Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ФИТОСАНИТАРНОМ И ВЕТЕРИНАРНОМ КОНТРОЛЕ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ФИТОСАНИТАРНОМ И ВЕТЕРИНАРНОМ КОНТРОЛЕ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ФИТОСАНИТАРНЫЕ РИСКИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ / РЕИНЖИНИРИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / PERMITS / PHYTOSANITARY RISKS / AUTHORIZED CONTROL BODIES / REENGINEERING / RISK MANAGEMENT SYSTEM / INTEGRATED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пулатова Лола Таирхановна, Саидов Абдусобир

В статье представлен аналитический обзор, посвящённый изучению вопросов обеспечения информационного взаимодействия между уполномоченными органами контроля. Особое внимание авторов уделено вопросам, связанных с формированием научно-обоснованных инновационных методов оценки безопасности товаров, соответствующих международным нормам и стандартам. Показана необходимость совершенствования методических основ обеспечения безопасности на основе управления фитосанитарными рисками. В статье раскрывается принцип информационного единства на основе совместимости информационных источников, подходов к процедурам обработки и анализа информации путём интеграционного взаимодействия механизма «Единое окно» и системы управления рисками (СУР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пулатова Лола Таирхановна, Саидов Абдусобир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ФИТОСАНИТАРНОМ И ВЕТЕРИНАРНОМ КОНТРОЛЕ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Section 9. Economic security

https ://doi.org/10.29013/EJEMS-20-4-91-103

Pulatova Lola Tairkhanovna, Professor of the Department"Customs expertise and classification of goods" of the Customs Institute of the State customs committee of the Republic of Uzbekistan

Saidov Abdusobir, Senior lecturer of the Department "Special Sciences" of the Faculty of Advanced studies of the Customs Institute of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, doctor of technical sciences

E-mail: shohista11@mail.ru

PROBLEMATIC ISSUES OF INTRODUCING A RISK MANAGEMENT SYSTEM FOR PHYTOSANITARY AND VETERINARY CONTROL AT CHECKPOINTS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract. The article presents an analytical review devoted to the study of issues of ensuring information interaction between authorized control bodies. The authors pay special attention to issues related to the formation of scientifically grounded innovative methods for assessing the safety of goods that meet international norms and standards. The need to improve the methodological foundations of safety assurance based on phytosanitary risk management is shown. The article reveals the principle of information unity based on the compatibility of information sources, approaches to information processing and analysis procedures through the integration interaction of the Single Window mechanism and the risk management system (RMS).

Keywords: permits; phytosanitary risks; authorized control bodies; reengineering; risk management system; integrated information system.

Пулатова Лола Таирхановна, Профессор кафедры «Таможенная экспертиза и классификация товаров» Таможенного института ГТК Республики Узбекистан

Саидов Абдусобир,

старший преподаватель кафедры «Специальных наук» Факультета повышения квалификации Таможенного института ГТК Республики Узбекистан, доктор технических наук

E-mail: shohista11@mail.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ФИТОСАНИТАРНОМ И ВЕТЕРИНАРНОМ КОНТРОЛЕ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор, посвящённый изучению вопросов обеспечения информационного взаимодействия между уполномоченными органами контроля. Особое внимание авторов уделено вопросам, связанных с формированием научно-обоснованных инновационных методов оценки безопасности товаров, соответствующих международным нормам и стандартам. Показана необходимость совершенствования методических основ обеспечения безопасности на основе управления фитосанитарными рисками. В статье раскрывается принцип информационного единства на основе совместимости информационных источников, подходов к процедурам обработки и анализа информации путём интеграционного взаимодействия механизма «Единое окно» и системы управления рисками (СУР).

Ключевые слова: разрешительные документы; фитосанитарные риски; уполномоченные органы контроля; реинжиниринг; система управления рисками; интегрированная информационная система.

Изменения в мировой и национальной политико-экономической сфере, в частности, глобализация мировой экономической системы, расширение транснациональной миграции, либерализация пограничной политики Республики Узбекистан, оказали существенное влияние на методы и средства контроля в пунктах пропуска через государственную границу, применяемые государственными контрольными органами, в том числе, органами фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-эпидемиологического контроля и органов сертификации. Кроме того, значительные изменения, произошедшие в мето-

дах реализации внешнеторговой деятельности, возможности современных информационных технологий способствовали стимулированию деятельности таможенной службы Республики Узбекистан к совершенствованию процедур и правил таможенного контроля. В связи с этим, возникает необходимость выработки в рамках стратегии таможенного контроля системы мер, связанных с оценкой рисков по отношению к товарам и транспортным средствам в пунктах пропуска через государственную границу.

Проведённый нами анализ нормативно-правовой базы Республики Узбекистан в отношении

деятельности уполномоченных органов контроля показал, что, на сегодняшний день, в целях совершенствования, повышения эффективности и оперативности выполнения ими контрольных функций во взаимосвязи с таможенными органами, необходима разработка научно-методического подхода по определению тактики применения системы управления рисками при таможенном контроле. Одним из приоритетов в данном направлении, является получение стандартизационной информации, документов разрешительного характера и оценка предъявляемых к ним требований, с использованием единого пропускного канала. В этой связи, особую экономическую значимость приобретает решение вопросов, связанных с разработкой алгоритма внедрения межведомственного электронного взаимодействия в режиме on-line с применением методики информационного моделирования требований таможенного законодательства и описанием профилей риска на основе информационной матрицы в совокупности с бенч-маркингом в рамках цифровой экономики.

На сегодняшний день, анализ риска - это систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств, в пунктах пропуска через государственную границу Республики Узбекистан. Основная цель анализа риска, предусматривает создание оптимальных условий для беспрепятственного перемещения товаров, обеспечение уплаты всех таможенных платежей, соблюдение интересов участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, переход осуществления таможенного контроля от тотальности на принципах выбороч-ности с внедрением системы управления рисками (СУР) влечет за собой концептуальное изменение деятельности таможенных органов по проверке и обеспечению соблюдения участниками внеш-

неэкономической деятельности таможенного законодательства. Учитывая тот факт, что аналитическую работу с рисками, можно рассматривать как альтернативное действие по отношению к таможенному и фитосанитарному контролю, сама система управления рисками призвана сбалансировать решение противоречивых задач, таких как упрощения таможенных процедур и повышения эффективности таможенного, а также фитосани-тарного контроля.

Как показывает международная таможенная практика, важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность и достоверность информации, используемой для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков по различным направлениям, в том числе по направлению фитосанитарных рисков. Это утверждение одновременно предполагает и то, что таможенные органы Республики Узбекистан, должны иметь не только доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации, но и уметь эти сведения логически обрабатывать. С другой стороны, следует подчеркнуть, что комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, в том числе, наличие нескольких независимых источников информации в отношении разрешительных документов, а также сбора информации с использованием информационных технологий, определяющих периодичность их обновления, систематическое пополнение базы данных по индикаторам риска, позволит обеспечить максимальную достоверность и объективность при реализации как таможенных услуг, так и уполномоченных органов контроля, при выдаче разрешительных документов, в частности, фито-санитарного сертификата.

Поэтапное вступление Республики Узбекистан в международные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО), накладывает обязательства по выполнению требо-

ваний нормативных документов данных международных организации. Например, в отношении продовольственных товаров это касается многостороннего соглашения SPS по санитарным и фи-тосанитарным мерам, нормативная база которого основана на международных стандартах Комиссии Codex Alimentarius, Всемирной организации здоровья животных (OIE) и Международного соглашения по защите растений (IPPC - International Plant Protection Convention). Важно отметить, что одним из приоритетных направлений в деятельности IPPC, является анализ фитосанитарного риска (АФР), согласно которого устанавливают показатели вредности организма. При положительном ответе оценивают вероятность интродукции и распространения организма, а также

зону действия и величину экономических последствий. Анализ фигосанигарных рисков проводится на основе изучения биологических, экономических и других научных данных. Как показано на (рис. 1), в случае признания риска неприемлемым, предусмотрено управление с целью снижения риска до приемлемого уровня путем разработки фи-тосанитарных регламентаций.

Анализ литературы показал, что при определении целевого назначения фитосанитарного риска, за основу берутся результаты оценок вероятности интродукции и экономического ущерба. Подходящие варианты управления фито санитарным риском следует выбирать исходя из их эффективности в уменьшении интродукции рассматриваемого вредного организма.

Рисунок 1. Этапы проведения процесса анализа фитосанитарных рисков (АФР)

При этом, выбор должен быть регламентирован на основе применения ряда принципов, таких как:

• фитосанитарные меры должны быть доказанными, рентабельными и осуществимыми;

• соблюдение принципа «минимального воздействия», т.е. меры не должны ограничивать торговлю более, чем это предусмотрено законодательством;

• принцип «эквивалентности» - в случае выявления различных фитосанитарных мер, дающих одинаковый результат, их следует признавать в качестве альтернативных;

• соблюдение принципов «отсутствия дискриминации» - в тех случаях, когда

рассматриваемый вредный организм акклиматизировался в зоне АФР, но ограниченно распространен и с ним проводится официальная борьба, фитосанитарные меры при импорте не должны быть более жесткими, чем меры, применяемые в пределах зоны АФР.

Учитывая вышеизложенное, при реализации мероприятий, связанных с анализом фитосанитарных рисков для оценки безопасности продукции, фитосанитарные меры не должны различаться в отношении экспортирующих стран, имеющих одинаковый фитосанитарный статус. При этом, принцип «модификации» предусма-

тривает тот факт, что при изменении условий и появлении новых сведений, фитосанитарные меры будут немедленно модифицированы либо путем введения новых запретов, ограничений или требований, необходимых для их успешного применения, либо путем отмены тех из них, которые оказались неэффективными.

Вместе с тем, при исследовании рисков, важны не только показатели возможности возникновения рисковых событий в отношении товаров и транспортных средств, с применением методов статистического моделирования, но и оценки их последствий в деятельности уполномоченных органов. Указанные аспекты исследования фитоса-нитарных рисков, требуют необходимого развития. Кроме того, без учёта последствий рисковых событий, дальнейшее развитие системы управления рисками, и создание на её основе интегрированной информационной модели «Единого окна» для процесса удалённого таможенного оформления, не представляется возможным. Такая тенденция, не позволяет обеспечить требуемое повышение эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием единого пропускного канала через государственную границу Республики Узбекистан при реализации таможенных услуг и выдачи разрешительных документов.

Государство-импортер при допуске на внутренний рынок экспортной продукции растительного происхождения стремится в первую очередь обеспечить безопасность такой продукции. Одним из действенных инструментов обеспечения безопасности является применение санитарных и фитосанитарных норм. Основное их предназначение заключается в «охране здоровья населения, защите животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникающих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них».

Как показывает практика, для более эффективного обеспечения безопасности импортируемой продукции растительного происхождения, соответствующие уполномоченные органы государства должны проводить системный анализ рисков, связанных с поставками данного вида продукции. Принимаемые, по результатам такого анализа, меры, эффективно позволяют избежать неблагоприятных последствий [1].

Однако несоблюдение и невыполнение своевременных мер по обеспечению безопасности продукции, может привести к серьезным деструктивным социально-экономическим последствиям. Например, фитофтороз картофеля стал причиной голода в 40-х годах XIX столетия в Ирландии. В 70-х годах ХХ столетия, в страны Африки с продовольственной помощью, был случайно завезен вредный организм, с которым страны ведут борьбу и по сей день [2].

Таким образом, для обеспечения безопасности продукции, а также выполнения обязательств, взятых государствами при присоединении к Всемирной Торговой Организации, важно и необходимо внедрение системы анализа рисков в деятельность государственных органов контроля. В некоторых странах, такие системы уже применяются в течение длительного времени. Так, в США эта деятельность возложена на Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, а также Службу безопасности и контроля за продуктами питания.

На современном этапе, в условиях глобализации мировой экономики и возрастающей интернационализации хозяйственной жизни, эффективное участие того или иного государства в международном разделении труда, в том числе, в процессах кооперирования производства, является одним из необходимых условий роста ее национальной экономик [3]. На сегодняшний день, практически не осталось стран, которые не стремились бы к расширению своего присутствия на мировом рынке, завоеванию соответствую-

щего положения в международном разделении труда. В свою очередь, достижение этих целей, невозможно без активного совершенствования всех сегментов внутреннего рынка, приведения их в соответствие со сложившимися в мировой практике стандартами в области правового и административного регулирования, как в области внешней торговли, так и в торговой политике.

В целях обеспечения безопасности продукции, поступающей на внутренний рынок, в Республики Узбекистан представляется необходимым применение системы анализа рисков в деятельности Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Со всей очевидностью, можно отметить, что внешнеэкономическая политика Республики Узбекистан направлена на полноценную интеграцию в мировую торговую систему [4]. В связи с чем, одним из приоритетных направлений, в последнее время, стала подготовка к вступлению нашего государства во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая регулирует сегодня свыше 90% мировой торговли. Как показывает международная практика, вступление Узбекистана в ВТО подразумевает принятие на себя целого комплекса мероприятий, причем без каких-либо исключений, включая «обновленное» ГАТТ, сферу услуг, инвестиции, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности и др. Для проведения эффективного фитосанитарного импортного контроля на таможенных приграничных пунктах необходимо выполнение следующих минимальных требований:

• доступ к действующему национальному законодательству и нормативным актам;

• средства контроля и оборудование;

• перечень карантинных организмов, ввоз которых запрещён на территорию государства. С точки зрения их потенциальной угрозы для государства, такой лист может включать в себя организмы с более высоким и более низким фитосанитарным риском;

• информационные листы о карантинных организмах, ввоз которых запрещён на территорию государства;

• международные карты распространения вредителей карантинного значения;

• руководство по фитосанитарным процедурам импорта;

• импортные карантинные разрешения (копии), в случае необходимости;

• справочные материалы (таксономическое деление) о карантинных организмах;

Груз, предназначенный для импорта в страну, подлежит контролю на приграничных таможенных пунктах фитосанитарными органами в отношении следующих требований, в частности:

A) проведения документарной проверки;

Б) проверке идентичности;

B) контролю фитосанитарного состояния груза;

Г) взятию образца на месте для инспектирования или лабораторного анализа;

Д) осмотру транспортных средств на предмет наличия регулируемых вредных организмов.

С целью определения частоты фитосанитар-ных процедур, следует исходить из категории фитосанитарного риска подконтрольной продукции. Например, при необходимости, при ввозе товара железнодорожным транспортом, фитосанитар-ные погранично-карантинные процедуры, определенные подпунктами «б», «в» и «г», могут быть перенесены по месту назначения товара.

В ходе реализации таможенного оформления, необходимо предоставить документы в фитоса-нитарный пункт с целью проведения фитосанитарного контроля:

• фитосанитарный сертификат (оригинал);

• разрешение на импорт (в случае необходимости);

• определенные законодательством другие сопроводительные документы на товар, а также другие сопроводительные документы на товар необходимые для идентификации груза.

Проверка документов включает в себя:

• установление соответствия формы и содержания фитосанитарного сертификата утвержденной модели (форме образца фитосанитарного сертификата, утвержденной Приложением к Международной конвенции по защите растений (МККЗР), он должен быть оформлен в соответствии с (МСФМ 12);

• проверку полноценности заполнения фитосанитарного сертификата, включая печать и подпись на нем (ботанические названия растений должны быть указаны на латинском языке);

• установление взаимного соответствия данных сопроводительных документов, определенных фитосанитарным сертификатом и законодательством (сертификат происхождения, счет-фактура (инвойс), транспортная накладная, разрешение на импорт и другие документы) [8].

Подлинность и оформление фитосанитарного сертификата. Учитывая международные требования, фитосанитарный сертификат является подлинным, если он выдан уполномоченным должностным лицом Национальной организации по карантину и защите растений (НОКЗР) страны происхождения/страны экспортёром в соответствии с существующими фитосанитар-ными требованиями страны назначения в соответствии с Международными стандартами по фитосанитарным мерам МСФМ 7 и МСФМ 12 и отвечает формальным требованиям [5]. При этом, у инспектора должны быть полномочия требовать копии со всех документов, которые подтверждают данные указанные на сертификате (на пункте должна быть возможность делать копии). Данные на сертификате и на сопроводительных документах должны совпадать по следующим пунктам:

• импортёр;

• страна происхождения;

• идентичность материала (по крайней мере, название растения, наименование товара, или другие отличительные особенности, такие как идентификация транспортных средств);

• количество (количество, указанное на ФС может быть больше, но не меньше чем указано на сопроводительных документах).

В случае, если в фитосанитарных сертификатах имеются незаполненные поля и в документах, сопровождающих груз, обозначены противоречивые данные, инспектор должен запросить дополнительную информацию и/или документы. В случае не предоставления импорт должен быть остановлен.

В случае значительного или неоднократного присутствия недочётов в заполнении документации инспектор, в отношении груза, может применить процедуру возврата. При таможенном оформлении, необходимо обратить внимание на фитосанитарный сертификат, имеющий признаки фальсификации, в частности:

1. не имеет печати, подтверждающей правильность данных, в томчисле, если отсутствует подпись;

2. выдан на бланке, не утверждённом НОКЗР;

3. не ясно, какая НОКЗР его выдала;

4. не ясен адресат (не указана НОКЗР страны получателя);

5. фитосанитарный сертификат был выдан не авторизированной организацией или лицом;

6. не заполнены обязательные пункты фитосанитарного сертификата, а при этом имеются печать и подпись;

7. сведения, содержащиеся в фитосанитар-ном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.

Контроль фитосанитарного состояния груза

Контроль соблюдения фитосанитарных требований включает визуальный досмотр груза для выявления вредных организмов, а так же с целью

определения эффективности обработки, дезинфекции, наличия загрязнителей (листьев, почвы), отсутствия неразрешенных грузов, соблюдения требований во время упаковки или транспортировки грузов, требований, связанных с происхождением груза, а также по маркировке деревянной упаковки груза [6].

Действия при подозрении или обнаружении вредных организмов

Если обнаружена заражённость груза, хотя бы единичными экземплярами регулируемых организмов, а также неизвестных инспектор увреди-телей, он собирает их и направляет на определение в лабораторию. Если обнаруженный объект оказывается карантинным вредителем, то груз изолируют таким образом, чтобы не допустить распространения вредителя.

При проведении фитосанитарного контроля подконтрольной продукции высокого фитосани-

тарного риска необходимо проведение анализа фитосанитарного сертификата, сопровождающего товарную партию. В данном разрешительном документе подлежат обязательному указанию сведения (наименование и адрес организации) об экспортере и получателе товаров, виде транспорта, которым осуществляется поставка товарной партии, о пункте ввоза товаров, а также наименование и количество перемещаемых товаров.

Конкретные товары из разных стран происхождения могут представлять разный уровень риска, в основном, определяемый по фитосанитар-ному состоянию территории этих стран, поэтому в зависимости от страны происхождения импортные требования в отношении одного и того же товара могут различаться. На рис. 2, представлены действия сотрудников таможенных органов Республики Узбекистан при проведении контроля в отношении ввозимых товаров.

проводить анализ фитосанитарных рисков (АФР) в отношении товаров растительного происхождения

определять, какие вредные организмы должны регулироваться в зависимости от страны происхождения

формировать перечни регулируемых вредных организмов

устанавливать требования в отношении импорта под карантинных материалов

в зависимости от уровня установленного риска определяют

подходящий пункт ввоза грузов с целью проведения проверки документации и досмотра на требуемом уровне, который может быть необходим

Рисунки 2. Алгоритм действий сотрудников таможенных органов при проведении таможенного контроля

Соответственно, технические возможности в пункте ввоза должны обеспечивать проведение досмотра и проверки с учетом уровня риска, представляемого грузом. При этом, меры по управлению риском, связанными с товаром, который будет ввозиться в страну, должны применяться в экспортирующей стране, чтобы минимизировать риск для импортирующей страны. Такая категоризация позволяет контролирующим органам определить, необходимо ли в дальнейшем проводить анализ фитосанитарного риска (АФР) и существует ли необходимость в фитосанитарной сертификации. Как показано на рис. 3, в ходе проведения аналитических работ в отношении товаров растительного происхождения, а также проверке товаросопроводительных документов, можно выделить логический процесс определения категории товара для установления степени фитосанитарного риска [7].

Результатом использования приведённой методологии является не только идентификация и оценка фитосанитарного риска, но и выбор одного или более вариантов управления, в отношении которых установлено, что они уменьшают риск до приемлемого уровня. В таких случаях основой категоризации является следующее:

• был ли товар переработан или нет;

• метод и степень переработки, с помощью которого товар был подвергнут до экспорта;

• предполагаемое использование товара после его ввоза [8].

Таким образом, профили рисков СУР в сфере карантина растений, прежде всего, основываются на информации о карантинном фитосанитар-ном состоянии территории страны-экспортера, информации полученной от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортеров, фитосанитарном состоянии Республики Узбекистан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях единообразного подхода при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декла-

рирования, актуальным вопросом выступает решение задач, связанных с упрощением процедур торговли и совершенствования порядка таможенных операций в части касающейся практического применения унифицированной таможенной информационной системы «Единое окно» (Single Window), позволяющей всем участникам торговых и транспортных операций, предоставлять информацию, необходимую для осуществления импортных, экспортных, транзитных операций, в единую структуру, в единой форме.

Сравнительный анализ зарубежного опыта практического применения механизма «Единое окно» показал, что данное направление представляет собой мировой тренд в области повышения эффективности деятельности таможенных органов. Рассматриваемая форма свидетельствует о том, что отсутствие прозрачности в отношении правил и регламентов, избыточные и длительные процессы таможенной очистки, множество документальных требований (при этом требуются документы в различных форматах и с различными элементами данных), увеличивают расходы и время, необходимые для ведения торговли. Сегодня считается, что эти препятствия представляют собой большие барьеры в торговле, чем барьеры, связанные с тарифами и квотами. Они как бы «утолщают» государственные границы. Таким образом, на сегодняшний день, гораздо важнее, добиться упрощения процедур торговли, с целью повышения административной эффективности и результативности, снижения издержек и уменьшения времени от начала оформления товара до выхода его на рынок, повышение прогнозируемо-сти мировой торговли.

Применение механизма «Единое окно» является эффективным инструментом упрощения процедур международной торговли, позволяющего государственным органам и представителям бизнеса минимизировать свои издержки при совершении экспортных, импортных и транзитных операций.

Рисунок 3. Процесс категоризация товара для определения степени фитосанитарного риска

Однако, несмотря на совершенствование этапов таможенного администрирования, отсутствие интегрированного механизма «Единое окно», дублирование сведений и документов в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности, создают дополнительные барьеры для предпринимателей. Следует также отметить, что на практике все еще сохраняются излишние бюрократические процедуры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства, особенно, в части получения разрешительных документов и осуществлении внешнеторговых операций. Усложнение процессов регулирования внешнеэкономической деятельности, лишние документы, а также отсутствие надлежащей таможенной инфраструктуры, может привести к дополнительным затратам для участников внешнеэкономической деятельности и задержкам в перемещении товаров через таможенную границу, тем самым подавляя торговый потенциал Узбекистана. В целях недопущения подобного развития событий, в таможенных органах Республики Узбекистан, необходимо реализовать преимущества ТИС «Единое окно». Хотелось бы подчеркнуть, что в большинстве западных стран уже применяется такое межведомственное взаимодействие с применением данной технологии, тем самым способствуя совершенствованию и развитию своих торговых отношений [9].

Трудно не согласиться с тем, что интегрированная система «Единое окно», представляет собой одно из приоритетных направлений в философии таможенного администрирования, в рамках которого традиционные структуры правительства трансформируются в новые механизмы. В современных условиях формирования торгово-экономических отношений, они наилучшим образом отвечают потребностям граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Система «Единое окно» предполагает такую организацию взаимодействия между уполномоченными государственными органами и бизнесом, которая позволила бы участникам внешнеэкономической

деятельности, для получения услуг и разрешительной документации, однократно представлять документы в одном цифровом пространстве по одним и тем же формам.

На сегодняшний день, в Республике Узбекистан механизм «Единое окно» только начинает внедряться, несмотря на наличие определенных барьеров для его успешного и бесперебойного функционирования. Внедрение системы «Единого окна» обеспечивает ясные выгоды, приобретаемые как представителями бизнеса, так и контролирующими государственными органами. При этом, унифицированная подготовка и предоставление единого стандартного пакета документов в стандартном виде и один раз, приведет к ускорению проведения сделки, снизив затраты на получение документов, организует сбор и движение информации между службами, обеспечив тем самым, прозрачность правил контроля. В принципе, «Единое окно» - это виртуальная система обмена информацией между различными ведомственными системами, использование которой приведет к укреплению координации и сотрудничества между государственными органами, имеющими отношение к деятельности в области торговли. В связи с этим, построение эффективно функционирующей системы управления рисками и её интеграции в «Едином окне», с точки зрения унифицированного взаимодействия таможенных органов с уполномоченными органами контроля по вопросам выдачи разрешительных документов, является одним из приоритетных направлений в области реформирования таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан.

Важно отметить, что интенсивное развитие информационного обмена можно назвать отличительной особенностью современного таможенного администрирования Республики Узбекистан. В данном направлении происходит подобный обмен с целью обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и осуществле-

ния борьбы с таможенными правонарушениями. При этом, информационный обмен, поставленный на юридическую основу, в том числе посредством реализации «Единого окна», может стать неотъемлемым элементом системы управления рисками, создавая специфическую сеть источников информации при выработке решений [10].

В настоящее время, в Республике Узбекистан, информационное взаимодействие между таможенными органами и уполномоченными органами контроля, происходит по принципу «каждый с каждым», что ведет к неоправданному увеличению затрат на интеграцию информационно-коммуникационных систем. Как показывает практика, управление процессами при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, требует высокой степени интеграции национальных информационных систем таможенных и уполномоченных органов контроля, а также интеграции данных информационных систем на международном уровне, с целью создания единого пропускного канала, что позволит реализовать следующие мероприятия, не выходящие за рамки рекомендаций Всемирной Торговой Организации, в частности:

• предварительную информацию (предварительное уведомление) о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан;

• статистическую информацию о внешней и взаимной торговле между Республикой Узбекистан и международным торговым сообществом, а также сравнение статистики внешней торговли нашего государства со статистикой других стран;

• информацию о деятельности лиц, выступающих для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

• информацию о деятельности перевозчиков, таможенных представителей, владель-

цев складов временного хранения и таможенных складов;

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что интеграция Системы управления рисками в механизм «Единое окно», будет способствовать реализации эффективного контроля за перемещаемыми потоками товаров. Представленный материал свидетельствует о том, что совершенствование и модернизация Системы управления рисками при реализации таможенных услуг, можно отнести к задаче поиска оптимального решения в условиях конфликтной ситуации при заданной ограниченности ресурсов и известной структуре альтернативных действий как таможенных органов, так и уполномоченных органов контроля. По результатам анализа полученной информации, в таможенных органах формируются проекты профилей риска, которые описывают рисковую ситуацию, её направленность, содержат меры, которые должностные лица таможенных органов должны предпринять для минимизации рисковых ситуаций [11]. Кроме того, в условиях реинжиниринга процесса организации таможенного контроля товаров, обе системы, направленные на рациональное использование ресурсов, призваны повысить качество предоставляемых государством услуг и сократить временные издержки, возникающие в процессе осуществления внешнеторговых операций.

Обобщая сказанное, целесообразно сделать вывод о том, что от информационной доступности и возможности анализировать многочисленные источники информации, в оперативном режиме обмениваться необходимой информацией с другими министерствами и ведомствами, зависит качество предлагаемых государством услуг, создание благоприятных условий для увеличения товарооборота, собираемость таможенных платежей в полном объёме и выведение импортных товаров, в процессе осуществления внешнеторговых операций, из статуса нелегального сектора экономики в легальный.

Список литературы:

1. Guidelines for Plant Pest Risk Assessment of Imported Fruit & Vegetable Commodities // URL: https:// www.aphis.usda.gov/import_export/plants/plant_imports/process/downloads/PRA.Guide-lines Imported Fruit VegCommodities.pdf

2. О результатах научно-исследовательской деятельности ФГБУ «ВНИИЗЖ» за 2013 год // Офиц. сайт // Россельхознадзор. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/structure/terorgs/arriah/newsDetails. html?id=99166/ (дата обращения: 19.09.2016).

3. Trade Facilitation Terms: An English-Russian Glossary. Revised second edition. New York; Geneva; -Moscow, 2011.- 286 p. URL: http://www.tsouz.ru/Docs/kodeks/ Documents/Glossary%202011.pdf / (дата обращения: 21.11.2014).

4. «Глобализация, ВТО и ННГ: расширение диалога для устойчивого развития», осуществляемого при поддержке Фонда Форда.

5. Международная конвенция по карантину и защите растений, 1997. ФАО, Рим.

6. Камалиева Л. А. Опасные для жизни или здоровья потребителей лекарственные средства и спир-то-содержащая продукция // Актуальные проблемы экономики и права. 2011.- № 1.- С. 237-239.

7. Матисон В. А., Прокопова М. А., Арутюнова Н. И. Анализ фитосанитарных рисков при обеспечении безопасности растительного сырья, продукции и растений // Пищевая промышленность. 2014.- № 8.- С. 33-35.

8. Лаврентьева О. Практическое руководство по фитосанитарным процедурам импорта // Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.- Анкара. 2016.- 34 c.

9. Афонин П. Н., Афонин Д. Н., Мютте Г. Е. и др. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при реализации таможенных услуг // Приоритеты России. 2012.- № 18 (159).- С. 14-18.

10. Абдугание Б. Ё., Хакимова Ф. А., Пулатова Л. Т. Межведомственная информационная система «Единое окно» и его элементы при организации процесса сертификации товаров // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции, - Ташкент, 25 ноября 2006.- С. 34-38.

11. Соловьева И. В. Теоретические и практические подходы к процессам функционирования системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (на примере Южного таможенного управления) // Вестник Таганрогского института управления и экономики.2007.- № 2.-С. 68-72.

12. Ванин М. В. Концепция системы управления рисками в таможенной службе РФ // URL: http://customs.net.ru.

13. Мартинкевич Г. Г. Основы правового регулирования таможенного контроля с использованием системы анализа и управления рисками // Законодательство и экономика. 2005.-№ 7.- С. 36-44.

14. International Standard for Phytosanitary Measures. Pest risk analysis for quarantine pests including analysis for environmental risks and living modified organisms.- ISPM № 11. 2004.- FAO.- ROME.

15. International Standard for Phytosanitary Measures. Framework for pest risk analysis. ISPM № 2. 2007.-FAO.-Rome.

16. International Standard for Phytosanitary Measures. Pest risk analysis for regulated non quarantine pests. ISPM № 21. 2004.- FAO.- ROME.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.