Научная статья на тему 'Модели формирования стратегии управления качеством образовательной деятельности инновационного вуза'

Модели формирования стратегии управления качеством образовательной деятельности инновационного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT MODEL / STRATEGIC PLANNING / QUALITY MANAGEMENT / STRATEGIC ANALYSIS / INTEGRATED QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головцова Ирина Геннадьевна

Анализируются подходы к стратегическому планированию в сфере управления качеством высшего образования. Основу стратегического плана должен составлять всесторонний анализ возможностей вуза, учитывая изменения в состоянии внешней среды. При формировании алгоритма стратегического управления качеством инновационного вуза ключевым шагом является моделирование эталонного механизма решения проблемы. На основе анализа существующих моделей управления качеством предлагается внедрение модели интегрированного управления качеством для оценки эффективности включенных в стратегическое планирование мероприятий по обеспечению качества образования. Разрабатываемая модель должна выступать в роли проекта процесса управления качеством образовательной деятельности в инновационном вузе как упрощенного образа оригинала, неразрывно с ним связанного, отражающего существенные свойства, связи и отношения оригинала. Для создания ценности образовательного продукта необходимо использовать такие процессы управления, которые могут быть реализованы в процессе разработки и внедрения системы, определяющей основные ключевые процессы для создания ценности и обеспечения качества в академических, административных и управленческих процессах. Основным принципом предлагаемой системы стратегического планирования, информации и управления качеством можно считать принцип интегрированного измерения эффективности модели управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MODELS FOR THE QUALITY MANAGEMENT STRATEGY IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF AN INNOVATIVE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article analyzes the approaches to strategic planning in the field of quality management in higher education. The strategic plan should be a comprehensive analysis of the possibilities of high school which takes into account changes in the state of the environment. In forming strategic quality management algorithm in an innovative university the key step is the simulation of the reference mechanism to solve the problem. On the basis of the analysis for the existing models of quality management, we proposed the integrated quality management model for evaluating the effectiveness of activities included in the strategic planning for quality assurance. The developed model should play the role of a project of the management process for the quality of educational activities in an innovative high school as a simplified image of the original, inseparably connected with it, and reflecting its essential properties, connections and relationships. To create a valuable educational product it is necessary to use such management processes which can be implemented in the design and implementation of the system, defining the main key processes to create value and quality assurance in the academic, administrative and management processes. The basic principle of the proposed system of strategic planning, information and quality management can be regarded as the principle of an integrated performance measurement model of quality management education.

Текст научной работы на тему «Модели формирования стратегии управления качеством образовательной деятельности инновационного вуза»

30

2014. Вып. 1

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 338.242 И.Г. Головцова

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

Анализируются подходы к стратегическому планированию в сфере управления качеством высшего образования. Основу стратегического плана должен составлять всесторонний анализ возможностей вуза, учитывая изменения в состоянии внешней среды. При формировании алгоритма стратегического управления качеством инновационного вуза ключевым шагом является моделирование эталонного механизма решения проблемы. На основе анализа существующих моделей управления качеством предлагается внедрение модели интегрированного управления качеством для оценки эффективности включенных в стратегическое планирование мероприятий по обеспечению качества образования. Разрабатываемая модель должна выступать в роли проекта процесса управления качеством образовательной деятельности в инновационном вузе как упрощенного образа оригинала, неразрывно с ним связанного, отражающего существенные свойства, связи и отношения оригинала. Для создания ценности образовательного продукта необходимо использовать такие процессы управления, которые могут быть реализованы в процессе разработки и внедрения системы, определяющей основные ключевые процессы для создания ценности и обеспечения качества в академических, административных и управленческих процессах. Основным принципом предлагаемой системы стратегического планирования, информации и управления качеством можно считать принцип интегрированного измерения эффективности модели управления качеством образования.

Ключевые слова: качество образования, модели управления качеством, стратегическое планирование в управлении качеством, стратегический анализ, интегрированное управление качеством.

Международный стандарт ИСО 9001:2008 формулирует требования к разработке стратегии предприятия, его развития, то есть и к прогнозированию, следующим образом: «Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации».

Стратегия обычно характеризуется долгосрочностью, тем не менее процедуры по ее формированию, внедрению, анализу результатов, а также при необходимости внесения соответствующих корректировок должны происходить регулярно. Разработка стратегического плана для вуза обычно является следствием того факта, что образовательным учреждением используется система управления на основе прогнозирования изменений, представленная либо системой стратегического планирования, либо системой управления на основе выбора стратегических позиций.

Стратегическое планирование в сфере управления качеством высшего образования можно охарактеризовать как процедуру создания и обеспечения стратегического баланса между целями высшего учебного заведения, его потенциальными возможностями и вероятностью достижения положительных результатов на рынке образовательных услуг. Основу стратегического плана должен составлять всесторонний анализ возможностей вуза, учитывая изменения в состоянии внешней среды. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиций учреждения высшего профессионального образования в конкурентной борьбе за востребованность выпускников на рынке труда. На основе такого анализа формируется стратегия развития организации, определяются целевые приоритеты. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности вуза к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей.

Планируемый этап деятельности вуза должен опираться на научно обоснованную стратегию развития, на сложившиеся в стране и в регионе социально-экономические реалии сегодняшнего дня. Стратегия развития вуза должна основываться на принципе продуктивной преемственности и сочетании рыночного и нерыночного развития.

Стратегическое планирование должно смотреть в будущее и обеспечивать долгосрочное устойчивое развитие вуза в соответствии с тенденциями инновационных процессов, реализуемых в обществе, в науке и технике, в экономике, в образовании. На рис. представлены стимулы и движущие силы для разработки стратегии применительно к высшим учебным заведениям.

На практике достаточно часто встречается ситуация, когда руководство образовательным учреждением не может увязать две основополагающие задачи - обеспечения качества образовательной услуги и стратегического управления качеством.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2014. Вып. 1

Для решения задачи обеспечения целостного подхода к интеграции достижения качества со стратегическими рамками планирования нами предлагается разработать модель интегрированного управления качеством для оценки эффективности включенных в стратегическое планирование мероприятий по обеспечению качества образования.

Рис. Движущие силы и стимулы стратегии управления качеством инновационного вуза

При формировании алгоритма стратегического управления качеством инновационного вуза определяющим, на наш взгляд, является моделирование эталонного механизма решения проблемы. Для этого нами предлагается разработать модель интегрированного управления качеством, которую можно представить как систему стратегического планирования, информации и управления качеством, в основу которой целесообразно заложить принципы следующих общепризнанных в мире моделей:

1. Модель Европейского фонда управления качеством (EFQM), разработанная в 1992 г. для целей содействия развитию менеджмента качества. Данная модель содержит конкретный набор критериев в виде оценочной шкалы, на основе которой подвергаются оценке результаты деятельности организации с точки зрения концепции TQM. Непосредственно процедура самооценки позволяет определить сильные и слабые стороны организации, сформировать стратегические инициативы, нацеленные на реализацию программ по совершенствованию. Инструмент работает хорошо при проведении регулярных самооценок и самопроверок.

2. Модель BSC или концепция сбалансированной системы показателей, предложенная в 1992 г. профессором Гарвардской школы бизнеса Робертом Капланом (Robert Kaplan) и консультантом по управлению Давидом Нортоном (David Norton). В этой модели основные показатели оценки деятельности компании (KPIs) группируются и определяются для различных перспектив (perspectives), которые формируют неявную логику, полезную при разработке и внедрении стратегии, и выявлении причинно-следственных связей. Такого рода показатели позволяют высшему менеджменту организации выделять стратегически значимые меры и ориентировать уже разработанные стратегии на достижение определенных целей, используя основные показатели выполнения бизнес-процессов.

3. Система оценки качества Болдриджа (MBQNA), основой которой является объединение семи оценочных категорий: лидерство, стратегическое планирование, ориентация на потребителей и рынок, информация и анализ, управление на основе знаний, важность человеческих ресурсов, бизнес-результаты [1].

Необходимо также отметить, что основным принципом предлагаемой системы стратегического планирования, информации и управления качеством можно считать принцип интегрированного из-

2014. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

мерения эффективности модели управления качеством образования. На рис. 2 представлена структура взаимосвязи общепринятых моделей управления качеством и принципами предлагаемой системы планирования, информации и управления качеством. В составе показателей финансовых перспектив в данном случае коэффициент ROI (от англ. Return on Investment) показывает уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций; показатель Return on Capital Employed (ROCE) используется здесь как мера доходности, которую приносит компания на вложенный капитал, то есть комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также инноваций; показатель EVA представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

В моделях стратегического планирования и управления, предложенных рядом авторов, например А. Томсоном и М. Хиттом с соавторами в 2005 г., а также в ряде изданий по стратегическому управлению выявлены три основные стратегические фазы планирования:

1. Стратегический анализ - этапы от 1 до 5.

2. Стратегическая формулировка и выбор - этап 6.

3. Стратегическая реализация - этап 7 [2].

Необходимо также отметить, что в научной литературе, посвященной стратегическому планированию, до недавних пор неизменными считались этапы с первого по пятый, в то же время этап стратегической реализации мог подвергаться радикальным или дополнительным изменениям, требующим изменений в структуре управления и использования нематериальных активов. На практике все это неизбежно приводило к низкому или посредственному успеху реализации стратегий организации. До недавнего времени в практике стратегического менеджмента существовало соглашение по интегрированным рамкам стратегической реализации, но исследования Р.С. Каплана и Д.П. Нортона [3] в 2004 г. и введение системы сбалансированных показателей и стратегических карт привело к созданию сбалансированного подхода и успешной реализации стратегий, определив её ключевые показатели эффективности.

Модель системы управления качеством образовательной деятельности в инновационном вузе -это определенная совокупность требований, целей, принципов, составляющих суть деятельности вуза, а также критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы, направленные на достижение требуемых результатов по качеству образования в инновационном вузе. Разрабатываемая модель должна выступать в роли проекта процесса управления качеством образовательной деятельности в инновационном вузе как упрощенного (в том или ином смысле) образа оригинала, неразрывно с ним связанного, отражающего существенные свойства, связи и отношения оригинала.

Основным этапом работы является проектирование: процедуры управления качеством образования с ориентацией на конечный результат; условий для реализации прогнозируемого конечного результата; альтернативных ресурсов и их применения в процессе управления качеством образования; возможности реализации последствий конечного результата в культурно-образовательной среде вуза и практического применения параллельных достижений в процессе управления качеством образовательной деятельности.

Проект процедуры завершающего этапа управления качеством образовательной деятельности с ориентацией на конечный результат требует систематического объяснения и описания, конкретизации и подробного анализа с целью развития, совершенствования, уточнения и дополнения модели. Следовательно, выбор результата управления качеством образовательной деятельности в инновационном вузе, описание его характеристик являются первичным механизмом, изначальной основой моделирования исследуемого процесса. Чем подробнее и понятнее образовательный процесс в вузе в процессе реализации представленной модели, тем качественнее будет организовано движение к конечному результату и всех его возможных аспектов, которые могут иметь место в процессе управления качеством образовательной деятельности в инновационном вузе.

Проект условий для реализации проектируемого конечного результата включает в себя возможные условия для его достижения с детальным описанием, объяснением и определением механизма, при помощи которого будет проведен анализ предполагаемого результата. Проект альтернативных ресурсов позволяет использовать вариативные дополнительные средства для успешного управления качеством образования и получения успешного конечного результата.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2014. Вып. 1

Проект реализации последствий конечного результата управления качеством в культурно-образовательной среде вуза и практического применения целого ряда сопутствующих достижений в области управления вузом имеет немаловажное значение для управления качеством образования в инновационном вузе. Этот механизм также необходимо моделировать с последующим его анализом, что будет способствовать генерации различных качеств и свойств (постоянства, непрерывности и др.), активного волевого напряжения, необходимого для продвижения модели к конечному результату и практического его применения в культурно-образовательной среде вуза.

По нашему мнению, обоснования для использования предложенной интегрированной модели системы управления качеством образования могут быть следующими:

1. Измерения могут проводиться в различных структурах вуза - на кафедрах, факультетах, в целом по вузу с целью сравнения индивидуальных показателей эффективности. Ключевым моментом здесь является углубленный причинно-следственный анализ с использованием результатов сравнения для развития качества и стремления к постоянному совершенствованию.

2. В процессе анализа каждая кафедра и факультет будут использовать собственные оценки с использованием рекомендованного индивидуального и выработанного подхода для достижения максимально приемлемого результата. Это представляется особенно важным, поскольку все сотрудники будут работать в одном и том же направлении. Здесь могут быть использованы внутренние оценки, оценки внешнего аудита и оценки третьей стороны, в которых будут применяться те же самые критерии оценок, что может привести к обмену мнениями и в конечном итоге к выработке единого интегрированного решения по рассматриваемой проблеме.

3. Что касается аспекта управления, использующего философию «управление через измерение», сравнение и углубленный анализ используемых средств достижения цели обеспечения качества образования, то очевидно, что в процессе анализа должны быть выработаны определенные механизмы для углублённого понимания аспектов управления, требующих внимания и улучшения. Это приведёт к обеспечению принципа постоянного улучшения, поскольку измерения будут ключевыми показателями эффективности, определяющими, какие из них нуждаются в корректировке.

4. Аспект обмена опытом лежит в основе фундаментальной философии обмена и распространения знаний во всей образовательной организации. Все отчёты, выводы и анализ получаемой информации должны размещаться на сайте аудита качества вуза, к которому все подразделения могут иметь доступ и тем самым оценивать опыт коллег. Прежде всего, это обеспечит улучшение качества образовательной деятельности вуза.

Необходимо отметить, что основной задачей управления качеством инновационного вуза является обеспечение такого механизма, при котором результаты аудита и оценки качества являются основой для создания системы планирования академических и административных подразделений сроком до 5 лет. Для решения такого рода задач необходимо создание структуры по оказанию помощи в планировании подразделений. Функции этой структуры должны быть реализованы в модели управления по реализации стратегий, которая является основной системой управления качеством для сбалансированного подхода. Это подход направлен на достижение академических успехов (как определено в стратегическом направлении развития вуза) с целью поддержки конкурентоспособности за счет акцентирования усилий на следующих элементах управления:

- определении механизма и составляющих успеваемости и результатов образовательной деятельности вуза;

- создании ценности для потребителей образовательных услуг, ориентация на полное удовлетворение нужд и требований всех сторон, заинтересованных в качестве образовательных услуг;

- качестве и планировании, то есть определении результата стратегического планирования и управления качеством образования вуза;

- определении академических и административных процессов, необходимых для того, чтобы создать ценности образования с помощью увеличения академического состава и роста доходов преподавателей;

- определении потребности в человеческом, информационном и организационном капитале, необходимых для достижения вышеуказанных элементов фокусировки.

В сущности, для достижения качества образования в рамках требований по достижению академического превосходства и фокусировки на росте доходов вузу требуются хорошо подготовленные студенты, качественные инновационные учебные планы, качественная инфраструктура и благоприятные условия.

2014. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таким образом, по нашему мнению, для создания ценности образовательного продукта необходимо использовать такие процессы управления, которые могут быть реализованы в процессе разработки и внедрения системы, определяющей основные ключевые процессы для создания ценности и обеспечения качества в академических, административных и управленческих процессах.

На наш взгляд, современные реформы в системе высшего образования в России и снижение государственного финансирования образовательного сектора определяют ситуацию, при которой необходимо находить баланс между процессом обеспечения качества образовательной деятельности и финансовой жизнеспособностью.

Стратегии достижения подобного рода целей, по нашему мнению, должны соответствовать механизму финансового планирования и бюджетирования с целью снижения эксплуатационных расходов наиболее эффективным и действенным способом для того, чтобы максимально оптимизировать распределение ресурсов и обеспечить управление финансовыми потерями. Решение этих стратегических задач в большей степени также связано с тем, насколько образовательное учреждение может увеличить свой доход, выводя на рынок инновационные образовательные продукты и услуги, что

является одной из основных характеристик инновационного вуза.

* * *

1. Маслов Д.В. Модели мировых премий по качеству: национальная премия качества Малколма Болдриджа (часть 2) // Качество, инновации, образование. 2007. № 4. С. 20-28.

2. Thompson Arthur A., Jr. and Strickland, III A.J., (2005) Crafting and Executing Strategies. The Quest for Competitive Advantage: Concepts and Cases, 14th ed., 2005, McGraw- Hill Irwin.

3. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

Поступила в редакцию 09.12.13

I.G. Golovtsova

FORMATION MODELS FOR THE QUALITY MANAGEMENT STRATEGY IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF AN INNOVATIVE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article analyzes the approaches to strategic planning in the field of quality management in higher education. The strategic plan should be a comprehensive analysis of the possibilities of high school which takes into account changes in the state of the environment. In forming strategic quality management algorithm in an innovative university the key step is the simulation of the reference mechanism to solve the problem. On the basis of the analysis for the existing models of quality management, we proposed the integrated quality management model for evaluating the effectiveness of activities included in the strategic planning for quality assurance. The developed model should play the role of a project of the management process for the quality of educational activities in an innovative high school as a simplified image of the original, inseparably connected with it, and reflecting its essential properties, connections and relationships. To create a valuable educational product it is necessary to use such management processes which can be implemented in the design and implementation of the system, defining the main key processes to create value and quality assurance in the academic, administrative and management processes. The basic principle of the proposed system of strategic planning, information and quality management can be regarded as the principle of an integrated performance measurement model of quality management education.

Keywords: quality of education, quality management model, strategic planning, quality management, strategic analysis, integrated quality managemen.

Головцова Ирина Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент

ФГАОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67 E-mail: golovtsova@mail.ru

Golovtsova I.G.,

candidate of economics, associate professor

St. Petersburg State University of Aerospace Instumentation 190000, Russia, St. Petersburg, Bolshaya Morskaya st., 67 E-mail: golovtsova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.