Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ВНЕШНЕТОРГОВОГО КОНТРОЛЯ'

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ВНЕШНЕТОРГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CUSTOMS ADMINISTRATION / FOREIGN TRADE TURNOVER / RISK MANAGEMENT SYSTEM / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / PHYTOSANITARY CONTROL / VETERINARY SUPERVISION / ELECTRONIC CUSTOMS / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пулатова Лола, Муратова Шохиста, Шерматов Шухрат, Камбурова Венера

В работе приведены исследования по вопросам изучения правовых аспектов применения анализа рисков в Республике Узбекистан при выпуске на внутренний рынок импортируемой продукции растительного происхождения. Рассматривается необходимость внедрения единой системы анализа рисков в деятельность государственных органов контроля в отношении товаров растительного происхождения. Исследованы нормативные правовые акты Республики Узбекистан в области фитосанитарии, содержащие положения об анализе рисков. В работе предлагается разработать порядок осуществления и анализа фитосанитарных рисков. Кроме того, освещены этапы анализа риска, а именно идентификация риска, оценка риска, управление риском, информирование о риске, а также аудит риска. Необходимость проведения оценки риска закреплена на международном уровне (в Соглашении о санитарных и фитосанитарных мерах 1994 г.). Авторами особое внимание уделяется необходимости выделения товаров, содержащих ГМО, в отдельные подсубпозиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и проведения их детализации с учётом происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пулатова Лола, Муратова Шохиста, Шерматов Шухрат, Камбурова Венера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF NATIONAL LEGISLATION IN ORDER TO IMPROVE FOREIGN TRADE CONTROL METHODS

The paper presents studies on the legal aspects of the application of risk analysis in the Republic of Uzbekistan when releasing imported plant products to the domestic market. The necessity of introducing a unified system of risk analysis in the activities of state control bodies in relation to products of plant origin is considered. The regulatory legal acts of the Republic of Uzbekistan in the field of phytosanitary, containing provisions on risk analysis, are examined. The paper proposes to develop a procedure for the implementation and analysis of phytosanitary risks. In addition, the stages of risk analysis are highlighted, namely risk identification, risk assessment, risk management, risk communication, and risk audit. The need for risk assessment is enshrined at the international level (in the 1994 Agreement on sanitary and phytosanitary measures). The authors pay special attention to the need to separate goods containing genetically modified organisms into separate subheadings of the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity and to carry out their elaboration taking into account their origin.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ВНЕШНЕТОРГОВОГО КОНТРОЛЯ»

Section 9. Economic security

https://doi.org/10.29013/EJEMS-20-2-106-118

Pulatova Lola,

Professor of the Department "Customs expertise and classification of goods" of the Customs Institute of the State customs committee

of the Republic of Uzbekistan E-mail: shohista11@mail.ru Muratova Shokhista,

Associate Professor of the Department "Customs expertise and classification of goods" of the Customs Institute of the State customs committee of the Republic of Uzbekistan

Shermatov Shukhrat,

Head of Department of Center for Genomics and Bioinformatics of Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan

Kamburova Venera, Senior researcher of Center for Genomics and Bioinformatic of Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan

HARMONIZATION OF NATIONAL LEGISLATION IN ORDER TO IMPROVE FOREIGN TRADE CONTROL METHODS

Abstract. The paper presents studies on the legal aspects of the application of risk analysis in the Republic of Uzbekistan when releasing imported plant products to the domestic market. The necessity of introducing a unified system of risk analysis in the activities of state control bodies in relation to products of plant origin is considered. The regulatory legal acts of the Republic of Uzbekistan in the field of phytosanitary, containing provisions on risk analysis, are examined. The paper proposes to develop a procedure for the implementation and analysis of phytosanitary risks. In addition, the stages of risk analysis are highlighted, namely risk identification, risk assessment, risk management, risk communication, and risk audit. The need for risk assessment is enshrined at the international level (in the 1994 Agreement on sanitary and phytosanitary measures). The authors pay special attention to the need to separate goods containing genetically modified organisms into separate subheadings of the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity and to carry out their elaboration taking into account their origin.

Keywords: customs administration, foreign trade turnover, risk management system, foreign economic activity, phytosanitary control, veterinary supervision, electronic customs.

Пулатова Лола, Профессор кафедры «Таможенная экспертиза и классификация товаров» Таможенного института

ГТК Республики Узбекистан E-mail: shohista11@mail.ru Муратова Шохиста, Доцент кафедры «Таможенная экспертиза и классификация товаров» Таможенного института ГТК Республики Узбекистан Шерматов Шухрат, Начальник отдела Центра геномики и биоинформатики Академии наук Республики Узбекистан

Камбурова Венера

Старший научный сотрудник Центра геномики и биоинформатики

Академии наук Республики Узбекистан

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ВНЕШНЕТОРГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация. В работе приведены исследования по вопросам изучения правовых аспектов применения анализа рисков в Республике Узбекистан при выпуске на внутренний рынок импортируемой продукции растительного происхождения. Рассматривается необходимость внедрения единой системы анализа рисков в деятельность государственных органов контроля в отношении товаров растительного происхождения. Исследованы нормативные правовые акты Республики Узбекистан в области фитосанитарии, содержащие положения об анализе рисков. В работе предлагается разработать порядок осуществления и анализа фитосанитарных рисков. Кроме того, освещены этапы анализа риска, а именно идентификация риска, оценка риска, управление риском, информирование о риске, а также аудит риска. Необходимость проведения оценки риска закреплена на международном уровне (в Соглашении о санитарных и фитосанитарных мерах 1994 г.). Авторами особое внимание уделяется необходимости выделения товаров, содержащих ГМО, в отдельные подсубпозиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и проведения их детализации с учётом происхождения.

Ключевые слова: таможенное администрирование, внешнеторговый оборот, система управления рисками, внешнеэкономическая деятельность, фитосанитарный контроль, ветеринарный надзор, электронная таможня.

Современная международная торгово-полити- корректировки, вносимые в Концепцию развития ческая обстановка предопределяет существенные таможенных органов Республики Узбекистан, рас-

ширяя круг новых критериев обеспечения экономической безопасности государства. Данное утверждение, одновременно предполагает то, что одним из аспектов глобализации международных отношений Республики Узбекистан, является совершенствование деятельности таможенных органов в современных социально-экономических условиях для обеспечения полноты уплаты таможенных платежей, безопасности и качества ввозимых товаров, возврата валютной выручки, эффективного применения таможенных режимов, сокращения продолжительности таможенного оформления. При этом особенную актуальность приобретают направления, связанные с увеличением и улучшением информационно-консультативного обслуживания внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем, необходимо учитывать, что управление деятельностью таможенных органов базируется на разработке ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators), реализация которых предусматривает всестороннее достижение экономических целей и внутренней политики Республики Узбекистан. Устойчивое их использование играет важную роль в системе регулирования следующих мероприятий в системе таможенного администрирования, в частности:

- принятие решения в оперативном режиме для оказания практической помощи, при разработке мероприятий по прогнозированию доходов от внешнеэкономической деятельности таможенной службы Республики Узбекистан;

- проведение достоверного анализа деятельности участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД);

- осуществление единства исполнения требований таможенного законодательства Республики Узбекистан, в том числе проведение правильной классификации товаров согласно Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее ТНВЭД);

- исключение негативного влияния субъективного фактора при проведении отдельных видов таможенного контроля с целью выявления потенциальных нарушителей законодательства Республики Узбекистан при перемещении через таможенную границу товаров, подконтрольных санитарно-ка-рантинному, фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору. Необходимо отметить, что усложнение и глобализация мировой экономики, ускоренные темпы её развития не могут быть описаны на основе применения только классических методов прогнозирования процессов, основанных на линейной парадигме. Одним из самых существенных вопросов, в данной области, является отсутствие строгого научно-методического подхода по выработке и реализации оптимальных решений, направленных на совершенствование таможенного администрирования с применением соответствующих современных информационных технологий и методов моделирования системы управления по результатам деятельности таможенных органов. Кроме того, основными методами и приёмами экономического анализа, являются традиционные методы, предусматривающие использование аппарата статистического анализа рисков в таможенных процессах [1; 2; 3].

На сегодняшний день, развитие мирового сообщества характеризуется широкомасштабным формированием информационного общества, основанного на участии информационно-коммуникационных технологий во всех сферах отраслей экономики, в том числе и в таможенной инфраструктуре. Важно отметить, что основная стратегическая цель государственной таможенной службы Республики Узбекистан предусматривает упрощение прохождения административных процедур, прозрачность совершения таможенных операций, переход на электронный документооборот, т.е. постепенное формирование оптимизированных механизмов таможенного админи-

стрирования с применением информационных технологий. Такая тенденция, прежде всего, предусматривает совершенствование внешнеторгового контроля в местах пропуска через таможенную границу и упрощение процессов внешнеэкономической деятельности на основании гармонизации национального законодательства с учётом требований международных соглашений в области таможни, санитарии, ветеринарии и карантина на основе международных стандартов [4; 5].

Динамические изменения в системе организации процесса таможенного обеспечения. Как показала практика, на сегодняшний день, в Республике Узбекистан последовательно реализуются меры по либерализации внешнеэкономической деятельности, усилению экспортного потенциала, повышению инвестиционной привлекательности и совершенствованию таможенного администрирования. При этом в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, окружающей среде, со стороны государства уделяется особое внимание контролю качества и соответствия ввозимой продукции установленным международным требованиям, в том числе в отношении фитосанитарной безопасности. В этой связи, одним из приоритетных направлений в системе организации процесса таможенного обеспечения, является строгое соблюдение основных принципов Международной конвенции по карантину и защите растений, Конвенции о биологическом разнообразии, положений международных стандартов по фитосанитарным мерам и положений Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитар-ным мерам, а также положений Картахенского протокола по биобезопасности. Это утверждение одновременно предусматривает не только упрощение таможенных процедур для развития бизнеса, но одновременно обеспечивает карантинную, фи-тосанитарную безопасность Республики Узбекистан и соседних государств, в целом [6, 7, 8, 9, 10].

Реализация данных мероприятий, предусматривает необходимость разработки Единого перечня карантинных объектов и Единых карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции ввозимой на территорию Республики Узбекистан, а также продукции, произведённой в подкарантинных фитосанитарных зонах. Данные документы представляют собой базисную основу системы управления фитосанитарными рисками, позволяющими предотвратить ввоз и распространение карантинных вредных объектов при международной торговле. Кроме того, они позволят значительно снизить административные барьеры в торговле и максимально реализовать один из важнейших принципов Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам - принцип регионализации.

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что со стороны Государственной инспекции по карантину растений Республики Узбекистан, в 2019 году был реализован комплекс мер по налаживанию эффективной системы государственных мероприятий в отношении внутреннего и внешнего карантина растений, обеспечивающих надежную охрану территории республики от опасных вредителей, болезный растений, сорняков, а также усилению работы по недопущению их распространения внутри страны. В областях республики были созданы 7 современных стационарных и 10 мобильных лабораторий. Во всех 76 пограничных пунктах срок рассмотрения заявок при импорте сокращен с 30 дней до 3 дней, при экспорте с 10 дней до 1 дня. Получены фитоса-нитарные разрешения на экспорт по 78 видам фруктов и овощей в 17 зарубежных стран и с 13 зарубежными странами достигнута договоренность по экспорту всех видов сельскохозяйственной продукции растительного происхождения. Вместе с тем, показатели внешнеторгового оборота свидетельствуют о том, что более чем в 80 стран мира было экспортировано 2,1 млн. тонн подкарантинной продукции, из них 1,4 млн. тонн

плодоовощной продукции. Налажено тесное сотрудничество с зарубежными карантинными ведомствами и открыты новые экспортные рынки для продукции из Узбекистана, в числе которых Китай, Индия, Республика Корея, Япония, Вьетнам, США, Великобритания, ОАЭ, Малайзия, Сингапур, Афганистан, Турция, Саудовская Аравия и ряд других государств.

Как свидетельствует мировая практика, модернизация принципов внешней торговли с учётом международного опыта, предусматривает совершенствование национального законодательства в соответствии с международными требованиями. В подтверждении сказанному, является принятие Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к международной конвенции по карантину и защите растений» от 23 декабря 2019 года (Рим, 6 декабря 1951 года). Наряду с этим, внимание руководства Государственной инспекции по карантину растений инспекции и его территориальных подразделений, было обращено на наличие ряда проблемных вопросов, требующих кардинального решения, среди которых можно отметить:

- необеспеченность системного проведения государственного контроля в целях соблюдения установленных правил и осуществления мероприятий по карантину растений при производстве, заготовке, транспортировке, хранении, переработке, реализации и использовании сельскохозяйственной и другой продукции растительного происхождения;

- недостаточная организация и проведение научных исследований в области карантина, а также последовательное внедрение инноваций в отрасль, проводимых Научным центром карантина растений при Государственной инспекции.

Внедрение системы управления рисками в практике осуществления контроля таможенными органами Республики Узбекистан.

В соответствии с рекомендациями Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также с положениями Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-3818 от 29 июня 2018 г. «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан», установлен порядок, в соответствии с которым на приграничных таможенных постах, таможенными органами при проведении таможенного контроля также осуществляется ветеринарный, фитосанитарный, экологический и санитарно-эпидемиологический контроль. Кроме того, на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 912 от 18 ноября 2019 г. «О дальнейшем совершенствовании порядка организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитар-ного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Республики Узбекистан» от 18 ноября 2019 г., регламентированы основные положения в отношении пропуска на внутренний рынок импортируемой продукции растительного происхождения.

В связи с этим, учитывая международный опыт в области реализации фитосанитарного контроля во взаимосвязи с таможенным контролем, необходимо детально остановиться на изучении приоритетных критериев системы анализа рисков в данном сегменте. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку в отношении этапов данной системы, предусматривающую идентификацию риска, оценку риска, управление риском, информирование о риске. Рассматриваемая форма, также выделяет в качестве самостоятельного этапа - аудит риска. Следует отметить, что риски идентифицируются на основании имеющейся аналитической информации. Кроме того, идентификация риска будет проведена успешно только при наличии полной и достоверной информации. При этом перечень

данных должен быть исчерпывающим и, содержать наиболее приоритетные критерии актуальности. На следующем этапе, после идентификации риска, осуществляется оценка риска.

Самым важным моментом является обеспечение соблюдения унификации санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, которые должны основываться на соответствующей оценке рисков жизни или здоровью человека, животного или растения, с учетом методик оценки риска, разработанных ведущими международными организациями, включая Комиссию «Кодекс Алиментариус», Международное эпизоотическое бюро, а также соответствующими международными и региональными организациями, действующими в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений» (три сестры ВТО). При этом, оценка риска может быть предметом спора в Органе по разрешению споров ВТО, поэтому важно проводить оценку риска в соответствии с международными стандартами и требованиями. При этом, учитывая требования международных организаций, согласно ст. 5 СФС Соглашения государства-члены ВТО должны обеспечивать, «чтобы в основу их санитарных или фитосанитарных мер была положена соответствующая обстоятельствам оценка рисков для жизни или здоровья людей, животных или растений, причем осуществляемая с учетом методов оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями».

Следует отметить, что обязанность компетентных органов следовать международным стандартам при выполнении своих функций закреплена в ряде наднациональных и национальных нормативных правовых актов. Кроме того, для объективности оценка риска должна быть четко разграничена с управлением риском. В ЕС, например, в 2002 г. в указанных целях как орган исключительно по оценке риска в отношении безопасности продуктов питания было создано Европейское агентство по безопасности продуктов питания, который к тому же функционирует независимо от законодательной

и исполнительной власти ЕС и государств-членов ЕС. На основании проведенной специалистами оценки риска при наличии достаточной информации компетентные органы государства принимают соответствующие меры. Так, в США при принятии управленческих решений учитывается и мнение общественности. В частности, в Законе США «О защите растений» от 2000 года определяется, что в целях анализа фитосанитарных рисков, связанных с импортом растений и растительной продукции, для общественного обсуждения публикуется уведомление с описанием разрабатываемых процедур и стандартов [11].

Эффективность управления рисками повышается, в том числе, за счет использования информационно-аналитических систем. Не менее важным этапом системы анализа риска, является информирование о риске в режиме on-line, представляющее собой процесс, при котором затрагиваемым и заинтересованным сторонам передается информация и мнения относительно опасностей и рисков, а результаты оценки риска и предлагаемые меры по управлению риском предоставляются лицам, принимающим решения, и заинтересованным сторонам в импортирующей и экспортирующей странах [12, 13]. Процесс инициируется в начале анализа риска и продолжается на всех этапах его проведения. Рассматриваемая форма информирования о риске, должна представлять собой открытый, взаимный, цикличный и транспарентный обмен информацией, который может продолжаться после принятия решения об импорте.

На этапе аудита риска осуществляется контроль и проверка в отношении того, были ли достигнуты предполагаемые результаты по итогам управления риском, насколько эффективно было реализовано управление риском. Логика рассуждения свидетельствует о том, что этап аудита риска направлен на оценку результативности и эффективности процесса управления риском.

Приведённый алгоритм предусматривает логическое построение совершенствования процессов

таможенного оформления и грамотно выстроенная система анализа рисков в фитосанитарной сфере, позволит компетентным органам эффективнее реализовывать государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности Республики Узбекистан, а также обеспечивать благополучие территории Республики Узбекистан не только в сфере фитосанитарии, но и в области ветеринарии. Кроме того, позволит принимать более обоснованные решения, признаваемые фитосанитарными и санитарно-эпидемиологическими органами других государств, и эффективнее отстаивать интересы Республики Узбекистан на международной арене, в том числе на заседаниях Комитета по санитарным и фитоса-нитарным мерам ВТО и Органа по разрешению споров ВТО [14; 15].

Важно отметить, что на сегодняшний день, в результате введения таможенного контроля в 4-х коридорах через автоматизированную информационную систему «Управление рисками», время таможенной очистки в экспорте сократилось в 4,5 раза, а импорте в 2 раза. Такие положительные изменения сегодня широко признаются и авторитетными международными организациями. В частности, в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса-2020» Узбекистан занял 69-е место, а по масштабу и эффективности проводимых реформ вошел в «Топ-20» лучших стран-реформаторов в мире.

В настоящее время, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан осуществляется 5 видов государственного контроля пограничный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, фитосанитарный и таможенный. Внутри республики товары дополнительно проходят государственный контроль органов санитарно- эпидемиологического и фито-санитарного контроля, ветеринарного и экологического надзора, таможенного контроля и органов сертификации. Практически каждый из перечисленных контролирующих органов, кроме таможен-

ных органов, имеет перечень товаров, подконтрольных этим органам.Учитывая, что в новой редакции ТНВЭД (версия 2017 г.) включены 11293 товарные позиции, статистические показатели в данном контексте выгладят следующим образом:

- органам ветеринарного контроля подконтрольны 1778 товарных позиций;

- органам фитосанитарного контроля -1149 товарных позиций;

- органам санитарно-эпидемиологического контроля - 3543 товарных позиций;

- органам экологического надзора - 244 товарных позиций

- органам сертификации - 5452 товарных позиций.

До сегодняшнего дня, контролирующие органы в своей работе использовали электронную систему «Единое окно». Однако имеющаяся система не соответствовала современным требованиям, не выполняло задачи по упрощению процедур, она не ставила обязательства выдачи всех документов, в том числе и документов разрешительного характера, исключительно только через данную систему. Вместе с тем, территориальные структурные подразделения контролирующих органов не полностью были подключены к системе «Единое окно».

На сегодняшний день, согласно предложениям Министерства юстиции, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Государственного комитета ветеринарии и развития животноводства, Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, Агентства «Узстандарт» и Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан, с 1 января 2020 года была внедрена на практику таможенная информационная система «Единое окно» (ТИС «Единое окно»), отвечающей критериям Рекомендаций и руководящих принципов по созданию механизма «Единого окна», разработанных Центром

ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям.

Реализация данного механизма позволит перейти от проведения «тотального» фитосанитарно-го, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, экологического, сертификационного контроля товаров к системе анализа рисков, позволяющей на основе всестороннего анализа, определять объекты фитосанитарного, санитарно--эпидемиологического, ветеринарного, экологического, сертификационного контроля, проводить выборочный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, экологический, сертификационный контроль товаров, а также снизить административные барьеры для участников ВЭД. На сегодняшний день, несмотря на серьезные изменения в законодательстве Республики Узбекистан, имеет тот факт, что на практике, контролирующие органы часто дублируют полномочия друг друга по проверке подконтрольных им товаров, так как один и тот же товар, может быть объектом контроля нескольких органов.

В связи с этим, на рис. 1, показаны положительные моменты от внедрения ТИС «Единое окно», касающиеся совершенствования внешнеторговых операций и создания благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Узбекистан.

Учитывая опыт прошлых лет, при таможенном оформлении трудно было получить точную информацию от импортеров в отношении наименования, бренда, моделей товаров, ввозимых в страну. В настоящее время, для получения исчерпывающей информации о наименованиях, марках и моделях товаров было принято Постановление Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации». На сегодняшний день, в результате изменений в законодательстве Республики Узбекистан, при проведении таможенного оформления товаров, осуществляются следующие мероприятия, в частности:

сокращению расходов в результате более быстрой таможенной очистки и выпуска грузов, большей предсказуемости и прозрачности, установленных государством правил и процедур

для участников ВЭД

созданию возможности для более эффективного использования имеющихся ресурсов

—► —► —► обеспечению высокой степени соблюдения законов

для государства созданию возможности применять в процессе таможенной очистки методики оценки рисков

созданию возможности для более эффективного использования имеющихся ресурсов

Рисунок 1. Позитивные стороны практического внедрения таможенной информационной системы «Единое окно» в Республике Узбекистан

- в Грузовой таможенной декларации наименование, марка и модель будут введены в обозначенные поля, что позволяет извлекать и анализировать информацию о бренде и модели продукта из обозначенных областей;

- планируется создать интерактивный сервис по импорту товаров, где пользователи смогут получать информацию об их объеме, стоимости и ценах по названию, бренду и модели, что обеспечивает местное производство импортируемых товаров посредством промышленной кооперации [8].

В настоящее время большинство документов разрешительного и иного характера, выдаются контролирующими органами, после прибытия то-

варов в пункт назначения, то есть на таможенный пост внешнеэкономической деятельности внутри страны, что в итоге приводит к длительным временным затратам (например, заявка на получение сертификата соответствия рассматривается в течение 30 дней) и большим финансовым затратам (до получения всех документов разрешительного и иного характера ввезенный товар на возмездной основе хранится на таможенных складах) для участников ВЭД. Как показано на (рис. 2), в целях совершенствования вопросов таможенного администрирования, и создания благоприятных условиях для участников ВЭД, с 1 марта 2020 года предусмотрена реализация мероприятий, обеспечивающих организацию процесса таможенного обеспечения.

Рисисунок 2. Реализация мероприятий, направленных на создание совершенствование процесса таможенного обеспечения

Следует отметить, что предлагаемый меха- ников ВЭД, а также позволит более эффективно низм, прежде всего обеспечит сокращение вре- организовать работу контролирующих органов, менных и финансовых затрат государства и участ- что будет способствовать реализации всесторон-

него контролю за ввозом качественных и безопасных товаров. О важности проведения оценки рисков в соответствии с международными стандартами и требованиями свидетельствует практика рассмотрения споров в Органе по разрешению споров ВТО. В силу того что оценка является важным этапом в системе анализа риска при принятии каких-либо решений в отношении ввозимой продукции, представляется необходимым разработать методологическое обеспечение проведения оценки рисков в рамках своей компетенции.

Классификация продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы в международной торговле. Развитие системы электронного декларирования и развитие технологии удалённого выпуска, обеспечивает сокращение использования человеческого фактора. Однако следует отметить, что в качестве одной из существенных проблем, имеющих место в области построения информационного пространства системы электронного декларирования и удаления выпуска, является система управления рисками в данной направлении. К выпуску в свободное обращение, государственные таможенные органы Республики Узбекистан выпускают только товары участников внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска. Организация эффективно-

го информационного обмена с использованием современных инновационных технологий между государственными органами контроля и таможенными органами будет способствовать снижению издержек и сокращению сроков таможенных, фискальных и иных процедур.

Учитывая вышесказанное, в целях повышения экономической эффективности, пресечения недостоверного декларирования кодов, решения вопросов продовольственной безопасности с учётом международных требований, а также для национальной детализации на основании полученных экспериментальных результатов с применением современных методов биотехнологии, таких как метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) с гибридизационно-флуоресцентной детекцией (маркеры ГМО: терминатор, промотор, маркерные гены), считаем целесообразным выделить товары, содержащие ГМО, в отдельные подсубпозиции и провести их детализацию с учётом происхождения. Данные разработки по детализации позволят повысить эффективность контрольных мероприятий в ходе проверок ГТД в электронных массивах и на бумажных носителя.

Подсубпозиции, предлагаемые для включения в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан:

Группа 01 «Живые животные» 0106 - Живые животные прочие: - насекомые

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

0106.90.009.1. - содержащие ГМ-аналоги -

Группа 07 «Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды»

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

0701 Картофель свежий или охлаждённый —

0701.10.000.1. - Семенной, содержащий ГМ-аналоги —

0701.90.900.1. - прочий, содержащий ГМ-аналоги -

070200000 - томаты свежие или охлажденные:

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

0702.00.000.8 - содержащие ГМ-аналоги -

0708 - Бобовые овощи, лущеные или нелущеные, свежие или охлажденные:

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

0708.10.000.1. - горох, содержащие ГМ-аналоги -

0708.20.000.1 - фасоль, содержащие ГМ-аналоги -

0708.90.000.1. - бобовые овощи, содержащие ГМ-аналоги -

ГРУППА 08 «Съедобные фрукты и орехи; кожура и корки цитрусовых и дынь» 0801 - орехи кокосовые, орехи бразильские и орехи кешью, свежие или сушенные, очищенные от скорлупы или не очищенные, с кожурой или без кожуры:

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

0801.19.000.1. - орехи кокосовые, содержащие ГМ -аналоги

0801.22.000.1 - орехи бразильские, содержащие ГМ -аналоги

0801.32.000.1. - орехи кешью, содержащие ГМ -аналоги

0805 - цитрусовые плоды свежие или сушёные:

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0805.10.800.1. -апельсины свежие, содержащие ГМО —

0805.20.900.1. - мандарины, содержащие ГМО —

0805..40.000.1. - грейпфруты, включая помело, содержащие ГМО -

0805.50.100.1. - лимоны и прочие цитрусовые, содержащие ГМО -

0808 - яблоки, груши, айва, свежие:

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

0808.10.100.1. - яблоки для производства сидра, содержащие ГМО -

0808.30.100.1. - груши, содержащие ГМО -

0808.40.000.1. - айва, содержащая ГМО -

0810 - прочие фрукты, свежие:

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

0810.10.000.1. - земляника и клубника, содержащие ГМО

0810.20.100.1. - малина, ежевика, тутовая ягода, прочая, содержащие ГМО

0810.30.100.1. - смородина чёрная, белая и красная, крыжовник, содержащие ГМО

0810.40.100.1. - клюква, черника и прочие ягоды, содержащие ГМО

0810.90.750.1. - прочие, содержащие ГМО

Группа 16 «Готовые продукты из мяса; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители» 1601.00.- колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

1601.00.990.1. - содержащие ГМ-аналоги -

1602.10.009.1. - содержащие ГМ-аналоги -

Группа 30 «Фармацевтическая продукция» 3002 - кровь человеческая; кровь животных, приготовленная для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целей; сыворотки иммунные, фракции крови прочие и иммунологические продукты модифицированные или немодифицированные, в том числе, полученные методами биотехнологии; вакцины, токсины, культуры микроорганизмов (кроме дрожжей), и аналогичные продукты:

Код ТНВЭД Наименование позиции, включаемой в ТНВЭД Доп. единица измерения

3002.90.900.1. - культуры микроорганизмов, содержащие ГМО -

Из вышеприведенного анализа проблем, возникающих в процессе таможенного оформления товаров, с достаточной определенностью можно сказать, что дальнейшее совершенствование таможенного администрирования Республики Узбекистан, будет способствовать повышению эффективности реализации внешнеторговой политики нашего государства за счёт внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, а также реализации следующих мероприятий:

1. Для обеспечения безопасности продукции, содержащих ГМО, а также выполнения обязательств, взятых государствами, в случае присоединения к ВТО, необходимо внедрение системы анализа рисков в деятельность государственных органов по вопросам контроля за данного видом продукции.

2. Необходимо разработать порядок реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора информации с применением

информационно-коммуникационных технологий в режиме on-line, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы.

3. Ввести методику оценки фитосанитарных рисков и методов её проведения, связанных с ввозом, вывозом, транзитом, производством, переработкой, хранением и реализацией на территории Республики Узбекистан подкарантинной Государственной инспекции по карантину растений продукции.

4. Разработать алгоритм практического применения научно-обоснованной методологии анализа и управления рисками в пунктах пропуска через государственную границу Республики Узбекистан при реализации таможенных услуг, связанных с оценкой рисков, основанной на четком разграничении оценки риска и управлением риска в отношении продукции, содержащей ген-но-модифицированные объекты.

Список литературы:

1. Хапилин С. А. Обеспечение национальных экономических интересов России в услових глобализации: таможенный аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2015.- № 3(288).- С. 43-49.

2. Федосов Я. К., Никитина В. А., Норкина Е. В. Система анализа рисков в Российской Федерации при пропуске на внутренний рынок импортируемой продукции животного или растительного

происхождения // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017.-№ 5.- С. 106-115.

3. Максимов Ю. А., Воронова А. А. Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Евразийской науки.2019.-№ 2.- C. 11.- 14 с.

4. Афонин П. Н., Афонин Д. Н., Мютте Г. Е., Кондрашова В. А. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при реализации таможенных услуг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.- № 18 (159).- С. 14-18.

5. Быков А. Н. Перспективы евразийской интеграции: российские и зарубежные оценки // Российский экономический вестник.2013.- № 4.- С. 20-22.

6. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП4297 «О мерах по дальнейшему совершенствованию административных процедур при осуществлении ВЭД» от 23апреля 2019 года.

7. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП4525 «О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране» от 20 ноября 2019 года.

8. Постановление ГТК Республики Узбекистан № 01-02/15-62 «О внесении изменений и дополнений в инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» от 3 ноября 2019 года (зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан № 2773-4 от 29 ноября 2019 года).

9. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 912 «О дальнейшем совершенствовании порядка организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитоса-нитарного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Республики Узбекистан» от 18 ноября 2019 г.

10. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 944 «О мерах по поэтапному внедрению процедуры маркировки продукции посредством идентификации и дальнейшего отслеживания» от 23 ноября 2019 г.

11. Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Киргизской Республики «О сотрудничестве в области карантина растений» от 1 августа 2019 г.

12. Trade Policy Review. Russian Federation. Minutes of the Meeting: WT/TPR/M/345/Add.1: Question № 35 (EU). P. 136; Question № 37 (EU). P. 138; Question № 1 (Ukraine). - P. 227; EU follow up question 23. P. 350 (дата обращения: 30.01.2017).

13. About EFSA // URL: https://www.efsa.europa.eu/en/aboutefsa (дата обращения: 18.02.2017).

14. Guidelines for Plant Pest Risk Assessment of Imported Fruit & Vegetable Commodities // URL: https://www. aphis.usda.gov /import_export/ plants / plant_imports /process /downloads /PRAGuidelines-Imported Fruit VegCommodities. pdf (дата обращения: 16.02.2017).

15. Компьютеризация анализа риска способствует его эффективности. Первое заседание основных экспертов по анализу фитосанитарного риска: вопросы и предложения // Карантин растений. Наука и практика.2014.- № 3.- С. 5. URL: http://vniikr.ru/files/Doc/publ/journal_9.pdf (дата обращения: 06.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.