Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / КОНТРАБАНДА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головинов О.Н.

В статье рассматриваются актуальные проблемы таможенного контроля как одного из направлений деятельности таможенных служб. В работе анализируется таможенный контроль в Донецкой Народной Республике, направленный на выявление и предотвращение ввоза запрещенных и недоброкачественных товаров. Акцентируется внимание на перспективах развития таможенного контроля товаров и транспортных средств, реализуемого таможенными органами через таможенную проверку. Обоснована необходимость выбора объектов и форм таможенного контроля на основе использования системы управления таможенными рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головинов О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CUSTOMS CONTROL IN THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article discusses the current problems of the customs control as an activity of customs services. The work analyzes the customs control in the Donetsk People’s Republic, aimed at identifying and preventing the import of prohibited and substandard goods. Attention is focused on the prospects for the development of customs control of goods and vehicles, implemented by customs authorities through customs inspection. The necessity of choosing objects and forms of customs control based on the use of the customs risk management system is substantiated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 339.543

О.Н. ГОЛОВИНОВ, д-р экон. наук, и.о. зав. кафедрой коммерции и таможенного дела, e-mail: 1968golovinov@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье рассматриваются актуальные проблемы таможенного контроля как одного из направлений деятельности таможенных служб. В работе анализируется таможенный контроль в Донецкой Народной Республике, направленный на выявление и предотвращение ввоза запрещенных и недоброкачественных товаров. Акцентируется внимание на перспективах развития таможенного контроля товаров и транспортных средств, реализуемого таможенными органами через таможенную проверку. Обоснована необходимость выбора объектов и форм таможенного контроля на основе использования системы управления таможенными рисками.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные органы, таможенные процедуры, таможенный контроль, декларирование, запреты и ограничения, контрабанда, правонарушения, таможенная территория.

Golovinov O.N. Development of customs control in the Donetsk People's Republic.

The article discusses the current problems of the customs control as an activity of customs services. The work analyzes the customs control in the Donetsk People's Republic, aimed at identifying and preventing the import of prohibited and substandard goods. Attention is focused on the prospects

for the development of customs control of goods and vehicles, implemented by customs authorities through customs inspection. The necessity of choosing objects and forms of customs control based on the use of the customs risk management system is substantiated.

Keywords: customs payments, customs authorities, customs procedures, customs control, declaration, prohibitions and restrictions, illegal traffic, offenses, customs territory.

На современном этапе развития экономики Донецкой Народной Республики именно сфера товаров и услуг, перемещаемых через таможенную границу, обеспечивает повышение уровня производительности экономики, играет важную роль на всех уровнях производственного процесса национальной экономики. Интеграция ДНР в международную систему мирохозяйственных связей требует от таможенной службы осваивать международные стандарты в таможенном деле, максимально содействовать международной торговле. Увеличение масштабов внешнеэкономической деятельности приводит к увеличению рисков нарушения таможенного законодательства, вызывает рост объема информационной нагрузки на таможенные органы, существенно усложняет принятие решений при осуществлении таможенного

© O.H. Головинов, 2020

контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики. Реализация стоящих перед таможенным службами Республики задач по соблюдению требований, обусловленных современными условиями, во многом зависит от порядка и технологии осуществления таможенного контроля.

Развитию таможенного контроля посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. В монографии К.С. Воробиной, А.В. Кнышова рассматриваются теоретические основы перемещения через таможенную границу ЕАЭС энергоносителей как объекта внешнеторговой деятельности, порядок проведения таможенного контроля энергоносителей, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, даются предложения по совершенствованию таможенного контроля энергоносителей, помещаемых под таможенную процедуру экспорта [1]. В исследовании Р.К. Аминовой приведен опыт использования таможенными органами инспекци-онно-досмотровых комплексов при осуществлении отдельных таможенных операций, при проведении таможенного контроля, в том числе при выявлении незаконно перемещаемых товаров через таможенную границу на различных видах транспорта [2]. А.Р. Гладков приводит развернутый анализ деятельности таможенных органов по формированию и применению предварительных решений в таможенном контроле, развития механизмов формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле, предлагает методы по использованию механизмов формирования и применения комплексного предварительного решения в таможенном контроле [3]. В монографии Е.В. Стельмах рассматриваются сущность и содержание процесса контроля таможенной стоимости, его место и роль в общей системе

таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации; указывается роль процедурных особенностей и соблюдение нормативно-правовой базы при корректировке таможенной стоимости товаров. Автором проведен анализ администрирования контроля таможенной стоимости, на основе которого выявляются проблемные моменты, а также рассматриваются возможные пути совершенствования данного процесса в системе таможенного контроля [4]. В коллективной монографии О.П. Матвеевой, Р.П. Мешечкиной,

Е.Е. Дедовской, И.А. Коденко осуществлен анализ использования технических средств таможенного контроля на основе применения системы управления рисками [5]. Исследование Г.И. Немировой и С.В. Новикова рассматривает теоретические и практические аспекты обеспечения экономической безопасности таможенными органами. Особое внимание авторы посвятили исследованию таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента обеспечения экономической безопасности. В работе представлен организационно-экономический механизм управления таможенным контролем после выпуска товаров в системе обеспечения экономической безопасности [6].

Несмотря на наличие достаточно большого количества публикаций, посвященных таможенному контролю, требуют дальнейшего изучения и уточнения такие вопросы, как совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенным контролем товаров и транспортных средств в целях повышения эффективности принятия управленческих решений в сфере таможенного дела; развитие методики оценки эффективности осуществления таможенного контроля в Республике.

Целью исследования является разработка теоретических положений и

практических рекомендаций по совершенствованию таможенного контроля в Донецкой Народной Республике как инструмента реализации таможенных услуг.

Согласно Закону Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании», таможенный контроль определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Донецкой Народной Республики, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы [7, с. 18]. Таможенный контроль проводится с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства ДНР при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики. Нарушением таможенного контроля является незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики вне установленных мест либо в неустановленное время, с недекларированием, или недостоверным декларированием, сокрытием отдельных товаров от таможенного контроля, использованием недостоверных документов, а также документов с недостоверными сведениями о товарах, транспортных средствах. Для предотвращения таких правонарушений таможенный контроль направлен на решение целого комплекса задач. К таким задачам относятся:

определение подлинности документов, наличия и подлинности имеющихся в них реквизитов, а именно печатей, штампов, подписей;

проверка правильности заполнения документов, соответствующих пунктов таможенной декларации, в т.ч. отсутствие исправлений;

проверка подлинности информации, указанной в предоставляемых документах об отправителе, получателе товара, декларанте, о перемещаемых товарах, в частности стоимости, наименования,

количества, страны происхождения, соблюдение запретов и ограничений, если такие существуют, уплате таможенных платежей;

формирование информационной базы данных ведения учета товаров, которые находятся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций;

проверка лиц, осуществляющих ВЭД в ДНР, направленную на перемещение товаров через таможенную границу; предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем; оказание услуг в сфере таможенного дела; пользующихся специальными упрощениями, предоставляемыми таможенным законодательством, осуществляемой деятельностью в

рамках отдельных таможенных процедур.

Таможенный контроль направлен на выполнение определенных функций, к которым относятся:

сбор информации о нарушителях, составе и характере нарушений, принимаемых таможенным органами мерах;

обзорно-аналитическая функция, которая нацелена на выявление отклонений от требований таможенного законодательства, проведение анализа причин и оценки последствий полученных отклонений;

регуляторно-рекомендательная, позволяющая разрабатывать предложения и рекомендации по устранению выявляемых нарушений;

правоохранительная функция, которая позволяет привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушения норм и требований таможенного законодательства;

профилактическая функция, которая нацелена на разработку совокупности мер по предотвращению нарушения действующего законодательства ДНР.

Реализация таможенного контроля осуществляется в Республике на основе совокупности принципов:

равенство всех субъектов при прохождении таможенного контроля является одним из основополагающих постулатов таможенного дела. Данный принцип неотъемлемо связан с принципом законности: унифицированный подход к подконтрольному лицу закреплен на уровне закона;

законность для всех участников проведения процедуры таможенного контроля, основанная на нормах международного права и нормах законодательства ДНР. Законность реализации таможенного контроля проявляется в обязательном соблюдении требований законодательства Республики в ходе осуществления таможенными органами контрольно-надзорной деятельности. Несоблюдение принципа законности понижает результативность контроля, снижает уровень доверие участников ВЭД и иных участников таможенных отношений к таможенным органам как субъектам контроля;

должностные лица таможенных органов обязаны строго соблюдать права и свободу субъектов ВЭД, не допускать действий, направленных на нарушение их прав, не причинять умышленный вред товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля, нести ответственность за свои действия. Причиненные убытки неправомерными действиями таможенных органов либо их должностными лицами при проведении таможенного контроля подлежат возмещению в полном объеме. Принцип ответственности таможенных органов и их должностных лиц при осуществлении таможенного контроля связан с ответственностью субъектов контроля за нарушения законодательства ДНР. Данная ответственность имеет необратимый, обязательный характер при наступлении

вреда, причиненного неправомерными действиями таможенных органов;

выборочность таможенного контроля предполагает использование только тех форм таможенного контроля, которые целесообразны в конкретной ситуации, которые являются достаточными для соблюдения законодательства. Выбо-рочность оставляет за таможенными органами право самостоятельно определять совокупность действий при проведении таможенного контроля. Неиспользование других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством ДНР. Выборочность неразрывно связана с комплексностью, единством и целостностью таможенного контроля, что свидетельствует о системности контрольно-надзорной деятельности таможенных органов Республики. Системный подход дает возможность использовать разнообразие форм, методов и мер при осуществлении таможенного контроля в виде целостной системы, включающей две подсистемы: контролирующую подсистему (субъект контроля) и контролируемую подсистему (объекты контроля);

гуманность при проведении таможенного контроля необходима в связи с активным использованием таможенными органами средств технического контроля. Данные средства не должны наносить вред жизни и здоровью человека, животных и растений, не причинять вред товарам и транспортным средствам;

принцип оперативности предполагает определение наиболее действенных и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля. Оперативность таможенного контроля нацелена на своевременное проведение контрольно-надзорных мероприятий исходя из информации, по-

лученной по результатам таможенного контроля, для корректировки деятельности участников ВЭД как контролируемой подсистемы и системы таможенных органов как контролирующей подсистемы;

эффективность деятельности таможенных органов Республики достигается за счет использования в своей деятельности системы управления рисками (СУР), активного взаимодействия с участниками ВЭД, брокерами, перевозчиками, организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, и их профессиональными объединениями. Развитие СУР с целью категорирования подконтрольных лиц будет осуществляться при внедрении риск-ориентированных методов в процессе реализации государственного контроля в условиях трансформации государственного управления в ДНР;

принцип сотрудничества таможенной службы ДНР с соответствующими таможенными органами иностранных государств (в первую очередь с РФ, ЛНР). Такое взаимодействие нацелено на организацию совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключение с ними соглашений о взаимной помощи, информировании и консультировании по отдельным проблемам;

понятности и предсказуемости, открытости действий должностных лиц таможенных органов, однозначной трактовки требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о порядке осуществления ВЭД, таможенном законодательстве Донецкой Народной Республики о таможенном деле;

подсистема государственного контроля, что позволяет рассматривать таможенный контроль как часть системы государственного контроля в целом. Од-

новременно таможенный контроль выступает не только элементом системы государственного контроля, но и экстраполирует на себя все закономерности, тенденции, приоритеты, достоинства и недостатки развития государственного контроля как функции государственного управления;

недопущения обременения чрезмерными и неоправданными издержками при осуществлении полномочий в области таможенного дела участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц;

перманентное развитие таможенного контроля, в т.ч. за счет применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, разработанных на основе международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в государствах - торговых партнерах ДНР;

обеспечение экономической безопасности при реализации таможенного контроля;

противодействие коррупции при реализации таможенного контроля позволяет формировать модель административно-правового таможенного контроля, направленную на пресечение коррупционных проявлений со стороны представителей государственной власти в Республике на всех уровнях;

принцип эффективности таможенного контроля как составляющей механизма государственного управления. Эффективность таможенного контроля достигается за счет обеспечения корректирующих мероприятий со стороны государства, достижение минимизации затрат на его проведение, исходя из целей проведения контроля.

Таможенные органы Республики, согласно действующему законодательству, обязаны использовать только те

формы и меры таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства. К таким формам таможенного контроля относятся:

проверка документов и сведений, необходимых для такого контроля;

учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ДНР;

устный опрос граждан и должностных лиц субъектов хозяйствования, организаций;

проверка системы отчетности и учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики, а также своевременности, достоверности, полноты начисления и оплаты таможенных платежей и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу;

осмотр территорий и помещений складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

таможенный осмотр и таможенный досмотр.

Данный перечень мероприятий таможенного контроля меньше, чем совокупность форм и мер таможенного контроля, действующих в Евразийском экономическом союзе. Так, в таможенном кодексе ЕАЭС определены следующие формы таможенного контроля (ст. 322) [8]:

получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр;

таможенный осмотр помещений и территорий;

таможенная проверка. Согласно ст. 338 ТК ЕАЭС [8], к мерам таможенного контроля отнесено следующее:

проводить устный опрос; запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля;

назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров;

осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;

использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов;

применять таможенное сопровождение;

устанавливать маршрут перевозки товаров;

вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций; привлекать специалиста; привлекать специалистов и экспертов других государственных органов государств-членов;

требовать совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств;

осуществлять таможенное наблюдение;

проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров;

иные меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Такая полнота форм и мер дает возможность таможенным органам РФ и других стран ЕАЭС в большей степени выполнять возложенные на них функции.

Исходя из положительного опыта использования данных форм и мер, целесообразно внести изменения в действующее в Республике таможенное законодательство.

Основные принципы таможенного контроля в Республике предусматривают использование системы управления рисками, что представляет собой упрощенные и гармонизированные таможенные процедуры, которые закреплены в Международной конвенции Всемирной таможенной организации. В основе повышения результативности деятельности лежит работа по совершенствованию системы управления рисками при выборе объектов контроля. Наиболее рациональным способом организации работы таможенных органов является имплемен-тация в процесс таможенного контроля системы управления рисками, зарекомендовавшая себя в мировой таможенной практике как наиболее гибкий механизм управления [9, с. 20]. Основными целями применения системы управления рисками выступают:

реализация мер, исходя из полномочий должностных лиц таможенных органов, по защите и охране здоровья человека, окружающей среды, а также государственной безопасности;

достижение наиболее эффективного использования ресурсов и максимальный контроль в области повышенного риска;

прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Республики, если нарушения имеют постоянный характер; нарушения связанны с неуплатой таможенных пошлин в значительных размерах и уклонение от уплаты налогов; нарушения, снижающие конкурентоспособность отечественных товаров;

ускорение проведения таможенных операций, перемещения товаров через таможенную границу.

Применение системы управления рисками способствует повышению эффективности и результативности таможенного контроля, увеличивает уровень безопасности и максимально снижает возможность возникновения угрозы при пересечении физических и юридических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Анализ положений таможенного законодательства ДНР относительно проверки документов и сведений показывает, что проверка сведений, представляемых в таможенные органы, осуществляется в форме сопоставления с имеющейся информацией у таможенного органа, при этом источниками информации могут выступать различные информационные системы, используемые таможенными органами, и информационные системы государственных органов, кроме этого, и другие источники, которыми располагают таможенные органы на момент проведения проверки. «Целесообразно использовать современные мультимедийные технологии для визуализации достаточно сложных задач, таких как информирование заинтересованных лиц, проходящих таможенный контроль о таможенном законодательстве и правилах провоза товаров для личного пользования. Это становится доступным за счет активного внедрения в таможенных органах новейших информационных технологий» [10, с. 9].

При проведении проверки документов и сведений республиканские таможенные органы используют и другие формы таможенного контроля. Проведение проверки документов и сведений является основанием для проведения таможенного осмотра (досмотра), а также личного таможенного досмотра. В соответствии с действующим таможенным законодательством, с целью соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности регламентированы сроки

осуществления проверки документов и сведений. Совершенствование технических средств таможенного контроля позволит ускорить процесс проверки физических лиц при их перемещении через таможенную границу и повысить эффективность применения личного таможенного досмотра [11, с. 27].

В использовании таможенного контроля, как инструмента таможенного регулирования, произошло заметное смещение акцента на этап после выпуска товаров. Данный процесс позволил повысить результативность его проведения, обоснованность взимания таможенных платежей и увеличение поступлений в бюджет страны. Практика применения такой формы таможенного контроля, как таможенная проверка, наряду с повышением общей результативности контроля, показала и существование определенных недостатков, связанных с недостаточным правовым регулированием. Их решение будет способствовать более полному взиманию лицензионных платежей, имеющихся в структуре таможенной стоимости значительной части перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров, обладающих объектами интеллектуальной собственности, устранению уклонения индивидуальных предпринимателей от таможенных проверок и искажению при проведении проверочных мероприятий проверяемыми лицами информации, содержащейся в таможенных документах [12, с. 30].

Нарушители правил таможенного контроля, обладая большими знаниями в отношении принципов, методов и средств досмотра, а также пройдя хорошую психологическую подготовку, с каждым годом придумывают все более совершенные и изощренные методы сокрытия товаров, причем настолько тщательно продуманные и идеально воплощенные, что таможенными сотрудниками такие товары иногда даже не обнару-

живаются. Несовершенство некоторых стадий таможенного контроля допускает успешную реализацию планов нарушителей по нелегальному ввозу товаров на таможенную территорию [13, с. 39].

При совершенствовании форм и мер таможенного контроля целесообразно учитывать специфику и опыт его проведения в зонах свободной торговли (ЗСТ). По данным Международной организации труда (МОТ), в настоящее время во всем мире создано более 3500 зон свободной торговли, обеспечивающих занятость почти 66 миллионам работников [14]. Отсутствие адекватных таможенных процедур/контроля в ЗСТ связано с тем, что таможенная политика в отношении ЗСТ описана в главе 2 специального приложения D [15] к пересмотренной Киот-ской конвенции. На сегодняшний день данная Конвенция является единственным международным соглашением, в котором содержатся положения по этому вопросу. Исходя из положений документа, за исключением сбора доходов, все другие таможенные функции, такие как упрощение процедур и пограничный контроль (включая инспекции и конфискации), должны применяться в ЗСТ. Стандарт предусматривает право таможенных органов в любое время проводить проверки товаров, хранящихся в свободной зоне. Тем не менее, несмотря на эти стандарты, таможенный контроль в ЗСТ обычно более гибкий. Кроме того, некоторые страны интерпретируют эти зоны как «находящиеся вне таможенной территории» в целом, что приводит к отказу таможенной юрисдикции в отношении товаров в ЗСТ и открывает путь для незаконной торговли [16].

К направлениям повышения эффективности проведения таможенного контроля можно отнести совершенствование информационно-аналитической деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов ДНР и их це-

ленаправленное использование. Целесообразно дальнейшее повышение результативности взаимодействия оперативно-розыскных подразделений таможенных органов Республики с правоохранительными органами РФ и ЛНР. Крайне важным направлением является совершенствование использования технических средств таможенного контроля, в частности, внедрение новых технологий, ускоряющих и оптимизирующих работу таможенных органов, формирование и поддержание системы инспекционно-досмотрового комплекса с возможностью обмена информацией между таможенными структурами и другими ведомствами, и организациями. «Проведение эффективного таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами невозможно без использования новейших технических средств таможенного контроля, разумного и избирательного применения необходимых форм таможенного контроля, чтобы, таким образом, свести к минимуму вероятность нарушения таможенного законодательства» [ 17, с. 50].

Выводы

Развитие данных направлений деятельности позволит использовать необходимые мероприятия по предотвращению правонарушений таможенного законодательства до фактического перемещения товара через таможенную границу ДНР. Совершенствование технических средств таможенного контроля позволит ускорить процесс проверки физических и юридических лиц, контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и повысить эффективность применения таможенного контроля.

Реализация указанных мероприятий действующим в Республике законодательством, в т.ч. в административной практике таможенных органов, даст возможность обеспечить высокое качество

таможенного администрирования и учесть в полном объеме интересы всех участников таможенных правоотношений.

Список использованной литературы

1. Воробина, К.С. Таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза энергоносителей согласно таможенной процедуре экспорта: монография / К.С. Воробина, А.В. Кнышов. -Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2019. -113 с.

2. Аминова, Р.К. Особенности применения таможенными органами инспек-ционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле товаров: монография / Аминова Р.К.; Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный технический университет». - Махачкала: ДГТУ, 2019. - 96 с.

3. Гладков, А.Р. Организационно-экономический механизм формирования и применения комплексного предварительного решения для целей таможенного контроля: монография / А.Р. Гладков; Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». -Москва: Российская таможенная акад., 2019. - 144 с.

4. Стельмах, Е.В. Контроль таможенной стоимости: монография / ЕВ. Стельмах; ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема». - Ульяновск: Зебра, 2020. - 102 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Таможенный контроль: использование технических средств таможенного контроля на основе применения системы управления рисками: монография / О.П. Матвеева, Р.П. Мешечкина, ЕЕ. Дедовской, И.А. Коденко; Автономная не-

коммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права». - Белгород: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2018. - 227 с.

6. Немирова, Г.И. Таможенный контроль после выпуска товаров как инструмент обеспечения экономической безопасности: монография / Г.И. Немирова, С.В. Новиков; Российская таможенная академия. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - 180 с.

7. О таможенном регулировании: Закон Донецкой Народной Республики № 116-IHC от 25 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://view. officeapps.live.com/op/vi ew.aspx? src=https %3A%2F%2Fdnrsovet%2Esu%3A443%2F doc%2Fzakon%2Fz 116%5F9%2Edocx&wd AccPdf=0

8. Таможенный кодекс ЕАЭС [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_215315/

9. Пантюк, Ю.С. Совершенствование таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами с использованием системы управления рисками в Республике Беларусь / Ю.С. Пантюк // Гипотеза. - 2019. - № 1 (6). - С. 20-29.

10. Алымова, Е.В. Применение мультимедийных технологий для информирования физических лиц в пунктах пропуска / Е.В. Алымова, В.А. Сеничев // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - № 4 (33). - 2018. - С. 5-10.

11. Силаева, В.В. Личный таможенный досмотр как фактор экономической безопасности России / В.В. Силаева // Финансовая жизнь. - 2018. - № 2. -С. 25-27.

12. Мешечкина, Р.П. Таможенный контроль товаров, подлежащих помещению под таможенные процедуры: актуальные проблемы и их решение в условиях функционирования Евразийского экономического союза / Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2018. - № 5 (72). - С. 26-36.

13. Фахретденова, Э.В. Административные правонарушения и преступления в области перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС / Э.В. Фахретденова // Экономист года 2018 сб. статей VII Межд.науч.-исслед. конкурса. - 2018. -С. 46-51.

14. Trade Union Manual on Export Processing Zones. International Labour Organization, 2014 [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/@ed_dialogue/@actrav/documents /publication/wcms_324632.pdf

15. Specific Annex D The Revised Kyoto Convention [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wcoomd.org/ en/topics/facilitation/instrument-and-tools/ conventions/pf_revised_kyoto_conv/kyoto_ new/spand.aspx

16. Free Trade Zone/Special Customs Zone [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitatio n/activities-and-programmes/free-trade-zone-special-customs-zone.aspx#_ftn1

17. Щерба, М.Ю. Совершенствование таможенного администрирования в авиационном пункте пропуска как фактор, стимулирующий развитие бизнеса авиакомпаний / М.Ю. Щерба // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 6 (97). - С. 46-51.

Статья поступила в редакцию 21.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.