Научная статья на тему 'Методические рекомендации по совершенствованию таможенного контроля ввоза товаров автомобильным транспортом в Монголию'

Методические рекомендации по совершенствованию таможенного контроля ввоза товаров автомобильным транспортом в Монголию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ / "ЕДИНОЕ ОКНО" / ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГРАНИЦЕЙ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / СОВМЕСТНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МОНГОЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цагаанцоож Цэрэнчимэдийн

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствовании таможенного регулирования в Монголи и посредством применения современных инструментов упрощения процедур торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical recommendations on improvement of customs control of imported goods introduced to Mongolia by means of the road vehicles

The article is devoted to the actual issues of the improvement of customs regulation in Mongolia by means of the up-to-date instruments of trade facilitation

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по совершенствованию таможенного контроля ввоза товаров автомобильным транспортом в Монголию»

Цагаанцоож Ц.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВВОЗА ТОВАРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В МОНГОЛИЮ

8.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ВВОЗА ТОВАРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В МОНГОЛИЮ

Цагаанцоож Цэрэнчимэдийн, аспирант Место учебы: Российская Таможенная академия

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствовании таможенного регулирования в Монголии посредством применения современных инструментов упрощения процедур торговли.

Ключевые слова: Таможенный контроль, таможенное администрирование, инструменты упрощения процедур торговли, «единое окно», интегрированное управление границей, система управления рисками, совместный таможенный контроль, Монголия

METHODICAL RECOMMENDATIONS ON IMPROVEMENT OF CUSTOMS CONTROL OF IMPORTED GOODS INTRODUCED TO MONGOLIA BY MEANS OF THE ROAD VEHICLES

Tsagaantsooj Tserenchimediyn, the post-graduate student Study place: the Russian customs academy

[email protected]

Annotation: The article is devoted to the actual issues of the improvement of customs regulation in Mongolia by means of the up-to-date instruments of trade facilitation

Keywords: Customs control, customs regulation, instruments of trade facilitation, «single window», integrated border management, risk management system, mutual customs control, Mongolia

Выбор оптимального сочетания применяемых мер таможенного контроля в отношении объектов и предметов контроля, а также оптимальной структуры построения таможенных органов и принципы их размещения на таможенной территории государства во многом служат определяющим фактором эффективности организации таможенного контроля. Структурность системы обеспечивается своеобразием форм и размещения таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела.

Анализ современного состояния таможенного администрирования в Монголии показывает, что в целях сокращения транзитных издержек, повышения административной эффективности, упрощения, стандартизации и гармонизации торговых и таможенных процедур, на нормативном уровне и в практике управления таможенным делом необходимо развивать такие инструменты таможенного администрирования, как упрощение, стандартизация и гармонизация торговых процедур, информационно-коммуникационные технологии для модернизации таможенных служб и обмена данными, управление рис-

ками и пост-таможенный аудит, совместный таможенный контроль и развитие регионального транзита1. В дополнение к этому актуальным аспектом такой деятельности является развитие «единого окна», усовершенствование функционирования пунктов пропуска на границе Монголии, скоординированное управление границами, измерение и мониторинг эффективности коридоров, а также предоставление таможенных преимуществ для добропорядочных участников ВЭД (институт уЭо).

В этом контексте отметим, что в целях гибкого и эффективного реагирования на потребности международного таможенного сообщества Всемирная таможенная организация (далее - ВТамО) разработала набор инструментов для упрощения процедур торговли. К ним относятся пересмотренная Киотская Конвенция по гармонизации и упрощению таможенных процедур, руководства по Единому окну, уполномоченному экономическому оператору, исследованию времени выпуска и др.

Такие инструменты в полной мере отражены в Соглашении Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли, принятом на девятой Конференции министров Всемирной торговой организации (далее -ВТО) в Бали, Индонезия, 3-7 декабря 2013 г. (далее -Балийское Соглашение). По нашему мнению, анализируемое соглашение является важной вехой для ВТО и мировой торговли, поскольку актуализирует такие важные на сегодняшний день вопросы таможенного администрирования, как выпуск и очистка товаров, система управления рисками, пост таможенный аудит, исследование времени выпуска, уполномоченный экономический оператор, взаимодействие контролирующих органов на границе, таможенные формальности, единое окно, таможенный транзит и др. С одной стороны, налицо очень серьезное намерение, формализованное в смелом названии документа.

На сегодняшний день существует мнение, что Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли, Бали, 3-7 декабря 2013 г. на современном этапе развития таможенного администрирования выступает основополагающим инструментом для упрощения процедур торговли и таможенных операций. Монголия является участником рабочей группы ВТО по Балийскому Соглашению, в рамках которой взаимодействует с государствами-членами ВТО по разработке инструментов упрощения процедур торговли. В этом контексте рассмотрим методологические рекомендации по совершенствованию таможенного контроля ввозимых товаров в Монголию автомобильным транспортом с учетом положений Балийского Соглашения ВТО и существующих инструментов ВТамО.

Одним из направлений совершенствования таможенного администрирования заключается в смещении таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Посттаможенный аудит в качестве механизма таможенного контроля начали внедряться в деятельности Монгольской таможни после его отражения в Таможенном кодексе Монголии в 1996 г. Важность пост-таможенного аудита возросла с принятием обновленного Таможенного кодекса Монголии в 2008 г.2 В результате чего были расшире-

1Программа Центрально-азиатского экономического сотрудничества. Интегрированное содействие торговли: презентация. Национальный консультационный семинар ЦАРЭС. -19 апреля 2013 года, Тад-жикистан.-С. 4.

2 Oyunchimeg D., Deputy Director General, Customs General Administration of MongoliaCountry report: Mongolian Customs. Achievements made under the CAREC Program. -P. 2.

151

Бизнес в законе

5’2014

ны права и обязанности должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров:

а) требовать дополнительную информацию от участников ВЭД, получение доступа к базе данных;

б) доступ, экспертиза и наложение пломб на помещения и склады;

с) при необходимости получение отчета о нарушениях, повторное проведение аудита после выпуска, экспертиза товаров, выпушенных в свободное обращение* 3.

Специальное подразделение Монгольской таможни, состоящее из около 20 офицеров, проводит аудит после выпуска в отношении 28% экспортируемых и 10 % импортируемых товаров.

Следует отметить, что в Российской Федерации рассматриваемое направление совершенствования таможенного контроля закреплено в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» и в Плане мероприятий (дорожная карта) «Совершенствование таможенного администрирования»4. Его развитие обусловлено необходимостью смещения акцентов таможенного администрирования с этапа декларирования и выпуска на этап после выпуска товаров, а также повышением эффективности в области борьбы с сомнительными схемами, фирмами однодневками, направленными на уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Применительно к Балийскому Соглашению отметим, что его положения рекомендует таможенным администрациям применять или поддерживать аудит после таможенной очистки, чтобы обеспечить соответствие своим таможенным правилам и иному законодательству. При этом таможенная служба должна выбирать лицо или поставку для проведения аудита после таможенной очистки на основании рисков, которые могу включать соответствующие критерии отбора. Установлено, что информация, полученная при аудите после таможенной очистки, может быть использована в дальнейших административных или судебных разбирательствах. В этом контексте результаты аудита после таможенной очистки должны использоваться при применении системы управления рисками.5 Следует отметить, что процедуры и механизмы проведения пост-таможенного аудита формализованы в отдельном Руководстве Всемирной таможенной организации6.

Эксперты сходятся во мнении, о необходимости подготовки единой методологии выбора объектов контроля на основе анализа информационных ресурсов по выбранным показателям, характеризующим деятельность участника ВЭД. Для каждой категории лиц (в том числе участников ВЭД с низким уровнем риска, УЭО) необходимо разработать уникальные методики выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров с определением показателей таможенного декларирования, мониторинга их весовых коэффициентов, установлением коэффициентов приоритетности для выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров7.

http://www.carecprogram.org/uploads/events/2010/9th-CCC/Customs-

Progress-Report-MON.pdf

3 Ст.43 Таможенного кодекса Монголии.

4 Селезнев В. Партнерство предполагает доверие // Таможня № 9[344], май 2014.-С. 12.

5 П. 5.3. Ст. 7 Выпуск и очистка товаров. Соглашении Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли, девятая Конференция министров вТо в Бали, Индонезия, 3-7 декабря 2013 г.

6 Guidelines for post-clearance audit (PCA) Volume 1. World customs organization. 2012.

7 Зыблева Т. Доверяй, но проверяй // Таможня № 3.-2014.-С. 10.

В то же время, независимо от выбранного метода работы таможенное оформление традиционно производится отдельно по каждой операции. При увеличении объема торговли неминуемо увеличивается и количество осуществляемых на границе операций8. Необходимо отметить, что рост числа операций осложняется еще и разнообразными торговыми требованиями, например, правилами, касающимися происхождения товаров. Кроме того, осуществление таможенных операций становится еще более сложным, если имеются основания предполагать наличие мошеннических действий или попытки провоза запрещенных товаров. Одним из способов автоматизации части таможенных процедур является внедрение системы управления рисками. Система управления рисками (далее - СУР) - это инструмент, позволяющий отделять добросовестные и законопослушные компании от потенциально недобросовестных торговцев. Она позволяет таможенным и пограничным службам фокусировать внимание на недобросовестных торговых компаниях и на операциях, которые могут представлять опасность.

Следует отметить, что СУР в Монголии на законодательном уровне была введена в систему таможенного администрирования только в 2008г. В 2010 году в таможне Монголии приняла дальнейшие меры к реализации СУР при проведении таможенного контроля. В связи с этим в Таможенной автоматизированной информационной системе (CAIS) разработан модуль управления рисками. В структуре ГТУ Монголии сформировано Управление рисков штатной численностью 6 офицеров в аппарате ГУ Монголии, и 57 офицеров на местах в таможнях. Система выборочного контроля ввозимых товаров на основе СУР в Монголии соответствует стандартам ВТа-мО, а теперь уже и ВТО, в соответствии с которыми таможенные органы основывают управление рисками на оценке риска по соответствующим критериям отбора, к которым относятся помимо прочего, код ТН ВЭД, характер и описание товара, страна происхождения, страна, из которой товары были отгружены, стоимость товаров, сведения о соблюдении участниками ВЭД нормативных требований, а также тип транспортного средства.

Обращаясь к положениям Балийского соглашения, нельзя не отметить, что оно предписывает сосредоточить таможенный контроль и в максимально возможной степени другие соответствующие виды контроля на границе на грузах с высокой степенью риска и ускорять выпуск грузов с низкой степенью риска9, что не всегда возможно ввиду несогласованности действий контролирующих органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в автомобильных пунктах пропуска.

По нашему мнению, основные направления совершенствования таможенного контроля на основе СУР на ближайшую перспективу должны предусматривать дальнейшую поэтапную реализацию: развитие СУР на основе передовых практик таможенного администрирования; межведомственное сотрудничество и координированное управление границами; наращивание потенциала управления рисками; обмен данными по управлению рисками на двустороннем и региональном уровнях.

В контексте проводимого анализа отметим, что Балийское соглашение устанавливает правило, согласно которому участники должны обеспечить, чтобы их органы и

8 Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту. Справочник ОБСЕ-ЕЭК оОн, 2012.- С. 138.

9 П.4.3. ст. 7. (Выпуск и очистка товаров) Соглашения по упрощению процедур торговли, (о. Бали, Индонезия, декабрь 2013).

152

Цагаанцоож Ц.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВВОЗА ТОВАРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В МОНГОЛИЮ

учреждения, отвечающие за контроль и процедуры на границе, касающиеся ввоза, вывоза и транзита товаров, сотрудничали друг с другом и координировали свою деятельность в целях содействия торговле10. Аналогичный подход изложен в Международной конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. В частности, если товары должны быть проверены другими компетентными органами, а таможенная служба также планирует их проверку, таможенная служба обеспечивает координацию таких проверок и по возможности одновременное их проведение11. При этом, показатель (индикатор), характеризующий применения данного правила -процент агентств на границе, вовлеченные в совместные мероприятия12. По нашему мнению, вопрос интегрированного управления на границе Монголии заслуживает особого внимания.

Так, при исследовании вопроса совершенствования таможенного контроля в контексте интегрированного управления границей в автомобильных пунктах пропуска Монголии были выявлены следующие проблемы:

(1) отсутствуют правовые нормы, регулирующие порядок взаимодействия между органами, осуществляющими государственный контроль на границе13 *. Исходя из этого вытекают сложности в пунктах пропуска при импорте товаров, увеличиваются затраты участников ВЭД;

(2) деятельность каждого контролирующего органа на границе регулируется отдельными правовыми актами, ведомственными распоряжениями, которые не гармонизированы в части интегрированного управления границей;

(3) организационно-техническое управление автомобильными пунктами пропуска в части жизнеобеспечения и деятельности контролирующих служб децентрализовано (размещение персонала, техническое оснащение, услуги связи, коммунальные услуги, обеспечение режима деятельности автомобильных пунктов пропуска и др.);

(4) отсутствие единой технологической схемы государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска. Как следствие - должностные лица контролирующих органов применяют весь арсенал средств контроля, дублируя функции иных служб. В этом контексте перспектива внедрения в пунктах пропуска механизма «единого окна» и принципа одной остановки отодвигается на неопределенный срок.

В целях совершенствования интегрированного управления границей, а также таможенного контроля при ввозе товаров автомобильным видом транспорта в Монголию, модернизированная схема работы пункта пропуска может быть представлена следующим образом (рис. 1).

10 Статья 8. Сотрудничество ведомств на границе. Соглашение по упрощению процедур торговли, (о. Бали, Индонезия, декабрь 2013).

11 Ст.3.35 Генерального приложения Международной конвенции о гармонизации и упрощения таможенных процедур.

12ATF Implementation Guidance.- Border agency cooperation. Art.8.

13 Действующий механизм взаимодействия регламентирован Постановлением Правительства Монголии № 20 от 22.01.2003 года,

которым регулируется только последовательность работы этих орга-

нов.

Рис.1 Упрощенная логическая схема работы пункта пропуска

при ввозе товаров, основанная на интегрированной системе управления информации.

Предлагаемая модель основывается на передовой

14

практике таможенного администрирования и научнопрактических разработках отечественных и зарубежных специалистов.

В рамках исследования современных инструментов таможенного администрирования отметим, что организация совместного контроля на границе между двумя государствами, встречаемого также под названием смешанного контроля, является довольно распространенной практикой в европейских государствах, а также в странах-партнёрах программы ЦАРЭс. В сущности, эта форма контроля предполагает высокий уровень взаимодействия между службами пограничного и таможенного контроля двух государств, которые в целях выполнения своих функциональных обязанностей размещены в пограничных контрольно-пропускных пунктах на территории одного государства, лишь на одной стороне границы.

Концепция совместного контроля или объединенной пограничной обработки таможенных операций признается наилучшей практикой уменьшения административного давления на субъектов предпринимательства на границе и способствует значительному упрощению торговли. Преимущества такой практики очевидны для стран, которые пользуются такой системой, однако для стран, которые только начинают создавать совместный контроль, имеются много сомнений в отношении возможных выгод и потерь.

В сентябре 2005 г. в ходе встречи руководителей таможенных администраций Центральной Азии достигнуто понимание между Монголией и Китаем по вопросу организации совместного контроля. В этом контексте была создана руководящая группа и механизмы ее функционирования, проведено 5 рабочих встреч. В январе 2006 г. совместная группа экспертов Монголии и Китая согласилась осуществлять упрощение и координировать таможенные процедуры на границах Монголии и Китая15. В рамках двустороннего сотрудничества разработан поэтапный подход к организации совместного контроля в ниже поименованных пунктах пропуска на монгольскокитайской таможенной границе, который предусматривал

14 Кормилицын Ф. Модель интегрированного контроля в пунктах пересечения границ. Национальный семинар по эффективным трансграничным перевозкам. 28 февраля 2013 г., Казахстан, Астана.-С.7.

15 Сун Рогиан. Обзор работы по совместному таможенному контролю между Китаем и Казахстаном: доклад. Генеральная администрация таможни Китая, 12 сентября 2009 г.

153

Бизнес в законе

5’2014

гармонизацию документов, взаимное признание результатов проверки, а также совместную работу на границе.

Под гармонизацией документов понимается использование импортёром и экспортером одного и того же документа при декларировании обеим таможням. К настоящему времени обе стороны приняли гармонизированный манифест. Единый манифест включает 29 статей, содержащих сведения из документов, которые заполняются на монгольском и китайском языках, включая регистрационный номер транспортного средства Китая и Монголии, номер контейнера, место погрузки и разгрузки, дату экспорта, наименование товаров и спецификации, упаковку и количество, вес, нетто, цену товара, грузоотправителя и грузополучателя, перевозчика, водителя, номер контракта и др. С мая 2010 г. манифесты начали заполнять только в печатном виде. При этом таможенная стоимость, указанная в манифесте, соответствует таможенной стоимости, задекларированной в декларации на товары.

Согласно действующей практике таможенного регулирования перевозчиком (транспортной компанией) представляется таможенному органу страны выезда манифест (в трех экземплярах), в котором указаны сведения о товарах, транспортном средстве на котором они перевозятся. В манифесте перевозчиком берется обязательство за достоверность заявленных сведений. После завершения проверки товаросопроводительных документов и досмотра должностное лицо таможенного органа страны выезда заверяет манифест подписью и печатью, передает перевозчику, а транспортное средство пломбируется. В стране въезда перевозчик должен передать таможенному органу манифест и только при его наличии будет производиться таможенное оформление. При этом, крайне важно, чтобы таможенные органы сторон, участвующие в совместном контроле в пунктах пропуска на границе взаимно признавали результаты проверки друг друга, а координация работы осуществлялась в соответствии с достигнутыми договоренностями и технологической схемой таможенного контроля.

Опираясь на международный опыт таможенного администрирования, сформулируем рекомендации по совершенствованию таможенного контроля в Монголии.

Во-первых, в целях упрощения таможенных операций требуется совершенствование законодательства в части сокращения перечня документов необходимых при таможенном оформлении и регламентации порядка применения системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию страны.

Во-вторых, необходимо совершенствование законодательства Монголии в части перехода на электронное декларирование товаров и транспортных средств путем использования электронной цифровой подписи и возможности представления документов в электронном виде.

В-третьих, актуальным вопросом для совершенствования таможенного регулирования является введение в законодательство и практику таможенного администрирования Монголии института предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Монголии.

Исследование аналитических материалов по проблемным аспектам совершенствования таможенного контроля и внедрения системы «единого окна» в передовой практике таможенного администрирования, позволил сформулировать следующие рекомендации для Монголии:

- подготовить концепцию и на ее основе модернизированную программу «единого окна» на период 2014-2018 гг. (с учетом международного опыта);

- рамках нормотворческой деятельностью органов государственной власти Монголии подготовить проекты законов по информационным технологиям (о цифровой подписи, об информационной безопасности, о защите данных, об электронной коммерции);

- актуализировать работу совместной группы по созданию механизма «единого окна» с использованием опыта передовой практики таможенного администрирования;

- построение системы по обмену информацией и взаимодействия по вопросам таможенного администрирования между Таможенной службой Монголии и торговым сообществом посредством создания и реализации системы электронной таможни.

В целях упрощения таможенных процедур и совершенствования таможенного контроля ввозимых товаров необходимо создать эффективный организационноправовой инструмент (национальную программу УЭО), представляющий собой совокупность взаимосвязанных мер, действий, механизмов и направленный на регулирование таможенных правоотношений в связи с организацией безопасной цепи поставки товаров, участниками которых являются таможенные органы, иные контролирующие органы государственной власти, а также лица, претендующие на применение таможенных преимуществ (специальных упрощений) при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Также очевидна необходимость дальнейшего развития научно-методического аппарата по совместному таможенному контролю, осуществляемому в пунктах пропуска на монгольской границе. По нашему мнению, направлениями совершенствования совместного таможенного контроля является:

- совершенствование процедур пограничного контроля, тесная координация усилий в сфере таможенного администрирования между таможнями двух стран, сокращение времени таможенного оформления товаров и транспортных средств;

- повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля, создание более прозрачной для участников ВЭД системы таможенного контроля и оформления;

- упрощение таможенных процедур, включая процедур таможенного транзита, оборудование таможен необходимыми средствами таможенного контроля, улучшение среды контроля для товаров и транспортных средств.

- дальнейшее расширение использование гармонизированного манифеста в пунктах пропуска на границе;

- расширение обмена информацией между сопредельными таможенными службами, унификация процедур по обеспечению соблюдения таможенного законодательства;

- взаимное признание результатов таможенной проверки, проводимой таможенными органами Монголии и Китая, например, посредством создания системы уведомления о результатах инспектирования, которые будут взаимно признаваться и использоваться на регулярной основе;

- организация предварительной подачи манифестов в электронной форме, а также предварительное декларирование товаров.

На сегодняшний день таможенные органы испытывают потребность в подготовке единой методологии выбора объектов контроля на основе анализа информационных ресурсов по выбранным показателям, характеризующим деятельность участника ВЭД. Для каждой категории лиц необходимо разработать уникальные методики выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров с определением показателей таможенного декларирования, мониторинга их весовых коэффициентов, установлением коэффициентов приоритетности для выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров.

Как известно, деятельность таможенной службы на границе регулируется политикой в области таможенного

154

Цагаанцоож Ц.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВВОЗА ТОВАРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В МОНГОЛИЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контроля, очистки и транзита. В зависимости от того, как решаются эти вопросы в конкретной стране, в пунктах пересечения границы могут возникать очереди и задержки, негативно влияющие на международную торговлю, либо может быть организовано быстрое и безопасное пересечение границы. Неэффективность работы и устаревшие таможенные процедуры не только затрудняют взимание сборов и создают риски в плане безопасной цепи поставки товаров, но и создают барьеры в международной торговле.

В современных условиях развития внешнеторговых отношений Таможенная служба Монголии проводит серьезную и эффективную работу по совершенствованию таможенного контроля. По нашему мнению, результаты этой работы будут иметь серьезные результаты и перспективы, если она осуществляться с учетом обозначенных нами приоритетов.

Список литературы:

1. Батбаяр М. Управление рисками в таможенной службе Монголии: презентация. Заседание Комитета таможенного сотрудничества., 6-10 сентября 2012 г. Токио, Япония.

2. Зыблева Т. Доверяй, но проверяй // Таможня № 3.-2014.

3. Кормилицын Ф. Модель интегрированного контроля в пунктах пересечения границ. Национальный семинар по эффективным трансграничным перевозкам. 28 февраля 2013 г., Казахстан, Астана.-С.7.

4. Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций.// Пробелы в Российском законодательстве. -2013.- № 4. Электронный ресурс: http://www.customs-academy.net/?p=3444

5. Селезнев В. Партнерство предполагает доверие // Таможня № 9[344], май 2014.

Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту. Справочник ОБСЕ-ЕЭК ООН, 2012.

6. Oyunchimeg D., Deputy Director General, Customs General Administration of MongoliaCountry report: Mongolian Customs. Achievements made under the CAREC Program.

7. Guidelines for post-clearance audit (PCA) Volume 1. World customs organization. 2012.

Reference list:

1. Batbayar M. Risk management in customs service of Mongolia: presentation. Meeting of the Committee of customs cooperation. September 6-10, 2012 Tokyo, Japan.

2. Zybleva T. Trust, but verify//Customs No. 3. -2014.

3. Kormilitsin F. Model of integrated control in the check-points. National seminar on effective cross-border transporta-tions.February 28, 2013, Kazakhstan, Astana.

4. Nekrasov D. V. Authorized Economic Operator. Special simplifications as an exclusive right to perform customs opera-tions//Gaps in the Russian legislation. -2013. - No. 4. Electronic resource: http://www.customs-academy.net/? p=3444

5. Seleznyov of V. Partnership assumes trust//Customs No. 9[344], May, 2014.

6. Advanced practice on customs check-points at the border: assistance to trade and transport. Handbook, 2012. 6.Oyunchimeg D., Deputy Director General, Customs General Administration of MongoliaCountry report: Mongolian Customs. Achievements made under the CAREC Program.

7. Guidelines for post-clearance audit (PCA) Volume 1. World customs organization. 2012.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта Российской таможенной академии Цэ-рэнчимэдийн Цагаанцоожа «Методические рекомендации по совершенствованию таможенного контроля ввоза товаров автомобильным транспортом в Монголию» Таможенным органам отведена важная роль в сфере регулирования международной торговли, которая заключается в повышении ее безопасности и в содействии законной внешнеторговой деятельности. В целях эффективного сотрудничества таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности Всемирной таможенной организацией разрабатываются новые стандарты и рекомендации таможенного администрирования. При этом институту таможенного контроля уделяется особое внимание.

За последние 20 лет в Монголии были созданы экономические и правовые основы функционирования рыночных институтов. Коренным образом изменены законодательные основы в области внешней торговли и таможенного дела. Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к резкому повышению роли таможни в развитии экономики страны. Была создана и усовершенствована законодательная база таможенного дела. В 2008 году Великий Народный хурал принял в новых редакциях Таможенный кодекс Монголии и Закон о таможенном тарифе и платежах Монголии.

Принятые законы существенно повысили эффективность работы Главного управления государственной таможни Монголии (ГТУ). Таможенным органам предоставили возможность самостоятельно и более оперативно принимать решения в соответствии с нормативно-правовым регулированием своей деятельности. Упомянутые документы максимально нацелены на ликвидацию бюрократических барьеров при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных органов Монголии. Таможенные органы играют важную роль в пополнении доходной части государственного бюджета. Сегодня более 40 процентов дохода государственного бюджета формируется через таможенные органы. Исходя из реального положения дел ГТУ Монголии определило приоритетные направления, которые должны быть достигнуты в ближайшие годы.

В связи с этим подготовка практических предложений по совершенствованию таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами на современном этапе является актуальным вопросов таможенного администрирования Монголии. Актуальность статьи не вызывает сомнения.

Автор, опираясь на существующий научно-методический аппарат, грамотно анализирует широкий круг вопросов таможенного регулирования, в т.ч. сквозь призму Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, Бали, 3-7 декабря 2013 г.: тематика пост-таможенного аудита, совершенствование интегрированного управлением границы, система управления рисками, развитие института уполномоченного экономического оператора, организации совместного таможенного контроля. Причем по каждому из затронутых направлений Цэрэнчимэдийн Цагаанцоожем предложены заслуживающие внимания концептуальные предложения по совершенствованию таможенного администрирования.

Совершенно очевидно, что сформулированные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов Монголии.

Статья написана хорошим научным языком, представляет научный интерес и заслуживает опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» канд. юрид. наук

С.В. Мозер

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.