Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТ / КОНТРОЛЬ / ЛОГИСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кегенбеков Жандос Кадырханович, Змановский Артем Валидович

В статье рассмотрены проблемы системы электронного таможенного декларирования в Казахстане, а также ее влияние на транспортный комплекс республики. Объектом исследования является таможенная информационная система «АСТАНА-1», предметом является непосредственно сам процесс электронного таможенного декларирования. Значимость исследования заключается в необходимости определения направлений совершенствования качества и скорости проводимого таможенного контроля над прибывающими на территорию Казахстана грузами. Теоретическую основу исследования составили такие методы, как наблюдение, анализ, синтез, метод экспертных оценок. Вывод, полученный в результате исследования, заключается в определении рекомендаций по модернизации технического уровня ИС «АСТАНА-1» для упрощения и ускорения процессов электронного таможенного декларирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кегенбеков Жандос Кадырханович, Змановский Артем Валидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE ELECTRONIC CUSTOMS DECLARATION SYSTEM IN KAZAKHSTAN

The article discusses the problems of the electronic customs declaration system in Kazakhstan, as well as its impact on the transport complex of the republic. The object of the research is the customs information system "ASTANA-1", the subject is the process of electronic customs declaration. The importance of the study lies in the need to determine the directions for improving the customs control quality and speed over the goods arriving in Kazakhstan. The theoretical basis of the research was formed by such methods as observation, analysis, synthesis, and the method of expert assessments. The conclusion obtained as the result of the study is to identify recommendations for the IS "ASTANA-1 technical level modernization " to simplify and speed up the processes of electronic customs declaration.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ»

ЭКОНОМИКА, ЛОГИСТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НА ТРАНСПОРТЕ

УДК 656.078

DOI: https://doi.org/10.37890/jwt.vi66.151

Пути совершенствования системы электронного таможенного декларирования в Казахстане

Ж.К. Кегенбеков1 А.В. Змановский1

1 Казахстанско-Немецкий Университет, г. Алматы, Казахстан

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы системы электронного таможенного декларирования в Казахстане, а также ее влияние на транспортный комплекс республики. Объектом исследования является таможенная информационная система «АСТАНА-1», предметом является непосредственно сам процесс электронного таможенного декларирования. Значимость исследования заключается в необходимости определения направлений совершенствования качества и скорости проводимого таможенного контроля над прибывающими на территорию Казахстана грузами. Теоретическую основу исследования составили такие методы, как наблюдение, анализ, синтез, метод экспертных оценок. Вывод, полученный в результате исследования, заключается в определении рекомендаций по модернизации технического уровня ИС «АСТАНА-1» для упрощения и ускорения процессов электронного таможенного декларирования.

Ключевые слова: таможенное декларирование, процедура, информационная система, транспорт, контроль, логистика, управление рисками.

Ways to improve the electronic customs declaration system in

Kazakhstan

Zh.K. Kegenbekov1 A.V. Zmanovskiy1

'Kazakh-German University, Almaty, Kazakhstan

Abstract. The article discusses the problems of the electronic customs declaration system in Kazakhstan, as well as its impact on the transport complex of the republic. The object of the research is the customs information system "ASTANA-1", the subject is the process of electronic customs declaration. The importance of the study lies in the need to determine the directions for improving the customs control quality and speed over the goods arriving in Kazakhstan. The theoretical basis of the research was formed by such methods as observation, analysis, synthesis, and the method of expert assessments. The conclusion obtained as the result of the study is to identify recommendations for the IS "ASTANA-1 technical level modernization " to simplify and speed up the processes of electronic customs declaration.

Keywords: customs declaration, procedure, information system, transport, control, logistics, risk management t.

Введение

Реформы по совершенствованию и улучшению таможенной системы в Казахстане проводились с первых лет обретения независимости. Они сопровождаются процессами внедрения новых 1Т-технологий, а также стремлением к полной автоматизации работы таможенных служб [1].

В Республике Казахстан в 2018 году было впервые реализовано и внедрено электронное таможенное декларирование. Электронное декларирование даёт возможность участникам ВЭД подать таможенную декларацию, не выходя из дома или офиса и из любой точки мира, при наличии логина и электронно-цифровой подписи. Новая информационная система (ИС) «АСТАНА-1» разработана в соответствии с нормами ВТО, международными стандартами и передовой практикой, призвана способствовать сокращению количества документов для экспорта и импорта, а также времени их обработки, другими словами, упростить таможенные формальности.

Проведение электронного таможенного декларирования товаров, в свою очередь, значительно повышает эффективность работы транспорта, улучшая такие показатели, как скорость доставки и грузооборот.

Работа исходит из гипотезы, что для совершенствования системы электронного таможенного декларирования необходимо модернизировать технический уровень информационной системы для упрощения процессов декларирования.

Цель - определить направления совершенствования уровня технического развития ИС «АСТАНА-1» для упрощения проведения процессов таможенного декларирования.

Задачи:

- изучить ключевые особенности системы электронного таможенного декларирования в Казахстане;

- выявить сложности, возникающие при проведении электронного таможенного декларирования;

- разработать рекомендации по совершенствованию информационной системы электронного таможенного декларирования.

1. Особенности системы электронного таможенного декларирования в

Казахстане

Начальные предпосылки по разработке системы электронного таможенного декларирования в Казахстане возникли в рамках 38-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» в 2015 году [2].

Затем, в рамках Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», была выработана нормативно-правовая основа для реализации таможенных операций таможенными органами, используя информационные системы и современные 1Т-технологии, при этом исключая физическое участие должностных лиц таможенных органов в этом процессе [3].

С началом использования информационной системы Комитета государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан «АСТАНА-1» появилась возможность проведения автоматизированного контроля над всеми таможенными процессами, начиная от подачи предварительной информации о грузе, использования системы управления рисками (СУР), оформления транзитных деклараций на товары, хранения товаров на складах временного хранения (СВХ), заканчивая проведением контроля товаров после выпуска [4].

ИС «АСТАНА-1» представляет из себя комплексную и многофункциональную систему. 1 октября 2017 года была внедрена в опытное пользование подсистема "Таможенный транзит" ИС «АСТАНА-1», которая могла обеспечить исполнение некоторых таможенных операций с грузами в пунктах пропуска на таможенной

границе, а именно: заблаговременное информирование о статусе груза, использование технических средств контроля, контроль за деятельностью других госорганов, различные таможенные процедуры, связанные с транспортировкой транзитных грузов.

1 января 2018 года в опытное пользование была внедрена подсистема "Таможенное декларирование" по таможенным процедурам, связанным с экспортом товаров. В данной системе прошло оформление более чем 24 тысяч деклараций на грузы, из них 99,4% были выпущены системой в автоматическом режиме. Среднее время оформления составило одну минуту [5].

В полную эксплуатацию подсистема «Таможенное декларирование» по всем таможенным процедурам была внедрена 1 апреля 2018 года. ИС «АСТАНА-1» реализована в соответствии со всеми нормами и правилами Всемирной торговой организации, а также международными стандартами. Система предназначена для сокращения количества бумажной документации, уменьшения времени, требуемого для обработки информации и упрощения проведения таможенных формальностей [5].

Осуществление таможенных операций и формальностей без необходимости участия таможенного инспектора, исключение необходимости в физическом присутствии декларанта в таможенных органах, предъявление документов в электронном формате доказывают реализацию в нашей стране системы электронного таможенного регулирования.

Основные принципы, которые присущи информационной системе Комитета государственных доходов МФ РК «АСТАНА-1» следующие:

- безостановочная работа в системе с момента заполнения таможенной декларации до конечного ее анализа системой;

- общая модель используемых данных;

- единая база бизнес-процессов;

- единое хранилище форм всей используемой документации;

- общий архив документации;

- единые механизмы, обеспечивающие контакты с внешними системами [6].

Переход на систему электронного декларирования повысил эффективность

деятельности не только организаций, которые ведут ВЭД, но и всех таможенных органов. Сотрудникам таможенных органов была предоставлена возможность анализировать большое количество информации о грузах за меньшее время. Это дало возможность значительно уменьшить время выпуска товаров, так как ИС «АСТАНА -1» проверяет всю информацию о грузе в автоматическом режиме без участия таможенного инспектора [7].

Система электронного таможенного декларирования обладает рядом особенностей и преимуществ относительно механизма проведения традиционного декларирования. К основным преимуществам, которыми обладает система электронного таможенного декларирования, можно отнести следующие:

- исключение прямого контакта таможенного инспектора и декларанта, сотрудничество осуществляется путем использования ИС «АСТАНА-1»,

- уменьшение коррупционных рисков;

- месторасположение декларанта неважно для проведения декларирования, так как грузы при этом помещаются на приграничных терминалах, что значительно минимизирует расходы на логистику внешнеторговых грузов;

- централизация процесса осуществления контроля над таможенной стоимостью грузов, что приводит к единообразию ценовой политики при декларировании;

- значительное уменьшение времени, требуемого для проверки документации и информации о грузе;

- возможность обеспечения единства и правомерности всех принимаемых решений;

- осуществление оптимизация штатной численности персонала таможенных органов;

- единообразная технологическая платформа на базе электронного декларирования;

- получение выпуска на груз в полностью автоматическом режиме;

- наличие у участников ВЭД единого лицевого счета и снятие с него средств для оплаты таможенных платежей и налогов в бюджет;

- возможность превращения одного таможенного документа в другой в автоматическом режиме;

- открытость всех проводимых в онлайн-режиме операций для всех участников ВЭД и таможенных органов;

- вследствие ускорения проведения таможенного декларирования, повышается грузопоток импортных товаров, предоставляя возможность для расширения и совершенствования логистической системы Казахстана;

- возможность обратной связи с помощью отправки участнику ВЭД информации обо всех статусах груза [8].

Делая выводы, можно сказать, что система электронного таможенного декларирование в Казахстане прошла все стадии развития и в настоящее время эффективно функционирует ИС «АСТАНА-1» имеет особенности, позволяющие ускорить проведение таможенного декларирования грузов, прибывающих на территорию Казахстана.

2. Сложности, возникающие при проведении электронного таможенного

декларирования

С момента начала использования электронного таможенного декларирования таможенный контроль начал проводиться на основе СУР. Это значительно уменьшило воздействие человеческого фактора на получение решения в отношении таможенного оформления грузов [9].

В процессе осуществления таможенного контроля таможенные органы опираются на принцип выборочности объектов, подлежащих таможенному контролю, различных форм таможенного контроля, а также мер, которые обеспечивают прохождение контроля. При выборе объектов, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, а также мер, которые делают возможным проведение таможенного контроля, широко задействуется СУР.

Исполнение процесса по управлению рисками производится органами таможни в порядке, который определен специальным уполномоченным органом [10].

Данные, которые располагаются в индикаторах и профилях риска, являются засекреченными кроме случаев, которые устанавливаются законодательством Казахстана, а также за исключением данных индикаторов:

1) факт привлечения к административной или уголовной ответственности за несоблюдение мер таможенного законодательства Республики Казахстан;

2) присутствие задолженности по различным таможенным налогам, платежам и пошлинам [3].

Для того, чтобы дифференцировать использование мер по минимизации рисков, органы таможни вправе выполнять классификацию лиц, которые совершают различные таможенные операции, с помощью разделения их на категории низкого, среднего, а также высокого уровня риска.

Стратегия использования СУР в органах, осуществляющих учет государственных доходов, ориентирована на достижение следующих главных целей:

- поиск областей риска, имеющих большой шанс возникновения возможного нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Республики Казахстан;

- создание и использование необходимых мер по уменьшению доли рисков;

- проведение результативного выбора объектов таможенного контроля, а также различных форм таможенного контроля;

- концентрация внимания особенно на областях риска с высоким уровнем, а также результативное использование имеющихся ресурсов органов государственных доходов;

- организация условий для повышения скорости и значительного упрощения передвижения грузов через таможенную границу Евразийского экономического союза [11].

При проведение таможенного контроля СУР может отправить груз в четыре различных коридора.

В зеленый коридор отправляются декларации, по которым не было выявлено рисков. Выпуск деклараций такого рода производится системой в автоматическом режиме, при этом нет необходимости участия в процессе должностного лица. Грузы, выпущенные по зеленому коридору, могут в тот же момент покидать таможенный пост и быть транспортированы до конечного места назначения.

В синий коридор попадают такие декларации, в отношении которых требуется проведение таможенного контроля после выпуска груза. При отправке декларации в синий коридор системой предполагается автоматический выпуск груза. Товары, попавшие в синий коридор, также разрешается транспортировать до конечного пункта.

В желтый коридор попадают декларации, для которых предусмотрено осуществление процедуры по проверке документов на груз, различных сведений о товаре на этапе таможенного оформления. В желтый коридор могут попасть декларации, которые были поданы участниками ВЭД среднего уровня риска и ниже.

В красный коридор попадают декларации, в отношении которых необходимо провести физический контроль, который представляет из себя таможенный досмотр груза таможенным инспектором, а также при необходимости проведение таможенной экспертизы на этапе таможенного оформления груза. В красный коридор могут попасть декларации, которые подают участники ВЭД высокого уровня риска [12].

Товары, которые попали в желтый и красный коридоры, не могут быть транспортированы с таможенного поста до конечного пункта назначения до проведения полной их проверки таможенным инспектором.

Несмотря на все преимущества системы электронного таможенного декларирования, также существуют определенные сложности, в свою очередь ограничивающие эффективность и скорость проведения электронного декларирования.

Основные недостатки ИС «АСТАНА-1», возникающие при проведении таможенного декларирования, можно рассмотреть на примере компании ТОО «ДХЛ Интернешнл Казахстан»:

1. Частичное внедрение в информационную систему различных форм таможенного декларирования.

В настоящее время в системе существует только одна форма электронного декларирования - декларация на товары стоимостью свыше 200 EUR. До сих пор нет механизмов, которые позволили бы проводить таможенную очистку грузов до 200 EUR по заявлению на товары, грузов физических лиц для личного пользования по пассажирской таможенной декларации (ПТД), а также грузов физических лиц для личного пользования с превышением лимита в 200 EUR по стоимости с оформлением

по таможенному приходному ордеру (ТПО). Вышеперечисленные процедуры все еще требуют физического присутствия таможенного представителя компании на таможенном посту.

2. ИС «АСТАНА-1» - это система, требующая глобальной поддержки 1Т-специалистов для обеспечения бесперебойного функционирования. В текущий момент времени наблюдаются технические неполадки в работе системы, например, случаи, когда участники ВЭД в течение всего дня не могут зарегистрировать свои декларации на товары.

Сложности декларирования в ИС заключаются как в сбоях работы серверного оборудования, так и в периодических задержках обновления информации в системе. Товарные позиции декларируемых товаров зачастую бывают разнообразны, в том числе встречается скоропортящаяся продукция, а любая задержка по причине неработоспособности ИС может привести к порче, затратам по простою или несвоевременному закрытию таможенных процедур. Декларанты компании напрямую зависят от технических аспектов, обеспечивающих эксплуатацию системы [13].

3. В случаях, когда СУР в ИС «АСТАНА-1» направляет декларацию по желтому или красному коридорам, возникает необходимость проверки груза таможенным инспектором. В будущем очень важно минимизировать возможность внедрения в процесс отработки профиля риска и процесса выпуска декларации таможенного инспектора, это также относится к вопросам по противодействию коррупции [14].

4. Отсутствие упрощенного доступа к электронному декларированию. В данный момент каждый декларант в компании для того, чтобы запустить декларацию в ИС, предварительно должен инициировать запрос департаменту государственных доходов, а также запросить активацию в ИС «АСТАНА-1» как участника ВЭД. На обработку данного запроса также уходит время [15].

5. ИС «АСТАНА-1» имеет ряд недостатков в части технических возможностей, таких как:

- невозможность сохранения декларации на товары на середине набора;

- нередко возникающие перезагрузки ИС.

По этим причинам декларанты компании вынуждены использовать посторонний брокерский софт, коммерческое ПО, в котором полностью набирается декларация, после этого в готовом виде загружается в ИС «АСТАНА-1».

6. Отсутствие грамотного методического пособия, а также поэтапной инструкции, закрепленной на законодательном уровне, по которым можно было бы работать в ИС.

Делая вывод, можно сказать что несмотря на множество преимуществ, ИС «АСТАНА-1» имеет определенное количество недостатков, которые затрудняют и замедляют процесс проведения электронного таможенного декларирования.

3. Рекомендации по совершенствованию информационной системы электронного таможенного декларирования

Для участников ВЭД предусмотрено дальнейшее упрощение таможенных процедур через информационную систему осуществления экспортно-импортных операций «Единое окно» [11].

Портал «Единое окно» предоставит участникам ВЭД возможность подавать документы, которые необходимы для осуществления экспортно-импортных операций, в унифицированной форме, используя единую точку входа.

Портал «Единое окно» связывает более 13 информационных ресурсов, в число которых входят ИС «АСТАНА-1», государственная база данных (ГБД) «Е-лицензирование», а также разного рода реестры и другие системы, данные из которых нужны для реализации таможенных операций.

Портал обеспечивает наличие условий, при которых участникам ВЭД нет необходимости собирать разрешительные документы по разным инстанциям.

Пользуясь порталом «Единое окно», участники ВЭД имеют возможность получить данные услуги в электронном формате более чем из 10 государственных органов [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Документация на портале может выдаваться как государственными органами, так и аккредитованными организациями. Сертификаты соответствия на груз, например, смогут быть выданы аккредитованными лабораториями, осуществляющими работу в «Едином окне». Также на портале есть возможность по оказанию услуг в сфере таможенного регулирования [17].

Можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы электронного таможенного декларирования в Казахстане:

- необходимо постепенно внедрить в информационную систему таможенных органов «АСТАНА-1» все существующие формы таможенного декларирования, а именно: заявление на товары, прибывшие в адрес юридических лиц стоимостью до 200 EUR, ПТД на грузы физических лиц для личного пользования, ТПО на грузы физических лиц для личного пользования с превышением лимита беспошлинного ввоза по стоимости в 200 EUR;

- необходимо оказывать всестороннюю поддержку со стороны казахстанских IT-специалистов для обеспечения бесперебойного функционирования ИС «АСТАНА-1»;

- следует провести модернизацию возможностей ИС «АСТАНА-1» для полного предотвращения физического досмотра груза таможенным инспектором;

- необходимо организовать свободный доступ всем налогоплательщикам к системе для просмотра интересующих их сведений о грузе;

- нужно провести совершенствование технического уровня ИС «АСТАНА-1» для упрощения процессов декларирования;

- МФ РК необходимо разработать грамотное методическое пособие и поэтапную инструкцию, закрепленную на законодательном уровне, по которым можно будет полноценно работать в ИС «АСТАНА-1».

Исходя из указанных выше рекомендаций, можно прийти к выводу, что для улучшения качества проведения электронного таможенного декларирования товаров необходимо провести модернизацию технических возможностей ИС «АСТАНА-1», добавить в систему новые формы таможенного декларирования, также важно оказывать постоянную поддержку системы со стороны IT-специалистов для организации бесперебойной работы системы.

Заключение

В настоящее время в Казахстане активно используется и совершенствуется система электронного таможенного декларирования ИС «АСТАНА-1». Переход на систему электронного декларирования дал возможность повышения эффективности деятельности не только организаций, которые ведут внешнюю торговую деятельность, но и таможенных органов.

Благодаря отсутствию человеческого фактора при осуществлении таможенного контроля появляется возможность значительно минимизировать коррупционные проявления, повышается прозрачность операций и действий, совершаемых таможенными органами [18].

Система электронного таможенного декларирования позволяет активно развиваться транспортному комплексу и логистической системе Казахстана. В связи с большой скоростью декларирования товаров появляется возможность транспортировки как импортных, так и экспортных грузов в еще больших масштабах, соответственно повышается грузопоток, возникает необходимость использования различных видов транспорта.

При проведении электронного таможенного декларирования возникает ряд сложностей, которые препятствуют автоматизации и ускорению процесса.

На примере компании ТОО «ДХЛ Интернешнл Казахстан» можно увидеть, что проблемы ИС «АСТАНА-1» пытаются решить на локальном уровне, однако для улучшения качества и эффективности проведения электронного таможенного декларирования товаров необходимо провести модернизацию технических возможностей ИС «АСТАНА-1» на глобальном уровне, а именно: добавить в систему новые формы таможенного декларирования, оказывать постоянную поддержку системы со стороны IT-специалистов для организации бесперебойной работы системы, разработать грамотное поэтапное руководство по работе в системе.

Литература

1. Georgieva E. A. et al. Prospects for the development of the digital economy in Kazakhstan //Central Asian Journal of Social Sciences and Humanities. - 2020. - Т. 6. - №. 1. - С. 54-62.

2. Назарбаев Н.А. План нации - 100 конкретных шагов. Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100 (дата обращения: 02.11.2020).

3. Республика Казахстан. Кодекс от 26 декабря 2017 года № 123-VI ЗРК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.06.2020 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000123 (дата обращения: 15.11.2020).

4. Sembiyeva L.M. et al. Strategy and tactics of financial policy of Kazakhstan in the conditions of development of integration processes //Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Almaty. - 2019. - №. 5. - С. 87-96.

5. Налоги в Казахстане. Электронное декларирование ИС «Астана-1» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nalogikz.kz/docs/yelektronnoe-deklarirovanie-is-astana-1-2.html (дата обращения: 29.11.2020).

6. Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования //Петербургский экономический журнал. - 2019. - №. 2.

7. Косых Е.А., Кондрусик М.А., Старых С.А. Анализ кадрового обеспечения и возможностей карьерного роста сотрудников таможенных органов //Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. - 2018. - С. 29-33.

8. Shkvarya L. et al. The impact of the Customs Union and the EAEU on the small and medium business in Kazakhstan //Central Asia & the Caucasus - 2017. - Т. 18. - №. 1.

9. Yakovleva M.A. Electronic Customs as a Currency Control Authority //2nd International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2020). - Atlantis Press, 2020.

- С. 246-249.

10. Sheryazdanova G., Butterfield J. E-government as an anti-corruption strategy in Kazakhstan //Journal of Information Technology & Politics. - 2017. - Т. 14. - №. 1. - С. 83-94.

11. Фещенко Е.А. Автоматизация таможенного дела в странах ЕАЭС //Актуальные вопросы науки и практики. - 2020. - С. 71-76.

12. Бондарева А.В., Николаенко Т.О. Применение системы управления рисками при контроле таможенной стоимости товаров //Актуальные вопросы развития современного общества. - 2019. - С. 53-56.

13. Зюзько Д.А. Механизм «Единого окна» и его реализация в Евразийском экономическом союзе. - 2019.

14. Игнатьева Г.В., Алёхина О.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле //Экономическая безопасность и качество. - 2018. - №. 1 (30).

15. Turuntayeva A. et al. Improving the effectiveness of tax administration through the example of the republic of Kazakhstan //Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. - 2019. - Т. 22.

- №. 2. - С. 1 -16.

16. Прокопьева М.Н. Развитие электронных систем платежей в целях внедрения механизма "единого окна" в Евразийском Экономическом Союзе //Экономика. Право. Инновации.

- 2018. - №. 5. - С. 29-35.

17. Алёхина О.В. и др. Цифровые технологии в таможенном деле //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - №. 3 (72).

18. Smolina E.S., Seryomina R.N. Prospects for the Functioning of the New Customs Code of the Eurasian Economic Union //Sustainable Growth and Development of Economic Systems. -Springer, Cham, 2019. - С. 77-85.

References

1. Georgieva E. A. et al. "Prospects for the development of the digital economy in Kazakhstan" Central Asian Journal of Social Sciences and Humanities. 6.1 (2020): 54-62.

2. Nazarbaev N.A. Plan nacii. 100 konkretnykh shagov. Programma Presidenta Respubliki Kazakhstan ot 20 maya 2015 goda. Web. 2 Nov. 2020 <http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100>

3. Respublika Kazakhstan. Kodeks ot 26 dekabrya 2017 goda № 123.VI ZRK O tamozhennom regulirovanii v Respublike Kazakhstan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 25.06.2020 g.). Web. 15 Nov. 2020 <http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000123>

4. Sembiyeva L.M. et al. "Strategy and tactics of financial policy of Kazakhstan in the conditions of development of integration processes" Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Almaty. 5. (2019): 87-96.

5. Nalogi v Kazakhstane. Elektronnoye deklarirovaniye IS «Astana-1» Web. 29 Nov. 2020 <https://nalogikz.kz/docs/yelektronnoe-deklarirovanie-is-astana-1-2.htm>

6. Vorona A.A. "Povysheniye kachestva predostavleniya tamozhennykh uslug v tsentrakh elektronnogo deklarirovaniya" (Improving the quality of the provision of customs services in the centers of electronic declaration) Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal 2 (2020).

7. Kosykh Ye.A., Kondrusik M.A., Starykh S.A. "Analiz kadrovogo obespecheniya i vozmozhnostey kar'yernogo rosta sotrudnikov tamozhennykh organov" (Analysis of staffing and career opportunities for customs officials) Aktual'nyye problemy razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: teoriya i praktika. (2018): 29-33.

8. Shkvarya L. et al. "The impact of the Customs Union and the EAEU on the small and medium business in Kazakhstan" Central Asia & the Caucasus 18.1 (2017).

9. Yakovleva M.A. "Electronic Customs as a Currency Control Authority" 2nd International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2020). Atlantis Press. (2020): 246-249.

10. Sheryazdanova G., Butterfield J. "E-government as an anti-corruption strategy in Kazakhstan" Journal of Information Technology & Politics. 14.1 (2017): 83-94.

11. Feshchenko Ye.A. "Avtomatizatsiya tamozhennogo dela v stranakh EAES" (Automation of customs affairs in the EAEU countries) Topical issues of science and practice. (2020): 71 -76.

12. Bondareva A.V., Nikolayenko T.O. "Primeneniye sistemy upravleniya riskami pri kontrole tamozhennoy stoimosti tovarov" (Application of the risk management system in the control of the customs value of goods) Actual problems of the development of modern society. (2019): 53-56.

13. Zyuz'ko D.A. Mekhanizm «Yedinogo okna» i yego realizatsiya v Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze. 2019.

14. Ignat'yeva G.V., Alokhina O.V. "Perspektivy i riski tsifrovykh tekhnologiy v tamozhennom dele" (Prospects and risks of digital technologies in customs) Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo. 1.30 (2018)

15. Turuntayeva A. et al. "Improving the effectiveness of tax administration through the example of the republic of Kazakhstan" Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. 22.2 (2019): 1 -16.

16. Prokop'yeva M.N. "Razvitiye elektronnykh sistem platezhey v tselyakh vnedreniya mekhanizma "yedinogo okna" v Yevraziyskom Ekonomicheskom Soyuze" (Development of electronic payment systems in order to introduce a single window mechanism in the Eurasian Economic Union) Ekonomika. Pravo. Innovatsii. 5 (2018): 29-35

17. Alokhina O.V. i dr. "Tsifrovyye tekhnologii v tamozhennom dele" (Digital technologies in customs) Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta.3.72 (2018)

18. Smolina E.S., Seryomina R.N. "Prospects for the Functioning of the New Customs Code of the Eurasian Economic Union" Sustainable Growth and Development of Economic Systems. Springer, Cham. (2019): 77-85.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Кегенбеков Жандос Кадырханович, к.т.н., Zhandos K. Kegenbekov, candidate of

доцент, декан факультета Инжиниринга и информационных технологий, Казахстанско -Немецкий Университет, 050010, г. Алматы, ул. Пушкина 111, e-mail: kegenbekov@dku.kz

Змановский Артем Валидович, магистрант Казахстанско - Немецкого Университета (специальность Ресурсосберегающая производственная логистика), 050010, г. Алматы, ул. Пушкина 111, e-mail: vip.zmanovslkiy@mail.ru

technical sciences, Dean of Engineering and Information Technology Faculty, Kazakh -German University, 111 Pushkin str., Almaty, 050010.

Artyom V. Zmanovskiy, Master's student of the Kazakh-German University (specialty Resource-saving production logistics), 111 Pushkin str., Almaty, 050010.

Статья поступила в редакцию 21.12.2021; опубликована онлайн 23.03.2021. Received 21.12.2021; published online 23.03.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.