорий мира имеют свои коды; rcn - определяются следующим образом:

г~ = \ 1, если на территории страны зафиксирован очаг заражения; 0, в противном случае,

(2)

где п - количество профилей риска санитарно-эпидемиологического благополучия населения, п = 2, 3, ..., А; i = 1,249;

с - верхний индекс означает, что данные профили риска относятся к странам или определенным территориям (районам) мира.

Информационная матрица (1) и формула (2) представляют модель профилей риска санитарно-эпидемиологического благополучия населения стран.

Однако перед авторами данной работы поставлена задача моделирования профилей риска не только санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны, но и всего спектра контроля технических барьеров нетарифных мето-

дов регулирования внешней торговли. Если учесть тот факт, что в данном процессе в Республике Узбекистан задействован ряд уполномоченных органов и на них возложено 39 направлений контроля, то вместо (1) и (2) получим (рис. 3):

Рис. 3. Информационная матрица профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных со странами или определенными территориями

В матрице:

r/j к - цифровой код страны в соответствии и международным стандартом ISO 3166;

Гn k - определяются следующим образом:

rc = I 1, если на территории страны зафиксирован риск; )

г пк [ 0, в противном случае, ( )

где n - количество профилей риска в соответствии с направлением контроля нетарифного регулирования внешней торговли, n = 2, 3, ..., N;

i = 1,249; k = 1~39 ;

c - верхний индекс означает, что данные профили риска относятся к странам или определенным территориям (районам) мира.

Информационная матрица (см. рис. 3) и формула (3) представляют информационную модель профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных со странами или определенными территориями (районами) мира.

Модели профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных с международными перевозчиками. Аналогичным образом формируется гиперкуб профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли для перевозчиков (рис. 4).

Рис. 4. Информационная матрица профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных с международными перевозчиками

В матрице:

гт \к - уникальный цифровой код международного перевозчика; гт пк - определяются следующим образом:

э I 1, если зафиксирован риск у перевозчика; т пк | 0, в противном случае,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4)

где п - количество профилей риска в соответствии с видом контроля нетарифного регулирования внешней торговли, п = 2, 3, ..., N

т = 1, М , М - общее количество международных перевозчиков, функционирующих на территории Республики Узбекистан;

k = 1~39;

5 - верхний индекс означает, что данные профили риска относятся к международным перевозчикам, функционирующим на территории Республики Узбекистан.

Информационная матрица (см. рис. 4) и формула (4) представляют информационную модель профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных с международными перевозчиками.

Модели профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных с товарами. Следующим важным фактором анализа рисков нетарифного регулирования внешней торговли являются товары, подлежащие сертификации, т. е. товары, попадающие в перечень технического контроля нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Узбекистан.

Перечень таких товаров утверждается на уровне правительства. Например, приложением № 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.12.2012 № 379 утвержден перечень товаров, подлежащих санитарно-

эпидемиологическому контролю [8]. В соответствии с данным перечнем в базе данных таможенных органов Республики Узбекистан зарегистрировано 3 443 наименования товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (версия 2017 г.) [9].

Исходя из сказанного, информационная матрица товаров, подлежащих сертификации, т. е. попадающих в перечень технического контроля нетарифного регулирования внешней торговли, представляется в следующем виде (рис. 5).

Рис. 5. Информационная матрица профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных с товарами, подлежащими сертификации

В матрице: г(п - код товара;

Р

г12 и - наименование товара;

Р

- основная единица измерения товара; т(Ак - дополнительная единица измерения товара;

I = 1, L , L - максимальное количество товаров, попадающих в перечень технического контроля, в соответствии с видом контроля нетарифного регулирования внешней торговли;

k = 1~39 ;

р - верхний индекс означает, что данные профили риска относятся к товарам, попадающим в перечень технического контроля нетарифного регулирования внешней торговли.

Информационная матрица (см. рис. 5) представляет информационную модель профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли, связанных с товарами.

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Информационная матрица заявки на таможенное оформление товаров и модели профилей риска нетарифного регулирования внешней торговли позволят установить следующее критерии управления рисками в пунктах пропуска через таможенную границу.

Существуют определенные риски, связанные со странами или территориями (районами) мира, если выполняются следующие условия:

I Гпк > 1. (5)

„с

n к

Z № #0

Существуют определенные риски, связанные с международными перевозчиками, если выполняются следующие условия:

I rink > 1 . (6)

z пя" #0

Существуют определенные риски, связанные с товарами внешней торговли, если выполняются следующие условия:

Z ПRp #0. (7)

Критерии (5)-(7) дают ощутимые результаты, если их реализовывать с алгоритмом управления рисками нетарифного регулирования внешней торговли в пунктах пропуска через таможенную границу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для таможенных органов проблема системного анализа и управления рисками занимает важное место в осуществлении эффективных действий по техническому контролю нетарифного регулирования внешней торговли в пунктах пропуска через государственную границу.

В 2019-2020 гг. в деятельность таможенных органов Республики Узбекистан была внедрена система управления рисками и таможенная информационная система «единое окно». Концепция и техническая платформа данных систем разработаны специалистами таможенных органов на основе изучения опыта развитых стран. Первые годы эксплуатации данных систем показали их определенную эффективность: сократилось время таможенного оформления, увеличились поступления в государственный бюджет средств от таможенных платежей, появилась возможность адресного таможенного досмотра грузов и выявления нарушений таможенного законодательства.

Вместе с тем анализ результатов применения данных систем показал, что имеются направления, которые требуют совершенствования. Например, система управления рисками и информационная система «единое окно» задействованы в процессе организации таможенного контроля, но функционируют

самостоятельно и недостаточно интегрированы друг с другом, что отражается на их эффективности.

Кроме того, отсутствуют модели рисков, связанные с нетарифным регулированием внешней торговли в пунктах пропуска через таможенную границу. В частности, необходимо моделировать риски санитарно-эпидемиологического, фитосани-тарного, экологического и других видов контроля внешней торговли.

Реализация концептуального подхода и алгоритма выявления рисков в пунктах пропуска через таможенную границу, которые приведены выше, позволяет интегрировать таможенную информационную систему «единое окно» и систему управления рисками, обеспечить информационное взаимодействие с другими контролирующими органами на границе.

Материал, изложенный в данной статье, является результатом анализа современного состояния информатизации и цифровизации таможни на границе Республики Узбекистан. Для получения более точных результатов необходимо продолжать исследования практической деятельности таможенных органов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Афонин П. Н., Афонин Д. Н., Мютте Г. Е., Кондрашова В. А. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при реализации таможенных услуг // Национальные приоритеты России. 2012. Вып. 18 (159). С. 14-18.

2. Дробот Е. В., Ивко Е. С. Исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 5. С. 1357-1376.

3. Рыжков Ю. В., Соловьев М. Ю. Управление рисками в санитарно-карантинном контроле // Проблемы особо опасных инфекций. 2012. Вып. 113. С. 33-37.

4. Recommendation and Guidelines on establishing a Single Window [Electronic resource] / United Nations New York and Geneva, 2005. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ cefact/recommendations/rec33/rec33_trd352e.pdf (date of access: 15.05.2021).

5. Постановление государственного таможенного комитета Республики Узбекистан «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 06.04.2016 № 2773) // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2016. № 14. С. 133-217.

6. Tokhir A., Fazilat K., Abdusobir S. Method of information modeling of the phytosanitary control risk management system at checkpoints across the customs border of the Republic of Uzbekistan // International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT). Tashkent, 2020.

7. Saidov A. A., Pulatova L. T., Xakimova F. A. Integrated risk management system for sanitary and epidemiological control at the customs border of the Republic of Uzbekistan [Electronic resource] // 11th World Conference "Intelligent System for Industrial Automation" (WCIS-2020). Tashkent, Springer Nature Switzerland AG 2021, AISC 1323, 2021. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-68004-6_38.

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.12.2012 № 379 «О дополнительных мерах по либерализации процедур, связанных с осуществлением внешнеторговых операций» [Электронный ресурс]. URL: http://lex.uz/ru/ docs/2115899/ (дата обращения: 03.05.2021).

9. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (версия 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://fmc.uz/legisl.php?tnvd2017=tnved_2017_02.

REFERENCES

1. Afonin P. N., Afonin D. N., Myutte G. E., Kondrashova V. A. Sistemnyj analiz riskov v punktah propuska cherez gosudarstvennuyu granicu Rossijskoj Federacii pri realizacii tamozhennyh uslug [Systematic risk analysis at checkpoints across the state border of the Russian Federation in the implementation of customs services]. In: Nacional'nyeprioritety Rossii [National priorities of Russia], 2012, no. 18 (159), pp. 14-18. (In Russ.).

2. Drobot E. V., Ivko E. S. Issledovanie tendencij i chastoty ispol'zovaniya netarifnyh mer vo vnesh-neekonomicheskoj deyatel'nosti naprimere tekhnicheskih bar'erov vo vneshnej torgovle [Research of trends and frequency of use of non-tariff measures in foreign economic activity on the example of technical barriers in foreign trade]. In: Rossijskoepredprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 2018, vol. 19, no. 5, pp. 1357-1376. (In Russ.).

3. Ryzhkov Yu. V., Soloviev M. Yu. Upravlenie riskami v sanitarno-karantinnom kontrole [Risk management in sanitary quarantine control]. In: Problemy osobo opasnyh infekcij [Problems of especially dangerous infections], 2012, vol. 113, pp. 33-37. (In Russ.).

4. Recommendation and Guidelines on establishing a Single Window / United Nations New York and Geneva, 2005. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/ rec33/rec33_trd352e.pdf (date of access: 15.05.2021). (In English).

5. Postanovlenie gosudarstvennogo tamozhennogo komiteta Respubliki Uzbekistan "Ob utverzhdenii instrukcii o poryadke zapolneniya gruzovoj tamozhennoj deklaracii", zaregistrirovannoj ministerst-vom yusticii Respubliki Uzbekistan ot 06.04.2016 no. 2773 [Resolution of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan "On approval of the instructions on the procedure for filling in the cargo customs declaration", registered by the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan dated April 6, 2016 no. 2773]. In: Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan [Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan], 2016, no. 14, pp. 133-217. (In Russ.).

6. Tokhir A., Fazilat K., Abdusobir S. Method of information modeling of the phytosanitary control risk management system at checkpoints across the customs border of the Republic of Uzbekistan // International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT). Tashkent, 2020.

7. Saidov A. A., Pulatova L. T., Xakimova F. A. Integrated risk management system for sanitary and epidemiological control at the customs border of the Republic of Uzbekistan [Electronic resource] // 11th World Conference "Intelligent System for Industrial Automation" (WCIS-2020). Tashkent, Springer Nature Switzerland AG 2021, AISC 1323, 2021. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-68004-6_38. (In English).

8. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 30.12.2012 no. 379 "O dopolnitel'nyh merah po liberalizacii procedur, svyazannyh s osushchestvleniem vneshnetorgovyh operacij" [E^lektronny^j resurs] [Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated December 30, 2012 no. 379 "On additional measures to liberalize procedures related to the implementation of foreign trade operations" [Electronic resource]]. URL: http://lex.uz/ru/ docs/2115899/ (date of access: 03.05.2021). (In Russ.).

9. Tovarnaya nomenklatura vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti Respubliki Uzbekistan (ver-siya 2017 g.) [Elektronny^j resurs] [Commodity Nomenclature of foreign economic activity of the Republic of Uzbekistan (2017 version) [Electronic resource]]. URL: http://fmc.uz/legisl. php?tnvd2017=tnved_2017_02. (In Russ.).

Информация об авторах

Хакимова Фазилат Абдусобировна - кандидат технических наук, старший преподаватель

кафедры таможенной экспертизы и классификации товаров, Таможенный институт Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, Республика Узбекистан,

100071, Ташкент, Казирабад 2-пр., 118, e-mail: fazilat.khakimova@mail.ru;

Саидов Абдусобир Абдурахмонович - доктор технических наук, и. о. начальника кафедры «Информационные технологии и математика», Таможенный институт Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, 100071, Ташкент, Казирабад 2-пр., 118, e-mail: sobirs59@mail.ru;

Донокулов Нодирбек Холмуродович - главный инспектор Управления информационно-коммуникационных технологий, Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, 100003, Ташкент, ул. И. Каримова, 3, e-mail: ndonoqulov@mail.ru.

Information about the authors

Khakimova Fazilat A. - DPh technical sciences, senior lecturer at the department of customs expertise and classification of goods, the Customs Institute of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, 118 Kazirabad 2 ave., Tashkent 100071, Republic of Uzbekistan, e-mail: fazilat.khakimova@mail.ru;

Saidov Abdusobir A. - doctor of technical sciences, acting head of the department of "Information Technologies and Mathematics", the Customs Institute of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, 118 Kazirabad 2 ave., Tashkent 100071, Republic of Uzbekistan, e-mail: sobirs59@mail.ru;

Donokulov Nodirbek K. - chief inspector of the Office of Information and Communication Technologies of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, 3 I. Karimov st., Tashkent 100003, Republic of Uzbekistan, e-mail: ndonoqulov@mail.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of interests

The authors declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Хакимова Ф. А., Саидов А. А., Донокулов Н. Х. Модели и алгоритмы системы управления рисками нетарифного регулирования внешней торговли // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 68-79.

For citation

Khakimova F. A., Saidov A. A., Donokulov N. H. Models and Algorithms of the Risk Management System of Non-tariff Regulation of Foreign Trade. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. 1, pp. 68-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.