Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛЬ "МЯГКОГО КОМПОНЕНТА" СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛЬ "МЯГКОГО КОМПОНЕНТА" СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ТРИГГЕРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ / РЕИНЖИНИРИНГ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / "МЯГКИЙ КОМПОНЕНТ" / ДОСТОВЕРНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидов Абдусобир Абдурахмонович, Хакимова Фазилат Абдусобировна, Абдурахмонов Тохир Тохтасинович

В статье рассмотрены задачи развития системы управления рисками таможенных органов Республики Узбекистан. Исследована нормативно-правовая база регулирования деятельности таможенных органов и информационная модель управления таможенными органами. Разработана триггерная модель управления внешнеторговыми операциями и концепция реинжиниринга процесса управления рисками внешней торговли путем его совершенствования в качестве трехступенчатой системы управления рисками таможенных органов. Предложена подсистема оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса, функционирующая в соответствии с алгоритмами контроля достоверности грузовой таможенной декларации в виде «мягкого компонента» системы управления рисками. В качестве «жесткого компонента» системы управления рисками рекомендована система оповещения соответствующих подразделений таможенных органов об имеющихся рисках, связанных с человеческим фактором при принятии решений. Данная система будет способствовать укреплению кадрового потенциала и снижению коррупционной составляющей в таможенных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саидов Абдусобир Абдурахмонович, Хакимова Фазилат Абдусобировна, Абдурахмонов Тохир Тохтасинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND MODEL OF THE “SOFT COMPONENT” OF THE CUSTOMS RISK MANAGEMENT SYSTEM

The article considers the tasks of developing the risk management system of the customs authorities of the Republic of Uzbekistan. The regulatory and legal framework for regulating the activities of customs authorities and the information model of the management of customs authorities are investigated. A trigger model of foreign trade operations management and the concept of reengineering the foreign trade risk management process by improving it as a three-stage risk management system of customs authorities have been developed. A subsystem for notifying an entrepreneur about a threat to business security is proposed, functioning in accordance with algorithms for controlling the reliability of a cargo customs declaration in the form of a “soft component” of a risk management system. As a “rigid component” of the risk management system, a system for notifying the relevant departments of customs authorities about the risks associated with the human factor in decision-making is recommended. This system will help to strengthen human resources and reduce corruption in the customs authorities.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛЬ "МЯГКОГО КОМПОНЕНТА" СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

УДК 336.13:339 (076.5)

DOI 10.54048/20727240_2022_03_100

КОНЦЕПЦИЯ и МОДЕЛЬ «МЯГКОГО КОМПОНЕНТА» СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

А. А. Саидов1, Ф. А. Хакимова1, Т. Т. Абдурахмонов2

1 Таможенный институт Государственного таможенного комитета, Ташкент, Республика Узбекистан

2 Управление информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности Государственного таможенного комитета, Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация. В статье рассмотрены задачи развития системы управления рисками таможенных органов Республики Узбекистан. Исследована нормативно-правовая база регулирования деятельности таможенных органов и информационная модель управления таможенными органами. Разработана триггерная модель управления внешнеторговыми операциями и концепция реинжиниринга процесса управления рисками внешней торговли путем его совершенствования в качестве трехступенчатой системы управления рисками таможенных органов. Предложена подсистема оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса, функционирующая в соответствии с алгоритмами контроля достоверности грузовой таможенной декларации в виде «мягкого компонента» системы управления рисками. В качестве «жесткого компонента» системы управления рисками рекомендована система оповещения соответствующих подразделений таможенных органов об имеющихся рисках, связанных с человеческим фактором при принятии решений. Данная система будет способствовать укреплению кадрового потенциала и снижению коррупционной составляющей в таможенных органах.

Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, информационная модель управления, триггерная модель управления внешнеторговыми операциями, реинжиниринг процесса управления рисками, «мягкий компонент», достоверность таможенной информации.

THE CONCEPT AND MODEL OF THE "SOFT COMPONENT" OF THE CUSTOMS RISK MANAGEMENT SYSTEM

A. A. Saidov1, F. A. Khakimova1, T. T. Abdurakhmanov2

1 Customs Institute of the State Customs Committee, Tashkent, Republic of Uzbekistan

2 Department of Information and Communication Technologies and Cybersecurity of the State Customs Committee, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Abstract. The article considers the tasks of developing the risk management system of the customs authorities of the Republic of Uzbekistan. The regulatory and legal framework for regulating the activities of customs authorities and the information model of the management of customs authorities are investigated. A trigger model of foreign trade operations management and the concept of reengineering the foreign trade risk management process by improving it as a three-stage risk management system of customs authorities have been developed. A subsystem for notifying an entrepreneur about a threat to business security is proposed, functioning in accordance with algorithms for controlling the reliability of a cargo customs declaration in the form of a "soft component" of a risk management system. As a "rigid component" of the risk management system, a system for notifying the relevant departments of customs authorities about the risks associated with the human factor in decision-making is recommended. This system will help to strengthen human resources and reduce corruption in the customs authorities.

© Саидов А. А., Хакимова Ф. А., Абдурахмонов Т. Т., 2022

K e y w o r d s : customs control, risk management system, management information model, trigger model of customs tasks, reengineering of the risk management process, "soft component", reliability of customs information.

ВВЕДЕНИЕ

Первые 20 лет XXI в. отличались бурным развитием и успешным внедрением методов управления рисками в таможенном деле. Целесообразность тотального таможенного контроля уходит в прошлое, уступая место выборочным, но более современным и эффективным методам организации таможенного контроля.

Применение системы управления рисками таможенными органами направлено на:

- определение товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю;

- выбор оптимальных форм и степени таможенного контроля, применяемых к товарам, транспортным средствам, документам и лицам [1].

На сегодняшний день накоплен богатый опыт, проведена обширная научно-исследовательская работа [2, 3], сформирована прочная нормативно-правовая база по применению системы управления рисками таможенными органами в развитых странах и приняты документы международного уровня [4]. Это способствует постоянному развитию системы управления рисками таможенных органов, внедрению новых форм и методов данной технологии таможенного контроля.

Развитию системы управления рисками таможенных органов уделяется пристальное внимание на всех уровнях государственного управления и в Республике Узбекистан. Например, в послании Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеева Парламенту 22.12.2017 задача внедрения системы управления рисками определена следующим образом: «Во всех развитых странах таможенный досмотр осуществляется на основе данных системы оповещения об угрозе безопасности. Это экономит и государственные ресурсы, и время предпринимателей» [5]. По его мнению, система управления рисками таможенных органов Республики Узбекистан, прежде всего, должна быть «системой оповещения об угрозе безопасности». Данное требование отражено во всех последующих директивных и нормативных документах по применению системы управления рисками таможенных органов.

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС России) В. И. Булавин в своем докладе на совместном заседании Общественного совета и Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России также отметил, что «наша задача - сделать систему управления рисками еще более умной, гибкой, информационно насыщенной, автоматизированной, самообучаемой и самонастраиваемой» [6], что подтверждает актуальность рассматриваемой темы.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

Для выполнения задач, поставленных перед таможенными органами Республики Узбекистан, сформирована и постоянно развивается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность таможенных органов. Проведенный анализ национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан показал, что в 2021 г. действовало более 2 577 нормативных правовых документов, регулирующих деятельность таможенных органов (табл.).

Таблица

Нормативные документы, регулирующие деятельность таможенных органов

Тип нормативного документа Кол-во

Законы Республики Узбекистан 136

Кодексы Республики Узбекистан 11

Указы Президента Республики Узбекистан 262

Постановления Президента Республики Узбекистан 615

Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан 966

Распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан 11

Другие 576

Итого 2 577

Основные задачи и функции таможенных органов Республики Узбекистан

с точки зрения управления сконцентрированы на выполнении следующих двух задач:

- управление внешнеторговыми операциями;

- управление персоналом таможенных органов (рис. 1).

Таможенное законодательство, директивные

Рис. 1. Информационная модель управления таможенными органами

С точки зрения автоматизации данные задачи являются относительно независимыми, тем не менее, на практике они косвенно связаны друг с другом [7].

В частности, управление внешнеторговыми операциями полностью зависит от таких факторов, как профессиональный уровень и стаж работы сотрудника таможенного органа, его добросовестное отношение к своим функциональным обязанностям. Надежность, оперативность, работоспособность и обучаемость являются основными характеристиками, определяющими эффективность работы должностного лица таможенного органа. И, наоборот, от умелого и справедливого управления персоналом таможенных органов полностью зависит качественное управление внешнеторговыми операциями и выполнение задач, поставленных перед таможенными органами.

В связи с этим при управлении персоналом таможенных органов учитываются результаты деятельности каждого сотрудника по внешнеторговым операциям. Каждое назначение того или иного сотрудника на определенную должность, представление к награде, поощрение или понижение в должности, дисциплинарное наказание или увольнение из таможенных органов во многом зависят от принятых им решений в процессе управления внешнеторговыми операциями.

При этом процесс управления таможенными органами рассматривается как объект управления системы поддержки принятия решений (рис. 2).

Рис. 2. Двухступенчатая модель системы поддержки принятия решений в управлении таможенными органами

Следует отметить, что по всему процессу управления внешнеторговыми операциями решение принимается со стороны должностного лица таможенного органа. В данном случае не исключено принятие неверных и ошибочных решений

или даже злоупотребление должностными полномочиями сотрудника таможенного органа.

концептуальная модель системы управления рисками таможенных органов

Проблему управления внешнеторговыми операциями можно рассмотреть как совокупность двух основных задач:

а) выполнение фискальной задачи - обеспечение полноты взимания таможенных платежей;

б) предотвращение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, в том числе контрабанды.

Между основными задачами управления внешнеторговыми операциями в процедурном плане существует непримиримое противоречие. Данное противоречие проявляется в следующем.

1. Ключевым параметром увеличения собираемости в бюджет таможенных платежей является затрачиваемое время на таможенное оформление внешнеторговых грузов: чем меньше времени затрачивается на таможенное оформление конкретного внешнеторгового груза, тем больше грузов будет оформлено за определенный период времени, следовательно, за этот период в государственный бюджет поступит больше таможенных платежей. Вместе с тем увеличивается количество правонарушений таможенного законодательства, так как времени на детальное изучение оформляемой партии товара остается недостаточно.

2. Ключевым параметром сокращения количества правонарушений таможенного законодательства также является время, затрачиваемое на таможенное оформление внешнеторговых грузов: чем больше времени уходит на изучение конкретной партии внешнеторгового груза, тем меньше вероятность риска совершения нарушения таможенного законодательства. Вместе с тем уменьшается сумма поступлений в государственный бюджет от таможенных платежей, так как снижается внешнеторговый оборот за определенный период времени.

Триггерная модель основных задач управления внешнеторговыми операциями с применением системы управления рисками приведена на рис. 3.

Фискальная задача Таможенные платежи

Т г-*-1 1 V 1

Борьба с нарушением таможенного законодательства

Товары незаконного оборота

Рис. 3. Триггерная модель основных задач управления внешнеторговыми операциями

Реализация системы управления рисками в виде «системы оповещения об угрозе безопасности» является одной из особенностей организации таможенного контроля в Республике Узбекистан. Она требует дифференцированного подхода и предусматривает создание информационной системы, состоящей из трех подсистем (рис. 4):

- оповещения предпринимателя об угрозе безопасности (устойчивости) бизнеса;

- оповещения таможенного инспектора об угрозе нарушения таможенного законодательства;

- оповещения структурных подразделений таможенных органов по укреплению кадрового потенциала об угрозе злоупотребления должностными полномочиями сотрудником таможенного органа, элементах коррупции или человеческого фактора в деятельности таможенных органов.

Информация о внешнеторговом грузе

Участник внешнеэкономической деятельности

Законодательство

I

Информация автоматизированной системы

Подсистема оповещения таможенного инспектора

А2

Должностное лицо

/

Решение должностного лица

Подсистема оповещения аттестационной комиссии

Решение аттестационной

Аттестационная комиссия

А3

Рис. 4. Информационная модель трехступенчатой системы управления рисками таможенных органов

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

При реализации концепции и информационной модели трехступенчатой системы управления рисками таможенных органов учтены следующее факторы.

1. Подсистема оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса функционирует в соответствии с алгоритмами контроля достоверности грузовой таможенной декларации. Анализ базы данных нарушений таможенного законодательства Республики Узбекистан за несколько последних лет показывает, что каждое четвертое правонарушение является следствием недостоверного декларирования товаров [7, 8].

Недостоверное декларирование товаров является одним из основных видов нарушений таможенного законодательства [9]. Следует отметить, что термин «нарушение таможенного законодательства» имеет схожее определение во многих странах.

Статья 182 Уголовного кодекса Республики Узбекистан определяет нарушение таможенного законодательства следующим образом: «Перемещение товаров или иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием, совершенное в крупном размере, после применения административного взыскания за такое же действие» [10].

Так, в приведенном определении два из трех признаков нарушения таможенного законодательства относятся к недостоверному декларированию товаров.

Следовательно, представление в таможенные органы недостоверной грузовой таможенной декларации, в большинстве случаев неумышленно, для деятельности бизнес-сообщества несет серьезные риски. Они связаны с выявлением факта недостоверного декларирования товаров и применением по отношению к данному субъекту бизнеса определенных мер в соответствии с действующим законодательством.

Для предупреждения таких рисков предлагается подсистема оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса. Подсистема функционирует в соответствии с алгоритмами контроля достоверности грузовой таможенной декларации в автоматическом режиме без вмешательства должностного лица.

Подсистема оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса информирует участников внешней торговли только о таможенных рисках неконфиденциального характера.

2. Подсистема оповещения таможенного инспектора об угрозе нарушений таможенного законодательства функционирует в соответствии с понятием «система управления рисками» в классическом смысле.

Процесс управления рисками в таможенных органах включает [1]:

- сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;

- оценку риска;

- описание индикатора риска;

- определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;

- разработку и утверждение профилей рисков;

- выбор объектов таможенного контроля;

- применение мер по минимизации рисков;

- анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

Данная подсистема разработана специалистами таможенных органов на основе изучения опыта развитых стран. Ее техническая платформа предусматривает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

строгое соблюдение всех принципов управления таможенными рисками, признанных на международном уровне. По результатам функционирования данной подсистемы внешнеторговые грузы направляются на четырем коридорам:

- зеленый коридор - беспрепятственное таможенное оформление груза;

- желтый коридор - дополнительный документальный контроль;

- красный коридор - проведение физического таможенного досмотра груза;

- синий коридор - беспрепятственное таможенное оформление груза с условием последующего таможенного аудита.

3. Подсистема оповещения структурных подразделений таможенных органов по укреплению кадрового потенциала (в настоящее время функционирует в экспериментальном режиме).

Известно, что в условиях полномасштабной автоматизации таможенного администрирования возрастает требование к знаниям и квалификации сотрудников таможенных органов. Опыт, знания и компетенции таможенного инспектора должны быть органично встроены в работу «искусственного интеллекта». Какими бы совершенными ни были информационные таможенные технологии, роль человека остается ведущей [2, 6]. Поэтому данной подсистемой предусмотрено оповещение соответствующих подразделений таможенных органов об имеющихся рисках человеческого фактора.

Например, как мы видели выше, в процессе таможенного оформления каждая партия товаров внешней торговли направляется по одному из четырех коридоров: зеленому, желтому, красному и синему. При этом должностному лицу таможенных органов предоставлена возможность перевести оформляемый внешнеторговый груз из зеленого коридора в красный, т. е. применять более жесткие меры таможенного контроля, если на то имеются веские основания. Однако если в результате таможенного досмотра его подозрения о незаконности данной сделки не подтверждаются, то это рассматривается как риск человеческого фактора и рейтинг таможенника автоматически уменьшается.

Иными словами, все действия и принимаемые решения таможенного инспектора в процессе таможенного оформления внешнеторговых грузов фиксируются данной подсистемой и передаются в аттестационную комиссию таможенных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов внедрения системы управления рисками таможенных органов в виде трех подсистем оповещения об угрозе показывает свою эффективность.

В 2020 г. подсистемой оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса в 335 068 случаях выявлено недостоверное декларирование, в том числе 7 389 случаев связаны с таможенными платежами. В результате автоматического информирования об этом участников внешней торговли и устранения с их стороны недостоверных данных на добровольной основе поступили в государственный бюджет дополнительные таможенные платежи в размере 3,4 млн долл. США.

Также в 2020 г. подсистемой оповещения таможенного инспектора об угрозе нарушения таможенного законодательства в 43 799 случаях сработали профили риска, из них 28 247 случаев связаны с таможенной стоимостью товаров, в государственный бюджет взысканы дополнительные таможенные платежи в размере 9,5 млн долл. США.

Вышеприведенный краткий анализ позволяет сделать вывод о том, что подсистема оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса представляет некий «мягкий компонент» системы управления рисками таможенных органов, так как оказывает содействие большему кругу участников внешней торговли (335 068 случаев), чем подсистема оповещения таможенного инспектора об угрозе нарушения таможенного законодательства (43 799 случаев).

Кроме того, данная подсистема предоставляет возможность устранить недостоверное заявление сведений в грузовой таможенной декларации на добровольной основе со стороны участников внешней торговли, что позволяет не применять по отношению к ним административные или другие меры.

Среди вышеприведенных подсистем самым «жестким компонентом» можно считать подсистему оповещения структурных подразделений таможенных органов по укреплению кадрового потенциала. Если в других подсистемах объектом принятия решения являются товары внешней торговли, то здесь объектом принятия решения выступает сотрудник таможенного органа. При этом решение принимается аттестационной комиссией в отношении таможенника по результатам анализа баз данных системы управления рисками.

Следовательно, развитие и расширение возможностей подсистемы оповещения предпринимателя об угрозе безопасности бизнеса является приоритетной задачей, так как конечная цель таможенных органов - не наказание, а оказание содействия международной торговле и обеспечение ее безопасности. Опыт Республики Узбекистан по развитию и применению системы управления рисками в таможенных органах на основе трехступенчатой информационной системы, несомненно, может быть полезен как для стран -участниц Евразийского экономического союза, так и для стран - наблюдателей евразийской интеграции.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Афонин Д. Н., Афонин П. Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 4. С. 96-100.

2. Афонин Д. Н. Роль субъективных факторов в системе управления таможенными рисками // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 4 (12). С. 78-81.

3. Клевлеева А. Р. Основы управления рисками при таможенном контроле // Экономические отношения. 2017. Т. 7. № 1. С. 119-133.

4. Framework of Standards for the Safety and Facilitation of World Trade [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org (дата обращения: 06.08.2021).

5. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису от 22.12.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://http://uza.uz/ posts/121467 (дата обращения: 05.08.2021).

6. Доклад руководителя ФТС России В. И. Булавина на совместном заседании Общественного совета и Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при

ФТС России «О проекте Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Глас народа. URL: https://glasnarod.ru/vlast/proekt-strategii-razvitiya-rossijskoj-tamozhni-do-2030-goda-rassmotren-biznes-soobshhestvom/ (дата обращения: 05.08.2021).

7. Саидов А. А. Классические методы контроля достоверности информации и особенности их применения к таможенному делу: монография. Ташкент, 2021. 498 с.

8. Donokulov N. K., Saidov A. A., Abdurakhmonov T. T. Algorithm for the Control of Receivables in the Déclaration of Foreign Trade Goods in Real Time // International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT). Tashkent (Uzbekistan), 2019. IEEE publication.

9. Цивелева М. А., Буракова К. Е. Недостоверное декларирование таможенной стоимости товара // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 51-55.

10. Уголовный кодекс Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: http://lex.uz/ docs/ (дата обращения: 0.04.2021).

Информация об авторах

Саидов Абдусобир Абдурахмонович - доктор технических наук, и. о. начальника кафедры «Информационные технологии и математика», Таможенный институт Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, 100071, Ташкент, 2-й проезд Козиробод, 118, e-mail: sobirs59@mail.ru;

Хакимова Фазилат Абдусобировна - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры таможенной экспертизы и классификации товаров, Таможенный институт Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, 100071, Ташкент, 2-й проезд Козиробод, 118, e-mail: fazilat.khakimova@mail.ru; Абдурахмонов Тохир Тохтасинович - главный инспектор Управления информационно-коммуникационных технологий, Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, 100003, Ташкент, улица И. Каримова, 3, e-mail: abdutohir@gmail.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Саидов А. А., Хакимова Ф. А., Абдурахмонов Т. Т. Концепция и модель «мягкого компонента» системы управления рисками таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 100-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.