Научная статья на тему 'Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности'

Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / CUSTOMS SERVICE / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CURRENCY CONTROL / CUSTOMS EXAMINATION / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелюс Инна Евгеньевна

В статье отмечается, что таможенное дело является узконаправленной областью деятельности, непосредственно связанной со сферой внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и одновременно представляет собой неотъемлемую часть внешнеторговых процессов. Таможенный контроль это одна из основополагающих систем таможенного регулирования внешнеторговых отношений и в целом таможенного дела. Ключевая цель осуществления таможенного контроля заключается в определении несоответствия проведенных таможенных операций и действий в таможенных целях нормам и требованиям таможенного законодательства, а также показателей различных правонарушений, установленных в процессе таможенного оформления. Перспективным направлением проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, является совершенствование информационных технологий. Информационные технологии в таможенной сфере актуальный и неотъемлемый процесс, который позволяет улучшить качество и оперативность выполнения таможенных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мелюс Инна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CUSTOMS SYSTEM IN THE MECHANISM OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article notes that customs is a narrowly focused area of activity directly related to the sphere of foreign economic activity (FEA) and at the same time is an integral part of foreign trade processes. Customs control is one of the fundamental systems of customs regulation of foreign trade relations and customs in general. The key objective of customs control is to determine the discrepancy between customs operations and actions for customs purposes, norms and requirements of customs legislation, as well as indicators of various offenses established in the process of customs clearance. A promising area of customs control of goods imported into the customs territory is the improvement of information technology. Customs information technology is an urgent and integral process that improves the quality and efficiency of customs operations.

Текст научной работы на тему «Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»

УДК 339.543

РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мелюс Инна Евгеньевна, аспирант, Научный руководитель: Андриенко Владимир Николаевич,

доктор экономических наук, профессор; Донецкий национальный университет, Донецк

Аннотация: В статье отмечается, что таможенное дело является узконаправленной областью деятельности, непосредственно связанной со сферой внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и одновременно представляет собой неотъемлемую часть внешнеторговых процессов. Таможенный контроль - это одна из основополагающих систем таможенного регулирования внешнеторговых отношений и в целом таможенного дела. Ключевая цель осуществления таможенного контроля заключается в определении несоответствия проведенных таможенных операций и действий в таможенных целях нормам и требованиям таможенного законодательства, а также показателей различных правонарушений, установленных в процессе таможенного оформления. Перспективным направлением проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, является совершенствование информационных технологий. Информационные технологии в таможенной сфере - актуальный и неотъемлемый процесс, который позволяет улучшить качество и оперативность выполнения таможенных операций.

Ключевые слова: таможенная служба; внешнеэкономическая деятельность; валютный контроль; таможенная экспертиза; внешнеторговый оборот.

THE ROLE OF THE CUSTOMS SYSTEM IN THE MECHANISM OF STATE REGULATION

OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Melyus Inna Evgenievna, graduate student, Scientific adviser: Andrienko Vladimir Nikolaevich, Doctor of Economic Sciences,

Professor; Donetsk National University, Donetsk

Abstract: The article notes that customs is a narrowly focused area of activity directly related to the sphere of foreign economic activity (FEA) and at the same time is an integral part of foreign trade processes. Customs control is one of the fundamental systems of customs regulation of foreign trade relations and customs in general. The key objective of customs control is to determine the discrepancy between customs operations and actions for customs purposes, norms and requirements of customs legislation, as well as indicators of various offenses established in the process of customs clearance. A promising area of customs control of goods imported into the customs territory is the improvement of information technology. Customs information technology is an urgent and integral process that improves the quality and efficiency of customs operations.

Keywords: customs service; foreign economic activity; currency control; customs examination; foreign trade.

Для цитирования: Мелюс, И. Е. Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / И. Е. Мелюс. - Текст : электронный // Наука без границ. -2020. - № 6 (46). - С. 130-134. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-6-46-2020/6-46-2020/ For citation: Melyus I.E. The role of the customs system in the mechanism of state regulation of foreign economic activity // Scince without borders, 2020, no. 6 (46), pp. 130-134.

В обстоятельствах развития и формирования страны, усовершенствования функций таможенного процесса, равно как регулятора внешнеэкономических взаимосвязей, увеличения экономики и стабилизации капиталов увеличивается значимость таможенных организаций, их значимость в государственном устройстве.

В Правилах Генерального приложения к Киотской конвенции указывается, что все товары, ввозимые на таможенную территорию либо вывозимые с нее, в независимости от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.

Значимый вклад в исследовательскую работу, посвященную анализу таможенного дела, внесли такие авторы, как В.В. Пиляева, В.В. Новиков, Р.В. Терен-тьев, С.В. Халипов, Е.Н. Старовойтова, Н.Н. Косаренко, О.М. Домедович и др.

Таможенный контроль - это один из инструментариев таможенной политики, что считается основной составляющей единой концепции правительственного контролирования.

Субъектами таможенного контроля выступают как таможенные органы, так и отдельные их должностные лица.

Объектом таможенного контроля являются: товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; товары находящиеся на таможенной территории Союза; таможенные и иные документы; деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров;

помещения, используемые в качестве складов временного хранения [1].

Предметом таможенного контролирования определяются характерные действия участников ВЭД по поводу уплаты таможенных платежей и их обеспечения; декларирования товаров и транспортных средств.

Учет участников ВЭД осуществляется в определенной последовательности: предоставление документов в отдел таможенной инспекции участником ВЭД; принятие документов должностным лицом; занесение в регистрационный журнал наименования участника ВЭД, кода Общероссийского классификатора предприятий и организаций, идентификационного номера, даты и времени принятия документов; проверка правильности реквизитов; внесение сведений о полноте документов; выдача справки участнику ВЭД о приеме документов для рассмотрения с регистрационным номером.

Валютный контроль - механизм государственного надзора и контроля, элемент экспертной системы таможенного контроля юридических и физических лиц, пересекающих государственную границу [2].

В Российской Федерации, к примеру, действует закон «О валютном регулировании и валютном контроле», определяющий основные принципы осуществления валютных операций в РФ, принципы валютного регулирования и его же контроля.

Специально для реализации технологии валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров

введены документы: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК).

На первом этапе проводится предварительный контроль. В рамках данного этапа предусматривается контроль должного оформления грузовой таможенной декларации (ГТД) и ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в таможенные органы сводных форм отчетности [3].

В первоначальный стадии ведется подготовительный надзор. В рамках этого стадии учитывается надзор надлежащего дизайна погрузочный таможенной декларации (ГТД) также ПС, правдивости держащихся в сведениях; надзор соотношения исполняемой операции функционирующему законодательству; развитие и направленность в таможенные аппараты консолидированных конфигураций отчетности.

Дальнейший стадия - справочно-ис-следовательская, которой сопутствует контроль правдивости; развитие основного документа денежного контролирования учетной карточки, направленность его в уполномоченные банки, основные вычисления согласно сделкам; сравнение и развернутое исследование.

Опыт РФ в сфере валютного контроля будет полезен и необходим к применению в Донецкой Народной Республике (ДНР). В соответствии с законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. К органам валютного контроля относятся Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министер-

ство по налогам и сборам Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли РФ.

Усовершенствование таможенной экспертизы обязано реализоваться согласно последующим тенденциям: обеспечение лабораториям требуемого технологического и вещественного предоставления; увеличение нормативной основы в задачах привлечения к проведению изучений негосударственных или торговых учреждений; связь и координирование работы экспертных учреждений муниципальных членов Евразийского финансового объединения; управление учета и статистики направления экспертиз.

Для оптимизации проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, таможенным органам стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо в своей деятельности внедрять технологию удаленного выпуска и Интеграционную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ); проводить мероприятия для совершенствования системы управления рискам (СУР).

Одним из основных течений в оптимизации контролирования является применение технологических процессов удаленного выпуска товаров и автотранспортных средств. Осуществление таможенных действий при практическом размещении товаров и автотранспортных средств на складах временного сохранения, пребывающих в приграничных территориях, разрешит освободить автотранспортную инфраструктуру больших заселенных пространств, а также усовершенствовать логистические взаимосвязи среди грузоотправителей и грузополучате-

лей реимпортируемых товаров.

В данный период проводится работа в соответствии с развитием интегрированной ИИСВВТ, что практикуется в организации коллективной работы совокупности регионально распределенных государственных информативных ресурсов и информационных концепций государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю государств-членов ЕАЭС, информативных систем и ресурсов Евразийской экономической комиссии, сопряженных с государственными интеграционными секторами государств-членов ЕАЭС.

Основной целью формирования ИИСВВТ считается оптимизация таможенного, налогового, автотранспортного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, санитарно-каран-тинного контроля на таможенном рубеже таможенного союза. Процедура формирования ИИСВВТ должна способствовать синхронному совершенствованию информационных систем государственных органов, осуществляющих надзор на границах стран-членов ЕАЭС, созданию интеграционных сегментов на национальном уровне. Таким образом, целесообразно: предоставление возможности работы инспекторов таможенных органов с реестрами и базами данных документов государственных служб в режиме реального времени; формирование единой базы документов для обмена сведениями в автоматизированном порядке функционирования, в целях оперативного информирования уполномоченных должностных лиц таможенных органов разных степеней в рамках межведомственной интегрированной автоматизированной системы данных [4].

Таким образом, для выполнения обозначенных мер необходимо совершенствование информационной системы таможенных органов различных уровней, модернизация существующей телекоммуникационной инфраструктуры, развитие парка компьютерной и специальной техники. Также целесообразно создать новые технологические схемы таможенного контроля после выпуска товаров [4].

В рамках концепции таможенных платежей реализуется совокупность операций, сопряженных с системой их определения, сроками и способами установления, операцией взыскания либо возврата их таможенными органами. Обязательной составляющей таможенных платежей выступают налоги, таможенные пошлины, штрафы за просрочку платежа. Кроме того, система уплаты таможенных платежей предусматривает обязательства не только декларантов, но и банков, выдавших банковские гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Главная цель выполнения таможенного контролирования заключается в раскрытии несоответствия проделанных таможенных действий в таможенных целях нормам и требованиям таможенного законодательства, а также факторов различных правонарушений, установленных в процессе таможенного оформления. Данные миссии достигаются путем разноплановых ревизий на основании принципа выбо-рочности, ограничиваясь только теми конфигурациями таможенного контролирования, которые достаточны для обеспечения соблюдения общепризнанных норм таможенного законодательства.

Таким образом, в данной работе

были рассмотрены ключевые понятия, изучены тенденции модернизации таможенной системы. В ходе проведения исследования обозначены особенности таможенного контроля, реализации технологии валютного контроля, а также оптимизации его проведения.

Подводя итог, следует отметить, что

таможенная система состоит из значительного комплекса законодательных, методологических, экономических, координирующих процедур, используемых с задачей гарантировать защиту интересов страны, улучшить обеспечение производительности торгово-экономических взаимоотношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ТК ЕАЭС Статья 311. Объекты таможенного контроля. - Текст : электронный // Кон-сультантПлюс - надежная правовая поддержка : [сайт]. - Москва, 1997. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/6bd98e8e89318ae6d74e88daae41 7dfda98eb4e9/ (дата обращения: 25.05.2020)

2. Российская Федерация. Законы. О валютном регилировании и валютном контроле : Федеральный закон №173-ФЗ : [принят Государственной думой 21 ноября 2003 года : одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года]. - Москва : Омега-Л, 2016. - 31 с. ; 200х125х2мм. - ISBN 978-5-370-03937-9. - Текст : непосредственный.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ЕАЭС: Статья №310 : [ратифицирован федеральным законом №317-ФЗ от 14 ноября 2017 года]. - Москва, 1997. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 25.05.2020). - Текст : электронный.

4. Коденко, И. А. Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС / И. А. Коденко, В. Г. Разинькова. - Текст : электронный // Молодой ученый : [сайт]. - 2016. - №10.1(114.1) - URL: https://moluch.ru/ archive/114/29404/ (дата обращения : 25.05.2020)

REFERENCES

1. ConsultantPlus-nadeznaya pravovaya podderzka : ofizialniy sayt [ConsultantPlus -reliable legal support: official site]. Moskow, 1997. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_215315/6bd98e8e89318ae6d74e88daae417dfda98eb4e9/ (accessed 25 May 2020)

2. Rosiyskaya Federatsia. Zaconi. O valutnom regulirovaniyi i valutnom controle: Federalniy zacon №173-FZ [The Russian Federation. The laws. About currency regulation and currency control: Federation Law №173-FL]. [prinyat gosydarstvennoy dymoi 21 noyabrya 2003 goda]. Moskow :Omega-L, 2016. 31p. ; 200x125x2mm. - ISBN 978-5-37003937-9.

3. Tamozenniy codeks Evraziyskogo economicheskogo souza EAES: Statia №310 [Customs Code of the EAEU Eurasian Economic Union : Article №310 ]. [ratifitsirovan federalnim zaconom №317 - FZ ot 14.11.2017]. - Moscow, 1997. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (accessed 25 May 2020).

4. Kodenko I.A., Razinkova V.G. Optimizatsiya tamozennogo controla tovarov, wwozimih na tamozennyu territoriy EAES [Optimization of customs control of goods imported into the customs territory of the EAEU]. 2016, №101 (114.1). Available at: https://moluch.ru/ archive/114/29404/ (accessed 25 May 2020).

Материал поступил в редакцию 18.05.2020

© Мелюс И.Е., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.