Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА ПУТЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА ПУТЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
Киотская конвенция / Рамочные стандарты / Всемирная таможенная организация / уполномоченный экономический оператор / специальные упрощения / таможенное администрирование. / Kyoto Convention / Framework Standards / World Customs Organization / Authorized Economic Operator / Special Simplifications / Customs Administration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тораходжаева Икболхон

В статье рассмотрена специфика функционирования и правового регулирования института уполномоченного экономического оператора в таможенном контроле. Изучен опыт развитых стран по практике применения института уполномоченных экономических операторов и проанализированы существующие проблемы и пути их решения в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тораходжаева Икболхон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF AN AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR BY IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses the specifics of the functioning and legal regulation of the institution of an authorized economic operator in customs control. The experience of developed countries in the practice of using the institution of authorized economic operators has been studied and the existing problems and ways of solving them in the Republic of Uzbekistan have been analyzed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА ПУТЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Икболхон Тораходжаева

преподаватель кафедры «Таможенный контроль» Таможенного института Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, майор таможенной службы

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА ПУТЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. В статье рассмотрена специфика функционирования и правового регулирования института уполномоченного экономического оператора в таможенном контроле. Изучен опыт развитых стран по практике применения института уполномоченных экономических операторов и проанализированы существующие проблемы и пути их решения в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: Киотская конвенция, Рамочные стандарты, Всемирная таможенная организация, уполномоченный экономический оператор, специальные упрощения, таможенное администрирование.

I. Toraxodjaeva

Bojxona Instituti, «Bojxona nazorati» kafedrasi o'qituvchisi bojxona xizmati mayori

O'ZBEKISTON RESPUBLIKASIDA BOJXONA MA'MURIYATINI TAKOMILLASHTIRISH ORQALI

VAKOLATLI IQTISODIY OPERATORNING ISHLASH MEXANIZMINI TAKOMILLASHTIRISH

Аnnotatsiya. Maqolada bojxona nazorati bo'yicha vakolatli iqtisodiy operator institutini faoliyat ko'rsatishi va huquqiy tartibga solish xususiyatlari muhokama qilinadi. Rivojlangan mamlakatlarning vakolatli iqtisodiy operatorlar institutidan foydalanish amaliyotidagi tajribasi o'rganildi va O'zbekiston Respublikasida mavjud muammolar va ularni hal qilish yo'llari tahlil qilindi.

Kalit so'zlar: Kioto konventsiyasi, хаdli standartlar, Butunjahon bojxona tashkiloti, vakolatli iqtisodiy operator, maxsus soddalashtirishlar, bojxona ma'muriyatсhiligi.

I. Torakhodzhaeva

Lecturer at the Department of Customs Control Customs Institute, major

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF AN AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR BY IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Annotation. The article discusses the specifics of the functioning and legal regulation of the institution of an authorized economic operator in customs control. The experience of developed countries in the practice of using the institution of authorized economic operators has been studied and the existing problems and ways of solving them in the Republic of Uzbekistan have been analyzed.

Keywords: Kyoto Convention, Framework Standards, World Customs Organization, Authorized Economic Operator, Special Simplifications, Customs Administration.

Таможенные органы имеют возможность исключения таких субъектов из сферы пристального внимания в связи с отнесением их к категории лиц низкого уровня риска, направить все имеющиеся в распоряжении ресурсы на субъекты, чья деятельность представляет высокий риск несоблюдения таможенного законодательства, тем самым повысив результативность таможенного контроля и эффективность организации его проведения.

Ключевым элементом данного партнерства стало появление института уполномоченного экономического института (УЭО). Его возникновение в мировом сообществе началось с Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года. Согласно конвенции ускорение и упрощение по таможенному оформлению не должно приносить ущерб интересам государства и общества, а наоборот, способствовать стабильному пополнению доходной части бюджета и защите внутреннего рынка [1].

Исходя из переходного стандарта Киотской конвенции 3.32, уполномоченное лицо - лицо, отвечающее установленным таможенной службой критериям, в том числе имеющее надлежащее досье соответствия требованиям таможенной службы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации.

В июне 2005 года Всемирной таможенной организацией (ВТамО) были приняты Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли, где уже использовался термин «уполномоченный экономический оператор».

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли описывают новый подход к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и бизнеса. Данные стандарты представляют собой консолидированную платформу, которая позволяет активизировать мировую торговлю, повысить уровень ее защищенности от террористических посягательств и увеличить вклад таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально-экономического благосостояния государств. Они позволяют расширить возможности таможенных служб по обнаружению отправок повышенного риска для дальнейшей работы с ними, а также повысить эффективность администрирования товаров, ускоряя таким образом процесс таможенного оформления и выпуска грузов.

В целях дальнейшего совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур, повышения эффективности деятельности таможенных органов, устранения бюрокра-

тических преград на пути развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата в нашей стране с 1 февраля 2019 года в соответствии с международными стандартами введен институт уполномоченных экономических операторов [2].

Данный институт в Республике Узбекистан предусматривает предоставление права пользоваться упрощенными таможенными процедурами добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отвечающим требованиям, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан [3].

Институт УЭО является нововведением в таможенную практику Узбекистана и важным шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД. Рассматриваемый институт основывается на модели предоставления таможней специальных упрощений в обмен на соблюдение экономическим оператором особых требований и условий, установленных таможенным законодательством.

Зарубежный опыт. Международными стандартами в области применения института УЭО являются Киотская конвенция по гармонизации и упрощению таможенных процедур и Рамочные стандарты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли.

В Киотской конвенции установлено, что для лиц, отвечающих установленным таможенными органами критериям, включая соблюдение требований таможенных органов и использование удовлетворительной системы ведения коммерческой документации, предусмотрена возможность:

- выпуска товаров при условии представления минимума данных, необходимых для идентификации товаров, что в дальнейшем позволит заполнить окончательную декларацию на товары;

- оформления товаров на объектах декларанта или в другом месте, разрешенном таможенными органами;

- предоставления, по возможности, других специальных процедур.

Рамочными стандартами ВТамО предусмотрен процесс предоставления определенных льгот УЭО с целью ускорения таможенного оформления товаров путем снижения доли таможенных осмотров, что, в свою очередь, позволит сэкономить время и сократить расходы экономических операторов [4].

Детальное рассмотрение системы функционирования института в ведущих странах мира позволяет сделать вывод, что Рамочным стандартам в вопро-

сах организации института УЭО в большей степени соответствует законодательство, действующее в Евросоюзе и США.

Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции по развитию уполномоченных экономических операторов, так как основываются на стандартах безопасности международной цепи поставок. Безопасность - главная цель США в успешном использовании института УЭО.

Европейский союз перенял опыт США при создании института УЭО, и в это аспекте ничуть не отстает от Америки. Страны-участницы ЕС вправе пользоваться предоставляемыми льготами на всей территории ЕС, независимо от того, где был зарегистрирован участник УЭО. Общее число УЭО в ЕС по состоянию на март 2020 года достигло 17 500 компаний [5].

В Китае внедрена ужесточенная система института УЭО - предоставление незначительных льгот для участников ВЭД, нет плана по развитию института. Возможно, в Китае не стремятся к дальнейшему развитию в данной сфере.

Для стран ЕАЭС знаковым в развитии института УЭО является 2018 год, тому причина - вступивший в законную силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который в части, касающейся института УЭО, был усовершенствован на основе Рамочных стандартов, с применением передовой практики зарубежных стран. Из всех стран-участниц Беларусь обладает самым большим количеством участников УЭО, в полной степени старается принять опыт ЕС для дальнейшего расширения института УЭО. Кыргызстан и Армения, новые участники Таможенного союза, находятся на первой ступени по развитию УЭО. Казахстан отказывается от принципа президентства в целях сохранения своих правовых норм без изменения. В реестре находится более 90 участников. Россией поставлены ограничения на получение статуса УЭО. Главной проблемой отмечается обеспечение уплаты таможенных пошлин и платежей на 1 млн евро. Кроме того, для участников ВЭД не предоставляются особые преференции, действуют ограниченные льготы, установлен достаточно долгий срок рассмотрения заявления для получения статуса УЭО.

Нынешнее состояние института УЭО в Узбекистане. На сегодняшний день количество юридических лиц, включенных в реестр УЭО в Республике Узбекистан, составляет 24. Данный реестр формируется Государственным таможенным комитетом и публикуется на официальном сайте комитета.

№ Номер оператора Название юридиче- ИНН Кате-го-рия Статус

ского лица

UZB/204393073/A ООО Navruz 204393073 А акти-

1 International Corp. вен

UZB/207094349/A ЧП «UNIT- 207094349 А акти-

2 ED DISTRIBUTION» вен

UZB/207151159/A ООО 207151159 А акти-

3 «ROOD- ELL» вен

UZB/303696484/A ООО «ZE- 303696484 А акти-

4 LAL TEK-STIL» вен

5 UZB/205768087/A ООО «Uz- 205768087 А акти-

Carlsberg» вен

UZB/204567228/A ООО 204567228 А акти-

6 «TARLE-PLAST» вен

UZB/302512057/A СП ООО 302512057 А акти-

7 «EAST- вен

WEST INVEST»

8 UZB/202099756/A ООО «Ang- 202099756 А акти-

lesey Food» вен

9 UZB/205413742/A ООО "Dia- 205413742 A акти-

mond-Invest" вен

UZB/303457361/A СП ООО 303457361 A акти-

10 "Family Group" вен

UZB/200513503/A ООО "POY- 200513503 A акти-

11 TAXT SAV-DO PLYUS" вен

UZB/206548447/A ООО 206548447 A акти-

12 "POYTAXT GROUP" вен

UZB/300050025/A ООО ЧП 300050025 A акти-

13 "POSCO вен

International Textile"

UZB/302801590/A ООО "ME- 302801590 A акти-

14 GA-TECH SOLUTION" вен

UZB/200897524/A ООО СП "Ташкентский труб- 200897524 A активен

15 ный завод имени В.Л. Гальперина"

16 UZB/302831562/A ООО "Gat- 302831562 A акти-

ter-Group" вен

UZB/302857893/A ООО "Adler 302857893 A акти-

17 Group Distribution" вен

18 UZB/200047118/A ООО "Mex- 200047118 А акти-

mash" вен

19 UZB/302625976/A ЧП «Eko- 302625976 А акти-

pen» вен

20 UZB/200244688/A ООО "Avto- 200244688 А акти-

komponent" вен

21 UZB/301262117/A СП «TEXNO DAT» 301262117 А активен

22 UZB/303502962/A СП ООО "BINKET GROUP" 303502962 А активен

23 UZB/302790171/A ООО «PULP AND PAPER» 302790171 А активен

24 UZB/301975029/А СП ООО «International Beverages Tashkent» 301975029 А активен

Как было отмечено выше, перечень упрощений, которые могут быть предоставлены лицам, зависит от вида выданной категории. Ключевыми упрощениями являются: проведение таможенных операций в отношении товаров УЭО на территории лица в первоочередном порядке, предоставление рассрочки и отсрочки по уплате таможенных платежей, взаимное признание УЭО с уполномоченными экономическими операторами зарубежных стран и другие упрощения.

Специальные упрощения также предполагают и экономические преимущества (в дополнение к предоставленным) за счет снижения затрат и ускорения повседневных процессов импортно-экспортных операций.

Таким образом, на сегодняшний день одним из основных направлений совершенствования таможенного администрирования является совершенствование института УЭО. Совершенствование института УЭО внесет свой вклад также в повышение статуса Узбекистана в рейтинге Doing Business.

В Постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» от 13 июля 2018 года № ПП-3852 приводится следующая статистика: за последние 5 лет рейтинг Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» улучшился более чем в 2 раза - с 166-го места в 2012 году до 74-го места в 2017 году среди 190 стран мира [6]. При этом в последнем докладе наша страна вошла в первую десятку стран-реформаторов по показателю создания наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса.

Также, этим постановлением в сфере создания благоприятных условий для международной торговли перед таможенными органами поставлены следующие задачи:

- обеспечение повсеместного внедрения механизма осуществления экспортных и импортных операций по принципу «одно окно»;

- гармонизация требований к ведению международной торговли с требованиями стран-торговых партнеров;

- внедрение системы оформления и подачи всех необходимых документов, а также оплаты таможенных пошлин в интерактивном режиме с использованием электронной цифровой подписи [7].

Исходя из вышесказанного, для достижения упрощения таможенного администрирования и дальнейшего развития института УЭО в Республике Узбекистан предлагается следующее:

1. Внести понятие уполномоченного экономического оператора в Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора» от 29 апреля 2019 года № 363 (в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли): «Уполномоченный экономический оператор - это юридическое лицо, отвечающее требованиям настоящего Положения, которое имеет право пользоваться специальными упрощенными таможенными процедурами при совершении таможенных операций».

2. В Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора» от 29 апреля 2019 года № 363 установлены критерии включения в Реестр (Глава 4, пункт 12).

Предлагаем 6 абзац 12 пункта внести изменения изучив внешнеторговую статистику каждой области отдельно, т.е. установить отдельные требования к фактурной стоимости, количеству импортных и экспортных деклараций, уплаченным таможенным платежам.

Так как из 24 включенных в реестр УЭО юридических лиц, 18 зарегистрированы в городе Ташкенте, а остальные в Ташкентской, в Самаркандской, в Ферганской, в Андижанской и в Наманганской областях.

Причиной тому является разный объем товарооборота в областях. Данное изменение послужит охвату добросовестных участников ВЭД во всех регионах страны.

3. В пятой главе Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора» ПКМ-363 от 29 апреля 2019 года указан порядок подачи и рассмотрения заявления о включении в Реестр. Для включения в Реестр юридиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ское лицо подает в Комитет письменное заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

Предлагаем во исполнении Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» №1111-2750 01.02.2017 дать права претендующему на получение статуса УЭО обращаться в Центр государственных услуг для использования государственных услуг или зарегистрироваться в Единый интерактивный портал государственных услуг для электронного использования государственных.

4. Предлагаем главу 11 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора» ПКМ-363 от 29 апреля 2019 года «Контроль за деятельностью оператора» дополнить следующим абзацем:

Таможенные органы проверяют правильное и целевое использование упрощений, предоставленных уполномоченным экономическим операторам в рамках таможенного аудита (таможенный контроль после выпуска товаров).

5. Создать и внедрить в практику на законодательной основе отличительный знак, т. е. логотип УЭО Республики Узбекистан, что позволит легко опознать товары и транспортные средства УЭО. Логотип на транспортных средствах УЭО создаст возможность совершать на границе таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке.

Статус УЭО, включая возможность использовать логотип УЭО, повышает его репутацию. Логотип УЭО защищен авторским правом в ЕС и не находится в свободном доступе для скачивания. Экономический оператор, который хочет его использовать, должен запросить разрешение у компетентного таможенного органа (как правило, у того, кто предоставил статус). УЭО может использовать логотип при соблюдении следующих условий:

- право на использование логотипа при условии наличия действующего сертификата УЭО и только владельцем сертификата УЭО;

- УЭО должен прекратить его использовать, как только статус УЭО приостановлен или отменен;

- любое злоупотребление или неправильное его использование влечет судебное преследование со стороны ЕС.

Примеры таких логотипов:

6. Предлагаем абзацы 6 и 7 пункта 19 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора» ПКМ-363 от 29 апреля 2019 года изложить в следующем виде:

^ помещение товаров под таможенный контроль в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, оборудованных охранной и противопожарной сигнализациями, а также средствами видеонаблюдения, функционирующими в круглосуточном режиме, позволяющими осуществлять просмотр видеоинформации о происшедших событиях с разных сторон в течение трех месяцев;

> проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, оборудованных охранной и противопожарной сигнализациями, а также средствами видеонаблюдения, функционирующими в круглосуточном режиме, позволяющими осуществлять просмотр видеоинформации о происшедших событиях с разных сторон в течение трех месяцев заранее согласованных с таможенными органами.

Данные требования направлены на обеспечение сохранности и безопасности товаров, находящихся в местах, определенных операторами.

Заключение

Осуществляемые в Республике Узбекистан социально-экономические, политические реформы требуют модернизированный подход к либерализации и реформам, осуществляемым на пути развития внешнеэкономической деятельности.

В республике на системной основе реализуются задачи по либерализации внешнеэкономической деятельности, повышению инвестиционной привлекательности и усилению экспортного потенциала страны.

Успешная реализация намеченных задач в значительной степени зависит от эффективности деятельности таможенных органов.

В процессе выполнения возложенных задач таможенные органы сталкиваются с различной категорией участников внешнеэкономической деятельности, среди которых есть добросовестные предприниматели, которых нужно поощрять, что в конечном

итоге послужит уменьшению финансовых и временных затрат по таможенному контролю.

Если учитывать, что торговля между странами развивается быстрыми темпами, устаревшие методы таможенного контроля значительно задерживают выпуск товаров. Примером такого устаревшего метода таможенного контроля является тотальный таможенный контроль. Во избежание использования данного метода и в целях обеспечения безопасности цепи поставок, а также развития партнерских отношений между таможенными администрациями и лицами, вовлеченными во внешнеэкономическую деятельность, была введена система категорирова-ния таких лиц.

Результатом категорирования стал институт уполномоченных экономических операторов, что, в свою очередь, ускорило и оптимизировало работу таможенных органов. Уполномоченный экономический оператор - это наиболее оптимальная модель сотрудничества таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, дающая возможность обеим сторонам получать свои выгоды.

Самое важное экономическое преимущество заключается в том, что статус уполномоченного экономического оператора напоминает знак качества. Предоставляя статус, таможенные органы подтвер-

ждают, что они считают, что рассматриваемый экономический участник после тщательного изучения является надежным и, следовательно, заслуживающим доверия.

Исследование вопроса дальнейшего развития института уполномоченного экономического оператора в нашей стране является важным для совершенствования таможенного администрирования.

В связи с этим исследование рекомендаций Всемирной таможенной организации, передовых программ УЭО, правоприменительной практики развитых стран, а также научно-практических разработок, посвященных тематике уполномоченного экономического оператора являются необходимым для создания условий, обеспечивающих достижение поставленных целей реформирования экономики страны и дальнейшего совершенствования таможенного администрирования.

В заключение следует отметить, что предоставление статуса уполномоченного экономического оператора участникам ВЭД увеличит масштабы внешнеторговых операций, повысит эффективность работы таможенных органов, а также сократит время, затрачиваемое на таможенное оформление, привлечет больше иностранных инвестиций.

Литература

1. http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?id=1571053

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» от 24.11.2018 года под номером №»5582.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора» от 29.04.2019 года под номером №363

4. http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/~/link.aspx?_id=F9689378216C44C7A 23BA55FE247775C&_z=z

5. http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/~/link.aspx?_id=F9689378216C44C7A 23BA55FE247775C&_z=z

6. Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 07/18/3852/1503; 08.03.2019 г., № 06/19/5687/2723; 11.12.2019 г., № 06/19/5892/4134; 19.03.2020 г., № 06/20/5968/0331

7. Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 07/18/3852/1503; 08.03.2019 г., № 06/19/5687/2723; 11.12.2019 г., № 06/19/5892/4134; 19.03.2020 г., № 06/20/5968/0331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.