УДК 339.9
Насиров И.З.
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра «Организации перевозок и транспортной логистики», Андижанский машиностроительный институт, Андижан, Республика Узбекистан, Гаффаров М.Т. старший преподаватель, кафедра «Организации перевозок и транспортной логистики», Андижанский машиностроительный институт, Андижан, Республика Узбекистан,
Nasirov I.Z.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department, Department of "Organization of Transportation and Transport Logistics",
Andijan Machine-Building Institute, Andijan, Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected] Gaffarov M.T. Senior Lecturer,
Department of "Organization of transportation and transport logistics",
Andijan Machine-Building Institute, Andijan, Republic Uzbekistan E-mail: [email protected]
Присоединение Республики Узбекистан к Киотской конвенции Accession of the Republic of Uzbekistan to the Kyoto convention
Аннотация: Республика Узбекистан присоединена к Международной конвенции Киото об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Основная цель — использование информационно-коммуникационных технологий и систем управления рисками, упрощение таможенных процедур на основе сотрудничества между органами пограничного контроля, создание прозрачной и благоприятной среды для внешней торговли. Около 90% стран, имеющих внешнеторговый оборот с Республикой Узбекистан, основано
на принципах конвенции. Это способствует перемещению через таможенную границу 90% внешнеторгового оборота товаров в упрощенном порядке.
Abstract: Republic of Uzbekistan joined to the Kyoto International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures. The main goal is to use information and communication technologies and risk management systems, simplify customs procedures based on cooperation between border control authorities, create a transparent and favorable environment for foreign trade. About 90% of countries with foreign trade turnover with the Republic of Uzbekistan are based on the principles of the convention. This facilitates the movement across the customs border of 90% of foreign trade turnover of goods in a simplified manner.
Ключевые слова: Международная конвенция; таможня; стандарт; правило; Всемирная торговая организация; Брюссельский протокол; таможенная пошлина; налог; таможенный аудит.
Keywords: International convention; customs; standard; rule; World Trade Organization; Brussels Protocol; customs duty; tax; customs audit.
Сегодня вопросы расширения возможностей ведения бизнеса во внешней торговле, дальнейшего ускорения интеграционных процессов, повышения привлекательности инвестиционного климата и улучшения позиций Всемирного банка в рейтинге «Doing Business» актуальны для каждой страны [7]. Поскольку на повестке дня стоит вопрос о членстве Узбекистана во Всемирной торговой организации, важно привести национальное законодательство в соответствие с авторитетными международными соглашениями. Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие Закона Республики Узбекистан № ЗРУ-654 от 21 декабря 2020 года «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» ( Киото с поправками от 18 мая 1973 г., 26 июня 1999 г.) (далее- Конвенция).
Упрощение таможенных процедур- это деятельность по внедрению стандартов, правил и рекомендаций, которые способствуют быстрому прохождению таможенных процедур субъектами международного права при перемещении товаров. По словам белорусского ученого Г.М. Бровки,
«международная гармонизация вопросов регулирования внешней торговли посредством правовых, административных, технических и организационных норм таможенного администрирования, единообразное толкование терминов и методов управления в рамках конвенций, внедрение современных информационных систем, обработка и прогнозирование деятельности хозяйствующих субъектов» [2].
Данная точка зрения направлена на достижение дальнейшей либерализации деятельности субъектов хозяйствования во внешнеэкономической деятельности за счет гармонизации национального таможенного законодательства с международными стандартами.
Согласно рейтингу Doing Business, внешнеторговые связи, направленные на упрощение транзита товаров, являются одним из драйверов экономического роста в странах. Согласно позиции Всемирной торговой организации (ВТО) и Всемирной таможенной организации, таможенные процедуры не должны служить нотариальным барьером.
В рамках текущего присоединения к ВТО и Организации Евразийского экономического сотрудничества на основе анализа стандартов конвенций и передового международного опыта разработано научное предложение по разъяснению неприменения стандартов в практике правового регулирования хозяйствующих субъектов и дальнейшее совершенствование национального таможенного законодательства и объясняется разработкой практических рекомендаций.
Международная конвенция — это международный нормативный документ по определенному вопросу, разработанный по инициативе международной организации или группы государств-членов и принятый на заседании организации. Основная цель Конвенции- использование информационно-коммуникационных технологий и систем управления рисками, упрощение таможенных процедур на основе сотрудничества между органами пограничного контроля, создание прозрачной и благоприятной среды для внешней торговли [1].
Конвенция является универсальным документом, регулирующим таможенные вопросы, направленным на создание механизма таможенного администрирования и дальнейшее упрощение таможенного законодательства в странах, стремящихся развивать международную торговлю.
Конвенция состоит из Брюссельского протокола о внесении поправок в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., основного текста, Общего и Специального приложений, а его положения не имеют формы правовых норм, непосредственно затрагивающих та или иная таможенная процедура. стандарт регулирования и рекомендации. Конвенция составлена на английском и французском языках, официальных языках ВТО, и тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу.
Основной текст — 20 статей, отраженных в 4 разделах: основные принципы, общая структура Конвенции, преамбула, объяснение общих условий, процедура присоединения и выхода из Конвенции, руководящие органы, общие правила разрешения споров.
В Конвенции существует 3 типа правил: 1) стандартные правила, 2) стандартные правила с переходным периодом и 3) рекомендуемые правила. Применение правил переходного периода, включая стандартные таможенные правила и необходимо для достижения гармонизации и упрощения процедур (статья 1 Конвенции). Рекомендуемые правила помогут достичь целей упрощения таможенных процедур, и их целесообразно применять на практике. Стандарты — это набор правил, которым необходимо следовать для упрощения и гармонизации таможенных процедур и практик.
Главное приложение — это набор правил и принципов, применимых к таможенным стандартам и процедурам, относящимся к регулированию Конвенции, механизмам таможенных процедур и практики (общие правила, определения терминов, таможенное оформление и другие формальности, таможенные пошлины и налоги), гарантии, таможенный контроль, использование информационных технологий, отношения между таможенной
4
службой и третьими лицами, инструкции, решения и информация таможенной службы, порядок обжалования по таможенным вопросам) состоит всего из 108 (переходных) стандартов.
Также есть пояснения и рекомендации по применению положений Конвенции ВТО. Они основаны на обобщении международного опыта применения положений Конвенции. Рекомендации не являются обязательными для контрагента.
Специальные приложения не предусматривают применения или неприменения нетарифных мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, то есть их положения не исключают применения запретов и ограничений в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, в национальном законодательстве [3].
Поскольку (ВТО) и Всемирной таможенной организации играют важную роль в успешном выполнении Конвенции, ее участие в выполнении положений Конвенции заслуживает особого внимания. Эта организация действует как депозитарий конвенции, то есть отвечает за ее администрирование. ВТО- это орган, который активно продвигает положения Конвенции и направляет процесс пересмотра этих правил.
Приложение Конвенции выполняет следующие функции:
1) установление стандартов, которые облегчают и повышают безопасность международной цепочки поставок товаров, чтобы иметь возможность повысить точность и планирование;
2) обеспечение комплексного управления международной цепочкой поставок независимо от вида транспорта;
3) роль, задачи и возможности таможенных служб;
усиление на уровне современных требований;
4) содействие в бесперебойном перемещении товаров через надежную международную цепочку поставок;
5) взаимодействие с таможенной администрацией с целью расширения возможностей выявления грузов с повышенным риском;
6) расширение сотрудничества между таможенными органами и субъектами хозяйствования;
7) беспрепятственное предоставление заинтересованным лицам всей необходимой информации, касающейся нормативных правовых актов, административных рекомендаций, процедур и практик в области таможенного дела, а также административной и судебной практики.
Конвенция содержит следующие принципы международного таможенного права:
1) прозрачность и предсказуемость таможенных органов;
2) упрощение и ускорение таможенного оформления;
3) упрощенный порядок для уполномоченных лиц;
4) максимальное использование информационных технологий;
5) минимальное осуществление достаточных форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
6) использование методов управления рисками в процессе таможенного контроля;
7) применение формы таможенного контроля, предусматривающей таможенный аудит;
8) взаимная координация деятельности таможенных и иных контролирующих органов на границе;
9) сотрудничество с участниками внешнеэкономической деятельности и партнерство.
Эти задачи и принципы нацелены на высокий уровень упрощения и гармонизации таможенных процедур и практик, что внесет значительный вклад в развитие международной торговли.
Примечательно, что национальное законодательство около 90% стран, имеющих внешнеторговый оборот с Республикой Узбекистан, основано на принципах конвенции. Это свидетельствует о том, что не менее 90% внешнеторгового оборота товаров можно перемещать через таможенную границу в упрощенном порядке.
Государства-участники Конвенции обязаны привести свое таможенное законодательство в соответствие с ней. Согласно условиям Конвенции, национальное законодательство Договаривающегося Государства не только разрешает, но и поощряет создание более благоприятных условий, чем те, которые предусмотрены в Конвенции [4].
В то время как Конвенция направлена на стимулирование внешней торговли за счет упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и контроля, с другой стороны, такие упрощения и ускорения отвечают интересам государства (пополнение доходов государственного бюджета, защита внутреннего рынка от нестандартных условий), продукты и т.д.)), чтобы не допустить повреждений.
Согласно философии Конвенции, таможенный контроль должен осуществляться с максимально возможным упрощением международных торговых процессов как способ обеспечения правильного применения таможенного законодательства. С этой целью формы таможенного контроля должны быть сведены к минимуму, чтобы гарантировать достижение основных целей, а методы управления рисками должны применяться, насколько это возможно, на выборочной основе.
Основы таможенного контроля на основе системы управления рисками и принципы отражены в Конвенции, согласно которой таможенный контроль основан на минимальных требованиях, направленных на обеспечение таможенного законодательства. Таможенные органы используют метод анализа рисков при идентификации лиц и товаров, подлежащих таможенному контролю, включая транспортные средства, и при выборе формы контроля. На практике таможенные службы используют стратегию, основанную на определении вероятности несоблюдения таможенного законодательства.
Эта философия Конвенции основана на том факте, что невозможно проверить все товары и транспортные средства посредством таможенного контроля, и обеспечить полноту и достоверность информации, предоставляемой таможенным органам. Проверка каждой партии груза,
7
пересекающей таможенную границу, является неэффективной формой таможенного контроля, замедляющей внешнеторговый оборот.
Следовательно, таможенные органы должны максимально эффективно использовать свои ограниченные ресурсы и сосредоточить формы таможенного контроля на подозрительных операциях.
При отсутствии риска несоблюдения таможенного законодательства или с наименьшим риском последствий возможных нарушений предлагаются максимально упрощенные таможенные технологии для предотвращения необоснованных затрат хозяйствующих субъектов на транспортировку, хранение, погрузку и перегрузку товаров.
Конвенция также должна устанавливать и поддерживать официальные консультативные отношения с участниками внешней торговли с целью развития сотрудничества между таможенными службами и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями.
Следующие мнения, высказанные Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиёевым о таможенных органах и большом количестве осуществляемых ими форм контроля, весьма актуальны: «Хорошо известно, что сложность таможенных процедур — одно из главных препятствий для предпринимательства [6].
Ввозимые товары проверяются отдельно в рамках каждого таможенного режима. Таких таможенных режимов у нас несколько. Почему на территории нашей страны нужно проверять один груз несколько раз? Кому это интересно? Каждый осмотр стоит денег! Что, наши финансовые возможности безграничны? Кроме того, в зависимости от вида товаров, выпуск товаров с таможенного склада без сертификатов соответствия, гигиены или ветеринарии не допускается. Разве все наши таможенные склады не оборудованы экспресс-лабораториями? Насколько открыты и прозрачны эти процессы и почему об этом не говорят власти?».
Известно, что таможенные органы, как правило, только после прибытия товара на таможенную границу (территорию) страны-импортера.
и подлежащие таможенному контролю транспортные средства.
Исходя из применения стандартов конвенции, таможенные органы будут иметь такую возможность до того, как товары и транспортные средства достигнут границы (территории) страны. Для этого таможенные органы через взаимно совместимую автоматизированную систему товаров и наладить первичный электронный обмен информацией о транспортных средствах. Таким образом, при создании автоматизированных информационных систем таможенные органы должны соблюдать требования, изложенные в стандартах 7.1-7.4, 6.9, 3.21 и 3.18 Генерального приложения к Конвенции.
Проведение таможенного оформления ввозимых (вывозимых) товаров без въезда (выезда) на территорию страны не является большим риском. Система управления рисками играет важную роль в выявлении объектов таможенного контроля и снижении административных барьеров для участников внешнеторговой деятельности (основное приложение Конвенции).
Необходимо ускорить процесс таможенного оформления за счет сокращения времени таможенного контроля за перемещением товаров, введения стандартов на уровне Таможенного кодекса для установления и проведения таможенного аудита, являющегося одной из форм таможенного контроля. контроль после выпуска товаров и транспортных средств.
По словам Берзана, таможенный аудит- это комплекс взаимосвязанных мер, принимаемых таможенными органами для оценки финансовых показателей предприятий, связанных с товарами, пересекающими таможенную границу, с целью соблюдения требований законодательства в области таможенного управления. По словам Д. Джальчинова, таможенный аудит- это процедура формирования прозрачных процедур для упрощенного процесса декларирования на таможне компаниями с низким уровнем риска.
Таможенный аудит по-разному интерпретируется учеными, исследователями и практиками, проводящими исследования в области
9
таможенного дела. В то же время необходимо начать уточнение системы, непосредственно осуществляющей этот процесс, с подходов в их обратной связи. То есть в большинстве зарубежных источников таможенный аудит признается формой таможенного контроля. Также существует мнение, что таможенный аудит должны проводить аудиторы бизнес-аудиторских организаций, которые самостоятельно и беспристрастно оценивают деятельность внешнеэкономической деятельности, проверяют ее финансовую и управленческую отчетность. Как правило, таможенный аудит должен проводиться сотрудниками соответствующего отдела таможенных органов.
Отсюда следует, что цель таможенного аудита также может быть разной. Например, основной целью таможенного аудита в Европейском Союзе является их категоризация путем оценки соответствия участника внешней торговли налоговому и таможенному законодательству, в то время как в некоторых других странах это сбор дополнительных таможенных пошлин. Таким образом, применение таможенного аудита в Евросоюзе направлено не только на взыскание неуплаченных таможенных пошлин, но и выявленные в ходе аудита недостатки будут бесполезны для участников ВЭД. В целях минимизации нарушений они по своему усмотрению заранее заявляют (заявляют) о недостатках в таможенный орган.
Хотя эти подходы различаются по внешнему виду, они отличаются тем, что занимают единую позицию в отношении упрощенных таможенных процедур при раскрытии концепции таможенного аудита.
Анализ также показывает, что таможенные пошлины, взимаемые таможенными органами с госбюджета в 2019 году, достигнут 17 трлн сумов. Несмотря на то, что по сравнению с 2018 годом он увеличился на 49,1% по сравнению с 2018 годом, в распоряжении участников внешнеэкономической деятельности более чем в 2 раза находится общая сумма таможенных пошлин, то есть 39 трлн сумов. 771.91 миллиарда сумов оставили в качестве таможенных льгот. В свою очередь, по итогам 2019 года объем импорта товаров превысил экспорт в 3 раза [4].
В то же время применение таможенного аудита ускорит внешнеторговые операции в стране, увеличит приток доходов государственного бюджета за счет превентивных мер по обучению субъектов ТИФ уважению таможенного законодательства, таможенному контролю за внешнеторговой деятельностью субъектов ТИФ.
Прогнозирование таможенных процедур и методов в практическом применении стандартов Конвенции, последовательность и прозрачность, их постоянное совершенствование, контроль на основе рисков и использование современных методов ведения бизнеса, таких как таможенный контроль, максимальное использование информационных технологий, включая электронные формы регистрации, передачи, хранения и обработки данных, взаимодействие с другими государственными органами и представителями торгового сообщества [5].
В целом в рамках национальной правовой системы предусмотрен единый подход в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности с использованием международных стандартов.
Список литературы
1. Берзан А.А. Развитие методических основ посттаможенного контроля. — М.: Экслибрис-Пресс, 2008. — 171 б.
2. Бровка Г.М. Таможенные органы Белоруси на пути внедрения системы менеджмента качества СТБ ИСО 9001. М.: Российская таможенная академия, — 2009. — 28 б.
3. Гребенников А.В. Всемирная таможенная организация в международном таможенном праве - Минск: Белтаможсервис, 2012. - 26 б.
4. Насыров И.З., & Егоров Р.В. — (2002). АСР в системе комплексной автоматизации межрегионального оператора связи.
5. Насыров И.З., Зиновьев П.А., Фирсов А.А., Чумараев П.А., "Проблемы создания и развития телекоммуникационных сетей АН РТ", Исслед. по информ., 2, Отечество, Казань, 2000, 3-12.
6. Мирзтеев Ш.М. Билимли авлод — буюк келажакнинг, тадбиркор халк - фаровон ^ëran^, дустона хдмкорлик эса таракк^тнинг кафолатидир. — Тошкент: "Узбекистон", — 201V. — 20 б.
V. Мирзтеев Ш.М. Халкимизнинг розилиги бизнинг фаолиятимизга берилган энг олий бах,одир. — Тошкент: "Узбекистон", — 2018. — 119 б.